Введение 3
Глава 1. Процесс зарождения и популяризации экономического неолиберализма . 9
1.1. Истоки либерализма как политической и экономической доктрины 9
1.2. Зарождение неолиберализма в Японии и странах Европы 13
1.3. Американская и британская модели экономического неолиберализма 19
Глава 2. Экономика и неолиберальные реформы в Японии в 1990-х-2000-х гг 24
2.1. Застой в японской экономике (1990-2020 гг.) 24
2.2. Первые попытки проведения экономических неолиберальных реформ 28
2.3. Приход к власти кабинета министра Коидзуми Дзюнъитиро 31
Глава 3. Программа финансового восстановления Такэнака Хэйдзо 49
3.1. План «Такэнака» 49
3.2. Проблема невозвратных кредитов 67
Заключение 75
Список использованной литература 79
Приложение 87
Во второй половине XX в. некоторых странах, таких как США, Великобритания, Мексике был запущен процесс структурных преобразований. Проблемы у многих стран были схожими, по этой причине, некоторые из них заимствовали опыт других стран, однако в зависимости от особенностей каждой страны, содержание реформ отличалось. Япония также была одной из стран, которая столкнулась с экономическими трудностями, и искали пути выхода из рецессии.
Страны, на которые она ориентировалась - Великобритания и США, где проводились экономические неолиберальные реформы. Нас интересует, как данные реформы проходили в каждой из стран, и какие результаты в конечном итоге они дали. Для Японии данная мера была необходима для приведения системы государственного управления в соответствии с запросами современного общества того времени и мировыми тенденциями 2.
Тема экономических неолиберальных реформ по-прежнему актуальна, потому что итоги реформ остаются противоречивыми. Экономические неолиберальные реформы часто обусловлены желанием стимулировать экономический рост и повысить конкурентоспособность страны в мировой экономике. Сторонники утверждают, что политика, ориентированная на рынок, такая как дерегулирование, приватизация и либерализация торговли, может способствовать инновациям, эффективности и производительности, что ведет к росту экономического производства и повышению международной конкурентоспособности.
Однако, эти реформы продолжают вызывать дискуссии и споры в обществе и среди экономистов, ввиду негативных последствий. Некоторые критики утверждают, что экономический неолиберализм приводит к разрыву в доходах между бедными и богатыми, увеличивая неравенства, так как сильно ограничивает вмешательство государства в экономику, что может привести к усилению монополизации и несправедливому распределению богатств. Другие экономисты отмечают, что экономический неолиберализм приводит к ускоренному экономическому росту и улучшению конкурентоспособности, что в свою очередь приводит к улучшению уровня жизни людей .
Вначале 1950-х годов начинается экономический подъем в Японии, который продолжался почти 20 лет. Темпы роста ВВП были поистине впечатляющими, достигая 10% в год. Однако на рубеже 1980-1990 гг. темп экономического роста начал замедляться, наступил период застоя: начались спекуляции на финансовом рынке, население переживало демографический шок, начало не хватать экономически активного населения. Например, Япония оказалась в фокусе валютных спекуляций на рынке керри-трейд - стратегия получения прибыли на валютном рынке за счёт разной величины процентных ставок - и из-за низких процентных ставок, которые регулятор установил на внутреннем рынке. Популярность валютных спекуляций пришлась на 1997-1998 годы.
Один из главных архитекторов экономических неолиберальных реформ в Японии, которые были необходимы для выхода из кризиса, был Такэнака Хэйдзо. Он занимал должность государственного министра по экономической и фискальной политике в правительстве Японии, в Агентстве финансовых услуг, с 2001 по 2006 год под руководством премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми. Такэнака был ключевой фигурой в проведении экономических неолиберальных экономических реформ в Японии в этот период. Он был известен своими решительными действиями и реформами, которые назывались «План Такэнака» , однако реформы вызвали сильное недовольство и критику со стороны некоторых слоёв общества. Изучение данных реформ актуально потому, что анализ и оценка этих реформ может дать представление о сильных и слабых сторонах экономического неолиберализма и внести вклад в текущие дебаты о надлежащем балансе между рыночными силами и государственным вмешательством.
Цель данной дипломной работы - рассмотреть экономические неолиберальные реформы, осуществленные Такэнака Хэйдзо и Коидзуми Дзюнъитиро (2001-2006 годы).
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) Изучить процесс появления экономического неолиберализма в странах Запада и Японии;
2) Проанализировать и охарактеризовать японский экономический неолиберализм;
3) Рассмотреть первые экономические неолиберальные реформ, которые проводились в Японии
4) Изучить и проанализировать неолиберальный экономический курс при Коидзуми Дзюнъитиро;
5) Изучить влияние неолиберальных реформ на экономику и общество в Японии.
Кроме того, работа также предлагает сравнительный анализ неолиберальных реформ в разных странах и оценку соответствия реформ Такэнака Хэйдзо принципам экономического неолиберализма .
Проблема, рассматриваемая в данной работе, заключается в следующем: удалось ли решить проблемы экономики Японии с помощью проводимых неолиберальных реформ, где объектом исследования является экономический неолиберализм, предметом - реформы Такэнака Хэйдзо, хронологические рамки, которого 2001 - 2006 год.
Для достижения этой цели, работа опирается на экономический метод: включает в себя изучение структуры экономики, рынков и институтов, а также анализ экономических показателей, таких как ВВП, инфляция, безработица и т. д. Кейс-метод: анализ отдельных случаев, связанных с проведением экономических неолиберальных реформ. Сравнительный метод: сравнение различных стран или регионов, проводивших экономические неолиберальные реформы.
В качестве источников использовались: государственные отчеты, содержащие полезную информацию о финансовых и экономических показателях, пресса, публицистика, интернет-ресурсы - сайты, на которых публикуются статьи экспертов в области экономики, различные данные и статистику, в частности ВБ (Всемирный Банк) и МВФ (Международный Валютный Фонд). В качестве научной литературы использовались статьи в научных журналах и монографиях.
Перечисленные источники представляют собой материалы на разных языках, таких как русский, английский и японский. Эти источники охватывают целый ряд тем, связанных с предметом исследования, включая экономику Японии, политические стратегии, стиль руководства, структурные реформы, международные отношения и влияние экономической неолиберальной политики. Важные работы: «Речь Такэнака Хэйдзо», «План Такэнака», «Комментарий кабинета Коидзуми по структурным реформам».
Степень изученности проблемы. К настоящему моменту «План Такэнака», деятельность Такэнака Хэйдзо и Коидзуми Дзюнъитиро в сфере экономических неолиберальных реформ не становилась предметом детального научного исследования. В фокусе внимания тех немногих работ по японским экономических неолиберальным реформам находятся отдельные проблемы экономики Японии, где рассматриваются последствия неудачных реформ, а не их процесс реализации. В свою очередь в многочисленных трудах по экономики Японии, вышедших из - под пера как западных, так и японских авторов, акцент делается на косвенных процесса, в частности глобальных, которые лишь усугубили рецессию японской экономики, а не являлись её причиной.
Подобную картину сложно объяснить недостатком источников. За последние три десятилетия специалисты так и не пришли к единому мнению, что же являлось причиной рецессии японской экономики, и были ли реформы той причиной, по которой решилась часть проблем японской экономики, а другая часть появилось, или же это был естественный процесс.
Новизной темы является малая степень ее изученности, как за рубежом, так и в России. Пристального внимания удостаивался лишь Коидзуми Дзюнъитиро, премьер-министр Японии с 2001 по 2006 гг., который провел ряд экономических и фискальных реформ, известных как «революция Коидзуми» . Реформы были направлены на решение проблем экономического застоя и структурных проблем Японии. Эти реформы включали приватизацию государственных предприятий, дерегулирование и инициативы по решению фискальных проблем страны. Коидзуми выбрал Такэнака Хэйдзо на пост министр по вопросам финансовых услуг, экономической и фискальной политики. Однако деятельность Такэнака мало изучена.
Предварительная гипотеза - мы считаем, что реформы носили половинчатый характер. Реформы не всегда удаётся успешно реализовать. Недостаточная подготовка, лоббизм, коррупция, политические интересы и другие факторы могут привести к неудачным реформам, которые ухудшают экономическую ситуацию и усугубляют социальные проблемы.
Структура работы была определена его целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1) Несмотря на большое количество заявленных реформ, лишь небольшое их количество удалось осуществить.
2) Деятельность Такэнака Хэйдзо была довольна успешна, в целом, он справился перед поставленными перед ним задачами.
3) Несмотря на то, что Коидзуми Дзюнъитиро не смог провести часть реформ, он положил начало новой экономической политике в Японии, а также модернизировал устаревшие концепции в управленческом аппарате.
Японская модель экономических неолиберальных реформ включает в себя сочетание экономики, ориентированной на рынок и государственного вмешательства. Например, японское правительство проводило меры по дерегулированию, чтобы усовершенствовать рыночную конкуренцию, однако при этом, диктовало свои условия, затрудняя доступ бизнеса к получению кредита. Правительство признает важность свободы частного сектора, но также признает необходимость государственного вмешательства для решения некоторых экономических проблем и поддержания социальной стабильности.
Японская экономика традиционно характеризуется дуалистической структурой, с четким разграничением между крупными, устоявшимися корпорациями и более мелкими, часто семейными предприятиями. Этот дуализм повлиял на процесс проведения экономических неолиберальных реформ, поскольку политические меры часто разрабатывались с учетом потребностей конкретных отраслей экономики, а не на основе единого подхода.
Более того, японское правительство исторически поддерживало тесные отношения с частным сектором, особенно с крупными корпорациями. Такой подход к сотрудничеству, предполагает государственное руководство и поддержку стратегически важных отраслей. Экономические неолиберальные реформы в Японии, таким образом, предполагают баланс между поощрением рыночной конкуренции и поддержанием сотрудничества между правительством и частным сектором.
В отличие от некоторых западных экономических неолиберальных моделей, которые ставят во главу угла индивидуализм и рыночную эффективность, японская экономическая неолиберальная модель уделяет больше внимания социальной сплоченности и стабильности. Японское правительство стремится смягчить потенциальные негативные последствия экономических неолиберальных реформ, внедряя системы социальной защиты, поддерживая гарантии занятости и концепцию "системы пожизненного найма" в некоторых отраслях.
Эти уникальные аспекты неолиберальной экономической модели в Японии отражают культурный, исторический и социально-экономический контекст страны. Они подчеркивают усилия правительства по адаптации неолиберальных принципов к специфическим условиям Японии и достижению баланса между рыночно-ориентированной политикой и социальной стабильностью.
Сумма государственных средств, которая пошла на покрытие долгов банков- банкротов и пополнение капиталов проблемных банков, составила около 462 млн. долларов. Подъём, начавшийся в 2003 г. дал возможность заработать на росте курсовой стоимости акций банков 45 млн. долларов. В конце 2005 года банки вернули 199 млн. долларов в казну. По подсчетам Банка Японии, удалось вернуть 408 млн. долларов. При этом, средний коэффициент достаточности капитала по крупным банкам составил 11,64% при нормативе в 8%. Другими словами, программа оздоровления в некоторой степени была осуществлена .
С точки зрения влияния на частную экономику, самым большим достижением реформ стало избавление от невозвратных долгов - проблема, которая сохранялась с начала 1990-х годов. Удалось восстановить позитивный прогноз для японской экономики. Большинство единодушны в оценке этой реформы. Нормализация проблемы невозвратных кредитов, на которую, как первоначально говорилось, потребуется семь лет, была достигнута почти за четыре года благодаря Такэнака Хэйдзо. В 2003-2004 гг. начался инвестиционный подъем, цены на акции выросли, деловая активность восстановилась, хотя дефляция товарных цен еще не закончилась. Это дало знак японским корпорациям, что пришло время реализовать отложенное обновление основного капитала, чтобы не терять конкурентные позиции в мире.
Процесс восстановления экономики привел к тому, что в 2006 году стало возможным выйти из дефляции; примерно за три года до этого самый сильный аргумент против структурных реформ заключался в том, что первостепенная задача - решение проблемы дефляции, и эта мера по итогу приведет к выходу экономики из рецессии. Однако, если посмотреть на развитие событий тех времен сейчас, станет очевидно, что именно оздоровление финансовой системы позволило вывести экономику Японии из рецессии, а затем и справится с дефляцией.
В Японии также начали остро ощущать рост разрыва в уровне доходов разных слоев населения, увеличение различий в экономическом развитии и финансовом положении между зонами крупных городов и провинциями. В газете «Иомиури» проводился опрос общественного мнения, где задавался вопрос: «Считаете ли вы, что различия в уровне доходов вырос?». Положительный ответ дали 81,4% опрошенных, причем 54,6% респондентов были убеждены, что рост разрыва в доходах происходит под влиянием реформ Коидзуми. Количество домохозяйств, находящихся ниже минимального порога дохода, подскочило с 780,000 в 2001 году до 1,040,000 в 2005 году. Опросы показали, что все меньший процент респондентов относит себя к среднему классу, а все больший - к низшему среднему классу или бедному классу.
С одной стороны, был приоритет восстановления экономики и увеличение прибыли компаний, что приводило к отсутствию роста заработных плат. С другой стороны, после восстановления цен на акции, увеличилось число людей, получающих огромные прибыли от финансовых операций. Разрыв между людьми, работающими на нестабильной работе, и людьми занятыми в сферах ИТ и финансов стал очень заметен. В сельских же районах, из-за отсутствия промышленности, сокращения общественных работ начал увеличиваться экономический разрыв с большими городами. Хотя вокруг этой темы и ходят споры, неопровержимый факт, что люди, оставшиеся в стороне от преимуществ экономического восстановления, были крайне недовольны своим положением. Такие вопросы, как снижение неравенства, должны решаться не с помощью политики ограничения конкуренции, а путем совершенствования конкурентной среды через усовершенствование рыночных правил. Требуется создавать справедливые условий труда путем реформирования рынка труда.
Что касается процесса приватизации почты, после ожесточённых политических дебатов, 1 октября 2007 года был начат процесс приватизации Почты Японии. Почта Японии была разделена на три компании лишь в 2007 году, а приватизация должна была пройти в 2017 году. Однако в 2010 году его приостановили. Другими словами, реформа очень сильно затормозила, и до сих пор правительство владеет 57% акций. По нашему мнению, реформа провалилась.
В целом, подводя итоги, можно сказать, что финансовый сектор восстановился, но другие важные реформы не имели такого успеха, особенно это касается таких проблем, которые привели экономику Японии к стагнации: например, старение населения. Пенсионную реформу не удалось реализовать, в конце своего правления Коидзуми признавался, что необходимо проработать данный вопрос. Количество рождаемости также не увеличилось, что является бременем для молодых трудоспособных людей, которые обеспечивают старшее поколение.