Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологический феномен предательства

Работа №127001

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ПРЕДАТЕЛЬСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 9
1.1 Феномен предательства в актуальном научном знании 9
1.2 Социальные феномены как предмет исследования 13
1.3 Подход социальных представлений в исследовании социальных
феноменов 15
Выводы по ГЛАВЕ 1 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1 Описание выборки исследования 23
2.2 Методы и методики исследования 24
2.2.1 Описание методик исследования 25
2.3 Процедура исследования 30
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 31
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 32
3.1 Результаты исследования 32
3.1.1 Анализ социальных представлений о феномене предательства 32
3.1.2 Анализ социально-психологических особенностей респондентов
(«безупречных» и «верящих») с разными представлениями о феномене предательстве 38
3.1.3 Анализ взаимосвязей между ценностными ориентациями и
качествами преданности («безупречность» и «верность») 48
3.2 Обсуждение результатов исследования 49
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ


В данный момент в психологической науке достоверным фактом полагают, что все явления, которые обнаружены индивидом как реально существующие, оказывают влияние на его восприятие реальности. Особенности восприятия индивидами социальных объектов непосредственно связаны как с внутригрупповыми, так и внешнегрупповыми процессами. Современные социальные реалии характеризуют высоким темпом изменений. Вследствие чего существующие еще вчера идеи и знания о социальных явлениях трансформируются, приобретая новые качества, которые нивелируют известные свойства. В связи с данным свойством исследование социальных феноменов, возникающих в социальном пространстве, а также сходств и различий социальных представлений групп о них, занимают важное место в анализе социальной среды.
Вследствие вышеперечисленных тезисов актуальной становиться идея об исследовании современных представлений об устоявшихся социальных феноменах. На данном этапе существует много опубликованных исследований о механизмах трансформации устоявшихся феноменов. Среди них можно отметить исследования феномена болезни, феномена работы, феномена кризиса, феномена преступности и т.д. А.Л. Свенцицкий отмечает, что трендом современной науки является изучение негативных явлений, тогда как в недавнем прошлом подобные феномены не были включены в поле исследований.
Одним из ярких примеров подобных явлений оказывается феномен доверия. В связи с ограничениями изучения данного феномена в научном знании и сейчас существует несколько подходов, которые объединяют или разграничивают явления доверия и недоверия, формируя множества определений.
В данном контексте в той же плоскости появляются исследования феномена предательства. На данный момент существую единичные работы изучающие явление предательства в узкоспециальных подходах: теории травмы и ревиктимизации, теории моральных суждений, в рамках практической модели «Предательство на рабочем месте» и т.д. В социально-психологическом поле подобные исследования проведены У. Уорнером в начале двадцатого века.
Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в обобщении существующих научных знаний о феномене предательства, обнаружении его социально-психологического значения для современных реалий. Многие социальные теоретики (E. Fehr, U. Fischbacher, S. Gachter и др.) отмечают, культуры часто процветают только до момента, когда люди могут рассчитывать на доброжелательные действия. Частое появление предательств в социальной реальности определено как маркер деструктивной культуры. Подобное поведение проявляется во взаимосвязи с системой ценностей, которые не принимаются культурой, и референтной группой.
Новизна исследования состоит в выявлении социальных представлений о данном феномене, описании особенностей его восприятия в группе современных индивидов, определении социально-психологических
особенностей индивидов по-разному воспринимающих феномен предательства. А также раскрывает перспективы детального изучения представлений о феномене, его социально-психологических особенностей, и связей поведением человека, группы в реальной ситуации.
Целью нашего исследования является изучение социально-психологического феномена предательства.
Цель конкретизирована в следующих гипотезах:
1. Социальные представления о феномене предательства группы различаются по оценочным критериям «плохо-хорошо» и не связаны с качествами преданности.
2. Существует связь оценки феномена предательства и качества преданность для женщин в отличие от мужчин, юношей и девушек.
3. Ценностные предпочтения влияют на особенности качества преданность.
Для реализации вышеперечисленных гипотез были сформулированы следующие задачи:
1. Выявить социальные представления о феномене предательства.
2. Изучить связь критериев оценок феномена и качества преданность в группе молодежи и взрослых.
3. Изучить социально-психологические особенности респондентов, которые различаются качествами преданности.
4. Выявить личностные профили респондентов, которые различаются качествами преданности.
5. Изучить связи представлений о феномене предательства уровня заблуждений, особенностей оценки доверия, ценностных предпочтений, личностных черт.
6. Описать модель качества преданность.
Предметом исследования являются социальные представления о феномене предательства, ценностные предпочтения, уровень заблуждений, стили эмоциональной регуляции, личностные характеристики.
Объект исследования составили 292 человек. Из них 86 мужчин и 206 женщин. Средний возраст респондентов 31.5 лет. Выборка осуществлялась с учетом деления на две группы: молодежь и взрослые. Все респонденты проживают в городе Санкт-Петербурге.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальные явления определяют как элементы конкретной социальной реальности. Каждое проявление отношений, взаимодействий людей, событие или случай, зафиксированные в социальной действительности, полагают социальными феноменами. Данные феномены существуют вне времени, стареют и возникают вновь. Существующие вне времени, устоявшиеся феномены отображают глубинные процессы и представляются как несомненные характеристики социальной действительности. И в этом случае непосредственная связь между данным социальным явлением и конкретными условиями не фиксируется.
С течением времени данные феномены приобретают особенное значение, сходное для культурных общностей. Похожесть значений отображает сходство исторических и социальных процессов формирования общностей, групп, индивидов. К подобным явлениям относят и феномен предательства. Многие исследователи (W.L. Warner и др.) обозначают явление предательства как важный маркер, характеризующий социальные отношения, как индивидов, так и групп, больших и малых. Появление феномена предательства в коммуникации отображает угрозу существующим отношениям. При этом, авторы особенно подчеркивают существование феномена предательства на всех уровнях социальных отношений.
Немногочисленность работ по изучению феномена предательства, как явления современных реалий, а вследствие данного факта отсутствие понимания его значения для современного человека, определили цель нашего исследования. Исследование социальных представлений является точным подходом к изучению социальных явлений. Методы, разработанные в русле данной концепции, позволяют выявлять всю сложность и многомерность социальных явлений, определять их значение и функции для конкретных социальных реалий.
В нашей работе была предпринята попытка по выявлению значения феномена предательства для современных реалий. Было показано, что данное явление по-разному понимается внутри одной общности. Респонденты вкладывают разные понятия в феномен предательства, соотнося его с разными полюсами континуума «плохо-хорошо». При этом такие факторы как возрастной статус, пол, и профессиональная деятельность не обнаруживают прямых связей с данными различиями.
Также было показано, что качество критерия оценивания феномена не объясняет факта допустимости предательства в современном мире. Прямая связь двух данных аспектов социальных представлений о феномене предательства обнаружена только у женщин, которые входят в группу взрослые.
Выявлено, что в выборке существует, статистически достоверно равное количество респондентов, которые считают факт предательства допустимым или нет. Данные различия выявляют разные качества преданности: Безупречность и Верность. Показано, что респонденты, которые демонстрируют Преданность или Верность, различаются профилем личностных черт. Данные результаты поясняют длительность значения феномена предательства в культуре группы, связанную с отличиями социального контроля: Привязанность или Самоконтроль.
Также показана связь качества преданность с ценностными профилями, в которых высоко значение имеют ценности самосохранения, являющиеся терминальными, определяют суть актуальных потребностей индивидов группы, выявляют модели построения поведения.
Предикторами преданности являются ценностные предпочтения, которые отличают Безупречных и Верных. Предпочтение ценностей Стимуляции, связанные с потребностью в новизне и состязании в жизни для поддержания уровня оптимальной активности, достоверно выше оценены респондентами, которые демонстрируют суждения соответствующие Безупречности. Также данных респондентов отличает значимость ценностей Благожелательности, отображающей потребность в увеличении благополучия группы близкого круга.
Респонденты, которых отличают суждения соответствующие Верности, не отмечают данные ценности как значимые.
Выявленные различия в восприятии феномена предательства отображают возможные различия в реакциях на социальные события конкретной реальности, взаимосвязанные с различиями в профилях ценностных предпочтений.
Представленные особенности отношения к субъективному будущему, взаимосвязанные с особенностями доверия, которое характеризует группу. Данные факты, возможно, связаны с особенностями восприятия феномена предательства. Ограничения объекта исследования не позволили обнаружить статистически достоверные связи данных явлений.
Необходимо отметить, что в нашем исследовании приняли участие респонденты, которые представляли лишь одну культурную общность. В дальнейшем представляется важным включить в дизайн исследования несколько групп сравнения, которые могли бы отобразить группы, как сходные, так и различные с точки зрения исторического дискурса. Данные исследования могли бы прояснить функции феномена предательства в связи с различиями культурной памяти группы.
Кроме того, необходимо отметить, что в ходе исследования многие респонденты проявили интерес к исследуемому феномену. А по окончании исследования отмечали осознанность своих идей о данном социальном явлении и его значении в социальном мире. Таким образом, разработанный диагностический комплекс применим в деятельности практического психолога в работе с переживаниями события предательства. Результаты исследования могут быть включены в курс социальной психологии. Выводы, в данной работе, могут быть положены в основу кейсов для коммуникативных тренингов.



1. Акимова, М.К. Психодиагностика. Теория и практика: учебник для
бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 631 с.
2. Акмалова, А.А., Капицын, В.М., Миронов, А.В., Мокшин, В. К.
Словарь-справочник по социологии. - Изд-во: Дашков и К, 2018. - 304 с.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В2-х т.Т 1Т. - Педагогика,
1980. - 231с.
4. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология личности:
учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 2009. - 304 с.
5. Белобрыкина, О.А., Солоницына, М.А. Диагностика информативности методики «Шкала безнадежности» А.Т Бека: проблема практического применения. «PEM: Psychology. Educology. Medicine» ISSN 2312-9352 (Online), №1. - 2019 - С. 34-60.
6. Бовина, И. Б. Стратегии исследования социальных представлений // Социологический журнал, № 3. - 2011. - С. 5-23.
7. Виноградова, Я.Е., Гуриева, С.Д. Методологические приемы и методы изучения социальных представлений. Научное мнение (Педагогические, психологические и философские науки), №10. - 2021. - С. 10-14.
8. Виноградова, Я.Е. Социальные представления о предательстве у молодых
специалистов. Psychologiczne Zeszyty Naukowe, 1. - 2018. - P 149-162.
9. Гришина, Н. В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии, №
1. - 1997. - С. 121-132.
10. Гуриева, С.Д., Виноградова, Я.Е. Феномен недоверия в социальных представлениях о предательстве. Вестник вятского университета, №3. - 2019 а - С. 133-140.
11. Гуриева, С.Д., Виноградова, Я.Е. Структура социальных представлений о предательстве. Вестник вятского университета, №1. - 2019 б. - P. 85-93.
12. Донцов, А.И., Емельянова, Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 127 с.
13. Емельянова, Т.П. Социальные представления: История, теория и
эмпирические исследования. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,
2016. - 475 с.
14. Казачкова, В.Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности // Вопросы психологии, N 3. - 1989. - С. 154-157.
15. Кузьмин, Е.С. Основы социальной психологии: Избранные труды / Сост. И отв. Ред. А.Л. Журавлев, Л.Г. Почебут. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2021. - 580 с.
16. Купрейченко, А.Б. Доверие и недоверие — общие и специфические психологические характеристики Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, № 2. - 2008. - С. 46-53.
17. Московичи, С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал, Т. 16, № 2. - 1995.- С. 3-14.
18. Мухина, В. Уникальный диапазон понятия «архетип». Развитие личности, №4. - 2014. - С. 163-201.
19. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
20. Панкратова, А.А, Корниенко, Д.С. Русскоязычная адаптация опросника ERQ (Emotion Regulation Questionnaire) Дж. Гросса. Вопросы психологии, № 5. —
2017. — с. 139-149.
21. Пахомов, А. П. Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви как учебное пособие. Экспериментальная психология, том 5, No 4. - 2012. - С. 99-116.
22. Почебут, Л.Г, Газогареева, Е.Н. Социальные представления о неформальном лидерстве в организации. Организационная психология, Т. 5. № 2. - 2015. - С. 46-61.
23. Почебуг, Л.Г, Мейжис, И.А. Социальная психология. - Питер; СПб., 2010. -
197 с.
24. Предательство: опыт исторического анализа. Сборник статей/ Отв. Ред. К.А. Левинсон. - М.: ИВИ РАН, Москва, 1. - 2012. - 518 с.
25. Румянцев, Г.Г. Опыт применения метода незаконченных предложений в психиатрической практике // Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. - 1965. - С. 267-274.
26. Савельева, У. А. Архетипический лингвокультурный концепт
«предательство»: дир. ... канд. Фил. Наук.: 10.02.19. ГОУ ВПО
«Астраханский государственный университет», Астрахань, 2008. - 211 с.
27. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — 350 с.
28. Соболева, А.А. Исследование внутриорганизационного доверия по методике Дэниса и Мишель Рейна // Международный журнал социальных и гуманитарных наук, Т. 4. №1. - 2016. - С. 85-89
29. Уорнер, У.Л. Живые и мертвые. - Университетская книга, 2000. - 664 с.
30. Фрейд, Дж., Биррелл, П. Психология предательства и измены (Blind to Betrayal. Why We Fool Ourselves That We Aren’t Being Fooled). - Изд-во: Питер. Серия Мастера психологии, 2013. - 192 с.
31. Хромов, А.Б. Пятифакторный опросник личности. Учебно-методическое пособие. - Курган: Изд-во Курганского гор. Университета, 2000. - 23 с.
32. Чикер, В.А. Методология и методы социально-психологического исследования: Учебное пособие. - СПб.: Издательство P.-Петерб. ун-та, 2010. - 135с.
33. Aimone, J. A., Houser, D., & Weber, B. Neural signatures of betrayal aversion: An MRI study of trust. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences. - 2014, 281 р.
34. Beck, A.T., Weissman, A., Lester, D., Trexler, L. The measurement of pessimism: the hopelessness scale J Consult Clin Psychol. - 1974, 42(6). - Р 861-865.
35. Boyraz, G, Ferguson, A. N., Zaken, M. D., Baptiste, B. L., Kassin, C. Do dialectical self-beliefs moderate the indirect effect of betrayal traumas on posttraumatic stress through self-compassion? Child Abuse Negl. - 2019, vol. 96 - Р 1-10.
36. Fasanelli, R., Liguori, A., Galli, I. A Similarity Graph-based Approach to Study Social Representations of the Economic Crisis: A Comparison between Italian and Greek Social Groups. International Association for Cross-Cultural Psychology Conferences IACCP. - 2016. - 23 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ