ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ИНТОНАЦИИ, ЕЁ РОЛЬ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ 6
1.1 Сущность и компоненты интонации 6
1.2. Особенности английской интонации 10
1.3. Использование тона в китайском языке 16
1.4. Функциональный анализ интонации 18
1.4.1. Функции английской интонации 19
1.4.2. Функции китайской интонации 22
1.5. Контрастивный анализ английской и китайской интонации 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 28
ГЛАВА П.РАЗРАБОТКА ЛИНГВО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО
ОБУЧЕНИЮ ИНТОНАЦИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НОСИТЕЛЕЙ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА 31
2.1. Определение трудностей носителей китайского языка в освоении
интонации английского языка 31
2.2. Приемы формирования у студентов интонационных
навыков 35
2.3. Пошаговая инструкция к комплексу упражнений 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 48
Правильное владение речевой интонацией является признаком фонетической грамотности говорящего. Поэтому изучающим английский язык следует уже с первых сказанных предложений уметь верно передавать мелодику английской речи и расставлять фразовое ударение. Многие обучающиеся, имея теоретические знания, нуждаются в практическом освоении иностранного языка.
Работа над произносительными и ритмико-интонационными навыками должна производиться на всех этапах обучения иностранному языку. Обучающимся необходимо быстро понять сказанное и интонационно правильно оформить свою речь. На первом этапе обучения иноязычной речи больше внимания должно уделяться правильному произношению и интонации. Упражнения, помогающие этому, должны способствовать автоматизации навыков произношения. Особое значение приобретает этот аспект при контакте фонемных и тональных языков, поскольку функции интонации в этих двух языковых группах значительно различаются. При разработке данного вопроса выявляются многие этнолингвистические особенности, характерные для английского и китайского языков, а также русского языка как фонового.
Не всегда молодые специалисты в совершенстве владеют эффективными методиками обучения ритмико-интонационному оформлению английской речи. Поэтому изучение данной проблематики представляет для нас особый интерес.
Все вышеприведенное подтверждает актуальность темы исследования.
Цель настоящего исследования: провести контрастивный анализ английской и китайской интонации и разработать комплекс упражнений для развития интонационных навыков в английской речи студентов - носителей китайского языка.
Для успешного достижения поставленной цели следует выполнить следующий ряд задач:
1. изучить интонационную систему английского языка;
2. изучить интонационную систему китайского языка;
3. провести контрастивный анализ с использованием лингвистического эксперимента;
4. на основании полученных данных разработать комплексупражнений для развития навыков интонирования английской речи студентов из КНР.
Объект исследования - процесс обучения студентов из КНР 1 курса иностранного бакалавриата навыкам английской речи и ее интонационному оформлению.
Теоретическая база исследования состоит из монографий, научных статей, а также открытых источников из сети интернет. Это прежде всего труды таких авторов как Л.Р. Зиндер, Н.Д. Светозарова, Е.А. Брызгунова, Г.М. Вишневская, И.Г. Торсуева, Н.А. Спешнев, И.Ю. Павловская, J.D. O’Connor and Arnold, J.C. Wells, Ohala J.J., Lei Wang, Shiwen Yu.
Материалом исследования экспериментальные данные, полученные при записи китайских учащихся;
- интонационные конструкции, представленные в аудиокурсах учебников по китайскому языку и J.D. O’Connor and Arnold, J.C. Wells, А.Ф. Кондрашевский «Практический курс китайского языка»);
В работе использовались следующее методы исследования: описательно-аналитический, классификационный, метод контрастивного анализа контактирующих языков, инструментальный анализ интонации, графический метод обработки результатов.
Структура работы определяется целями и задачами, поставленными в работе. Дипломная работа, общим объёмом 48 страницы, состоит из введения, двух глав с выводами к каждой из них, заключения, списка использованной литературы, списка словарей, списка сокращений и приложения.
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются основные цели и задачи исследования, определяется объект, предмет, выбор методов исследования.
Первая глава посвящена аналитическому обзору литературы по темы дипломной работы. Приводятся основные концепции по теме исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования.
Вторая глава - это анализ результатов исследования и разработки комплекса упражнений, направленных на формирование интонационных навыков,
В Заключении излагаются основные результаты и подводятся общие итоги исследования.
В данной дипломной работе были исследованы вопросы, связанные с разработкой лингвометодических материалов по обучению интонации английского языка для носителей китайского языка. Были рассмотрены основные аспекты интонации, ее роль и компоненты, а также особенности английской и китайской интонации.
В первой главе было осуществлено понятийное определение интонации, выделены ее компоненты, а также проанализированы функции интонации в английском и китайском языках. Контрастивный анализ позволил выявить различия и сходства между английской и китайской интонацией.
Во второй главе разработаны приемы и методики формирования интонационных навыков у студентов.
Также была представлена пошаговая инструкция к использованию комплекса упражнений, которые помогут студентам развивать свои интонационные навыки. Упражнения включают анализ и имитацию интонационных образцов, прослушивание и повторение аудиоматериалов с акцентом на правильную интонацию, а также использование интонации в речевых ситуациях через ролевые игры и коммуникативные задания. Разработка лингвометодических материалов по обучению интонации английского языка для носителей китайского языка является актуальной задачей. Предложенные в работе приемы и методики позволят студентам улучшить свои навыки в использовании правильной интонации, что положительно скажется на их коммуникативных навыках и понимании речи на английском языке.
В заключении можно сказать, что при обучении интонации необходимо иметь в виду, что это один из самых сложных аспектов работы с языком, связанный с артикуляцией и слухом. На ранних стадиях обучения важно использовать вопросительно-ответные конструкции, а на более продвинутых этапах включать другие виды диалогических структур. Для развития навыков интонации в английской речи используется аналитико-синтетический метод, который основывается на анализе практического опыта речи и синтезе интонационных средств.
1. Антипова A. M. Ритмическая система английской речи. - М.: Высш. шк.,1984. - 118 с.
2. Антипова Е.Я., Каневская С.Л., Пигулевская Г.А. Пособие по английской интонации - Ленинград : Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1974. - 231 с.
3. Блохина Л. П. Потапова Р. К. Методика анализа просодических характеристик речи. - М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1977. - 84 с.
4. Бондарко Л. В. Вербицкая Л. А. Гордина М. В. Основы общей фонетики. 4-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 160 с.
5. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи: - 4-е изд., перераб. - М. : Рус. яз., 1981. - 279 с.
6. Васильев В. А. Фонетика английского языка. - 2-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1980. - 256 с.
7. Великая Е.В. Просодическая реализация смысловой структуры монолога в сценической и спонтанной речи: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1994.
8. Денисова Л. Г. Ведение в философию: учебное пособие . - М.:
Просвещение, 2009. - 158 с.
9. Зиндер Л. Р. Общая фонетика и избранные статьи [Текст] : учебное пособие / Л. Р. Зиндер. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Филолог. фак. СПбГУ ; М. : Academi A, 2007. - 575 с.
10. Зубкова Л. Г. Фонетика в системе языка. Выпуск. - М.: РУДН, 1997. - 5 с.
11. Кантер Л. А. Системный анализ речевой интонации. -М.: Высш. шк.,1988.-128 с.
12. Колыхалова О. А. Учитесь говорить по-английски: учебное пособие .
- М.: ВЛАДОС, 1990. - 250 с.
13. Павловская И. Ю. Варьирование интонационного контура в различных речевых ситуациях: Автореф. ... д. ф. н. Санкт- Петербург,1992. 49 с.
14. Павловская И. Ю. Фоносемантический анализ речи. - СПб.: Изд-во СПБГУ, 2004. - 291 с.
15. Павловская И. Ю. Экспериментальное сопоставительное исследование английской и китайской интонации. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, № 5, 2016, ISSN 1998-0817, C. 166-170 .
16. Торсуева И. Г. Интонация и смысл высказывания: учебное пособие. - М.: Наука, 1979. - 111 с.
17. Шамина Е. А. Типы интонационных упражнений // Материалы XXXV международной филологической конференции. - Н. Новгород: 2006. Вып.
24. С. 131- 137.
18. Шевченко Т. И. Фонетика и фонология английского языка: Курс теорети- ческой фонетики английского языка для бакалавров. Дубна : Феникс, 2017. 256 с.
19. Широкова Т. А. Методы типологическо-контрастивных сопоставлений в Московской формальной школе : учебное пособие. - М., 1997. - 65 с.
20. Wells J.C. English Intonation. An Introduction // Cambridge University Press, 2006. p 276.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Глоссарий [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mybiblioteka.su/3-40275.html- Загл. с экрана. (Дата обращения: 06.10.2022).
2. Интонация, её структура и функции [Электронный ресурс] - Режим доступа:https: //studfile. net/-Загл. с экрана.(Дата обращения: 20.04.2023).
3. Основные правила интонации английского языка [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.englishdom.com- Загл. с экрана. (Дата обращения: 20.04.2023).
4. Пять видов вопросов в английском языке [Электронный ресурс]- Режим доступа:https://langformula.ru/english-grammar/questionsv - Загл. с экрана. (Дата обращения: 20.04.2023).
5. Фонема и тон [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hieroglyphs.ru/phonemaiton. Html - Загл. с экрана. (Дата обращения: 30.09.2022).
6. Pavlovskaya, Irina. Testing and Teaching English Intonation to Chinese Students TEA SIG IATEFL Newsletter, December 2016, № 60. - PP 13-16 URL:http://edition.pagesuiteprofessional.co.uk/Launch.aspx?EID=58c64536-02a9-4a82-aafe-0656958b85f8 - Загл. с экрана. (Дата обращения: 20.05.2023).