ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ 9
1.1 Профессиональная самореализация как социальное поведение и
социальный феномен 9
1.2 Особенности профессиональной самореализации современной
молодежи 18
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ 29
2.1. Факторы и условия для профессиональной самореализации в социальной работе 29
2.2 Специфика профессиональной реализации в социальной работе
молодых специалистов 38
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА И ТРУДНОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» 44
3.1 Оценка возможностей и проблем профессиональной
самореализации студентами и трудностей в социальной сфере выпускниками 44
3.2 Рекомендации по преодолению проблем в процессе
профессиональной самореализации студентов и выпускников в среде профессиональной реализации 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
В сфере выбора профессии молодые люди сталкиваются с множеством сложных задач. От правильного выбора зависит дальнейшая карьера и развитие личности в целом. Кроме того, современный рынок труда требует кандидатов со знаниями не только своей узкой специализации, но и широким кругозором, умением управлять своим временем и эффективно работать в команде. В этом контексте профессиональная самореализация молодежи в различных направлениях, в том числе и в социальной работе, стала срочной проблемой нашего времени. Однако молодые люди сегодня не всегда имеют ясное представление о том, кем они хотят стать в будущем. Обеспечение устойчивого развития и достижения целей в жизни, связанных с профессиональной деятельностью, требует слаженной и комплексной работы как самого человека, так и профессионального сообщества в целом. По опыту многих успешных, в профессиональном плане людей, можно понять, что правильный выбор профессии не только дарит обществу хорошего работника, но главным становится то, что сам человек обретает внутреннее удовлетворение, в первую очередь, самим собой. Ведь люди тратят десятки лет, чтобы получить образование, итогом которого является успешное трудоустройство. Выбор профессии является одним из главных шагов к этой цели. Он оказывает огромное влияние на жизненный путь человека. Ведь работа может стать площадкой для творчества и осуществления потенциала. Один из основных элементов личностного развития - профессиональное самореализация. Это инструмент для достижения высокой точки на пути личностного развития. По сути, профессиональная самореализация является олицетворением "Я" человека, его уникальности, целей и идеалов. Кроме того, оно помогает реализовать личные потенциалы, идеи и смыслы в профессиональной сфере. Профессиональная самореализация требует огромных сил и временных затрат. Такой выбор может кардинально повлиять на жизнь и карьеру любого человека, поэтому он требует максимальной внимательности и тщательного анализа всех факторов.
Профессиональное самоопределение является достаточно сложным и очень значимым решением в жизнях людей. Достойное образование и быстрые темпы развития в выбранном направлении являются важным фактором, определяющего успешность человека. Хочется отметить, что выбор профессии с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Ведь часто бывает, что некоторые профессии становятся менее актуальными и востребованными, а другие, наоборот, выходят на передний план. Современный рынок труда вносит свои коррективы и существенно меняет подходы к пониманию теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Так, например, в связи с пандемией в 2020 году, по данным крупнейшего сервиса по поиску работы и сотрудников SuperJob, за год вакансий в сфере помогающих профессий в целом по стране стало больше в 1,7 раза. Количество вакансий для врачей выросло вдвое, для среднего и младшего медицинского персонала — в 1,5 раза. Востребованность той или иной профессии, как показала практика, может меняться в условиях социально-экономической обстановки в стране. В трудных условиях рынка не все работники имеют постоянно оплачиваемую работу на протяжении всего рабочего пути, тем более связанную с одной и той же профессией и специальностью. Поэтому выбор профессии так важен каждому молодому человеку, ведь в большей степени именно он влияет на дальнейшую судьбу каждого человека. Профессия - это устойчивый род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки, зависящий от выбора специальности в Вузе. Именно поэтому изучение проблемы профессиональной самореализации молодежи становится особенно актуальным. Что касается профессиональной самореализации, так она в первую очередь связана с выбором профессии. Ведь человек, выбирая профессиональную направленность, показывает, в первую очередь себе, с чем он хочет связать свою жизнь, по какой дороге он пойдет и как будет реализовывать и воплощать свои цели, желания и мечты в реальность. Выбирая профессию, человек чаще всего основывается на своих умениях, возможностях, как физических, так и психологических. Ведь не только желание иметь ту или иную профессию, дает человеку право на ее выбор. Например, существует ряд сложных профессиональных деятельностей, которые не позволяют людям без хорошей физической подготовки приступать к труду. Поэтому при выборе профессии нужно учитывать ряд факторов, и благодаря этому успешно себя реализовывать в той или иной деятельности.
Профессиональная самореализация — это важнейшая часть целостного жизненного самоопределения, она представляет собой процесс взаимодействия запросов личности с интересами общества для достижения непростых целей и контроля многозадачных процессов. Профессиональная самореализация занимает длительный период в жизни, нельзя назвать этот процесс быстрым. Студенты, выбравшие направление "Социальная работа" должны понимать, что это профессия, целью которой является обеспечение и восстановление полноценного взаимодействия отдельных людей и общества ради улучшения качества жизни каждого человека. Поэтому на успешность трудовой деятельности будущего специалиста большое влияние оказывает его профессиональная самореализация.
Теоретической базой исследования профессиональной самореализации послужили работы Коростылевой Л. А., Пряжникова Н. С., Леонтьева. Д. А., Маслоу А., которые рассматривали профессиональную самореализацию как социальное поведение, как форма и способ проявления социальными акторами своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии.
Цель: изучить особенности профессиональной самореализации студентов и выявить факторы и условия профессиональной самореализации в социальной работе.
Задачи:
1. Рассмотреть профессиональную самореализацию как социальное поведение и социальный феномен
2. Раскрыть сущность особенностей профессиональной самореализации студентов
3. Изучить условия профессиональной самореализации в социальной работе.
4. Рассмотреть специфику профессиональной реализации в социальной работе молодых специалистов
Объект: студенты и выпускники по направлению «Социальная работа»
Предмет: процесс профессиональной самореализации студентов и выпускников в социальной работе.
Гипотеза: недостаточное финансирование социальной сферы, неполноценность представлений о специальности и низкая общественная оценка профессии социального работника могут привести к отсутствию мотивации у выпускников социальной работы для дальнейшего развития в этой области.
Эмпирической базой исследования выступает:
1. КЦСОН Центрального района Санкт-Петербурга;
2. Санкт-Петербургский Государственный университет.
Выборочная совокупность включает студентов и выпускников бакалавриата по направлению «Социальная работа». В исследовании принимали участие 5 студентов, 5 выпускников.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.
В первой главе рассмотрены теоретические основы изучения профессиональной самореализации.
Во второй главе рассмотрены факторы и условия для профессиональной самореализации в социальной работе.
Третья глава посвящена эмпирическому исследованию, направленному на проблемы в профессиональной самореализации студентов и выпускников.
Предложены рекомендации по преодолению проблем в процессе профессиональной самореализации студентов и выпускников в среде профессиональной реализации.
Общий объем работы - 67 страниц.
Список литературы включает 50 источников.
В первом параграфе первой главы я рассматривала профессиональную самореализацию как социальное поведение и социальный феномен. Постаралась охарактеризовать сущность профессиональной самореализации в теоретических аспектах.
Во втором параграфе первой главы я рассматривала особенности профессиональной самореализации современной молодежи, к ним относятся:
- грамотная профессиональная ориентация
- вузовская подготовка
-психологическая подготовка
Ряд этих факторов играют ключевую роль в профессиональной самореализации современной молодежи.
Во второй главе я рассматривала социальную работу как сферу профессиональной самореализации.
В первом параграфе второй главы я изучила факторы и условия, влияющие на профессиональную самореализацию в социальной работе, среди основных факторов, можно выделить:
I. Внешние факторы, к которым могут быть отнесены менталитет, общественные ценности, влияние политических условий страны на создание и развитие данной специальности, так и политическая ориентация самого социального работника, спрос на услуги данного специалиста со стороны общества и т. д.
II. Внутренние факторы, влияющие на работу социального работника, можно классифицировать в несколько групп. К первой из них относятся личностные свойства, которые включают в себя интеллектуальные, волевые, эмоциональные и организационно-деловые качества. Вторая группа факторов связана со сферой самосознания социального работника. Наконец, третья группа внутренних факторов включает в себя потребности, установки и мотивы социального работника, а также его локус поведенческого контроля. Различное их сочетание может определить направленность деятельности специалиста в широком смысле. Все эти факторы в совокупности влияют на успешность работы социального работника в профессиональной сфере и его личностное развитие.
Во втором параграфе второй главы я изучила специфику профессиональной реализации в социальной работе молодых специалистов и выявила, что важной задачей для них является построение своего профессионального пути и достижение успеха в профессиональном плане. Для этого им необходимо развивать свои знания, навыки и компетенции, повышать квалификацию, а также заботиться о своих личностных качествах.
В социальной работе необходимо уметь работать с людьми из различных социальных групп и культур. Молодым специалистам необходимо быть толерантными, уметь слушать и понимать клиента, учитывать его потребности и особенности.
В первом параграфе третьей главы я анализировала и выявляла проблемы профессиональной самореализации студентов и трудности в профессиональной среде выпускников.
Во втором параграфе я предоставила ряд рекомендация для решения выявленных проблем.
В целом можно сказать, что несмотря на проблемы, которые присутствуют в профессиональной самореализации студентов и реализации профессиональной деятельности выпускников, люди хотят продолжать связывать свою жизнь с социальной сферой, а также учиться и работать по данному направлению.
1. Авчинникова С. О. Проектирование учебной практики бакалавров социальной работы в контексте ФГОС ВПО // Вестник Томского государственного университета
2. Агабекян Р. Л., Авагян Г. Л. Современные теории занятости. М., 2001.
3. Арон, И.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития / И.С. Арон // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 3 (11). - С. 20-27.
4. Байденко В.И., Болотов В.А. Компетентность как человеческий ресурс: теория, исследования, практика. - М.: Наука, 2005.
5. Баксанский, О. Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: Аффективная среда личности и психология общения / О. Е. Баксанский, В. М. Самойлова. — Москва : КД Либроком, 2018.
6. Бочарова В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход / В. Г. Бочарова; Рос. акад. образования. Ин-т педагогики соц. работы. - М. Ин-т педагогики соц. работы Рос. акад. образования, 1999
7. Гаврилова Е. А. Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации»: разработка, описание и психометрия. Вестник ТвГУ. 2015.
8. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. — М.: Изд-во РАГС, 2000. — 124 с.
9. Дидковская, Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов [Текст] / Я.В. Дидковская //СОЦИС. - 2001. №7.
10. Зимняя И. А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. 1995.
11. Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности. Ж-Концепт. 2013.
12. Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления: Основы управления персоналом / Дж. М. Иванцевич, А. А. Лобанов; Ин-т высш. управлен. кадров Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации. - Москва: Дело, 1993. - 300, с. 22
13. Карпухин, О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / О. И. Карпухин // СОЦИС. - 2009. - №3. -70 с.
14. Катькало К. Д. Теоретическая модель личностно-профессиональной самореализации. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2022.
15. Карпухин, О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. 2009 №3.
16. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере // Речь. 2005. - 94
17. Кравченко А. И. Выбор профессии: концептуальные фреймы и эмпирические тренды. ж-Социология. 2020г.
18. Кибанов, А.Я. Управление трудоустройством выпускников вузов на рынке труда: монография / А.Я. Кибанов, Ю. А. Дмитриева. — М.: ИНФРА- М, 2019.
19. Коган Л. Н. Всестороннее развитие личности и культура / Л. Н. Коган. - Москва: Знание, 1981.
20. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере // Речь. 2005.
21. Керженцев В.С., Григорьева М.И. Организация практики студентов: проблемы и перспективы // Практика - путь к профессионализму: партнерство университетов и социальных учреждений в практическом обучении социальных работников: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2004.
22. Киенко Е.В., Морозова И. С. Вестник Кемеровского государственного университета.
23. Ксенедзюк А. П. Человек неведомый: Толтекский путь усиления осознания. М.: ИД «София»; 2004.
23. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 031000 - Педагогика и психология, 031300 - Социальная педагогика, 033400 - Педагогика / Е. А. Климов. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 301
24. Кислова И.В., Савченко С.Л. Сравнительный анализ российской и зарубежной систем подготовки специалистов социальной сферы // Педагогический журнал. 2022.
25. Кулюткин Ю. Н, Сухобская Г. С. Личность. Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды/ авт.- состав. СПб.:Тускарорв,2006
26. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989 С.-397
27. Леонтьев, Д.А.Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ/ Д. А. Леонтьев. ОМ.: Смысл, 2002.
28. Литвинюк, А.А. Российская молодежь на рынке труда: экономическая активность и проблемы трудоустройства в мегаполисе: монография / А.А. Литвинюк, В.Н. Бобкова. — Москва: Русайнс, 2020.
29. Ляпина. Ю. Н. Самореализация личности как психологический феномен в различных его проявлениях. Журнал «Алтайский. Вестник государственной и муниципальной службы». 2011г.
30. Могилевский Е.А. Личностные факторы профессиональной карьеры госслужащих. Автореферат дисс. . канд. псих. наук.-М., 1998. - с 15
31. Могилевский Е.А. Личностные факторы профессиональной карьеры госслужащих. Автореферат дисс.. канд. псих. наук.-М., 1998.- с 17
32. Могилевский Е.А. Личностные факторы профессиональной карьеры госслужащих. Автореферат дисс. канд. псих. наук.-М., 1998. - с 19
33. Морозников Р. С. Модель профессионального развития социального работника. Психологические науки. 2015.
34. Митина, Н. А. Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности / Н. А. Митина, Т. Т. Нуржанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4
35. Маслоу А. Самоактулизация. Humanistic Psychology . 2012
36. Омельченко, Е.Л. Стилевые стратегии занятости и их гендерные особенности [Текст] / Е.Л. Омельченко // СОЦИС. - 2002. - №11.
37. Оскольская, Л.А. Трудовые ценности и нормы в содержании начального образования / Л.А. Оскольская - М.: Логос, 2006. - с 110
38. Оскольская, Л.А. Трудовые ценности и нормы в содержании начального образования / Л.А. Оскольская - М.: Логос, 2006. - с 110
39. Оскольская, Л.А. Трудовые ценности и нормы в содержании
начального образования / Л.А. Оскольская - М.: Логос, 2006. с - 119
40. Оскольская, Л.А. Трудовые ценности и нормы в содержании
начального образования / Л.А. Оскольская - М.: Логос, 2006.
41. Павлова О. Ю. Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов социальной работы / О. Ю. Павлова, Т. Ю. Коровина // Вестник Казанского технологического университета. — 2010. — № 3.
42. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека [Текст] / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.
43. Трущева А. А. Психолого-педагогические условия подготовки профессионала: Дисс. канд. психол. наук. - М., 1999." - 207
44. Топчий Л. В. Теория социальной работы в основных понятиях и схемах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Социальная работа" / Л. В. Топчий; Российский гос. социальный ун-т, Фак. социальной работы, педагогики и ювенологии. - Москва : Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2012. - 152
45. Трущева А. А. Психолого-педагогические условия подготовки профессионала: Дисс. канд. психол. наук. - М., 1999."
46. Цырева Л.А. Самореализация личности как предмет философского исследования: автореф. дис...канд. псих. наук М., 1992.
47. Шутенко, Е.Н. Самореализации студенческой молодежи в процессе вузовского обучения [Текст] / Е.Н. Шутенко // Психология обучения.-2012.
48. Шухарева О. Н. Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе / О. Н. Шухарева // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2007. — № 2
49. Harold Bridger, The Transitional Approach in Action (Harold Bridger Series), 2005.