АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНО - СТРАХОВЫХ
ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 8
1.1. Экономическая сущность государственных социально-страховых
внебюджетных фондов 8
1.2. Принципы, цели и задачи государственных социально-страховых
внебюджетных фондов 14
1.3. Зарубежный опыт создания и функционирования государственных
социально-страховых внебюджетных фондов 25
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СОЦИАЛЬНО - СТРАХОВЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РФ 31
2.1. Современные проблемы формирования и расходования средств
Пенсионного фонда РФ 31
2.2. Особенности отечественной модели обязательного медицинского
страхования 51
2.3. Анализ практики функционирования Федерального фонда
социального страхования 64
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-СТРАХОВЫХ
ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 73
3.1. Организация финансового контроля за расходованием средств
государственных социально-страховых внебюджетных фондов 73
3.2. Актуальные проблемы управления государственными
внебюджетными фондами РФ 78
3.3. Концепции совершенствования инструментов управления
государственными внебюджетными фондами России 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 114
АННОТАЦИЯ
На выпускную квалификационную работу, на тему: «Проблемы управления государственными внебюджетными фондами и пути их решения»
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе изложены теоретические основы функционирования государственных социально - страховых внебюджетных фондов.
Во второй главе проведен анализ современного состояния системы государственных социально - страховых внебюджетных фондов в РФ.
В третьей граве разработаны основные направления совершенствования системы государственных социально-страховых внебюджетных фондов.
Объём выпускной квалификационной работы составляет 125 страниц печатного текста. В работе содержится 6 таблицы, 12 рисунков. Для написания ВКР было использовано 73 источника литературы.
Ключевые слова: внебюджетные фонды, пенсионный фонд РФ, фонд обязательного медицинского страхования, Федеральный фонд социального страхования, финансовый контроль, концепция управления.
В настоящее время Россия проходит через процесс реформирования социальных институтов, которые имеют фундаментальное значение при построении гражданского общества. Как отмечено в тексте государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан» [47] российская система социальной поддержки граждан базируется на основных принципах добровольности предоставления мер социальной поддержки, безусловной гарантированности исполнения обязательств, принятых государством, по предоставлению мер социальной поддержки. При этом важнейшими качественными характеристиками системы социальной поддержки в России обозначено сочетание нестраховых и страховых механизмов предоставления социальной поддержки, финансируемых в большей мере за счет средств государственных внебюджетных фондов.
Функционирование внебюджетных фондов России, как и всей системы отечественного социального страхования логично находится под
пристальным вниманием органов государственной власти. Объемы финансовых средств, которые проходят через Фонды социального страхования, обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд, сопоставимы с размерами федерального бюджета и представляют собой колоссальные денежные потоки. Эффективность управления этими средствами неудовлетворительна, о чем свидетельствует и снижение реальных доходов граждан, и высокий удельный вес населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, и размер государственных пенсий, не превышающий прожиточный минимум, рассчитанный для пенсионеров.
Перед нашим государством стоит задача построения такой системы социальной защиты, которая смогла бы достаточно быстро и качественно поднять уровень жизни социально неблагополучных групп населения и в то же время не оказывать сдерживающего влияния на развитие экономики [71, с. 18]. Актуальное развитие российской государственности требует адекватных научных подходов и практических решений в социальной сфере в целом и при функционировании внебюджетных фондов в частности.
Информационной базой исследования в ходе проводимого исследования послужили труды российских ученых: И. В. Бит-Шабо, Д. М. Бухарбаевой, Д.В. Захарова, С. И. Ларькина, М.И. Лепихова, С. Ю. Янова и др., а так же Интернет-источники, электронные ресурсы, периодическая печать.
Однако, несмотря на значительное количество выполненных исследований, многие теоретические и методические аспекты эффективного формирования и расходования средств внебюджетных фондов, предназначенных для обеспечения основных социальных потребностей, на основе прагматичного бюджетного управления раскрыты не в полной мере. Недостаточная разработанность вышеуказанных проблем обусловила необходимость их дальнейшего исследования, что логично определяет цели и задачи настоящей выпускной работы.
С учетом вышеизложенного целью предлагаемой выпускной квалификационной работы обозначены пути решения проблем управления государственными внебюджетными фондами.
В соответствии с поставленной целью потребовалось решение следующих задач:
- изучить теоретические основы функционирования
государственных социально-страховых внебюджетных фондов;
- обозначить современное состояние системы государственных социально-страховых внебюджетных фондов в РФ ;
- представить организацию финансового контроля за
расходованием средств государственных социально-страховых
внебюджетных фондов;
- раскрыть основные направления совершенствования системы государственных социально-страховых внебюджетных фондов.
Объектом исследования является внебюджетные фонды России.
Предметом исследования явились проблемы формирования Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда России.
Методологическими основами исследования служили
фундаментальные парадигмы и концепции, а также общенаучные: метод сравнений и аналогий, метод системного анализа, метод обобщений, метод экспертных оценок.
Практическая значимость. Работа также может послужить практическим материалом для изучения основных вопросов, касающихся государственного управления.
Обозначены основные направления совершенствования системы государственных социально-страховых внебюджетных фондов, что позволило обобщить следующие выводы:
- основной актуальной проблемой управления государственными внебюджетными фондами РФ представляется поиск и реализация сбалансированных решений в части обязательного социального и пенсионного страхования, которые в определенной степени удовлетворяли бы все заинтересованные стороны;
- вторая актуальная проблема обусловлена громоздкой системой механизмов управления внебюджетными фондами, которая изначально не способствовала созданию эффективных конструкций исчисления фиксированного размера страховых взносов по ОПС с учетом величины полученного дохода;
- третьей основной актуальной проблемой управления государственными внебюджетными фондами РФ следует указать соблюдение программных целей российского государства с учетом постулатов международного права в социальной сфере и внешних факторов нестабильной социально-экономической обстановки;
- базовой концепцией совершенствования инструментов управления ПФР представляется развитие сферы деятельности Пенсионного фонда России по 10 основным категориям мероприятий (установления и выплаты пенсий, ведения индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав, назначения и реализации социальных выплат, и т.д.);
- вторая концепция совершенствования инструментов управления ПФР включает их модернизацию, обеспечивающую преемственность и сохранение социально-страхового принципа функционирования, в соответствии с которым трудовая пенсия компенсирует часть утраченной заработной платы работника при достижении им пенсионного возраста, при наступлении инвалидности, а также в случае смерти кормильца (применительно к семье умершего работника);
- третьей концепцией совершенствования инструментов управления ПФР следует указать необходимость долгосрочного планирования отечественной пенсионной сферы и трехуровневого содержания ее системы функционирования;
- базовая концепция совершенствования инструментов управления ФСС обусловлена организационно-правовыми, социально-экономическими и финансовыми мероприятиями профилактического характера, которые направлены на недопущение производственного травматизма и обозначены в ратифицированных и других документах МОТ;
- второй концепцией следует указать сбалансированное развитие сферы обязательного страхования пострадавших на производстве, которая обособлена от других видов соцстрахования и обладает собственным резервом средств на осуществление обязательного соцстрахования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, что регламентировано нормами специального законодательства;
- третья концепция совершенствования инструментов управления ФСС включает соблюдение абсолютных значений запланированных в Госпрограмме РФ межбюджетных трансфертов, направленных на сбалансированность бюджета Фонда;
- базовая концепция совершенствования инструментов управления ФФОМС обусловлена вектором развития на конкурентно-рисковые модели; роста роли страховой медицинской организации; взаимодействия систем ОМС и ДМС;
- второй концепцией совершенствования инструментов управления ФФОМС следует указать стратегические направления развития ФОМС, связанные с прогрессом российской системы страхования;
- третья концепция совершенствования инструментов управления ФФОМС определяется федеральными и региональными нормативами в рамках соответствующих программ госгарантий оказания бесплатной медпомощи гражданам, основы которых обозначены в нормах Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ.
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2015 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// СЗ РФ, 14.04.2015, N15, ст. 1691.
2. Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена резолюцией 217 (III) «Международный пакт о правах человека» 10.12.1948 г. на 183 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Российский бюллетень по правам человека № 11. Москва: Институт прав человека, 1999.
3. Конвенция N155 МОТ "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (принята в г. Женеве 22.06.1981 на 67-ой сессии Г енеральной конференции МОТ
4. Декларация о международном экономическом сотрудничестве, в
частности оживлении экономического роста и развития в развивающихся странах (принята 01.05.1990 Резолюцией S-18/3 на 11-ом пленарном заседании 18-ой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН). [Электронный ресурс],НВГ:
http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/int_economic_coop .shtml (дата обращения: 03.03.2018).
5. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей" (Принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990) // Дипломатический вестник. 1992. N 6. С. 10 - 13.
6. Копенгагенская декларация о социальном развитии (принята
Всемирной встречей на высшем уровне в интересах социального развития, Копенгаген, 6-12 марта 1995 года) [Электронный ресурс],НВГ: http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/copdecl .shtml (дата
обращения: 03.03.2018).
7. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N145-03 (ред. от
30.12.2017) // Российская газета, N153-154, 12.08.1998.
8. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N197-03 (ред. от 30.12.2017)// Российская газета, N256, 31.12.2001.
9. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I (ред. от 30.12.2015)"Об организации страхового дела в РФ"//Российская газета от 12 января 1993 г.
10. Федеральный закон от 17.01.1992 N2202-1 (ред. от 28.11.2017) "О прокуратуре РФ "// Российская газета, N 39, 18.02.1992.
11. Федеральный закон от 19.05.1995 К81-Ф3 (ред. от 29.12.2017) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // Российская газета, N 99, 24.05.1995.
12. Федеральный закон от 28.03.1998 №2-Ф3 (ред. от 14.12.2017) "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" // Российская газета, N 67, 07.04.1998.
13. Федеральный закон от 24.07.1998 N125-(P3 (ред. от 29.12.2017) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998.
14. Федеральный закон от 16.07.1999 N165^3 (ред. от 01.12.2015) "Об основах обязательного социального страхования"//Российская газета, N139, 21.07.1999.
15. Федеральный закон от 27.11. 2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" // Собрание законодательства
16. РФ, 2001, N 49, ст. 4561.
17. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" // Российская газета", N247, 20.12.2001.
... Всего источников – 73.