Введение 3
Глава 1. Формальные и неформальные стороны центр-региональных отношений 12
1.1. Законодательные основы центр-региональных отношений 13
1.2. Ротация кадров как инструмент воздействия центра на регионы 19
Глава 2. Влияние фискальной системы на центр-региональные отношения 30
Глава 3. Специфика Сычуани и Чунцина во взаимодействии с центром 38
3.1. Региональная специфика провинции Сычуань 39
3.2. Чунцин и феномен «чунцинской модели» 44
Заключение 55
Список источников и литературы
В 1990-е годы с приходом третьего поколения руководителей в Китайской Народной Республике стала устанавливаться новая система государственного управления, которая существует и по сей день. Китаю удалось экономически перестроиться под глобальные неолиберальные тенденции, которые выразились в децентрализации хозяйственной жизни внутри страны, и стабилизировать вызванный ими социально-политический кризис.
Главными проблемами центр-регионального взаимодействия являются несбалансированность развития регионов. Локальные экономические, географические, демографические, культурные и этнические особенности всегда вызывали потребность в построении такой государственной системы управления, которая бы способствовала развитию регионов с учётом этих особенностей.
Специфика центр-региональных отношений Китая имеет глубокую историю. Цикличность периодов расцвета и падения централизованных империй Китая была замечена ещё китайскими учёными прошлых веков. Пик этих империй приходился на максимальном усилении личной власти императоров и исправной работе государственного аппарата. Со временем императорская власть ослабевала, а коррупция начинала разъедать и ослаблять страну. В результате эти империи рушились из-за восстаний и внешних завоеваний, начинался период политического хаоса и внутренних войн, которые заканчивались объединением страны новой центростремительной силой, и процесс повторялся.
В ХХ веке Китай прошёл путь, на котором маятник центр-региональных отношений перекачивался то в сторону централизации, то в сторону децентрализации. Ещё в начале ХХ века в условиях гражданской войны в Китае стали появляться идеи федерализации страны как альтернатива чрезмерному контролю центральных властей и фактической независимости регионов.
С началом политики реформ открытости в 1978 году регионам Китая была предоставлена широкая хозяйственная и финансовая автономия, которая стала одним из ключевых факторов стремительного экономического роста страны. Однако вслед за ней стало усиливаться и политическое влияние регионов. В 80-е гг. стал назревать социально-политический кризис, который поставил под угрозу государственную целостность страны и повторения сценария советской перестройки.
В итоге в 90-е гг. был запущен процесс рецентрализации, который затронул политическую и финансовую сферы, сохранив при этом самостоятельность регионов в выборе приоритетов социально-экономического развития в рамках выполнения государственных планов. Это дало основание для появления концепции китайского «политического унитаризма и экономического федерализма», а также множества его вариаций.
Такая система представляет особый интерес, поскольку демонстрирует гибкость центрального государственного аппарата КНР в выстраивании индивидуальных подходов к регионам. Однако центр-региональные отношения явление весьма динамичное, действующее по принципу сдержек и противовесов. Несмотря на то что в последнее десятилетие Китай планомерно движется в сторону сверхцентрализации, каждое действие центральных органов власти должно регионам быть либо выгодно, либо компенсировано.
Здесь затрагивается важный аспект китайской политической культуры, а именно отсутствие в законодательстве строго прописанных прав и полномочий центра и регионов. Это порождает множество проблем и конфликтов интересов, разрешение которых проходит посредством Коммунистической партии Китая. По сути, именно компартия является связующим звеном и главным элементом функционирования китайского государства, что делает механизм принятия решений не всегда прозрачным.
Научная актуальность данной магистерской работы заключается в исследовании важной для понимания экономических и политических процессов Китая системы взаимодействия центральных и региональных органов власти, позволившей избежать потери контроля над регионами в начале 90-х годов и существующей в настоящее время.
Суть этой системы заключается в многовариантности моделей регионального экономического развития внутри унитарного централизованного государства. Опыт КНР мог бы быть изучен и при некоторых обстоятельствах применён в такой крупной и разнообразной во всех отношениях стране, как Российская Федерация.
Объектом данного исследования выступают взаимоотношения между центром и регионами.
Предметом исследования является процесс формирования центр-региональных отношений за последние 30 лет и их особенности.
Хронологические рамки исследования охватывают 1990-2020 гг.
В этот период зародились и сформировались центр-региональные отношения современного типа.
Пространственные границы исследования охватывают провинцию Сычуань и город центрального подчинения Чунцин для более детального анализа центр-региональных отношений.
Выбор этих двух регионов объясняется следующими причинами:
Во-первых, провинция Сычуань и город Чунцин обладают приблизительно средними по стране социально-экономическими показателями. Оба региона географически расположены в Западном, Юго-Западном Китае, что при исследовании помогает вывести как общие, так и особые подходы во взаимоотношениях между центром и регионами.
Во-вторых, географическое положение и экономический потенциал двух регионов позволяют проанализировать особые подходы центра в содействии развития регионов.
В-третьих, до 1997 года города Чунцин входил в состав провинции Сычуань. Особый интерес представляют причины отделения столь крупного города из-под управления провинции и предоставление ему статуса самостоятельной административно-территориальной единицы.
В-четвёртых, особый интерес для исследования представляет появление феномена «чунцинской модели» и фигуры Бо Силая, как следствие региональной политики современного Китая
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что автором впервые дана попытка комплексного описания взаимоотношений центра с Чунцином и Сычуанью в рамках центр-региональных отношений.
Детальным изучением центр-региональных отношений Чунцина и Сычуани занимались западные исследователи и И.Ю Зуенко. Однако западные исследования больше направлены на изучение противоречий в системе центр-региональных отношений на отдельных примерах, отечественные же исследования носят либо общий, либо узконаправленный характер, китайские — более прикладной. Среди российских исследований ещё не была комплексно изучена тема эволюции системы центр-регионального взаимодействия в деталях на примерах Сычуани и Чунцина в период руководства третьего, четвертого и пятого поколения руководителей.
В данной работе впервые проведено комплексное исследование того, каким образом последние 30 лет центр-региональные отношения отражались на политике Чунцина и Сычуани, а также какие это породило противоречия и конфликты. В исследовании также приводятся ключевые инструменты и методы воздействия центра и регионов друг на друга, которые выработались за последние 30 лет. Также в данной работе анализируется каким образом Сычуань и Чунцин воспользовались выстроенной системой отношений с центром в сфере социальной и экономической политики.
Степень изученности темы. Основу магистерского исследования составили документы ВСНП, Госсовета, правительств и собраний народных представителей провинции Сычуань и города Чунцин на китайском языке. Информация этих источников помогла автору в написании всех глав исследования для комплексного описания конкретных мер, принимаемых центральным и региональным руководством.
Важным источником на китайском языке для написания третьей главы стали воспоминания очевидцев и участников переговоров по предоставлению Чунцину особого статуса города, отдельно указываемого в Госплане.
Чрезвычайно важную роль в написании первых двух глав сыграли труды П.В. Трощинского — это монография «Правовая система Китая» и статья «Конституционно-правовые основы институциализации противодействия коррупции». Эти работы послужили базой для раскрытия правовых и юридических аспектов влияния центра на регионы, а также позволил проследить закономерности их возможного дальнейшего развития.
Немаловажный вклад в раскрытии проблемы так называемого бюджетного федерализма КНР внесли статьи Д.В. Кадочникова, в которых во всех подробностях описаны бюджетные полномочия и функции центра и регионов.
Отдельно необходимо отметить англоязычные исследования, посвящённые теме кадровых перестановок. Цяо Лян написал фундаментальный труд, в котором со всех возможных сторон рассмотрена система назначения регионального руководства. Большое значение для написания магистерского исследования имели труды Хуа Сяохуэя и Лю Цзиннаня
Наиболее значимыми для написания магистерской работы оказались труды И.Ю. Зуенко, чьи исследования также направлены на изучение центр-региональных отношений. Такие его труды, как «"Кадры решают всё": реформа кадровой системы КНР на рубеже 1980-1990-х годов», «Трансформация региональной системы управления в КНР в 1977-1997 годах (на примере провинции Хэйлунцзян)», «Фракционная борьба в КПК на современном этапе: комментарии к сложившимся стереотипам», «Укрепление «Вертикали власти» по-китайски: кадровая политика в отношении регионального руководства в современном Китае» и другие, послужили основой для выявления тенденций и характеристик центр-региональных отношений и внутрипартийной борьбы.
Был использован и широкий спектр отечественных исследований, посвящённых изучению политики Бо Силая в Чунцине и антикоррупционных кампаний Си Цзиньпина. Эти материалы содержат очень ценные сведения, однако, по мнению автора, аналитическая часть и выводы в них довольно однобоки.
Другими не менее важными для исследования оказались работы Ван Чэньси и Чжэн Юнняна. Ван Чэньси провёл детальное исследование формальных и неформальных каналов взаимодействия между центром и регионами, а также о реалиях китайского законодательства и роли партии в разрешении центр-региональных конфликтов. Чжэн Юннянь раскрывает финансовый аспект центр-региональных отношений и работу фискальной системы КНР. О финансовой и фискальной системе Китая и о их влиянии на центр-региональные отношения подробно писали как зарубежные, так и отечественные исследователи.
Целью исследования является выявление тенденций и инструментов центр-региональных отношений, характерных для развития региональной системы управления в КНР в 1990-2020 гг.
Достижению поставленной цели способствует последовательное решение следующих задач:
I. Выявить роль и место законодательства в центр-региональных отношениях.
II. Произвести анализ роли кадровой политики центра.
III. Проследить за изменениями государственной фискальной политики КНР и их последствиями.
IV. Проанализировать особенности регионального управления и закономерности в отношениях с центром на примере провинции Сычуань и города Чунцин.
В основе методологии исследования лежат системные и исторические методы и подходы, которые позволяют изучить факторы, динамику, закономерности и результаты взаимодействия субъектов центр-региональных отношений (объект).
Историко-генетический метод позволяет раскрыть качественные изменения изучаемого объекта с начала политики реформ и открытости.
Статистико-экономический анализ позволяет на основе статистических данных и основных экономических показателей выявить характеристики развития центр-региональных отношений.
В данном магистерском исследовании использованы общенаучные методы: индукция, дедукция, анализ, синтез, описание. Работа основана на принципе историзма, согласно которому рассматриваемое явление исследуется автором в хронологической последовательности с выявлением причинно-следственных связей.
В данном исследовании также используются концепции политического унитаризма и политического федерализма (децентрализованного авторитаризма, бюджетного федерализма и т.д.), а также марксистско-ленинская методология.
Для удобства нужно дать определение следующим терминам. Центральные органы власти — это государственные и партийные органы, чья власть распространяется на всю территорию страны. Они включают в себя Политбюро ЦК КПК, правительство (Государственный совет), министерства, парламент (ВСНП), верховные суды, центральный Народный банк и т.д. Местные органы власти — это те органы, чья власть распространяется на определённую административно-территориальную единицу провинциального уровня. Сюда входят местные народные правительства, партийные комитеты, их рабочие подразделения и местные СНП. В данном исследовании для упрощения термин «центральные органы власти» периодически будет заменяться словами «центр» и Пекин, «местные органы власти» — «регионами».
Структура работы. Магистерское исследование состоит из введения, 3 глав, первая и последняя из которых состоят из двух параграфов, заключения, списка источников и литературы, а также приложений. Композиция работы построена в соответствии с целями и задачами исследования.
Первый параграф первой главы посвящён законодательным и правовым основам центр-региональных отношений, правам, обязанностям и полномочиям регионов. Второй параграф — истории формирования и характеристик современной кадровой политики КНР и внутрипартийных противоречий.
Во второй главе изучается процесс эволюции государственной фискальной системы, о её влиянии на взаимоотношения между центром и регионами, а также последствиях новой бюджетной политики.
В первом параграфе третьей главы проводится анализ экономического и политического положения провинции Сычуань и её месте в центр-региональных отношениях. Второй параграф посвящён города центрального подчинения Чунцину, его особому статусу в административно-территориальном устройстве страны, проводимым в нём экономическим экспериментам и социальным реформам, а также политической борьбе и его месте в государственной политике.
Структура данного исследования выстроена по дедуктивному принципу. Первые две главы посвящены исследованию ключевых по мнению автора факторов и тенденций центр-региональных отношений на общегосударственном уровне. Третья глава посвящена тому, как они влияют на Чунцин и Сычуань, и как последние вынуждены действовать в этих условиях.
На основании проведённого исследования были можно выделить несколько ключевых факторов, находящиеся в диалектической взаимосвязи, отражающие и одновременно влияющие на состояние центр-региональных отношений Китая:
- экономические условия, под которые выстраивается надстройка;
- общность и разрозненность интересов центра и регионов;
- сплочённость и сила партийных функционеров, выраженная в сколачивании различных групп и фракций;
- финансовые возможности центра и регионов;
- кадровая политика;
- партийные и неформальные каналы связи разрешения конфликтов;
- средства осуществления контроля и надзора;
- законодательные рамки.
Последние 30 лет идёт планомерное формирование и усиления современной модели центр-региональных. За время правления последних трёх поколениях руководителей Китай прошел путь от децентрализации к рецентрализации, от централизации к сверхцентрализации. Примечательным является то, что эти процессы накапливали столько количественных изменений, что успевали преображаться в качественные за очень короткий промежуток времени. Подавление протестов на площади Тяньаньмэнь 1989 года, распад СССР в 1991 году, кадровая реформа 1993 года, фискальных реформ 1994 года, 18-й съезд КПК в 2012 году, 19-й съезд в 2017 году - все эти события стали межевыми столбами истории современных центр-региональных отношений, которые в свою очередь являются количественными изменениями для нового качества -централизованного китайского государства.
Мы выявили, что законодательство в Китае играет важную, но не главную роль в функционировании института государства. Оно не имеет чётких и строгих формулировок прав и полномочий регионов. Китайское административное право закрепляет обязанности регионов и устанавливает рамки, внутри которых остаётся пространство для манёвров и свободных трактовок как для регионов, так и для центра.
Наличие белых пятен в законодательстве компенсируется регулированием КПК. Партийные постановления и неформальные связи стали основным инструментом центр-регионального взаимодействия. Ключевым фактором соблюдения субординации стала практика совмещения высших партийных и государственных должностей в одном лице, а также всё более жесткая кадровая политика по отбору претендентов на высшие партийные и административные должности.
Пекину удалось провести бюджетную централизацию, что позволило ему увеличить собственные доходы, взять под контроль доходы регионов и усилить роль центра в макроэкономическом регулировании. Регионы сохранили самостоятельность в распределении ресурсов, однако эта самостоятельность ограничена централизованной системой распределения бюджетов и задаваемым центром курсом развития.
Пик централизации пришелся на период руководства Си Цзиньпина. Ему удалось централизовать власть в стране, увеличить число сторонников на руководящих постах и усилить меры надзора, обеспечив таким образом поддержку регионов в реализации проводимой им политики. Однако централизация естественным образом породила собственные противоречия: увеличился внутренний долг, упало качество работы чиновников, внутри партии сформировались фракции.
Чунцин же стал концентратом почти всех позитивных и деструктивных тенденций современной китайской центр-региональных отношений. Город в полной мере воспользовался благами этой системы. По этой причине Чунцин стал мини-ареной, в которой зеркально отражаются процессы высокой политики. История падения Бо Силая тому ярчайший пример. Здесь сыграли факторы политики содействия местной инициативы, подготовки и ротации кадров, формальных и неформальных связей, а также фракционной борьбы.
Без сомнения, с кадровой реформой 1993 года амбициозные кадры на местах стали стремиться в центральные органы власти, а с фискальных реформ 1994 года финансовые возможности центра стали стремительно расти. Однако история Чжоу Юнкана, Бо Силая и «чунцинской модели» показали, что местные элиты могут использовать экономический и политический ресурс для тех или иных форм противостояния с господствующей группировкой в центре.
Резюмируем, что взаимодействие центр и регионов современного Китая действует по принципу «политического унитаризма и экономического федерализма». На основании предыдущих разделов можно сделать вывод, что этот принцип весьма относителен и с трудом может быть охарактеризован, как высокоэффективный. Но этот принцип удерживает страну в единстве и стимулирует местное экономическое развитие. В настоящее время центр пересиливает регионы, активно применяя административные, партийные, фискальные, надзорные и другие инструменты влияния. Однако в целом в Китае скорее господствует корпоративизм и компромисс центра и регионов, где задействуются формальные ии неформальную стороны для решения проблем.
1. Устав Коммунистической партии Китая (Утвержден с частичными поправками XX Всекитайским съездом КПК 22 октября 2022 года). Чжунхуа Жэньминь Гунхэго Сяньфа (2018 нянь сиудин) (Ф^АК^^РВ^Ж(2018 ^)^1Т) Конституция Китайской Народной Республики (в редакции 2018 г.))
на китайском языке
2. Го’уюань гуаньюй цзяцян дифан чжэнфу син чжайу гуаньли дэ ицзянь [В ^I^^T^D^ffiA^W'^W^WS^M^. Мнение Госсовета КНР в отношении усиления работы с задолженностями местных правительств] // ФВ^^И. Чжунго фаюань ван. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.chinacourt.org/law/detail/2014/09/id/147962.shtml (Дата обращения: 18.10.2022).
3. Го’уюань гуаньюй цзяцян дифан чжэнфу жунцзы пинтай гунсы гуаньли ю
вэньти дэ тунчжи [B^^^T^^ffiA^W^^^^^^WS^^^^^ Э£р. Уведомление о мнении Госсовета КНР по поводу вопросов,
возникающих в процессе деятельности финансовых механизмов местных правительств] //В^^. Го’уюань. 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gov.cn/gongbao/content/2010/content 1636224.htm(Дата обращения: 12.11.2022).
4. Дифан гэцзи жэньминь дайбяо дахуэй хэ дифан гэцзи жэньминь чжэнфу
цзучжифа сючжэн цаоань цзян тицин шэньи. Цюань гочэн жэньминь миньчжу нижуфа. деМ{ШЙЖт£ЙЙ^М Е?1#^^Ф^о ^^ШАКК^ША^. Проект поправок к органическим законам местных народных собраний на и местных народных правительств всех уровнях будет представлен на обсуждение. Предлагается включить в закон весь процесс народной демократии] // ^Щ Л^. Цюаньго жэньда. 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.npc.gov.cn/npc/kgfb/202110/7270ad9b96f44d5486307fcbe62eb822.shtml(Дата доступа: 14.03.2023).
5. Дифан цзучжи фа сю чжэн цаоань цзян тицин цюань го жэньда чанвэй хуэй шэньи цзэнцзя цзяньвэйцзу чэн жэньюань тимин дэн гуйдин [Й^Ж^Ж^ ^ЖЖШЖ^ЭЛ^^^ Ж1ЖШ1£Жо Проект поправки к местному органическому закону будет представлен на рассмотрение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей. Увеличение состава членов контрольного комитета и др.] // ФЭЛ±1И Чжунго жэньда ван. Сайт ВСНП. 2021. Режим доступа: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202110/b2a8ed7ba5e949878d3c8d1d995d7168.shtm(Дата обращения. 26.03.2022).
6. Сычуань дэян жэньда чжули сянцунь чжэньсин гунцзо цзиши. [ШИ^РНЛ ^^Л^#^^Т^^^. Достоверные записи помощи СНП городского округа Дэян провинции Сычуань в во сстановлении деревень] // ^ЭЛ±. Цюаньго жэньда. 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202202/62b6d1c1e238467c9dfb43d615e10686.shtml(Дата доступа: 14.03.2023).
7. Сычуаньшэн вайшан тоуцзы сянму хэ чжуньцзань синбань ИД I^^^SS
^§ШЖШт&Временные меры по рассмотрению и утверждению проектов с участием ино странного капитала в провинции Сычуань //^ЭЖ^И. Чжунго фаюань ван. 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.chinacourt.org/law/detail/2005/05/id/101554.shtml (Дата
обращения: 13.12.2022).
8. Сычуань дали фачжань синь чанье Да цзао “100+”синь цзинцзи инъюн синь чанцзин [ШН^Л^Ж^Ж# ЖЖ"100+"Ж5МЖЖ^^^. Сычуань активно развивает новые отрасли промышленности и создает новые сферы
применения новой экономики “100+’’] // В^К. Го’уюань. 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.gov.cn/xinwen/2022-01/23/content 5670032.htm(Дата обращения: 23.04.2023).
9. Сычуань шэн жэньминь чжэнфу баньгунтин. Гуаньюй цзохао “ши сы у”
шици “чжуань ци шэн гуй гунцзо дэ тунчжи [ИЛ 1^'АК^ЖААА АА Ш#?“АША”Н^Й“^ААЖ’ХАЙЛЭ£П. Уведомление канцелярии
народного правительства провинции Сычуань о хорошей работе по “преобразованию предприятий и совершенствованию нормативных актов” в период “14-й пятилетки”] // ИЛ 1^АК^ЖААЖ Сычуань шэн
жэньминь чжэнфу баньгунтин. 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sc.gov.cn/10462/zfwjts/2021/12/20/804af394430b4f9ab22284b5709b2efe.shtml(Дата доступа: 14.03.2023).
10. Сычуань шэн жэнь да чанвэй хуэй фа гунвэй 2021 нянь бэйань шэньчжа
гунцзо цэцзи [ИЛ 1^ААЖ^АЖХ^2021А#ЖЖ^ХА(ШВ. Заметки по отчетной работе Рабочей комиссии по вопросам законодательства ПК СНП провинции Сычуань за 2021 год] // ХВАА. Цюаньго жэньда. 2022. Электронный ресурс:
http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202204/78f43c287ebc47f99a3f6e67df3a62a5.shtml(Дата доступа: 14.03.2023).
11. Сычуань шэн жэньминь чжэнфу гунцзо гуйцзэ [ИЛ 1^АА^ЖХА^Ж Правила работы Народного правительства провинции Сычуань]. //АВЖК1ЖЧжунго фаюань ван. 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.chinacourt.org/law/detail/2004/08/id/95385.shtml(Дата обращения: 12.03.2022).
12. Фань лундуань фа сючжэн цаоань эр шэнь Минцюэ аньцюань ганши юн
фаньвэй вээй цзунсян лундуань сеи [^^^Ж^АЖЖ—Ж ВД^АХЖ^ Ж^НАШВ^^ША. Второе слушании проекта поправок к
антимонопольному закону. Определение сферы применения "безопасной гавани" для соглашения о вертикальной монополии] // ХВАА. Цюаньго жэньда. 2022. [Электронный ресурс]. Режим gocTynahttp://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202206/55d77ceaf8b5454fbd71c2ac5a3f6df7.shtml(Дата обращения: 26.04.2023).
13. Цзяньчи гуйфань юй фачжань бинчжун. Фань лундуань фа сючжэн цаоань шоуцы тицин цюаньго жэньда чанвэй хуэй хуэйи шэньи [М^^^^^Ж^ Жо Ж^^Ж^ЖЖЖЖЖШ^^ИААЖ^АААЖА. Придерживаться и стандартизации, и развития. Проект поправок к Антимонопольному закону впервые был представлен на рассмотрение ПК ВСНП] // ^ИАА. Цюаньго жэньда. 2021. [Электронный ресурс]. Режим дocтynahttp://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202110/512cd30239f2492e9ef079500ea9f1a0.shtml(Дата обращения: 26.04.2023).
14.Чжидин чжэнфу цзисяо юйсуаньфа Чжуацзинь яньцзю луньчжэн Шиши тичу цзяньи [^Ж^Ж^ЖЖЖЖ ЖЖЖ^Ж® О^ШЖЖА. Составить закон об исполнении бюджета правительства. Крепко ухватиться за исследования и аргументу. Своевременные предложения] // ^ИАА. Цюаньго жэньда. 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202112/c56fe23449d0449c9758d6fd386fe534.shtml(Дата обращения: 13.12.2022).
15. Чжунгун чжунъян Го’уюань гуаньюй цзякуай цзяньшэ цюаньго тунъи да шичан дэ ицзянь [^Ж^А И^ЖЖАЖАЖ^^И^^ЖЖ^Й^ЖЖ Мнения ЦК КПК и Госсовета об ускорении строительства единого национального рынка] // И^К. Го’уюань. 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.gov.cn/zhengce/2022-04/10/content 5684385.htm?viewName=redirect%3Ahttp%3A%2F%2Fwww.gov.cn%2Fzhengce%2F2022-04%2F10%2Fcontent 5684385.htm(Дата обращения: 26.04.2023).
16.Чжунхуа жэньминь гунхэго дифан гэцзи жэньминь дайбяо дахуэй хэ дифан гэцзи жэньминь чжэнфу цзучжи фа [АЖАКА^РИ£ЙЖ#^АКЖ^Ж А^ЖЙЖ#^АК^Ж^МЯЖ. Закон об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств]. АИАЖ. Цюаньго жэньда. 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.npc.gov.cn/npc/kgfb/202203/0ff47fbc69b443e3b9a99bef91adcb26.shtml (Дата доступа: 14.03.2023).
17.Чжэнчжи юцай хэ цаньюй дисэ [^'/Д/Д^^Р^АЖ^. Краски и реликты политического фона] //ХЖ^А1ЖГунчаньдан юань ван. 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://news.12371.cn/2013/02/04/ARTI1359910045328964.shtml(Дата обращения: 26.04.2023).
18.Чунчин ши Санься гунчэн куцюй иминь хоуци фучи цзицзинь гуаньли баньфа [ЖЖЖНКХ^АЖ^Ж^^Ж^Ж^^ЭАЖ. Меры по
управлению фондом по поддержке переселений в складской зоне проекта «Три ущелья» в Чунцине] // ФВ^КИ. Чжунго фаюань ван. 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.chinacourt.org/law/detail/2004/03/id/92725.shtml(Дата обращения: 18.12.2022).
19. Чунцин цзинцзи цзишу кайфа цюй гуаньли тяоли [ЖЖ^МЖА^АЖ^ Э^^. Правила управления зоны экономического и технологического развития Чунцина] // ФВЖ1К1Ж Чжунго фаюань ван. 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.chinacourt.org/law/detail/2004/11/id/98506.shtml(Дата обращения: 18.02.2023).
20.Чунцин ши жэньминь чжэнфу гуаньюй цюйсяохо тяочжэн ди сы пи синчжэн шэньпи сянму дэ цзюэдин [ЖЖЖАЖ^ЖЖХЖ/^Ж1ЯЙЖ1ШМт^А Й^ ЮЖЖЙ Решение городского народного правительства Чунцина об отмене или корректировке четвертого проекта административного проекта] // ХВАА. Цюаньго жэньда. 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.npc.gov.cn/npc/kgfb/202110/7270ad9b96f44d5486307fcbe62eb822.shtml(Дата доступа: 14.03.2023).
21.Чунцин ши Юйбэй цюй Жэньдайхуэй тунбао Лянцзян синь цюй чжигуань цюй гунцзо цинкуан [ЖЖЖЖАВАЖАЭ?&ЖХ^ЛЖЙ^ЖХХШХ.
СНП района Юбэй города Чунцин отчиталось о режиме работы нового района прямого управления Лянцзян] // ^ЭАЖ. Цюаньго жэньда. 2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202302/65fac0dee6794b9987c3205dadbf887f.shtml(Дата доступа: 14.03.2023).
22.Чунцин 26 тяо тичжэнь гунъе цзинцзи юньсин [ЖЖ26^Ш^Х#!5М^^Т. 26 пунктов Чунцина поднимают экономическую деятельность промышленности] [Электронный ресурс]. // Режим доступа:http://www.acfic.org.cn/zcsd/fgzc/df/202206/t20220620 108219.html(Дата обращения: 26.04.2023).
23.Чэнъюй дицюй шуан чэн цзинцзи цюань чжун миньин цзинцзи дэ фачжань цзиюй юй дуй цэ. [ШШЙЕ^Ш^МИ^КЖ^МЙЛАЖШ^^^^. Возможности и контрмеры для развития частной экономики в экономическом кольце Чэнду-Чунцин] // ^ЩАА. Цюаньго Жэньда. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.acfic.org.cn/zcsd/fgzc/df/202203/t20220302 107976.html (Дата
обращения: 23.04.2023).
24. Шуан чэн чжи “хуэй” сун Чунцин Сычуань дан чжэн ляньси хуэйи
кань сань нянь шуан чэн майдун [АША“А” МЖЖШН^^ЖЖАА
^^^АШ!Ж^. “Встреча” двух городов - взгляд на пульсацию двух городов за последние три года от начала общего собрания парткомов и правительств Чунцина и Сычуани] // ШЛ1^Ж1Ж Сычуань дан цзянь ван. 2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.scdjw.com.cn/article/84677(Дата доступа: 12.03.2023).
25. Юйчжун цюй шичан цзяньгуань цзюй кайчжань “Ба Шу вэйдао” чуаньюй
чжиши чаньцюань ляньхэ чжифа чжуаньсян синдун [ЖФКШ^-^W-W^ Ж“В^^^”Л1Ж£Ц/^Ж^ХЖ^ЛЖА£Жт sA Бюро по рыночному
контролю и управлению района Юйчжун запустило совместную специальную акцию по обеспечению прав интеллектуальной собственности провинции Сычуань и города Чунцина ”Вкус Ба Шу"] //^Э^ЖИ.
Чжунго чжэнфу ван. 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scjgj .cq.gov.cn/zt 225/djqqjmzqzxd/dtqxfc/202209/t20220926 11141495.html (Дата доступа: 14.03.2023)
б) произведения, выступления и интервью политических деятелей
на русском языке
26. Мао Цзэдун. Двадцать проявлений бюрократизма / Пер. с англ. О. Мартова и О. Торбасова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://maoism.ru/1325
на китайском языке
27. Бо Ибо ичуй динъинь 25 нянь цянь цзихуа даньле шоусюань Чунчин [^^ ^1Ш^^25^й^$]Ж^^^Ш^. Бо Ибо сказал решающее слово, 25 лет назад Чунцин был избран первым в стране «городом, отдельно указываемым в плане»]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.reformdata.org/2008/1013/9426.shtml(Дата обращения: 18.12.2022).
28. Вэнь Цзябао цзунли цзай Сычуань шича ши дэ цзян хуа [^^ЖЙЙЙШЛI
ШЖНЖЙЖ^ Речь премьер-министра Вэнь Цзябао во время инспекции в провинции Сычуань] ШЛ1АК^Ж1Ж Сычуань жэньминь чжэнфу чжан 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.sc.gov.cn/10462/10464/10797/2012/7/23/10218983.shtml(Дата обращения: 12.11.2022).
29. Линь Лин. Чунцин цзунхэ гайгэ шидянь цяньхоу дэ хуэйи Сычуань дан дэ цзяньшэ. [#Ж ЖЖ^л^^^г^Ж^^ЙЛИЖ Линь Лин. Воспоминания о комплексной экспериментальный реформы в Чунцине]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ww.reformdata.org/2008/1015/9223.shtml(Дата обращения: 18.12.2022).
30.Чунцин саохэй цзи: цун сыфа цзюй чжан лома дао 50 до мин таньгуань жуюй [ЖЖЙ^Й:МЙЖ^Й^^^50^^^^ЛЖ. Записки о борьбе Чунцина с оргпреступностью: от падения начальника управления юстиции
до тюремного заключения более 50 коррумпированных чиновников] [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://news.ifeng.com/mainland/200908/0819_17_1309519_2.shtml (Дата
обращения: 13.12.2022).
в) статистические материалы
на китайском языке
31.Чжунго тунцзи няньцзянь 2018 нянь. (ФВй^гф^^2018^. Ежегодный статистический сборник 2018 г.) // ФВ^^Ж^^. Чжунго тунцзи чубаньшэ, 2018.
2. Исследования
а) монографии и диссертации
на русском языке
32. Базина О.О., Орлов А.Г., Демчук Д.С., Лафитский В.И. Современные избирательные системы. Вып. 13: Китай, Парагвай, Швейцария /; Науч. ред. В.И. Лафитский, В.И. Лысенко. М.: РЦОИТ, 2018. — 444 с.
33. Банная М.С. Провинция Сычуань: роль региона в формировании стратегии национального развития КНР (1978 - 2017 годы). Выпускная квалификационная работа. СПбГУ 2019. С. 114.
34. Ван Чуньянь. Политическая система КНР:
государственно-административная реформа: опыт проведения, проблемы и перспективы. Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ.
35.Захаржевская А. Ю. Роль г. Чунцина в развитии инициативы «Один пояс, один путь» // Гумани-тарный акцент. - 2018. - № 4. - с. 9-13.
36.Зуенко И.Ю. Трансформация региональной системы управления в КНР в 1977-1997 годах: на примере провинции Хэйлунцзян: автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 /
37. Ленин И.В.. Государство и революция. Учение марксизма о государстве. Задачи пролетариата в революции. Государственное издательство Политической литературы. 1953. С. 119.
38. Ленин В.И. Полное собрание сочинение, ОГИЗ 1948. Том 20 Сентябрь 1913 - март 1914 Критические заметки по национальному вопросу, пункт 6. Централизация и автономия, С. 584.
39. Портяков В.Я. Экспериментальные зоны свободной торговли в Китае: монография. М.: ИДВ РАН, 2021. — 104 с.
40.Островский А.В. Китай становится экономической сверхдержавой. М.: Институт Дальнего Востока РАН: ООО «Издательство МБА», 2020. - 496 с.
41. Сазонов С.Л. Автомобильный комплекс КНР: императивы инновационного развития / С.Л. Сазонов. В 2 кн. Кн. 1. Отраслевой аспект. — М. : ИДВ РАН,
2020. —400 с.
42. Трощинский П.В. Правовая система Китая / П. В. Трощинский ; Ин-. т Дальнего Востока РАН. - Москва : ИДВ РАН, 2016. - 472 с.
43.Чжоу Синьминь. Руководство Си Цзиньпина и будущее Китая / пер. с кит. — М.: Издательство «Весь Мир», 2019. — 184 с.
на английском языке
44. David Goodman. China's Provinces in Reform : Class, Community and PoliticalCulture David Goodman. New York : Routledge. 1997. P 300
45. Qiao, Liang, "Performance, preference, promotion: political mobility of Chinese regional leaders". LSU, 2012. , База данных: Networked Digital Library of Theses & Dissertations P 290.
46. Yang, Dali L. Beyond Beijing: Liberalization and the regions in China. New York & London: Routledge, 1997. 212 p.
47. Zheng Yongnian. De Facto Federalism in China: Reforms and Dynamics of Central-Local Relations. Series on Contemporary China - Vol. 7, New Jersey et. al., World Scientific, 2008, 460 pp.
б) статьи в журналах и сборниках
на русском языке
48. Бородич В.Ф. Внутриполитическая борьба как фактор политики реформ в современном Китае. Новые аспекты социально-политического развития КНР. Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ (Москва, 18-19 марта 2015 г.) - М.: ИДВ РАН, 2015.-С. 37-48.
49. Виноградов А.В. Политическая система КНР при Си Цзиньпине: новые вызовы и угрозы. Новые аспекты социально-политического развития КНР. Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ (Москва, 18-19 марта 2015 г.) - М.: ИДВ РАН, 2015. С. 5-17.
50. Го Цзиньлун. Особенность реформирования административных органов Китая. Весц1 БДПУ (Беларуси дзяржауны педагаНчны ушверсыэт). Серыя 2. Псторыя. Ф1ласоф1я. ПалНалоНя. СацыялоНя. Эканомжа. КультуралоНя. Весщ БДПУ Серыя 2. 2018. № 3. С. 19-24.
51. Гун Вэйбинь. Социальная мобильность в Китае: изменения и проблемы. Гун Вэйбинь. Во го шэхуй людун цзичжи: бяньцянь юй вэньти // Чжунго шэхуй кэсюэюань яньцзюшэньюань сюэбао. - Пекин, 2004. - № 4. - C. 64-69. - кит. Яз.
52.Зуенко И.Ю. «И вечный бой...»: реформирование административного аппарата в современном Китае / И.Ю. Зуенко // Российское китаеведение // И.Ю. Зуенко, А.Н. Карнеев, А.В. Ломанов и др. - ., 2022. - Гл. 1. С. 22-37.
53.Зуенко И.Ю. Как управляется китайский город: изменения за 35 лет реформ // Вестник Московского государственного университета управления. 2016. С. 15-22.
54.Зуенко И.Ю. Китай и события 1991 г. в Советском Союзе (к 100-летию Коммунистической партии Китая и 30-летию распада СССР). Международная аналитика. 2021;12(1):96-111.
55. Зуенко И.Ю. О статусе городов субпровинциального значения в КНР // Россия и АТР, 2012, №2, С. 145-153.
административно-территориального деления в современном китае. Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. Тип: статья в сборнике трудов конференции. 2013. С. 343-351.
57.Зуенко И.Ю., Сельцер Д.Г.. "Кадры решают всё": реформа кадровой системы КНР на рубеже 1980-1990-х годов // Известия Восточного института Дальневосточного государственного университета. 2022. № 1 (53). С. 58-69.
58.Зуенко И.Ю. Укрепление «Вертикали власти» по-китайски: кадровая политика в отношении регионального руководства в современном китае. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. С. 30-46.
59.Зуенко, И. Ю. Центр-региональные отношения в КНР: историография и опыт составления источниковой базы // Труды ИИАЭ ДВО РАН. - 2020. - № 4.-с. 71-90
60. Иванов С.А. Распределение фискальных и административных ресурсов между центральной и местными властями КНР в период реформ. «Известия иркутского государственного университета». Серия «Политология. Религиоведение» 2012. № 2 (9), ч. 1. С. 41-48
61. Кадочников Д.В. Бюджетная децентрализация и межбюджетные отеошения: опыт китайских реформ и его актуальность для России // Terra Economicus. 2016. Т. 14 № 2 Год: С. 109-126.
62. Кадочников Д. В. Бюджетная система Китая на современном этапе: ключевые вызовы и направления развития // TerraEconomicus. 2018. № 3. С. 86—105.
63. Карнеев А.Н. «Чунцинская модель»: что это было? // Проблемы Дальнего Востока. - 2013. - № 3. - С. 33-41.
64. Карнеев А.Н. «Чунцинская модель»: что это было? часть 2 // Проблемы Дальнего Востока. - 2013. - № 4. - С. 45-52.
65. Кузнецова Н.В., Марынчак Е.А. Уровень развития макроэкономической среды регионов Китая. Известия Восточного института Дальневосточного государственного университета. 2007. N 14: .2007. С. 65-74.
66. Просеков С.А. Особенности борьбы с антиобщественными явлениями в Китае // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018. № 2. С. 92-97.
67. Кондрашова Л.И. Реформа административно-территориального устройства КНР: вчера, сегодня, завтра. 40 лет экономических реформ в КНР / Сост. П.Б. Каменнов; отв. ред. А.В. Островский. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2020. - С. 60-75.
68. Мацузато К., Сельцер Д. Государственная кадровая политика в КНР (время Ху Цзиньтао). // Власть и элиты. 2021. Т. 8, № 2. С. 113-133.
69. Погудина Ю.Ю. Трудовая миграция рабочей силыв процессе урбанизации Китая после 1978 года. Вестник СПбГУ. Сер. 13. 2013. Вып. 2. С. 43-48.
70. Перепелкин Ю.Ю. Си Цзиньпин: Всесторонние реформы и масштабная кадровая чистка. Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ (Москва, 18-19 марта 2015 г.) -М.: ИДВ РАН, 2015. -...с. 192.
71. Самойлов Г.М. Внешние связи регионов КНР // Ойкумена. 2019. № 1, с. 46-55.
72. Сущенко М.А. Особенности функционирования политической элиты КНР. 70 лет современному китайскому государству. Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН (Москва, 20 и 22 марта 2019 года). — М. : ИДВ РАН, 2019. С. 143-150.
73. Трощинский П.В. Конституционно-правовые основы институционализации противодействия коррупции в КНР // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. No 6. С. 78—90.
на английском языке
74. Anna L. Ahlers, Thomas Heberer. Palgrave Handbook of Local Governance in Contemporary China Chapter 2: Local Governance in China’s Political System Explaining the critical role of local governance in China’s authoritarian state.
75. Eun Kyong Choi, John Wagner Givens and Andrew MacDonald. From Power Balance to Dominant Faction in Xi Jinping’s China. In: China Quarterly, Vol. 2021, Issue 248 (December 2021), pp. 935-956.
76. Helen X. H. Baol, Ling Li, Colin Lizieri. City Profile: Chongqing (1997 - 2017). Department of Land Economy, University of Cambridge, Cambridge, CB3 9EP, United Kingdom. P 22.
77. Hua Xiaohui, Robert Hassink. Place leadership with Chinese characteristics? A case study of the Zaozhuang coal-mining region in transition. Regional Studies. Feb2017, Vol. 51 Issue 2, p224-234.
78. Kean Fan Lim, Niv Horesh. The Chongqing vs. Guangdong developmental ‘models’ in post-Mao China: regional and historical perspectives on the dynamics of socioeconomic change. In: Journal of the Asia Pacific economy. 22(3). 2017. P 372-395.
79. Lind Chelan Li. Central-local relations in the People’s Republic of China: Trends, processes and. impacts for policy implementation. Public Administration and Development, 30, 177-190. P
80. Liu Jingnan. Supreme Leaders, Provincial Leaders, and Factional Competition in China’s Anti-Corruption Enforcement: Regional- and City-Level Evidence.. Journal of Chinese Political Science/Association of Chinese Political Studies
2021. P 133-153.
81. Lu Wei. Improving the Fiscal Relationship between the Central and Local Governments to Tap Their Initiative. China Economic Transition (CET). 2021, Vol. 4 Issue 1, p. 70-75.
82.Oksenberg, M. The Evolution of Central-Provincial Fiscal Relations in China, 1971-1984: The Formal System / M. Oksenberg, J. Tong // The China Quarterly. - 1991.-№ 125.-Р 1-32.
83. Xiao Lei, Pan Jie, Sun Dongqi, Zhang Zhipeng, Zhao Qian. Research on the Measurement of the Coordinated Relationship between Industrialization and Urbanization in the Inland Areas of Large Countries: A Case Study of Sichuan Province. International Journal of Environmental Research and Public Health, Vol 19, Iss 14301, p 14301 (2022); MDPI AG, 2022.
84. Wang, Chenxi. Legal and Political Practices in China’s Central-Local Dynamics. In: Fudan Journal of the Humanities and Social Sciences. 14(4):523-547; Springer Berlin Heidelberg Language: English, База данных: Springer Nature Journals.
на китайском языке
85.Чжоу Вэнь, Лю Шаоян. Няньлай Чжунго Гунчаньдан дуй чжунъянъ юй дифан цзинцзи гуаньси дэ таньсо юй ваньшань (Ж ^, ЭД^РН. 100^ЖФЭ ^^^^Ф^^Й^^^^Ж^^^^^^. Чжоу Вэнь, Лю Шаоян. Изучение и совершенствование центр-региональных экономических отношений Коммунистической партией Китая за последние 100 лет). China Economic Studies. 2021(03) Page: 5-19.
Электронные ресурсы:
а) Электронные ресурсы удаленного доступа
на русском языке
86. Габуев А.Т.. Масти китайской власти. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2047342(Дата обращения:
26.04.2023).
87. Габуев А.Т. Пришли за тигром. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2628764(Дата обращения: 23.04.2023).
88. Габуев А. Разборки в большом городе [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://www.kommersant.ru/doc/1891616(Дата обращения:
26.04.2023).
89. Гудошников Л.М. О некоторых теоретических аспектах административного права КНР. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://wiselawyer.ru/poleznoe/52601-nekotorykh-teoreticheskikh-aspektakh-administrativnogo-prava(Дата обращения: 12.12.2023).
90.Зуенко И.Ю. Как складывалась судьба Си Цзиньпина до того, как он стал лидером КНР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://profile.ru/abroad/kak-skladyvalas-sudba-si-czinpina-do-togo-kak-on-stal-liderom-knr-1178091/
91.Зуенко И.Ю. Фракционная борьба в КПК на современном этапе: комментарии к сложившимся стереотипам. Россия и АТР: взгляд из Владивостока. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/blogs/dvfu/259/
на английском языке
92.Romain Lafarguette. Chongqing: Model for a new economic and social policy? [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://journals.openedition.org/chinaperspectives/5749(Дата обращения: 02.11.2022). 93.Sichuan province: history, geography, food, churches and transport.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://factsanddetails.com/china/cat15/sub102/item458.html(Дата обращения: 22.04.2023). 94.Хунсэ Чунцин дифан чжэнфу кайто Чжунго гайгэ синьцзюй [Х^ЖЖ
Й^^^^ЖЖВ^^^^. Красный Чунцин - Местное правительство начинает новый раунд реформ Китая] //CHINADAILY. 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.chinadaily.com.cn/dfpd/2011-02/27/content_12084659_2.htm (Дата обращения: 13.12.2022).