ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 6
1.1. Явление омонимии 6
1.2. Классификации омонимов 8
1.3. Мнемотехники: виды, приемы и методы 12
Выводы по Главе 1 18
ГЛАВА II. МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ АНГЛИЙСКИХ ОМОНИМОВ 20
Выводы по Главе II 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Современный английский язык отличается большой способностью к образованию новых словарных единиц. Подавляющее большинство новообразований создается посредством тех словообразовательных способов и средств, которыми располагает тот или иной язык. Одним из явлений, свойственных всем языкам и характеризующих лексико-семантическую систему каждого языка, является омонимия. В связи с тем, что это явление широко распространено, проблема омонимии привлекает внимание ученных разных стран.
Изучение языка как системы знаков предполагает особое внимание к явлению омонимии. Проблема омонимии является частью более общей проблемы соотношения формы и содержания в языке, что делает ее глубокое теоретическое изучение необходимым. Необходимость изучения омонимии вызывается также и потребностями прикладной лингвистики. Этой проблемой занимались многие ученые - языковеды, например: В .В. Виноградов, А.И. Смирницкий, И.С. Тышлер, О.С. Ахманова и многие другие. В последние десятилетия написано немало диссертационных работ по проблемам омонимии [Богданова, 2003; Губанова, 2010; Новиков, 2001 и др.].
Одной из основных проблем при изучении иностранного языка является запоминание слов. Решить эту проблему может позволить мнемотехника: запоминание иностранных слов окажется простой и эффективной процедурой. За свою многовековую историю у этого метода выявились как достоинства (простота использования, собственно и обеспечившая её популярность), так и недостатки (изучение требует много времени и отличается низкой эффективностью: если не подтвердить это заучивание практикой, то уже через несколько дней 90% слов будет забыто).
Проблема развития и укрепления памяти и обучение мнемотехнике была актуальна с давних времён. Ещё в древности многие учёные и философы пытались развивать свою память, с точностью запоминая свои произведения (Сенека), зная поимённо всех жителей в городе (Фемистокл) и прочее. В наше время эта тема всё больше привлекает внимание учёных, вызывает множество споров, ищет пути решения их, чтобы исследовать мозг человека, ведь память - это одна из высших психических функций головного мозга [Андреева, 2004; Мамиева, 2002; Мурафа, 2012].
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что хотя существует много исследований, посвященных изучению явления омонимии, остаются недостаточно разработанными вопросы, связанные с определением лингвистического статус а омонимии, классификацией омонимических единиц современного английского языка.
Цель настоящей дипломной работы - изучить роль использования мнемотехник для развития лексических и орфографических навыков на материале изучения английских омонимов.
В работе решается следующий ряд задач:
1) описать суть явления омонимии;
2) привести классификацию омонимов;
3) рассмотреть виды мнемотехник, приемы и методы для запоминания информации;
4) представить ряд мнемотехник для запоминания английских омонимов.
Объектом исследования послужили омонимические отношения в лексике современного английского языка.
В работе использовались следующее методы исследования: описательно-аналитический, классификационный, метод методического проектирования.
Структура работы определяется целями и задачами, поставленными в работе. Дипломная работа, общим объёмом 40 страниц, состоит из введения, двух глав с выводами к каждой из них, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определяются основные цели и задачи исследования.
Первая глава посвящена аналитическому обзору литературы по темы дипломной работы. Особое внимание в главе уделяется рассмотрению явления омонимии, классификации омонимов, а также описанию мнемотехник.
Во второй главе приводится ряд мнемотехник для лучшего запоминания английских омонимов.
В заключении излагаются основные результаты и подводятся общие итоги исследования.
Память человека является свойством высокоорганизованной материи головного мозга, способной представлять окружающий мир в образах. Главной задачей памяти выступает запоминание, хранение и в дальнейшем воспроизведение информации. Память - это одна из важнейших функций человека. Развитие памяти способствует развитию человека. Чем богаче память человека, тем на более высокую ступень он становится.
В развитии памяти одну из главных ролей занимает мнемотехника, являясь одним из простых и эффективных приёмов её развития. С помощью мнемотехнических приёмов увеличивается объём памяти человека. Плюсы мнемотехники в том, что процесс контролируем: информацию можно хранить по времени столько, сколько того хочет индивид. А также, информацию можно как накапливать, так и стирать, заполняя её место новыми запоминаниями. В этом и есть её преимущество перед остальными факторами, которые влияют на развитие памяти.
Использование мнемотехник может помочь изучающим английский язык эффективно усвоить такие сложные (с точки зрения правильного написания) случаи, как омонимы.
Под омонимами мы понимаем слова и словоформы одинакового звучания, но совершенно разного лексического и/или грамматического значения.
Техника визуализации, то есть образных картинок, иллюстрирующих омонимы, как абсолютные, так и омофоны и омографы, помогают учащимся ярче представить образы слов. Метод ассоциаций (картинка + фраза) может быть соединён со следующими техниками: техникой составления рифмовок, техникой созвучия, техникой составления предложений или сочинение историй методом связок.
Мы считаем, что учащимся будет и интересно и полезно использовать вышеперечисленные методы и техники для запоминания английских омонимов. Использование наглядных образов с подключением рационального повторения английских омонимов будет способствовать долговременному хранению в памяти изученного материала. Таким образом, использование мнемотехник при обучении английским омонимам играет большую роль для развития и совершенствования как лексических, так и орфографических навыков, поскольку они способствуют созданию ярких ассоциаций и более качественному (то есть длительному) запоминанию омонимов.
1. Андреева И. В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы: Дис... канд. педагог.наук. - СПб., 2004. - 152 с.
2. Антрушина Г.Б., Афанасьева О.В., Морозова Н.Н. Лексикология английского языка. English Lexicology. - М.: МГПУ, 2018. - 287 с.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 608 с.
4. Бабич Г. Н. Лексикология английского языка. Lexology: A Current Guide. Учебное пособие. - М.: Наука, 2010. - 176 с.
5. Богданова И. А. Структурно - семантическая характеристика лексической и лексико - грамматической омонимии современного английского языка: Дис. канд. филол.наук. - Ростов-на-Дону, 2003. - 194 с.
6. Виноградов В.В. Об омонимии и смежных явлениях // Вопросы языкознания. - 1960. - №5. - С. 3-17.
7. Губанова И. С. Структурно-квантитативная характеристика омонимии в современном английском языке: Дис. канд. филол.наук. - Нижний Новгород, 2010. - 168 с.
8. Елисеева В. В. Лексикология английского языка. - СПб: СПбГУ, 2003. - 172 с.
9. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. - М.: б.и., 2007. - 350 с.
10. Кордуэлл М. Психология А-Я: Словарь-справочник: пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 448 с.
11. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 624 с.
12. Лукьянова Е. А., Толочин И.В., Сорокина М.В., Коновалова М.Н. Учебник по лексикологии. - СПб.: Антология, 2014. - 440 с.
13. Мамиева И. Э. Мнемотехнические приемы работы с лексикой на занятиях по русскому языку как ино странному: Дис. канд. педагог.наук. - М., 2002. - 157 с.
14. Мнемоника // Википедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/MHeMOHHKa - Загл. с экрана. (Дата обращения: 05.10.2008).
15. Мнемотехника: понятие, история, виды, приёмы // Студенченская библиотека онлайн. [Электронный ресурс] - Режим до ступа: http:// studbooks.net/1803757/pedagogika/mnemotehnika_ponyatie_istoriya_vidy_priyomy - Загл. с экрана. (Дата обращения: 10.05.2018).
...