Введение 3
Глава 1 Теоретический подход к выявлению взаимосвязи музыки и литературы 9
1.1 Интермедиальность: возникновение понятия и его особенности 9
1.2 Классификация взаимодействия музыки и литературных произведений 17
Глава 2 Практический подход к выявлению взаимосвязи музыки и литературы 27
2.1 Влияние музыки на сюжетную линию в произведениях А.И.Куприна 30
2.2 Речевая музыка 34
2.3 Вербальная музыка 43
Заключение 61
Библиография 65
Приложение 68
Сегодня, изучая взаимодействие музыки с литературой, ученые используют термин «интертекст» ( основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам)1. Однако если прибегнуть к рассмотрению предмета с точки зрения интертекстуальности, мы упустим то, что изучали теоретики до XX века, когда и появилось понятие «интертекста», введенное М.М.Бахтиным в своих ранних работах. Но и прежде чем приступить к более подробному изучению феномена интертекста, нам кажется необходимым рассмотреть более ранние подходы к изучению взаимодействия музыки с литературой. Интерес к этой области ученые проявляли еще в XVIII веке. Основополагающей работой в этой сфере стало эссе Дж. Стила «Эссе о мелодике и ритме речи, выражаемых и фиксируемых путем определенных символов» (1775 г.). В этой работе автор предпринимает попытку прочтения и восприятия поэзии при помощи мелодии. Ради подобного музыкального прочтения автор прибегает к обозначениям высоты звука и ритма*2. Это эссе заложило фундамент для историков литературы в изучении параллелей между литературой и музыкой. Такие авторы как Зульцер, Геодер, Форкель предложили свои работы, которые впоследствии стали фундаментом для более подробных и основательных исследований XIX века.
Первые сознательные попытки практически соединить музыку и литературу стали появляться в трудах авторов периода романтизма. Многие европейские писатели начали стремиться к музыкальности своих произведений, прибегая к тем или иным методам «музыкального оживления» текста. Среди таких авторов особенно можно выделить немецких романтиков Э.Гофмана, Л.Тика и французских символистов С. Малларме и П. Верлена. Чтобы соединить музыку и литературу, можно заметить, что в своих произведениях эти авторы стремились прибегнуть к музыкальности текста, добавляя в него те или иные музыкальные приемы. Так, например, очевидны музыкальные образы в прозе Э.Т.Гофмана и их значение в развитии сюжета на примере отрывка из романа «Рассуждения кота Мура»: «Она запела знаменитую итальянскую канцонетту и чуть было не заблудилась во всяческих прелестных мелизмах, головоломных пассажах и каденцах, давая волю великолепному богатству звуков, так долго таящихся в ее груди»3.
В начале ХХ века австрийский литературовед О. Вальцель высказал идею об универсальности принципов формообразования в искусстве, что позволяет судить о возможности построения композиции литературного произведения по форме музыкального4. Таким образом, исследователи неоднократно замечали возможные приемы взаимосвязи музыки и литературы, а позднее, эти исследования дали возможность говорить о синтезе музыки и литературе под эгидой интертекстуальности.
На сегодняшний день понятие интермедиальности и виды взаимодействия музыки и литературы широко освещены в научных трудах многих исследователей. Многие из этих трудов доступны и на русском языке. Среди них есть важнейшие работы для продолжения исследований в этом направлении: например, труды Борисовой И. Е. «Интермедиальный аспект взаимодействия музыки и литературы в русском романтизме», А. Г. Сидоровой «Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы: литература, живопись, музыка», А. А. Хаминовой «Творческое наследие В. Ф. Одоевского в аспекте интермедиального анализа», Т. Л. Рыбальченко «Знаки музыки в романе Л. Леонова "Русский лес"», Павловой Е. В. «Музыка в ранней прозе Томаса Манна». В этих работах систематизируется и используется на практике международный исследовательский опыт в области взаимодействия музыки и литературы. Так, переходя в теме данного исследования, творческое наследие А. И. Куприна насыщено интермедиальнымими компонентами. И оно не ограничивается одной лишь музыкой. А.И. Куприн не менее мастерски описывал цирковое искусство в рассказах «Белый пудель», «В цирке», «Изумруд», говорил о живописи в произведении «Художник» и т.д. Хотя, конечно, главную роль автор чаще давал именно музыке. Об этом нам говорят рассказы «Гамбринус», «Легенда», «Тапер», «Страшная минута», повесть «Гранатовый браслет» и т. д.). Существуют работы, в которых рассказы А. И. Куприна исследуются с позиций интертекстуальности, музыкального экфрасиса, или статьи, в которых упоминается музыкализация прозы (Л. А. Колобаева «Повествовательная полифония и средства ее создания в русской 12 литературе», Н. А. Игонина «Соприкосновение с поэзией в прозе А. И. Куприна» и др.). В таких исследованиях изучаются сюжетообразующая, психологическая и характерологическая функции музыки, но не рассматривается механизм совмещения языков искусств и различные способы присутствия музыки в вербальных текстах.
Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение прозы Куприна носит в основном общий, ознакомительный характер в рамках изучения русской литературы XX века. Работы автора не рассматривались с точки зрения интермедиальности в её детальном проявлении, лишь по основным моментам, которые не могли дать полного и корретного понимания и прочтения прозы. Использование методологии интермедиального анализа на материале прозы А. И. Куприна позволит расширить представления о поэтики его произведений и о художественной картине мира автора. Влияние музыки на сюжет литературных произведений автора, указанных мною, имеет довольно сложную структуру, в отличие от влияния на сюжет других видов искусств. Так, например, автор неоднократно использовал в своей прозе упоминания таких искусств, как цирк и театр, которые также влияли на сюжет, но являлись скорее фоновым «звучанием». И театр, и цирковые представление в произведениях Куприна - это место действия, в то время, как музыка - полноправный персонаж, у которого есть свой язык и даже своя судьбоносная роль. Чтобы доказать это, мы намерены обращаться к методологии и типологию, разработанным С. П. Шером и В. Вольфом.
Проблема данного исследования - выявление инструментов влияния музыки на сюжет в художественных произведениях автора. Объектом исследования является музыка в прозе А. И. Куприна, а именно в повести «Гранатовый браслет», рассказах «Тапер», «Легенда», «Скрипка Паганини», «Гамбринус», «Страшная минута», «Ночная смена».
Предмет исследования - способы влияния музыки на сюжет в прозе А. И. Куприна.
Цель работы - исследование литературно-музыкальных взаимодействий в прозе А. И. Куприна с точки зрения интермедиальности. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) изучить и проанализировать основные механизмы влияния музыки на литературу;
2) выявить и проанализировать произведения А.И.Куприна, в которых музыка имеет свою роль, влияющую на сюжет;
3) Определить типы взаимодействия музыки и литературы, используемые автором;
Материалом для исследования послужили произведения Куприна разных лет: повесть «Гранатовый браслет» (1910), рассказы «Тапер» (1900), «Страшная минута» (1970), «Легенда» (1906), «Ночная смена» (1899), «Гамбринус» (1907), «Скрипка Паганини» (1929);
Сбор материала для исследования производился на основе выборки художественных текстов, в которых бы присутствовали различные виды влияния музыки на сюжет. В большинстве произведений один из типов интермедиальности является доминирующим, но присутствуют и другие, менее выраженные. Например, в рассказе «Тапер» интересно то, что его музыкальная составляющая имеет биографический характер. Так, в произведении речь идет о знаменитом композиторе Рубиншейне, который повлиял на жизнь молодого тапера. Это единственная работа из мною предложенных, в которой влияние музыки на сюжет оказывается буквальным, прямым. Этот рассказ особенно важен для понимания места музыки в художественной картине мира писателя и представлений Куприна о роли музыки в реальной жизни. Методология исследования была сформирована на основе трудов по проблеме интермедиальности Н. В. Тишуниной, Э. В. Седых, О. Хансена-Леве, И. П. Смирнова, С. П. Шера, К. С. Брауноа, В. Вольфа, Р Брузгене. Методологической базой исследования стали работы Ю.М. Лотмана, М. М. Бахтина, И. П. Ильина, Ю. Кристевой, Р 14 Барта. В работе были использован метод интермедиального анализа и элементы структурно-семиотического подхода.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. В Главе 1 «Теоретический подход к выявлению взаимосвязи музыки и литературы» содержится теоретическая база исследования. Первая глава состоит из двух разделов. В разделе 1.1. «Проблема интермедиальности» рассматривается теория интермедиальности вообще, а также отличее интермедиальности от интертекстуальности и синтеза искусств. В разделе 1.2. «Классификация влияния музыки на сюжет» рассмотрены основные классификации литературно-музыкального взаимодействия. В главе 2 «Музыка в прозе А. И. Куприна» содержится анализ влияния музыки на сюжет в соответствии с выявленной в 1 главе классификацией. Эта глава состоит из трех разделов, которые соответствуют классификациям влияния музыки на литературный сюжет (по классификации С. П. Шера): раздел 2.1. «Аналогии музыкальной техники и структуры», раздел 2.2. «Речевая музыка», Раздел 2.3. «Вербальная музыка».
В ходе данной работы, посвященной аспектам влияния музыки на сюжет в художественной литературе А.И.Куприна, мы выделили следующее. Выявление форматов и подходов во взаимодействии искусств и их взаимозаменяемости - актуальная проблема современных гуманитарных наук, среди которых литературоведение, история, культуроведение, эстетика. Подробный разбор и анализ искусствоведческих и литературоведческих трудов, которые рассматривают проблему интермедиальности и интертекстуальности позволяют оценить общую картину от истории появления этого феномена до его актуального современного воплощения в разных гуманитарных областях. В данной работе большое внимание уделяется историческим аспектам появления этого феномена от внедрения термина в обиход до обозначения нескольких его определений. Это было необходимо для выявления влияния интермедиальности на сюжет конкретных произведений. Для практической части работы мы выделили наиболее значимые классификации и подходы взаимодействия музыки и литературы.
Основным выводом работы стало то, что музыка способна влиять на сюжет не только благодаря её присутствию в качестве сюжетообразующей линии, но и в том случае, если музыка проявляется в речи героев или в композиционном построении произведения.
В первой теоретической главе мы рассмотрели основные аспекты интертекстуальности, которая тесно связана с интермедиальностью, предложенные философом М.М.Бахтиным. Согласно его мнению, любой текст можно наделить диалогичностью и полифонизмом, а в соответствии с этим, любой текст можно назвать «интертекстуальным». Продолжательницей теории М.Бахтина стала французская исследовательница Юлия Кристева. В главе, посвященной обозначению термина интермедиальности и его развитию, мы выделили основные отличия между интермедиальностью и интертекстальностью. Этот аспект мы рассмотрели в основополагающей работе Оге Ханзена-Лёве, выпущенной в 1980-м году «Интермедиальность в русской культуре: От символизма к авангарду», а также в работе его последовательницы С.Д.Титоренко. Нам удалось сделать вывод, что в том случае, когда мы говорим об интермедиальности, мы можем рассматривать ее с точки зрения взаимодействия разных, непохожих видов искусств, а интертекстуальный текст содержит в себе аналогичный тип искусства (например, содержание в художественном тексте другого художественного текста).
Во второй части теоретической главы мы подробно рассмотрели классификации взаимодействия музыки и литературы. Мы также обратили внимание на то, что многие ученые, среди которых Л.Д.Бугаева, И.П.Смирнов, Б.Кац неоднократно выделяли в критическом анализе того или иного художественного произведения разные методы взаимодействия двух искусств. Для структурирования этих знаний мы обратились к концепциям С.П.Шера и В.Вольфа. Благодаря классификации С.П.Шера нам удалось выделить основные приемы, которые стали актуальны при анализе конкретных произведений, рассмотрели объединение этих приемов в смысловые группы и выявили три главных инструмента соединения музыки и литературы, которые могут влиять на сюжет. Это инструмент речевой музыки, более актуальный для поэзии и пародирующий звучание мелодии; инструмент аналога музыкальной техники и структуры в литературном произведении, когда сама форма произведения, его композиция может повторять ту или иную музыкальную форму; инструмент вербальной музыки, который наиболее часто встречается в контексте интермедиальности музыки и литературы - это прямое упоминание музыкальных произведений, образов. Также мы рассмотрели дополнение к концепции С.П.Шера от более современного нам ученого В.Вольфа, который, в свою очередь, расширил понимание интермедиальности, выделив экстракомпозиционную интермедиальность, представляющую явление в более широком смысле, и интрокомпозиционную интермедиальность, которая наиболее четко соотносится с концепцией С.П.Шера и является наиболее узкой в своем определении и предметной области.
Таким образом, в теоретической главе мы решили проблему, которую ставили в нашем исследовании - выявили инструменты влияния музыки на сюжет, а также обозначили предмет исследования и рассмотрели основные способы влияния музыки на сюжет. Принципы соединения и сосуществования музыки и литературы было необходимо проанализировать в данном исследовании для того, чтобы выявить их влияние на сюжетную линию в конкретных произведениях А.И.Куприна.
Практическую часть мы поделили на подразделы, которые посвятили трем методам возможного интермедиального взаимодействия: аналоги музыкальной техники и структуры, речевая музыка и вербальная музыка. Для каждого метода мы выделили несколько примеров из малых форм прозы А.И.Куприна.
Для данного исследования мы выбрали следующие художественные тексты А.И.Куприна: повесть «Гранатовый браслет» (1910), рассказы «Тапер» (1900), «Страшная минута» (1970), «Легенда» (1906), «Ночная смена» (1899), «Гамбринус» (1907), «Скрипка Паганини» (1929). Мы выявили, что интермедиальные связи позволяют вербальному тексту выразить более глубокую картину произведения. Неслучайно нам открывается более цельная сюжетная картина в повести «Гранатовый браслет» после того, как мы рассмотрели подробнее музыку Л.Бетховена и выявили причины и способы её использования в тексте А.И.Куприным.
Аналогично нам удалось более глубоко погрузиться в мир персонажей «Страшной минуты» благодаря анализу использования конкретных, музыкальных произведений.
В данном исследовании мы ставили следующие цели:
1) изучить и проанализировать основные механизмы влияния музыки на литературу;
2) выявить и проанализировать произведения А.И.Куприна, в которых музыка имеет свою роль, влияющую на сюжет;
3) Определить типы взаимодействия музыки и литературы, используемые автором;
Таким образом, мы изучили теоретические подходы для достижения цели изучения и анализа основных механизмов и пришли к выводу, что А.И.Куприн благодаря связи музыки и литературы создал в своих текстах уникальный язык. Связь разных искусств позволяет читателю увидеть, как меняется сюжет, за счет чего происходит развитие или деградация того или иного образа, почему автор ввел тот или иной элемент и почему, в конечном итоге, автор упомянул то или иное произведение или человека. Музыка в текстах А.И.Куприна оказывает влияние не только на сюжет, но и на восприятие, на качество прочтения читателем и выводит его на новый уровень понимания текста.
1. Художественные произведения.
1. Куприн А. И. Гранатовый браслет // Собр. соч. : в 9 т. / А. И. Куприн. - М. : Правда, 1964. - Т. 3. - С. 315-410.
2. Куприн А. И. Легенда // Собр. соч. : в 9 т. / А. И. Куприн. - М. : Правда, 1964. - Т. 4. - С. 215-247.
3. Куприн А. И. Гамбринус // Собр. соч. : в 9 т. / А. И. Куприн. - М. : Правда, 1964. - Т. 5. - С. 375-397.
4. Куприн А. И. Скрипка Паганини // Собр. соч. : в 9 т. / А. И. Куприн. - М. : Правда, 1964. - Т. 7. - С. 333-336.
5. Куприн А. И. Тапер // Собр. соч. : в 9 т. / А. И. Куприн. - М. : Правда, 1964. - Т. 8. - С. 188-304.
6. Куприн А. И. Страшная минута // Собр. соч. : в 9 т. / А. И. Куприн. - М. : Правда, 1964. - Т. 9. - С. 217-251.
7. Куприн А. И. Ночная смена // Собр. соч. : в 9 т. / А. И. Куприн. - М. : Правда, 1964. - Т. 8. - С. 564-592.
2. Литература о творчестве А.И. Куприна
8. Афанасьев В. Н. Александр Иванович Куприн: критико-биогр. очерк / В.Н. Афанасьев. - М.: Гослитиздат, 1960. - 207 с.
9. Берков П. Н. Александр Иванович Куприн / П. Н. Берков. - М.; Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1956. - 195 с.
10. Русские писатели, XX век: Библиографический словарь: в 2 т. / гл. ред. Н. Н. Скатова. - М.: Просвещение, 1998. - Т. 1, с. 715-719.
3. Работы по теории интермедиальности, по теории литературы и истории русской литературы 1 половины ХХ века.
11. Барт Р Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р Барт. - М. : Прогресс, 1989. - 616 с.
12. Бахтин М. М. Собр. соч.: в 4 т. / М. М. Бахтин. - М. : Языки славянских культур, 2010. - Т. 4(2). - 752 с.
13. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - Киев: Next, 1994. - 511 с.
14. Юлия Кристева. Семиотика. Исследования по семанализу. / Академический проект, 2015.
15. Степанова И.В. «Музыка как константа русской литературы. Александр Куприн». — М.: Изд. «Степанова Ирина Владимировна», 2019. - 416 с.
...