ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СИМПТОМОВ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ 3-10 ЛЕТ
|
АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ РАССТРОЙСТВА
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ 3-10 ЛЕТ 10
1.1. Общее представление о расстройстве аутистического спектра 10
1.1.1. Аутизм в историческом контексте 10
1.1.2. Классификации расстройства аутистического спектра 14
Медицинские классификации 15
Психологические классификации 16
1.2. Симптоматика расстройства аутистического спектра 18
1.2.1. Социальное взаимодействие 18
1.2.2. Коммуникация, язык и речь 21
1.2.3. Поведение 23
1.2.4. Когнитивные функции 27
1.2.5. Моторное развитие 29
1.2.6. Сенсорная обработка 31
1.2.7. Эмоциональная сфера 34
1.2.8. Интересы 36
1.2.9. Игра 37
1.2.10. Бытовые навыки и самостоятельность 37
1.2.11. Здоровье(анамнез) 38
1.3. Диагностика аутизма 39
1.3.1. Скрининговые инструменты оценки 40
1.3.2. Клиническая диагностика 42
1.4. Возрастная динамика симптомов РАС 44
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 46
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ
ДИНАМИКИ СИМПТОМОВ РАС У ДЕТЕЙ 3-10 ЛЕТ 48
2.1. Психодиагностический инструментарий 48
2.2. Процедура заполнения 49
2.3. Выборка 50
2.4. Методы статистической обработки данных 53
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 54
3.1. Результаты до объединения выборок 54
3.1.1. Различия симптоматики РАС в зависимости от пола респондента 54
3.1.2. Сравнение ответов специалистов и родителей 55
3.1.3. Различия симптоматики детей с РАС от детей без РАС 56
3.1.4. Возрастная динамика симптомов у детей с РАС 57
3.2. Результаты после объединения выборок 59
3.2.1. Сравнение ответов специалистов и родителей 60
3.2.2. Возрастная динамика симптомов РАС 61
3.2.3. Возрастная динамика симптомов РАС в зависимости от диагноза 63
3.3. Обсуждение результатов 66
3.1.1. Различия симптоматики РАС в зависимости от пола респондента 66
3.1.2. Сравнение ответов специалистов и родителей 67
3.1.3. Возрастная динамика симптомов РАС 68
ВЫВОДЫ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 100
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ РАССТРОЙСТВА
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ 3-10 ЛЕТ 10
1.1. Общее представление о расстройстве аутистического спектра 10
1.1.1. Аутизм в историческом контексте 10
1.1.2. Классификации расстройства аутистического спектра 14
Медицинские классификации 15
Психологические классификации 16
1.2. Симптоматика расстройства аутистического спектра 18
1.2.1. Социальное взаимодействие 18
1.2.2. Коммуникация, язык и речь 21
1.2.3. Поведение 23
1.2.4. Когнитивные функции 27
1.2.5. Моторное развитие 29
1.2.6. Сенсорная обработка 31
1.2.7. Эмоциональная сфера 34
1.2.8. Интересы 36
1.2.9. Игра 37
1.2.10. Бытовые навыки и самостоятельность 37
1.2.11. Здоровье(анамнез) 38
1.3. Диагностика аутизма 39
1.3.1. Скрининговые инструменты оценки 40
1.3.2. Клиническая диагностика 42
1.4. Возрастная динамика симптомов РАС 44
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 46
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ
ДИНАМИКИ СИМПТОМОВ РАС У ДЕТЕЙ 3-10 ЛЕТ 48
2.1. Психодиагностический инструментарий 48
2.2. Процедура заполнения 49
2.3. Выборка 50
2.4. Методы статистической обработки данных 53
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 54
3.1. Результаты до объединения выборок 54
3.1.1. Различия симптоматики РАС в зависимости от пола респондента 54
3.1.2. Сравнение ответов специалистов и родителей 55
3.1.3. Различия симптоматики детей с РАС от детей без РАС 56
3.1.4. Возрастная динамика симптомов у детей с РАС 57
3.2. Результаты после объединения выборок 59
3.2.1. Сравнение ответов специалистов и родителей 60
3.2.2. Возрастная динамика симптомов РАС 61
3.2.3. Возрастная динамика симптомов РАС в зависимости от диагноза 63
3.3. Обсуждение результатов 66
3.1.1. Различия симптоматики РАС в зависимости от пола респондента 66
3.1.2. Сравнение ответов специалистов и родителей 67
3.1.3. Возрастная динамика симптомов РАС 68
ВЫВОДЫ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 100
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Актуальность исследования. Расстройство аутистического спектра - широко распространенное расстройство развития (1:160), затрагивающее все сферы жизни человека.
В настоящее время наблюдается рост частоты встречаемости данного расстройства. По данным исследования Lotter, частота выявления аутизма среди детей 8-10 лет составила менее 0,05% (Lotter, 1966).
На сегодняшний день распространенность колеблется в диапазоне от 1,09:10 000 до 436,0:10 000 в зависимости от страны. Официальных сведений о распространенности в большинстве стран нет, но, по имеющейся на данный момент статистике известно, что выявление аутизма у детей имеет устойчивую динамику к увеличению во всем мире. Существует много возможных объяснений этого очевидного роста, включая расширение диагностических критериев и повышение осведомленности о проблеме аутизма (Zeidan et al., 2022). Аутистический спектр охватывает широкий континуум связанных когнитивных и поведенческих дефицитов, включая нарушения социализации, нарушения вербальной и невербальной коммуникации, а также ограниченные и повторяющиеся паттерны поведения (МКБ-10, МКБ-11, DSM-V).
Многообразие проявлений симптоматики аутизма неоднородно и может различаться от человека к человеку, что осложняет как диагностику, так и лечение. Велика распространенность коморбидных состояний, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности, умственной отсталости. Около трети людей с РАС имеют диагноз умственной отсталости, в то время как до 70% имеют по крайней мере одно сопутствующее психическое расстройство, такое как тревожное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), вызывающее оппозиционное расстройство. Кроме того, до конца не выяснена этиология РАС: в настоящее время известно, что аутизм может развиваться вследствие влияния генетических факторов, каждый из которых обычно вносит небольшое уточнение в объяснение диагноза, что говорит о неоднородности проявлений РАС. До 10% людей с аутизмом имеют выявленное генетическое заболевание, в их числе синдром ломкой Х-хромосомы, туберозный склерозный комплекс(ТСК), нейрофиброматоз I типа, а также заболевания центральной нервной системы, такие как эпилепсия, гидроцефалия, фетальный алкогольный синдром, церебральный паралич (Kolesnik-Taylor &Jones, 2020).
Своеобразие проявлений данного расстройства требует особых подходов в организации помощи детям с выявленным расстройством аутистического спектра на всех этапах. Своевременная диагностика в соответствии с пониманием специфики данной особенности - первый, необходимый этап для осуществления полноценной поддержки лиц с аутизмом.
Впервые понятие «аутизм» было рассмотрено еще в середине ХХ века (L. Kanner, 1943; H. Asperger, 1944). Однако, несмотря на огромное число теорий и моделей, дающих точное объяснение причин и механизмов аутистических расстройств, проблема диагностики аутизма остается актуальной. Хоть возраст выявления данного расстройства сдвигается, на сегодняшний день все еще присутствуют случаи выявления расстройства аутистического спектра в 6-7 лет, и это при том, что аутизм диагностируется и в 24 месяца, а выявление возможного риска развития РАС - с 6 месяцев.
Позднее выявление аутизма может препятствовать оказанию адресной, своевременной помощи, а также отрицательно сказаться на социальной адаптации ребенка. Многие взрослые люди с РАС сообщают о социальной изоляции, проблемах с психическим здоровьем, также известно, что аутичные люди гораздо реже получают высшее образование, трудоустроены и живут независимой жизнью (Roux et al., 2017).
В связи с этим особую актуальность приобретает ранняя диагностика. Своевременная постановка диагноза осложняется рядом обстоятельств. Симптомы РАС сходны с другими формами нарушения психического развития, такими как задержка психического развития, ранняя детская шизофрения, умственная отсталость и др. Вместе с тем, симптомы, специфичные для аутизма, встречаются у детей с различными ментальными нарушениями - умственной отсталостью, задержкой психического развития, синдромом Дауна.
Проблема исследования: недостаточная изученность своеобразия аутистической симптоматики в возрастном аспекте. Дополнительной трудностью является отсутствие диагностических инструментов, апробированных на российской выборке, а адаптация зарубежных методик сопоставима по стоимости с разработкой нового инструмента.
Цели исследования: раскрыть структуру симптомов расстройства аутистического спектра; раскрыть динамику симптоматики РАС у детей 3-10 лет.
Задачи исследования:
• Анализ литературных источников, посвященных проблемам исследования аутизма.
• Систематизация информации о диагностике аутизма в возрастном аспекте.
• Выявление особенностей симптоматики аутизма.
• Выявление возможных возрастных различий в проявлении симптоматики у разных возрастных групп с учетом официального диагноза.
• Изучение влияния роли исполнителя на передаваемые результаты относительно наличия аутистической симптоматики ребенка.
Гипотезы исследования:
1) имеются различия в проявлении симптомов у аутичных детей разных возрастных групп в диапазоне от 3 до 10 лет;
2) имеются различия в выраженности симптоматики в зависимости от пола;
3) динамика симптомов различается у детей с РАС с иными ментальными нарушениями;
4) существуют различия в данных о симптоматике, передаваемых родителями и специалистами.
Объект исследования: симптоматика расстройства аутистического спектра у детей 3-10 лет.
Предмет исследования: возрастная динамика симптомов аутизма.
Методы исследования:
• теоретические:
- анализ источников, посвященных проблеме исследования возрастной динамики симптомов аутизма
• эмпирические:
- обсервационные методы
- беседа,
- тестирование
• количественный анализ данных;
• качественный анализ данных;
• методы статистической обработки данных.
Диагностический инструментарий: 1) Анкета маркеров РАС, представленная для заполнения в онлайн-формате. Разработана С.А Мирошниковым и Л.О Ткачевой под руководством А.Д Наследова. Методика состоит из 434 пунктов, разделенных на 12 областей. Направлена на выявление ключевых признаков РАС. 2) Скриниговая Шкала Аутизма. Методика показала высокий уровень чувствительности и специфичности в результате предыдущих исследований (Nasledov et al., 2021; Nasledov et al., 2022).
Научная значимость: психометрическое исследование поможет более подробному рассмотрению закономерностей психического развития при расстройстве аутистического спектра у детей 3-10 лет.
Практическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования будут способствовать более качественному выявлению расстройства аутистического спектра среди детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Краткое описание выборки: дети с официально выставленным диагнозом аутизм в возрастном диапазоне от 3 до 10 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения, детские центры, а также учащиеся начальной школы.
В настоящее время наблюдается рост частоты встречаемости данного расстройства. По данным исследования Lotter, частота выявления аутизма среди детей 8-10 лет составила менее 0,05% (Lotter, 1966).
На сегодняшний день распространенность колеблется в диапазоне от 1,09:10 000 до 436,0:10 000 в зависимости от страны. Официальных сведений о распространенности в большинстве стран нет, но, по имеющейся на данный момент статистике известно, что выявление аутизма у детей имеет устойчивую динамику к увеличению во всем мире. Существует много возможных объяснений этого очевидного роста, включая расширение диагностических критериев и повышение осведомленности о проблеме аутизма (Zeidan et al., 2022). Аутистический спектр охватывает широкий континуум связанных когнитивных и поведенческих дефицитов, включая нарушения социализации, нарушения вербальной и невербальной коммуникации, а также ограниченные и повторяющиеся паттерны поведения (МКБ-10, МКБ-11, DSM-V).
Многообразие проявлений симптоматики аутизма неоднородно и может различаться от человека к человеку, что осложняет как диагностику, так и лечение. Велика распространенность коморбидных состояний, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности, умственной отсталости. Около трети людей с РАС имеют диагноз умственной отсталости, в то время как до 70% имеют по крайней мере одно сопутствующее психическое расстройство, такое как тревожное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), вызывающее оппозиционное расстройство. Кроме того, до конца не выяснена этиология РАС: в настоящее время известно, что аутизм может развиваться вследствие влияния генетических факторов, каждый из которых обычно вносит небольшое уточнение в объяснение диагноза, что говорит о неоднородности проявлений РАС. До 10% людей с аутизмом имеют выявленное генетическое заболевание, в их числе синдром ломкой Х-хромосомы, туберозный склерозный комплекс(ТСК), нейрофиброматоз I типа, а также заболевания центральной нервной системы, такие как эпилепсия, гидроцефалия, фетальный алкогольный синдром, церебральный паралич (Kolesnik-Taylor &Jones, 2020).
Своеобразие проявлений данного расстройства требует особых подходов в организации помощи детям с выявленным расстройством аутистического спектра на всех этапах. Своевременная диагностика в соответствии с пониманием специфики данной особенности - первый, необходимый этап для осуществления полноценной поддержки лиц с аутизмом.
Впервые понятие «аутизм» было рассмотрено еще в середине ХХ века (L. Kanner, 1943; H. Asperger, 1944). Однако, несмотря на огромное число теорий и моделей, дающих точное объяснение причин и механизмов аутистических расстройств, проблема диагностики аутизма остается актуальной. Хоть возраст выявления данного расстройства сдвигается, на сегодняшний день все еще присутствуют случаи выявления расстройства аутистического спектра в 6-7 лет, и это при том, что аутизм диагностируется и в 24 месяца, а выявление возможного риска развития РАС - с 6 месяцев.
Позднее выявление аутизма может препятствовать оказанию адресной, своевременной помощи, а также отрицательно сказаться на социальной адаптации ребенка. Многие взрослые люди с РАС сообщают о социальной изоляции, проблемах с психическим здоровьем, также известно, что аутичные люди гораздо реже получают высшее образование, трудоустроены и живут независимой жизнью (Roux et al., 2017).
В связи с этим особую актуальность приобретает ранняя диагностика. Своевременная постановка диагноза осложняется рядом обстоятельств. Симптомы РАС сходны с другими формами нарушения психического развития, такими как задержка психического развития, ранняя детская шизофрения, умственная отсталость и др. Вместе с тем, симптомы, специфичные для аутизма, встречаются у детей с различными ментальными нарушениями - умственной отсталостью, задержкой психического развития, синдромом Дауна.
Проблема исследования: недостаточная изученность своеобразия аутистической симптоматики в возрастном аспекте. Дополнительной трудностью является отсутствие диагностических инструментов, апробированных на российской выборке, а адаптация зарубежных методик сопоставима по стоимости с разработкой нового инструмента.
Цели исследования: раскрыть структуру симптомов расстройства аутистического спектра; раскрыть динамику симптоматики РАС у детей 3-10 лет.
Задачи исследования:
• Анализ литературных источников, посвященных проблемам исследования аутизма.
• Систематизация информации о диагностике аутизма в возрастном аспекте.
• Выявление особенностей симптоматики аутизма.
• Выявление возможных возрастных различий в проявлении симптоматики у разных возрастных групп с учетом официального диагноза.
• Изучение влияния роли исполнителя на передаваемые результаты относительно наличия аутистической симптоматики ребенка.
Гипотезы исследования:
1) имеются различия в проявлении симптомов у аутичных детей разных возрастных групп в диапазоне от 3 до 10 лет;
2) имеются различия в выраженности симптоматики в зависимости от пола;
3) динамика симптомов различается у детей с РАС с иными ментальными нарушениями;
4) существуют различия в данных о симптоматике, передаваемых родителями и специалистами.
Объект исследования: симптоматика расстройства аутистического спектра у детей 3-10 лет.
Предмет исследования: возрастная динамика симптомов аутизма.
Методы исследования:
• теоретические:
- анализ источников, посвященных проблеме исследования возрастной динамики симптомов аутизма
• эмпирические:
- обсервационные методы
- беседа,
- тестирование
• количественный анализ данных;
• качественный анализ данных;
• методы статистической обработки данных.
Диагностический инструментарий: 1) Анкета маркеров РАС, представленная для заполнения в онлайн-формате. Разработана С.А Мирошниковым и Л.О Ткачевой под руководством А.Д Наследова. Методика состоит из 434 пунктов, разделенных на 12 областей. Направлена на выявление ключевых признаков РАС. 2) Скриниговая Шкала Аутизма. Методика показала высокий уровень чувствительности и специфичности в результате предыдущих исследований (Nasledov et al., 2021; Nasledov et al., 2022).
Научная значимость: психометрическое исследование поможет более подробному рассмотрению закономерностей психического развития при расстройстве аутистического спектра у детей 3-10 лет.
Практическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования будут способствовать более качественному выявлению расстройства аутистического спектра среди детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Краткое описание выборки: дети с официально выставленным диагнозом аутизм в возрастном диапазоне от 3 до 10 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения, детские центры, а также учащиеся начальной школы.
Данная работа посвящена изучению возрастной динамики симптомов РАС. Рассмотрены общая характеристика расстройства, подходы к изучению в ретроспективе, взгляд на симптоматику РАС с медицинской и психологической точек зрения, рассмотрена факторная структура аутизма и диагностика, литературный обзор источников, посвященных изучению возрастной динамики симптомов РАС. Реализованы все поставленные задачи:
• Анализ литературных источников, посвященных проблемам исследования аутизма.
• Систематизация информации о диагностике аутизма в возрастном аспекте.
• Выявление особенностей симптоматики аутизма.
• Выявление возможных возрастных различий в проявлении симптоматики у разных возрастных групп с учетом официального диагноза.
• Изучение влияния роли исполнителя на передаваемые результаты относительно наличия аутистической симптоматики ребенка.
Проверялись следующие предположения:
1) имеются различия в проявлении симптомов у аутичных детей разных возрастных групп в диапазоне от 3 до 10 лет;
2) имеются различия в выраженности симптоматики в зависимости от пола;
3) динамика симптомов различается у детей с РАС с иными ментальными нарушениями;
4) существуют различия в данных о симптоматике, передаваемых родителями и специалистами.
Выводы, полученные в рамках данного исследования:
1. Возрастная динамика симптомов у детей с аутизмом имеет характер снижения в области нарушений коммуникации, эмоциональных нарушений, сенсорной дезинтеграции, а также общей выраженности симптоматики аутизма. Это может подчеркивать важность коррекционных мероприятий, направленных на снижение исходов, связанных с данными симптомами;
2. Детям с иными ментальными нарушениями также свойственно наличие
симптоматики РАС, однако, для данной группы детей снижение симптоматики несвойственно. Это может быть обусловлено рядом факторов: различными нейробиологическими механизмами возникновения дизонтогенеза, возрастом установления диагноза, и, соответственно, возрастом начала психолого -педагогического вмешательства;
3. Наименьший спад наблюдается в отношении симптомов расторможенности/гиперактивности. По всей видимости, это может быть связано с иной природой возникновения данной группы симптомов. Природа данной симптоматики имеет под собой нейробиологическую основу (Наследов, 2022; Marotta et al., 2020). Таким образом, в отношении моторной возбудимости, двигательного беспокойства коррекционные мероприятия могут оказаться неэффективными, что может указывать на необходимость фармакотерапии.
4. Родители склонны преуменьшать выраженность симптомов РАС у детей, по сравнению со специалистами. Данные выводы были получены и ранее, когда оценивались ответы родителей и результаты прямого наблюдения специалистов, в результате было подтверждена тенденция к недооценке родителями некоторых симптомов РАС. Данный факт подчеркивает как важность комбинированного подхода, раскрывающегося в сотрудничестве родителя и специалиста, с целью всесторонней диагностики ребенка, так и своевременное обращение за помощью, которая позволит скорректировать наличие дефицитов в развитии ребенка.
Предыдущие исследования возрастной динамики симптомов РАС неоднозначны. С одной стороны, упоминается высокая диагностическая стабильность РАС от возраста к возрасту (Turner, 2006; Lord et al., 2006). Тем не менее, встречаются упоминания того, что симптоматическая структура расстройства может меняться по мере взросления ребенка, с сохранением, в то же время, ключевых проблем, затрагивающих социальное взаимодействие и коммуникацию, паттерны повторяющегося поведения и деятельности (Шипицына, 1997).
В нашей работе обнаружено снижение аутистической симптоматики с возрастом, более того, для детей с иными ментальными нарушениями такое снижение не свойственно, несмотря на то что им также присущи симптомы РАС, затрагивающие коммуникативные нарушения, сенсорную дезинтеграцию, эмоциональные нарушения, расторможенность/гиперактивность.
Помимо этого, знания, полученные в рамках данного исследования, могут помочь более точной диагностике расстройств развития с целью построения более эффективных программ психолого-педагогического вмешательства, которые будут прицельно направленные на выработку навыков коммуникации, коррекцию эмоциональных нарушений, выработку стратегий поддержки при выраженной сенсорной дезинтеграции. Со стороны образовательного процесса знание о возрастных изменениях аутистических черт актуально для определения потребностей в образовательных ресурсах для каждой возрастной группы.
С теоретической стороны полученные результаты могут способствовать расширению понимания механизмов развития расстройства аутистического спектра.
Следует подчеркнуть, что данная работа выполнена с участием небольшого количества респондентов. Изучение вариабельности симптомов аутизма с возрастом на более расширенной выборке, включая иные возрастные диапазоны, является перспективой дальнейших исследований.
• Анализ литературных источников, посвященных проблемам исследования аутизма.
• Систематизация информации о диагностике аутизма в возрастном аспекте.
• Выявление особенностей симптоматики аутизма.
• Выявление возможных возрастных различий в проявлении симптоматики у разных возрастных групп с учетом официального диагноза.
• Изучение влияния роли исполнителя на передаваемые результаты относительно наличия аутистической симптоматики ребенка.
Проверялись следующие предположения:
1) имеются различия в проявлении симптомов у аутичных детей разных возрастных групп в диапазоне от 3 до 10 лет;
2) имеются различия в выраженности симптоматики в зависимости от пола;
3) динамика симптомов различается у детей с РАС с иными ментальными нарушениями;
4) существуют различия в данных о симптоматике, передаваемых родителями и специалистами.
Выводы, полученные в рамках данного исследования:
1. Возрастная динамика симптомов у детей с аутизмом имеет характер снижения в области нарушений коммуникации, эмоциональных нарушений, сенсорной дезинтеграции, а также общей выраженности симптоматики аутизма. Это может подчеркивать важность коррекционных мероприятий, направленных на снижение исходов, связанных с данными симптомами;
2. Детям с иными ментальными нарушениями также свойственно наличие
симптоматики РАС, однако, для данной группы детей снижение симптоматики несвойственно. Это может быть обусловлено рядом факторов: различными нейробиологическими механизмами возникновения дизонтогенеза, возрастом установления диагноза, и, соответственно, возрастом начала психолого -педагогического вмешательства;
3. Наименьший спад наблюдается в отношении симптомов расторможенности/гиперактивности. По всей видимости, это может быть связано с иной природой возникновения данной группы симптомов. Природа данной симптоматики имеет под собой нейробиологическую основу (Наследов, 2022; Marotta et al., 2020). Таким образом, в отношении моторной возбудимости, двигательного беспокойства коррекционные мероприятия могут оказаться неэффективными, что может указывать на необходимость фармакотерапии.
4. Родители склонны преуменьшать выраженность симптомов РАС у детей, по сравнению со специалистами. Данные выводы были получены и ранее, когда оценивались ответы родителей и результаты прямого наблюдения специалистов, в результате было подтверждена тенденция к недооценке родителями некоторых симптомов РАС. Данный факт подчеркивает как важность комбинированного подхода, раскрывающегося в сотрудничестве родителя и специалиста, с целью всесторонней диагностики ребенка, так и своевременное обращение за помощью, которая позволит скорректировать наличие дефицитов в развитии ребенка.
Предыдущие исследования возрастной динамики симптомов РАС неоднозначны. С одной стороны, упоминается высокая диагностическая стабильность РАС от возраста к возрасту (Turner, 2006; Lord et al., 2006). Тем не менее, встречаются упоминания того, что симптоматическая структура расстройства может меняться по мере взросления ребенка, с сохранением, в то же время, ключевых проблем, затрагивающих социальное взаимодействие и коммуникацию, паттерны повторяющегося поведения и деятельности (Шипицына, 1997).
В нашей работе обнаружено снижение аутистической симптоматики с возрастом, более того, для детей с иными ментальными нарушениями такое снижение не свойственно, несмотря на то что им также присущи симптомы РАС, затрагивающие коммуникативные нарушения, сенсорную дезинтеграцию, эмоциональные нарушения, расторможенность/гиперактивность.
Помимо этого, знания, полученные в рамках данного исследования, могут помочь более точной диагностике расстройств развития с целью построения более эффективных программ психолого-педагогического вмешательства, которые будут прицельно направленные на выработку навыков коммуникации, коррекцию эмоциональных нарушений, выработку стратегий поддержки при выраженной сенсорной дезинтеграции. Со стороны образовательного процесса знание о возрастных изменениях аутистических черт актуально для определения потребностей в образовательных ресурсах для каждой возрастной группы.
С теоретической стороны полученные результаты могут способствовать расширению понимания механизмов развития расстройства аутистического спектра.
Следует подчеркнуть, что данная работа выполнена с участием небольшого количества респондентов. Изучение вариабельности симптомов аутизма с возрастом на более расширенной выборке, включая иные возрастные диапазоны, является перспективой дальнейших исследований.
Подобные работы
- ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СИМПТОМОВ РАССТРОЙСТВА
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ 3-10 ЛЕТ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогическая программа развития игровой деятельности детей раннего возраста с подозрениями на расстройство аутистического спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Развитие психофизических качеств у детей с аутизмом 8-10 лет средствами игровой деятельности
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ АУТИСТОВ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Айтрекинг исследование дефицита совместного внимания у
дошкольников с разными формами атипичного развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019



