Эволюция патриотического воспитания в системе школьного образования РФ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8
1.1. История и терминология образования 8
1.2. Теоретические аспекты патриотизма и патриотического
воспитания 23
1.3. Особенности патриотического воспитания в России 37
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 46
2.1. Оценка восприятия педагогами изменений в патриотическом
воспитании школьников 46
2.2. Оценка школьниками современного подхода к патриотическому
воспитанию 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8
1.1. История и терминология образования 8
1.2. Теоретические аспекты патриотизма и патриотического
воспитания 23
1.3. Особенности патриотического воспитания в России 37
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 46
2.1. Оценка восприятия педагогами изменений в патриотическом
воспитании школьников 46
2.2. Оценка школьниками современного подхода к патриотическому
воспитанию 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность исследования. Исследование патриотического воспитания школьников в России является актуальным по нескольким причинам.
Во-первых, патриотическое воспитание является одной из важнейших задач образовательной системы, поскольку формирование гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине среди молодого поколения имеет огромное значение для будущего страны, поскольку патриотизм выступает одной из важнейших составляющих национальной идентичности, и позволяет укреплять чувство принадлежности к Родине, сохранять ее культурное наследие, историческую память и традиции.
Во-вторых, в последние годы в России наблюдается усиление интереса к национальным традициям и культуре, и патриотическое воспитание является неотъемлемой частью этого процесса.
В-третьих, с учетом текущей геополитической обстановки в мире, в том числе и в связи с возрастающей ролью России на международной арене, патриотическое воспитание школьников становится особенно важным. Кроме того, в условиях глобализации и ускоренного темпа жизни патриотическое воспитание может способствовать укреплению национальной безопасности и устойчивости государства. Оно помогает воспитывать граждан, готовых защищать свою Родину и ее интересы, способных к самопожертвованию и коллективному действию в экстремальных ситуациях.
Таким образом, исследование патриотического воспитания школьников в России является актуальным и важным для обеспечения успешного развития страны в будущем.
Степень научной разработанности. В рамках данного исследования использованы работы авторов, которые раскрывают специфику образования: С. H. Джураева, П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, А. В. Никифорова, А. М. Осипов, Л. В. Романюк, В. П. Рыжов и др.
Для раскрытия теоретических аспектов патриотизма и патриотического образования используются работы А. В. Азаравой, С. Г. Карпюка, В. А. Ливцова, А. В. Павлова, А. С. Пожидаева, Т. Н. Пиняевой, Э. В. Рунга и др.
Для выявления особенностей эволюции патриотического образования школьников в России используются работы И. Б. Гаврилова, Р. Н. Добромолова, К. Ю. Милованова, Ю. М. Перевозкина, Л. В. Смирновой, В. А. Сухомлинского, И. А. Федосеевой и др.
Объектом данного исследования выступает патриотическое воспитание школьников.
Предметом - особенности эволюция патриотического воспитания в системе школьного образования Российской Федерации.
Целью данного исследование выступает выявление особенностей эволюции патриотического воспитания в системе школьного образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели предусмотрено выполнение следующих задач:
1. Рассмотрение истории и терминологии образования.
2. Раскрытие теоретических и содержательных аспектов патриотизма и патриотического образования.
3. Выявление особенностей патриотического образования в России.
4. На основе экспертного опроса определить отношение преподавателей к влиянию патриотизма в системе школьного образования на сознание школьников.
5. На основе пилотажного онлайн опроса школьников определить их отношение к патриотизму в РФ и проанализировать дальнейшие перспективы методов патриотического воспитания в РФ.
6. На основе анализа нормативных документов выявить эволюцию состояния патриотического воспитания в России.
Теоретико-методологические основания исследования.
Данное исследование основывается на коммуникативном подходе к политике. Используется также психологический подход к изучению патриотического воспитания школьников, который позволяет рассматривать психологические и когнитивные особенности восприятия информации процесса патриотического воспитания. Теоретической основой исследования выступают работы авторов, изучающих теории воспитания личности, образования, патриотизма, патриотического воспитания в школе.
Методологические основания исследования сводятся к использованию триангуляции методов как сбора, так и анализа информации. Так, в качестве методов сбора информации были использованы метод анализа вторичных источников, экспертное интервью, пилотажный анкетный опрос.
Проведение экспертных интервью позволило сделать выводы о эволюции патриотического воспитания в России, эффективности современной системы патриотического воспитания, получить объективную оценку состояния патриотического сознания школьников. Рекрутинг респондентов производился с использованием метода «снежного кома». Анализ полученных данных производился в программе для качественного анализа - MaxQDA.
Пилотажный анкетный опрос направлен на освещение той стороны рассматриваемой темы, которая касается субъективной оценки школьниками сложившейся системы воспитания патриотизма. На основании данных, полученных по результатам опроса, удалось построить выводы о том, как воспринимаются учениками направленные на них практики патриотического воспитания, насколько они эффективны, а также получить их субъективную оценку собственного патриотизма. Метод формирования выборочной совокупности - стихийная выборка. Опрос проводился онлайн, на базе Google Forms. Анкеты распространялись методом «снежного кома», а также в школьных сообществах в социальных сетях. Анализ результатов пилотажного опроса производился в программе SPSS.
В качестве методов анализа полученных данных были выбраны следующие: группировка, дискурс-анализ, статистические методы (частотное распределение, меры центральной тенденции, Хи-квадрат, корреляционный анализ).
Эмпирическая база. Эмпирическую базу исследования составили 6 экспертных интервью преподавателей средних общеобразовательных учреждений из разных регионов Российской Федерации, проживающие в городах и сельской местности, в возрасте от 40 до 61 года.
А так же, результаты пилотажного анкетного опроса среди 135 учеников средних общеобразовательных учреждений в возрасте от 15 до 19 лет, учащиеся 8-11 классов из следующих регионов Российской Федерации: Пермский край, республика Башкортостан, Тульская область, Владимирская область, республика Дагестан, Ульяновская область, Краснодарский край,
Ленинградская область, город Москва, Московская область, Новосибирская область, город Санкт-Петербург, Ставропольский край.
Практическая значимость. Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования основных выводов в дальнейшей разработке актуальных проблем патриотического воспитания в системе школьного образования. Кроме того, результаты исследования могут применяться для разработки рекомендаций по преобразованию подходов к патриотическому воспитанию школьников.
Структура работы. Структура работы представлена введением, двумя главами, в первой содержится три параграфа, во второй - два параграфа, а также заключением, списком использованных источников и приложениями.
В первой главе анализируются теоретические аспекты эволюции патриотического воспитания в системе школьного образования Российской Федерации. Так, в первом параграфе проводится рассмотрение истории и терминологии образования, во втором раскрываются теоретические и содержательные аспекты патриотизма и патриотического образования, а в третьем выявляются особенности патриотического образования в России.
Во второй главе анализируются и описываются результаты эмпирической части исследования. В первом параграфе описывается обоснование выбора метода глубинного полуструктурированного экспертного интервью, отражаются результаты и выводы, полученные в ходе серии экспертных интервью, посвященных эволюции подходов к патриотическому воспитанию школьников в системе школьного образования. Во втором параграфе представлены обоснование выбора метода пилотажного анкетного опроса, описание эмпирического объекта, а также результаты анализа оценки эффективности методов патриотического воспитания со стороны школьников.
Во-первых, патриотическое воспитание является одной из важнейших задач образовательной системы, поскольку формирование гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине среди молодого поколения имеет огромное значение для будущего страны, поскольку патриотизм выступает одной из важнейших составляющих национальной идентичности, и позволяет укреплять чувство принадлежности к Родине, сохранять ее культурное наследие, историческую память и традиции.
Во-вторых, в последние годы в России наблюдается усиление интереса к национальным традициям и культуре, и патриотическое воспитание является неотъемлемой частью этого процесса.
В-третьих, с учетом текущей геополитической обстановки в мире, в том числе и в связи с возрастающей ролью России на международной арене, патриотическое воспитание школьников становится особенно важным. Кроме того, в условиях глобализации и ускоренного темпа жизни патриотическое воспитание может способствовать укреплению национальной безопасности и устойчивости государства. Оно помогает воспитывать граждан, готовых защищать свою Родину и ее интересы, способных к самопожертвованию и коллективному действию в экстремальных ситуациях.
Таким образом, исследование патриотического воспитания школьников в России является актуальным и важным для обеспечения успешного развития страны в будущем.
Степень научной разработанности. В рамках данного исследования использованы работы авторов, которые раскрывают специфику образования: С. H. Джураева, П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, А. В. Никифорова, А. М. Осипов, Л. В. Романюк, В. П. Рыжов и др.
Для раскрытия теоретических аспектов патриотизма и патриотического образования используются работы А. В. Азаравой, С. Г. Карпюка, В. А. Ливцова, А. В. Павлова, А. С. Пожидаева, Т. Н. Пиняевой, Э. В. Рунга и др.
Для выявления особенностей эволюции патриотического образования школьников в России используются работы И. Б. Гаврилова, Р. Н. Добромолова, К. Ю. Милованова, Ю. М. Перевозкина, Л. В. Смирновой, В. А. Сухомлинского, И. А. Федосеевой и др.
Объектом данного исследования выступает патриотическое воспитание школьников.
Предметом - особенности эволюция патриотического воспитания в системе школьного образования Российской Федерации.
Целью данного исследование выступает выявление особенностей эволюции патриотического воспитания в системе школьного образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели предусмотрено выполнение следующих задач:
1. Рассмотрение истории и терминологии образования.
2. Раскрытие теоретических и содержательных аспектов патриотизма и патриотического образования.
3. Выявление особенностей патриотического образования в России.
4. На основе экспертного опроса определить отношение преподавателей к влиянию патриотизма в системе школьного образования на сознание школьников.
5. На основе пилотажного онлайн опроса школьников определить их отношение к патриотизму в РФ и проанализировать дальнейшие перспективы методов патриотического воспитания в РФ.
6. На основе анализа нормативных документов выявить эволюцию состояния патриотического воспитания в России.
Теоретико-методологические основания исследования.
Данное исследование основывается на коммуникативном подходе к политике. Используется также психологический подход к изучению патриотического воспитания школьников, который позволяет рассматривать психологические и когнитивные особенности восприятия информации процесса патриотического воспитания. Теоретической основой исследования выступают работы авторов, изучающих теории воспитания личности, образования, патриотизма, патриотического воспитания в школе.
Методологические основания исследования сводятся к использованию триангуляции методов как сбора, так и анализа информации. Так, в качестве методов сбора информации были использованы метод анализа вторичных источников, экспертное интервью, пилотажный анкетный опрос.
Проведение экспертных интервью позволило сделать выводы о эволюции патриотического воспитания в России, эффективности современной системы патриотического воспитания, получить объективную оценку состояния патриотического сознания школьников. Рекрутинг респондентов производился с использованием метода «снежного кома». Анализ полученных данных производился в программе для качественного анализа - MaxQDA.
Пилотажный анкетный опрос направлен на освещение той стороны рассматриваемой темы, которая касается субъективной оценки школьниками сложившейся системы воспитания патриотизма. На основании данных, полученных по результатам опроса, удалось построить выводы о том, как воспринимаются учениками направленные на них практики патриотического воспитания, насколько они эффективны, а также получить их субъективную оценку собственного патриотизма. Метод формирования выборочной совокупности - стихийная выборка. Опрос проводился онлайн, на базе Google Forms. Анкеты распространялись методом «снежного кома», а также в школьных сообществах в социальных сетях. Анализ результатов пилотажного опроса производился в программе SPSS.
В качестве методов анализа полученных данных были выбраны следующие: группировка, дискурс-анализ, статистические методы (частотное распределение, меры центральной тенденции, Хи-квадрат, корреляционный анализ).
Эмпирическая база. Эмпирическую базу исследования составили 6 экспертных интервью преподавателей средних общеобразовательных учреждений из разных регионов Российской Федерации, проживающие в городах и сельской местности, в возрасте от 40 до 61 года.
А так же, результаты пилотажного анкетного опроса среди 135 учеников средних общеобразовательных учреждений в возрасте от 15 до 19 лет, учащиеся 8-11 классов из следующих регионов Российской Федерации: Пермский край, республика Башкортостан, Тульская область, Владимирская область, республика Дагестан, Ульяновская область, Краснодарский край,
Ленинградская область, город Москва, Московская область, Новосибирская область, город Санкт-Петербург, Ставропольский край.
Практическая значимость. Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования основных выводов в дальнейшей разработке актуальных проблем патриотического воспитания в системе школьного образования. Кроме того, результаты исследования могут применяться для разработки рекомендаций по преобразованию подходов к патриотическому воспитанию школьников.
Структура работы. Структура работы представлена введением, двумя главами, в первой содержится три параграфа, во второй - два параграфа, а также заключением, списком использованных источников и приложениями.
В первой главе анализируются теоретические аспекты эволюции патриотического воспитания в системе школьного образования Российской Федерации. Так, в первом параграфе проводится рассмотрение истории и терминологии образования, во втором раскрываются теоретические и содержательные аспекты патриотизма и патриотического образования, а в третьем выявляются особенности патриотического образования в России.
Во второй главе анализируются и описываются результаты эмпирической части исследования. В первом параграфе описывается обоснование выбора метода глубинного полуструктурированного экспертного интервью, отражаются результаты и выводы, полученные в ходе серии экспертных интервью, посвященных эволюции подходов к патриотическому воспитанию школьников в системе школьного образования. Во втором параграфе представлены обоснование выбора метода пилотажного анкетного опроса, описание эмпирического объекта, а также результаты анализа оценки эффективности методов патриотического воспитания со стороны школьников.
Таким образом, в рамках выпускной квалификационной работы были рассмотрены ключевые теоретические аспекты исследования образования.
Было выявлено, во-первых, что образование или же дидактика сформировалось как самостоятельный предмет для изучения достаточно давно, и на это непосредственно повлияла его особая значимость в социальном плане. В общем смысле под образованием понимается процесс развития личности посредством приобретения новых знаний и навыков. Существуют три основных подхода к изучению сущности образования, основанные на специфике понимания человеческой природы: механистический, дидактический и гуманистический. Каждая из групп теорий по-разному отвечает на вопрос о том, что происходит с человеком по мере его образования. В рамках этих теорий разрабатываются и конкретные концепции, направленные на изучение более частных вопросов образования, касающихся, как правило, непосредственно познавательного механизма психики. Школьное образование и школа как феномен и социальный институт изучается в социологии образования (среди зарубежных исследователей уже сформировано самостоятельное направление - социология школы). В рамках данного научного вектора школа исследуется не только и не столько как исключительно образовательный институт, а, скорее, как институт для организации социального взаимодействия. Так, она является посредником между отдельным индивидом и обществом, которое, в свою очередь, через систему образования может транслировать определенные знания и ценности, необходимые для его эффективного функционирования (например, через патриотическое воспитание). Также социализация школьников предполагает собой сложный и многогранный процесс, в котором участвуют различные агенты. Семья, сверстники, школа, СМИ, общество и культурные факторы вносят свой вклад в формирование ценностей, убеждений, поведения и социальных навыков детей. При этом, именно школы играют важнейшую роль как формальные институты, обеспечивающие необходимую среду для социализации. Однако, важно понимать, что социализация не ограничивается только школьной средой. Семейные отношения, средства массовой информации, взаимодействие со сверстниками и вливание в культурный контекст также оказывают значительное влияние на социальное развитие ребенка. Понимание различных факторов социализации помогает нам оценить сложность этого процесса и подчеркивает важность создания позитивной и инклюзивной среды в школах и за их пределами.
Во-первых, эволюция понятия патриотизма прошла множество этапов в истории человечества. Так, античные философы отводили патриотизму главную роль в системе моральных обязанностей членов общества, а в римской культуре патриотизм ассоциировался с идеей республики, государственности, законности и порядка, а также с участием в политической жизни и защитой интересов республики. В Средние века патриотизм ассоциировался с верностью и защитой религиозных и монархических идей, а также территориальных интересов. В эпоху Возрождения патриотизм стал ассоциироваться с идеями нации и государства, а в XIX веке патриотизм стал рассматриваться как один из главных символов национальной идентичности и независимости. В современном мире патриотизм ассоциируется с любовью к своей стране, ее культуре и традициям, а также готовностью защищать ее интересы и участвовать в ее развитии. Во- вторых, российская концепция патриотизма имеет свои отличительные особенности, хотя в целом ее развитие происходило параллельно с общей эволюцией этого понятия в мировой истории. В России патриотизм изначально был связан с идеей защиты государства и монархии, а также с верой в православие. В XVIII веке патриотизм стал ассоциироваться с идеями просвещения, развитием науки и культуры и начал закрепляться в различных нормативных документах. В XIX веке патриотизм в России приобрел национальный оттенок и стал символом национальной идентичности, а в советский период патриотизм ассоциировался с идеями коммунизма и советской власти. В-третьих, патриотизм является важным атрибутом жизнеспособности общества, являясь источником его развития. Основным субъектом патриотизма является человек, главной задачей которого выступает осознание своей исторической, национальной и иной принадлежности к Родине. Как следствие, патриотизм тесно связан с духовностью. Патриотическое воспитание, как и понятие патриотизма, может иметь различные интерпретации в зависимости от политических, культурных и социальных условий в каждой конкретной стране. Однако, в целом, патриотическое воспитание стоит рассматривать как важный аспект формирования идентичности и развития гражданской идентичности.
Понятие патриотизма в России на протяжении истории претерпело значительные трансформации, сформированные политическими, социальными и культурными изменениями. От имперской эпохи до советского периода и постсоветского переходного периода понимание патриотизма изменялось вместе со сменой политических систем и национальных идентичностей. На сегодняшний день патриотизм тесно связан с идеей сильного государства с точки зрения международных взаимодействий, и эта идея подчеркивает национальное единство и приоритетность задачи по защите российских интересов. Однако, понятие патриотизма в России не является монолитным и может по-разному интерпретироваться отдельными людьми и группами внутри российского общества. По мере того, как Россия продолжает прокладывать свой путь на мировой арене, концепция патриотизма, вероятно, будет претерпевать дальнейшие трансформации под влиянием меняющихся обстоятельств, динамики общества и устремлений народа.
Были рассмотрены процесс эволюции патриотического воспитания в системе школьного образования, а также эффективность современного подхода к воспитанию патриотизма у учащихся средних общеобразовательных учреждений.
Благодаря триангуляции методов как сбора, так и анализа информации, удалось получить объективные результаты и сформировать относительно полную картину патриотического воспитания.
Так, по результатам экспертных интервью удалось сформулировать выводы, которые состоят в следующем:
Интерес к патриотическому воспитанию проявляется с разной интенсивностью в разные периоды времени.
Самый высокий уровень внимания к патриотизму отмечается во времена СССР, однако, в настоящее время мы приближаемся к такому же значению.
Появляется достаточно много новых практик патриотического воспитания именно в системе школьного образования, которые считаются в профессиональном сообществе достаточно эффективными и приносящими результаты.
Сами школьники восприимчивы к нововведениям, демонстрируют высокий уровень осознанности, показывают положительные изменения в патриотическом сознании.
На основании количественных данных, полученных в рамках пилотажного анкетного опроса были построены следующие выводы: школьники достаточно восприимчивы к проводимым программам патриотического воспитания в школе, они отмечают эффективность некоторых методов и практик воспитания патриотизма. Так, наиболее полезными в рамках развития патриотизма школьники считают празднование памятных дат, экскурсии в музеи и на выставки, связанные с Родиной, а также Уроки мужества. Чаще всего школьники участвуют в патриотических мероприятиях, смотрят кинофильмы, связанные с патриотизмом, а также посещают музеи. Особенность предпочтения именно таких практик может быть связана с тем, что участие в них необязательно, а также их исполнение может различаться. Таким образом, участие в подобных практиках предоставляет школьникам свободу выбора деятельности.
Реже всего ученики участвуют в Юной Армии, больше половины респондентов отмечают, что никогда не принимали участие в этой организации, а также считают, что по сравнению с другими практиками, приносит наименьшую пользу. Кроме этого, наименьшую пользу, по мнению респондентов, приносят «Разговоры о важном», подъем флага и пение гимна в начале недели. Несмотря на это, школьники констатируют, что подъем флага и исполнение гимна вызывают у них чувство патриотизма, то есть при частном рассмотрении этой практики, можно сделать вывод о ее эффективности.
В рамках образовательной системы удовлетворенность подходом к патриотическому воспитанию напрямую зависит от удовлетворенности учебным процессом в целом.
Подводя итог, патриотическое сознание у школьников сформировано вполне четко, они осознают, что такое патриотизм, считают себя патриотами, и отмечают актуальность этой проблемы и необходимость ее обсуждения. Патриотизм для них выражается в чувствах любви, уважении и гордости по отношению к своей Родине.
Для дальнейшего развития системы подходов к патриотическому воспитанию подрастающего поколения требуется разработка более свободных практик, в которых школьники смогут выражать свое мнение, самостоятельно выбирать направления для реализации патриотизма. Таким образом, необходимо разработать более индивидуализированный подход к социализации такого рода.
Было выявлено, во-первых, что образование или же дидактика сформировалось как самостоятельный предмет для изучения достаточно давно, и на это непосредственно повлияла его особая значимость в социальном плане. В общем смысле под образованием понимается процесс развития личности посредством приобретения новых знаний и навыков. Существуют три основных подхода к изучению сущности образования, основанные на специфике понимания человеческой природы: механистический, дидактический и гуманистический. Каждая из групп теорий по-разному отвечает на вопрос о том, что происходит с человеком по мере его образования. В рамках этих теорий разрабатываются и конкретные концепции, направленные на изучение более частных вопросов образования, касающихся, как правило, непосредственно познавательного механизма психики. Школьное образование и школа как феномен и социальный институт изучается в социологии образования (среди зарубежных исследователей уже сформировано самостоятельное направление - социология школы). В рамках данного научного вектора школа исследуется не только и не столько как исключительно образовательный институт, а, скорее, как институт для организации социального взаимодействия. Так, она является посредником между отдельным индивидом и обществом, которое, в свою очередь, через систему образования может транслировать определенные знания и ценности, необходимые для его эффективного функционирования (например, через патриотическое воспитание). Также социализация школьников предполагает собой сложный и многогранный процесс, в котором участвуют различные агенты. Семья, сверстники, школа, СМИ, общество и культурные факторы вносят свой вклад в формирование ценностей, убеждений, поведения и социальных навыков детей. При этом, именно школы играют важнейшую роль как формальные институты, обеспечивающие необходимую среду для социализации. Однако, важно понимать, что социализация не ограничивается только школьной средой. Семейные отношения, средства массовой информации, взаимодействие со сверстниками и вливание в культурный контекст также оказывают значительное влияние на социальное развитие ребенка. Понимание различных факторов социализации помогает нам оценить сложность этого процесса и подчеркивает важность создания позитивной и инклюзивной среды в школах и за их пределами.
Во-первых, эволюция понятия патриотизма прошла множество этапов в истории человечества. Так, античные философы отводили патриотизму главную роль в системе моральных обязанностей членов общества, а в римской культуре патриотизм ассоциировался с идеей республики, государственности, законности и порядка, а также с участием в политической жизни и защитой интересов республики. В Средние века патриотизм ассоциировался с верностью и защитой религиозных и монархических идей, а также территориальных интересов. В эпоху Возрождения патриотизм стал ассоциироваться с идеями нации и государства, а в XIX веке патриотизм стал рассматриваться как один из главных символов национальной идентичности и независимости. В современном мире патриотизм ассоциируется с любовью к своей стране, ее культуре и традициям, а также готовностью защищать ее интересы и участвовать в ее развитии. Во- вторых, российская концепция патриотизма имеет свои отличительные особенности, хотя в целом ее развитие происходило параллельно с общей эволюцией этого понятия в мировой истории. В России патриотизм изначально был связан с идеей защиты государства и монархии, а также с верой в православие. В XVIII веке патриотизм стал ассоциироваться с идеями просвещения, развитием науки и культуры и начал закрепляться в различных нормативных документах. В XIX веке патриотизм в России приобрел национальный оттенок и стал символом национальной идентичности, а в советский период патриотизм ассоциировался с идеями коммунизма и советской власти. В-третьих, патриотизм является важным атрибутом жизнеспособности общества, являясь источником его развития. Основным субъектом патриотизма является человек, главной задачей которого выступает осознание своей исторической, национальной и иной принадлежности к Родине. Как следствие, патриотизм тесно связан с духовностью. Патриотическое воспитание, как и понятие патриотизма, может иметь различные интерпретации в зависимости от политических, культурных и социальных условий в каждой конкретной стране. Однако, в целом, патриотическое воспитание стоит рассматривать как важный аспект формирования идентичности и развития гражданской идентичности.
Понятие патриотизма в России на протяжении истории претерпело значительные трансформации, сформированные политическими, социальными и культурными изменениями. От имперской эпохи до советского периода и постсоветского переходного периода понимание патриотизма изменялось вместе со сменой политических систем и национальных идентичностей. На сегодняшний день патриотизм тесно связан с идеей сильного государства с точки зрения международных взаимодействий, и эта идея подчеркивает национальное единство и приоритетность задачи по защите российских интересов. Однако, понятие патриотизма в России не является монолитным и может по-разному интерпретироваться отдельными людьми и группами внутри российского общества. По мере того, как Россия продолжает прокладывать свой путь на мировой арене, концепция патриотизма, вероятно, будет претерпевать дальнейшие трансформации под влиянием меняющихся обстоятельств, динамики общества и устремлений народа.
Были рассмотрены процесс эволюции патриотического воспитания в системе школьного образования, а также эффективность современного подхода к воспитанию патриотизма у учащихся средних общеобразовательных учреждений.
Благодаря триангуляции методов как сбора, так и анализа информации, удалось получить объективные результаты и сформировать относительно полную картину патриотического воспитания.
Так, по результатам экспертных интервью удалось сформулировать выводы, которые состоят в следующем:
Интерес к патриотическому воспитанию проявляется с разной интенсивностью в разные периоды времени.
Самый высокий уровень внимания к патриотизму отмечается во времена СССР, однако, в настоящее время мы приближаемся к такому же значению.
Появляется достаточно много новых практик патриотического воспитания именно в системе школьного образования, которые считаются в профессиональном сообществе достаточно эффективными и приносящими результаты.
Сами школьники восприимчивы к нововведениям, демонстрируют высокий уровень осознанности, показывают положительные изменения в патриотическом сознании.
На основании количественных данных, полученных в рамках пилотажного анкетного опроса были построены следующие выводы: школьники достаточно восприимчивы к проводимым программам патриотического воспитания в школе, они отмечают эффективность некоторых методов и практик воспитания патриотизма. Так, наиболее полезными в рамках развития патриотизма школьники считают празднование памятных дат, экскурсии в музеи и на выставки, связанные с Родиной, а также Уроки мужества. Чаще всего школьники участвуют в патриотических мероприятиях, смотрят кинофильмы, связанные с патриотизмом, а также посещают музеи. Особенность предпочтения именно таких практик может быть связана с тем, что участие в них необязательно, а также их исполнение может различаться. Таким образом, участие в подобных практиках предоставляет школьникам свободу выбора деятельности.
Реже всего ученики участвуют в Юной Армии, больше половины респондентов отмечают, что никогда не принимали участие в этой организации, а также считают, что по сравнению с другими практиками, приносит наименьшую пользу. Кроме этого, наименьшую пользу, по мнению респондентов, приносят «Разговоры о важном», подъем флага и пение гимна в начале недели. Несмотря на это, школьники констатируют, что подъем флага и исполнение гимна вызывают у них чувство патриотизма, то есть при частном рассмотрении этой практики, можно сделать вывод о ее эффективности.
В рамках образовательной системы удовлетворенность подходом к патриотическому воспитанию напрямую зависит от удовлетворенности учебным процессом в целом.
Подводя итог, патриотическое сознание у школьников сформировано вполне четко, они осознают, что такое патриотизм, считают себя патриотами, и отмечают актуальность этой проблемы и необходимость ее обсуждения. Патриотизм для них выражается в чувствах любви, уважении и гордости по отношению к своей Родине.
Для дальнейшего развития системы подходов к патриотическому воспитанию подрастающего поколения требуется разработка более свободных практик, в которых школьники смогут выражать свое мнение, самостоятельно выбирать направления для реализации патриотизма. Таким образом, необходимо разработать более индивидуализированный подход к социализации такого рода.
Подобные работы
- Эволюция патриотического воспитания в системе школьного образования
РФ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Практическая реализация основных направлений патриотического воспитания молодежи (Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством изучения истории своего края, Смоленский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) (13.00.01 )
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Региональная политика в сфере дошкольного образования на примере Пензенской области
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ В.)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование патриотических чувств обучающихся
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2020 - Формирование патриотических чувств в курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018



