Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эволюция системы женского образования в Великобритании во второй половине XIX — начале XX вв

Работа №127433

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы106
Год сдачи2022
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Социокультурный контекст становления системы женского образования в Великобритании в XIX в 14
1.1. Гендерный вопрос в британском обществе в XIX — начале XX вв. и
попытки его решения 14
1.2. Движение за права женщин на образование в XIX — начале XX вв.:
основные этапы 24
Глава 2. Система начального и среднего образования женщин в XIX — начале XX вв 37
2.1. Государственное регулирование образовательной системы в XIX в. и
возможности женского образования 37
2.2. Основные методические характеристики системы начального и
среднего женского образования в Великобритании в XIX — начале XX вв 52
Глава 3. Особенности системы высшего образования женщин в
Великобритании во второй половине XIX — начале ХХ вв 62
3.1. Женщины в науке XIX в.: популяризация знания как фактор
расширения возможностей высшего образования 62
3.2. Структура системы высшего женского образования и основные образовательные организации Великобритании в XIX — начале XX вв. .70
3.3. Женские профессии второй половины XIX — начала ХХ вв. и
становление культурного идеала «новой женщины» 84
Заключение 90
Список использованных источников и литературы 93
Список приложений 102


Актуальность темы. В современном мире гендерные исследования пользуются большой популярностью и вызывают особенный интерес как с научной, так и с общественно-политической точки зрения. На фоне развития идей феминизма и всеобщего равенства в правовом и профессиональном поле, модернизации общественного сознания и смены гендерных ролей изучение истоков данных процессов приобретает особенную актуальность. Таким образом, рассмотрение конкретных аспектов, в частности, развития системы женского образования в Великобритании во второй половине XIX — начале XX вв., позволяет нам проследить трансформации общественного мнения по данному вопросу на примере отдельно взятого государства и выделить причины, основные движущие силы и закономерности процесса в рамках периода. Благодаря этому становится возможным увидеть некоторые подобные проявления и в современном нам обществе.
С научной же точки зрения, крайне важно обратить внимание на социальную и культурную среду, «внутри» которой разворачивались основные события, поскольку это наиболее явно демонстрирует причины, цели и противоречия процесса. Так, с пониманием «контекста», события, отдаленные от нас временем, выстраиваются в общую логическую последовательность, основанную на взаимосвязи их причин, следствий, действующих лиц, их мотивов, идей, взглядов. Гендерные исследования с этой позиции имеют не только чисто историческую направленность, но и не менее важную социальную. Помимо этого, рассмотрение эволюции образовательной системы для женщин в Великобритании крайне важно и непосредственно в контексте её организации и администрирования, а также некоторых вопросов методического свойства. Данные аспекты интересны для изучения в том числе гендерного подхода в образовании, яркой иллюстрацией развития которого является женская образовательная система Соединенного Королевства.
Объект исследования — развитие системы начального, среднего и высшего образования для женщин в Великобритании во второй половине XIX — начале ХХ вв. Предметом работы является влияние на данный процесс исторических реалий периода, общественного мнения и его трансформаций, особенностей законодательного регулирования сферы образования и деятельности активистов и общественных организаций по данному вопросу, а также непосредственно система организации женских учебных заведений и возможности образования, предлагаемые ими.
Цель исследования — проанализировать систему женского образования в Великобритании XIX — начала XX вв., считавшуюся лучшей в мире в рассматриваемый период, и выделить основные её характеристики. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: во-первых, дать краткий обзор основных представлений общества по женскому вопросу в целом и по вопросу развития женского образования в частности, что необходимо для лучшего понимания специфических обстоятельств, в которых разворачивался процесс; во-вторых, проанализировать деятельность общественных организаций в образовательной среде и выяснить, насколько существенной была их роль; в-третьих, установить взаимосвязь между изменением государственной политики и законодательного регулирования в сфере женского образования и развитием самой его системы; в- четвёртых, выделить основные типы образовательных организаций для женщин, охарактеризовать особенности их учебных программ, их управления, финансирования и администрирования.
Хронологические рамки работы охватывают период второй половины XIX — начала ХХ вв., но, по необходимости, расширяются за счёт приведения в исследовании сведений о проявлениях зарождавшегося женского движения и возникновении первых женских образовательных организаций в первой половине XIX в.
Территориальные рамки исследования охватывают преимущественно Англию, Уэльс (чаще всего имевших общие законы в 4
образовательной сфере) и Шотландию, поскольку в рамках периода именно в данных частях британского государства процесс развивался наиболее активно и имел общие характерные черты, однако сведения о состоянии системы женского образования в Ирландии также частично приводятся в тексте работы.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в авторском подходе к изучению вопросов становления системы женского образования в Соединённом Королевстве, установлении необходимых для понимания процесса взаимосвязей с различными социальными и культурными явлениями, например, с проявлениями женского активизма на различных этапах развития женского движения в Великобритании, тенденциями постепенного изменения «женского идеала» в общественном сознании, трансформации гендерных ролей в профессиональном, социальном, политическом контексте и др.
Методы исследования. В исследовании применены не только общенаучные методы (анализ и синтез), но и специальные исторические методы — структурно-системный (с целью установления единства явлений и событий в общественно-историческом развитии), сравнительно-сопоставительный (с целью выявления взаимосвязей между общественными и политическими процессами, а также изменениями общественного мнения и эволюцией в сфере образования), частично статистические методы (для произведения необходимых расчётов, сопоставления фактических данных и приведения иллюстративных статистических данных).
Источниковую базу работы составили опубликованные и неопубликованные источники по теме исследования. С целью анализа процесса государственного регулирования сферы образования использовались законодательные источники, в их числе тексты основных законов об образовании: Закон о грамматических школах 1840 г., Законы о начальном (элементарном) образовании 1870 г., 1891 г., 1902 г., Закон об образовании в Шотландии 1972 г. и др. Для рассмотрения методических характеристик, вопросов организации учебного процесса, эффективности системы образования изучалась отчетная документация различных комиссий по данным вопросам, в частности, Отчет Королевской комиссии по вопросам образования в частных школах (Royal Commission on the Public Schools) 1858-1864 гг. под председательством Георга Вильерса, графа Кларедона, Отчет по итогам Тонтонской комиссии (The School Inquiry Commission), занимавшейся изучением вопросов эффективности существовавших в 1864-1868 гг. образовательных стандартов, Отчет Королевской комиссии по вопросам состояния народного образования в Англии (Royal Commission on the State of Popular Education in England) 1858-1861 гг., возглавляемой герцогом Ньюкасла, Генри Пелхэмом, и др. Помимо этого, в исследовании были использованы некоторые программные тексты, документы и издания общественных организаций (Постановление Центрального Комитета Национального общества по вопросам улучшения образования женщин всех классов, «Ежегодник» женских школ: официальное издание Ассоциации женщин-директоров и др.), что было необходимо для лучшего понимания целей и задач общественных движений и объединений. Документация непосредственно учебных заведений (например, Отчет Правления Благотворительного института для подготовки гувернанток 1852 г.) была весьма ценным источником информации, позволившим со ставить представление о конкретных образовательных организациях и предлагаемых ими возможностях обучения. Также в работе использовались и публицистические источники, брошюры («Практический обзор народного образования» Г. Брума ), а также мемуары участников борьбы за женские права (например, К. Нортон ) и женщин-ученых (М. Соммервилль ), давшие возможность «увидеть» описываемые события глазами их очевидцев и современников.
Историография вопроса о развитии системы женского образования в Великобритании в XIX — начале ХХ вв. не столь обширна. На данный момент в отечественной историографии нет комплексных работ, в полной мере раскрывающих сущность данной темы. Тем не менее, сведения о более узких аспектах, например, об особенностях общественных взглядов по женскому вопросу, о положении женщин в обществе, о некоторых особенностях женского образования в русскоязычной историографии освещаются. При создании данного исследования использовался обширный комплекс научных статей, посвящённых в том числе истории правового регулирования сферы образования и общественного положения женщин в государстве в рамках периода (что можно выделить как наиболее популярные направления исследований в отечественной историографии на данный момент). Среди них можно отметить работы Е.И. Созоновой («Специфика правового положения женщин в викторианской Англии »), Л.А. Чубаровой («Эволюция английского законодательства в сфере образования в средневикторианский и поздневикторианский периоды» ), О.В. Шныровой («Социально-правовой статус женщины в викторианской Англии и суфражистское движение» ) и др. Также крайне интересны сведения об особенностях женской образовательной системы, приводимые в работах О.В. Вашетиной («Развитие женского образования в Великобритании XIX века» ), Н.В. Залеток («Женское образование в викторианской Англии» ), Е.Ш. Ефимовой («Сдвиги в сфере образования женщин среднего класса в Великобритании последней трети XIX в.» ).
Что касается зарубежной историографии вопроса (в рамках данного исследования большей частью использовалась англоязычная литература ), стоит сказ ать, что образовательные аспекты не являются самыми популярными для изучения в гендерных исследованиях, и чаще всего они являются составной частью работ о женском движении в целом. Конкретно вопросам развития образования (обычно женскому образованию в них посвящен отдельный раздел) в Великобритании посвящены работы исследователей начала ХХ в., в том числе, Г. Адамса «Расширение университетов (университетского образования) в Великобритании» , Б. Стивен «Гёртон-колледж 1869-1932», Джорджа Эдвина МакЛина «Исследования высшего образования в Англии и Шотландии: с предложениями для университетов и колледжей в США» и др. Данные работы, в первую очередь, интересны тем, что их авторы являлись современниками процесса изменений. С точки зрения сведений о женском вопросе крайне интересны тексты С. Болтон «Социальные исследования в Англии», Э. Дэвис «Мысли по некоторым вопросам, связанным с женщинами», сборник оригинальных эссе различных авторов, в том числе и «первопроходцев» системы женского образования, «Женский вопрос в Европе» и др. Тем не менее, работы, созданные в конце XIX — начале XX вв., зачастую содержат лишь фактические данные или же личные мнения современников (что особенно актуально в случае с публикациями в периодических изданиях, например, ‘The College Courant’ и ‘New England Journal of Education’), и лишены серьезного анализа, необходимого для выявления каких-либо взаимосвязей и закономерностей.
Что касается более поздней и современной англоязычной историографии вопроса, стоит отметить исследования Д. Уолфорда «Обучение девочек в частных школах: прошлое и настоящее», Д. Адамсона «Английское образование в 1789-1902 гг.», К.Д. Майерс «Совместное обучение в университетах в Викторианскую эпоху. Инклюзивность в США и Соединенном Королевстве», Д. Харфорд «Изменили ли женщины ситуацию? Женщины в Ирландских университетах, 1850-2010», а также «Полную иллюстрированную историю Лондонского университета 1836-1932» Г. Негли.
Помимо непосредственно вопросов образования женщин, безусловно, в англоязычной историографии значительная часть работ затрагивает вопросы женского движения, идей феминизма в их развитии. Среди исследований подобной направленности можно, в первую очередь, выделить труды Д. Бушье «Вызов феминизма: движение к женской свободе в Великобритании и США», Б. Кейн «Английский феминизм в 1780-1980 гг.», С. Холтон «Суфражистские дни: истории о женском суфражистском движении», Д. Роут «Пока им не исполнится семь: истоки женских законных прав» и др. Также в зарубежной историографии встречаются биографические работы об участницах женского движения и борьбы за права на образование (Э. Ридли «Фрэнсис Мэри Басс и её образовательная деятельность»), женщинах-ученых (А. Рейзер, Л. МакНил «Силы природы: женщины, изменившие науку» , обобщенные социальные исследования (Ф. Томпсон «Становление почтенного общества: социальная история Викторианской Британии» ).
Таким образом, состав источников и литературы при соответствующем анализе позволяет решать намеченные в работе задачи. Полный список использованных источников и литературы приведён в конце работы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Первая глава «Социокультурный контекст становления системы высшего женского образования в Великобритании в XIX в.» состоит из двух параграфов: «Гендерный вопрос в британском обществе в XIX — начале XX вв. и попытки его решения» и «Движение за права женщин на образование в XIX — начале XX вв.: основные этапы».
В первом параграфе рассматриваются истоки гендерных противоречий, положение женщин в рамках британского консервативного общества, основные мнения по женскому вопросу, а также приводятся конкретные примеры попыток выхода женщин из подчиненного бесправного положения как предтеча активной фазы женского движения второй половины XIX века, его базовые принципы и программные труды.
В Приложении 1 содержится перечень средних школ, открытых Общественной компанией для обеспечения дневных школ для девочек в 1873-1901 гг.
Во втором параграфе основное внимание уделяется тем действиям, которые были предприняты активными участниками движения за женское образование, созданию соответствующих организаций и их вкладу в данный процесс.
Вторая глава «Система начального и среднего образования женщин в XIX — начале XX вв.» также состоит из двух параграфов: «Государственное регулирование образовательной системы в XIX в. и возможности женского образования» и «Основные методические характеристики системы начального и среднего женского образования в Великобритании в рамках периода».
Первый параграф посвящен особенностям и этапам законодательного регулирования образовательной системы, деятельности различных комиссий по вопросам образования, возникновению женских учебных заведений начального и среднего звена.
В Приложении 2 приведены статистические данные начала 1860х гг., демонстрирующие взаимосвязь школ и религиозных организаций, являвшихся основным источником их финансирования.
В Приложении 3 размещен список женских средних школ, существовавших на частные пожертвования, в Англии и Уэльсе (по данным на 1868 г.).
Во втором параграфе рассматриваются основные характеристики учебных программ для девочек, их регламентация, эффективность, постепенное изменение и его причины.
В Приложении 4 приведено количество начальных «школ буднего дня» (week-day schools), которые могли посещать и девочки в тот же период.
Третья глава «Особенности системы высшего образования женщин в Великобритании во второй половине XIX — начале ХХ вв.» делится на три параграфа: «Женщины в науке XIX в.: популяризация знания как фактор расширения возможностей высшего образования», «Структура системы высшего женского образования и основные образовательные организации Великобритании в XIX — начале XX вв.» и «Женские профессии второй половины XIX — начала ХХ вв. и становление культурного идеала «новой женщины»».
В первом параграфе раскрывается сущность процесса постепенного включения женщин в академическую среду до появления возможностей университетского образования.
Второй параграф описывает непосредственно систему высшего женского образования в Великобритании в рассматриваемый период, конкретные виды учебных заведений, особенности принятия девушек в университеты.
Третий параграф посвящен возможностям развития карьеры и реализации женщин в профессиональной деятельности, связанным с улучшением качества и расширением возможностей женского образования.
В Приложении 5 содержится статистика трудоустройства женщин по данным перечня женских профессий на 1901 г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


История развития системы женского образования в Великобритании в XIX — начале XX вв. является весьма показательной, поскольку именно этот процесс наглядно демонстрирует практически все актуальные для периода гендерные противоречия. Достаточно важным для понимания данной темы является рассмотрение тех специфических обстоятельств, в которых формировалась система, и тех факторов, которые оказывали влияние на данный процесс.
В первую очередь, стоит упомянуть весьма особенный «контекст» становления женской образовательной системы: дух новой эпохи, перестроение экономики государства, социальные изменения с одной стороны и гендерное неравенство, многочисленные ложные представления о женских умственных и физических способностях, бесправие и несамостоятельность женщин с другой.
Впоследствии заблуждения, предрассудки и мифы постепенно были развенчаны тем активным меньшинством, которое выступало за создание системы женского образования. Именно заинтересованные лица и их энтузиазм сыграли важнейшую роль в данном процессе на первичных этапах, создавая необходимые общественные организации, всевозможные
союзы и ассоциации, позволившие воплотить их изначально, казалось бы, безумные идеи в реальность. Такие эпизоды процесса, как, например, всесторонняя образовательная деятельность Фрэнсис Мэри Басс, активность Марии Грэй и Эмили Ширрефф, действия «Эдинбургской семерки», также демонстрировали британскому обществу необходимость перемен, поэтому здесь можно говорить и о роли личности в истории.
С появлением законодательных основ улучшилась и окрепла система начального и среднего женского образования, и, разумеется, государственная политика сыграла здесь также не последнюю роль. Инициированные британской властью комиссии, занимавшиеся анализом особенностей, сильных и слабых сторон существовавшей на тот момент ещё не вполне консолидированной системы начального и среднего образования, пролили свет на необходимость её изменений, а также подтвердили ту мысль, которую ранее транслировали исключительно заинтересованные лица: мысль о равных способностях девочек и мальчиков к учению. Это привлекло на сторону активистов процесса ещё большее количество умных и образованных людей, которые впоследствии внесли свой вклад в том числе и в организацию преподавательской деятельности в женских учебных заведениях.
Разумеется, невозможно утверждать, что все девочки к началу ХХ века получили равный доступ к образовательным ресурсам, здесь важным был финансовый аспект, который долгое время урегулировать не удавалось. Тем не менее, определенные меры в данной сфере были также приняты: финансирование женских учебных заведений со стороны государства к концу XIX века значительно улучшилось, больше средств выделялось на стипендии, на развитие комплекса учебных зданий, на организацию вспомогательных помещений в них. Однако, чтобы добиться этого, например, женским колледжам, приходилось долгое время собственными силами подтверждать свой статус. Задача по привлечению квалифицированных кадров и организации учебной деятельности полностью ложилась на плечи руководства образовательных институтов, и 91
здесь также стоит говорить о важности личного энтузиазма, поскольку именно благодаря этому женские колледжи и школы стали восприниматься как достойные в том числе государственной поддержки.
Процесс становления системы женского образования был весьма стремительным в своём развитии: всего за несколько десятилетий удалось добиться создания множества женских учебных заведений, а также, в некоторых случаях, и допуска к университетским экзаменам. Университетские корпорации, пусть и весьма неохотно, но допускали девушек к посещению лекций, женские колледжи постепенно входили в их состав на тех же правах, что и мужские, вводилась система совместного обучения. Сомнительно, что такой успех возможно было представить ещё в начале века, тем не менее, он так или иначе был достигнут.
Отношение к женщинам также постепенно изменилось, и в первую очередь, изменилось именно осознание женщинами самих себя и своих возможностей. В процессе борьбы за права на образование женщины приобрели силу, что впоследствии проявилось в том числе и в участии их в политических процессах, в движении за избирательное право и др. Это было началом процесса эмансипации, который впоследствии достиг широких масштабов и во многом продолжается и сейчас в несколько иных формах выражения.
Таким образом, развитие системы женского образования — огромный толчок к становлению женщин как профессионалов и полноправных членов общества, а также к изменению в сфере женского труда и открывшимся впоследствии новым возможностям.



1. National Union for the Improvement of Education of Women of All Classes. Central Committee [Electronic source]. — Mode of access: https://www.grosvenorprints.com/stock detail.php?ref=21032 (Дата обращения: 17.03.2022)
2. Queen Margaret College Medical Club opening lecture, session 1896-1897: Members of the medical profession in Glasgow of wide celebrity by Dr. James Finlayson [Electronic Source]. — Mode of Access: https://archive.org/details/b21467201/mode/2up (Дата обращения: 16.04.2022)
б) опубликованные источники
I. Актовые источники
1. Законодательные источники
1.1. Education Act 1902 [Electronic Source]. — Mode of access:http://www.educationengland.org.uk/documents/acts/1902-education-act.html#02(Дата обращения: 25.03.2022)
1.2. Education (Scotland) Act 1872 [Electronic Source]. — Mode of Access:http://www.educationengland.org.uk/documents/acts/1872-education-scotland-act.html(Дата обращения: 21.03.2022)
1.3. Elementary Education Act 1870 [Electronic Source]. — Mode of access:http://www.educationengland.org.uk/documents/acts/1870-elementary-education-act.html(Дата обращения: 25.03.2022)
1.4. Elementary Education Act 1891 [Electronic Source]. — Mode of access:http://www.educationengland.org.uk/documents/acts/1891-elementary-education-act.html(Дата обращения: 25.03.2022)
1.5. Grammar Schools Act 1840 [Electronic Source]. — Mode of access: http://www.educationengland.org.uk/documents/acts/1840-grammar-schools-act.html(Дата обращения: 20.03.2022)
1.6. Local Government Act 1888 [Electronic Source]. — Mode of access: http://www.educationengland.org.uk/documents/acts/1888-local-gov-act.html(Дата обращения: 26.03.2022)
1.7. Medical Act, 1876 [Electronic Source]. — Mode of access:http://www.irishstatutebook.ie/eli/1876/act/41/enacted/en/print.html (Дата обращения: 16.04.2022)
1.8. Revised Code of Minutes and Regulations of the Committee of the Privy Council on Education, 1862. [Electronic Source]. — Mode of access: http://www.educationengland.org.uk/documents/cce/revised-code.html(Дата обращения: 31.03.2022)
1.9. The Local Government Act, 1894, with full explanation notes: an introductory chapter on local government; and an appendix containing the incorporated acts and the regulations of the Local Government Board. London: Reeves & Turner, 1894. — 288 p.
2. Ведомственные источники
2.1. Claredon Report (1864). Inquiry into the Revenues and Management of Certain Colleges and Schools and the Studies Pursued and Instruction Given Therein [Electronic Source]. — Mode of access: http://www.educationengland.org.uk/documents/clarendon1864/clarendon1.html(Дата обращения: 27.03.2022)
2.2. Governesses’ Benevolent Institution. Report of the Board of Management, for 1952 / London: Edward West, 1953. — 155 p.
2.3. King’s College, London. R. Clay, printer, Bread Street Hill, 1845. — 20 p.
2.4. Report or the commissioners appointed to inquire into the state of Popular Education in England. London: printed by George E. Eyre and William Spottiswoode, 1861. — 854 p.
2.5. School Inquiry Commission. Report of the Commissioners. London: printed by George E. Eyre and William Spottiswoode for H.M. Stationery off., 1868. — 856 p.
2.6. The Bryce Report. Report of the Royal Commission on Secondary Education [Electronic Source]. — Mode of access: http://www.educationengland.org.uk/documents/bryce1895/bryce1895.html(Дата обращения: 28.03.2022)
2.7. The girls' school year book. 1971: 65th year of publication: the official book of reference of the Association of Head Mistresses. London: A. and C. Black, 1971. — 705 p.
II. Нарративные источники
1. Публицистические источники
1.1. Brougham H. Practical observations upon the education of the people: addressed to the working classes and their employers. London: Printed by Richard Taylor and sold by Longman, Hurst, Rees, Orme, Brown, and Green for the benefit of the London Mechanics Institution, 1825. — 33 p.
1.2. Maudsley H. Sex in mind and in Education / School Bulletin Publication. C.W. Bardeen, 1884. — 25 p.
1.3. Shireff E. The chivalry of the South. London: Printed for the Ladies' London Emancipation Society by Emily Faithfull, 1864. — 14 p.
2. Мемуары
1.1. Norton C.S. A Letter to the Queen /Selected Writings of Caroline Norton, with an introduction and notes by James O. Hoge and Jane Marcus. Scholars' Facsimiles and Reprints, Delmar, New York, 1978. — 600 p
I. 2. Sommerville M. Personal Recollections, from Early Life to Old Age, of Mary Somerville with Selections from Her Correspondence by Her Daughter, Martha Somerville. London: Jonh Murray, Albermarle Street, 1873. — 408 p.
II. Литература
а) список литературы, опубликованной на русском языке
1. Монографии
1.1. Абрамс Л. Формирование европейской женщины новой эпохи. 1789-1918. Пер. с англ. Е. Незлобиной. Гос. ун-т Высшая школа экономики. М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2011. — 408 c.
1.2. Милль Д.С. Подчиненность женщины. Перевод с английского Н. Михайловского. СПб.: Издание книгопродавца С. В. Звонарева, 1869. — 255 c.
1.3. Шнеир М. Феминизм: проза, мемуары, письма / М.: Прогресс; Литера, 1992. — 476 c.
2. Сборники статей
2.1. Бунькова Ю.В., Тамазов М.С., Аттоева Л.З. Парламентская реформа 1832 года в Великобритании: начало полномасштабной модернизации государственного строя. // Культура. Духовность. Общество. Новосибирск, 2014. №14. С. 64-69.
2.2. Вашетина О.В. Развитие женского образования в Великобритании XIX века. / Теория и практика реализации генденого подхода в образовании. Долгопрудный, 2016. С. 32-40.
2.3. Давиденко А. А. Гендерные аспекты джентельменского этикета в Викторианской Британии / Вестник пермского университета, №4(43), 2018. С. 15-21.
2.4. Ефимова Е.Ш. Некоторые из женских «благородных» профессий в Великобритании последней трети XIX в. / ОНВ. 2008. №5 (72). С. 42-44.
2.5. Ефимова Е.Ш. Положение гувернанток и учительниц в Великобритании последней трети XIX века. / Вестник Челябинского государственного университета. 2011. №23(238). С. 164-168.
2.6. Ефимова Е.Ш. Сдвиги в сфере образования женщин среднего класса в Великобритании последней трети XIX в. / Омский научный вестник. №4 (38), 2006. С. 21-24.
2.7. Залеток Н.В. Женское образование в викторианской Англии. / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2013. №9. С. 60-64.
2.8. Метлова Т.А. Гендерный дискурс в британском романе о новой женщине рубежа XIX—XX веков. / Проблемы науки. 2022. №3. С. 119-120.
2.9. Романова М.И. Парламентская реформа 1832 года в Англии и её последствия. / Новая и новейшая история. М., 2005. С. 58-68.
2.10. Созонова Е.И. Специфика правового положения женщин в викторианской Англии. / Достижения вузовской науки. Пенза, 2021. С. 130-132.
2.11. Согомонян Н.С. Начальное образование Великобритании во второй половине XIX — начале ХХ вв. / Актуальные проблемы социально-гуманитарных знаний. М., 2015. С. 123-127.
2.12. Тюнина Ю.А. Элементарное образование в викторианской Англии / Ярославский педагогический вестник, Т.1, №3, 2013. С. 63-67.
2.13. Чернявская Н.Э., Киреева Н.В., Корнеева Е.Н. Из истории развития женского образования в Англии викторианской эпохи в русской периодической печати / История и педагогика естествознания. 2018. №3. С. 57-59.
2.14. Чубарова Л.А. Эволюция английского законодательства в сфере образования в средневикторианский и поздневикторианский периоды. / 10 корпус. Елец, 2017. С. 64-67.
2.15. Шнырова О.В. Социально-правовой статус женщины в викторианской Англии и суфражистское движение. / Вестник ИвГУ. Серия: Гуманитарные науки. Иваново, 2008. №4. С. 100-110.
б) список литературы, опубликованной на английском языке
1. Монографии
1.1. Adams H.B. University Extension in Great Britain. U.S. Government Printing Office, 1900. — 1055 p.
1.2. Adamson J.W. English education, 1789-1902. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. — 520 p.
1.3. Altick L.D. The English common reader: a social history of the mass reading public, 1800-1900. Columbus: Ohio State University Press, 1998. — 448 p.
1.4. Aries P. Centuries of childhood [Translated from French by R. Baldick]. New York: Alfred A. Knopf, 1962. — 447 p.
1.5. Bolton S.K. Social studies in England. Boston, D. Lothrop Company, 1893. — 187 p.
1.6. Bouchier D. The feminist challenge: the movement for women's liberation in Britain and the USA / New York: Schocken Books, 1984. — 252 p.
1.7. Caine B. English Feminism, 1780-1980 / Oxford University Press, 1997. — 336 p.
1.8. Davies E. Thoughts on Some Questions relating to Women, 1860-1908. Cambridge: Bowes and Bowes, 1910. — 244 p.
1.9. Essinger J. Ada's algorithm: how Lord Byron's daughter Ada Lovelace launched the digital age. Brooklyn: Melville House, 2014. — 254 p.
1.10. Finney G. Women in modern drama: Freud, feminism, and European theater at the turn of the century. Ithaca: Cornell University Press, 1989. — 235 p.
1.11. Harford J. Have Women Made a Difference? Women in Irish Universities, 1850-2010. Peter Lang, 2010. — 226 p.
1.12. Holton S.S. Suffrage Days: Stories from the Women's Suffrage Movement / Routledge: London and New York, 1996. — 309 p.
1.13. MacLean G.E. Studies in Higher education in England and Scotland: with suggestions for Universities and Colleges in the United States. U.S. Government Printing Office, 1917. — 279 p.
1.14. Myers C.D. University Coeducation in the Victorian Era. Inclusion in the United States and the United Kingdom. Palgrave Macmillan, 2010. — 283 P.
1.15. Neeley K.A. Mary Somerville: Science, Illumination, and the Female Mind. Cambridge University Press, 2001. — 263 p.
1.16. Negley H. University of London: An Illustrated History: 1836-1986. A&C Black, 2000. — 306 p.
1.17. Nym Mayhall L.E. The Militant Suffrage Movement: Citizenship and Resistance in Britain, 1860-1930 / Oxford University Press, 2003. — 232 p.
1.18. Rayner-Canham M.F., Rayner-Canham G. Chemistry Was Their Life: Pioneering British Women Chemists, 1880-1949. Imperial College Press, 2008. — 560 p.
1.19. Reser A., McNeill L. Forces of Nature: The Women who Changed Science. Francis Lincoln Publishing, 2021. — 272 p.
1.20. Ridley A.E. Frances Mary Buss and her work for education. London, New York: Longmans, Green, and Co, 1895. — 399 p.
1.21. Sahli N.A. Elizabeth Blackwell, M.D. (1821-1910): A Biography. University of Pennsylvania, 1974. — 468 p.
1.22. Stephen B. Girton College 1869-1932. Cambridge University Press, 1933. — 228 p.
1.23. Thompson F.M.L. The rise of respectable society: a social history of Victorian Britain: 1830-1900. London: Fontana Pr., 1989. — 382 p.
1.24. Walford G. Girls' Private Schooling: Past and Present. London: The Woburn Press, 1993. — 208 p.
1.25. Wroath J. Until they are seven: the origins of women’s legal rights /
Winchester [England]: Waterside Press, 1998. — 144 p.
1.26. Zimmern A. The Renaissance of Girls' Education in England: A Record of Fifty Years' Progress. A.D. Innes & Co., 1898. — 285 p.
2. Сборники статей
2.1. Faithfull E. Domestic Service in England. / North American Review. 1891. Vol.153. PP. 23-31.
2.2. Grey M.G. The women’s educational movement. / The woman question in Europe: a series of original essays; editor T. Stanton. G. P Putnam's sons, 1884. PP. 30-62.
2.3. Myers C.D. The Glasgow Association for the Higher Education of Women, 1878 to 1883. / Historian. 2001. № 63(2). PP. 357-371.
2.4. Peterson M.J. The Victorian Governess: Status Incongruence in Family and Society. / Victorian Studies. Vol.14. No.1. The Victorian Woman (Sep., 1970). PP. 7-26.
2.5. Ross S. Scientist: The story of a word. / Annals of Science, Vol. 18, № 2, 1962. P.65-85.
2.6. Thane P The Social, Economic and Political Status of Women. / Twentieth-century Britain: economic, social, and cultural change. London; New York: Longman, 1994. PP. 94-110.
2.7. West E.G. Reviewed Work: Education and Opportunity in Victorian Scotland: Schools and Universities by R.D. Anderson. The Economic History Review. New Series, Vol. 37, No. 3, 1984. PP. 441-442.
3. Периодические издания
3.1. Beedy M.E. Higher education of women in England. / The College Courant. Vol.12. No.4 (January 25, 1873). PP. 39-40.
3.2. Hinsdale E.C. Education of women in England. / The Dial: a Semi-monthly Journal of Literary Criticism, Duscussion, and Information. Vol.XXIV. No.280 (February 16, 1898). P 102-105.
3.3. Lumsden L. On the higher education of women in Great Britain and Ireland. / Journal of Social Science, containing the Proceedings of the American Association. June 1885, 20. PP. 3-12.
3.4. The better education of Women in England. / New England Journal of Education. Vol.3. No.8 (February 19, 1876). P 88.
4. Электронные ресурсы
4.1. Gillard D. Education in England: a history [Electronic Source]. — Mode of access: http://www.educationengland.org.uk/history/chapter06.html#07(Дата обращения: 17.03.2022)
4.2. Goodman J.F. Girls’ Public Day School Company [Electronic Source]. — Mode of access:https://www.oxforddnb.com/view/10.1093/ref:odnb/9780198614128.001.0001/odnb-9780198614128-e-94164(Дата обращения: 19.03.2022)
4.3. The Victorian woman and Education [Electronic source]. — Mode of access:https://www.logicmgmt.com/1876/overview/victorian woman/victorian woman education.htm(Дата обращения: 19.03.2022)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ