Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценочная конструкция <Р — N1 отдыхает> в русской повседневной речи: структура и особенности функционирования

Работа №127394

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы154
Год сдачи2022
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНИЦ ГРАММАТИКИ КОНСТРУКЦИЙ 11
1.1. Коллоквиалистика как теория разговорной речи 11
1.2. Устойчивые синтаксические конструкции русской устной речи 14
1.2.1. Фразема и фразеологизм 19
1.2.2. Коллокации 24
1.2.3. Дискурсивные формулы 31
1.3. Грамматикализация как процесс преобразования конструкций 36
1.4. Средства выражения оценки в современном русском языке 39
1.5. Выводы по главе 42
ГЛАВА 2. КОНСТРУКЦИЯ

В РУССКОМ ДИСКУРСЕ 44
2.1. Глагол ОТДЫХАТЬ в свете идиоматизации как динамического процесса русской речи 44
2.2. Об особенностях лексического наполнения синтаксической модели <Р - N1 отдыхает> 51
2.3. Вариативность компонента N1 в составе оценочной конструкции

56
2.4. Лексическое воплощение компонента Р в составе конструкции

63
2.5. Особенности выражения оценки в конструкции

68
2.6. Вариативность синтаксической модели <Р - N1 отдыхает> в русской речи 73
2.7. Выводы по главе 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И ИНЫХ РЕСУРСОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 100
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОРПУС РУССКОГО ЯЗЫКА 100
Устный подкорпус 100
Газетный подкорпус 101
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-КОРПУС РУССКОГО ЯЗЫКА 134
Журнальный Зал Кассандра 134
Новости - Кассандра 140
Вконтакте - Кассандра 142
Живой Журнал - Кассандра 144
ИЗ ЛИЧНЫХ ЗАПИСЕЙ 153


XXI век отличается повышенным вниманием исследователей к разговорной речи носителей языка. Это стало главным объектом анализа коллоквиалистики как специального лингвистического направления, ориентированного на создание теории разговорной речи, особой научной дисциплины, которая изучает специфику разговорной речи как сферы коммуникации и особой разновидности языка (см. о ней подробнее: Девкин 1979; Скребнев 1985).
Коллоквиалистика напрямую связана с творческим потенциалом носителей языка. В ходе коммуникативного акта в разговорной речи людей происходят процессы, которые в конечном итоге приводят к созданию чего - то нового или хотя бы отличающегося от традиционного. В языке регулярно возникают новые единицы, так как язык - это живая система. Соответственно, устаревающие слова начинают употребляться не так часто, они отходят на периферию, а некоторые из них и вовсе отмирают (переходят из актива в пассив). Как известно, темпы перемен в русской лексике неравномерны и именно определенные значимые социальные изменения могут способствовать активному обогащению словарного состава языка. Это вызвано тем, что появляется необходимость обозначить множество новых понятий в разных сферах жизни: политике, экономике, шоу-бизнесе, спорте, вычислительной технике и т. д.
В теории номинации долгое время господствовало словоцентристское направление, при этом меньше внимания уделялось сложным словам и целым конструкциям. Это не удивительно, так как язык в сознании рядового его носителя ассоциируется прежде всего со словом, ср.: «Слово, несмотря на трудность определить это понятие, есть единица, неотступно представляющаяся нашему уму как нечто центральное во всем механизме языка» (Соссюр 1933: 111); «слово выступает <...> как центральная, узловая единица вообще языка (разрядка автора. - Т. К.)» (Смирницкий 1952: 183); «Слово - это важнейшая языковая категория. Когда среди широкой публики говорят о языке, то обычно думают прежде всего о словах, так как язык состоит из системы слов, “распадается” на слова, формируется в процессе взаимодействия слов» (Будагов 1965: 9); «язык как орудие общения - это прежде всего “словесное орудие”, это “язык слов”» (Реформатский 1967: 54). Не случайно и главная наука о языке называется лексикология (наука о словах), и словари описывают главным образом слова, даже когда объектом анализа и наблюдений является устная разговорная речь. Хотя сегодня уже раздаются голоса в пользу того, чтобы в дополнение к лексикографии (словарному описанию слов) ввести в научный обиход коллоквиалистики еще и речеграфию (словарное описание речи как дискурса, во всем богатстве ее функциональных единиц) (см., например: Приемышева 2020). Предлагается также понятие речевой лексикографии, под которой понимается «описание современной повседневной разговорной речи (т. е. устной спонтанной речи максимальной степени естественности, во всем разнообразии ее функциональных единиц) и представление результатов такого описания в произведениях словарного или справочного типа, словники которых составляют конкретные употребления (курсив автора. - Т. К.) единиц спонтанной речи (словари не слов, но словоупотреблений)» (Осьмак 2014: 5). Словарь в рамках речевой лексикографии должен отражать «коммуникативное поведение» слова, это должен быть «словарь активного типа» (Басалаева и др. 2020: 9)1.
Цель настоящей работы - исследовать оценочную конструкцию (ОК) <Р - N1 отдыхает> в лингвистическом аспекте, описав ее функционирование в русской повседневной речи.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
• описать теоретическую базу исследования на основе анализа научной литературы, в частности, понятия коллоквиалистики, корпусной лингвистики, грамматики конструкций;
• создать пользовательский подкорпус материала;
• классифицировать весь собранный материал с точки зрения структуры и семантики ОК (особенности ее функционирования, вариативность компонентов);
• проанализировать материал подкорпуса в лингвистическом аспекте;
• дать количественные характеристики материала: объем и частотность употребления синтаксической номинации ОК в повседневной русской речи.
Актуальность работы связана с возникновением в русском языке синтаксических конструкций, ставших результатом речетворчества носителей языка и имеющих нестандартные для словарей значения входящих в них слов. Это повышает интерес лингвистов в целом к языковой ситуации и требует систематического описания и анализа подобных моделей, которые являются объектом исследования коллоквиалистики и неологии. Более того, рассматриваемая модель тесно связана с направлением грамматики конструкций (ГК/CxG), истоки которой были заложены Ч. Филлмором (Fillmore, Kay 1992) и которая быстрыми темпами развивается в современном языкознании.
Научная новизна настоящего исследования заключается в выявлении активных синтаксических моделей номинации, способных возникать в разговорной речи носителей языка и реализовывать новые значения, переходящие в активный запас индивида и постепенно закрепляющиеся в русском языке. Подобные конструкции активно распространяются в повседневном общении и фиксируются не только в устной речи носителей языка, но и в письменных источниках. Новизну представляет также осуществляемый в работе поиск научного наименования данной модели и раскрытие понятия синтаксическая фразема.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии новых аспектов в области коллоквиалистики и грамматики конструкций. Благодаря выявленным синтаксическим моделям можно строить модели языкового варьирования. Материал настоящей работы представляет особую важность для создания новых словарей и лингвистических баз данных.
Практическая значимость работы состоит в том, что материал исследования можно использовать в лексикографической практике при составлении словарей новых номинаций, в вузовской практике преподавания современного русского языка: при изучении лексики, синтаксиса, актуальных проблем семантики, а также фразеологии и теории перевода. Изучение конструкций способствует корректному употреблению их в языке, пополнению словарного состава русского языка и развитию языковой культуры.
Основными лингвистическими методами исследования стали описательный, квантитативный, структурно-семантический, контекстный и компонентный виды анализа, а также экспериментальный (проведение лингвистического опроса в среде носителей языка). Описательный метод является важной частью лексикологического анализа, который помогает выявить единицы языка или речи и исследовать их свойства. Квантитативный метод отвечает за количественные данные, следовательно, в исследовании за ним закрепляется наблюдение за частотой появления слов в речи, классификация всех возможных вариаций модели и обобщение материала. Структурно-семантический метод заключается в определении значения, смысла языковой единицы и ее структуры. Контекстный анализ основан на изучении функционирования отдельных единиц в тексте. Он позволяет анализировать синтаксическую сочетаемость и семантику языковых явлений. Компонентный анализ заключается в выявлении определенного набора признаков, благодаря которым конструкции или объединяются в группы, или различаются между собой.
Материал исследования. Работа построена на описании функционирования в русской разговорной и газетной речи синтаксической модели <Р - N1 ОТДЫХАЕТ>. Пользовательский подкорпус включает 418 единиц в контекстах. В качестве источника материала выступили следующие ресурсы:
• устный (УП) и газетный (ГП) подкорпусы Национального корпуса русского языка (НКРЯ),
• Генеральный Интернет-корпус русского языка (ГИКРЯ),
• записи разговорной речи жителей Крыма за 2018-2020 годы.
Структура работы отражает ее содержание и включает введение, две главы, заключение, списки использованных сокращений, литературы, словарей и иных ресурсов, а также приложение.
Во введении раскрывается основная цель и поставленные задачи исследования, актуальность и научная новизна работы, описывается ее теоретическая и практическая значимость, научные методы, применяющиеся в работе, и источники материала, на котором строится исследование.
В первой главе рассматривается специфика разговорной речи, вводятся понятия повседневной речи, коллоквиалистики, фразеологических синтаксических конструкций, коллокаций, дискурсивной формулы, определяются различия между фраземой и фразеологизмом.
Во второй главе описываются материал и методика исследования, а также анализируется неоднословная модель синтаксической оценочной конструкции, варьирующаяся в контекстах.
В заключении приводятся окончательные выводы работы, а также рассматриваются все выполненные задачи.
Приложение содержит 418 контекстов, включающих в себя рассматриваемую синтаксическую конструкцию <Р - N1 отдыхает>.
Апробация работы: основные положения и результаты настоящего исследования были обсуждены в ряде докладов и сообщений на научных конференциях и семинарах разного ранга:
• VIII конференция-школа «Проблемы языка: взгляд молодых ученых» (Москва, март 2021 г.);
• Международная конференция молодых филологов (Тарту (Эстония), апрель 2021 г.);
• IX Международная научная конференция «Национальные коды в языке и литературе» (Нижний Новгород, октябрь 2021 г.);
• XXII Международная конференция молодых филологов (Таллин (Эстония), февраль 2022 г.);
• Всероссийская научная конференция «Слово. Словарь. Словесность: к 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова» (Санкт-Петербург, апрель 2022 г.).
Результаты работы отражены в следующих публикациях автора:
1. P - N1 отдыхает: об одной устойчивой оценочной конструкции, или кто может отдыхать? // Русская речь. - № 4, 2021. - С. 17-32;
2. Кто - Кого? - о компонентах синтаксической фраземы

в русском устном дискурсе // Язык. Культура. Личность. Выпуск 7: материалы всероссийской с международным участием научной конференции молодых ученых. (Самара, 18 декабря 2020 г.) / Отв. ред. Т.Е. Баженова. - Электрон. текст. дан. [2,1 Мб]. - Самара: ООО «Научно­технический центр», 2021. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - С. 31-42;
3. <Р - N1 отдыхает> как оценочная конструкция русской речи // Восьмая конференция-школа «Проблемы языка: взгляд молодых ученых». Тезисы докладов. - Москва, 25-27 марта 2021 г. - С. 38;
4. Вы отдыхаете или нервно курите в сторонке? // Slavicum Press, Laboratory of Slavic Studies, University of Zurich (электронный журнал) / https://dlf.uzh.ch/sites/slavicumpress/2021/09/18/vy-otdykhaete-ili-nervno-kurite- v-storonke/
5. Насколько ? (о вариативности одной синтаксической модели в русской устной речи) // Социо- и психолингвистические исследования. № 9, 2021. - С. 27-34 (в соавторстве с Н.В. Богдановой-Бегларян);
6. Хуже или лучше? Выражение оценки в синтаксической конструкции <Р - N1 отдыхает> // Русский язык в России и за рубежом: изучение активных процессов в языке и речи. Сб. статей по материалам Международной научной конференции (29-31 октября 2021 г.) / Отв. ред. Л.В. Рацибурская. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2021. - С. 145-152.
7. ОТДЫХ И НЕМНОЖКО НЕРВНО: об одном необычном синонимическом сближении в повседневной русской речи // Studia Slavica XX. - Таллин: Таллинский ун-т, 2022. - В печати;
8. Глагол ОТДЫХАТЬ в свете идиоматизации как динамического процесса русской речи, или как ОТДЫХ стал частью состязаний? // Коммуникативные исследования. - 2022, № 4. - В печати.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящая работа выполнена в рамках грамматики конструкций, области современного русского языка, которая входит в коллоквиалистику. Коллоквиалистика занимается изучением разговорной речи - разновидности устной литературной речи, обслуживающей повседневное обиходно-бытовой общение и выполняющей функции общения и воздействия.
В центре внимание находится конструкция <Р - N1 отдыхает>, для которой в данной работе соответствует понятие оценочная конструкция или синтаксическая фразема в значении ’языковое выражение, у которого есть аспект плана выражения или плана содержания, не выводимый из значения или формы составных частей‘.
В процессе поиска нужного термина было рассмотрено множество других понятий. Так, описывались синтаксические фраземы и нестандартные синтаксические конструкции, по Л. Л. Иомдину, различающиеся в основном степенью лексиколизации. Наряду с конструкцией также выделяют термины фразеологизмы-конструкции и конструкции-коллокации, которые находятся на стыке различных областей языкознания, таких как фразеология и корпусная лингвистика. С ними же связаны понятия фразеологических сочетаний, фразем и коллокаций. Обособленно выделяются дискурсивные формулы, функционирование и структура которых отличается от рассматриваемой в работе модели.
Пользовательский корпус материала настоящего исследования включает 418 контекстов, взятых из устного и газетного подкорпусов Национального корпуса русского языка, Генерального корпуса русского языка, а также из личных записей автора, включающих речь жителей Крыма и комментарии из социальной сети Инстаграм.
Возникновение данной конструкции можно трактовать 90-ми годами ХХ века, исходя из найденных первых употреблений, зафиксированных в НКРЯ. Так, устный подкорпус выдает первые примеры с рассматриваемой ОК 1990-1999 годами: из материалов Саратовского университета. В газетном подкорпусе первое использование наблюдается в 1996 году. Таким образом, можно предполагать активное функционирование синтаксической фраземы в ХХ1 веке, поэтому все найденные примеры датируются не позднее чем 2000 годом, кроме устного подкорпуса НКРЯ, где количество всех найденных документов было небольшим.
В работе анализируется каждый из компонентов синтаксической модели: Р (может быть чем угодно), N1 (существительное в именительном падеже) и глагол отдыхать с незафиксированным в толковых словарях значением ‘не иметь возможности конкурировать с другим объектом (Р) по какому-то признаку, который изначально у N1 был выражен наиболее ярко’. Более того, рассматривается заложенная в конструкции оценочность, выраженная по шкале «хуже/лучше», «больше/меньше», а также благодаря сравнительному признаку, который в контекстах представлен как имплицитно, так и эксплицитно.
Кроме этого, иллюстрируется синонимическая связь синтаксической фраземы с другой моделью <Р - N нервно Vf >, наличие которой сделало возможным различные трансформации исследуемой конструкции, поэтому были выявлены контексты, где наблюдалось взаимодействие двух моделей в рамках одного контекста, а также синтез элементов двух рассматриваемых конструкций.
Наконец, заключительной точкой в ходе анализа стала выявленная вариативность внутри модели. К основным компонентам, способным расширять конструкцию, относятся предлоги, частицы, наречия, обстоятельственные словоформы, а также различные их комбинации. В итоге описания всех расширяющих элементов была создана условная модель, демонстрирующая вариативность этой ОК: <(Prep) Р + (Part) N1 + (Part/Adv) *отдыхает(ют) (Nn)>.
Модель

является порождением устной коммуникации носителей языка и, на первый взгляд, представляет собой продукт активного использования в разговорной речи. Результат проведенного анализа выявил следующую картину. В устном подкорпусе НКРЯ было обнаружено 116 документов с формами отдыхает отдыхают, из которых лишь 6 контекстов (5,1 %) представляют искомую конструкцию. В газетном подкорпусе обнаружено 2159 документов, где 225 (10,4 %) оказались именно такими. Наконец, суженный поиск в ГИКРЯ, состоящем из выборки различных интернет-комментариев, выдал 841 контекст с нужными глаголами. Доля контекстов с ОК <Р - N1 отдыхает> составила 180 примеров (21,4 %).
Таким образом, несмотря на кажущуюся употребительность данной конструкции в устной речи, анализ материала показал, что более всего она распространена в имитациях живой речи в письменных текстах (то есть в представлении пишущих о том, как, якобы, мы говорим). Это отнюдь не плохо, так как современные электронные технологии (видео и аудио, интернет) позволяют наблюдать коллоквиальность естественного речевого поведения носителей языка. В дальнейшем можно сделать выборку примеров, включая расширенный поиск ГИКРЯ, который насчитывает более 60 тыс. контекстов с исследуемым глаголом.
Весь материал рассматривался в работе как элемент грамматики конструкций, а приведенные наблюдения могут быть полезны в лексикографической практике, лингводидактике (особенно в преподавании русского языка как иностранного), в практике перевода, а также при теоретическом осмыслении переходных случаев между лексикой и синтаксисом, обладающих определенной идиоматичностью и статистической воспроизводимостью.


1. Авдеева О.И. Специфика синтагматики русских фразем оксиморонного характера // Вестник Майкопского гос. технол. ун-та. - 2012. Вып. 2. - С. 46-51.
2. Азимова С.Р. Фраземы как единицы постоянного контекста // Ученые записки. - 2015, № 24. - С. 154-159.
3. Алефиренко Н.Ф., Золотых Л.Г. Проблемы фразеологического значения и смысла (в аспекте межуровневого взаимодействия). - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. - 220 с.
4. Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. - 208 с.
5. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики / Отв. ред. В.П. Григорьев. - М.: Наука, 1984. - С. 5-24.
6. Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык (к проблеме языковой «картины мира») // Вопросы языкознания. - 1987, № 3. - С. 3-19.
7. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 608 с.
8. Баранов А.Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход). Дис. ... докт. филол. наук. - М.,1990. - 378 с. (машинопись).
9. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Основы фразеологии (краткий курс). Учебное пособие. - М.: Флинта; Наука. 2013. - 312 с.
10. Басалаева Е.Г., Булыгина Е.Ю., Трипольская Т.А. Стилистическая квалификация разговорной лексики в Базе данных прагматически маркированной лексики русского языка // Повседневная речь как объект лексикографии (Тринадцатые Шмелевские чтения). Тезисы докладов международной конференции (23-25 февраля 2020 г.) / Отв. ред. Л.П. Крысин. - М.: Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2020. - С. 9-10 [Электронный ресурс] // http://www.ruslang.ru/doc/smelevskie-thesis.pdf (2020) (дата обращения - 15.05.2021).
11. Бейлинсон Л.С. Дискурсивные формулы профессиональной речи // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Серия: Филологические науки. - 2008, № 5 (29). - С. 42-46.
12. Богданова-Бегларян Н.В. О словаре «не-слов»: возможности лексикографического описания вербальных хезитативов русской речи // Слово. Словарь. Словесность: Коммуникация. Текст. Синтаксис (к 90-летию со дня рождения С.Г. Ильенко). Материалы Всероссийской научной конференции, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 13-15 ноября 2013 г. / Отв. ред. В.Д. Черняк. - СПб.: Сага, 2013. - С. 359-364.
13. Богданова-Бегларян Н.В. Прагматемы в устной повседневной речи: определение понятия и общая типология // Вестник Пермского ун-та. Российская и зарубежная филология. - 2014, вып. 3 (27). - С. 7-20.
14. Богданова-Бегларян Н.В., Блинова О.В., Мартыненко Г.Я., Шерстинова Т.Ю. Корпус русского языка повседневного общения «Один речевой день»: текущее состояние и перспективы // Труды Ин-та русского языка им. В.В. Виноградова. Вып. 21. Национальный корпус русского языка: исследования и разработки / Гл. ред. А.М. Молдован. Отв. ред. выпуска В.А. Плунгян. - М., 2019. - С. 101-110.
15. Богданова-Бегларян Н.В., Колосовская Т.Л. Глагол отдыхать: семантико-грамматические метаморфозы начала XXI века // Научно-мемориальная конференция, посвященная 90-летию со дня рождения Ариадны Ивановны Кузнецовой. Сб. тезисов. - М.: ИЯ РАН, 2022. - В печати.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ