Введение 3
Глава 1. Метрический репертуар Л. Н. Андерсен 12
§ 1. Монометрические композиции и полиметрия: приоритеты в выборе размеров 13
§ 2. Соотношение основных групп метров и размеров 31
§ 3. Метрика и рифма 34
Глава 2. Строфический репертуар Л. Н. Андерсен 39
§ 1. Соотношение основных групп строфических форм 39
§ 2. Модели строфического стиха 41
§ 3. Эксперименты с астрофическими и промежуточными формами 48
Глава 3. Композиция сборника Л. Н. Андерсен «Одна на мосту» 54
§ 1. Динамика метрико-строфической системы 54
§ 2. Принципы организации системы образов и мотивов 61
Заключение 81
Список использованной и цитируемой литературы 83
Приложение 97
Ларисса Николаевна Андерсен (1911-2012) принадлежит к числу русских писателей-эмигрантов XX века. Она родилась в России, однако большую часть жизни провела за ее пределами, неоднократно переезжая из одной страны в другую. Начало творческого пути поэтессы связано с крупнейшими культурными центрами русской эмиграции в Китае — Харбином и Шанхаем. В Харбине Андерсен была участником кружка молодых литераторов «Чураевка», выступала на открытых поэтических вечерах студии «Молодая Чураевка». В Шанхае стала одним из организаторов литературной студии «Пятница», посещала литературный кружок «Остров». Именно в Шанхае Андерсен познакомилась с А. Н. Вертинским. Известно, что именно он убедил начинающую поэтессу издать авторский сборник стихотворений «По земным лугам» и принял участие в его подготовке к печати1.
Андерсен была дружна со многими писателями русского зарубежья (Г. Д. Гребенщиковым, Ю. В. Крузенштерн-Петерец, А. И. Несмеловым, И. В. Одоевцевой, Л. Ю. Хаиндровой и др.), долгие годы состояла с ними в переписке.
Современники справедливо относили Андерсен к числу наиболее талантливых представителей своего поколения. Она была знаменита как поэтесса, танцовщица, художник и постановщик, знала несколько языков. Одним из свидетельств широкой популярности Андерсен следует считать книгу стихов «Остров Лариссы», которую в 1986 г. издал в США Э. А. Штейн: в этой книге воспроизведен рукописный альбом, в который почитатели таланта Андерсен записывали посвященные ей стихи2.
Литературное наследие Андерсен разнообразно: она писала и стихотворения, и прозу. Произведения Андерсен печатались во многих известных журналах, газетах, сборниках и альманахах русского зарубежья; ее стихотворные тексты включены в несколько антологий русской поэзии3. Кроме того, при жизни Андерсен из печати вышло два ее сборника. Они были изданы с разницей в 66 лет. Первая книга — «По земным лугам» — была опубликована в 1940 г.4 Вторая — «Одна на мосту: стихотворения, воспоминания, письма» — вышла из печати в 2006 г.5; в ней содержатся тексты Андерсен — стихи, проза, письма и воспоминания; некоторые письма, адресованные Андерсен, а также литературно-критические работы о жизни и творчестве поэтессы (статьи А. Н. Вертинского и П. Еля, написанные в первой половине ХХ века, и статьи Т. Н. Калиберовой, Н. М. Крук, А. А. Хисамутдинова, подготовленные на рубеже XX-XXI веков).
Ранние произведения Андерсен, составившие ее первый сборник, имели успех у читательской публики начала ХХ в. В частности, они получили высокую оценку в письмах и статьях Вертинского. Главным достоинством поэзии Андерсен он считал точность и строгость стиля, сдержанный тон повествования. Так, в одном из писем Вертинский писал Андерсен: «Вы вообще не расточительны. В словах, образах, красках — Вы скупы — и это большое достоинство поэта»6. На эту же особенность поэзии Андерсен Вертинский указал в статьях, посвященных выходу ее первого сборника: «Просто. Строго. И скупо. Скупо той мудрой экономией слов, которая бывает у очень больших художников»7; «У нее почти нет того, чем так грешат молодые поэты. Междустрочной воды»8.
Вертинский также справедливо отметил, что ранняя лирика Андерсен оригинальна, непохожа на творчество других женщин-поэтов: «образы свежи и новы»9. По тонкому наблюдению критика, Андерсен рассказывает о «личных переживаниях» автобиографической лирической героини: «она пишет себя»10, «она пишет о себе»11. При этом лирическая героиня Андерсен напоминает тихую, скромную, печальную монахиню или мать, укладывающую ребенка спать: лицо — «простое и строгое, чуть-чуть иконописное»12, «голос, которым говорят усталые священники, тот голос, которым матери рассказывают сказку, укачивая ребенка»13, «ее переживания тихи и безропотны»14, «она принимает жизнь как светлую, но суровую епитимью»15. После публикации первой книги Андерсен продолжала писать стихи, но почти не печатала их. Поэтому и новых критических статей о ней, насколько нам известно, не появлялось.
Научное исследование поэзии Андерсен по существу только начато. Литературоведы, которые занимаются описанием поэзии русского зарубежья, не раз обращались к творчеству поэтессы. В частности, отдельные замечания о ее лирике содержатся в ряде диссертаций последних лет. Так, например, в работе А. А. Забияко «Лирика “Харбинской ноты”: культурное пространство, художественные концепты, версификационная поэтика» отмечено, что для Андерсен характерно «художественное стремление к жизнестроительству, ономастическим мифам, отражающим архаические модели мифов творения»16.
В диссертации Г. В. Эфендиевой «Художественное своеобразие женской лирики восточной ветви русской эмиграции» сделан вывод о том, что стихотворения Андерсен обладают многими чертами, которые были свойственны «женской поэзии» русского дальневосточного зарубежья17. Так, для Андерсен была характерна «склонность к мифологизации собственной судьбы как к способу воплощения нереализованных поэтических возможностей и осуществления несбыточных стремлений» 18, кроме того, в ее творчестве «женское начало проявилось в обращении к теме материнства и её различных коннотациях»19.
Наблюдения над спецификой поэтических произведений Андерсен также содержатся в ряде современных литературно-критических и критико-биографических работ о поэтессе. Фактически они поддерживают и развивают идеи, высказанные в статьях Вертинского. Так, например, Т. Н. Калиберова и Н. M. Крук отмечают, что стихи Андерсен просты по форме, но формальной простоте соответствует сложность организации образного, мотивного и сюжетного уровней20.
Основные темы лирики поэтессы, по мнению современных критиков, связаны с ее личной биографией, личными душевными переживаниями: поэтесса «никогда не писала на политические темы»21. Таким образом, произведения Андерсен рассматриваются как дневник, в котором рассказано о событиях, происходящих в жизни автобиографической героини. Поэтому одной из главных черт лирики поэтессы авторы критических статей считают исповедальность (так, по словам Н. М. Крук стих Андерсен «пронизаны и болью, и смехом, и одиночеством. Но это — всегда живые строки о человеческих чувствах»22).
Особое внимание в критических статьях уделено описанию композиционных особенностей лирических стихотворений Андерсен. В частности, Т. Н. Калиберова справедливо отмечала, что ее поэзия «музыкальна»23, что «магия стиха» Андерсен состоит в его «удивительно разнообразной ритмике, особой мелодии и потрясающей по смысловой глубине “финальной строки”, которая дает ключ не только ко всему стихотворению, но, кажется, к самим тайнам мирозданья»24.
В последние годы появился и ряд научных статей о поэзии Андерсен. В них в центре внимания стоят вопросы о специфике лирической героини и мотивно-тематическом строе стихотворений. Материалом исследования выступает сборник «Одна на мосту». В нем в качестве ведущих выделены наиболее распространенные темы русской поэзии, в частности, и поэзии эмигрантов: темы дружбы, любви, родины, дороги, одиночества25. В число тем, определяющих специфику лирики Андерсен, исследователи чаще всего включают два мотивно-тематических комплекса. Первый связан с морем, водной стихией26. Второй — с колдовством, гаданиями, волшебством27. Разработка этих тем и мотивов связана с построением образа лирической героини. Это автобиографическая героиня, которая названа именем автора; его значение («чайка», «морская птица») определяет близость героини к стихии воды. Кроме того, героиня Андерсен верит в магические силы, поэтому для ее характеристики используются мотивы, связанные с магическими текстами, в том числе, «образы-стихии», которые являются ключевыми в ритуальных текстах: моря, ветра, луны, огня, воды, месяца и т.д.28
Анализ критической и научной литературы о творчестве Андерсен позволяет заключить, что исследование лирики поэтессы представляет большой научный интерес для историков русской литературы и компаративистов, занимающихся сравнительным изучением национальных литератур.
Актуальность и научная новизна исследования обусловлены несколькими обстоятельствами. Во-первых, оно вводит в научный оборот новые данные по творчеству Андерсен, в частности, статистические данные по метрике и строфике. Во-вторых, дополняет описание истории русской литературы ХХ в., поэзии русского зарубежья. В-третьих, дает необходимый материал для изучения влияния китайской культуры на русских писателей, эмигрировавших в Китай.
Предметом исследования в диссертационной работе выступает поэтическая система Андерсен; объектом служит лирика поэтессы. Диссертация выполнена на материале стихотворных произведений, включенных в наиболее полное на сегодняшний день собрание сочинений Андерсен29.
В диссертационной работе в качестве основных используются историко-литературный, типологический и культурологический методы. Для исследования композиции стихотворных произведений также применяется структурно-семантический метод. Для анализа употребительности метрико-строфических форм использован статистический метод.
Цель работы состоит в выявлении специфических особенностей поэтической системы Андерсен. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: 1) подготовить статистическое описание метрики и строфики Андерсен; 2) выявить специфику метрико-строфического репертуара поэтессы в контексте стиха ее ближайших предшественников и современников; 3) проанализировать систему образов и мотивов в поэзии Андерсен; 4) охарактеризовать основные композиционные принципы, использованные в сборнике Андерсен «Одна на мосту».
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной и цитируемой литературы и приложения. Первая и вторая главы посвящены описанию метрико-строфического репертуара Андерсен. В третьей главе предпринят анализ композиции стихотворной части сборника «Одна на мосту»; основное внимание уделено характеристике динамики связей стихового, образного, мотивного и сюжетного уровней. Приложение содержит статистические таблицы по метрике и строфике Андерсен.
Результаты описания лирики Андерсен позволяют сделать вывод об оригинальности ее художественной системы. Одним из основных направлений творчества поэтессы стали опыты со стихом. Выявленные особенности метрики и строфики позволяют заключить, что Андерсен активно разрабатывала не только традиционные, но и экспериментальные стиховые структуры. С одной стороны, она пишет подавляющее большинство произведений традиционными размерами, с другой стороны, предпринимает разнонаправленные эксперименты с необычными комбинациями метрических, строфических и клаузульных форм. Можно утверждать, что метрико-строфический репертуар поэтессы характеризуется большим разнообразием.
Специфика системы стиха Андерсен тесно связана со спецификой образного, мотивного и сюжетного уровней. Поэтесса использует «динамичные» стиховые структуры, которые позволяют отметить этапы развития сюжета, например, с помощью изменения размера (в переходных метрических формах и полиметрии), схемы рифмовки, введения холостых строк в рифмованный текст, изменения графического оформления ритмических стихов.
Активное участие уровней метрики и строфики в формировании композиции прослеживается как в отдельных стихотворениях, так и в «сверхтекстовых» единствах — циклах книги «Одна на мосту». Этот сборник является итоговой книгой Андерсен, повествующей о жизненном и творческом пути автобиографической героини.
Лирика Андерсен не является подражательной, напротив, она отмечена ярким своеобразием в контексте творчества ближайших предшественников (поэтов Серебряного века) и современников (советских авторов и эмигрантов). Между тем, типологически наиболее близки Андерсен авторы начала ХХ века, те, кто создавал автобиографический миф, разделял и реализовывал идеи жизнетворчества, то есть пересоздания жизни по законам искусства (как, например, А. А. Блок, А. Белый, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева и др.). Стихотворения Андерсен имеют биографическую основу. Однако все реальные жизненные сюжеты в ее текстах переосмысляются, мифопоэтизируются, в результате чего создается оригинальная художественная система.
Источники
1. Андерсен Л. Н. «В погаснувшем прошедшее воскресло»: письма к Л. Ю. Хаиндровой // Культурная жизнь юга России. 2011. № 5 (43). С. 68-77.
2. Андерсен Л. Н. Одна на мосту: стихотворения, воспоминания, письма. М.: Русский путь, 2006.
3. Остров Лариссы: антология стихотворений поэтов-дальневосточников / под ред. Э. Штейна. Орендж: Antiquary, 1988.
4. Семеро: Сб. стихотворений кружка «Молодая Чураевка» / вступ. ст. А. Ачаира. Харбин: Изд. Христианского союза молодых людей, 1931.
5. Сто одна поэтесса Серебряного века. Антология / сост. и биогр. ст. М. Л. Гаспарова, Т. Л. Никольской, О. Б. Кушлиной. СПб.: ДЕАН, 2000.
6. Харбин. Ветка русского дерева: Проза. Стихи / сост. Д. Г. Селькина и Е. П. Таскина. Новосибирск: Кн. изд-во, 1991.
Научная и критическая литература
7. Анализ одного стихотворения / под ред. В. Е. Холшевникова. Л.: ЛГУ, 1986.
8. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3 т. М.: Академический Проект, 2013.
9. Баевский В. С. Лингвистические, математические, семиотические и компьютерные модели в истории и теории литературы. М. Языки славянской культуры, 2001.
10. Бройтман С. Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М.: РГГУ, 2008.
11. Бузуев О. А. Литература русского зарубежья Дальнего Востока, 1917-1945 гг.: Проблематика и художественное своеобразие: дис. ... д. филол. наук. М., 2001.
12. Бутыльская Л. В. Лингвокультурное пространство поэзии Лариссы Андерсен // Гуманитарный вектор. 2014. № 4 (40). С. 63-67.
13. Васильев М. Панорамы жизни. Облик Харбина // Архитектура и жизнь. 1921. № 3-4. С. 128-131.
14. Введение в литературоведение: учебное пособие / под ред. Л. В. Чернец. 2-е изд. М.: Высшая школа, 2006.
15. Введение в литературоведение: Хрестоматия / под ред. П. А. Николаева. 3-е изд. Ереван: Изд-во Ерев. ун-та, 1997.
...