Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Кураторские практики и стратегии в искусстве сайт-специфик танцевального перформанса

Работа №126726

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы88
Год сдачи2023
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ПЕРФОРМАНСА ОТ ИСТОКОВ ДО ПОСТМОДЕРНА 6
1.1 Теоретические основы и становление перформанса, как новой формы
нематериального искусства 6
1.2 Развитие раннего постмодернистского танца 16
1.3 Танцевальный перформанс как синтетический вид искусства в разрезе
истории и до наших дней 25
ГЛАВА 2 ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ПЕРФОРМАНСА В РОССИИ И МИРЕ 36
2.1 Зарубежный опыт институциализации танца постмодерн 36
2.2 Российский опыт институциализации современного танца и кураторские
подходы к формообразованиям танцевального искусства 46
2.3 Фестивали как особый институт российского танцевального перформанса
56 ГЛАВА 3 КУРАТОРСКИЕ ПРАКТИКИ И СТРАТЕГИИ В ИСКУССТВЕ САЙТ-СПЕЦИФИК ТАНЦЕВАЛЬНОГО ПЕРФОРМАНСА 62
3.1 Особенности экспонирования сайт-специфичного перформанса 62
3.2 Актуальные кураторские стратегии в искусстве танцевального перформанса 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 87


Танцевальный перформанс сегодня является распространенной практикой актуального искусства, применяемой в культурном контексте от региональных выставок до международных биеннале. Современные художники и кураторы ищут новые возможности создания и экспонирования произведений, и танцевальный перформанс, как молодое, синтезированное искусство, является для них ценным и перспективным формообразующим ресурсом. Практическая деятельность в этой области осложняется тем, что танцевальный перформанс недостаточно изучен, не популяризирован и не регламентирован теоретическими базисами. Сайт-специфичность такого искусства создает дополнительные трудности для зрительско- исполнительской коммуникации. Эти факторы вместе определяют актуальность данной работы.
Объектом исследования выступает область современного искусства, в которой танец постмодерн пересекается с искусством перформанса.
Предмет работы — кураторские практики, направленные на экспонирование сайт-специфичного танцевального перформанса.
Цель диссертационного исследования — определить возможные стратегии кураторской деятельности в области сайт-специфичного танцевального перформанса. Для достижения цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- выявить теоретические основы возникновения и развития танцевального перформанса;
- проанализировать зарубежный и российский опыт институциализации танцевального перформанса;
- разработать стратегии экспонирования танцевального перформанса на примере актуального сайт-специфичного искусства.
Решение этих задач позволило вынести на защиту следующие положения:
1. Практика куратора при экспонировании сайт-специфичного искусства должна помогать встраивать выставочный организм в определенный пространственный контекст и делать эту форму искусства более понятной для зрителя.
2. Кураторские стратегии в искусстве сайт-специфик танцевального перформанса преимущественно основываются на трех аспектах: пространство, контекст и аудитория.
Степень изученности такого явления как танцевальный перформанс на сегодняшний день не является достаточной. Это искусство ограниченно рассмотрено в трудах зарубежных теоретиков. Преимущественно, их работы посвящены отдельно каждой форме искусства - перформансу (Клэр Бишоп, Роузли Голдберг) и танцу (Салли Бейнс, Андре Лепеки). В российском поле важным исследователем танцевального перформанса является Анна Козонина.
Методологическая база работы представлена как теоретическими, так и практическими методами:
- культурно-исторический метод с целью определения основных предпосылок формирования института танцевального перформанса;
- метод сравнительного анализа с целью выявления общих точек соприкосновения зарубежных и российских художников танцевального перформанса;
- типологический метод исследования деятельности кураторов- кураторов, кураторов-хореографов, кураторов-исполнителей.
- аналитический метод с целью определения основных стратегий кураторской деятельности в искусстве сайт-специфик танцевального перформанса.
Работа построена в соответствии с обозначенной целью и задачами исследования и состоит из трех глав, восьми подпунктов, введения, заключения, списка источников и литературы и приложения. Общий объем работы — 86 страниц. Список источников содержит 66 наименований. Первая глава является теоретической, в ней рассматриваются основы и исторические предпосылки возникновения танцевального перформанса, а также выявляется общая характеристика синтезированного искусства на границе перформативных практик и танца постмодерн. Глава разделена на три подпункта, в которых последовательно исследуется информация об искусстве перформанса, танца постмодерн и танцевального перформанса, возникающего на стыке этих двух форм. Формулируется ключевое понятие танцевального перформанса, на основе которого строится дальнейшая работа. Вторая глава иллюстрирует на конкретных примерах процесс институциализации танцевального перформанса и его легитимации среди участников художественного процесса. В первых двух подпунктах рассматривается зарубежный и отечественный опыт соответственно, а в третьем на обсуждение выносится фестиваль, как характерный институт танцевального перформанса в России. Третья глава посвящена непосредственно практической деятельности куратора в искусстве танцевального перформанса. В первом подпункте подробно исследуется сайт-специфичная особенность этой формы искусства, а во втором изучаются стратегии, применяемые кураторами для экспонирования танцевального перформанса, а также предлагается собственная концепция и ключевые пункты работы с этим искусством. На протяжении всей работы предлагаются примеры из мирового и российского опыта демонстрации танцевального перформанса с акцентом на его сайт- специфичность .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Танцевальный перформанс представляет собой относительно новый жанр современного искусства и, несмотря на отсутствие методологической базы и широкого теоретического анализа, его популярность в последнее время возрастает. К нему обращаются художники и хореографы, которые ищут новые формы для демонстрации своих концепций, где опыт зрителя важнее смысловой роли тела и движения. Недостаточно изученный мировой опыт экспонирования танцевального перформанса ставит перед современными кураторами вопросы и вызывает полемику в контексте внедрения жанра в выставочную практику. Все чаще важной характеристикой танцевального перформанса становится его сайт-специфичность, что бросает куратору дополнительные вызовы в работе с пространством.
Актуальность работы вызвана фрагментарностью знаний о сайт- специфичном искусстве и недостаточной трактовкой танцевального перформанса в русскоязычных источниках. В совокупности с нарастающей востребованностью жанра, требуется более подробное исследование темы.
В процессе данного исследования мы определили возможные стратегии кураторской деятельности в области сайт-специфичного танцевального перформанса и пришли к следующим выводам:
- теоретические и практические основы возникновения и развития танцевального перформанса были заложены в середине прошлого века и сформированы деятельностью западных художников, работавших на границе жанров искусства;
- анализ зарубежного и российского опыта институциализации танцевального перформанса показал его неравномерное временное и пространственное развитие. Вместе с актуальной тенденцией заимствования западных концепций в практиках отечественных художников, четко прослеживается собственный фестивальный опыт расширения границ жанра и его популяризации;
- в поле кураторской деятельности остается актуальной необходимость разработки стратегий экспонирования танцевального перформанса. В данном исследовании мы предлагаем сосредоточиться на трех аспектах: пространстве, контексте и аудитории. Последовательная работа в этих направлениях, базирующаяся на ключевых точках - временной промежуток действия, партиципаторность, наличие сценария, цель проекта, серийность, зрелищность, документация, позволяет сформировать кураторский проект, отвечающий требованиям формы танцевального перформанса.
Сформулированное понятие сайт-специфик танцевального перформанса открывает перспективы для последующего критического анализа художественных работ и формирования кураторских концепций этой формы искусства.
Установленные нами факторы, влияющие на кураторскую деятельность в искусстве сайт-специфик танцевальном перформансе, а также определение целей и задач, возникших в новой формотворческой парадигме, могут послужить основой для дальнейших исследований.



1. Александринский театр. Официальный сайт. [Электронный ресурс]:
Александринский театр. - URL: https ://alexandrinsky.ru/afisha-i-
bilety/open-look-xkhiv-mezhdunarodnyy-festival-sovremennogo-tantsa/ (дата обращения 2.05.2023).
2. Дом радио. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: Дом радио. - URL: https://musicaeterna.org/ru/(дата обращения 2.05.2023).
3. Коммерсант. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: Поездки за пустотой. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5941114#id2365236
4. Культурология. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: интернет-
журнал «Культурология». - URL:
https://kulturologia.ru/blogs/220422/53128/(дата обращения 29.04.2023).
5. Музей современного искусства «Гараж». Официальный сайт.
[Электронный ресурс]: Выставка do it. - URL:
https://garagemca.org/exhibition/do-it-moscow-2014 (дата обращения
29.04.023).
6. Русский музей. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: Русский музей. - URL: https://rusmuseum.ru/marble-palace/news/15-dekabrya-site- specific-performans-ya-byl-zdes/(дата обращения 29.04.2023).
7. Студия перформативных практик «Сдвиг». Официальный сайт.
[Электронный ресурс]: Сдвиг. - URL:
https://sdvig.space/tanecbezumaotsebya/(дата обращения 2.05.2023).
8. Танцевальный кооператив «Айседорино горе». Официальный сайт. [Электронный ресурс]: Айседорино горе. - URL: https://www.isadorino- gore.com/(дата обращения 29.04.2023).
9. Театр балета Бориса Эйфмана. Официальный сайт. [Электронный
ресурс]: Театр балета Бориса Эйфмана. - URL:
https://www.eifmanballet.ru/ru/(дата обращения 29.04.2023).
10. Театр Стаса Намина. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: Победа над Солнцем. - URL: https://stasnamintheatre.ru/performance/pobeda-nad- solncem/(дата обращения 2.05.2023).
11. Фестиваль Context. Diana Vishneva. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: Context. Diana Vishneva. - URL: https://contextfest.com/about(дата обращения 2.05.2023).
12. Фестиваль Open Look. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: Open Look. - URL: https://open-look.ru/(дата обращения 2.05.2023).
Литература:
13. Алдашева, Е. «Context. Diana Vishneva» и ГМИИ создали кросс- медийный фильм [Электронный ресурс]: Театр, 2021. - URL: https://oteatre.info/film-slepok/(дата обращения 2.05.2023).
14. Аристархова, И. Гостеприимство матрицы. Философия, биомедицина, культура. - СПб.: ИД Ивана Лимбаха, 2017. 368 с.
15. Бейнс, Салли. Терпсихора в кроссовках. Танец постмодерн. М.: ООО «Арт Гид», 2018. 312 с.
16. Белая, Э. Саша Вальц. Танец как форма диалога танца с архитектурой [Электронный ресурс]: Арт-объединение "Это спектакль", 2021. - URL: https://dzen.ru/id/6023cca768c74e18ee5a6b6f(дата обращения 2.05.2023).
17. Белошицкая, О. Истоки танца. Мерс Каннингем. [Электронный ресурс]:
Свобода танцевать, 2017. - URL: https://svoboda-
tancevat.ru/2017/05/09/cunningham/(дата обращения 29.04.2023).
18. Бишоп, Клэр. Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства. М.: V-A-C press, 2018. 528 с.
19. Бишоп, Клэр. Искусство инсталляции. М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. 192 с.
20. Буррио, Николя. Реляционная эстетика. Постпродукция. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 216 с.
21. Ганюшина Е. Стив Пакстон. Награда Венецианского Биеннале-2014 за
жизненные достижения [Электронный ресурс]: Пространство
современного танца, 2014. - URL: http://roomfor.ru/steve-paxton-vennice- biennale/(дата обращения 29.04.2023).
22. Голдберг, Роузли. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 320 с.
23. Горбунова, К. О методе работ по синтетическому искусству. В. В. Кандинский и новая наука об искусстве / К. Горбунова // Искусствознание / Государственный институт искусствознания. - Москва, 2011. С. 186-193
24. Гордеева Т. В. Художественная коммуникация в танцевальном перформансе: трансформация зрительского восприятия в работах Андрея Андрианова и Тараса Бурнашева / Т. В. Гордеева // PHILHARMONICA. INTERNATIONAL MUSIC JOURNAL / Академия русского балета им. А. Я. Вагановой. - СПб, 2019. С. 55-62
25. Горобчук, О. А. Инновационная хореография Мерса Каннингема / О. А. Горобчук // Культурное пространство русского мира / Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. - Омск, 2018. С. 218-225
26. Горюнова, И. Борис Эйфман. «Чайка-2». Перечитывая заново...
[Электронный ресурс]: Литературная газета, 2022. - URL:
https://lgz.ru/article/-32-6846-10-08-2022/boris-eyfman-chayka-2- perechityvaya-zanovo-/(дата обращения 29.04.2023).
27. Грэм, Марта. Память крови. Автобиография. М.: ООО «Арт Гид», 2020. 240 с.
28. Деррида, Жак. О грамматологии. М.: Ад Маргинем, 2000. 512 с.
29. Ельшевская, Г. Концептуализм и соц-арт [Электронный ресурс]: Arzamas.academy. - URL: https://arzamas.academy/materials/1206(дата обращения 29.04.2023).
30. Жалнин, В. Happy women. К 80-летию Мередит Монк [Электронный
ресурс]: Музыкальная жизнь, 2022. - URL:
https://muzlifemagazine.ru/happy-woman/(дата обращения: 2.05.2023)
31. Каменская, А. Борис Эйфман — о танце, Петербурге и заслуженном
озарении [Электронный ресурс]: Стиль РБК, 2020. - URL:
https://style.rbc.ru/people/62b5cf8d9a7947b1a8de30c0(дата обращения 5.05.2023).
32. Кисеев В. Ю. Сайт-специфик перформанс в творчестве Мередит Монк /
В. Ю. Кисеев // Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова. - Ростов н/Д, 2021 50 с. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sayt-spetsifik-performans-v-tvorchestve- meredit-monk(дата обращения: 2.05.2023)
33. Клименхага, Ройд. Пина Бауш. Обнажение телесного присутствия. М.: ООО «Арт Гид», 2021. 172 с.
34. Кляйн, Габриэле. Танцтеатр Пины Бауш: искусство перевода. М.: Индивидуум, 2021. 448 с.
35. Козонина, Анна. Странные танцы. Теории и истории вокруг танцевального перформанса в России. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 350 с.
36. Котович, Т. В. Движение, время, ритм и проекции хореографического поиска / Т. В. Котович // Искусство и культура / Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. - Витебск, 2016. С. 6-30.
37. Кравченко А. Танец, который не претендует быть [Электронный
ресурс]: Around Art, 2021. - URL:
http://aroundart.org/2020/03/22/kravchenko-tanets-kotoriy/ (дата
обращения 2.05.2023).
38. Краусс, Розалинд. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М.: Художественный журнал, 2003. 331 с.
39. Кузнецова, Т. Пластика подсознания [Электронный ресурс]: Коммерсант, 2013. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/2156057(дата обращения 2.05.2023).
40. Курюмова Н. В., Коротаева Е. В. Фестиваль современного танца как способ существования и развития современного танца в России / Н. В. Курюмова, Е. В. Коротаева // Вестник Гуманитарного университета / Гуманитарный институт. - Москва, 2019. №1
41. Лепеки Андре. Исчерпывая танец. Перформанс и политика движения. М.: ООО «Арт Гид», 2021. 208 с.
42. Лившиц, Бенедикт. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания. Л.: Сов. писатель, 1989. 720 с.
43. Лидерман, Ю. Группа «Коллективные действия»: метонимия театра в первом томе «Поездок за город» [Электронный ресурс]: Театр, 2018. - URL: https://oteatre.info/gruppa-kollektivnve-dejstviva-metonimiva-teatra- v-1-m-tome-poezdok-za-gorod/(дата обращения 29.04.2023).
44. Мизиано, В. Пять лекций о кураторстве. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 324 с.
45. Мисслер, Николетта. Вначале было тело. М.: ООО «Искусство - XXI век», 2010. 448 с.
46. Митенко, П. Перформанс как утопия: почему в будущем, которое
придумывают современные художники, останутся приключения, но исчезнут отчуждение и труд [Электронный ресурс]: Нож, 2019. - URL: https://knife.media/utopian-performance/(дата обращения
29.04.2023).
47. О'Догерти, Брайан. Внутри белого куба. М.: Ад Маргинем, 2015. 144 с.
48. Пархомовская Н. Правила жизни Мередит Монк [Электронный ресурс]: Театр, 2019. - URL: https://oteatre.info/pravila-zhizni-meredit-monk/(дата обращения: 2.05.2023)
49. Погорелова Е. Роботы, флаги и хореографический камуфляж [Электронный ресурс]: Нож, 2023. - URL: https://knife.media/dance-tech/(дата обращения 29.04.2023).
50. Рансьер, Жак. Эмансипированный зритель. Нижний Новгород: Красная ласточка, 2018. 276 с.
51. Раш, Майкл. Новые медиа в искусстве. М.: Ад Маргинем, 2018. 216 с.
52. Светличный, А. How To Do Things With Music [Электронный ресурс]: Театр. - URL: https://oteatre.info/how-to-do-things-with-music-br-chast- vtoraya/(дата обращения 29.04.2023).
53. Святуха, О. П. Танец буто как синтез западных и восточных культурных традиций / О. П. Святуха // Театральное искусство как среда формирования ценностей общества. - Москва, 2018. С. 181 - 192. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tanets-buto-kak-sintez-zapadnyh-i- vostochnyh-kulturnyh-traditsiy/viewer(дата обращения 29.04.2023).
54. Скляревская, И. Расцвет русского балета: Дягилев и Русские сезоны
[Электронный ресурс]: Arzamas.academy. - URL:
https://arzamas.academy/materials/1313(дата обращения 29.04.2023).
55. Смирнова-Гриневич, Н. Концептуальный театр Саши Вальц
[Электронный ресурс]: Вопросы театра. - URL:
https://theatre.sias.ru/upload/voprosy teatra/2014 1 -2 197-206 smirnova- grinevich.pdf(дата обращения 29.04.2023).
56. Смит, Терри. Осмысляя современное кураторство. М.: Ад Маргинем, 2015. 272 с.
57. Сонтаг, Сьюзен. Против интерпретации и другие эссе. М.: Ад Маргинем, 2014. 216 с.
58. Фишер-Лихте, Эрика. Эстетика перформативности. М.: Канон+, 2015. 276 с.
59. Форд, Мартин. 100 арт-манифестов. От футуристов до стакистов. М.: ООО «Альпина нон-фикшн», 2022. 188 с.
60. Юдина, А. Диана Вишнева. Мультивселенная. М.: Эксмо, 2018. 272 с.
61. Austin J.L. How to do things with words. UK: Oxford University Press, 1962. 557 p.
62. Banes, Sally. Democracy's Body: Judson Dance Theatre, 1962-1964. Duke University Press Books, 1993. 288 p.
63. Cvejic, Bojana. Choreographing Problems Expressive Concepts in European Contemporary Dance and Performance. UK: Palgrave Macmillan, 2015.335р.
64. Kunst, Bojana. Artist at Work. Zero Books, 2015. 480 p.
65. Martin, John. The modern dance Princeton. N.J.: Princeton Book Co. 1989. 554 р.
66. Phelan P. Unmarked: The Politics of Performance. London: Routledge, 2003. 336 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ