Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сотрудничество России и Германии в сфере высшего образования в XXI веке

Работа №127389

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы92
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Исторические и теоретические аспекты российско-немецких связей 11
1.1. Исторические этапы развития в образовательной сфере между Россией и Германией 11
1.2 Нормативно-правовая база российско-германского сотрудничества в сфере высшего образования 24
Глава II. Участие России и Германии в Болонском процессе 33
2.1 Основные цели и положение Болонской декларации 33
2.2 Болонский процесс в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия 39
Глава III. Совместные проекты России и Германии в области высшего образования 50
3.1. Правительственные и неправительственные организации осуществляющие взаимное сотрудничество между странами 50
3.2. Тенденции и перспективы дальнейшего сотрудничества в образовательной сфере между странами 67
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 76

Актуальность. В XXI веке активизировались интеграционные процессы между странами, которые затрагивали сферы государственной и общественной жизни стран, в том числе и сферы образования. Развитие международных связей, сотрудничества с зарубежными государствами-партнерами в области образования, вступления в организации по развитию и сотрудничеству в области образования позволило успешно интегрировать странам в мировую и единую европейскую систему образования, подготавливая специалистов мирового уровня и развития мобильности людей с возможностью трудоустройства в любой точке мира.
Взаимодействие рассматриваемых нами в исследовании России и Германии происходит в различных сферах жизни, а в области высшего образования такое взаимодействие занимает сегодня одну из важнейших форм сотрудничества между странами и уходит далеко в историю с начала взаимодействия стран в сфере высшего образования, показывая тем самым их верность в развитии научно-образовательных отношений. Интенсификации отношений способствовал активный процесс преобразований в начале XXI века в образовательных системах как России, так и в Германии в ходе подписания этими странами Болонской декларации, предусматривающей построение единой европейской зоны высшего образования. Также реализация программы правительства России по модернизации экономики, где образованию была отведена системообразующая, приоритетная роль привела Россию к более тесному научно-техническому и экономическому сотрудничеству в области науки и образования с такой высокоразвитой страной, как ФРГ. Немецкое государство определяло общее направление исследований в новых областях и его роль в этом плане была очень значительной. Для Германии же система образования всегда была в приоритете и политической элитой ФРГ был сформирован некий своеобразный культ образования, который объясняет, что образование определяет качество жизни человека и экономическое могущество страны.
Далее правительство, подчиняющиеся ему образовательные организации и научные центры постепенно смогли выстроить успешное сотрудничество в области образования, о чем свидетельствует множество подписанных двусторонних договоров между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией на межнациональном, межрегиональном уровне, разработанные специальные межвузовские, межгосударственные программы, которые способствуют повышению качества образования и конкурентоспособности на мировом рынке, расширению научно-исследовательской деятельности, установлению контактов, обмен опытом, технологиями и информацией и результатами которого являются проводимые перекрестные года культур России и Германии, год русского языка в Германии и год немецкого языка в России, в рамках которых проводятся конференции и круглые столы для укрепления взаимоотношений; а так же это академические обмены и стажировки студентов и преподавателей, проведение совместных научных исследований, получение стипендий на обучение заграницей, получение степеней образования россиян в Германии и немцев в России и так далее.
Из всего вышесказанного следует, что сотрудничество в сфере образования главным образом имеет важное значение для обеих стран. Развитие и модернизация данной сферы позволяет не только усовершенствовать образовательную отрасль и тем самым поднять экономический потенциал как России, так и Германии, но и установить тесные дружественные контакты на долгие годы.
Целью научного исследования является определение основных направлений и форм сотрудничества России и Германии в сфере высшего образования в XXI веке.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1) Установить исторические и теоретические аспекты российско- германских связей;
2) Изучить нормативно-правовую основу в сотрудничестве между государствами;
3) Определить участие России и Германии в Болонском процессе;
4) Обозначить роль совместных образовательных и университетских программ;
5) Выявить тенденции сотрудничества России и Германии и дальнейшие перспективы в совместной деятельности.
Объектом исследования являются российско-германские научно-образовательные отношения в XXI веке.
Предметом исследования послужил процесс взаимодействия в образовательной сфере России и Германии.
Хронологические рамки затрагивают период XXI века, который характеризуется активизацией сотрудничества России и Германии в сфере образования с момента их интеграции в мировое образовательное сотрудничество, а именно присоединения этих стран к Болонскому процессу: Германия в 1999 году, Россия в 2003 году на встрече в Берлине.
Методологической основой исследования данной работы послужили общенаучные принципы, такие как анализ и синтез, позволяющие получить комплексное представление о взаимодействии стран и сделать теоретические обобщения; исторический метод, логический метод, которые предполагают изучение конкретного исторического материала, позволяющего проследить начало становления двустороннего сотрудничества России и Германии в сфере образования, а так же в установленных хронологических рамках на основе логических действий. Также, изучение важных документов и литературы осуществлялось на основе институционального и структурно-функционального подходов.
В качестве методов исследования в работе широко используются:
• хронологический (позволяет проследить любые события и явления политической, культурной и правовой истории данного исследования в строго хронологическом порядке);
• ивент-анализ (дает четкое представление во взаимодействии между странами - Россией и Германий в сфере высшего образования на основе установления и выполнения основных направлений сотрудничества);
• компаративный анализ (представляет собой сравнительный метод, который дает возможность проследить общее и различное в деятельности каждого из государств относительно сферы образования);
• контент-анализ (дает возможность проанализировать различные информационные источники: важнейшие документы, соглашения, договора, подписанные Россией и Германией в ходе развития сотрудничества в сфере высшего образования).
В совокупности все методы дают возможность подробно изучить и выявить все особенности заявленной темы, выполнить поставленные задачи и достигнуть цели исследования.
Если рассматривать степень изученности темы, то можно заметить, что проводились исследования отечественных авторов, как например, преподаватель истории МГУ Алексеева Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций1, доктор исторических наук МГУ Андреев А. Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII-первой половины XIX века2, доктор исторических наук Попутникова Л.А. Сотрудничество России и Германии в области образования на рубеже XX начала XXI века3, доктор исторических наук Посохов С. И. Роль «Немецкого образца» в процессе становления и развития университетов России Х1Х века: оценки и мнения в российской публицистике и историографии4, доктор исторических наук Смагина Г. И. Академия наук и российская школа5. По тематике Болонского процесса, его осуществлению в России и Германии исследования проводили доктор исторических наук Богатырева О. Н. Европейская программа ERASMUS: основные этапы и итоги развития6, исследователь в области международных отношений Гоголин Ф. Интеграция России в Болонский процесс7, заслуженный деятель науки и ученый Гретченко А. И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство8, доктор педагогических наук Есенина Е. Ю., автор учебно-методической литературы, в т.ч. иностранной, по актуальным вопросам развития системы среднего профессионального и высшего образования, Факторович А. А. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования9, российский лингвист и философ Касевич В.Б. Инновационные процессы в образовании: основные документы и материалы Болонского процесса10, директор НИЦ АПМ РУДН Лукичев Г. А. Болонский процесс формирует новую модель образования11, исследователь в области педагогики Макаров, А. В. Болонский процесс: европейское пространство высшего образования12, доцент кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии НГПУ Юшкова Л.А., доктор педагогических наук Неборская В.В. Международное сотрудничество в области высшего образования (на примере российских и немецких университетов)13 и другие исследователи, которые внесли немалый вклад в изучение Болонского процесса и становление образовательных связей России и Германии.
Если рассматривать вклад зарубежных исследователей, то весомый вклад внесли такие авторы как Alexander G. Rahr14, который занимался изучением особенности отношений России и Германии, Aniskin V., описавший многостороннее сотрудничество в сфере образования между Россией и Германией, 15Franco M. В своем исследовании разобрал развитие Болонского процесса и присоединения к нему России в рамках европейского международного сотрудничества, 16 17 18J. Elliott & J. Tudge1^ своей работе описывали влияние запада на Российское образование в исторической перспективе, Marcel Иц^^описал основные положения и этапы развития Европейской зоны единого высшего образования , Peter Alexander Zervakis19i5 своем исследование разбирает принцип развития непрерывного образования и какое место в этом занимает Болонский процесс, S.A. Freiberg and L.B. Grigorevsky20 детально в своей работе описали историю вступления России в Болонский процесс, перспективы и ключевые действия в рамках данного соглашения.
Источниковой базой послужили различные международные документы: Зона европейского высшего образования, Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года Конвенция о признании квалификаций21, Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе22, Сорбонская декларация. Совместная декларация по гармонизации европейской системы высшего образования23; добавить документы Болонского процесса и отчеты, сайты
Двусторонние договоры между Россией и Германией: Российско-Германская дорожная карта сотрудничества в области образования, науки, научных исследований и инноваций24, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации25, Соглашение между Правительством Федеративной Республики Германия и Правительством Российской Федерации в области молодежного сотрудничества от 21 декабря 2004 г.26, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о научно-техническом сотрудничестве27, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об изучении русского языка в Федеративной Республике Германия и немецкого языка в Российской Федерации от 9 октября 2003 г.28;
Национальное законодательство: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года29, Приказ Министерства образования и науки РФ "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации"30 31, Приказ Министерства образования и науки России «О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией»31, Приказ Министерства образования и науки РФ "О группе по осуществлению Болонских принципов в России"32;
Официальные сайты организаций: Ассоциация «Глобальные университеты»33, Германская служба академических обменов34,Министерство иностранных дел ФРГ35, Министерство иностранных дел Российской Федерации36 Официальный сайт о высшем образовании в Российской Федерации для иностранных студентов37;
Статистические материалы: Официальный сайт о высшем образовании в Российской Федерации для иностранных студентов38, BRICS & Emerging Economies Rankings?39, OECD Statistics40, Times Higher Education World University Rankings41, UNESCO Institute for Statistics 32, Eurostat33.
Научная новизна заключается в выявлении динамики и современных тенденций взаимодействия России и Германии в области высшего образования и в теоретическом осмыслении форм текущего сотрудничества РФ и ФРГ.
Научное и практическое значение. Данная работа может быть использована для изучения образовательных связей, проведения дальнейших исследований в данной сфере и смежных областях. Результаты исследования могут применяться для анализа международных культурных процессов и взаимодействий государств в области образования и научной деятельности.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения, списков использованных источников и литературы и приложения. В первой главе «Исторические и теоретические аспекты российско-немецких связей» описаны исторические и теоретические аспекты российско-немецких связей, которая в свою очередь подразделяется на два параграфа, описывающих историю образовательных связей России и Германии, нормативно-правовую основу сотрудничества исследуемых стран. Во второй главе описывается участие России и Германии в Болонском процессе, важнейшие шаги к модернизации образовательной сферы, основные формы и направления сотрудничества. В третьей главе представлена информация о совместных проектах России и Германии в области высшего образования, региональном и межвузовском сотрудничестве, тенденции и перспективы развития. В заключении представлены итоги исследования и описаны перспективы дальнейшего сотрудничества с учетом нынешних реалий 2022 года.
Апробация работы. Была написана статья и представлена на научной конференции СПБГУ на тему: «Образовательные связи как форма межкультурного сотрудничества: на примере России и Германии». В статье рассматриваются российско-германские связи в сфере образования, как одно из важнейших направлений межкультурного сотрудничества. Описывается роль и значение образования как для отдельных государств, так и для человечества. Также описываются процессы интернационализации России и Германии, официальные документы на федеральном уровне и совместные заявления, которые призваны поддерживать и укреплять сотрудничество между странами. Статья рассказывает о важнейших образовательных российских и германских центрах, которые осуществляют образовательные и научные проекты, призванные развивать двустороннее сотрудничество в области образования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследуя образовательные связи России и Германии в XXI веке можно сделать вывод, что тема диссертационного исследования актуальна среди научного сообщества и это связано с тем, что роль образования, его развития значительно выросла в XXI веке. Обращаясь к цели исследования, которая состояла в том, чтобы определить основные направления и формы сотрудничества России и Германии в XXI веке представляется необходимым сформулировать результаты, полученные исходя из поставленных задачи в ходе проведения исследования.
Таким образом были сделаны следующие выводы на основании заявленных задач:
1. Были изучены исторические и теоретические аспекты российско-германский связей.
Данный аспект описывается в первой главе настоящего исследования, откуда мы можем сделать вывод, что Германия и Россия имеют глубокие корни сотрудничества в образовательной сфере, начиная с реформ Петра I, который открыл окно в Европу, провел образовательную реформу и пригласил немецких преподавателей просвещать и обучать русский народ. Такой шаг запустил мощный процесс постепенного внедрения норм европейских стандартов образования в российскую науку. Последующие правители также продолжали постепенно строить российскую систему образования и особое влияние на её развитие принесла «идеальная» модель университета Александра фон Гумбольдта, объединяющая преподавание и научную деятельность в университетах. Такой новый подход быстро распространился по миру и нашел свой отклик в развитии системы высшего образования в России в XIX веке. Далее мы наблюдаем постепенное наращивание двусторонних контактов немецко-образовательного сотрудничества путем проведения совместных научных исследований, стажировок и обучения заграницей. В конце же XX остро встал вопрос о формировании единой системы европейского образования, которая бы отвечала условиям глобализации, обучала высококвалифицированных специалистов и благодаря которой стало возможным получить образование в любой другой стране. Банный процесс связан с подписанием сначала 29 странами Европы Болонской декларации в 1999 году, которая преследует цели установления европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. В ходе изученного материала и исследования развития образовательного сотрудничества мы можем отметить особы характер взаимодействия в этой области России и Германии и такое сотрудничество которое мы имеем сегодня во многом смогло выстроиться благодаря историческим связям и многовековому развитию отношений в различных сферах жизни.
2. Был проведен анализ нормативно-правового сотрудничества российско-немецких связей.
Анализ документов также отражается в первой главе, и мы можем увидеть, что нормативно-правовая основа взаимодействия складывалась постепенно и имеет различные уровни соглашений. Сюда были отнесены международные договора и соглашения, такие как Болонская декларация 1999 года, Берлинское коммюнике 2003 года, Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 года, по которым обе страны Россия и Германия в принципе смогли осуществлять образовательную международную деятельность и ее модернизацию, и интернационализацию. Следующим уровнем соглашений, описанных в параграфе стали двусторонние соглашения между РФ и ФРГ - Совместное заявление о взаимном академическом признании периодов обучения в высших учебных заведениях, документов о высшем образовании, российских ученых степенях и германских академических квалификациях; Российско-Германская дорожная карта сотрудничества в области образования 2018 года; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о научно-техническом сотрудничестве и другие. Изучив цели и задачи соглашений можно сделать вывод, что большинство из них придерживались концепции модернизации образовательной системы и развитию международного образовательного сотрудничества согласно Болонскому процессу.
3. Подробно разобран Болонский процесс и его роль в развитии высшего образования в России и Германии.
В исследовании вопрос представлен во II главе исследования. Влияние Болонского процесса и вхождение России в 2003 году в данный процесс привело к значительный изменениям и реформам российской системы образования, которые должны были привести Россию к объединённым европейским стандартам. Было осуществлено преобразование органов федерального управления образования и научных исследований в Министерство образования и науки; деятельность по созданию процедуры зачёта освоения студентами вузов содержания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования; введение в Российской Федерации европейского приложения к диплому; также в целях реализации комплекса мероприятий по развитию системы высшего профессионального образования были разработаны предложения и дополнения в законодательство Российской Федерации и внесены изменения в нормативную базу образования касающиеся введения единого государственного экзамена, которые были направлены на повышение качества образования; продолжилась работа по переходу на систему зачётных единиц, разрабатывались подходы к формированию новых государственных образовательных стандартов; переход сначала на двухступенчатую (бакалавриат-магистратура), а потом на трехступенчатую систему образования (бакалавриат - магистратура - аспирантура). Эти и другие важные реформирования привели российскую науку и образование к значительному изменению её системы, функционированию и сближению с едиными европейскими стандартами, которые в свою очередь открыли новый уровень более тесных контактов России и Германии в области образования.
Германию ровным счетом, как и Россию ждал трансформационный путь развития системы образования после вхождения в Болонский процесс в 1999 году. Введение бакалавриата и магистратуры привело к трансформации структуры высшего образования ФРГ: изменились сроки обучения, принципы организации учебных планов, а также содержание обучения и присуждаемые по окончании вуза степени. Для Германии интернационализация вузов является центральным элементом для того, чтобы занять ведущее место среди научно-образовательных учреждений в мире. В мире глобальной конкуренции германские вузы сегодня очень хорошо представлены и занимают лидирующие позиции в топ ВУЗах всего мира. Важным элементом успешного развития образовательной сферы стала - активизация и увеличение академической мобильности студентов со всего мира. Благодаря тому, что образование в Германии бесплатное эта страна всегда была привлекательна для студентов, молодых исследователей и специалистов, кроме того Германия обладает множеством организаций и фондов, выделяющих стипендии студентам и исследователям.
4. Была выявлена роль совместных образовательных и университетских программ.
Данный аспект представлен и раскрыт в III главе, описывающей основные совместные проекты России и Германии. Сам процесс развития двустороннего сотрудничества между Россией и Германией имеет комплексный характер и реализуется на различных уровнях взаимодействия стран. Различные правительственные и неправительственные организации, фонды, институты стали ключевыми акторами в развитии образовательного сотрудничества и выполняющими основные цели и задачи в реализации важнейших преобразований системы образования, развития научного сотрудничества, академической мобильности, распространению знаний и опыта, осуществлению совместных образовательных и научных проектов. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) и Федеральное министерство образования и исследований Федеративной Республики Германия (BMBF - Bundesministerium fur Bildung und Forschung) являются одними из основных акторов, проводящих успешную образовательную политику, создавая и развивая двусторонние контакты образовательных и научных связей. И в ходе стратегии интернационализации образования были сформированы специальные проекты такие как Горизонт 2020, инициатива «Исследования в Германии», международные лаборатории будущего, по которым происходит активный образовательный обмен и двустороннее сотрудничество России и Германии в различных областях науки.
Германское научно-исследовательское общество (DFG), Российская академия наук (РАН), Российский фондом фундаментальных исследований (РФФИ), Общество Макса Планка, Ассоциация Гельмгольца, Германская служба академических обменов - все эти организации играют важную роль в интенсификации научно-образовательных связей России и Германии. Следует отметить, что сотрудничество именно России и Германии в данной сфере всегда имело успешный характер взаимодействия, о чем было рассказано в этом параграфе и подкреплено различными фактами.
5. Выявлены основные тенденции сотрудничества России и Германии и определены дальнейшие перспективы в совместной деятельности.
Данный вопрос раскрывается в III главе. Сегодня Россия и Германия определяют сотрудничество в сфере образования как одно из важнейших направлений во внешней политике государств и примером тому послужили заключенные двусторонние договора на различных уровнях, создание специальных программ, открытие центров культуры, межвузовское партнерство, выросшая академическая мобильность среди студентов и преподавателей. Как для России, так и для Германии такое партнерство является очень успешным: растет качество образования, появляются высококвалифицированные специалисты, отсюда возрастает экономика, так же это одно из направлений культурного сотрудничества по которому успешно проходят учебные, научные стажировки, студенческий обмен, частые визиты, конференции, круглые столы и познание культур друг друга - все это показатель высокого уровня взаимодействия в сфере высшего образования. Однако с началом спецоперации 24 февраля 2022 года была временна поставлена точка в некоторых направлениях образовательного сотрудничества - было приостановлено научное сотрудничество и развитие (например, Ассоциация Гельмгольца, институт Макса Планка), остановлены академические обмены, некоторые российские студенты были лишены возможности обучаться в Германии по стипендии DAAD. Такое положение дел создает большее напряжение между странами, так как почти все сферы взаимодействия были ограничены в виде санкций.
Таким образом, исходя из приведенной выше информации, мы видим, что сотрудничество России и Германии являлось одним из самых успешных аспектов взаимодействия этих двух стран в XXI веке. Доказательством тому послужили исторические связи стран на протяжении веков, нормативно-правовая подоплека, показывающая заинтересованность государств в формировании новой улучшенной системы образования отвечающая современным реалиям и раскрывающая экономический потенциал, активное сотрудничество различных организаций и осуществление научно-образовательных проектов. Хочется надеяться, что, не смотря на возникшие разрывы в осуществлении образовательного и научного взаимодействия со стороны Германии в отношении России носят временный характер и со временем будет возможно восстановление проектов по всем направлениям, так как в их развитие было вложено много сил, средств обеих сторон. И такое сотрудничество всегда носило дружелюбный характер, даже в периоды враждебных отношений, культурное, образовательное и научное сотрудничество всегда было призвано укреплять отношения между государствами и народами.


Международные соглашения:
1) Берлинское коммюнике, Формирование общеевропейского пространства высшего, Образования Коммюнике Конференции министров высшего образования, г. Берлин, 19 сентября 2003 года [Электронный ресурс] URL: https://www.msmsu.ru/userdata/manual/images/fac/ped obr/Berlinskoe kommjunike.pdf (дата обращения 20.10.2020)
2) Болонская декларация, Зона европейского высшего образования, Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года [Электронный ресурс] URL: https://www.msmsu.ru/userdata/manual/images/fac/ped obr/Bolonskaja deklaracija.pdf (дата обращения 20.10.2020)
3) Великая хартия университетов, г. Болонья, Италия,18 сентября 1988 года [Электронный ресурс]URL: http://www.bolognaby.org/images/Library/Magna Carta Universitatum ru.pdf (дата обращения 25.02.2021)
4) Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, 2 ноября 2001 года [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/cultural diversity.shtml (дата обращения 20.10.2020)
5) Декларация принципов международного культурного сотрудничества 4 ноября 1966 года [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/culture.shtml (дата обращения 20.10.2020)
6) Лиссабонская декларация или Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе 1997 года [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/901734740 (дата обращения 20.10.2020)
7) Совместная Декларация Европейских министров образования "Европейское пространство высшего образования», Болонья, 19 июня 1999 г. [Электронный ресурс] URL: https://iqaa.kz/images/doc/Bologna/Сорбоннская%20декларация%20(1998).pdf (дата обращения 20.10.2020)
8) Сорбоннская декларация, Совместная Декларация по гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования Министров образования Франции, Италии, Германии и Великобритании от 25 мая 1998 года [Электронный ресурс] URL: https://iqaa.kz/images/doc/Bologna/Сорбоннская%20декларация%20(1998).pdf (дата обращения 25.02.2021)
Двусторонние соглашения:
9) Российско-Германская дорожная карта сотрудничества в области образования, науки, научных исследований и инноваций, Москва, 10 декабря 2018 года [Электронный ресурс] URL: https://m.minobrnauki.gov.ru/common/upload/library/2018/12/Rossijsko- Germanskaya dorozhnaya karta.pdf (дата обращения 20.10.2020)
10) Меморандум о намерениях между Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным министерством образования и научных исследований Федеративной Республики Германия по сотрудничеству в сфере профессионального образования и повышения квалификации» 2012 года [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/499014971 (дата обращения 20.10.2020)
11) Совместное заявление о взаимном академическом признании периодов обучения в высших учебных заведениях, документов о высшем образовании, российских ученых степенях и германских академических квалификациях [Электронный ресурс] URL: http://www.russianenic.ru/int/agreements/german.html (дата обращения 15.11.2020)
12) Соглашение между Правительством Федеративной Республики Германия и Правительством Российской Федерации в области молодежного сотрудничества от 21 декабря 2004 г. [Электронный ресурс] URL: https://germania.diplo.de/blob/1249510/5b7758114d7615e36a48a7df60d50bd9/2004- abkommen-jugend-data.pdf (дата обращения 02.12.2020)
13) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о научно-техническом сотрудничестве Мюнхен, 16 июля 2009 года [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/902178643 (дата обращения 20.10.2020)
14) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об изучении русского языка в Федеративной Республике Германия и немецкого языка в Российской Федерации от 9 октября 2003 г. [Электронный ресурс] URL: https://germania.diplo.de/blob/1248034/3f84a0b6bca95862a5e72f1133b6d7d5/2003- abkommen-sprache-data.pdf (дата обращения 02.12.2020)
Официальные документы Российской Федерации:
15) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 № 1756-р //Официальные документы в образовании. - 2002. - №4. - с.3-31.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ