Введение 4
Глава 1. Максим Амелин как исследователь и издатель русских авторов XVIII века 12
1.1 Издательская деятельность М. А. Амелина 12
1.1.1 «Александр Измайлов: избранные сочинения» 13
1.1.2 «Избранные сочинения графа Хвостова» 22
1.1.3 «Василий Петров: выбор Максима Амелина» 29
1.1.4 «Анна Бунина: Неопытная муза» 43
1.2 Поэзия XVIII века в научно-эссеистической прозе М. А. Амелина
48
Глава 2. Русский XVIII век в поэзии Максима Амелина 58
2.1 Семантические поля в поэзии М. А. Амелина и русский XVIII век
58
2.1.1 Античность в поэзии М. А. Амелина 60
2.1.2 Русский XVIII век в названиях и текстах стихотворений
М. А. Амелина 65
2.2 Стилистическое своеобразие поэзии М. А. Амелина и поэзия XVIII
века 74
Заключение 79
Библиография 81
Источники материала исследования 81
Научная литература 83
Справочная литература 89
Приложение 1 90
Приложение 2 91
Приложение 3 92
Приложение 4 93
Приложение 5 94
Приложение 6 96
Приложение 7 104
Приложение 8 107
Одним из перспективных направлений литературоведческих исследований является изучение перекличек различных эпох. Данная область исследований всегда привлекала филологов, но за последние полвека интерес к ней усилился. Если говорить о русском литературоведении, то процесс этот стал наиболее отчетливым начиная с книги И. П. Смирнова «Художественный смысл и эволюция поэтических систем» . Переклички различных эпох исследовались С. Г. Бочаровым, Б. М. Гаспаровым, А. В. Михайловым, Л. И. Сазоновой и мн. др. Причем работы их опирались на совершенно разные общефилософские и литературоведческие концепции. Среди этих работ не малое место занимает исследование связей современной русской поэзии с наследием XVIII века. Здесь можно назвать, помимо уже упомянутой выше Л. И. Сазоновой, таких исследователей: Д. Н. Ахапкин, Н. А. Богомолов, П. Е. Бухаркин, С. Гардзонио, А. Л. Зорин, В. А. Кузнецов (и это перечисление далеко не полное). Однако связанная с этим проблематика далеко не исчерпана. Так, несомненный интерес в данном отношении представляет творчество М. А. Амелина. Изучение творчества М. А. Амелина тесно связано с темой обращения к предшествующей традиции.
Максим Альбертович Амелин родился в г. Курске в 1970 г., получил высшее образование в Москве, в Литературном институте (1991-1994 гг.), где принимал участие в семинаре Олеси Николаевой. Многолетний издательский опыт поэта c 1995 г. связан с руководством издательством «Symposium», а с 2008 г. - издательством «ОГИ». Поэтическое творчество принесло М. А. Амелину такие награды, как премия «Антибукер» (1998 г.), премия журнала «Новый мир» (1998 г.), «Anthologia» (2004 г.), премия «Московский счет» (2004 г., 2012 г.), премия журнала «Знамя» (2010 г.), Бунинская премия (2012 г.), премия Александра Солженицына (2013 г.), премия «Поэт - 2017». Произведения М. А. Амелина сегодня представлены в следующих сборниках: Холодные оды» (1996 г.), «Dubia» (1999 г.), «Конь Горгоны» (2003 г.), «Гнутая речь» (2011 г.).
При этом М. А. Амелин принадлежит к числу поэтов известных: его стихи переведены на большое количество языков и вызывают интерес критиков и исследователей. Достаточно знать статьи Е. В. Абдуллаева, А. И. Мамедова, А. М. Марченко, Ю. Б. Орлицкого, А. Е. Разумовской, А. Э. Скворцова, И. З. Фаликова. Переводческая деятельность М. А. Амелина обращает на себя внимание таких литературоведов, как Н. П. Гринцер, Л. Б. Сумм, Р. Л. Шмараков. Стоит добавить, что на переводческие работы поэта откликаются авторитетные филологи классики. Также интересен отклик Р. Л. Шмаракова, который сочетает в себе строгого ученого и прозаика.
Поэзия М. А. Амелина также вызывает интерес исследователей. Так, например, А. Е. Разумовская исследует связь творчества поэта с античной традицией и обращает особое внимание на то, какое влияние оказывает горацианская форма оды на стихотворения современного поэта. Поэтическому языку М. А. Амелина ряд своих трудов посвящает А. Е. Семеновская. Также исследователь рассматривает издательскую деятельность М. А. Амелина, а именно подготовленный им сборник сочинений Д. И. Хвостова. Исследователь не обходит вниманием и научную деятельность М. А. Амелина и рассматривает рецепцию творчества Д. И. Хвостова в эссеистике М. А. Амелина. А. В. Хозяйкина обращается к изучению «поэтического диалога» с XVIII веком в «Холодных одах» М. А. Амелина.
В этих откликах филологов на творчество М. А. Амелина очень часто упоминается внимание поэта к старинным традициям. Об интересе М. А. Амелина к литературным традициями XVIII века свидетельствует издательская деятельность данного автора. Среди них одно из главных мест занимает XVIII век. Правда, следует отметить, что М. А. Амелин занимается изданием авторов разных эпох: его интерес вызывают не только поэты XVIII века, но и наследие русской литературы серебряного века и современная поэзия. В результате издательской деятельности М. А. Амелина увидели свет «Избранные сочинения графа Хвостова» (1997 г.), антология современной русской поэзии для китайского издательства «Народная литература» (2006 г.), «Избранные сочинения Александра Е. Измайлова» (2009 г.), антология «Лучшие стихи 2010 года» (2012 г.), первое собрание сочинений С. Е. Нельдихена (2013 г.), сборник стихов А. П. Буниной (2016 г.), «Петров В. П. Выбор Максима Амелина» (2016 г.). Но все-таки в издательской деятельности авторы XVIII века занимают центральное место. Среди авторов, выбранных М. А Амелиным для публикации, на себя обращают внимание представители XVIII века в широком его понимании. Здесь фигурируют такие писатели: А. П. Бунина, А. Е. Измайлов, В. П. Петров и Д. И. Хвостов. Творчество А. Е. Измайлова, публикация произведений которого пришлась уже на начало XIX века, можно отнести к XVIII веку в силу неразрывной связи с традициями литературного слова того времени. Так, например, поэтика и сюжетная организация прославившего А. Е. Измайлова романа «Евгений, или Пагубный следствия дурного воспитания и сообщества» восходят к XVIII веку.
Тема настоящего исследования предполагает возможность рассмотрения целого ряда проблем. Актуальность данной темы обуславливается тем, что вдумчивое и подробное изучение творчества М. А. Амелина открывает перспективу проследить литературную генеалогию интересного современного поэта, что, в свою очередь, может позволить охарактеризовать и современное состояние русской поэзии. Также изучение связи поэтической мысли М. А. Амелина с поэтическим наследием XVIII века предоставляет возможность очертить парадигмы в истории поэзии, не совпадающие с развитием по школам и направлениям. Кроме того, сопоставление одного из представителей поэзии XX века с традициями поэтического слова XVIII века ставит вопрос о перекличках разных эпох. Можно также предположить, что разработка данного литературоведческого исследования покажет интертекстуальные связи, включая функционирование и эволюцию ряда литературных топосов, что также находится в фокусе внимания современных литературоведов. В рамках данного исследования представляется целесообразным обратиться к лингвистическому аспекту творчества М. А. Амелина. Представляется возможным и целесообразным рассмотреть архаические слова и их употребление в произведениях М. А. Амелина. Также предполагается анализ стихотворных произведений М. А. Амелина на предмет синтаксических структур, характерных для поэзии XVIII века.
В качестве материала исследования выступают стихотворения и научные труды М. А. Амелина, представленные в сборнике «Гнутая речь» (2011 г.). Несмотря на то что до и после момента выхода данного сборника в свет М. А. Амелин опубликовал целый ряд произведений и статей, было принято решение ограничить материал исследования на данном этапе работы именно указанным выше изданием. Причиной тому послужили два фактора. Во-первых, данный сборник вобрал в себя все изданные прежде стихотворения, представленные в книгах «Холодные оды», «Dubia» и «Конь Горгоны», вышедшую ранее отдельным изданием повесть в стихах «Веселая наука» и все научные статьи, опубликованные М. А. Амелиным до 2011 г. Во- вторых, сборник «Гнутая речь» на данный момент является ключевым в творчестве М. А. Амелина и представляет собой своего рода промежуточный итог. Собранные в нем произведения позволяют рассмотреть современного поэта на этапе зрелости. В материал исследования также включены интервью М. А. Амелина. Такого рода тексты дают возможность составить образ XVIII века в сознании М. А. Амелина с точки зрения его собственной рефлексии.
Исследование проводится с учетом предшествующей и современной научной литературы и в первую очередь ориентируется на историческую поэтику, представителями которой являются С. С. Аверинцев, А. Н. Веселовский, А. В. Михайлов, Л. И. Сазонова, И. П. Смирнов, М. И. Стеблин-Каменский. Данная работа опирается на опыт следующих исследователей, посвятивших свои труды изучению русского XVIII века: Н. Ю. Алексеева, П. Е. Бухаркин, Л. Голбурт, Г. А. Гуковский, А. Г. Кросс, В. А. Кузнецов, Е. М. Матвеев, Л. В. Пумпянский, И. З. Серман. Стиховедческие вопросы в данном исследовании рассматриваются с учетом трудов таких ученых, как К. Д. Вишневский, М. Л. Гаспаров, К. Ф. Тарановский, К. Ю. Тверьянович, Б. В. Томашевский, В. Е. Хошевников, Е. Эткинд.
Объектом исследования являются отсылки к XVIII веку в стихотворных, научных произведениях и интервью М. А. Амелина. В качестве предмета исследования можно обозначить основные принципы построения поэтического произведения, характерные для литературной традиции XVIII века.
Цель данного исследования заключается в определении специфики взаимосвязи творчества М. А. Амелина с русской поэзией XVIII века.
Цель данного исследования затрагивает вопросы развития современной русской поэзии, позволяет проследить тенденцию формирования характерных черт поэтического слова в русской литературе в период XVIII века, а также рассмотреть русскую поэзию в диахроническом аспекте. Перспективность данного исследования видится в возможности проследить закономерности в развитии русской поэзии на современном этапе ее развития.
В связи с обозначенной целью магистерской диссертации планируется осуществление следующих задач:
1. охарактеризовать место наследия русского XVIII века в издательской деятельности М. А. Амелина;
2. описать видение авторов XVIII века М. А. Амелиным, представленное в его научных трудах;
3. сопоставить представления М. А. Амелина об авторах XVIII века с общепринятыми научным концепциями;
4. воссоздать представление о XVIII веке в сознании М. А. Амелина;
5. определить место XVIII века в поэзии М. А. Амелина;
6. выявить в стихотворениях М. А. Амелина отсылки к XVIII веку;
7. обнаружить в поэзии М. А. Амелина семантические поля, соотносимые с русским XVIII веком;
8. рассмотреть поэтические произведения М. А. Амелина с точки зрения лексики, соотносимой с русским XVIII веком;
9. охарактеризовать пунктуационные и орфографические особенности текстов стихотворений М. А. Амелина, связанные с XVIII веком.
Замысел работы состоит в том, чтобы показать XVIII век в творческом сознании М. А. Амелина с разных точек зрения. Именно это определяет структуру работы, которая включает в себя две разных части, которые в разных плоскостях анализируют интересующую проблему. Первая часть представляет собой характеристику того, как М. А. Амелин осознает XVIII век как культурный деятель XX века. Это осознание отражается в издательской деятельности поэта. Вторая плоскость рассматривает XVIII век в поэтической практике М. А. Амелина. Самооценка М. А. Амелина представлена в его интервью, к которым данная работа обращается и в первой, и во второй части.
Новизна данного исследования заключается в попытке дать первую комплексную характеристику значения поэтического наследия XVIII века для творчества М. А. Амелина в целом.
Структура работы включает в себя две главы, каждая из которых соответственно будет посвящена русской поэзии XVIII века в издательской и научной деятельности М. А. Амелина и XVIII веку в поэтическом творчестве данного современного писателя. Работа также содержит восемь приложений. Их можно разделить на два типа: схемы и таблицы. В схемах представлены семантические поля, отсылающие к предшествующим эпохам, выявленные на материале заголовков стихотворений, систематизация семантического поля античности на материале названий стихотворений и их текстов, а также общая схема систематизации отсылок к античности в сборнике «Гнутая речь». Таблицы включают себя развернутые примеры, в которых можно видеть отсылки к поэтической традиции, связанной в сознании М. А. Амелина с XVIII веком. В работе представлено четыре таблицы: «Античность и XVIII век в названиях стихотворений М. А. Амелина», «Античность в текстах стихотворений М. А. Амелина», «XVIII век в текстах стихотворений М. А. Амелина», «Лексика и русский XVIII век в текстах стихотворений М. А. Амелина». Последняя таблица «Лексика и русский XVIII век в текстах стихотворений М. А. Амелина» нуждается в некотором комментарии. Включенные в нее примеры не обязательно свойственны только XVIII веку, но для современного читателя они отчетливо ассоциируются с этой эпохой.
Как уже говорилось, в работе предпринята попытка рассмотреть XVIII век в творческом сознании и поэтической практике и литературной деятельности М. А. Амелина в разных аспектах. Не трудно заметить, что главы, соответствующие намеченным ракурсам, отличаются количественно. Это различие довольно существенно. Вторая глава значимо отличается от первой. Больший объем первой главы обоснован необходимостью подробно проанализировать издательскую деятельность, без чего не был бы возможен подступ к изучению места и специфики включения XVIII века в поэтический мир М. А. Амелина. Издательская и научная деятельность поэта важны для понимания самого М. А. Амелина, и они не менее важны для понимания значения XVIII века для современного литературного процесса. Рассматривая эту сферу деятельности М. А. Амелина, мы сталкиваемся с критико-литературоведческим исследованием, очень своеобразным по своим дискурсивным практикам. Перед нами, с одной стороны, работы, которые претендуют на литературоведческий статус. С другой стороны, это критические работы, а в связи с этим они заслуживают анализа как факт литературы. Этими двумя причинами и объясняется объем первой главы. Меньший объем второй главы связан с необычайной проблемностью и, как это ни странно, объемностью материала. В магистерской работе оказалось трудно в полной мере осветить все грани воплощения культурно-литературного поля русского XVIII века в творчестве М. А. Амелина. Автор данной работы постаралась предложить нетривиальные подходы к изучению интертекстуальных связей, что, в частности, проявляется в анализе заглавий. Выбор такого пути в качестве одного из направлений исследования позволил систематизировать отсылки к различным эпохам и в некотором смысле воссоздать античный мир и русский XVIII век в сознании М. А. Амелина. Полученные результаты были дополнены в ходе подробного изучения текстов стихотворений М. А. Амелина, что позволило уточнить систематизацию, полученную на материале заголовков, и более полно и подробно охарактеризовать особенности античной литературы и русской поэзии XVIII века, представляющие для М. А. Амелина особый интерес.
Конечно, настоящая работа представляет собой только введение в изучение важной проблемы. Связь творческой деятельности М. А. Амелина с XVIII веком представляет из себя большую и внутренне неоднородную тему. В этой связи, безусловно, требуется дальнейшая разработка выявленных вопросов.
1. Амелин М. А. Веселая наука // Новый мир. 1999. №6.
URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/1999/6/veselaya-nauka.html(дата обращения: 12.09.2021).
2. Амелин М. А. Гнутая речь. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2011. 464 с.
3. Амелин М. А. Конь Горгоны. М.: Время, 2003. 128 с.
4. Амелин М. А. Краткая речь в защиту поэзии // Новый мир. 1999. № 4.
URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/1999/4/kratkaya-rech-v-
zashhitu-poezii.html (дата обращения: 07.03.2022).
5. Амелин М. А. Ожившая статуя // Новый мир. 1997. № 11. URL:https://magazines.gorky.media/novyi_mi/1997/11/ozhivshaya- statuya.html(дата обращения: 14.02.2022).
6. Амелин М. А. Победные песни // Новый мир. 2004. №9. URL:
https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2004/9/pobednye-pesni.html (дата
обращения: 12.04.2022).
7. Амелин М. А. Поэтический раскол (о поэзии старообрядцев) // Арион. №4.
2003. URL: https://magazines.gorky.media/arion/2003/4/poeticheskij-
raskol.html (дата обращения: 12.02.2022).
8. Амелин М. А. Холодные оды. М.: Symposium, 1996. URL:
http://modernpoetry.ru/main/maksim-amelin-holodnye-ody(дата обращения: 12.02.2022).
9. Амелин М. А. Dubia. СПб.: ИНА-Пресс, 1999. 99 с. URL:
http://modernpoetry.ru/main/maksim-amelin-dubia (дата обращения:
11.02.2022).
10. Бунина А. П. Неопытная муза: Собрание стихотворений / Анна Бунина; вступ. ст. М. Нестеренко; сост. И подгот. Текста М. Амелина; биогр. Хроника и примеч. М. Амелина, М. Нестеренко. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2016. 560 с.
11. Измайлов А. Е. Избранные сочинения / вступ. ст., сост. и примеч. М. А. Амелина. М.: ОГИ, 2009. 478 с.
12. Амелин Максим Альбертович // Издательство «Время»: [сайт]. URL:
http://books.vremya.rU/authors/429-amelin.html#.UkW4PWJpJQM (дата
обращения: 03.02.2022).
13. Кучерская М. Мертвящий жар души: беседа с поэтом Максимом Амелиным
о статусе поэзии, садах с павлинами и славном Якове Брюсе [Электронный ресурс] // Российская газета. 2004. №3576.
URL: https://rg.ru/2004/09/13/amelin.html(дата обращения 20.04.2022).
14. Максим Амелин: В русской поэзии есть множество неразвившихся ветвей
// Общественное Российское телевидение: сайт федерального общедоступного канала. Дата публикации: 04.10.2015. URL: https://otr- online.ru/programmy/figura-rechi/maksim-amelin-v- 16821.html (дата
обращения: 07.03.2022).
15. Петров В. П. Выбор Максима Амелина / Василий Петров; вступ. ст. М. Амелина. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2016. 384 с.
16. Русская литература - век XVIII. Лирика / Сост., подгот. текстов и коммент. Н. Кочетковой, Е. Кукушкиной, К. Лаппо-Данилевского и др.; Вступ. статья Н. Кочетковой. М.: Худож. лит., 1990. 735 с.
17. Хвостов Д. И. Избранные сочинения графа Хвостова / вступ. ст., сост. и примеч. М. А. Амелина. М.: Совпадение, 1997. 93 с.
Научная литература
1. Алексеева Н. Ю. Русская ода: Развитие одической формы в XVII-XVIII веках. СПб.: Наука, 2005. 369 с.
2. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учеб. для вузов : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033200 - «Анг. яз.». Москва : Флинта: Наука, 2002. 383 с.
3. Ахапкин Д. «Колыбельная Трескового мыса»: открытие Америки Иосифа
Бродского // Новое литературное обозрение. 2017. № 6.
URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2017/6/kolybelnaya-treskovogo- mysa-otkrytie-ameriki-iosifa-brodskogo.html(дата обращения: 05.04.2022).
4. Бараг Л. Г. О ломоносовской школе в русской поэзия XVIII века: Василий Петров // Учен. зап. каф. лит. и яз. Минкого пед. ин-та. им. М. Горького.
1940. Вып. 1. С. 71-72.
5. Беньямин В. О понятии истории // Новое литературное обозрение. 2000. № 46. С.81-90.
6. Богомолов Н. А. От Пушкина до Кибирова: ст. о рус. лит., преимущественно о поэзии. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 623 с.
7. Бочаров С. Г. О художественных мирах: Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов. М.: Сов. Россия, 1985. 296 с.
8. Бухаркин П. Е. Поэзия С. С. Аверинцева как альтернатива классической
традиции в русской литературе // Вестник Санкт-Петербургского
университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. № 4. С. 625-637.
9. Вишневский К. Д. Русская метрика XVIII века // Вопросы литературы XVIII века. Ученые записки. Том 123. Пенза, 1972. С. 129-258.
10. Гардзонио С. «Русский шансон» между традицией и новаторством: жанр, история, тематика // Новое литературное обозрение. 2010. № 1. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2010/1/russkij-shanson-mezhdu-tradicziej-i- novatorstvom-zhanr-istoriya-tematika.html(дата обращения: 15.02.2022).
11. Гаспаров Б. М. История без телеологии // Новое литературное обозрение. 2003. № 1. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2003/1/istoriya-bez- teleologii.html(дата обращения 16.03.2022).
12. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы: Очерки рус. лит. XX в. М.: Наука : Изд. фирма «Вост. лит.», 1994. 303 с.
13. Гаспаров М. Л. Как писать историю литературы // Новое литературное обозрение. 2003. № 1. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2003/1/kak- pisat-istoriyu-literatury-2.html(дата обращения 16.01.2022).
14. Гаспаров М. Л. Метр и смысл: об одном из механизмов культурной памяти. Москва: Фортуна ЭЛ, 2012. 414 с.
15. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М.: «Фортуна Лимитед», 2000. 352 с.
16. Гуковский Г. А. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века / Общ. ред. и вступ. ст. В. М. Живова. М.: Языки русской культуры, 2001. 352 с.
17. Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла...: лит. и гос. идеология в России в послед. трети XVIII - первой трети XIX в. М.: Новое лит. обозрение, 2004. 414 с.
18. История русской литературы. Т. 1: Древнерусская литература. Литература XVIII века / ред. Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко. Ленинград: Наука, Ленинградское отд-ние, 1980. С. 772.
19. Кнабе Г. С. Русская античность: Содерж., роль и судьба антич. наследия в культуре России: Программа-конспект лекц. Курса. М.: РГГУ, 1999. 238 с.
20. Кросс А. Г. Петров В Англии (1772-1774) // XVIII век. Том 11. 1976. С.229¬246.
21. Кубасов И. А. Александр Ефимович Измайлов: Опыт биогр. его и характеристики обществ. и лит. деятельности: (С прил.). Санкт-Петербург: тип. т-ва «Общественная польза», 1901. 115 с.
22. Кузнецов В. А. В. К. Тредиаковский и русская поэзия XX века: Вяч. Иванов, В. Х. Хлебников, И. Бродский: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Санкт-Петербургский ун-т. Санкт- Петербург, 1998. 23 с.
23. Курочкин А. В. А. С. Пушкин в «Записках о словесности» графа Д. И. Хвостова // Русская литература. 2019. № 3. С. 73-92. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40102154(дата обращения: 17.02.2022).
24. Курочкин А. В. Заметка графа Д. И. Хвостова о трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» // Русская литература. 2017. № 3. С. 184-189.
25. Матвеев Е. М. Оды В. П. Петрова и оды М. В. Ломоносова: словесная и ритмико-синтаксическая формульность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. № 3. С. 354-366.
26. Махов А. Е. Это веселое имя: Хвостов // Граф Дмитрий Иванович Хвостов. Сочинения. М.: Intrada, 1999. С. 6-44.
27. Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год: A history of Russian literature from the earliest times to 1925 / Д. С. Мирский; пер. с англ. Руфь Зернова. Лондон: Oversedas Publications Interchange Ltd, 1992. 882 с.
28. Михайлов А. В. Языки культуры: Учеб. пособие по культурологии. М.: Языки рус. культуры: Кошелев, 1997. 909 с.
29. Нестеренко М. А. Второстепенный автор и первая русская поэтесса: к вопросу формирования литературной репутации А. П. Буниной // Филология 26. Сборник научных работ молодых филологов. 2015. С. 42¬48.
30. Поэты XVIII века / сост. Г. П. Макогоненко и И. З. Серман. Т. 2. Ленинград: Сов. писатель, 1972. 588 с.
31. Пумпянский Л. В. Классическая традиция. Статьи по русской литературе. Москва: Языки рус. культуры, 2000. 864 с.
32. Пумпянский Л. В. Тредиаковский // История русской литературы. М., Л.,
1941. Т. 3. Ч. 1. URL: http://feb-web.ru/feb/irl/il0/il3/il322152.htm(дата обращения: 15.04.2022).
33. Разумовская Е. А. Античная традиция в «Холодный одах» М. Амелина // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2015. Т. 15, вып. 2. С. 100-106.
34. Разумовская Е. А. Античные мотивы в стихотворении М. Амелина «Вакханка нежная» // Национальные коды в европейской литературе Х1Х- XXI веков. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского., 2016. С. 104-110.
35. Русская литература - век XVIII. Лирика / Сост., подгот. текстов и коммент. Н. Кочетковой, Е. Кукушкиной, К. Лаппо-Данилевского и др.; Вступ. статья Н. Кочетковой. М.: Худож. лит., 1990. 735 с.
36. Русские женщины нового времени: Биогр. очерки из рус. истории / Сост. Д. Мордовцев. Санкт-Петербург: А. Черкесов и К°, 1874. 323 с.
37. Сазонова Л. И. Память культуры. Наследие Средневековья и барокко в русской литературе Нового времени. М., 2012. 471 с.
38. Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко в контексте культуры переходного периода от средневековья к новому времени: автореферат дис. ...доктора филологических наук: 10.01.08;10.01.01 / Ин-т мировой лит-ры им. А. М. Горького. Москва, 1990. 39 с.
39. Святополк-Мирский Д. П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год / Пер. с англ. Р. Зерновой. Новосибирск: Изд-во «Свиньин и сыновья», 2005. С. 196.
40. Семеновская А. Е. «Потомства не страшись, его ты не увидишь» (рецепция
Д. И. Хвостова в эссеистике М. Амелина) // МНСК-2017:
Литературоведение. Материалы 55-й Международной научной
студенческой конференции. Новосибирск, 2017. С. 56-57.
41. Семеновская А. Е. М. Амелин как составитель и издатель «Избранных сочинений графа Хвостова» // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения. Сборник материалов V (XIX) Международной конференции молодых ученых. Томск: Общество с ограниченной ответственностью «СТТ», 2018. С. 326-327.
42. Семеновская А. Е. Язык поэзии в творческом сознании М. Амелина // Актуальные вопросы филологической науки XXI века. Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2018. С. 75-81.
43. Серман И. З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. Ленинград: Наука, 1973. 284 с.
44. Скворцов А. Э. Максим Амелин: знакомый незнакомец // Знамя. 2010. №10.
URL: https://magazines.gorky.media/znamia/2010/10/maksim-amelin-
znakomyj-neznakomecz.html (дата обращения 05.01.2022).
45. Смирнов И. П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. Москва: Наука, 1977. 203 с.
46. Сумм Л. Катулл. Лирика. Перевод с латинского Максима Амелина. М.,
«Время», 2005, 400 стр. // Новый мир. 2006. №4.
URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2006/4/vtoroj-svitok.html(дата обращения: 22.01.2022).
47. Тарановский К. Ф. Русские двухсложные размеры. Статьи о стихе. М.: Языки славянской культуры, 2010. 552 с.
48. Тверьянович К. Ю. Русский стих 1735-1810-х годов. Метрика и строфика. Антология: учебное пособие для высших учебных заведений Российской Федерации. Санкт-Петербург: Фил. фак. Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2013. 318 с.
49. Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение: Курс лекций. Ленинград: Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1959. 535 с.
50. Хозяйкина А. В. Основные мотивы и образы книги стихов М. Амелина
«Холодные оды» // Татищевские чтения: Актуальные проблемы науки и практики. Материалы XII Международной научно-практической
конференции: в 4-х томах. Том. 4. Гуманитарные и социальные науки, образование. Сер. 2. Тольятти, 2015. С. 52-58.
51. Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Учеб. пособие для студ. филол. фак. Вузов. СПб: Филологический факультет СпбГУ; М.: Издательский центра «Академия», 2004. 208 с.
52. Шмараков Р. Л. Катулл. Лирика / перевод с латинского Максима Амелина. М.: Время, 2005. 397 с. // Вопросы литературы. 2009. № 2. С. 484-487.
53.Эткинд Е. Г. Материя стиха. Санкт-Петербург: Гуманит. союз, 1998. 506 с.
54. Яусс Х. Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 34-84.
55. Golburt L. The first epoch: the eighteenth century and the Russian cultural imagination. Madison, Wisconsin; London: University of Wisconsin press, 2014. 387 p.
Справочная литература
1. Квятковский А. П. Поэтический словарь. Москва: Изд. центр РГГУ, 2013. 583 с.
2. Русские писатели, 1800-1917: биографический словарь. Т. 1-6. Москва: Советская энциклопедия, 1989-2019.
3. Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1. Л., 1988. 507 с.
4. Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2. СПб., 1999. 424 с.
5. Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 3. СПб., 2010. 470 с.
6. Словарь русского языка XVIII века. Вып. 1-6. Л.: Наука, 1984-1991.
7. Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 7-22. СПБ.: Наука, 1992-2019.
8. Словарь Академии Российской. Санктпетербург: При Имп. Акад. наук, 1789-1794.
9. Строганов А., Сидорчук И. В., Ростовцев Е. А. Кубасов Иван Андреевич // Биографика: [сайт]. URL: https://bioslovhist.spbu.ru/histschool/2138-kubasov- ivan-andreevic.html(дата обращения 05.03.2022).
10. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. В. Е. Холшевников. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. 672 с.