ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8
1.1. История и терминология образования 8
1.2. Теоретические аспекты патриотизма и патриотического
воспитания 23
1.3. Особенности патриотического воспитания в России 37
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 46
2.1. Оценка восприятия педагогами изменений в патриотическом
воспитании школьников 46
2.2. Оценка школьниками современного подхода к патриотическому
воспитанию 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность исследования. Исследование патриотического воспитания школьников в России является актуальным по нескольким причинам.
Во-первых, патриотическое воспитание является одной из важнейших задач образовательной системы, поскольку формирование гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине среди молодого поколения имеет огромное значение для будущего страны, поскольку патриотизм выступает одной из важнейших составляющих национальной идентичности, и позволяет укреплять чувство принадлежности к Родине, сохранять ее культурное наследие, историческую память и традиции.
Во-вторых, в последние годы в России наблюдается усиление интереса к национальным традициям и культуре, и патриотическое воспитание является неотъемлемой частью этого процесса.
В-третьих, с учетом текущей геополитической обстановки в мире, в том числе и в связи с возрастающей ролью России на международной арене, патриотическое воспитание школьников становится особенно важным. Кроме того, в условиях глобализации и ускоренного темпа жизни патриотическое воспитание может способствовать укреплению национальной безопасности и устойчивости государства. Оно помогает воспитывать граждан, готовых защищать свою Родину и ее интересы, способных к самопожертвованию и коллективному действию в экстремальных ситуациях.
Таким образом, исследование патриотического воспитания школьников в России является актуальным и важным для обеспечения успешного развития страны в будущем.
Степень научной разработанности. В рамках данного исследования использованы работы авторов, которые раскрывают специфику образования: С. H. Джураева, П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, А. В. Никифорова, А. М. Осипов, Л. В. Романюк, В. П. Рыжов и др.
Для раскрытия теоретических аспектов патриотизма и патриотического образования используются работы А. В. Азаравой, С. Г. Карпюка, В. А. Ливцова, А. В. Павлова, А. С. Пожидаева, Т. Н. Пиняевой, Э. В. Рунга и др.
Для выявления особенностей эволюции патриотического образования школьников в России используются работы И. Б. Гаврилова, Р. Н. Добромолова, К. Ю. Милованова, Ю. М. Перевозкина, Л. В. Смирновой, В. А. Сухомлинского, И. А. Федосеевой и др.
Объектом данного исследования выступает патриотическое воспитание школьников.
Предметом - особенности эволюция патриотического воспитания в системе школьного образования Российской Федерации.
Целью данного исследование выступает выявление особенностей эволюции патриотического воспитания в системе школьного образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели предусмотрено выполнение следующих задач:
1. Рассмотрение истории и терминологии образования.
2. Раскрытие теоретических и содержательных аспектов патриотизма и патриотического образования.
3. Выявление особенностей патриотического образования в России.
4. На основе экспертного опроса определить отношение преподавателей к влиянию патриотизма в системе школьного образования на сознание школьников.
5. На основе пилотажного онлайн опроса школьников определить их отношение к патриотизму в РФ и проанализировать дальнейшие перспективы методов патриотического воспитания в РФ.
6. На основе анализа нормативных документов выявить эволюцию состояния патриотического воспитания в России.
Теоретико-методологические основания исследования.
Данное исследование основывается на коммуникативном подходе к политике. Используется также психологический подход к изучению патриотического воспитания школьников, который позволяет рассматривать психологические и когнитивные особенности восприятия информации процесса патриотического воспитания. Теоретической основой исследования выступают работы авторов, изучающих теории воспитания личности, образования, патриотизма, патриотического воспитания в школе.
Методологические основания исследования сводятся к использованию триангуляции методов как сбора, так и анализа информации. Так, в качестве методов сбора информации были использованы метод анализа вторичных источников, экспертное интервью, пилотажный анкетный опрос.
Проведение экспертных интервью позволило сделать выводы о эволюции патриотического воспитания в России, эффективности современной системы патриотического воспитания, получить объективную оценку состояния патриотического сознания школьников. Рекрутинг респондентов производился с использованием метода «снежного кома». Анализ полученных данных производился в программе для качественного анализа - MaxQDA.
Пилотажный анкетный опрос направлен на освещение той стороны рассматриваемой темы, которая касается субъективной оценки школьниками сложившейся системы воспитания патриотизма. На основании данных, полученных по результатам опроса, удалось построить выводы о том, как воспринимаются учениками направленные на них практики патриотического воспитания, насколько они эффективны, а также получить их субъективную оценку собственного патриотизма. Метод формирования выборочной совокупности - стихийная выборка. Опрос проводился онлайн, на базе Google Forms. Анкеты распространялись методом «снежного кома», а также в школьных сообществах в социальных сетях. Анализ результатов пилотажного опроса производился в программе SPSS.
В качестве методов анализа полученных данных были выбраны следующие: группировка, дискурс-анализ, статистические методы (частотное распределение, меры центральной тенденции, Хи-квадрат, корреляционный анализ).
Эмпирическая база. Эмпирическую базу исследования составили 6 экспертных интервью преподавателей средних общеобразовательных учреждений из разных регионов Российской Федерации, проживающие в городах и сельской местности, в возрасте от 40 до 61 года.
А так же, результаты пилотажного анкетного опроса среди 135 учеников средних общеобразовательных учреждений в возрасте от 15 до 19 лет, учащиеся 8-11 классов из следующих регионов Российской Федерации: Пермский край, республика Башкортостан, Тульская область, Владимирская область, республика Дагестан, Ульяновская область, Краснодарский край,
Ленинградская область, город Москва, Московская область, Новосибирская область, город Санкт-Петербург, Ставропольский край.
Практическая значимость. Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования основных выводов в дальнейшей разработке актуальных проблем патриотического воспитания в системе школьного образования. Кроме того, результаты исследования могут применяться для разработки рекомендаций по преобразованию подходов к патриотическому воспитанию школьников.
Структура работы. Структура работы представлена введением, двумя главами, в первой содержится три параграфа, во второй - два параграфа, а также заключением, списком использованных источников и приложениями.
В первой главе анализируются теоретические аспекты эволюции патриотического воспитания в системе школьного образования Российской Федерации. Так, в первом параграфе проводится рассмотрение истории и терминологии образования, во втором раскрываются теоретические и содержательные аспекты патриотизма и патриотического образования, а в третьем выявляются особенности патриотического образования в России.
Во второй главе анализируются и описываются результаты эмпирической части исследования. В первом параграфе описывается обоснование выбора метода глубинного полуструктурированного экспертного интервью, отражаются результаты и выводы, полученные в ходе серии экспертных интервью, посвященных эволюции подходов к патриотическому воспитанию школьников в системе школьного образования. Во втором параграфе представлены обоснование выбора метода пилотажного анкетного опроса, описание эмпирического объекта, а также результаты анализа оценки эффективности методов патриотического воспитания со стороны школьников.
Таким образом, в рамках выпускной квалификационной работы были рассмотрены ключевые теоретические аспекты исследования образования.
Было выявлено, во-первых, что образование или же дидактика сформировалось как самостоятельный предмет для изучения достаточно давно, и на это непосредственно повлияла его особая значимость в социальном плане. В общем смысле под образованием понимается процесс развития личности посредством приобретения новых знаний и навыков. Существуют три основных подхода к изучению сущности образования, основанные на специфике понимания человеческой природы: механистический, дидактический и гуманистический. Каждая из групп теорий по-разному отвечает на вопрос о том, что происходит с человеком по мере его образования. В рамках этих теорий разрабатываются и конкретные концепции, направленные на изучение более частных вопросов образования, касающихся, как правило, непосредственно познавательного механизма психики. Школьное образование и школа как феномен и социальный институт изучается в социологии образования (среди зарубежных исследователей уже сформировано самостоятельное направление - социология школы). В рамках данного научного вектора школа исследуется не только и не столько как исключительно образовательный институт, а, скорее, как институт для организации социального взаимодействия. Так, она является посредником между отдельным индивидом и обществом, которое, в свою очередь, через систему образования может транслировать определенные знания и ценности, необходимые для его эффективного функционирования (например, через патриотическое воспитание). Также социализация школьников предполагает собой сложный и многогранный процесс, в котором участвуют различные агенты. Семья, сверстники, школа, СМИ, общество и культурные факторы вносят свой вклад в формирование ценностей, убеждений, поведения и социальных навыков детей. При этом, именно школы играют важнейшую роль как формальные институты, обеспечивающие необходимую среду для социализации. Однако, важно понимать, что социализация не ограничивается только школьной средой. Семейные отношения, средства массовой информации, взаимодействие со сверстниками и вливание в культурный контекст также оказывают значительное влияние на социальное развитие ребенка. Понимание различных факторов социализации помогает нам оценить сложность этого процесса и подчеркивает важность создания позитивной и инклюзивной среды в школах и за их пределами.
Во-первых, эволюция понятия патриотизма прошла множество этапов в истории человечества. Так, античные философы отводили патриотизму главную роль в системе моральных обязанностей членов общества, а в римской культуре патриотизм ассоциировался с идеей республики, государственности, законности и порядка, а также с участием в политической жизни и защитой интересов республики. В Средние века патриотизм ассоциировался с верностью и защитой религиозных и монархических идей, а также территориальных интересов. В эпоху Возрождения патриотизм стал ассоциироваться с идеями нации и государства, а в XIX веке патриотизм стал рассматриваться как один из главных символов национальной идентичности и независимости. В современном мире патриотизм ассоциируется с любовью к своей стране, ее культуре и традициям, а также готовностью защищать ее интересы и участвовать в ее развитии. Во- вторых, российская концепция патриотизма имеет свои отличительные особенности, хотя в целом ее развитие происходило параллельно с общей эволюцией этого понятия в мировой истории. В России патриотизм изначально был связан с идеей защиты государства и монархии, а также с верой в православие. В XVIII веке патриотизм стал ассоциироваться с идеями просвещения, развитием науки и культуры и начал закрепляться в различных нормативных документах. В XIX веке патриотизм в России приобрел национальный оттенок и стал символом национальной идентичности, а в советский период патриотизм ассоциировался с идеями коммунизма и советской власти. В-третьих, патриотизм является важным атрибутом жизнеспособности общества, являясь источником его развития. Основным субъектом патриотизма является человек, главной задачей которого выступает осознание своей исторической, национальной и иной принадлежности к Родине. Как следствие, патриотизм тесно связан с духовностью. Патриотическое воспитание, как и понятие патриотизма, может иметь различные интерпретации в зависимости от политических, культурных и социальных условий в каждой конкретной стране. Однако, в целом, патриотическое воспитание стоит рассматривать как важный аспект формирования идентичности и развития гражданской идентичности.
Понятие патриотизма в России на протяжении истории претерпело значительные трансформации, сформированные политическими, социальными и культурными изменениями. От имперской эпохи до советского периода и постсоветского переходного периода понимание патриотизма изменялось вместе со сменой политических систем и национальных идентичностей. На сегодняшний день патриотизм тесно связан с идеей сильного государства с точки зрения международных взаимодействий, и эта идея подчеркивает национальное единство и приоритетность задачи по защите российских интересов. Однако, понятие патриотизма в России не является монолитным и может по-разному интерпретироваться отдельными людьми и группами внутри российского общества. По мере того, как Россия продолжает прокладывать свой путь на мировой арене, концепция патриотизма, вероятно, будет претерпевать дальнейшие трансформации под влиянием меняющихся обстоятельств, динамики общества и устремлений народа.
Были рассмотрены процесс эволюции патриотического воспитания в системе школьного образования, а также эффективность современного подхода к воспитанию патриотизма у учащихся средних общеобразовательных учреждений.
Благодаря триангуляции методов как сбора, так и анализа информации, удалось получить объективные результаты и сформировать относительно полную картину патриотического воспитания.
Так, по результатам экспертных интервью удалось сформулировать выводы, которые состоят в следующем:
Интерес к патриотическому воспитанию проявляется с разной интенсивностью в разные периоды времени.
Самый высокий уровень внимания к патриотизму отмечается во времена СССР, однако, в настоящее время мы приближаемся к такому же значению.
Появляется достаточно много новых практик патриотического воспитания именно в системе школьного образования, которые считаются в профессиональном сообществе достаточно эффективными и приносящими результаты.
Сами школьники восприимчивы к нововведениям, демонстрируют высокий уровень осознанности, показывают положительные изменения в патриотическом сознании.
На основании количественных данных, полученных в рамках пилотажного анкетного опроса были построены следующие выводы: школьники достаточно восприимчивы к проводимым программам патриотического воспитания в школе, они отмечают эффективность некоторых методов и практик воспитания патриотизма. Так, наиболее полезными в рамках развития патриотизма школьники считают празднование памятных дат, экскурсии в музеи и на выставки, связанные с Родиной, а также Уроки мужества. Чаще всего школьники участвуют в патриотических мероприятиях, смотрят кинофильмы, связанные с патриотизмом, а также посещают музеи. Особенность предпочтения именно таких практик может быть связана с тем, что участие в них необязательно, а также их исполнение может различаться. Таким образом, участие в подобных практиках предоставляет школьникам свободу выбора деятельности.
Реже всего ученики участвуют в Юной Армии, больше половины респондентов отмечают, что никогда не принимали участие в этой организации, а также считают, что по сравнению с другими практиками, приносит наименьшую пользу. Кроме этого, наименьшую пользу, по мнению респондентов, приносят «Разговоры о важном», подъем флага и пение гимна в начале недели. Несмотря на это, школьники констатируют, что подъем флага и исполнение гимна вызывают у них чувство патриотизма, то есть при частном рассмотрении этой практики, можно сделать вывод о ее эффективности.
В рамках образовательной системы удовлетворенность подходом к патриотическому воспитанию напрямую зависит от удовлетворенности учебным процессом в целом.
Подводя итог, патриотическое сознание у школьников сформировано вполне четко, они осознают, что такое патриотизм, считают себя патриотами, и отмечают актуальность этой проблемы и необходимость ее обсуждения. Патриотизм для них выражается в чувствах любви, уважении и гордости по отношению к своей Родине.
Для дальнейшего развития системы подходов к патриотическому воспитанию подрастающего поколения требуется разработка более свободных практик, в которых школьники смогут выражать свое мнение, самостоятельно выбирать направления для реализации патриотизма. Таким образом, необходимо разработать более индивидуализированный подход к социализации такого рода.
1. Абрамов А. В. Современный российский патриотизм: каков он? //Вестник Московского государственного областного университета. - 2013. - №. 4. - С. 20.
2. Агузаров М. В. Восстание декабристов. - М: ИМ., 1927. - 789 с.
3. Азарова А. В. К вопросу об истории развития идеологии патриотизма в России //Армия и общество. - 2010. - №. 3. - С. 21-25.
4. Аллахвердов В. М. Психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. - 457 с.
5. Астафьев Я. У., Шубкин В. Н. Социология образования в СССР и России //Мир России. Социология. Этнология. - 1996. - Т. 5. - №. 3. - С. 161-178.
6. Баймуратов К. К. О психолого-педагогических основах межпредметных связей (интеграции) в современном образовательном процессе //Наука и новые технологии. - 2010. - №. 9. - С. 193-194.
7. Белинский В.Г. Сочинения. - М.: ИМ, 1954. - 167 с.
8. Бойченко Г. Н., Кундозерова Л. И. Образование как ценность личности, семьи и социума //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. - №. 3. - С. 20-25.
9. Бондаренко, В.Н. Пламенные реакционеры. Три лика русского патриотизма: монография. - М.: Алгоритм, 2015. - 752 с.
10. Бочарников И. В. Феномен патриотизма в мировой политической истории //Международные отношения. - 2013. - №. 4. - С. 513-518.
11. Булатова М. Ренессанс, Просвещение, неоклассицизм и возрождение наследия древнегреческой цивилизации. - М.: Юрайт, 2019. - 236 с.
12. Вакан Л. Н. Социология образования П. Бурдье //Социологические исследования. - 2007. - №. 6. - С. 93-101.
13. Видт И. Е., Загвязинский В. И. Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2003. - 134 с.
14. Волков С. Николай Александрович Бердяев // Советский патриот. - 1990. - №21. - С. 340-349.
15. Гаврилов И. Б. К характеристике философии образования СС Уварова //Христианское чтение. - 2019. - №. 5. - С. 161-173.
16. Гоббс Т. Левиафан. - М.: Рипол Классик, 2017. - 567 с.
17. Гордеева Т. О., Шепелева Е. А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2011. - №. 3. - С. 33-45.
18. Горячев В. В. О роли ассоциаций в отечественных исследованиях мышления //Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - Т. 9. - №. 6. - С. 1.
19. Гревцева Г. Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников //Челябинск. - 2006. - №1. - С. 46.
20. Губанов Н.И. Отечество и патриотизм. - М.: ИМ, 1960. - 235 с.
21. Джураева С. Н. Дидактические принципы в образовании //Academy.
- 2019. - №. 6 (45). - С. 95-96.
22. Жасимов М. М. Практика метафизических, механистических и детерминистских подходов в науке, образовании, стандартизации и её результаты //Вопросы философии. - 2009. - №1. - с. 187-189.
23. Жовтун Д. Т., Меркушин В. И. Подходы к научному определению патриотизма //Социология власти. - 2006. - №. 1. - С. 112-124.
24. Зборовский Г., Шуклина Е. Социология образования: задачи и парадигмы //Высшее образование в России. - 2006. - №. 1. - С. 131-138.
25. Иванова В. А. Современная социология образования в России: некоторые итоги и проблемы развития //Социологические исследования. - 2013.
- №. 5. - С. 95-103.
26. Иванова Т. Н. Образование как поиск нравственной гармонии: диалог идей ЯА Коменского и Джона Мильтона //Поиск гармонии в мире хаоса: Ян Амос Коменский и современная философия образования. - 2016. - №1. - С. 164-182.
27. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. - М.: Directmedia, 2014. - 467 с.
28. Карпюк С. Г. Взгляды Ксенофонта на патриотизм //Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. - 2014. - №. 14. - С. 347-356.
29. Карпюк С. Г. Два патриотизма в «истории» Фукидида //Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2010. - №. 10 (53). - С. 101-116.
30. Коган Л.Н. Социология культуры. - Екатеринбург: Издатмаш, 1992. - 330 с.
31. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. - М.: Юрайт, 1991. - 300 с.
32. Коменский Я. А. Великая дидактика. - М.: ДиректМедиа, 2013. - 430 с.
33. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе. - М.: Юрайт, 1999. - 124 с.
34. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. - М.: Юрайт, 2000. - 234 с.
35. Корнетов Г. Б. Образование для жизни Герберта Спенсера //Школьные технологии. - 2008. - №. 3. - С. 47-50.
36. Кузнецова А. Я. Философский анализ гуманистических идей образования в контексте современного научного мировоззрения //Фундаментальные исследования. - 2006. - №. 7. - С. 61-62.
37. Леднев В.С. Содержание образования. - М.: ИМ, 1989. - 420 с.
38. Ливцов В.И., Пожидаев А. А. Эволюция понятия «патриотизм»: через прошлое к будущему //Свободная мысль. - 2016. - №. 6. - С. 151-162.
39. Локк Д. Два трактата о правлении. - М.: Litres, 2022. - 321 с.
40. Маврин А. С. Новые парадигмы развития образования в современной России //Омский научный вестник. - 2008. - №. 3 (67). - С. 5-9.
41. Маркин В. В. Патриотизм в современной России //Формирование традиций патриотизма. - 2015. - №1.- С. 44-50.
42. Махлаюк А. В. Римский патриотизм и культурная идентичность в эпоху Империи //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. - 2014. - №. 1-1 (1). - С. 288-299.
43. Машбиц Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью. -М.: АПН СССР НИИ, 1989. - 145 с.
44. Милованов К. Ю. КД Ушинский и эпоха Великих реформ в России (к истокам модернизации отечественного образования) //Проблемы современного образования. - 2014. - №. 3. - С. 22-28.
45. Миннибаев Т. Ш. Изучение влияния условий и организации обучения на показатели успеваемости и здоровья студентов //Гигиена и санитария. - 2015. - Т. 94. - №. 4. - С. 57-60.
46. Немировский А. И. История раннего Рима и Италии. - Воронеж: ВГУ, 1962. - 234 с.
47. Нечаев В.Я. Социология образования. - М.: ИМ, 1992. - 200 с.
48. Никифорова А. В. К вопросу о соотношении понятий: образование, обучение, воспитание //Заметки ученого. - 2020. - №. 8. - С. 234-237.
49. Осипов А. И. Социология образования. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - Litres, 2022. - 348 с.
50. Останина О. А., Суслов А. О. Трактат «Государь» Никколо Макиавелли в оценках политических мыслителей //Общество. Наука. Инновации (НПК-2020). - 2020. - №1. - С. 527-534.
51. Павлов А. И. Патриотизм. Очень краткая история идеи //Философская антропология. - 2018. - Т. 4. - №. 1. - С. 175-191.
52. Петренко Е. С., Галицкая Е. Г., Шмерлина И. А. Ценность высшего образования. Мнения представителей семей, в которых есть дети, о важности высшего образования. Опрос фонда «Общественное мнение» //Вопросы образования. - 2010. - №. 2. - С. 187-207.
53. Пиняева Т. Н. Современное понимание патриотизма в России //Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2006. - №. 6. - С. 34-38.
54. Потаповская О. М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2011. - №. 20. - С. 110-138.
55. Пятак В. Культура, традиция, образование //Высшее образование в России. - 2007. - №. 7. - С. 114-117.
56. Рогачева Е. Ю. «Немецкий Дьюи» Георг Кершенштейнер //Образовательные системы и среды: историко-педагогический дискурс в начале XXI века. - 2022. - №1. - С. 117-124.
57. Романюк Л. В. Гуманистическая педагогика //Знание. Понимание. Умение. - 2012. - №. 2. - С. 304-307.
58. Рунг Э. В. Понятие «патриотизм» и его древнегреческие коннотации //Проблемы истории, филологии, культуры. - 2013. - №. 2 (40). - С. 304-314.
59. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. - М.: Litres, 2022. - 256 с.
60. Рыжов В. Дидактика. - М.: Litres, 2022. - 130 с.
61. Савельева А. В. Патриотическое воспитание молодежи: сущность, цели и задачи //Научный журнал Дискурс. - 2018. - №. 11. - С. 68-74.
62. Савина А. К. Категория «развитие личности» в междисциплинарных зарубежных исследованиях //Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - Т. 1. - №. 5 (54). - С. 96-116.
63. Селезнева А. В. Патриотизм как политическая ценность: политико-психологический анализ //Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2017. - №. 38. - С. 200-208.
64. Селиверстова Н. А., Курганская М. Я. Патриотизм //Знание. Понимание. Умение. - 2017. - №. 1. - С. 232-239.
65. Скляренко Т. М. Зарубежные концепции дистанционного
образования //Образование и наука. - 2013. - №. 1. - С. 106-116.
66. Смирнова Л. В. Ельницкий Константин Васильевич (1846-1917) //Историко-педагогический журнал. - 2011. - №. 1. - С. 43-45.
67. Собкин В. С., Калашникова Е. А. Социология школьной отметки //Научный редактор. - 2011. - №1. - С. 46.
68. Соловьев В.С. Оправдание добра: в 2 т. - М.: ИМ, 1988. - 1432 с.
69. Соловьев В.С. Русская идея. - М.: ИМ, 1992. - 297 с.
70. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. -
Удмуртия: УГУ, 1980. - 567 с.
71. Томина Е. Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность //Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011.
- №. 2 (121). - С. 360-366.
72. Ушинский К. Д. Три элемента школы //Историко-педагогический журнал. - 2014. - №. 1. - С. 49-63.
73. Федосеева И. А., Перевозкина Ю. М., Добродомов Р. Н. Концептуальные основы патриотического воспитания //ЦИТИСЭ. - 2018. - №. 1. - С. 14-14.
74. Ханкевич О. И. Правообразование и правоприменение в Римской республике. - М.: Юрайт, 2012. - 345 с.
75. Шилова М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. - М.: Юрайт, 2014. - 256 с.
76. Шманкевич Т. Ю. Социология образования и социология школы: общее и особенное //Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология.
- 2012. - №. 2. - С. 286-291.
77. Шуклина Е.А. Социология самообразования: предпосылки,
методология, методика. - Екатеринбург: Издатмаш, 1999. - 321 с.
78. Шумейко Т. С. Дидактические концепции: сущность и
многообразие. - М.: Юрайт, 2012. - 239 с.
79. Arum R., Beattie I. R., Ford K. The structure of schooling: Readings in the sociology of education. - Pine Forge Press, 2010. - 321 p.
80. Ballantine J., Hammack F. M. The sociology of education: A systematic analysis. - Routledge, 2015. - 410 p.
81. Bills D. B. The sociology of education and work. - Blackwell Pub., 2004. - 321 p.
82. Hallinan M. T. Handbook of the Sociology of Education. - Springer Science & Business Media, 2006. - 211 p.
83. Menon V. Developmental cognitive neuroscience of arithmetic: implications for learning and education //Zdm. - 2010. - Т. 42& -№1. - С. 515-525.
84. Musgrave P. W. The sociology of education. - Routledge, 2017. - 40 p.
85. Nelson C. A., Thomas K. M., De Haan M. Neuroscience of cognitive development: The role of experience and the developing brain. - John Wiley & Sons, 2012. - 345 p.
86. Torres C. A., Mitchell T. R. Sociology of education: Emerging perspectives. - Pine Forge Press, 1998. - 326 p.
Электронные ресурсы:
87. Росвоенцентр [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - Режим доступа:https: //www.rosvoencentr-rf.ru/deyatelnost/
88. Роспатриот [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - Режим доступа: https: //rospatriotcentr.ru