Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль социальных сетей в противодействии распространению пандемии COVID-19 (на примере аккаунтов представителей политической элиты Санкт-Петербурга и Мадрида)

Работа №127393

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы135
Год сдачи2022
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию интернет-коммуникаций в политическом пространстве 13
1.1. Интернет как современное пространство политических коммуникаций 13
1.2. Политическая элита как субъект интернет-коммуникаций 19
1.3. Социальные сети в период пандемии COVID-19 24
Глава 2. Социальные сети в политической жизни Санкт-Петербурга 40
2.1 Значение соцсетей в политике на примере работы Правительства Санкт-Петербурга 40
2.2 Влияние социальных сетей в период пандемии COVID-19 48
Глава 3. Социальные сети в политической жизни Мадрида 74
3.1 Значение соцсетей в политике на примере работы Городского Совета Мадрида 75
3.2 Влияние социальных сетей в период пандемии COVID-19 82
Заключение 107
Список использованных источников и литературы 113
Приложение 128

В условиях распространения пандемии COVID-19 большинство стран были вынуждены принять меры, связанные с введением режима самоизоляции населения. Фактически, страны оказались в условиях вынужденной цифровизации. Многие из вопросов, которые раньше решались в автономном режиме, без привлечения информационно-коммуникационных инструментов, перешли в принудительный онлайн-формат в целях борьбы с распространением инфекции COVID-19. Это затронуло различные сферы жизнедеятельности государства и общества, в том числе общественно-политическую сферу.
Нельзя сказать, что пандемия запустила процесс цифровизации общества. Последние десятилетия были отмечены стремительным технологическим развитием и постоянным увеличением числа новых пользователей Интернета и социальных сетей. Однако в период начала пандемии и связанных с ней ограничений использование информационно-коммуникационных технологий стало еще более интенсивным.
В Заявление ВОЗ от 23 сентября 2020 года отмечено, что COVID-19 - «первая в истории пандемия, характеризующаяся массовым использованием технологий и социальных сетей для обеспечения безопасности, информированности и производительности людей и поддержания связи между ними1».
Однако многие эксперты также отмечают, что «цифровые коммуникации усилили поток слухов и дезинформации, которые подрывают социально-политическую стабильность в обществе»2.
Выступая на Мюнхенской конференции по безопасности 15 февраля 2020 года, Генеральный директор ВОЗ д-р Тедрос Гебрейесус заявил, что «Бороться приходится не только с эпидемией COVID-19, но и с “инфодемией” — недостоверной информацией», которая, по словам Гебрейесуса, «распространяется легче и быстрее, чем сам вирус3».
На наш взгляд, в таких условиях политической элите крайне важно поддерживать связь с гражданами. А их основная роль в предотвращении распространения пандемии заключается в том, чтобы информировать о принятых мерах и сообщать достоверную информацию в основных каналах массовой коммуникации.
Говоря об актуальности исследования, отметим, что число пользователей интернета и социальных сетей с каждым годом стремительно растет.
В январе 2022 года аудитория интернета насчитывает 4,95 миллиарда человек во всем мире, что на 508 миллионов (11,3 %) больше, чем в 2020 году. Глобальное проникновение Интернета в настоящее время составляет 62,6%2 от общей численности населения мира, это больше, чем в 2020 году на 6%4.
Аудитория соцсетей на январь 2022 мире насчитывается 4,62 миллиарда пользователей, за последние два года эта цифра выросла на 910 миллионов, обеспечив рост более чем на 13%. Число пользователей социальных сетей в настоящее время эквивалентно более чем 58,4% от общей численности населения мира5 .
В России и Испании тенденция роста за последние два года также сохраняется. На февраль 2022 года в Российской Федерации насчитывается 129,8 млн пользователей сети Интернет6, причем число пользователей в рассматриваемом году в сравнении с 2021 выросло на 4,5%, с 2020 на 5,1%7.
В феврале 2022 года в Испании насчитывалось 42,54 миллиона пользователей Интернета, по сравнению с 2021 годом увеличилось на 355 тысяч (+0,8%), с 2020 годом - на 144 тысячи (+0,3%)8, проникновение Интернета в целом в стране составляет 94,0%9.
По статистическим данным видно, что Интернет проникает в нашу жизнь все интенсивнее, поэтому важно изучить современные тенденции Интернета и проследить текущую ситуацию соцсетей в российском и испанском обществе.
Объектом исследования выступают социальные сети как политико-коммуникативное пространство. Предметом исследования является роль, которая отводится социальным сетям политической элиты как коммуникативной площадки в период пандемии COVID-19.
Цель работы - выявить на примере городской элиты Санкт-Петербурга и Мадрида, какую роль играют социальные сети в противодействии распространению пандемии COVID-19.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть социальные сети в контексте политических коммуникаций.
2. Изучить теоретические основы концепции политической элиты.
3. Проанализировать численность аудитории социальных сетей в период пандемии COVID-19, выявить наиболее удобные площадки для обсуждения политики в Санкт-Петербурге и Мадриде.
4. Изучить структуру Правительства Санкт-Петербурга и Городского совета Мадрида, рассмотреть представителей политической элиты городов в социальных сетях.
5. Определить значение социальных сетей в политической жизни петербургского и мадридского сообщества.
6. Выяснить, какое влияние оказывают социальные сети политиков в период пандемии COVID-19. Сравнить их активность в рассматриваемый период.
Автор исследования выдвигает следующие гипотезы:
1. Можно предположить, что политическая элита использует свои социальные сети в первую очередь для публикации информации, а не для взаимодействия с гражданами;
2. Можно предположить, что испанская политическая элита охотнее пользуется соцсетями для обсуждения политики, информирования населения и поддержания прямой и обратной связи с гражданами, нежели российские политики.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы:
В работе используется метод анализа документов, в частности, при рассмотрении отчетов Всемирной Организации Здравоохранения, изучении структуры Городского совета Мадрида и Правительства Санкт-Петербурга, принятых правительствами России и Испании мер в противодействии распространению пандемии COVID-19, а также при изучении роли социальных сетей в политическом пространстве. Сравнительный метод был использован при характеристике социальных сетей и анализе их аудитории в разные временные промежутки, а также при рассмотрении и сравнении контента в личных аккаунтах политических лидеров обеих стран.
Однако ведущим методом для достижения поставленной цели является метод контент-анализа социальных сетей политической элиты Санкт-Петербурга и Мадрида в течение двух лет (1.03.20-1.03.22), который позволяет выявить влияние социальных сетей политиков в противодействии распространению пандемии COVID-19 путем изучения опубликованного материала в Вконтакте и Твиттере.
Сравнительное исследование, в котором была выявлена роль социальных сетей политической элиты Санкт-Петербурга и Мадрида в противодействии распространению пандемии COVID-19, было проведено впервые, в этом и заключается научная новизна работы.
В результате обзора литературы было выявлено, что тема социальных сетей в политике и их влияние на общество является актуальной. Однако подобных исследований, проводимых в рамках России и Испании в период пандемии и их сравнительного анализа, недостаточно.
Таким образом, необходимо детально рассмотреть, как социальные сети влияют на общество в период пандемии COVID-19 путем изучения опубликованного материала в соцсетях на примере Правительства Санкт-Петербурга и Городского Совета Мадрида.
Социальные сети и их влияние на политические процессы вызывают много споров в научном сообществе. В ходе проведения исследования были проанализированы труды итальянского профессора А. Серона10, британских политологов Э.Чедвика и Ф. Говарда11, испанского социолога М. Кастельса12, а также российских ученых С.В. Володенкова13, Е. Морозова14.
Изучая политические элиты, мы обращались к научным статьям российского политолога О.В. Гаман-Голутвиной15 и ее коллеги Д.Д. Соловьевой16, М.С. Дмитриева17, И.С. Кузнецова18, А.А. Зоткина19.
По теме истории и теории социальных сетей были проанализированы работы Г. Кормода и Б. Кришнамурти20, Т. О’Рейли21, Б. Адекунле и С. Каджумба22.
Для поиска научных статей на русском языке были использованы электронные ресурсы научной библиотеки им. М. горького СПбГУ23, «Киберленинка»24 и «eLIBRARY.ru»25, научно и культурно-просветительского журнала «ПОЛИС. Политические исследования»26. В ходе работы была также рассмотрена литература на английском и испанском языках. Необходимый материал был найден в поисковой системе научных публикаций Google Scholar27 и на сайте электронной библиотеки университета Карлоса III в Мадриде28.
Помимо литературы в работе были использованы различные источники, в том числе правовые: Закон Санкт-Петербурга29, Отчет пресс-службы о заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга30, Устав об особом статусе Мадрида31 и Указ мэра Мадрида о назначении советников Городского совета32.
Также мы использовали различные источники для получения статистических данных социальных сетей: отчеты WeAreSocial и Hootsuite33, а также сайт информационного немецкого агентства Statista34.
Основным источником для исследования данной работы являются аккаунты санкт-петербургских и мадридских политиков в социальных сетях. Были проанализированы 14 личных аккаунтов членов Правительства Санкт-Петербурга Вконтакте и 9 доступных аккаунтов членов Городского совета в Твиттере.
Структура работы состоит из введения, трех глав и семи подглав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность и новизна темы исследования, определяется цель и задачи, указывается методологическая основа и источниковая база исследования.
В первой главе социальные сети рассматриваются в контексте политических коммуникаций, обсуждается их объект - политическая элита, а также обсуждаются самые популярные соцсети, анализируется их аудитория в период пандемии COVID-19.
Во второй главе речь идет о социальных сетях в политической жизни российского общества, рассматриваются аккаунты членов Правительства Санкт-Петербурга и их основной контент в период пандемии COVID-19, а также выясняется их роль в противодействии распространению пандемии.
В третьей главе анализируются имеющиеся аккаунты членов Городского Совета в социальной сети Твиттер и их основной контент, выясняется роль в противодействии распространению пандемии COVID-19, приводится сравнительный анализ контента и отклика аудитории двух политических элит.
В заключении приводятся выводы, сформулированные в ходе исследования. Список источников и литературы отображает все документы, которые были использованы при выполнении выпускной квалификационной работы. В приложении продемонстрированы таблицы и графики, которые были получены в ходе работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальные сети занимают все больше места в нашей жизни, а с появлением пандемии COVID-19 и связанной с ней необходимости ограничить прямые контакты, люди стали использовать информационно-коммуникационные технологии еще интенсивнее. Это тенденция коснулась многих сфер общественной жизни, в том числе и общественно-политической.
В ходе работы мы ознакомились с понятием сети Интернет, дали характеристику технологиям Web 1.0 и Web 2.0 и определили, что стремительное внедрение концепции Web 2.0 значительно упростило взаимодействие пользователей с Интернетом и способствовало появлению социальных сетей. Также рассмотрели соцсети в контексте политических коммуникаций, обсудили их главный объект - политическую элиту, и выявили самые популярные социальные сети, проанализировав их аудиторию в период пандемии COVID-19, и пришли к выводу, что в таких условиях политической элите крайне важно поддерживать связь с гражданами.
Члены Правительства Санкт-Петербурга и Городского совета Мадрида принимают важные решения, связанные с жизнедеятельностью городов, и поэтому, на наш взгляд, являются политической элитой. Мы изучили их структуру, рассмотрели имеющиеся аккаунты правящей элиты городов в социальных сетях.
Определили, что в России самой популярной площадкой для ведения политики и взаимодействия с гражданами является социальная сеть Вконтакте, для Испании - Твиттер: все четырнадцать членов Правительства Санкт-Петербурга имеют личную страницу Вконтакте, в то время, как девять из десяти членов Совета Управляющих Мадрида - личный профиль в Твиттере.
Выяснили, что основная роль личных аккаунтов политической элиты в соцсетях в предотвращении распространения пандемии заключается в том, чтобы информировать о принятых мерах, призывать к их соблюдению и сообщать достоверную информацию своей аудитории.
Наш анализ подтверждает изначально выдвинутую гипотезу о том, что политики используют свои соцсети в первую очередь для публикации информации и информирования населения, а не для взаимодействия с гражданами, хотя такие посты также имеются у представленных политиков, но в меньшей степени.
Большинство городской петербургской элиты (9 из 14 представителей) за исследуемый период публиковали посты на тему коронавируса. Наибольшую активность проявил Губернатор Санкт-Петербурга Беглов А.Д.(160 постов - 47,6% от всего опубликованного контента), вице-губернатор Эргашев (49 постов- 27,4%) и вице-губернатор Потехина И.П.(47 постов - 56,6%). Остальные шесть представителей были менее активны.
В основном публикуемый контент заключался в информировании населения о принятых мерах: 9 из 9 политиков написали не менее одного поста на эту тему; 5 из 9 политиков призывали оставаться дома в период самоизоляции, 3 из 9 политиков опубликовали более одного поста на тему взаимодействия с аудиторией: Беглов А.Д. проводил прямые эфиры и устраивал флешмобы во время самоизоляции (#Петербургсвоихнебросает, #Петербургу317, #мой_герой, #спасибоврачам); Потехина И.П. проводила опросы для граждан на своей странице, в которых приняли участие более 120 тысяч человек, а также провела живую встречу с активом Городского родительского комитета, которая состоялась по просьбе одного из его представителей через социальную сеть; Эргашев О.Н. проводил прямые эфиры, на которых отвечал на вопросы граждан относительно вакцинации.
Собственно говоря, на тему вакцинации были написаны посты и другими представителями городской элиты: 4 из 9 политиков призывали граждан вакцинироваться в своих постах, а двое делились личным опытом вакцинации и своем самочувствии после прививки.
Заметим, что записи с информированием и взаимодействием получили больше отклика аудитории, чем посты на другую тему. Меньше всего мы обнаружили реакции пользователей в постах, в которых политики делятся личным опытом и размышляют на тему коронавируса и вакцинации.
Таким образом, завершая обзор санкт-петербургской политической элиты, мы приходим к выводу, что люди больше заинтересованы в получении информации о принятых мерах, ограничениях и послаблении этих мер, о количестве инфицированных и выздоровевших, а также в получении обратной связи, такой как прямые трансляции или опросы, где пользователи могут высказать свое мнение.
Что касается испанской политической элиты, то мы можем сказать, что они были активнее в своих соцсетях. Напомним, что из 10 представителей Совета Управляющих Мадрида 9 имеют личный аккаунт в Твиттере. 7 из 9 представителей чаще публиковали посты на тему коронавируса в течение первого года пандемии.
Их основная повестка заключалась также, как и у их российских коллег, в информировании населения: 9 политиков написали более одного поста на тему информирования населения, а также размышления на тему коронавируса(к этой теме мы также относили посты благодарности медицинским работникам): 7 из 9 политиков участвовали во флешмобе #GraciasHeroes (исп. Спасибо, Герои). Многие поддерживали население с хэштегом #todosaldrabien (исп. все будет хорошо) и призывали оставаться дома в период самоизоляции, использовали хэштег #QuёdateEnCasa(исп. оставайся дома), показывая на собственном примере, что не покидают территорию дома: выкладывали личные фото из дома за рабочим столом и скрины с изображениями присутствующих политиков на видео-совещаниях.
Большое внимание уделялось взаимодействию с аудиторией и получению обратной связи: 4 из 9 политиков регулярно выходили в прямые эфиры, 5 из 9 лично отвечали на комментарии пользователей.
В отличие от российских коллег, испанские политики не писали длинные посты о важности и необходимости вакцинации: 6 из 9 политиков просто информировали о возможности это сделать и показывали это на собственном примере, прикладывая фото из медицинского кабинета.
Также отличается и отклик аудитории: посты с наибольшим количеством лайков и репостов были на тему рассуждения, информирования и личного опыта политика, такие твиты набрали более 20 тысяч лайков и 7500 репостов. А комментарии активно оставляли под твитами на тему взаимодействия(почти 4 тысячи комментариев под постом).
Подводя итог анализа соцсетей испанских политиков, мы можем сказать, что наша вторая гипотеза также подтвердилась - мадридские политики были в 4 раза активнее российских: совокупно за рассматриваемый период мы просмотрели 6579 постов мадридской элиты и 1471 - петербургской. Несмотря на это, записи Вконтакте членов Правительства Санкт-Петербурга гораздо больше по объему, чем твиты мадридских политиков.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель нашего исследования достигнута: мы выявили на примере городской элиты Санкт-Петербурга и Мадрида, что роль социальных сетей политиков в противодействии распространению пандемии COVID-19 носит преимущественно информационно-просветительский характер. Исходя из результатов нашего исследования, политические элиты городов используют свои социальные сети для противодействия распространению пандемии COVID-19 в форме информирования населения о текущей ситуации, принятых ограничениях и послаблениях, требованиях к соблюдению этих мер, а также для публикации личных размышлений на тему коронавирусной инфекции, проведения прямых трансляций и различных объединяющих флешмобов, призывов к вакцинации и обмена личным опытом.
Практическая значимость нашего исследования заключается в формировании основных тенденций социальных сетей политиков в период пандемии. Соцсети имеют важное значение не только для обычных граждан, но и для политической элиты. Благодаря аккаунту в соцсети, политик формирует свой собственный имидж и напрямую взаимодействует с гражданами, подготавливая почву для поддержки со стороны избирателей. Результаты и выводы нашего исследования могут быть использованы для составления контент-плана политического лидера.
На основе проведенного эмпирического исследования мы подготовили рекомендации по более эффективному использованию личного профиля представителей политической элиты в социальных сетях:
• Рекомендуем обратить внимание на частоту постинга: посты должны публиковаться регулярно;
• Рекомендуем обсуждать в постах актуальные в обществе темы, формируя свою оценку происходящим событиям;
• Рекомендуем в постах больше делиться личной информацией, не ограничиваясь отчетами о результатах выполнения своих служебных обязанностей;
• Рекомендуем держать профиль и комментарии открытыми, чтобы пользователи могли оставлять свои комментарии под публикациями;
• Рекомендуем больше взаимодействовать с аудиторией: проводить опросы, задавать вопросы, организовывать прямые эфиры и лично отвечать на вопросы пользователей.


1) Ayuntamiento de Madrid en directo // YouTube: [сайт]. URL: https://www.youtube.com/channel/UC31 vbF 8LHb-j ClgTPvA64 IQ/featured (дата обращения: 17.02.2022).
2) Continua disminuyendo la confianza hacia los medios de comunicacion. 21.04.2022 // KANTAR. URL: https://www.kantar.com/es/inspiracion/publicidad-y-medios/cont inua-disminuyendo-la-confianza-hacia-los-medios (дата обращения: 11.04.2022).
3) Countries with the highest number of internet users as of February 2022 // Statista:^^]. URL: https://www.statista.com/statistics/264810/number-of-monthly-a ctive-facebook-users-worldwide/ (дата обращения: 09.04.2022).
4) Countries with the highest number of internet users as of February 2022 // Statista:^^]. URL: https://www.statista.com/statistics/264810/number-of-monthly-a ctive-facebook-users-worldwide/ (дата обращения: 09.04.2022).
5) Decreto de 15 de junio de 2019 del Alcalde por el que se establece el numero, denomination y competencias de las Areas en las que se estructura la Administration del Ayuntamiento de Madrid // Boe.es: [сайт]. URL: https://sede.madrid.es/portal/site/tramites/menuitem.5dd4485239c96e 10f7a72106a8a409a0/?vgnextoid=a1eb0e244f26b610VgnVCM10000 01 d4a900aRCRD&vgnextchannel=6b3d814231 ede410VgnVCM1000 000b205a0aRCRD (дата обращения: 20.04.2022).
6) Digital 2021 // We are social: [сайт]. URL: https://wearesocial.com/blog/2021/01/digital-2021-the-latestinsights-i nto-the-state-of-digital (дата обращения: 08.04.2021).
7) DIGITAL 2022: ANOTHER YEAR OF BUMPER GROWTH// We are social: [сайт]. URL:https://wearesocial.com/blog/2021/01/digital-2021-the-latest-ins ights-into-the-state-of-digital (дата обращения: 07.04.2022).
8) DIGITAL 2022: GLOBAL OVERVIEW REPORT // DataReportal: [сайт]. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report (дата обращения: 09.04.2021).
9) DIGITAL 2022: SPAIN. DataReportal: [сайт]. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-spain#:~:text=Internet% 20use%20in%20Spain%20in,percent)%20between%202021%20and %202022 (дата обращения: 08.04.2022).
10) Facebook Becomes Third Biggest US Web Company // Jakarta Global: [сайт]. URL: https://jakartaglobe.id/technology/facebook-becomes-third-biggest-us -web-company/40675 (Дата обращения: 05.02.2022).
11) Facebook Stock For Sale // Bloomberg: [сайт]. URL: https://www.bloomberg.com/bw/magazine/content/08_33/b40960009 52343.htm (дата обращения: 05.02.2022).
12) Forecast of the number of Twitter users in the World // Statista: [сайт]. URL: https://www.statista.com/forecasts/1146722/twitter-users-in-the-world (дата обращения: 09.02.2022).
13) Global logged-in YouTube viewers per month 2017-2019 // Statista: [сайт]. URL: https://www.statista.com/statistics/859829/logged-in-youtube-viewers -worldwide/ (дата обращения: 09.02.2022).
14) Google Colaboratory : [сайт]. URL: https://colab.research.google.com/notebooks/welcome.ipynb?hl=ru#sc rollTo=5fCEDCU_qrC0 (дата обращения: 01.02.2022).
15) Instagram Статистика // WSR: [сайт]. URL: https://www.websiterating.com/ru/research/instagram-statistics/ (дата обращения: 15.02.2022).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ