АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРУПЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ 8
1.1. Исторические предпосылки возникновения коррупции в
государственном управлении 8
1.2. Система органов государственной власти и местного самоуправления в
РФ 11
1.3. Понятие и особенности коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления в России 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА23
2.1. Общая характеристика коррупции в системе органов государственной
власти и местного самоуправления 23
2.2. Проблема коррупции в системе государственной службы на примере
города Санкт-Петербурга 26
2.3. Антикоррупционная политика в России и за рубежом 35
ГЛАВА 3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ 41
3.1. Уголовно-правовые аспекты противодействия коррупции 41
3.2. Борьба с коррупцией: российский и зарубежный опыт 47
3.3. Пути повышения мер противодействия коррупции в системе органов
государственной власти и местного самоуправления 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
АННОТАЦИЯ
На выпускную квалификационную работу, на тему: «Проблемы и перспективы противодействия коррупции на федеральном уровне государственной власти в Российской Федерации»
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе изложены основные теоретические аспекты проблематики вопроса о коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления.
Во второй главе проведен анализ состояния уровня коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления в России и на примере Санкт-Петербурга.
В третьей граве рассмотрены меры по противодействию коррупции в российской системе органов государственной власти и местного самоуправления.
Объём выпускной квалификационной работы составляет 81 страница печатного текста. В работе содержится 4 таблицы, 18 рисунков. Для написания ВКР было использовано 56 источников литературы.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционные меры, государственная власть, местное самоуправление, система управления, государственная служба, механизм противодействия коррупции.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Реформы социально-экономической направленности, разработанные и реализованные в Российской Федерации за последние 30 лет, увеличили заинтересованность исследователей к переосмыслению сущности государства, его институтов и способов государственного управления. Актуальность указанных вопросов безусловна на сегодняшний день.
Так как еще окончательно не сформирован механизм реализации государством своих функций, не проработана схема взаимодействия между обществом и институтами власти, отсутствует действительная основа для консолидации политических партий, союзов и движений.
Коррупция в Российской Федерации на сегодняшний день выступает в роли реальной угрозы верному функционированию публичной власти, верховенству закона, правам человека и социальной справедливости, уменьшает доверие населения к власти, значительно затрудняет экономическое развитие страны, осложняет осуществление внешней политики страны.
Очевидно, что одной из задач государства является защита интересов государственных органов и государственных хозяйственных субъектов. Таким образом, частный бизнес, куда следует отнести частные малые, средние и крупные предприятия, действующие в рамках законодательства РФ, должны самостоятельно заботиться о своей экономической безопасности.
В связи с этими факторами так же особую актуальность приобретает теоретическое исследование и практическая разработка, анализ форм и методов противодействие коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления.
Несмотря на принимаемые меры, коррупция, являясь неминуемым следствием излишнего администрирования со стороны государства, является общемировой проблемой. Для реалий российского государства, успешной деятельности малых предприятий, коррупция по-прежнему существенно затрудняет адекватное функционирование всех общественных механизмов, мешает проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, формирует негативный имидж России на международной арене и, соответственно, может рассматриваться как одна из угроз безопасности страны.
Проводя анализ международного опыта, можно сделать вывод о том, что всецело уничтожить коррупцию не представляется возможным ни в одной стране мира. Тем не менее, это совершенно не умаляет значимости мер по снижению уровня коррупции. Вследствие этого, базовые усилия и действия всех государственных органов направлены не на предотвращение и профилактику коррупционных проявлений, а на ликвидацию последствий уже совершившихся преступлений.
Объект исследования - противодействие коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления в России.
Предмет исследования - реализация и внедрение механизмов противодействия коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления на примере г.Санкт-Петербург.
Цель исследования - изучить в теории и на практике особенности противодействия коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы противодействия коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления,
- Провести анализ уровня коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления в мире и на примере г. Санкт-Петербург,
- Сформулировать практические рекомендации по
совершенствованию механизма противодействия коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления на примере города федерального значения Санкт-Петербург.
Теоретической и методологической базой для исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей, в частности, таких как: Андреев Ф., Атамайчук Г.В., Войтович В.Ю., Голощапов Р.В., Пятков А.Г., Дюба Л.В., Козбаненко В.А., Малышева М. А., Петропавлова Г.П., Кастрюлина Ю.М. и др.
Так же при написании работы были использованы: законодательство РФ (Конституция РФ, Кодексы), различные федеральные законы и официальные документы, включая данные официальной статистики.
Структура работы сложилась исходя из сформулированной цели и задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка литературы и источников.
Коррупция является злоупотреблением государственной властью в целях личной выгоды. Иными словами, коррупция является
злоупотреблением вверенными полномочиями (в сфере финансов,
образования, избрания, назначения на должность, занятости или любой другой) для личной выгоды.
Это более широкое определение охватывает не только политику и государственную службу, а также топ-менеджмент, финансовых директоров компаний, нотариусов, людей на рабочем месте, предпринимателей, фактически руководителей на любом уровне.
Коррупция, помимо всего прочего, вызывает нечестность или исключительно личную выгоду в процессе принятия решений, в обмен на вознаграждение или за обещание или ожидание вознаграждения.
Предпочтительно, коррупция процветает в ситуациях, связанных с высокими технологиями (никто не понимает реальное качество и ценность продуктов), или в ситуации хаоса, стрессовых ситуаций в политике и экономике.
Например, стихийные бедствия, такие как землетрясения, наводнения, засухи. Мировое сообщество реагирует быстро, но местное самоуправление может быть дезорганизовано и дезориентировано. В данном случае требуется закон и порядок, высокий уровень знаний государственных служащих.
Борьба с коррупцией имеет место во многих сферах:
- политические реформы, включая финансирование политических партий и выборов;
- экономические реформы, регулирующие рынки и финансовый сектор;
- финансовый контроль: бюджет, бухгалтерский учет, отчетность;
- общественный контроль: СМИ, парламент, местные
администрации и советы, органы надзора и контроля;
- свободный доступ к информации и данным;
- поддержание законности и порядка;
- совершенствование и укрепление судебной системы;
- институциональные реформы: налоговые системы, таможни, государственного управления в целом;
- информирование и организация гражданского общества.
Очевидно, что коррупция не исчезнет из общества совсем. Однако, указанные усилия и внесенные предложения призваны ограничить коррупцию и защитить как можно больше бедных и слабых в обществе. В конце концов все расходы коррупции оплачиваются потребителем и налогоплательщиками, а они нуждаются в защите.
Таким образом, эффективность борьбы с коррупцией в России, должна быть связана, прежде всего, с тем, что она должна вестись в неразрывной связи с борьбой с организованной преступностью и с постоянным ужесточением мер ответственности. Жестокие меры наказания и активизация политических сил приведут Россию к снижению уровня коррупции.
В России же, несмотря на обширную законодательную базу, результат пока приводит к новым коррупционным схемам. Это связано с тем, что меры наказания на данный момент недостаточно жестки. Может, действительно необходимо применять жестокие меры наказания. Но в этом случае возникает проблема: как же поступить с реализацией принципа гуманизма уголовного закона России.
Следует отметить, что коррупция - это проблема не полицейская или правоохранительная, ее решение требует, прежде всего, глубоких институциональных изменений, т.е. трансформации правил игры, по которым живут политические и экономические агенты. И эти правила игры должны не только запрещать коррупцию, но делать ее, прежде всего, невыгодной для потенциальных участников. Коррупция самым непосредственным образом содействует криминализации общества.
Сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, все больше усиливается организованная преступность, которая не только расширяет возможности "отмывания денег", но и получает доступ к политической власти.
Все это подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряженность, усиливает угрозу терроризма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе.
Для предотвращения коррупции, например, в сфере финансовых услуг, среди финансового топ-менеджмента и других финансовых специалистов, в сфере государственной службы, органов контроля и надзора, они обязаны придерживаться определенного кодекса этики и избегать ситуаций, которые могли бы создать конфликт интересов.Для укрепления понимания ответственности, следует ввести такой аспект, что в случае участия в коррупционном поведении, это может привести к потере рабочих мест и аннулированию профессионального назначения, чина, звания.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что разработка и усовершенствование системы по подавлению и предупреждению коррупции - основополагающая задача борьбы с коррупцией в России. Вместе с тем становится очевидным, что успех в борьбе с коррупцией помимо политической воли высшего руководства страны также требует необходимых институциональных изменений во всем государственном механизме. Что в конечном итоге может иметь вполне положительную динамику для развития правового государства и профилактики, противодействия коррупционным преступлениям.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс], [Текст], URL: http://www.constitution.ru (дата обращения 22.04.2018)
2. Гражданский Кодекс РФ [Электронный ресурс], [Текст], URL: http://kodeks.systecs.ru/gk_rf/ (дата обращения 22.04.2018)
3. Бюджетный Кодекс РФ [Электронный ресурс], [Текст], URL: http://base.garant.ru/12112604/ (дата обращения 22.04.2018)
4. Земельный Кодекс РФ [Электронный ресурс], [Текст], URL: http://base.garant.ru/12124624/ (дата обращения 22.04.2018)
5. Градостроительный Кодекс (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. N 190- ФЗ [Электронный ресурс], [Текст], URL: РФ http://base.garant.ru/12138258/ (дата обращения 22.04.2018)
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения 22.04.2018)
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") [Электронный ресурс], [Текст], URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения 22.04.2018)
8. Постановление Правительства РФ от 26.08.2014 №728 «Об
определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации». [Электронный ресурс], URL:
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/491501/ (дата обращения 15.04.2018)
9. Федеральный закон от 18 июля 2012 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс], URL: http://base.garant.ru/12188083/ (дата обращения 13.04.2018)
10. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями), [Электронный ресурс], URL: http://base.garant.ru/12164203/ (дата обращения 13.04.2018)
11. Федеральный Закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об
организации предоставления государственных и муниципальных услуг». (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс], URL: http://base.garant.ru/12177515/ (дата обращения 16.04.2018)
12. Федеральный закон от 5 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и дополнениями), [Электронный ресурс], URL: http://base.garant.ru/70353464/ (дата обращения 16.04.2018)
13. Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс], URL: http://base.garant.ru/195958/ (дата обращения 16.04.2018)
14. Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс], URL: http://base.garant.ru/12152272/ (дата обращения 16.04.2018)
Научная и учебно-методическая литература
15. Разделение властей [Электронный ресурс], [Текст], URL: http://tonpix.ru/razdelenie_vlastej_447659/ (дата обращения 22.04.2018)
16. Административное право [Электронный ресурс], [Текст], URL: http://hardox.narod.rU/adminright.html#Index5 (дата обращения 10.04.2018)
... Всего источников – 56.