ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА 9
1.1 Основные подходы к определению понятия “дискурс” 9
1.2 Виды и функции политического дискурса 16
1.3 Методология критического дискурс-анализа в аспекте изучения
политического дискурса СМИ 24
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ ВПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ) ... 33
2.1 Медиатекст в электронном новостном дискурсе федеральных газет 33
2.2 Социокультурный контекст предвыборного дискурса 2018 41
2.3 Основные категории политического дискурса федеральных СМИ (на
примере «Российской газеты», «Известий») 50
2.4 Особенности дискурсивных практик федеральных СМИ (на примере
«Российской газеты», «Известий») 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Приложение А. Программа исследования 94
Приложение Б. Результаты контент-анализа («Российская газета») 98
Приложение В. Результаты контент-анализа («Известия») 103
Приложение Г. Кодировочные таблицы («Российская Газета», «Известия»)109
Приложение Д. Медиакарта 127
Приложение Е. Эмпирическая база исследования
Актуальность темы ВКР обусловлена тем, что в современном мире большими темпами развивается медиатизация политики. Роль СМИ стремительно возрастала с развитием телевидения, а в настоящее время большое значение играет Интернет как современное средство массовой информации. Нельзя не учесть, что социальная действительность не только отражается в языке коммуникации, но и постоянно обновляется, что подразумевает развивающееся исследовательское поле. Необходимо понимать, что роль средств массовой информации в политической сфере может варьироваться, исходя из определенных задач. В рамках данной работы внимание уделяется тому, каким образом средства массовой информации отбирают и формируют политический дискурс.
Академическое богатство мнений и отсутствие унифицирующего подхода к изучению феномена дискурса, его теоретико-методологических основ обусловило как неподдельный интерес к проблематике политического дискурса, так и важность данной области исследований для политической науки. Таким образом, в политической науке перспективы развития аппарата дискурс-анализа представляется одним из важнейших теоретико-методологических направлений развития дисциплины.
Изучение, в частности предвыборного дискурса, позволяет определять каким способом как эксплицитно, так и имплицитно происходит формирование в социуме определенного отношения к политическим событиям, их оценки, в том числе воздействия на поведение людей, на электоральный выбор того или иного кандидата, на отстаивание активной гражданской позиции в качестве волеизъявления, повышения явки избирателей. Отвечая на вопрос «каким образом интерпретируется информация?», т.е. осуществляется перенос фактов
из объективной реальности в реальность информационную, мы исследуем как политический дискурс СМИ воздействует на массового адресата, либо на определенный электорат.
Степень научной разработанности.
В качестве основных источников дискурс-анализа можно выделить: исследования в области морфологии нарративных структур известного основоположника современной теории текста В.Я. Проппа и работы советских лингвистов М.М. Бахтина, Р.О. Якобсона и др.; исследования по теории речевых актов Дж. Остина, Дж. Серля и Г. Грайса; анализ речевого общения в рамках микросоциологии (работы Э.Гоффмана, Г.Гарфинкеля и др.), социолингвистические исследования (Дж. Фишман, С. Эрвин-Трипп, У. Лабов, М.А.К. Холлидей и др.). Также большое количество работ и исследований посвящено изучению связей между политической проблематикой и дискурсивными вопросами. Проблемами теории дискурса, в том числе и политического, занимались зарубежные исследователи (Р. Водак, Т. ван Дейк, Л. Филлипс и М.В. Йоргансен, Ж.К. Чалаби) и отечественные (Н. Д. Арутюнова, В.З. Демьянков, М.Л. Макаров, Е.И. Шейгал и др.).
Важно отметить, что отечественная школа дискурс-исследований уделяла значительное внимание изучению дискурса с точки зрения когнитивных схем и метафор. Нельзя оставить незамеченным журнал «Дискурс Пи», специализирующегося в том числе на методах дискурс-анализа в области социальных и гуманитарных исследований. Также известно направление дискурсивного анализа, занимающегося вопросами символической политики и проблемами идентичности.
«Пересечение» социальной психологии с изучением речевой интеракции выразилось в дискурсных исследованиях, именуемых как «дискурсивная психология» (работы М.Уэзерелла, Я. Поттера ). «Критический дискурс- анализ» отражает критику политических отношений, связанных с деконструктивистским осознанием процессов коммуникации (Р.Водак, Т.А. ван Дейк, Н. Фэркло, Э.Лаклау, Ш. Муфф).
Актуальность темы данного исследования, ее научная и практическая значимость определили объект, предмет, цель и задачи настоящей работы.
Объект: политический дискурс.
Предмет: дискурсивная практика федеральных СМИ на примере медиатекстов электронных газет в период президентской избирательной кампании 2018.
Цель настоящей работы состоит в выявлении основных характеристик политического дискурса в федеральных СМИ в контексте президентских выборов 2018 года.
Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Проанализировать ключевые понятия такие как дискурс, политический дискурс, политический дискурс СМИ;
2. Выявить основные виды и функции политического дискурса;
3. Изучить методологию критического дискурс-анализа в аспекте дискурсивной практики СМИ;
4. Обозначить структурно-композиционные характеристики
медиатекстов новостных интернет-порталов;
5. Проанализировать дискурсивные и социокультурные практики в контексте предвыборного дискурса 2018;
6. Сделать по результатам проведенного анализа выводы о коммуникативно-прагматических особенностях политического дискурса федеральных СМИ.
Теоретико-методологическая основа исследования состоит из трудов зарубежных и отечественных исследователей, затрагивающих исследуемую проблематику, в особенности работы: Т.А. ван Дейка, Л. Филлипс и М.В. Йоргенсен, Р. Водак, Е.И. Шейгал, Н. Фэркло . Методологической основой исследования является критический дискурс-анализ.
В качестве методов исследования были использованы: описательный метод, включающий анализ, сопоставление и классификацию. А также методика критического дискурс-анализа на основании трехуровневой модели Н.Фэркло в сочетании с компонентами анализа дискурсивной практики СМИ, методика контент-анализа. Категории получили свое наименование, исходя из основного содержания новостных статей. Совокупность всех категорий, подкатегорий и индикаторов представлены в категориальной сетке (см. Приложение Г, табл. 19, табл. 20).
Материалом для исследования стали новостные медиатексты интернет- порталов федеральных российских газет, а именно: «Российская газета» (RG.RU) и «Известия» (IZ.RU) в количестве 511 единиц (см. Приложение Е). Выборочная совокупность медиатекстов отражает принадлежность к электронным ресурсам федеральных СМИ за период, относящийся к избирательной кампании 2018 года.
Эмпирический материал был сформирован посредством метода квотной выборки по таким параметрам как: во-первых, рейтинг-5 по ИЦ федеральных газет и рейтинг -5 на основании гиперссылок в соцмедиа согласно данным 2018 года; во-вторых, принадлежность к периоду избирательной кампании: с 18 декабря 2017 года по 17 марта 2018 года.
Апробация работы. Работа с методикой критического дискурс-анализа Н.Фэркло была представлена в исследовании сетевого дискурса в рамках темы «Культурный фактор в развитии сетевого дискурса (на примере общественного конфликта в Петрозаводске)» в соавторстве с Д.А. Будко, с А. А. Денисовой на VI ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Возможности и угрозы цифрового общества».
Структура дипломной работы подчинена логике, обусловленной целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Теоретическая значимость настоящей работы предполагает расширение теоретических и практических знаний в области критического дискурс-анализа. В частности, исследование политического дискурса СМИ обуславливает развитие комплексного подхода к изучению и анализу новостных текстов.
Практическая значимость определяется возможностью использования в дальнейшем результатов проведенного исследования в выявлении особенностей политического дискурса СМИ. В том числе представленные результаты могут представлять интерес для политических консультантов, имиджмейкеров и специалистов по связям с общественностью.
В условиях медиатизации политической сферы политический дискурс СМИ становится одним из регулятивных механизмов интерпретации социально-политических событий. Формируя триадическую связь в дискурсивной коммуникации «государство - СМИ - общество», СМИ выступает одновременно в качестве канала воплощения политического дискурса, так и в роли активного интерпретатора освещаемых тем. Критический дискурс-анализ позволяет рассматривать воспроизводство текстов в СМИ с точки зрения их отношения к власти, опираясь на концепцию целеполагания политического дискурса.
Безусловно, в контексте трансформаций средств массовой коммуникации, электронный новостной дискурс становится новым инструментом в реализации основных целей политического дискурса, а именно, борьбы за власть и ресурсы влияния. Обладая такими специфическими свойствами как гипертекстуальность, поликодовость, интерактивность, а также территориально безграничный характер распространения, электронный газетный дискурс содержит арсенал средств воздействия на реципиентов.
В качестве основных особенностей политического дискурса избирательной кампании 2018 года можно выделить следующие:
Во-первых, политический дискурс приобрел черты плебисцитарной модели, направленной на демонстрацию поддержки действующему президенту страны;
Во-вторых, самыми распространенными политическими метафорами, приписываемыми процедуре избрания главы государства, стали «прозрачные/честные/открытые» выборы. Прагматическая функция используемых политических метафор также отражает соблюдение нормативно-правовых требований избирательного процесса, гарантирующих легитимность итогов голосования.
В-третьих, позиционирование кандидата В.В. Путина воплощало роль «защитника» наряду с ярким образом «сильной личности». Тональность освещения других кандидатов имела, в основном, нейтральные значения. Исключения составили кандидаты: П. Грудинин и К. Собчак.
Для упоминаний кандидатов в новостных заголовках в начале предвыборной кампании была характерна ориентированность на преодоление порога осведомленности избирателей, в частности, обозначение фрагментов предвыборных программ. В дальнейшем заголовки новостных текстов, указывающие действующего президента, фокусировали внимание читателей на данном кандидате. Вследствие было отмечено сокращение упоминаемости остальных кандидатов в новостной повестке избирательной кампании, за исключением резонансных событий. Таким образом, прослеживается доминирующая роль определенных коммуникантов предвыборного дискурса.
Однако нельзя не отметить, что новые лица для россиян в избирательной кампании не были лишены возможности приобрести известность. Например, вторым по популярности упоминаний в заголовках новостей стал кандидат П. Грудинин. Как итог, по результатам выборов занял второе место, получив 11,77% голосов. Данный пример наглядно отражает, что в условиях медиатизации политики и политической персонализации заинтересованность СМИ в освещении определенных кандидатов играет большую роль.
В-четвертых, интертекстуальные связи в медиатекстах двух федеральных источников присутствовали в различных формах. Цитаты выступали средством иллюстрации, аргументации, а также включали в ось «адресант - реципиент» третье лицо, являющееся авторитетным и компетентным. В новостных текстах «Российской газеты» регулярно использовались фрагменты юридических документов, придающие убедительность и достоверность выносимым заключениям. Медиатексты «Российской газеты» помимо прямого цитирования включали и другие стилистические приемы, например аллюзии, придающие выразительности политическому тексту. В меньшей степени стилистические фигуры встречались в «Известиях», в которых строго соблюдался новостной жанр.
В-пятых, гипертекстуальность, поликодовость, свойственные мультимедийным информационным площадкам, были представлены в многочисленных гиперссылках, видеосюжетах и фотоизображениях наряду с размещенным новостным текстом.
В - шестых, центральные категории, составляющие политический дискурс президентской избирательной кампании, варьировались в зависимости от федерального источника. Так, например, в «Российской газете» как в ярком представителе государственных СМИ преобладала направленность, выражающаяся в конструировании в дискурсивном пространстве социума положительного образа действующей политической системы. Для «Известий» было характерно использование стратегии дискредитации «чужого» для усиления положительного образа «своего». Основной набор категорий, а именно «легитимность», «международное вмешательство», «кандидаты» в обоих новостных источниках оставался неизменным.
Таким образом, основной вывод исследования заключается в том, что в федеральном политическом дискурсе отсутствуют контекстуальные антонимы, придающие событиям диаметрально противоположную оценку. Иными словами, в качестве главной цели политического дискурса СМИ в исследованных источниках информации является легитимация результатов выборов. И, соответственно, формирование доверия избирателей и признания авторитета сформированной в условиях избирательной кампании политической власти.
Резюмируя, политический дискурс федеральных СМИ имеет ярко выраженную прагматическую направленность, социально-культурную детерминированность, эксплицированную или имплицированную суггестивность, амбивалентность (принцип дихотомии «свой-чужой»), динамичность, массовость. Политико-идеологическая установка информационно-новостного источника является одним из доминирующих факторов, влияющих на производство и интерпретацию политического информационного сообщения в коммуникативном пространстве.
1. Аристотель. Политика / Аристотель // Собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1983. - Т. 4. - С. 375-645.
2. Арутюнова, Н.Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова // ЛЭС. - М., 1990.- С.136-137.
3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова // Москва: Языки русской культуры, 1998. - XV, 895 с.
4. Ачкасов, В.А. «Миф Запада» в российской политической традиции: поиск идентичности. Сб. материалов симпозиума / В.А. Ачкасов // Под ред. В.В. Парцвания. СПб., - 2003. - С. 48-55.
5. Барт, Р. / Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - 616 с.
6. Баранов А.Н., Сергеев В.М. Когнитивные механизмы онтологизация знания в зеркале языка (к лингвистическому изучение аргументации) / А.Н. Баранов, В.М. Сергеев // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. — 1988. — Вып. 793. — С. 21-41.
7. Бахтин М. Проблема речевых жанров [Текст] // М. Бахтин Собрание сочинений. В 7 т. М.: Русские словари, 1997. Т. 5. С. 159 - 206
8. Бенвенист, Э. Общая лингвистика [Текст] / Э. Бенвенист. - М.: Прогресс, 1974. - 446 с.
9. Берн, Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э. Берн; Пер. с англ. — СПб.: Братство, 1992. - 224 с.
10. Блакар, Р.М. Язык как инструмент социальной власти / Р.М. Блакар // Язык и моделирование социального воздействия. - 1987. - С. 88-124.
11. Будаев, Э.В. Методологические грани политической метафорологии / Э.В. Будаев, А.П. Чудинов // Политическая лингвистика. — 2007. — Вып. (1) 21. — С. 22-31.
12. Булгак, О.В. Стратегии избирательной кампании на примере президентских выборов 4 марта 2012 года / О.В. Булгак // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013 - № 2(1). - С. 261-265.
13. Бусыгина, М. В. Медиажанр «пресс-релиз» / М.В. Бусыгина - Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2016. - 108 с.
14. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т.А. ван Дейк. Сб. работ. - М.: Прогресс, 1989. - 310 с.
15. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран / Е.Л. Вартанова - М.: Аспект Пресс, 2003 - 253 с.
16. Виноградова, С.А. Политический медиадискурс как коммуникативное явление с манипулятивным потенциалом / С.А. Виноградова // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4. - С.45-47.
17. Водак, Р. Язык. Дискурс. Политика / Р. Водак. [Пер. с англ. и нем. Карасика В. И., Трошиной Н.] - Н. Волгоград: Перемена, 1997. - 139 С.
18. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. /И.Гоффман - М.: 2000. - 304 с.
19. Герасимов, В.И. Политический дискурс-анализ / В.И. Герасимов, М.В. Ильин // Политическая наука. — N 3. — 2002. — С. 68-75.
20. Горелов, И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2001. - 304 с.
21. Горошко, Е.И. Возникновение лингвистики новых медиа и
перспективы развития этого направления / Е. И. Горошко // Гипертекст как объект лингвистического исследования: материалы III науч.-практич. конф. (20 июня 2013 г.) / отв. ред. С. А. Стройков. - Самара: ПГСГА, 2013. - С. 27-41.
22. Грайс, Г. Логика и речевое общение / Г. Грайс. - М., 1985.- Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 16. Лингвистическая прагматика. - 500 с.
23. Грушевская, Т.М. Политический дискурс в аспекте газетного текста / Т.М. Грушевская - СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2002 - 116 с.
24. Демьянков, В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ / В.З. Демьянков // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. - Под ред. М. Н. Володиной. М.: Академический проект, - 2008. - С.374-393.
25. Демьянков, В. З. Политический дискурс как предмет политической филологии / В.З. Демьянков // Политическая наука. Политический дискурс: история и современные исследования. М. - 2002. - № 3. - С.32-43.
26. Дискурс-Пи / под ред. О.Ф. Русаковой — Екатеринбург: Изд-во УрГСХА. - №1. - 2001. - 184 с.
27. Добросклонская, Т. Г. Массмедийный дискурс в системе медиалингвистики / Т. Г. Добросклонская // Медиалингвистика. - СПб., 2015. - С. 45-56
28. Ильин, М.В. Политический дискурс как предмет анализа / М.В. Ильин // Политическая наука. — N 3. — 2002. — С. 5-21.
29. Карасик, В.И. О категориях дискурса / В.И. Карасик // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: Сб. науч. тр. ВГПУ, СГУ. - Волгоград: 1998. - С. 185 - 197.
30. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик - Москва: Гнозис, 2004. - 390 с.
31. Карпыков, Т.М. Медиа-холдинг как современная форма
позиционирования на информационном рынке / Т.М. Карпыков, О.Г. Кунгурова // Массовая коммуникация в современном мире: вызовы и перспективы. Курск. - 2014. - С. 71-73.
32. Кобрина, О.А. Модусные категории как способы выражения субъективного отношения человека к высказыванию/ О.А. Кобрина // Вопросы когнитивной лингвистики. - №2. - 2006. - С. 90-100.
33. Комарова, З.И. Лингвополитология как частная парадигма современной лингвистики: методологический аспект [Текст] / З.И. Комарова // Политическая лингвистика / гл. ред. А.П. Чудинов, ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2012. - Вып. 4 (42). - С. 23-33.
34. Кожемякин Е.А. Дискурс-анализ как междисциплинарная методология // Научные ведомости Белгородского гос. университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. №15. - С.1-12.
35. Красных, В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В.В. Красных. - Москва: ИТДГК Гнозис, - 2003. - 375 с.
36. Кубрякова, Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике / Е.С. Кубрякова // Дискурс, речь, речевая деятельность. - М., 2000. - С. 7-25.
37. Кубрякова, Е.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е.С. Кубрякова //Рос. академия наук. Ин-т языкознания. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 560 с.
38. Купина, Н.А. Филологический анализ художественного текста. / Н.А. Купина - М.: Флинта. 2003. - 205 с.
39. Лопатина, М. Исполнение майских указов 2012 г.: последствия для бюджетного сектора. / М. Лопатина, В. Ляшок // Мониторинг экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития»
- 2018 - № 15 (76) - С. 16-17.
40. Лукьянова, Г.В. Дискурсивная практика СМИ / Г.В. Лукьянова // Вестник СПбГУ. Сер.6.2010. Вып.4. -С.147-154.
41. Лукьянова, Г.В. Методология анализа предвыборного (политического) дискурса СМИ / Г.В. Лукьянова // Политический анализ: Доклады центра эмпирических политических исследований СПбГУ / Под ред. О.В. Поповой. СПб: Изд-во СПбГУ. 2011. Выпуск 11. - С.60- 67.
42. Макаров, М.Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров. - М.,2003. - 280 с.
43. Малинова, О.Ю. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России / О.Ю. Малинова // Полис. — 2010 —. № 2. — С. 90—105.
44. Малкин, Е.Б. Политические технологии / Е.Б. Малкин, Е.Б. Сучков - М.: Русская панорама, 2006. - 680 с.
45. Мамонов, М.В. Имитационные характеристики президентских выборов 2018 г. и их влияние на следующий электоральный цикл: результаты опросов общественного мнения / М.В. Мамонов, И.В. Гаврилов, М.А. Вядро // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2018. - № 4. - С. 124-147
46. Махора, Е.В. Предвыборные кампании кандидатов в президенты Российской Федерации (2017-2018 гг.) / Е.В. Махора // Научные труды Московского государственного университета. - 2018. - № 3. - С. 110-118.
47. Михалева, О.Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия / О.Л. Михалева - М.: Либроком, 2009. - 256 с.
48. Неверов, К.А. Проблемы цифровизации гражданского участия в развивающихся странах: "Правительство как платформа" в странах Латинской Америки / К.А. Неверов // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, т. 17, № 4. СПб., 2021. - С. 360-370.
49. Негров, Е.О. Официальный политический дискурс в современной России: стратегии развития / Е.О. Негров // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, т. 5, № 4. СПб., 2009. - С. 105-114.
50. Никитина, К.В. Политический дискурс СМИ и его особенности, создающие предпосылки для манипуляции общественным сознанием. / К.В. Никитина // - Управление общественными и экономическими системами, - 2006. - №2. -С.1-7.
51.Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. - М., 1986 - С.122-129.
52.Опарина, Е.О. Метафора в политическом дискурсе / Е.О. Опарина // Политическая наука. — № 3. — 2002. — С. 22-30.
53. Политический дискурс: методы анализа тематической структуры и метафорики / А.Н. Баранов, О.В. Михайлова, Г.А. Сатаров, Е.А. Шипова. - М.: Фонд ИНДЕМ, 2004. - 94 с.
54. Попов, А.Ю. Основные отличия текста от дискурса / А.Ю. Попов // Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса: Сб. науч. ст. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. - 2001. - с.41-44.
55. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп — М.: Лабиринт, 2001. - 512 с.
56. Рева, Е.К. Новостная журналистика (на материале публикаций информационных агентств и новостных порталов г. Пензы) / Е.К. Рева, Г.С. Зуева. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2017 - 64 с.
57. Рогович, Т.В. «Антиязык» как социальная форма языка на примере российского протестного дискурса 2011-2012 годов. / Т.В. Рогович //
Вест.Томского гос. унив. Философия. Социология. Политология. - 2015. -
№4(32) - С. 199-208.
58. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В.В.Григорьева. - М.: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, 2021 - 130 с.
59. Русакова, О.Ф. Критический дискурс-анализ / О.Ф. Русакова, Е.В. Ишменев // Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ (Серия «Дискурсология»). Екатеринбург: Дискурс-Пи. - 2006. - С. 36-48.
60. Русакова, О.Ф. Политическая дискурсология: предметное поле, теоретические подходы и структурная модель политического дискурса / О.Ф. Русакова, Д.А. Максимов // Полис. — 2006. — С. 26-43.
61. Семёнов, А.Е. О политическом дискурсе в современном русском языке [Текст] / А.Е. Семёнов // Актуальные проблемы современной лингвистики: антропоцентризм, семантика, прагматика: сб. ст. науч.-метод. конф. кафедры русского языка и МПРЯ (Челябинск, 3-4 февраля 2011 г.) / отв. ред. Т.Е. Помыкалова; Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск : Изд-во «Дитрих», 2011. - 164 С.
62. Степанов, Ю.С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности [Текст] / Ю.С. Степанов // Язык и наука конца 20 века / Под ред. Ю. С. Степанова. - М.: Ин-т языкознания РАН. - 1995. - С. 35-73.
63. Тищенко, Н.В. К вопросу о национально-культурной специфике политического дискурса / Н.В. Тищенко // Альманах современной науки и образования. - 2016. - № 11 (113). - С. 99-101.
64. Трахтенберг, А.Д. Дискурсивный анализ массовой коммуникации и парадоксы левого сознания. / А.Д. Трахтенберг // Полис. - 2006. - №4. - С.44-52.
65. Фаткуллина, Ф.Г. Медиатекст как фактор формирования массового сознания (на примере телевизионной передачи М. Шевченко «В контексте» «Судите сами») / Ф.Г. Фаткуллина, К.В. Андрианова // Вестник Башкирского университета. - №3 (1). - Т. 17. -Уфа : РИЦ БашГУ, 2012. - С. 1476-1478.
66. Филлипс, Л. Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ / Л. Филлипс, М.В. Йоргенсен - Теория и метод. Харьков: Гуманитарный центр, 2004. - 352 с.
67. Цыбикова, Н. С. Строй текста новостей в интернет-СМИ и его оценочный аспект (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Цыбикова Наталья Сергеевна. - Москва, 2011. - 17 с.
68.Чалмова, О.А. Прагматическая мотивированность производного слова в политическом дискурсе [Текст] / О.А. Чалмова // III Международные Бодуэновские чтения: И.А. Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания (Казань, 23-25 мая 2006 г.) : труды и материалы : в 2 т. / Казан. гос. ун-т ; под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - Т. 2. - С. 101-103.
69.Чернявская, В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия / В.Е. Чернявская - М.: Флинта, Наука, 2006. - 133 с.
70.Чернявская, В.Е. Лингвистика текста. Поликодовость.
Интертекстуальность. Интердискурсивность / В.Е. Чернявская. - М.: URSS, 2009. - 240 с.
71.Чудинов, А.П. Современная политическая коммуникации. / А.П. Чудинов. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 292 с. - С. 42-44.
72. Шейгал, Е.И. Семиотика политического дискурса. / Е.И. Шейгал М.: Гнозис, 2004. - 324 с.
73. Шестопал, Е.Б. Сдвиги в массовом политическом сознании России перед президентскими выборами 2018 года. / Е.Б. Шестопал // Вестник Томского гос. унив. Философия. Социология. Политология. - 2018. - №41. - С.203-220.
74. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс. - 1975. -С.193-230.
75. Balmas, M. Leaders First, Countries After Mediated Political Personalization in the International Arena / M. Balmas, T. Sheafer // Journal of Communication. - №63(3). - 2013. - P. 454-475.
76. Ervin-Tripp, S. Language acquisition and communicative choice / S. Ervin -Tripp, Stanford University Press, Calif, 1973. - 383 p.
77. Garfinkel, H. Studies in Ethnomethodology. / H Garfinkel, Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice - Hall, 1967. -288 p.
78. Chalaby, J.K. Beyond the prison-house о1'language: Discourse as а sociological concept / J.K/ Chalaby // The British Journal of Sociology, 1998 - Vol. 47. - No. 4. - Р.684-698.
79. Chilton, P. Words, discourse and metaphors: The meanings of deter, deterrent, and deterrence / P. Chilton // Language and the nuclear arms debate. - L.: Pinter, 1985. - P. 103-127.
80. Fairclough, N. Language and Power. / N. - Fairclough L.: Longman, 1989. - 259 p.
81. Fairclough, N. Media discourse. / N. Fairclough - London: Edward Arnold, 1995. - P.75
82. Fishman, J. Advances in the Sociology of Language / J. Fishman // The Hague; Paris, 1971-1972. - Vol. 1-2. - 548 p.
83. Geis, M.L. The Language of politics. / M.L. Geis - N.Y. etc.: Springer Verl., 1987. - 189 p.
84. Halliday, M.A.K. Language, Context, and Text: Aspects of Language in Social-Semiotic Perspective. / M.A.K. Halliday, Oxford: Oxford University Press, 1989. - 126 p.
85. Kress, G. Ideological structures in discourse / G. Kress // Handbook of discourse analysis - L. etc., 1985. - Vol.4. - P. 27-42.
86. Labov, William. Principles of Linguistic Change/ William Labov, Social Factors. - Oxford: Blackwell, 2001. - Volume II. - 596 p.
87. Laclau, E. Hegemony and Socialist Strategy / Ernesto Laclau, Chantal Mouffe, L.; N.Y., 2001. - 198 p.
88. Lazarsfeld, P.F. Mass Communication, Popular Taste, and Organized Social Action / P.F. Lazarsfeld, R.K. Merton // Mass Communication and American Social Thought: Key Texts, 1919-1968. — Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2004. — P. 230-241.
89. Pocock, J.G.A. Politics, language and time: Essays on political thought and History / J.G.A. Pocock - N.Y.: Atheneum, 1971. - 291 p.
90. Potter, J. Discourse analysis / J. Potter // The SAGE encyclopedia of qualitative research methods. — Thousand Oaks: SAGE, 2008. — P. 217-220.
91.Searle, J. Foundations of Illocutionary Logic / John R. Searle, Vanderveken Daniel, -Cambridge: Cambridge University Press, 1985. - 230 p.
92.Potter, J., Wetherell M. Discourse and social psychology: Beyond attitudes a. behavior / Jonathan Potter, Margaret Wetherell. - London etc.: Sage, 1987. - 216 p.
93.Seidel, G. Political discourse analysis / G. Siedel // Handbook of discourse analysis. - L. etc., 1985. - Vol. 4. - P. 43-60.
94. Van Dijk, T. A. Discoursive analizes of news / T. A. Van Dijk // A Handbook of qualitative methodologies for mass media research. - 1999. - Vol.5 - P.32-37.
95. Van Dijk, T.A. News as discourse. / T. A. Van Dijk // Hillsdale, New Jersey Hove and London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. - 1988. - Vol.8. 200 p.
96. Torfing, J. Discourse Theory: Achievements, Arguments, and Challenges / ed. D. Howarth and J. Torfing // Discourse Theory in European Politics: Identity, Policy and Governance. Basingstoke: Palgrave Macmillan. - 2005. - P. 1-32.
97. Van Dijk, T. A. What is Political Discourse Analysis / T. A. Van Dijk // Political Linguistics. — 1997. — Vol. 11, N 1. — P. 11- 52.
98. ВЦИОМ прогнозирует, что выборы пройдут в один тур [Электронный
ресурс] / Российская газета / Режим доступа:
https://rg.ru/2012/02/20/vtsiom-site.htmHysclidHhjbrh2iu1857535441 (дата
обращения: 18.03.2023)
99. Лассуэлл, Г. Язык власти [Электронный ресурс] / Г. Лассуэлл // Центр
гуманитарных технологий - 20.12.2006. — Режим доступа:
http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/880(Дата доступа: 26.01.2023)
100. ЦИК будет направлять материалы о нарушениях на выборах в Генпрокуратуру [Электронный ресурс] / Известия / Режим доступа: https://iz.ru/720179/2018-03-15/tcik-budet-napravliat-materialy-o-narusheniiakh-na-vyborakh-v-genprokuraturu(дата обращения 26.01.2023)
101. В ЦИК рассказали о проверках кандидатов в президенты [Электронный
ресурс] / Известия / Режим доступа: https://iz.ru/717357/2018-03-07/v-
tcike-rasskazali-o-proverkakh-kandidatov-v-prezidenty?ysclid=lhqqrvl8j9751400760(дата обращения: 26.01.2023)
102. В России дан старт избирательной кампании - 2018. [Электронный ресурс] / Российская газета / Режим доступа:https://rg.ru/2017/12/18/v-rossii-dan-start-izbiratelnoj-kampanii-
2018.html?ysclid=lhdb3xxehb918528307(дата обращения:26.01.2023)
103. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 1-ФЗ "О внесении изменений
в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 42 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс] / Российская газета / Режим доступа:
https://rg.ru/documents/2018/02/07/vibori-dok.html?ysclid=lhqtb1yudv341802410(дата обращения:26.01.2023)
104. МЕДИА-КИТ [Электронный ресурс] / Российская газета / Режим доступа: mediator-rus.com(дата обращения: 27.01.2023)
105. Как устроен крупнейший частный медиахолдинг страны [Электронный
ресурс] / Известия / Режим доступа:
https://adindex.ru/publication/opinion/media/2022/08/23/306223.phtml?ysclid=lhuik7w7rm817574838(дата обращения: 29.01.2023)
106. Я делаю свою работу, а сотрудники безопасности — свою [Электронный
ресурс] / rA3ETA.RU / Режим доступа:
https://www. gazeta.ru/social/2017/06/01/10704041 .shtml?ysclid=lh244t6pwk450991216(дата обращения: 01.02.2023)
107. Федеральные СМИ - 2018 год. [Электронный ресурс] / Медиалогия /
Режим доступа:
https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/6454/?ysclid=lh3quwbqbv835643188 (дата обращения 03.03.2023)
108. Выборы президента России - 2018: два месяца до дня голосования. [Электронный ресурс] / ВЦИОМ. Новости / Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vybory-prezidenta-rossii-2018-dva-mesyacza-do-dnya-golosovaniya?ysclid=lh435t368f559300453(дата обращения:12.03.2023)
109. Единая Россия открыла свои приемные для сбора подписей за Путина
[Электронный ресурс] / Российская газета / Режим доступа: https://rg.ru/2018/01/14/edinaia-rossiia-otkryla-svoi-priemnye-dlia-sbora-podpisej -za-putina.html?ysclid=lhbyhsue3q837548130 (дата обращения:
21.03.2023)
110. Владимир Путин рассказал о сверхзадаче России [Электронный ресурс] /
Российская газета / Режим доступа: https://rg.ru/2018/01/31/vladimir-
putin-rasskazal-o-sverhzadache-rossii.html?ysclid=lhaxt5s0xx96691776(дата обращения: 22.03.2023)
111. Алексей Чеснаков [Электронный ресурс] / Российская газета / Режим
доступа: https: //rg.ru/authors/Aleksej -Chesnakov (дата обращения:
21.03.2023)
112. Грудинин не стал объяснять «подаренные» ему 37 млн рублей [Электронный ресурс] / Известия / Режим доступа: https://iz.ru/696239/2018-01-16/grudinin-ne-stal-obiasniat-podarennye-emu-37-mln-rublei(дата обращения: 25.03.2023)
113. В Москве задержали обманутых Грудининым [Электронный ресурс] /
Известия / Режим доступа: https://iz.ru/709935/2018-02-17/v-moskve-
zaderzhali-obmanutykh- grudininym-
paishchikov?ysclid=lhmib 1oo4j870798705(дата обращения: 25.03.2023)
114. ЦИК зарегистрировал кандидата в президенты от КПРФ Павла
Грудинина [Электронный ресурс] / Российская газета / Режим доступа: https://rg.ru/2018/01/12/cik-zaregistriroval-kandidata-v-prezidenty-ot-kprf-pavla-grudinina.html?ysclid=lhc0v3wdtn687721881(дата обращения:
25.03.2023)
115. Жириновский назвал сумму зарубежных активов Грудинина
[Электронный ресурс] / Известия / Режим доступа: https://iz.ru/694796/2018-01-12/zhirinovskii-nazval-summu-zarubezhnykh-aktivov-grudinina (дата обращения: 25.03.2023)
116. ВЦИОМ: Участие Собчак и Грудинина улучшает восприятие
конкурентности выборов [Электронный ресурс] / Российская газета / Режим доступа: https://rg.ru/2018/01/15/vciom-uchastie-sobchak-i-grudinina- uluchshaet-vospriiatie-konkurentnosti- vyborov.html?ysclid=lhxy9f7g1k831456849(дата обращения: 25.03.2023)
117. ЦИК ответил на жалобу Собчак по поводу регистрации Путина
кандидатом [Электронный ресурс] / Известия / Режим доступа: https://iz.ru/708815/2018-02-14/tcik-otvetil-na-zhalobu-sobchak-po-povodu-registratcii-putina-kandidatom?ysclid=lhxyc6yiby672745456 (дата
обращения 25.03.2023)
118. Собчак станцевала возле православного храма в Москве [Электронный
ресурс] / Известия / Режим доступа: https://iz.ru/690970/2018-01-
01/sobchak-stantcevala-vozle-pravoslavnogo-khrama-v-moskve?ysclid=lhncwkrvl721899624(дата обращения 25.03.2023)
119. МИД Украины назвал политической шизофренией просьбу Собчак
въехать в Крым. Российская газета [Электронный ресурс] / Российская газета / Режим доступа: https://rg.ru/2018/03/07/mid-ukrainy-nazval-
politicheskoj -shizofreniej -prosbu-sobchak-vehat-v-krym.html?ysclid=lhne38ibv9590543207(дата обращения 25.03.2023)
120. Собчак ответила Климкину на обвинения в «политической шизофрении» [Электронный ресурс] / Известия / Режим доступа: https://iz.ru/718592/2018-03-11/sobchak-otvetila-klimkinu-na-obvineniia-v-politicheskoi(дата обращения:25.03.2023)
121. Собчак во время дебатов облила водой Жириновского в ответ на оскорбление [Электронный ресурс] / Российская газета / Режим доступа: https://rg.ru/2018/02/28/sobchak-vo-vremia-debatov-oblila-vodoj-zhirinovskogo-v-otvet-na-oskorblenie.html?ysclid=lhnfom1b1i834746708(дата обращения: 25.03.2023)
122. Ксению Собчак облили водой и толкнули в центре Москвы[Электронный ресурс] / Российская газета / Режим доступа: https://rg.ru/2018/03/04/kseniiu-sobchak-oblili-vodoj-i-tolknuli-v-centre-moskvy.html?ysclid=lhnfzjjws0292565015(дата обращения: 25.03.2023)
123. Собчак опубликовала предвыборную программу [Электронный ресурс] /
Известия / Режим доступа: https://iz.ru/687132/2017-12-23/sobchak-
opublikovala-predvybornuiu-programmu?ysclid=lhncks7yi687798738(дата обращения:25.03.2023)
124. Собчак возглавила антирейтинг кандидатов на пост президента России
[Электронный ресурс] / Российская газета / Режим доступа: https://iz.ru/718874/2018-03-12/sobchak-vozglavila-antireiting-kandidatov-na-post-prezidenta-rossii?ysclid=lhngwcy2ml235434064 (дата обращения:
26.03.2023)
125. Памфилова призвала избирателей сделать свободный и осознанный выбор [Электронный ресурс] / Российская газета / Режим доступа: https://rg.ru/2018/03/15/pamfilova-prizvala-izbiratelej -sdelat-svobodnyj -i-osoznannyj-vybor.html?ysclid=lh90m1ktyf202029156(дата обращения: 26.03.2023)
126. В ЦИК рассказали, где 18 марта можно посмотреть трансляции с
участков и из ТИКов [Электронный ресурс] / Российская газета / Режим доступа: https://rg.ru/2018/03/16/v-cik-rasskazali-gde- 18-marta-mozhno-
posmotret-transliacii-s-uchastkov-i-iz-tikov.html?ysclid=lhnkypjovy843382429(дата обращения 27.03.2023)
127. Как россиянам проголосовать за рубежом на выборах-2018
[Электронный ресурс] / Российская газета / Режим доступа:
https://rg.ru/2018/03/06/kak-rossiianam-pro golosovat-za-rubezhom-na-vyborah-2018.html?ysclid=lhnukaer3w123117879 (дата обращения
27.03.2023).
128. «Выборы-2018: Аналитический мониторинг». Итоги и уроки
избирательной кампании [Электронный ресурс] / Центр политических технологий / Режим доступа:
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1684097459 (дата обращения:
27.03.2023)
129. Андрей Климов рассказал о внешних попытках дискредитации выборов
президента РФ [Электронный ресурс] / Российская газета / Режим доступа: https://rg.ru/2018/03/06/andrej -klimov-rasskazal-o-vneshnih-
popytkah-diskreditacii-vyborov-prezidenta-rf.html?ysclid=lhnxo1d7pv334428139(дата обращения: 28.03.2023).
130. Памфилова: ЦИК сталкивается с иностранным вмешательством в
выборы [Электронный ресурс] / Российская газета / Режим доступа: https://rg.ru/2017/12/24/pamfilova-cik-stalkivaetsia-s-inostrannym-vmeshatelstvom-v-vybory.html?ysclid=lhcb 18rt61593187253 (дата
обращения: 28.03.2023)
131. США готовы начать кампанию по критике президентских выборов в России [Электронный ресурс] / Российская газета / Режим доступа: https://rg.ru/2017/12/27/ssha-gotovy-nachat-kampaniiu-po-kritike-prezidentskih-vyborov-v-rossii .html?ysclid=lhc691a1 zw330378444(28.03.2023)
132. МИД РФ: Отказ Киева в допуске россиян на избирательные участки
противоречит международным нормам [Электронный ресурс] /
Российская газета / Режим доступа:https ://rg.ru/2018/03/16/mid-rf-otkaz-kieva-v-dopuske-rossiian-na-izbiratelnye-uchastki-protivorechit-
mezhdunarodnym-normam.html?ysclid=lhnz79sh6f712635324 (дата
обращения:29.03.2023)