Оценочная конструкция <Р — N1 отдыхает> в русской повседневной речи: структура и особенности функционирования
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНИЦ ГРАММАТИКИ КОНСТРУКЦИЙ 11
1.1. Коллоквиалистика как теория разговорной речи 11
1.2. Устойчивые синтаксические конструкции русской устной речи 14
1.2.1. Фразема и фразеологизм 19
1.2.2. Коллокации 24
1.2.3. Дискурсивные формулы 31
1.3. Грамматикализация как процесс преобразования конструкций 36
1.4. Средства выражения оценки в современном русском языке 39
1.5. Выводы по главе 42
ГЛАВА 2. КОНСТРУКЦИЯ
В РУССКОМ ДИСКУРСЕ 44
2.1. Глагол ОТДЫХАТЬ в свете идиоматизации как динамического процесса русской речи 44
2.2. Об особенностях лексического наполнения синтаксической модели <Р - N1 отдыхает> 51
2.3. Вариативность компонента N1 в составе оценочной конструкции
56
2.4. Лексическое воплощение компонента Р в составе конструкции
63
2.5. Особенности выражения оценки в конструкции
68
2.6. Вариативность синтаксической модели <Р - N1 отдыхает> в русской речи 73
2.7. Выводы по главе 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И ИНЫХ РЕСУРСОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 100
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОРПУС РУССКОГО ЯЗЫКА 100
Устный подкорпус 100
Газетный подкорпус 101
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-КОРПУС РУССКОГО ЯЗЫКА 134
Журнальный Зал Кассандра 134
Новости - Кассандра 140
Вконтакте - Кассандра 142
Живой Журнал - Кассандра 144
ИЗ ЛИЧНЫХ ЗАПИСЕЙ 153
Коллоквиалистика напрямую связана с творческим потенциалом носителей языка. В ходе коммуникативного акта в разговорной речи людей происходят процессы, которые в конечном итоге приводят к созданию чего - то нового или хотя бы отличающегося от традиционного. В языке регулярно возникают новые единицы, так как язык - это живая система. Соответственно, устаревающие слова начинают употребляться не так часто, они отходят на периферию, а некоторые из них и вовсе отмирают (переходят из актива в пассив). Как известно, темпы перемен в русской лексике неравномерны и именно определенные значимые социальные изменения могут способствовать активному обогащению словарного состава языка. Это вызвано тем, что появляется необходимость обозначить множество новых понятий в разных сферах жизни: политике, экономике, шоу-бизнесе, спорте, вычислительной технике и т. д.
В теории номинации долгое время господствовало словоцентристское направление, при этом меньше внимания уделялось сложным словам и целым конструкциям. Это не удивительно, так как язык в сознании рядового его носителя ассоциируется прежде всего со словом, ср.: «Слово, несмотря на трудность определить это понятие, есть единица, неотступно представляющаяся нашему уму как нечто центральное во всем механизме языка» (Соссюр 1933: 111); «слово выступает <...> как центральная, узловая единица вообще языка (разрядка автора. - Т. К.)» (Смирницкий 1952: 183); «Слово - это важнейшая языковая категория. Когда среди широкой публики говорят о языке, то обычно думают прежде всего о словах, так как язык состоит из системы слов, “распадается” на слова, формируется в процессе взаимодействия слов» (Будагов 1965: 9); «язык как орудие общения - это прежде всего “словесное орудие”, это “язык слов”» (Реформатский 1967: 54). Не случайно и главная наука о языке называется лексикология (наука о словах), и словари описывают главным образом слова, даже когда объектом анализа и наблюдений является устная разговорная речь. Хотя сегодня уже раздаются голоса в пользу того, чтобы в дополнение к лексикографии (словарному описанию слов) ввести в научный обиход коллоквиалистики еще и речеграфию (словарное описание речи как дискурса, во всем богатстве ее функциональных единиц) (см., например: Приемышева 2020). Предлагается также понятие речевой лексикографии, под которой понимается «описание современной повседневной разговорной речи (т. е. устной спонтанной речи максимальной степени естественности, во всем разнообразии ее функциональных единиц) и представление результатов такого описания в произведениях словарного или справочного типа, словники которых составляют конкретные употребления (курсив автора. - Т. К.) единиц спонтанной речи (словари не слов, но словоупотреблений)» (Осьмак 2014: 5). Словарь в рамках речевой лексикографии должен отражать «коммуникативное поведение» слова, это должен быть «словарь активного типа» (Басалаева и др. 2020: 9)1.
Цель настоящей работы - исследовать оценочную конструкцию (ОК) <Р - N1 отдыхает> в лингвистическом аспекте, описав ее функционирование в русской повседневной речи.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
• описать теоретическую базу исследования на основе анализа научной литературы, в частности, понятия коллоквиалистики, корпусной лингвистики, грамматики конструкций;
• создать пользовательский подкорпус материала;
• классифицировать весь собранный материал с точки зрения структуры и семантики ОК (особенности ее функционирования, вариативность компонентов);
• проанализировать материал подкорпуса в лингвистическом аспекте;
• дать количественные характеристики материала: объем и частотность употребления синтаксической номинации ОК в повседневной русской речи.
Актуальность работы связана с возникновением в русском языке синтаксических конструкций, ставших результатом речетворчества носителей языка и имеющих нестандартные для словарей значения входящих в них слов. Это повышает интерес лингвистов в целом к языковой ситуации и требует систематического описания и анализа подобных моделей, которые являются объектом исследования коллоквиалистики и неологии. Более того, рассматриваемая модель тесно связана с направлением грамматики конструкций (ГК/CxG), истоки которой были заложены Ч. Филлмором (Fillmore, Kay 1992) и которая быстрыми темпами развивается в современном языкознании.
Научная новизна настоящего исследования заключается в выявлении активных синтаксических моделей номинации, способных возникать в разговорной речи носителей языка и реализовывать новые значения, переходящие в активный запас индивида и постепенно закрепляющиеся в русском языке. Подобные конструкции активно распространяются в повседневном общении и фиксируются не только в устной речи носителей языка, но и в письменных источниках. Новизну представляет также осуществляемый в работе поиск научного наименования данной модели и раскрытие понятия синтаксическая фразема.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии новых аспектов в области коллоквиалистики и грамматики конструкций. Благодаря выявленным синтаксическим моделям можно строить модели языкового варьирования. Материал настоящей работы представляет особую важность для создания новых словарей и лингвистических баз данных.
Практическая значимость работы состоит в том, что материал исследования можно использовать в лексикографической практике при составлении словарей новых номинаций, в вузовской практике преподавания современного русского языка: при изучении лексики, синтаксиса, актуальных проблем семантики, а также фразеологии и теории перевода. Изучение конструкций способствует корректному употреблению их в языке, пополнению словарного состава русского языка и развитию языковой культуры.
Основными лингвистическими методами исследования стали описательный, квантитативный, структурно-семантический, контекстный и компонентный виды анализа, а также экспериментальный (проведение лингвистического опроса в среде носителей языка). Описательный метод является важной частью лексикологического анализа, который помогает выявить единицы языка или речи и исследовать их свойства. Квантитативный метод отвечает за количественные данные, следовательно, в исследовании за ним закрепляется наблюдение за частотой появления слов в речи, классификация всех возможных вариаций модели и обобщение материала. Структурно-семантический метод заключается в определении значения, смысла языковой единицы и ее структуры. Контекстный анализ основан на изучении функционирования отдельных единиц в тексте. Он позволяет анализировать синтаксическую сочетаемость и семантику языковых явлений. Компонентный анализ заключается в выявлении определенного набора признаков, благодаря которым конструкции или объединяются в группы, или различаются между собой.
Материал исследования. Работа построена на описании функционирования в русской разговорной и газетной речи синтаксической модели <Р - N1 ОТДЫХАЕТ>. Пользовательский подкорпус включает 418 единиц в контекстах. В качестве источника материала выступили следующие ресурсы:
• устный (УП) и газетный (ГП) подкорпусы Национального корпуса русского языка (НКРЯ),
• Генеральный Интернет-корпус русского языка (ГИКРЯ),
• записи разговорной речи жителей Крыма за 2018-2020 годы.
Структура работы отражает ее содержание и включает введение, две главы, заключение, списки использованных сокращений, литературы, словарей и иных ресурсов, а также приложение.
Во введении раскрывается основная цель и поставленные задачи исследования, актуальность и научная новизна работы, описывается ее теоретическая и практическая значимость, научные методы, применяющиеся в работе, и источники материала, на котором строится исследование.
В первой главе рассматривается специфика разговорной речи, вводятся понятия повседневной речи, коллоквиалистики, фразеологических синтаксических конструкций, коллокаций, дискурсивной формулы, определяются различия между фраземой и фразеологизмом.
Во второй главе описываются материал и методика исследования, а также анализируется неоднословная модель синтаксической оценочной конструкции, варьирующаяся в контекстах.
В заключении приводятся окончательные выводы работы, а также рассматриваются все выполненные задачи.
Приложение содержит 418 контекстов, включающих в себя рассматриваемую синтаксическую конструкцию <Р - N1 отдыхает>.
Апробация работы: основные положения и результаты настоящего исследования были обсуждены в ряде докладов и сообщений на научных конференциях и семинарах разного ранга:
• VIII конференция-школа «Проблемы языка: взгляд молодых ученых» (Москва, март 2021 г.);
• Международная конференция молодых филологов (Тарту (Эстония), апрель 2021 г.);
• IX Международная научная конференция «Национальные коды в языке и литературе» (Нижний Новгород, октябрь 2021 г.);
• XXII Международная конференция молодых филологов (Таллин (Эстония), февраль 2022 г.);
• Всероссийская научная конференция «Слово. Словарь. Словесность: к 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова» (Санкт-Петербург, апрель 2022 г.).
Результаты работы отражены в следующих публикациях автора:
1. P - N1 отдыхает: об одной устойчивой оценочной конструкции, или кто может отдыхать? // Русская речь. - № 4, 2021. - С. 17-32;
2. Кто - Кого? - о компонентах синтаксической фраземы
в русском устном дискурсе // Язык. Культура. Личность. Выпуск 7: материалы всероссийской с международным участием научной конференции молодых ученых. (Самара, 18 декабря 2020 г.) / Отв. ред. Т.Е. Баженова. - Электрон. текст. дан. [2,1 Мб]. - Самара: ООО «Научнотехнический центр», 2021. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - С. 31-42;
3. <Р - N1 отдыхает> как оценочная конструкция русской речи // Восьмая конференция-школа «Проблемы языка: взгляд молодых ученых». Тезисы докладов. - Москва, 25-27 марта 2021 г. - С. 38;
4. Вы отдыхаете или нервно курите в сторонке? // Slavicum Press, Laboratory of Slavic Studies, University of Zurich (электронный журнал) / https://dlf.uzh.ch/sites/slavicumpress/2021/09/18/vy-otdykhaete-ili-nervno-kurite- v-storonke/
5. Насколько
6. Хуже или лучше? Выражение оценки в синтаксической конструкции <Р - N1 отдыхает> // Русский язык в России и за рубежом: изучение активных процессов в языке и речи. Сб. статей по материалам Международной научной конференции (29-31 октября 2021 г.) / Отв. ред. Л.В. Рацибурская. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2021. - С. 145-152.
7. ОТДЫХ И НЕМНОЖКО НЕРВНО: об одном необычном синонимическом сближении в повседневной русской речи // Studia Slavica XX. - Таллин: Таллинский ун-т, 2022. - В печати;
8. Глагол ОТДЫХАТЬ в свете идиоматизации как динамического процесса русской речи, или как ОТДЫХ стал частью состязаний? // Коммуникативные исследования. - 2022, № 4. - В печати.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Помощь в написании работ!
В центре внимание находится конструкция <Р - N1 отдыхает>, для которой в данной работе соответствует понятие оценочная конструкция или синтаксическая фразема в значении ’языковое выражение, у которого есть аспект плана выражения или плана содержания, не выводимый из значения или формы составных частей‘.
В процессе поиска нужного термина было рассмотрено множество других понятий. Так, описывались синтаксические фраземы и нестандартные синтаксические конструкции, по Л. Л. Иомдину, различающиеся в основном степенью лексиколизации. Наряду с конструкцией также выделяют термины фразеологизмы-конструкции и конструкции-коллокации, которые находятся на стыке различных областей языкознания, таких как фразеология и корпусная лингвистика. С ними же связаны понятия фразеологических сочетаний, фразем и коллокаций. Обособленно выделяются дискурсивные формулы, функционирование и структура которых отличается от рассматриваемой в работе модели.
Пользовательский корпус материала настоящего исследования включает 418 контекстов, взятых из устного и газетного подкорпусов Национального корпуса русского языка, Генерального корпуса русского языка, а также из личных записей автора, включающих речь жителей Крыма и комментарии из социальной сети Инстаграм.
Возникновение данной конструкции можно трактовать 90-ми годами ХХ века, исходя из найденных первых употреблений, зафиксированных в НКРЯ. Так, устный подкорпус выдает первые примеры с рассматриваемой ОК 1990-1999 годами: из материалов Саратовского университета. В газетном подкорпусе первое использование наблюдается в 1996 году. Таким образом, можно предполагать активное функционирование синтаксической фраземы в ХХ1 веке, поэтому все найденные примеры датируются не позднее чем 2000 годом, кроме устного подкорпуса НКРЯ, где количество всех найденных документов было небольшим.
В работе анализируется каждый из компонентов синтаксической модели: Р (может быть чем угодно), N1 (существительное в именительном падеже) и глагол отдыхать с незафиксированным в толковых словарях значением ‘не иметь возможности конкурировать с другим объектом (Р) по какому-то признаку, который изначально у N1 был выражен наиболее ярко’. Более того, рассматривается заложенная в конструкции оценочность, выраженная по шкале «хуже/лучше», «больше/меньше», а также благодаря сравнительному признаку, который в контекстах представлен как имплицитно, так и эксплицитно.
Кроме этого, иллюстрируется синонимическая связь синтаксической фраземы с другой моделью <Р - N нервно Vf >, наличие которой сделало возможным различные трансформации исследуемой конструкции, поэтому были выявлены контексты, где наблюдалось взаимодействие двух моделей в рамках одного контекста, а также синтез элементов двух рассматриваемых конструкций.
Наконец, заключительной точкой в ходе анализа стала выявленная вариативность внутри модели. К основным компонентам, способным расширять конструкцию, относятся предлоги, частицы, наречия, обстоятельственные словоформы, а также различные их комбинации. В итоге описания всех расширяющих элементов была создана условная модель, демонстрирующая вариативность этой ОК: <(Prep) Р + (Part) N1 + (Part/Adv) *отдыхает(ют) (Nn)>.
Модель
является порождением устной коммуникации носителей языка и, на первый взгляд, представляет собой продукт активного использования в разговорной речи. Результат проведенного анализа выявил следующую картину. В устном подкорпусе НКРЯ было обнаружено 116 документов с формами отдыхает отдыхают, из которых лишь 6 контекстов (5,1 %) представляют искомую конструкцию. В газетном подкорпусе обнаружено 2159 документов, где 225 (10,4 %) оказались именно такими. Наконец, суженный поиск в ГИКРЯ, состоящем из выборки различных интернет-комментариев, выдал 841 контекст с нужными глаголами. Доля контекстов с ОК <Р - N1 отдыхает> составила 180 примеров (21,4 %).
Таким образом, несмотря на кажущуюся употребительность данной конструкции в устной речи, анализ материала показал, что более всего она распространена в имитациях живой речи в письменных текстах (то есть в представлении пишущих о том, как, якобы, мы говорим). Это отнюдь не плохо, так как современные электронные технологии (видео и аудио, интернет) позволяют наблюдать коллоквиальность естественного речевого поведения носителей языка. В дальнейшем можно сделать выборку примеров, включая расширенный поиск ГИКРЯ, который насчитывает более 60 тыс. контекстов с исследуемым глаголом.
Весь материал рассматривался в работе как элемент грамматики конструкций, а приведенные наблюдения могут быть полезны в лексикографической практике, лингводидактике (особенно в преподавании русского языка как иностранного), в практике перевода, а также при теоретическом осмыслении переходных случаев между лексикой и синтаксисом, обладающих определенной идиоматичностью и статистической воспроизводимостью.
2. Азимова С.Р. Фраземы как единицы постоянного контекста // Ученые записки. - 2015, № 24. - С. 154-159.
3. Алефиренко Н.Ф., Золотых Л.Г. Проблемы фразеологического значения и смысла (в аспекте межуровневого взаимодействия). - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. - 220 с.
4. Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. - 208 с.
5. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики / Отв. ред. В.П. Григорьев. - М.: Наука, 1984. - С. 5-24.
6. Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык (к проблеме языковой «картины мира») // Вопросы языкознания. - 1987, № 3. - С. 3-19.
7. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 608 с.
8. Баранов А.Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход). Дис. ... докт. филол. наук. - М.,1990. - 378 с. (машинопись).
9. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Основы фразеологии (краткий курс). Учебное пособие. - М.: Флинта; Наука. 2013. - 312 с.
10. Басалаева Е.Г., Булыгина Е.Ю., Трипольская Т.А. Стилистическая квалификация разговорной лексики в Базе данных прагматически маркированной лексики русского языка // Повседневная речь как объект лексикографии (Тринадцатые Шмелевские чтения). Тезисы докладов международной конференции (23-25 февраля 2020 г.) / Отв. ред. Л.П. Крысин. - М.: Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2020. - С. 9-10 [Электронный ресурс] // http://www.ruslang.ru/doc/smelevskie-thesis.pdf (2020) (дата обращения - 15.05.2021).
11. Бейлинсон Л.С. Дискурсивные формулы профессиональной речи // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Серия: Филологические науки. - 2008, № 5 (29). - С. 42-46.
12. Богданова-Бегларян Н.В. О словаре «не-слов»: возможности лексикографического описания вербальных хезитативов русской речи // Слово. Словарь. Словесность: Коммуникация. Текст. Синтаксис (к 90-летию со дня рождения С.Г. Ильенко). Материалы Всероссийской научной конференции, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 13-15 ноября 2013 г. / Отв. ред. В.Д. Черняк. - СПб.: Сага, 2013. - С. 359-364.
13. Богданова-Бегларян Н.В. Прагматемы в устной повседневной речи: определение понятия и общая типология // Вестник Пермского ун-та. Российская и зарубежная филология. - 2014, вып. 3 (27). - С. 7-20.
14. Богданова-Бегларян Н.В., Блинова О.В., Мартыненко Г.Я., Шерстинова Т.Ю. Корпус русского языка повседневного общения «Один речевой день»: текущее состояние и перспективы // Труды Ин-та русского языка им. В.В. Виноградова. Вып. 21. Национальный корпус русского языка: исследования и разработки / Гл. ред. А.М. Молдован. Отв. ред. выпуска В.А. Плунгян. - М., 2019. - С. 101-110.
15. Богданова-Бегларян Н.В., Колосовская Т.Л. Глагол отдыхать: семантико-грамматические метаморфозы начала XXI века // Научно-мемориальная конференция, посвященная 90-летию со дня рождения Ариадны Ивановны Кузнецовой. Сб. тезисов. - М.: ИЯ РАН, 2022. - В печати.
...
Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.
Подобные работы
- Оценочная конструкция <Р — N1 отдыхает> в русской повседневной речи: структура и особенности функционирования
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022