Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности цифровой социализации студенческой молодежи (на примере Санкт-Петербурга)

Работа №126791

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы89
Год сдачи2023
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения цифровой социализации студенческой молодежи 9
1.1. Студенческая молодежь как представитель цифрового поколения 9
1.2. Цифровая социализация 12
1.3. Самопрезентация и цифровая идентичность 14
1.4. Концептуализация цифровой социализации молодежи 18
Глава 2. Цифровая идентификация студенческой молодежи: результаты качественного исследования 20
2.1. Отношение к Интернету 20
2.2. Отношение к информации 23
2.3. Отношение к участникам в Интернете: «Я» и «другие» в Интернете 25
2.4. Деятельность в Интернете 28
Глава 3. Особенности цифровой социализации студенческой молодежи: результаты количественного исследования 32
3.1. Кластерный анализ 32
3.2. Факторный анализ 36
3.3. Характеристики цифровой идентичности 43
3.4. Вариации цифровой социализации студенческой молодежи 50
Выводы 57
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения 66
Приложение №1. Гайд интервью 66
Приложение №2. Список информантов 67
Приложение №3. Таблица основных переменных 68
Приложение №4. Анкета 72
Приложение №5. Рекомендации и область применения ВКР 87
Рекомендации 87
Назначение и область применения ВКР 88

Актуальность исследования
Тема цифровой социализации студенческой молодежи очень актуальна в современном мире. С расширением использования цифровых технологий в повседневной жизни молодые люди постоянно сталкиваются с платформами социальных сетей, онлайн-сообществами и цифровыми средствами коммуникации. В результате то, как они взаимодействуют друг с другом и с окружающим миром, быстро меняется.
Актуальность этого исследования можно рассматривать с нескольких точек зрения. Прежде всего, важно понять, как цифровые технологии формируют процесс социализации молодежи. Это своевременный и важный вопрос, поскольку пандемия COVID-19 ускорила внедрение онлайн-обучения и удаленной работы, что привело к еще большей зависимости от цифровых технологий для коммуникации и социализации.
Во-вторых, исследование имеет практическое значение для образовательных учреждений и родителей. Понимая влияние цифровой социализации на студенческую молодежь, эти заинтересованные стороны могут разработать более эффективные стратегии поддержки социального и эмоционального развития молодых людей, продвижения цифровой грамотности и цифрового гражданства, а также снижения рисков, связанных с онлайн-взаимодействиями.
Наконец, это исследование имеет значение для науки. Изучая динамику цифровой социализации, исследователи могут внести свой вклад в разработку новых теорий и рамок для понимания роли цифровых технологий в формировании социального поведения и установок. Это исследование может дать новое представление о социальных и психологических эффектах цифровых технологий, которые могут послужить основой для разработки мероприятий и политики, способствующих здоровой и позитивной цифровой социализации.
В заключение следует отметить, что изучение цифровой социализации студенческой молодежи весьма актуально в современном мире. Это имеет практическое значение для образовательных учреждений, политиков и родителей, а также важные последствия для более широкой области социальных наук и наук о поведении. Изучая влияние цифровых технологий на социализацию, это исследование потенциально способно генерировать новые идеи, которые могут послужить основой для разработки эффективных стратегий содействия позитивному социальному и эмоциональному развитию молодежи.
Проблема исследования:
Специфика цифровой социализации студенческой молодежи
Степень научной разработанности проблемы
В последние годы изучению цифровой социализации студенческой молодежи уделяется все больше внимания. В этом разделе будет кратко изложен уровень знаний по данному вопросу.
Исследования цифровой социализации студентов проводились с различных теоретических точек зрения, включая социологию и социальную психологию. Социологические исследования были сосредоточены на структурных и культурных факторах, влияющих на цифровую социализацию молодежи. Исследования в области социальной психологии были сосредоточены на влиянии цифровых технологий на самооценку и развитие идентичности молодых людей. Наконец, исследования в области коммуникации изучили роль цифровых технологий в формировании социальных норм и практик.
Во-первых, существует значительный объем литературы о влиянии цифровых технологий на социализацию молодежи. Такие авторы, как Boyd (2014), Livingston (2008) and Turkle (2011), подчеркивают, как цифровые технологии меняют социальные взаимодействия, взаимоотношения и формирование идентичности молодых людей. Эти авторы утверждают, что цифровые технологии предоставляют новые возможности для социализации и коммуникации, но также создают новые вызовы и риски.
Во-вторых, ряд авторов исследовали роль социальных сетей в цифровой социализации молодежи. Allison и др. (2011), et al. (2011), Boyd (2014) и др. показали, что использование социальных сетей связано с расширением социальных связей, но также и с повышенным риском киберзапугивания, тревоги и депрессии.
В-третьих, несколько авторов исследовали влияние цифровой социализации на академическую успеваемость и результаты обучения. Rosen и др. (2013), Kirchner and Karpinski (2010) показали, что чрезмерное использование цифровых технологий может негативно сказаться на успеваемости, концентрации внимания и когнитивных способностях.
В-четвертых, большое внимание уделяется влиянию цифровой социализации на психическое здоровье и благополучие. Twenge and Campbell (2009) and Przybylski and Weinstein (2017) показали, что чрезмерное использование цифровых технологий связано с повышенным риском возникновения тревоги, депрессии и других проблем с психическим здоровьем.
Существует значительный объем исследований, в которых изучается взаимосвязь между цифровой социализацией и гражданской активностью молодежи. Kahne and Bowyer (2017) and Cogburn and Espinoza-Vasquez (2011) показали, что цифровые технологии могут быть мощным инструментом гражданского участия, но также подчеркивают необходимость эффективного обучения цифровой гражданственности для максимального позитивного воздействия этих технологий.
В XXI веке мир движется к цифровой эпохе, в которой почти все делается онлайн, от покупок до общения. Широкое использование цифровых технологий глубоко изменило то, как люди общаются, взаимодействуют и строят отношения. Молодое поколение, в частности, выросло в цифровом мире, и на процесс их социализации большое влияние оказывают цифровые технологии.
В данном исследовании феномен цифровой социализации студенческой молодежи рассматривается с социологической точки зрения. Анализируются различные способы, с помощью которых цифровые технологии повлияли на процесс социализации молодых людей и их взаимоотношения, формирование идентичности и общее благополучие.
Эта тема важна, потому что молодое поколение - это будущее нашего общества, и понимание процесса их социализации необходимо для обеспечения их здорового развития. В связи с пандемией COVID-19, вынудившей большинство учебных заведений перейти на онлайн-обучение, цифровая социализация студенческой молодежи стала более актуальной, чем когда-либо прежде.
В этой работе будет рассмотрена концепция цифровой социализации и ее теоретические основы. Затем, с помощью эмпирического исследования, будут рассмотрены различные способы влияния цифровых технологий на процесс социализации студенческой молодежи, включая их онлайн-общение и использование социальных сетей. Кроме того, будут указаны потенциальные выгоды и риски, связанные с цифровой социализацией.
Цель:
Изучить процесс цифровой социализации студенческой молодежи Санкт-Петербурга.
Задачи:
1. Дать характеристику цифровой социализации.
2. Раскрыть феномен цифровой социализации через формирование цифровой идентичности.
3. Определить структуру цифровой идентичности.
4. Собрать дополнительную информацию о специфике формирования цифровой социализации среди студенческой молодежи Санкт-Петербурга.
Объект: Студенческая молодежь Санкт-Петербурга.
Предмет: Процесс цифровой социализации студенческой молодежи Санкт-Петербурга.
Терминология:
Студенчество - это возрастной период, который приходится на период от 17 до 23 лет. Этот период определяется в концепции Эрика Эриксона как подростковый возраст и характеризуется кризисом и поиском идентичности.
Цифровая социализация - это концепция, относящаяся к процессу социализации, который происходит в онлайн-среде, такой как платформы социальных сетей или виртуальные сообщества. Хелспер и Эйнон (2010) описывают это следующим образом: "процессы, посредством которых люди приобретают цифровые навыки, нормы и практики и интегрируют их в свою повседневную жизнь и идентичность".
Цифровое поколение - это люди, выросшие в среде, где цифровые технологии занимают центральное место в их жизни.
Самопрезентация - это деятельность по контролю за впечатлением, которое другие производят о вас; впечатление, которое, как известно, является неточным, если вы полагаетесь только на свое спонтанное поведение.
Цифровая идентичность - это сложное самоощущение, возникающее в результате электронных взаимодействий, ассоциаций и восприятий человека.
Гипотезы:
Цифровая компетентность студенческой молодежи является главным индикатором для определения уровня ее цифровой социализации.
Методология и методы сбора данных
Выпускная квалификационная работа включает в себя сбор данных с помощью библиографического анализа и обобщения литературы и материалов сети Интернет, а также используются качественные и количественные методы сбора информации у студенческой молодежи Санкт-Петербурга. Качественным методом, выбранным для исследования, является полуструктурированное интервью с открытыми вопросами. Метод полуструктурированного интервью с открытыми вопросами позволяет узнать новую информацию о природе цифровой социализации. Количественным методом сбора данных выступает онлайн-опрос (Приложение №4) на платформе Google Forms.
Процедура сбора данных
Перед сбором данных респондентам предлагались информированные согласия. Каждое интервью было проведено очно, а сбор количественных данных - онлайн. Набором респондентов для интервью и обеспечением места проведения занимался исполнитель исследования.
Перед сбором данных был разработан гайд (Приложение №1. Гайд интервью), который состоял из основных правил проведения интервью и вопросов, соответствующих целям исследования. Модерировал интервью исполнитель ВКР. Время проведения интервью составило в среднем 30 минут. Время прохождения онлайн-опроса составило в среднем 15 минут.
Инструментарий
Инструментарий ВКР включал в себя следующие блоки вопросов:
1. Интернетцентрация. Блок направлен на выяснение отношения респондентов к Интернету как глобальной сети.
2. Информцентрация. Блок вопросов направлен на изучение отношения респондентов к информации в Интернете, отношению к цифровой субкультуре, а также рекламе.
3. Альтероцентрация. Блок направлен на выяснение аспектов коммуникации с другими людьми в Интернете.
4. Аутоцентрация. Блок направлен на выяснение того, как Интернет и использование цифровых технологий влияет на респондента, а также то, как респондент чувствует себя вне Интернета.
Характеристика выборочной совокупности
В соответствии с целями выпускной квалификационной работы была определена генеральная совокупность исследования, в качестве которой выступает вся студенческая молодежь Санкт-Петербурга. Выборочную совокупность для проведения формализованного интервью с открытыми вопросами составили 37 информантов (Приложение №2. Список информантов). Выборочную совокупность для онлайн-опроса составили 392 респондента. В соответствии с доверительной вероятностью 95%, доверительным интервалом 5% и генеральной совокупностью 315797 человек (на основе данных Минобрнауки РФ на 2021 год)1.
Для сбора данных была применена многоступенчатая квотная выборка, построенная с поэтапным отбором респондентов.
• Единицы отбора первой ступени: студенческая молодежь
• Единицы наблюдения: в данный момент проживают в Санкт-Петербурге.
Методики исследования
Для изучения цифровой идентичности применялись следующие методики: методика измерения социальной идентичности [Шнейдер, Хрусталева, 2014], методика изучения личностной идентичности [Шнейдер, 2007], опросник «Восприятие интернета» [Щепилина, 2010], методика «незаконченные предложения».
Методы анализа
Качественный анализ данных включал в себя транскрибирование и кодирование интервью, а затем - интерпретацию полученных данных. Результаты анализа данных легли в книгу кодов. Кодирование данных было проведено с использованием компьютерной программы Atlas.ti.
Количественный анализ данных подразумевал следующие этапы: подготовка(преобразование) данных в Excel с помощью встроенных функций, экспорт таблицы в формате .csv, импорт данных, а также факторный, кластерный, корреляционный и частотный анализ в среде IBM SPSS Statistics.
Визуализация характеристик количественного исследования была осуществлена с помощью нейросети Kandinsky 2.1 и программного обеспечения Gephi для построения социальных графов.
Структура ВКР
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и приложений. В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основания изучения цифровой социализации студенческой молодежи. Во второй главе приводится качественный анализ цифровой идентификации студенческой молодежи. В третьей главе представлены результаты количественного исследования особенностей цифровой социализации студенческой молодежи.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение следует отметить, что цифровая социализация студенческой молодежи имеет свои особенности и должна приниматься во внимание при разработке мероприятий по социализации студентов. В наши дни цифровые технологии стали неотъемлемой частью жизни студентов, а использование социальных сетей и мессенджеров дает возможность общаться, обмениваться информацией, участвовать в общественной жизни и находить единомышленников.
В современном мире существует множество возможностей для общения и обмена информацией. Социальные сети и цифровые платформы являются одним из таких средств. Студенческая молодежь активно пользуется этими инструментами и находится в постоянном виртуальном общении.
В ходе данного исследования были выявлены особенности цифровой социализации студенческой молодежи. Одной из главных особенностей является то, что студенты обладают высоким уровнем цифровой компетентности.
Однако необходимо иметь в виду негативные последствия цифровой социализации, такие как сокращение личных контактов, возможность распространения поддельной и непроверенной информации, а также возможность столкнуться с киберзапугиванием и другими негативными явлениями.
Кроме того, цифровая социализация основана на технологических инструментах, что приводит к увеличению времени, проводимого студентами в виртуальном мире. Это приводит к определенным проблемам, таким как потеря внимания, нехватка времени для общения в реальном мире, повышенный уровень стресса и тревожности.
Несмотря на вышеперечисленные особенности, цифровая социализация имеет много положительных аспектов. Это дает возможность общаться и обмениваться информацией, делает процесс обучения более доступным и удобным. Кроме того, цифровые платформы позволяют студентам общаться с профессионалами в своей области и находить решения своих проблем.
Также было обнаружено, что в цифровой среде студенты предпочитают общаться с теми, кто имеет схожие интересы, взгляды и разделяет их жизненные ценности. Это позволяет им создавать комфортную обстановку и чувствовать себя в безопасности.
Для успешной социализации учащихся в цифровом мире следует уделять внимание развитию навыков критического мышления, пропаганде этики и культуры в социальных сетях, организации мероприятий, направленных на укрепление личных контактов, и т.д.
Особенности цифровой социализации в студенческой среде должны учитываться в работе преподавателей и руководителей образовательных учреждений, а также в повседневной жизни студентов. Рациональное использование современных технологий и соблюдение правил этики и конфиденциальности помогут сделать цифровую социализацию студентов более успешной, продуктивной и безопасной.
Таким образом, цифровая социализация студентов является актуальной темой для исследований. У нее есть как положительные, так и отрицательные черты. Важно, чтобы студенты осознанно использовали цифровые платформы и знали, как справляться с проблемами, с которыми они сталкиваются.


1. Багрий Е.В, Грабельных Т.И, Мохрякова Е.А Идентификация как основной способ развития блогосферы в пространствах самопрезентации молодежи в России // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023. №1 (58).
2. Барышева Ю. С. Социализация и инкультурация российских детей и подростков в цифровой среде: основные проблемы и исследования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. №1 (856).
3. Беликов В.А, Валеев А.С., Романов П.Ю., Григорьев Е.Н. Предупреждение деструктивного влияния цифровой виртуальной среды на процесс социализации личности подростков // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. №2 (34).
4. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю. "Цифровое детство": протестный потенциал школьников (результаты массового опроса в ставропольском крае, 2020 г.) // Вестник Института социологии. 2022. №1.
5. Головчин М.А. Проявления цифровой социализации в молодежной среде: на данных пилотного опроса старшеклассников // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. №5.
6. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 304 с.
7. Грабельных Т.И., Багрий Е.И., Мохрякова Е.А. Трансформация пространств самопрезентации молодежи в цифровом обществе // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023. №1 (58).
8. Гриффит В. [Griffith V.] Виртуальный мир рождает реальные болезни. Финансовые известия, 1996, 54(183).
9. Гужавина Татьяна Анатольевна Готовность молодежи к жизнедеятельности в условиях цифровизации // Вопросы территориального развития. 2020. №4.
10. Данилова Е.А., Щанина Е.В. Воздействие виртуального пространства на социализацию молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. №6.
11. Дудина О.В. К вопросу о структуре цифровой социализации в контексте современного образования // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2021. №3 (112).
12. Демин П.Н. Риски и возможности онлайн-социализации подростков и молодежи // Ценности и смыслы. 2022. №3 (79).
13. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в интернете. М.: Академия, 2008. URL: http://cyberpsy.ru/articles/zhichkina-online-obshhenie/
14. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя интернета. В кн.: Образование и информационная культура. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. С. 431-460.
15. Ишмуратова Д.Ф. Цифровая грамотность молодежи: анализ отдельных элементов // Теория и практика общественного развития. 2022. №1 (167).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ