Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Зеленая экономика в арабских странах и перспективы ее развития (на примере стран Персидского залива)

Работа №127436

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы91
Год сдачи2022
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. «Зеленая» экономика как новая модель экономического развития 8
§ 1.1 Возникновение «зеленой» экономики 8
§ 1.2 Развитие «зеленой» экономики: основные направления 14
§ 1.3 «Зеленая» экономика: проблемы реализации 18
Глава 2. «Зеленая» экономика на Ближнем Востоке 26
§ 2.1. Экологические проблемы стран Ближнего Востока и способы их преодоления 26
§ 2.2. Страны Персидского залива: стратегии экономического развития 38
Глава 3. Страны Персидского залива на пути к диверсификации экономики: реализация стратегий развития 55
Заключение 80
Список использованной литературы 85

Осознание взаимосвязи между темпами экономического роста и степенью ухудшения состояния окружающей среды заставило мировое сообщество пересмотреть свои взгляды на то, как должна выглядеть экономика будущего. Проведение международных конференций по вопросам окружающей среды на самом высоком уровне с участием глав государств и представителями соответствующих ведомств привели к подписанию в 2015 году Парижского соглашения, ознаменовавшего новый этап для многих стран мира. Парижское соглашение подразумевает сокращение выбросов углерода, переход на возобновляемые источники энергии, а также изменение привычек потребления и производства. Подобные цели являются вызовом для экономики так долго базировавшейся на использовании углеводородов и сопровождавшейся выбросами парниковых газов в атмосферу. Что касается мирового сообщества, то осуществление этих целей будет связано со значительными финансовыми сложностями, а для некоторых стран подобная «перестройка» означает создание абсолютно новой экономической модели. К последним относятся нефтяные монархии Персидского залива. Тем не менее страны Арабского Востока испытывают серьезные экологические трудности, связанные с повышением уровня моря и засухами, что ведет к нехватке питьевой воды и продовольствия, поэтому осуществление перемен для них также необходимо.
Для обсуждения и решения экологических проблем в 2006 году был создан Арабский форум по окружающей среде и развитию, членами которого являются все арабские страны. Деятельность форума осуществляется при поддержке Лиги арабских государств и программы ООН по окружающей среде. Целью форума является информирование населения региона о существующих экологических проблемах и способах их преодоления. С момента создания форума арабские страны весьма неравномерно продвинулись в переходе на «зеленые» технологии. Однако ими были созданы долгосрочные стратегии экономического развития.
Стратегии каждой из представленных стран включают в себя постепенный переход к «зеленой» экономике. Причиной стремительно ухудшающихся природных условий во многом является сырьевой характер экономики. Однако благодаря растущей включенности стран региона в мировые процессы, связанные с защитой окружающей среды, за последние годы осуществляются меры, предполагающие не только использование возобновляемых источников энергии, повторное применение сточных вод и строительство «зеленых» городов, но и диверсификацию экономики с целью снижения значения экспорта энергоресурсов на формирование ВВП, а также достижение целей устойчивого развития, а именно создание новых рабочих мест, улучшение качества и продолжительности жизни. По этой причине особый интерес для исследования представляют арабские страны Персидского залива, обладающие высокими показателями ВВП во многом из-за экспорта энергоресурсов, что означает для них кардинальную трансформацию существующей экономической модели.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современном мире наблюдается высокая степень зависимости некоторых стран от импорта и экспорта энергоресурсов, что делает их экономическое развитие весьма нестабильным и обусловленным ценами на энергоресурсы на мировом рынке. Что касается арабского региона, и стран Персидского залива в частности, то необходимость развития «зеленой» экономики связана еще и со стремительно ухудшающимися природными условиями.
В связи с этим научная новизна данного исследования заключается в том, что оно комплексно рассматривает стратегии развития, принятые странами Персидского залива на ближайшие десятилетия с анализом уже достигнутых результатов и изменившихся экономических показателей. Помимо этого, в исследовании будет сделана попытка оценить потенциал перехода на «зеленую» модель развития в рассматриваемом регионе.
В данной работе объектом исследования являются страны Ближнего Востока и существующие в регионе экономические и экологические проблемы. Предметом исследования является политика стран Персидского залива по диверсификации экономики и переходу на «зеленую» модель экономического развития.
Целью данного исследования является исследование перспектив развития «зеленой» экономики в странах Персидского залива, где ВВП преимущественно формируется за счет экспорта углеводородов. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить причины возникновения «зеленой» экономики, основные направления и этапы ее развития.
2. Выявить экологические и экономические проблемы Ближнего Востока.
3. Исследовать стратегии стран Персидского залива по развитию экономики на ближайшие десятилетия.
4. Оценить возможность полного перехода на «зеленую» экономику с использованием возобновляемых источников энергии и диверсификации экономики с существенным уменьшением значимости нефтедобывающего сектора.
Методологическая база, с учетом характера представленного материала, носила комплексный подход. Был использован метод анализа, позволивший детально изучить возникновение «зеленой» экономики и направления ее развития; методы синтеза и описания дали возможность оценить результативность проводимых мер и их потенциал; исторический и сравнительный методы позволили проследить этапы распространения идей «зеленой» экономики во всем мире и влияние разного экономического потенциала на осуществление перестройки экономики по «зеленой» модели; метод прогнозирования характеризует реалистичность достижения поставленных целей в ближайшем будущем.
При рассмотрении степени изученности темы данного исследования стоит отметить, что она освещается в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. В нашей работе мы воспользовались трудами Л. С. Бочаровой1, Н. А. Вукович2, Г. Л. Гукасяна3, А. О. Филоник4, посвященных как изучению процесса развития «зеленой» экономики в странах Арабского Востока в целом, так и рассматривающим конкретные примеры преобразований в отдельных странах. Помимо этого, в работе Г. Л. Гукасяна затрагивается вопрос возможности полного осуществления поставленных целей. В работе были также использованы статьи и пособия, составленные западными и арабскими учеными.
В качестве источников в ходе написания данного исследования были привлечены отчеты Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Международного энергетического агентства (МЭА), Всемирного банка, Арабского форума по окружающей среде и развитию, официальные тексты национальных стратегий развития, отчеты международных организаций, осуществляющих контроль над состоянием окружающей среды, ежегодные отчеты официальных ведомств.
Работа прошла апробацию в ходе Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2022», где материал исследования был представлен на заседании секции «Устойчивое развитие: в поисках новых приоритетов».
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обозначены объект и предмет исследования, его методология, актуальность и новизна. Помимо этого, поставлены цель и задачи исследования, а также освещается степень изученности темы. В первой главе рассматриваются причины возникновения «зеленой» экономики, основные этапы ее развития и международные соглашения в сфере «зеленой» экономики. Во второй главе исследуются экологические проблемы Ближнего Востока, причины развития «зеленой» экономики в регионе и стратегии экономического развития стран Персидского залива. Третья глава освещает процесс реализации странами Персидского залива принятых ими стратегий, достигнутые результаты и перспективы их скорого осуществления. В заключении представлены основные выводы , полученные входе проведения исследовательской работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью выпускной квалификационной работы было оценить потенциал стран Персидского залива по переходу на «зеленую» модель экономического развития. В ходе проведения научного исследования были получены следующие результаты:
1. В 1992 г. была проведена первая масштабная Конференция ООН «Саммит Земли», на которой мировое сообщество обратило внимание на взаимосвязь экономического развития и ухудшающимся состоянием окружающей среды. С тех пор предпринимаются меры по переходу от «коричневой» энергоресурсной экономики к «зеленой», характеризующейся устойчивым развитием и бережным отношением к окружающей среде.
2. «Зеленая» экономика определяется как экономика, приводящая к повышению благосостояния людей и социальной справедливости при значительном снижении экологических рисков и экологического дефицита. В «зеленой» экономике рост доходов и занятости должен быть обусловлен государственными и частными инвестициями, которые направлены на сокращение выбросов углерода и загрязнения окружающей среды, повышение эффективности использования энергии и ресурсов и предотвращают сокращение биоразнообразия и гибель экосистем.
3. Политика перехода к «зеленой» экономике совпадает и во многом дополняет 17 целей устойчивого развития. Несмотря на уже предпринятые меры и составленные стратегии процесс их осуществления задерживают необходимость значительных финансовых вложений и субсидии, выделенные на поддержание «коричневой» экономики, а также существенный объем инвестиций необходимых для осуществления качественной перестройки всей экономической модели.
4. Принятое в 2015 г. Парижское соглашение, подписанное на сегодняшний день 192 странами и Евросоюзом, обязывает государства предпринимать меры по защите климата и оказывать финансовую поддержку менее развитым странам, для которых реализация этих мер является слишком дорогостоящей.
5. Текущая экономическая нестабильность, отягченная последствиями COVID-19, и угрозой мирового финансового кризиса, привела к тому, что многие государства на сегодняшний день не готовы инвестировать в «зеленые» технологии.
6. Процесс перехода на «зеленую» модель экономики также движется медленными темпами и сталкивается с большим количеством преград по причине того, что осуществление некоторых проектов может нанести ущерб окружающей среде.
7. Принятие целей устойчивого развития и заключение Парижского соглашения в 2015 г. ознаменовало новый этап и вызов для стран Арабского Востока. Тем не менее существующие экологические трудности, связанные с повышением уровня моря и засухами, ведущие к нехватке питьевой воды и продовольствия, способствуют развитию «зеленой» экономики и формированию долгосрочных национальных стратегий развития.
8. Ряд мер и действий по переходу на зеленую модель развития были предприняты странами Магриба и Машрика. Они включают в себя: строительство солнечных и ветряных станций, сортировку и переработку мусора, попытки повторного использования сточных вод, развитие интенсивного сельского хозяйства. Особых успехов по воплощению этих проектов добились Египет, Иордания и Марокко.
9. Проведение саммита «Зеленый Ближний Восток» демонстрирует серьезное отношение арабского общества к вопросу о сохранении окружающей среды. Несмотря на значительное неравенство в экономическом развитии, существующее между странами, данное мероприятие свидетельствует о том, что этот вопрос готов обсуждаться и решаться на региональном и международном уровнях.
10. Вопрос развития «зеленой» экономики в странах Персидского залива стоит особенно остро, так как существенная доля ВВП состоит из экспорта нефти, что делает экономики стран зависимыми от мировых цен на энергоресурсы. По данным за 2020 г. доля нефти в экспорте стран Персидского залива составляет: Кувейт (66,3%), Саудовская Аравия (57,3%), Оман (43,5%), ОАЭ (19,5%), Катар (21%) и Бахрейн (1,42%).
11. Существенная часть доходов от экспорта энергоресурсов расходуется на компенсацию недостатка в других ресурсах, связанных с климатическими условиями региона. По этой причине каждой арабской страной Персидского залива были разработаны стратегии долгосрочного развития, направленные на диверсификацию экономики, снижение зависимости от экспорта нефти и газа, использование возобновляемых источников энергии, строительство «зеленых» городов и улучшение социальной сферы жизни общества.
12. Климатический фактор также является причиной перехода на «зеленую» экономику. В условиях нынешнего количества выбросов парниковых газов, среднегодовая температура в регионе может подняться на 1 - 2 градуса к 2059 г. Это во многом усугубит существующие в этих странах экологические проблемы. При выполнении цели, поставленной Межправительственной группой экспертов (IPCC), повышение температуры в странах Персидского залива окажется несущественным, если снизить количество выбросов до нуля к 2050 г.
13. Страной первой вставшей на путь диверсификации стала ОАЭ с ее стратегией «Vision 2021». Ярким доказательством тому служит тот факт, что доля ненефтяного сектора в ВВП страны составила 72,3% в 2021 г. Воплощаются и другие проекты, связанные с увеличением притока иностранных инвестиций за счет создания благоприятных условий для ведения бизнеса, ведется строительство атомных, солнечных, ветряных электростанций. «Зеленый» город Масдар имеет шанс показать потенциал и возможности использования «зеленых» технологий для достижения устойчивого будущего.
14. Осуществление Саудовской Аравией целей, обозначенных в стратегии «Saudi Vision 2030», осуществляется весьма неравномерно. С одной стороны, доля ненефтяного сектора в ВВП стабильно увеличивается и достигает рекордных отметок. В то же время, количество выбросов парниковых газов в атмосферу от сжигания топлива увеличивается, а многие проекты по использованию возобновляемых источников энергии находятся либо на стадии строительства, либо планирования. Строительство «зеленых» городов также находится на стадии обсуждения. Вместе с тем, растет приток иностранных инвестиций, что напрямую соответствует поставленной перед страной стратегией развития.
15. Статистические данные говорят о том, что несмотря на амбициозные планы, описанные в стратегии «Qatar Vision 2030», направленные на развитие «зеленых» технологий, диверсификацию экономики, использование возобновляемых источников энергии и строительство «зеленых» городов их осуществление и достижение маловероятно к 2030 году. Увеличению срока достижения поставленных целей способствует и отток прямых иностранных инвестиций, снижение стоимости энергоресурсов и негативные последствия
16. На диверсификацию экономики Бахрейна, существенно зависимой от экспорта нефтепродуктов, переход на возобновляемые источники энергии и строительство эко-городов большое влияние оказывает географическое положение страны. По этой причине осуществление целей, обозначенных в «The Economic Vision 2030», сталкивается с большим количеством сложностей. Из положительных тенденций отмечается рост прямых иностранных инвестиций в 2021 году, достигших 1,8 миллиарда долларов.
17. Реализация стратегии «New Kuwait Vision 2035» находится только на начальном этапе и стране еще предстоит предпринять меры по превращению страны в финансовый центр с диверсифицированной экономикой с устойчивыми темпами развития в социальной и экологической сферах. На настоящий момент в стране не наблюдается больших перемен в сторону «зеленой» экономики.
18. Султанат Оман постепенно идет по пути осуществления своей стратегии «Oman Vision 2040». Многие проекты и показатели еще далеки от запланированных результатов, однако их осуществление проводится путем проведения экономических преобразований за несколько пятилеток. Уже сейчас наблюдается увеличение ненефтяных доходов и привлечение внутренних инвестиций. Однако темпы развития замедлились вследствие экономического кризиса, вызванного пандемией, отрицательно сказавшийся на темпах роста ВВП.
19. Реализация наиболее амбициозных «зеленых» проектов осуществляется в Саудовской Аравии, ОАЭ и Катаре, что объясняется высокими показателями ВВП в данных странах, правильной политикой правительства по поддержанию частного сектора, а также притоком прямых иностранных инвестиций, хотя в Катаре их уровень несколько снизился за последнее время.
20. Осуществление целей, поставленных перед Кувейтом, Оманом и Бахрейном, проводится весьма медленными темпами. Бюджет этих стран испытывает дефицит за последние несколько лет, связанный с относительно низкими ценами на энергоресурсы и экономическими последствиями COVID- 19, что демонстрирует слабую диверсификацию экономики. По этой причине достижение целей в установленные сроки кажется маловероятным
21. Недавний рост цен на энергоресурсы может положительно сказаться на росте ВВП стран Персидского залива в 2022 г. Это поможет сократить дефицит бюджета и поспособствовать инвестициям в ненефтяной сектор экономики данных стран.


Источники на русском языке:
1. Итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию Рио +20. URL: https://daccess-ods.un.org/tmp/7236607.670784.html (дата обращения: 15.10.2020).
2. Парижское соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН по изменению климата (2015). URL: https://www.un.org/ru/climatechange/paris- agreement (дата обращения: 15.10.2020).
3. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 15.10.2020).
Источники на английском языке:
4. Climate Transparency report comparing G20 climate action and responses to the covid-19 crisis. URL: https://www.climate-transparency.org/wp-content/uploads/2020/11/Climate-Transparency-Report-2020.pdf (дата обращения: 05.12.2021).
5. Climate Transparency. Saudi Arabia. URL: https://www.climate-transparency.org/wp-content/uploads/2021/10/CT2021SaudiArabia.pdf (дата обращения: 05.12.2021).
6. International Energy Agency, ‘BLUE Map’. URL: https://erpuk.org/wp-content/uploads/2015/03/ERP-Scenario-analysis-IEA-BLUE-Map.pdf (дата обращения: 27.01.2021).
7. International Investment Agreements & Sustainable Development: Safeguarding Policy Space & Mobilizing Investment for a Green Economy. URL: https://www.un-page.org/files/public/international_investment_agreements_sus tainable_development_1.pdf (дата обращения: 08.11.2021).
8. National Climate Change Plan of the United Arab Emirates 2017-2050. URL: https://u.ae/en/about-the-uae/strategies-initiatives-and-awards/federal-governments-strategies-and-plans/national-climate-change-plan-of-the-uae (дата обращения: 03.10.2021).
9. Oman Vision 2040. URL: https://isfu.gov.om/2040/Vision_Documents_En.pdf (дата обращения: 05.10.2021).
10. Qatar National Vision 2030. URL: https://www.gco.gov.qa/wp-content/uploads/2016/09/GCO-QNV-English.pdf (дата обращения: 05.10.2021).
11. Report of the Arab Forum for Environment and Development 2017. Arab Environment in 10 Years. URL: http://www.afedonline.org/en/reports/details/arab- environment-in-10-years (дата обращения: 07.11.2021).
12. Report of the Arab Forum for Environment and Development 2018. Financing Sustainable Development in Arab Countries. URL: http://www.afedonline.org/en/reports/details/financing-sustainable-development (дата обращения: 17.11.2021).
13. Report of the Arab Forum for Environment and Development Health and The Environment in Arab Countries 2020. URL: http://www.afedonline.org/en/reports/details/health-and-the-environment-in-arab- countries (дата обращения: 17.11.2021).
14. Saudi Vision 2030. URL: https://www.vision2030.gov.sa/media/rc0b5oy1/saud i_vision203.pdf (дата обращения: 17.11.2021).
15. Sustainable Development Goals (SDGs) Indicators Report. URL: https://s3.amazonaws.com/sustainabledevelopment.report/2021/2021-sustainable- development-report.pdf (дата обращения: 17.11.2021).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ