ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ
ПОВЕДЕНИЯ КОМПАНИИ ВО ВРЕМЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 6
1.1 Основные источники финансирования предприятий 6
1.2 Выбор коэффициентов для проведения анализа финансовой отчетности компаний,
пострадавших от кризиса COVID-19 10
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛИЯНИЯ КРИЗИСА, ВЫЗВАННОГО COVID-19,
НА ЭКОНОМИКУ РФ 20
2.1 Особенности кризиса, вызванного COVID-19 20
2.2 Описание отраслей российской экономики, наиболее серьезно пострадавших от
кризиса, вызванного COVID-19 25
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ НОРМАТИВНЫХ ЗНАЧЕНИЙ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛИКВИДНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НА
ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ COVID-19 35
3.1 Определение критериев формирования выборки компаний 35
3.2 Анализ компаний, предоставляющих услуги в сфере туризма 38
3.3 Анализ предприятий гостиничного бизнеса 43
3.4 Анализ компаний, занимающихся транспортной деятельностью 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Приложение № 1. Количество малых предприятий-авиаперевозчиков, финансовые показатели которых удовлетворяют нормативам (в шт. и в процентах) 69
Приложение №2. Количество средних предприятий-авиаперевозчиков, финансовые показатели которых удовлетворяют нормативам (в шт. и в процентах) 70
Приложение №3. Медианные значения показателей 71
Кризис, вызванный пандемией COVID-19, стал настоящим вызовом для целого ряда отраслей, многим предприятиям пришлось фактически остановить свою деятельность на несколько месяцев из-за введенных ограничительных мер. Правительства разных стран отреагировали на ситуацию по-разному: какие-то из них объявили тотальный карантин, какие- то, напротив, придерживались более мягкого подхода. Так или иначе, данные запреты оказали серьезное влияние на экономическую ситуацию. Одними из самых пострадавших сфер во всем мире являются туризм и пассажироперевозки, речь о которых пойдет в данном исследовании.
Несмотря на то, что на сегодняшний день пандемия COVID-19 уже завершилась, влияние данного кризиса на экономику важно продолжать анализировать. Это объясняется тем, что рассматриваемый кризис не является уникальным: многие черты, присущие ему, встречаются и у других кризисных ситуаций. Понимание его особенностей в будущем позволит более последовательно и оперативно реагировать на схожие экономические ситуации.
Подавляющее большинство предприятий, работающих на различных рынках, составляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность, из которой видно, как они используют в своей деятельности собственные и заемные средства. Поскольку экономические последствия кризисов, как правило, сказываются на платежеспособности компаний и ведут к повышению риска невозврата кредитов, то было принято решение сделать акцент в работе в первую очередь на данной проблеме.
Кредиторская задолженность компании может возникать в силу особенностей при расчетах с контрагентами, а вот получение банковских кредитов зачастую становится трудной задачей для предприятий, особенно в кризисной экономике. Сложнее всего получить заемные средства предприятиям малого и среднего бизнеса. Впрочем, даже если банк решает выдать кредит такой организации, как правило, речь не идет о долгосрочных займах. Таким образом, даже внеоборотные активы небольших компаний зачастую финансируются за счет дорогих краткосрочных обязательств. Это объясняется достаточно жесткой политикой банков относительно выдачи кредитов: перед получением займа банк проверяет организацию на предмет ее платежеспособности и устойчивости на рынке. Безусловно, такой анализ необходим банку, чтобы не лишиться средств, если заемщик внезапно обанкротится. Проблема состоит в том, что зачастую эти нормативы чрезмерно строгие и фактически не выполнимые для большинства компаний. Особенно данная ситуация усугубляется при наступлении кризиса, когда небольшие компании вовсе лишаются возможности получить кредит.
Целью данной работы является исследование универсальности нормативных значений основных показателей ликвидности и финансовой устойчивости предприятия на примере компаний, пострадавших от кризиса, вызванного COVID-19, и успешно преодолевших его.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Описать основные источники финансирования, используемые компаниями.
2. Отобрать ряд коэффициентов, часто используемых для анализа ликвидности и финансовой устойчивости предприятий, а также имеющих свои нормативные значения
3. Проанализировать особенности кризиса, вызванного COVID-19.
4. Охарактеризовать основные виды деятельности, пострадавшие от кризиса, вызванного COVID-19.
5. Проанализировать компании, успешно преодолевшие кризис, вызванный COVID-19, и их показатели ликвидности и финансовой устойчивости.
6. Сопоставить полученные значения показателей с нормативными.
7. Сделать выводы относительно универсальности данных показателей.
8. Сформировать алгоритм по пересмотру «универсальных» нормативов при наступлении кризисной ситуации.
Объектом исследования являются методы анализа платежеспособности и финансовой устойчивости по данным финансовой отчетности, а предметом - хозяйственная деятельность успешных организаций пострадавших отраслей в период кризиса, вызванного пандемией COVID-19.
Теоретико-методологической основой данной выпускной квалификационной работы являются труды В.В. Ковалева, Вит.В. Ковалева, Я.В. Соколова, Т.О. Терентьевой, А.Д. Шеремета, Ю. Бригхэма, Л.А. Бернстайна, М.Л. Пятова, А.З. Бобылевой, Н.А. Соколовой и других ученых, занимающихся вопросами анализа финансовой отчетности.
Практическую значимость имеет предложенный алгоритм, позволяющий рассчитать значения показателей платежеспособности и финансовой устойчивости для предприятий, которым можно было бы выдавать займы с относительно низким риском даже в условиях кризиса. В ходе апробации алгоритма предполагается нахождение медианных значений выбранных пяти показателей у предприятий исследуемых отраслей: занимающихся туристическим, гостиничным бизнесом, а также авиаперевозками, в том числе в разрезе по размеру их деятельности. Данные расчеты могут быть использованы кредиторами при принятии решения о выдаче займов компаниям схожего размера и занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью.
В качестве апробации данной темы ВКР были подготовлены рецензируемые РИНЦ статьи:
1) «Влияние COVID-19 на воздушные перевозки» для выступления с докладом на
конференции «VI Международный экономический симпозиум - 2022» (в
соавторстве);
2) «Анализ влияния пандемии COVID-19 на авиационную отрасль» для выступления со стендовым докладом на Всероссийской конференции по естественным и гуманитарным наукам с международным участием «Наука СПбГУ - 2021» (в соавторстве);
3) «Оценка платежеспособности аэропортов РФ во время пандемии коронавируса COVID-19» для выступления с докладом на IX Международной научно-практической конференции молодых учёных «Научные исследования современных проблем развития России: междисциплинарные исследования как драйвер трансформации науки» (в соавторстве);
4) «Источники финансирования предприятий в условиях нормальной хозяйственной деятельности и в период кризиса» для выступления с докладом на XII Международной научно-практической конференции «Архитектура финансов: устойчивое развитие и ответственное финансирование в эпоху глобальных изменений», на данный момент статья находится на рассмотрении РИНЦ.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, а также приложений. В первой главе проанализированы основные источники финансирования предприятий, а также рассмотрены основные коэффициенты анализа ликвидности и финансовой устойчивости компаний. Во второй главе описаны особенности кризиса, вызванного COVID-19, выделены его уникальные черты, а также сходства с другими кризисными ситуациями. Помимо этого, во второй главе описаны отрасли, сильнее всего пострадавшие от кризиса 2020 года и выделены три из них для проведения дальнейшего анализа. В третьей главе произведен анализ выбранных компаний, выделены отклонения коэффициентов от нормативных значений, рассчитаны медианные значения показателей трех видов деятельности в разрезе микропредприятий, малого, среднего и крупного бизнеса. Также в третьей главе сформулированы основные выводы по проведенному исследованию, а также составлен алгоритм расчета значений показателей, который могут использовать кредиторы, принимающие решение относительно потенциального заемщика
Успешность предприятия во многом определяется стабильностью окружающей среды и доступом к источникам финансирования. Со вторыми, однако, нередко возникает проблема: банки опасаются выдавать кредиты небольшим фирмам. Особенно серьезно ситуация обостряется в кризисный период, когда фирмы не могут получить необходимое им финансирование, как это было в 2020 году из-за кризиса, вызванного COVID-19.
В целом, решения о выдаче или невыдаче кредита банки принимают на основании подсчета целого ряда различных показателей, главным образом, показателей платежеспособности и финансовой устойчивости фирмы. Многие значения показателей, от которых отталкиваются кредиторы, являются устаревшими и очень завышенными. Проблема состоит в том, что многие структуры до сих пор пользуются устаревшими нормативами, а компании, которые не в состоянии добиться таких значений, остаются без необходимого для их развития кредитования.
В кризисной для экономики ситуации значения показателей даже успешных до того компаний значительно снижаются, а банки могут еще и обострить эту ситуацию: очень часто в кредитных договорах прописываются обязательные условия по поддержанию тех или иных показателей на определенном уровне (как правило, это различные варианты коэффициентов ликвидности), при невыполнении которых банк вправе потребовать досрочное погашение задолженности. Такие методы еще больше ухудшают положение фирм в сложное для экономики время, недоступность банковских продуктов может стать причиной их существенных проблем (вплоть до банкротства).
Стоит отметить, что кризисы также сильно отличаются друг от друга, поэтому для того, чтобы делать какие-то выводы относительно изменений тех или иных показателей, важно понимать ключевые особенности конкретного кризиса.
В данной работе описан кризис 2020 года, вызванный пандемией COVID-19, а точнее, ограничительными мерами различных государств, введенными для того, чтобы купировать растущую заболеваемость. Его ключевая особенность состоит в том, что данный кризис был вызван неэкономическими причинами. Кроме того, в какой-то момент времени экономика вообще не была главным объектом внимания со стороны государства - его основная цель состояла в том, чтобы остановить распространение инфекции, а также ослабить нагрузку на систему здравоохранения. Частный сектор в этот кризис получил довольно большие объемы государственной поддержки, что было вызвано прямой необходимостью: т.к. ранее само правительство ввело строгие ограничения и фактически наложило запрет на деятельность многих компаний. Эту поддержку можно поделить на три основных направления: это субсидирование пострадавших отраслей, предоставление налоговых каникул, а также оказание кредитно-гарантийной поддержки.
Стоит отметить, что правительства разных стран решали проблему пандемии по- разному: какие-то страны (к примеру, Новая Зеландия) сделали ставку на всеобщее тестирование; какие-то (к примеру, Китай) объявили строгий локдаун и жестко ограничили перемещения граждан; другие страны (например, Россия) изначально ввели более мягкий режим с довольно быстрым ослаблением карантинных мер, а власти Швеции, напротив, с самого начала не объявляли карантин и рассчитывали на создание коллективного иммунитета. Очевидно, что разные способы купирования пандемии по-разному отражались и на экономике этих стран. Очень важной задачей правительства было нахождение баланса между снижением заболеваемости и поддержкой экономики. На сегодняшний день, существует мнение, что наилучший способ сохранения данного баланса - это введение строгих предупредительных мер и их ослабление в дальнейшем: это позволяет и сохранить жизнеспособность бизнеса, и не дать разрастись эпидемии.
Сильнее всего от данного кризиса пострадали компании, оказывающие услуги населению или продающие товары в розницу. Напротив, крупные производственные предприятия оказались в лучшем положении. Всего было выделено 12 отраслей экономики РФ, которые сильнее всего затронул данный кризис. В данном исследовании был сделан акцент на 3 из них, смежных по своей деятельности - это туристический бизнес, гостиничный сектор и транспортная деятельность.
Туристический бизнес играет важнейшую роль в экономике очень многих стран и составляет порядка 10% от мирового ВВП. Впрочем, в России его роль не столь существенна, однако все равно значима: его вклад в ВВП в 2019 году составлял 1,2%, а с учетом смежных продуктов - 4,8%. Туризм подразделяется на въездной, внутренний (которые являются основными двигателями данной сферы), а также выездной; основными игроками данного рынка являются туроператоры и турфирмы. Данный вид деятельности подвержен большой сезонности, а также сильно зависит от экономической ситуации в стране: в кризисные годы, как правило, его роль снижается. В целом, в последние 25 лет в России большей популярностью пользовался выездной туризм. Впрочем, именно во время кризиса 2020 года возрос спрос на внутренний туризм: во многом благодаря невозможности заграничных путешествий и государственным программам, направленным на развитие туризма внутри страны. Наибольшая часть предприятий, занимающихся туризмом, относятся к микропредприятиям.
Гостиничный бизнес напрямую связан с двумя видами туризма, а именно с въездным и внутренним. За период с 2010 по 2021 год количество гостиниц увеличивалось, однако в кризисные периоды заметны ухудшения в данной отрасли. Аналогично с туристическим бизнесом, основные игроки данного рынка - это микропредприятия (небольшие гостиницы с несколькими номерами).
Наконец, транспортная деятельность охватывает целый ряд различных видов транспорта: воздушный, водный, железнодорожный, автомобильный. В данном исследовании был сделан акцент именно на воздушные пассажироперевозки, т.к. железнодорожный транспорт в стране контролируется естественным монополистом РЖД, автомобильные пассажироперевозки часто сложно отследить (многие путешествуют на личных автомобилях), а водный транспорт не пользуется большой популярностью. В отличие от гостиничного и туристического бизнеса, сфера авиаперевозок подразумевает использование большого количества дорогостоящего оборудования, а потому наиболее значимыми здесь являются крупные предприятия.
В целом, все три выбранные для анализа отрасли схожим образом отреагировали на кризис COVID-19: в марте 2020 года деятельность данных компаний была буквально прекращена из-за запретов государства. Однако дальнейшая динамика существенно отличалась: гостиницы и внутренний туризм стали восстанавливаться быстрее, а сфера воздушных перевозок тяжелее перенесла данный кризис ввиду того, что основные денежные потоки данные компании получали от международной деятельности, которая была ограничена вплоть до середины 2021 года.
Проведенное исследование предполагало отбор успешных предприятий трех вышеперечисленных видов деятельности. Ключевыми критериями стали наличие прибыли в предкризисный и посткризисный период (2019 и 2021 год), а также подтверждение того, что предприятие является действующим и не находится в состоянии банкротства на начало 2023 года. Предприятия были проанализированы отдельно по видам деятельности и по размеру, деление на микропредприятия, малый, средний и крупный бизнес осуществлялось по выручке за 2019 год. У всех предприятий были рассчитаны 5 показателей, которые имеют свои нормативные значения: коэффициенты текущей и абсолютной ликвидности, коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами, коэффициент финансовой независимости капитализированных источников, а также соотношение заемных и собственных средств. Оценивалась доля предприятий, попадающих «в рамки» в каждой выделенной группе, а также находилось медианное значение данного показателя. Расчет всех показателей проводился вручную для получения более прозрачных результатов на основе данных публичной финансовой отчетности компаний, взятых из системы СПАРК-Интерфакс (уже рассчитанные системой показатели не были использованы, поскольку не позволяют уточнить алгоритм их расчета). Более подробно с основными предпосылками проведенного анализа можно ознакомиться в параграфе 3.1.
На сегодняшний день существует 6,5 тыс. компаний, которые удовлетворяют условиям анализа и оказывают услуги в сфере туризма. Из них 97% относятся к микропредприятиям. Малый, средний и крупный бизнес также присутствуют на этом рынке, однако в гораздо меньшем количестве. Данный бизнес характеризуется большим количеством краткосрочных займов при маленьком количестве долгосрочных. Эта особенность свидетельствует о том, что коэффициент финансовой независимости капитализированных источников здесь не применим. Соотношение заемного капитала к собственному в данном виде деятельности может быть даже больше единицы, причем чем больше само предприятие, тем допустимое значение данного показателя выше. Медианное значение данного показателя в докризисный и посткризисные года колеблется от 0,73 у микропредприятий до 6,27 у крупного бизнеса, а в кризисный - составляет порядка 1,15-5,29. Впрочем, как уже было сказано выше, важно делить предприятия по размеру и сопоставлять данные именно с аналогичными компаниями, так как разброс оказывается очень существенным.
Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами в данной деятельности оказывается не показательным: дело в том, что предприятия туристического бизнеса зачастую или вовсе не имеют запасов, или имеют их в сравнительно небольшом количестве.
Наконец, медианные значения коэффициентов ликвидности здесь также снижаются с ростом компании: можно сказать, что допустимые нормы также могут быть снижены относительно табличных значений в зависимости от размера компании.
Количество гостиниц, попадающих под заданные условия, меньше - всего существует порядка 2,6 тыс. компаний, 92% которых также являются микропредприятиями. Расчет пяти показателей дал здесь следующие результаты: норматив коэффициента текущей ликвидности -2 - выполняется в подавляющем большинстве случаев у микропредприятий. Малый и средний бизнес имеет значения показателей на уровне 1,8-2,5, а у крупных они зачастую оказываются даже меньше 1. Медианное значение коэффициента абсолютной ликвидности у МСП превышает норму - можно даже сказать, что успешная компания должна иметь абсолютную ликвидность, находящуюся на уровне 20%. У крупных предприятий, напротив, медианная величина абсолютной ликвидности оказывается около 5-6%.
По аналогии с туристическим бизнесом, коэффициенты финансовой независимости капитализированных источников, а также коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными активами у МСП оказываются слабо применимы: дело в том, что что ни долгосрочных обязательств, ни запасов в большом объеме данные компании не имеют. Напротив, крупный бизнес располагает долгосрочными обязательствами: медианные значения коэффициента финансовой независимости здесь варьируются от 0,3 до 0,6. Еще одной особенностью крупных предприятий является преобладание краткосрочных обязательств над оборотными активами, ввиду чего собственные оборотные средства зачастую оказываются ниже нуля.
Соотношение заемного и собственного капитала у большинства МСП оказывается в рамках нормы - меньше единицы. Крупные же компании зачастую имеют более значительные объемы заемных обязательств, потому медиана данного показателя у них находится в пределах от 2,3 до 3,1.
Наконец, компании, осуществляющие авиаперевозки, также подразделяются на микро, малые, средние и крупные. Однако поскольку наиболее значительными являются именно крупные предприятия, действующие в данной сфере, наибольший акцент в работе делался именно на них. В отличие от предприятий туристического и гостиничного бизнеса, у авиаперевозчиков долгосрочные обязательства являются важным разделом баланса. Именно поэтому показатель финансовой независимости здесь оказывается релевантным: впрочем, большинство успешных предприятий выполняет нормативные 60%. Текущая ликвидность таких предприятий находится на уровне 1,4, а абсолютная - 5%. Запасы в данном виде деятельности также не играют ключевую роль, а потому могут быть опущены. Наконец, соотношение заемного и собственного капитала зачастую оказывается на уровне 1,7-2.
Проведенный анализ по трем выбранным видам деятельности отражает вариативность значений показателей и их частое отличие от общепризнанной «нормы». Несмотря на то, что зачастую такие значения рассматриваются как универсальные, они являются подвижными и меняются под воздействием различных факторов. Очевидно, например, что в период кризиса ликвидность предприятия может существенно снизиться, однако это не является верным признаком наступающей несостоятельности компании.
Можно сделать вывод, что при оценке потенциального заемщика банкам необходимо отталкиваться не от нормативных значений тех или иных показателей, а разрабатывать другую систему значений, а также оперативно перестраивать ее при наступлении кризисных ситуаций. Алгоритм расчета таких значений может выглядеть следующим образом:
1. Определить вид кризиса, который начался в экономике, а также выделить кризисы прошлых лет со схожими причинами и особенностями.
2. Узнать конкретный вид деятельности, которым занимается заемщик
3. Определить, какого размера рассматриваемая компания: микропредприятие, малый, средний или крупный бизнес
4. Подсчитать медианные значения показателей фирм, успешно преодолевших аналогичный кризис, схожих с заемщиком по пунктам 2 и 3.
5. Использовать полученные данные для анализа потенциальных заемщиков
Данное исследование может быть применено для пересмотра нормативных значений при наступлении кризиса, вызванного не экономическими причинами (стихийными бедствиями, заболеваниями, войнами и т.д.), в таких видах деятельности как гостиничный и туристический бизнес, а также воздушные перевозки всех 4 размеров компаний (от микропредприятий до крупного бизнеса). Это означает, что полученные данные могут быть использованы банковским сектором и другими кредиторами для выделения стабильных компаний, которым можно выдавать займы даже в турбулентное для экономики время.
1. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (ред. от 10.03.2022) "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (электронная версия с актуальными изменениями http://www.consultant.ru/). (Дата обращения 14.11.2022)
Монографии, учебники, учебные пособия
2. Авксентьев Н.А. Экономика и экономическая политика в условиях пандемии / Н.А. Авксентьев, И.Ю. Арлашкин, Т.А. Баквенье [и др.] // Под ред. д-ра экон. наук Кудрина А.Л. — М.: Издательство Института Гайдара, 2021. — 344 с.
3. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ./ Научн. ред. перевода чл.-корр. РАН И.И. Елисеева. Гл. редактор серии проф. Я.В. Соколов. / Л.А. Бернстайн. - М.: Финансы и статистика. - 2003. - 624 с.
4. Бобылева А.З. Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / А. З. Бобылева [и др.]; под общей редакцией А. З. Бобылевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, - 2022. — 284 с.
5. Бригхэм Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент. 10-е изд. / Пер. с англ. под ред. Е.А. Дорофеева. / Ю. Бригхэм, М. Эрхардт. - СПб.: Питер. - 2009. - 960 с.
6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие / под ред. Я.В. Соколова. М.: Магистр, 2009. (2-е издание 2015 г.).
7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие. — 2-е изд. перераб. и доп. / под ред. проф. Я. В. Соколова. М.: Магистр: ИНФРАМ. - 2015. - 512 с.
8. Бухгалтерский учет в XXI веке: монография / под ред. Ю.Н. Гузова. В.В. Ковалева, О.Л. Маргания. — СПб.: Скифия-принт, 2021. - 266 с.
9. Ковалев В.В. Анализ баланса, или как понимать баланс / В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев.
- М.: Проспект. - 2009. - 448 с.
10. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика. - 2002. - 560 с.
11. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. / В.В. Ковалев - М.: Проспект. - 2006 - 1016 с.
12. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета / Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика. - 2000. - 495 с.
13. Соколов Я.В., Терентьева Т.О. Бухгалтерский учет и аудит: современная теория и практика: учебник для магистров всех экономических специальностей / Я.В. Соколов, Т.О. Терентьева. - М.:ЗАО «Издательство «Экономика». - 2009. - 437 с.
14. Торкунов А. В. Пандемия COVID-19: Вызовы, последствия, противодействие / А. В. Торкунов, С. В. Рязанцев, В. К. Левашов [и др.]; Под ред. А. В. Торкунова, С. В. Рязанцева, В. К. Левашова; — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2021. — 248 с.
15. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности / А. Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М. - 2006. - 415 с.
16. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев. - М.: ИНФРА-М. - 2000. - 208 с.
Статьи в журналах и других периодических изданиях
17. Александрова А.Ю. География туристских потоков в Российской Федерации: статистика, тренды, проблемы / А.Ю. Александрова // Наука. Инновации. Технологии.
- 2017. - №1. - С. 95-108.
18. Бычкова С.М., Михайлова Ж.В. Влияние отраслевых особенностей на информационные потребности пользователей бухгалтерской финансовой отчетности / С.М. Бычкова, Ж.В. Михайлова // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. №3. С. 112-126
19. Груднов Д.В. Влияние Covid-19 на экономику. Международный опыт / В. Груднов // Вестник Академии права и управления. 2021. №1 (62).
20. Губенко А.В. Современное состояние и перспективы развития рынка пассажирских авиаперевозок в России / А.В. Губенко, Ю.И. Растова, А.Р. Панкратова // Экономика и экологический менеджмент. - 2019. - №2. - С. 82-90
21. Калякина И. М. Влияние Covid-19 на экономику России / И.М. Калякина, Э.А. Аванесян, А.С. Сайфуллин // Московский экономический журнал. - 2020. - №6. - С.234-240
22. Леонидова Е.Г. Оценка влияния пандемии COVID-19 на туристский сектор региона / Е.Г. Леонидова // Проблемы развития территории. - 2021. - №5. - С.37-51
23. Максимова Е.В. Влияние коронавируса на экономику России / Е.В. Максимова, А.Г. Рябцев, О.А. Сазонова // Инновации и инвестиции. - 2020. - №4. - С. 283-286
24. Пятов М.Л. Анализ платежеспособности организации: три коэффициента ликвидности
/ М.Л. Пятов. - М. 1С_Паблишинг. - 2014. [Электронный ресурс] - URL:
https://buh.ru/articles/documents/37552/Дата обращения 15.10.2021)
25. Пятов М.Л. Анализ финансовой устойчивости организации / М.Л. Пятов. - М. 1С_Паблишинг. - 2005.
26. Пятов М.Л. Коэффициент покрытия в анализе платежеспособности фирмы / М.Л. Пятов. - М. 1С_Паблишинг. - 2013.
27. Пятов М.Л. Оценка платежеспособности: терминология и показатели / М.Л. Пятов. - М. 1С_Паблишинг. - 2012.
28. Сапожникова, Н. Г. Систематизация информации о прочих доходах и расходах в корпоративной отчетности / Н. Г. Сапожникова, А. А. Соколов // Международный бухгалтерский учет. - 2016. - № 24(414). - С. 39-49.
29. Соболев Л.Б. Россия на мировом рынке пассажирских авиаперевозок / Л.Б. Соболев // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - №11 (482) - С. 2027-2042
30. Соколова Н.А. Анализ ликвидности предприятия / Н.А. Соколова // Бухгалтерский учет. - 2010. - №5. - С. 101-106
31. Соколова Н.А. Проблемы определения сомнительности дебиторской задолженности на основании анализа платежеспособности / Н.А. Соколова // Финансы и бизнес. - 2011. - №2. - С.174-184
32. Соколова Н.А. Эффективность управления возникновением и ростом дебиторской задолженности / Н.А. Соколова, А.А. Бикбулатов, А.А. Кушакова // Global&Regional Research. - 2019. - Т. 1, №. 2 - С. 425-432
33. Chenguang Wu D. Impact of domestic tourism on economy under COVID-19: The perspective of tourism satellite accounts / D. Chenguang Wu, C. Cao, W. Liu, J. Li Chen // Annals of Tourism Research Empirical Insights. - 2022. - V. 3, I.2
34. Das S. Cash flow ratios and financial performance: A comparative study / S. Das // Accounting. - 2019. - V.5, №1, - p. 1-20
35. Grant A. Economic impacts of COVID-19 on inbound and domestic tourism / A. Grant, K. Connolly, G. Figus, A. Maurya // Economic impacts of COVID-19 on inbound and domestic tourism. - 2022. - V.3, I.2
36. Liu Y. The impact of COVID-19 on the tourism and hospitality Industry: Evidence from international stock markets / Y. Liu, X. Cheng, S. Shaoyi Liao, F. Yang // The North American Journal of Economics and Finance. - 2023. - V.64.
37. Mdgarbane, B., Bourasset, F. & Scherrmann, JM. Is Lockdown Effective in Limiting SARS-
CoV-2 Epidemic Progression?—a Cross-Country Comparative Evaluation Using
Epidemiokinetic Tools. J GEN INTERN MED 36, 746-752 (2021).
https://doi.org/10.1007/s11606-020-06345-5
38. Mohammed, N.F. Comparison of liquidity, solvency, and profitability analyses using traditional and cash flow ratios on the MSWG’s top 100 companies / N.F. Mohammed, N.A. Talib, Z.M. Sanuzi, A.A. Hemawan, N. Kasim // International Journal of Business and Management Science. - 2019. - V.9, №2, - p. 207-219
39. Rita P. The impact of COVID-19 on tourism: Analysis of online reviews in the airlines sector / P. Rita, S. Moro, G. Cavalcanti // Journal of Air Transport Management. - 2022. - V.104.
40. Steinberga, D Solvency evaluation, comparing traditional financial situation assessment methods with information from cash flow statements, using data from insolvent companies in the Republic of Latvia / D. Steinberga, I. Millere // European Research Studies Journal. - 2017. - V.20, №3, - p. 246-258
41. Sun X. COVID-19 pandemic and air transportation: Summary of Recent Research, Policy Consideration and Future Research Directions / X. Sun, S. Wandelt, A. Zhang // Transportation Research Interdisciplinary Perspectives. - 2022. - V.16.
42. Sun X. The Impact of COVID-19 on Air Transportation Network in the United States, Europe, and China / X. Sun, S. Wandelt, H. Fricke, J. Rosenow // Sustainability. - 2021. - V.13.
43. Tardivo A. Covid-19 impact on transport: A paper from the railways’ systems research perspective / Tardivo A., Zanuy A.C., Martin C.S. // Transportation Research Record. - 2021. - V. 2675, №5. - p. 367-378
Статистические сборники и отчеты
44. Банкротства в России: итоги 2021 года. Статистический релиз Федресурса. // Федресурс. - 2021. . [Электронный ресурс] - URL: https://fedresurs.ru/news/a57795a8-e1f1-4e2e-ba8b-da58725127e2 (Дата обращения 03.05.2022)
45. Основные показатели деятельности коллективных средств размещения по Российской
Федерации, годы (с 2010 г.) Федеральная служба государственной статистики
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm(Дата обращения 03.12.2022)
46. Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport(Дата обращения 28.11.2022)
47. Российский статистический ежегодник 2022: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. Росстат, 2022. Ред. С.С. Галкин. М., 2022 .696 с.
48. Статистический бюллетень Банка России «Кредитование субъектов малого и среднего
предпринимательства» // Банк России. - 2022. [Электронный ресурс] - URL
https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/sors/(Дата обращения 03.05.2022
49. Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах
размещения по кварталам 2021-2022 гг. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://tourism.gov.ru/other/statistika/chislennost-grazhdan-rossiyskoy-federatsii- razmeshchennykh-v-kollektivnykh-sredstvakh-razmeshcheniya/ (Дата обращения
01.12.2022)
50. Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tourism.gov.ru/other/statistika/chislo-vezdnykh-turistskikh-poezdok-inostrannykh- grazhdan-v-rossiyskuyu-federatsiyu-rosstat/(Дата обращения 10.10.2022)
Интернет-ресурсы и электронные базы данных
51. Aviation: Benefits Beyond Borders global report // Aviation: Benefits Beyond Borders. -
2020. - 96 p. [Электронный ресурс] - URL:
https://aviationbenefits.org/downloads/aviation-benefits-beyond-borders-2020/ (Дата
обращения 17.11.2022)
52. China's coronavirus health code apps raise concerns over privacy: The Guardian.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.theguardian.com/world/2020/apr/01/chinas-coronavirus-health-code-apps- raise-concerns-over-privacy(Дата обращения 28.11.2022)
53. Effects of Novel Coronavirus (COVID-19) on Civil Aviation: Economic Impact Analysis //
ICAO. - 2021. - 125 p. [Электронный ресурс] - URL:
https://www.icao.int/sustainability/Documents/COVID- 19ZlCAO_Coronavirus_Econ_Impact.pdf(Дата обращения 30.11.2022)
54. IATA's Annual Review // IATA. - 2021. - P. 13. [Электронный ресурс] - URL: https://www.iata.org/en/publications/annual-review/(Дата обращения 20.11.2022)
55. The Ideal Covid-19 Response Is a Mix of These Three Countries: Bloomberg [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-08-06/the- ideal-covid-19-response-mix-new-zealand-denmark-and-uganda?sref=Y0jVLcFo (Дата
обращения 28.11.2022)
56. Банк России. Мониторинг отраслевых финансовых потоков / [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://cbr.ru/Collection/Collection/File/29129/finflows_20200806.pdf.
(Дата обращения 01.12.2022)
57. ВВП кварталы (с 1995 г.) Федеральная служба государственной статистики
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/VVP_god_s_1995.xls (Дата обращения
28.11.2022)
58. Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2020 г. // РЖД. - 2020. - [Электронный ресурс] - URL:
https://ar2020.rzd.ru/ru/performance-overview/market-overview (Дата обращения
02.12.2022)
59. Динамика спроса на туристические услуги в России на фоне пандемии COVID -19. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Аналитический центр при правительстве РФ. /. Л. М. Григорьев (рук. авт. кол.). - 2020. - 17 с.
60. Опыт государств в борьбе с пандемией COVID-19. Сборник страновых кейсов. Департамент международного и регионального сотрудничества, Счетная палата Российской Федерации. - 2020. - 271 с.
61. Оценка влияния кризиса, связанного с пандемией COVID -19, на отрасли российской экономики и их посткризисное развитие: докл. к XXII Апр. международной науч. конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / Ю. В. Симачев (рук. авт. кол.), Н. В. Акиндинова, М. Н. Глухова и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 44 с.
62. Перечень аэропортов федерального значения // Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). [Электронный ресурс] - URL: https://favt.gov.ru/dejatelnost- ajeroporty-i-ajerodromy-perechen-aeroportov/(Дата обращения: 13.11.2022)
63. Хронология действий ВОЗ по борьбе с COVID-19: Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.who.int/ru/news- room/detail/29-06-2020-covidtimeline(Дата обращения 28.11.2022)