Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Международный конкурс им. П.И. Чайковского как стратегический и культурный индикатор изменений в китайской школе фортепианного искусства

Работа №127088

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

музыка

Объем работы102
Год сдачи2022
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Международное значение Конкурса и представления о нём в СССР, России и Китае 14
1.1 Международное значение Конкурса 14
1.2 Представления о Конкурсе в России (СССР) 22
1.3 Представления о Конкурсе в Китае 25
Глава 2. Участие китайских пианистов в Конкурсе 31
2.1 Первый этап: Золотая эпоха (I и II конкурсы в 1958, 1962 гг.) 32
2.2 Второй этап: Серебряная эпоха (VIII-XII конкурсы в 1986-2002 гг.) 48
2.3 Третий этап: Бронзовая эпоха (XIII-XVI конкурсы в 2007-2019гг.) 60
Глава 3. Политический и социальный контекст участия китайских пианистов в Конкурсе 69
3.1 Советско-китайский договор о дружбе, союзе и взаимопомощи 69
3.2 Советско-китайский раскол 71
3.3 Великая культурная революция 75
3.4 Бум выезда за границу после Культурной революции 82
3.5 Государственное регулирование и героизация труда 86
Заключение 89
Библиография 92
Приложение 1.1 Список Китайских пианистов- участников в Международном музыкальном конкурсе им. Чайковского 101
Приложение 2. Список всех китайских пианистов-лауреатов в Международном музыкальном конкурсе им. Чайковского 102

Актуальность работы. За последние два десятилетия было написано много исследований о развитии китайской школы фортепианного искусства. Однако направление и ракурс этих работ относительно ограничены: имеющиеся исследования сфокусированы, в основном, на изучении развития самой китайской школы фортепианного искусства, влиянии русской школы на китайскую или развитии китайской школы и фортепианного образования.
Существующие научные исследования главным образом сосредоточены на истории становления и развития китайской школы фортепианного искусства или влиянии русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы. Многие из них представляют китайскую школу фортепианного искусства как обособленное художественное явление, а о политическом и культурном контексте ее развития крайне мало сказано. Также большинство исследователей выделяют только развитие и прогресс китайской школы фортепианного искусства, но не указывают, что она также переживала очень трудные времена, не дают анализа политической и культурной среды ее формирования.
Вышеперечисленные причины и побудили автора к исследованию изменения китайской школы фортепианного искусства в ракурсе Международного музыкального конкурса им. П. И. Чайковского (далее: Конкурс). В то же время нами будет показана политическая среда и международные отношения, лежащие в основе развития китайской школы.
Тема Конкурса затрагивалась автором еще на втором курсе бакалавриата (2015 г.) в рамках специального проекта. Автор отправилась в самостоятельную поездку в Москву, посмотрела Конкурс, взяла интервью у музыкантов и писала рецензию по заказу китайского музыкального журнала «Фортепианное искусство». Более того, автор в том же году создала личный подкаст о Конкурсе, где познакомила слушателей с историей и новостями конкурса. Однако в проекте не уделялось внимания связи между китайской фортепианной школой и Конкурсом, а также игнорировалась политическая и культурная подоплека, влиявшая на китайских участников. С момента своего основания Конкурс стал не только средством межкультурной коммуникации в разных странах, но и выражением политики Советского Союза и других стран. Конкурс стал свидетелем не только взлетов и падений китайской школы фортепианного искусства, но и изменений в отношениях между Китаем и Советским Союзом (а впоследствии и Российской Федерацией).
1950-е годы, после образования Нового Китая, между Советским Союзом и Китаем были дружественные союзные отношения, и в последующие десять лет искусство быстро развивалось благодаря тесному сотрудничеству. Однако в 1960-е годы советско-китайский раскол и Культурная революция практически уничтожили искусство в Китае. Школа фортепианного искусства пережила беспрецедентный спад. С 1962 года участники из Китая не принимали участия в Конкурсе в течение двадцати четырех лет.
Император Китая Тай-цзун однажды сказал: «Рассматривая историю как в зеркале, мы можем увидеть взлеты и падения»1. Сегодня Россия и Китай хотят развивать стабильные и прочные отношения и способствовать культурной коммуникации и должны извлечь уроки из этой истории.
Таким образом, это исследование не только призвано дополнить существующие знания, касательно китайской школы фортепианного искусства, но и заполнить очевидный пробел в существующих исследованиях и предоставить исторический анализ, имеющий справочное значение для дальнейшего развития культурных обменов между Китаем и Россией.
Метод исследования: Научно-аналитический, связанный с изучением разнообразных источников. К их числу относятся:
1. Научные работы (монографии, диссертации и т.д.), связанные с китайской школой фортепианного искусства (Бянь Мэн, Хуан Пин, Сюй Бо и др.);
2. Буклеты и видеозаписи Международного музыкального конкурса им. П.И. Чайковского;
3. Рецензии жюри (Лю Ши кунь, Мин Чанг Ли и Хироко Накамура), мемуарная литература участников (Гу Шэнин, Цзюй Цзинь) и личные интервью победителей;
4. Контент-анализ интернет сайтов, медиа, социальных сетей о Конкурсе (Вконтакте, tchaikovsky forum.com, medici.tv и др.);
5. Материалы, вошедшие в подкаст автора, посвященный обсуждению Конкурса, -- авторский исследовательский проект о конкурсе.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы, опираясь на исторические и архивные материалы, проследить историю китайских пианистов-участников на Конкурсе, и показать взлеты и падения китайской школы фортепианного искусства, а также политический и культурный фон, стоящий за этим процессом.
По нашему наблюдению, исследования китайской школы фортепианного искусства ограничиваются самой фортепианной школой или влиянием русской фортепианной школы на китайскую. На самом деле в Китае политическая среда играет главную роль в направлении развития искусства. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно проводить исследование не изолированно, а в контексте китайской политики и изменений международных отношений.
Исходя из поставленной цели, ставились следующие задачи:
1. Показать значение Конкурса в России и Китае;
2. Выявить три этапа в Истории китайских пианистов-лауреатов Конкурса: первый этап - 1958, 1962 г., Второй этап- 1986-2002, третий этап -- 2007-2019 г. Дать общую характеристику;
3. На основе анализа ситуации с присуждением премий Китайским пианистам на Конкурсе, рассмотреть развитие и застой Китайской школой фортепианного искусства;
4. На основе анализа присуждения премий Китайским пианистам на Конкурсе раскрыть политическую и культурную среду, стоящую за присуждением премий;
5. Проанализировать влияние китайского политического и культурного фона на Китайскую школу фортепианного искусства.
Объект исследования - изменяющаяся китайская школа фортепианного искусства.
Предмет исследования - влияние политической и культурной среды на изменения китайской фортепианной школы с точки зрения Конкурса.
Научная новизна. До сих пор изучение китайской школы фортепианного искусства ограничивалось самой фортепианной школой или влиянием русской фортепианной школы на китайскую. В отличие от многих работ 2 , исследующих Китайскую школу фортепианного искусства, данная работа является первой попыткой избрать международный конкурс в качестве основной тематики исследования.
Автор впервые рассмотрит историю китайских пианистов, выигравших награды на конкурсе имени Чайковского, в которой представлено три этапа; будет показано, как данные события отразились на общей картине изменений китайской школы фортепианного искусства , раскроет внутреннюю и внешнюю политику, стоящую за данными тремя этапами.
Работа сосредотачивается на изучении влияния политики и культуры на китайскую школу фортепианного искусства в период первых десяти лет основания Нового Китая. Учитываются и изменения в международных отношениях между Китаем и Россией. По целому ряду причин эти темы не были полностью раскрыты в Китае. Надо отметить, что рассмотрение связи между китайской школой фортепианного искусства и политикой, стоящей за ней, определенно затронет столь непростые темы, как «Культурная революция» и «Советско-китайский раскол». Таким образом, это также одна из важных причин, по которой многие исследования китайской школы фортепианного искусства ограничиваются самой фортепианной школой.
Обзор литературы. Литературу мы разделили на три группы по областям .
Первая группа затрагивает тему «Международный музыкальный конкурс им. П. И. Чайковского».
1. К настоящему моменту в русском языке появились 3 опубликованные работы: глава Е. Сазоновой в монографии, посвящённой российским конкурсам; специальная монография Т. Грум-Гржимайло и ещё одна Е. Ключниковой, П. Райгородского и А. Устинова.
Е. И. Сазонова в своей книге знакомит с гостями конкурса и его победителями с первого по шестой конкурсы, отзывами советской и зарубежной прессы и др. В книге Т.Н. Грум-Гржимайло собраны новости и музыкальные обзоры, написанные автором с первого по десятый конкурсы, а также личные интервью с участниками и жюри. Также включены авторские комментарии о китайской фортепианной школе с точки зрения советских зрителей. В последней книге описываются конкурсы после распада Советского Союза: она не только знакомит с событиями и персонажами с десятого по четырнадцатый конкурс, но и рассматривает судьбу конкурса после распада СССР. Однако в этой книге нет описания китайской школы.
2. К настоящему времени в Китае ещё не появились научные работы, посвященные данному конкурсу, но существует немало музыкальных рецензий, написанных участниками и жюри.
Китайский победитель первого Конкурса и член жюри десятого Лю Шикунь отметил в своей рецензии «Цзюй Цзинь и 12-й Международный музыкальный конкурс им. П. И. Чайковского»3, что этот конкурс является высшим «олимпийским» конкурсом в мире фортепиано. Более того, сравнивая первый Конкурс с китайской «пинг-понговой дипломатией»4 1970-х годов, он указал, что конкурс направлен на облегчение международных отношений посредством влияния культуры.
Победитель XII Конкурса Цзюй Цзинь писала в своих воспоминаниях после конкурса: «Я очень дорожу этим результатом, потому что, будь то в прошлом, сейчас или в будущем, если бы не было культивирования и силы Родины, не было бы чести и всего для меня.»5 Лауреат второго Конкурса Инь Чэнцзун рассказал в интервью, что его результаты были равными для первого места с советским конкурентом В. Д. Ашкенази, но из-за явного противоречия между Китаем и Советским Союзом в то время, жюри наконец присудило первое место Ашкенази и британцу Джону Огдону6.
3. Популярные работы: предыдущие буклеты конкурсов, выданные оргкомитетом, в частности, обсуждения на интернет-форумах (Tchaikovskyforum. com и др.). А также подкаст автора, посвященный конкурсу7.
4. Предыдущий проект автора о Конкурсе. К нему относятся личное посещение автором XV Конкурса, интервью с участниками, написание статьи «Вспоминая о XV Международном музыкальном конкурсе имени П. И. Чайковского»8 и создание упомянутого подкаста, посвященного Конкурсу.
Вторая часть литературы посвящена политическим вопросам. Нами были изучены исторические архивы Китая и Советского Союза, также зарубежные монографии. Мы также разделили ее на подгруппу внутренней политики Китая и на подгруппу международных отношений.
1. О внутренней политике Китая, помимо китайских исторических архивов, мы также ссылаемся на работы западных исследователей о Великой пролетарской культурной революции9.
Так, Макфаркуар в основном анализирует причины революции, затеянной Мао Цзэдуном и его коллегами: устранить капиталистические тенденции, зарождающиеся внутри страны, и справиться с враждебной международной средой.
2. Советско-китайские отношения. В китайских публикациях мы в основном ссылаемся на Сунь Цимин «История советско-китайских отношений», «История китайско-советских отношений 1917-1991» 10. Среди русских работ нами изучена книга О. Владимирова «Советско-китайские отношения в сороковых-восьмидесятых годах» 11 . Более беспристрастные материалы о Китайско-советском расколе, мы также рассматриваем в трудах западных авторов, среди них: Дж. Эллисон, а также П. Джоунс и С. Кевилл.12
Третья группа литературы касается истории развития китайской школы фортепианного искусства. Обращаемся к статьям и монографиям на китайском языке. Среди этих работ выделяются монографии, составленные участницей X Конкурса Бянь Мэн 13 . В нем анализируются этапы формирования фортепианного искусства в Китае, также затрагивается эволюция фортепианного творчества, опираясь на ее исполнительский опыт.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и приложений. В первой главе мы сначала синтезируем соответствующие интервью и статьи из разных стран, чтобы установить международный статус Конкурса, проследить его цель и проанализировать источник его влияния. Затем краткое введение о значении Конкурса для России и изменении отношения к нему со стороны правительства. Наконец, будет представлен статус Конкурса в Китае и исторический фон, в котором китайское правительство рассматривает Конкурс как важное культурное событие. Кроме того, видно, как изменилось отношение китайского правительства к Конкурсу. Этот шаг также является важной основой для наблюдения за изменениями китайской школы фортепианного искусство с точки зрения Конкурса. Во второй главе мы разделим историю китайских фортепианных участников на три этапа, дадим более подробное представление о трех этапах через их музыкальное образование, выступления на конкурсах и стиль игры, а также покажем изменения в китайской школе фортепианного искусство через определенное сравнение и укажем на существующие проблемы. В третьей главе мы рассмотрим, как эти политические обстоятельства повлияли на изменения в китайской школе фортепианного искусство, представив политику, стоящую за историей китайского участия в Конкурс, и меняющиеся отношения между Китаем и Советским Союзом.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Оглядываясь назад на историю участии китайских пианистов-участников в Конкурсе., можно сказать, что оно переживало взлеты и падения. Профессиональное обучение игре на фортепиано в Китае началось в 1920-х годах и быстро достигло международного уровня в 1950-х гг. Во многом это было связано с решительной поддержкой Советским Союзом социалистических стран, высокой степенью регулирования и управления музыкальными и культурными делами в Китае как социалистической стране, а также позитивной социальной атмосферой, которая поддерживалась героизацией труда. Кстати, следует сказать, что, хотя высокая степень регулирования и управления музыкой в социалистических странах часто преследует не чисто художественные цели, такого рода регулирование очень эффективно в мобилизации и обучении соответствующих талантов в стране и может достичь совершенно удивительных результатов. Это ясно отражено в замечательных достижениях первом этапе участии китайских пианистов в Конкурсе, а также в блеске Международного конкурса Чайковского, когда он был основана.
Однако во время Культурной революции и советских раскол жестокий удар нанесенный китайской школе фортепианного искусства. Всё это точно показало, что неправильная политика страны и плохие дипломатические отношения часто могут разрушить музыкальную школу и искусство страны. Если бы не было Культурной революции и раскола, китайская фортепианная школа могла бы глубже изучить сущность советской фортепианной школы, а затем исследовать и развивать фортепианное искусство в рамках своего собственного профессионального пути.
После окончания Культурной революции, в условиях политической открытости Китая внешнему миру, стиль китайской фортепианной школы также стал более разнообразным. Однако изменения в управлении делами культуры китайского правительства также привели к отсутствию национального самосознания у китайской фортепианной школы. Участвуя в конкурсе, пианисты больше не проявляли инициативы по исполнению китайских фортепианных произведений на конкурсах. Большинство выдающихся китайских пианистов и педагогов также покинули родину и уехали за границу, чтобы найти более комфортные условия для жизни и работы вместо того, чтобы оставаться в стране для развития национальных талантов. Хотя в наше время в Китае есть несколько всемирно известных пианистов, таких как Ланг Ланг и Ван Юйцзя, они также добились более выдающихся результатов, чем Лю Шикунь и Инь Чэнцзун. Однако, по сравнению с количеством учеников фортепьяно в Китае сегодня, доля этих знаменитых китайских пианистов очень мала. Другими словами, с увеличением числа обучающихся игре на пианино в Китае должно было бы появиться больше выдающихся пианистов. Поэтому автор считает, что на самом деле наша эпоха не превзошла достижения китайской фортепианной школы 1950-х и 1960-х годов. Это также является причиной того, почему автор склонен считать 1950­е и 1960-е годы золотым веком китайской школы фортепианного искусства.
Видение развития китайской фортепианной школы через конкурс им. П.И. Чайковского на самом деле является идеей, которая возникла у автора еще в 2015 году, но только в это время он начал воплощать эту идею в жизнь. Автор объединяет много информации, которую он собрал о конкурсе им. П.И. Чайковского за эти годы, а также свои собственные наблюдения на месте конкурса и интервью с участниками, и первоначальные попытки исследовать эту тему. Вместе с тем, окончание написания этой магистерской диссертации не означает исчерпания темы. В будущем автор продолжит усердно работать над обогащением и расширением темы, осваивая дополнительные источники.


1. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. В 3-х частях. / А. Д. Алексеев. - М. : Музыка, 1988. - Ч. 1 и 2. - 415 с.
2. Алексеев А. Д. Русская фортепианная музыка: конец XIX - начало ХХ века / А. Д. Алексеев. - М. : Наука, 1969. - 392 с.
3. Алексеев А. Д. О пианистических принципах С. Е. Фейнберга / А. Д. Алексеев // Мастера советской пианистической школы. - М. : Гос. муз. изд- во., 1954. -С. 204-228.
4. Алъшванг A. А. Советские школы пианизма. Очерк 4-й. Школа Леонида Николаева / А. А. Альшванг // Сов. музыка. - 1939. - № 7. - С. 31-34.
5. Борисов О. Б. Советско-китайские отношения 1945 - 1980 / О. Б. Борисов, Б. Т. Колосков/. - М.: Мысль, 1980. - 638 с.
6. Воскресенский А.Д. Россия и Китай: парадигма взаимодействия в исторической динамике и преемственности // Восток. М., 1999. — № 3. - С. 45­58.
7. Григорьев Л.Г. Современные пианисты: Биографические очерки / Л.Г. Григорьев, Я.М. Платек. М.: Сов. композитор, 1985. - 472 е., ил.
8. Грицевич B.C. История стиля в фортепианном исполнительстве /
9. Гольденвейзер А. Б. О музыкальном исполнительстве / А. Б. Гольденвейзер // Выдающиеся пианисты-педагоги об исполнительском искусстве. - М.; Л. : Музыка, 1966. - С. 48-55.
10. Грум-Гржимайло Т. Н. Конкурс Чайковского: История. Лица. События / - Москва: Грантъ, 1998. - 487 с., ил.
11. Гуренко Е. Г. Исполнительское искусство. Методологические проблемы: учеб. пособие / Е. Г. Гуренко. - Новосибирск: Изд-во НГК, 1985. - 88 с.
12. Зильберквит М. Л. 3 61 Международные музыкальные конкурсы. -­М.: Знание, 1985. -- 48 с.
13. Зак Я.И. О некоторых вопросах воспитания молодых пианистов / Я.И. Зак // Уроки Зака. М. : Классика-ХХ1, 2006. - С. 26-45.
14. Коган Г. М. Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции / Г. М. Коган. - М. : Музгиз, 1948. - 36 с.
15. Ключникова Е., Райгородский П., Устинов А., Международный конкурс имени П.И. Чайковского: Хроника событий. Факты. Комментарии. — М.: Музыкальное обозрение; СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2014.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ