Образ современной России в политическом сознании европейской молодежи
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОЛОДОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБРАЗА ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ 8
1.1. Подходы к понятию образа и имиджа государства 8
1.2. Политическое сознание: определение, виды, формы, функции и факторы 16
1.3. Особенности политического сознания европейской молодежи 29
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА СОВРМЕННОЙ
РОССИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ 35
2.1 Особенности восприятия образа России европейской молодежью в
глубинных интервью 35
2.2 Особенности восприятия образа России европейской молодежью в онлайн -
анкетировании 55
Заключение 71
Список использованной литературы 76
Приложения 87
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОЛОДОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБРАЗА ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ 8
1.1. Подходы к понятию образа и имиджа государства 8
1.2. Политическое сознание: определение, виды, формы, функции и факторы 16
1.3. Особенности политического сознания европейской молодежи 29
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА СОВРМЕННОЙ
РОССИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ 35
2.1 Особенности восприятия образа России европейской молодежью в
глубинных интервью 35
2.2 Особенности восприятия образа России европейской молодежью в онлайн -
анкетировании 55
Заключение 71
Список использованной литературы 76
Приложения 87
Актуальность исследования работы определяется ростом интереса европейского сообщества к России на фоне нарастающего кризиса между странами Запада и России. Одним из доказательств данного тезиса является статистика Google, согласно которой запрос, связанный с темой России, стал одним из самых популярных с 2004 года и достиг максимального значения в феврале 2022 года . Более того, европейцы регулярно опрашиваются крупными изданиями на тему отношения к политике России или темы, ее касающиеся. Так, опрос, проведенный Европейской комиссией, показал, что более 60% респондентов в Европе ежедневно читают новости о конфликте между Россией и Украиной. Концептуальная актуальность исследования заключается в том, что с начала СВО европейцы, а тем более европейская молодежь, не опрашивалась российскими аналитиками на тему отношения к образу современной России по причине невозможности собрать необходимые данные. Таким образом, данное исследование может помочь выявить образ страны в настоящее время в сознании иностранной студенческой молодежи
Степень научной разработанности проблемы
Среди авторов, которые занимаются разработкой теоретических подходов к понятиям «образ» и «имидж», стоит выделить таких авторов как К. Ю Боулдинг, Д. П. Гавра, Э. А. Голумов, А. А. Гравер, Д. Н. Замятин, И. Ю. Кисилев, Д. А. Леонтьев, А. П. Панкрухин, И.В. Сидорская, Г. Э. Уоллес, Е.Б. Шестопал, О.Ю. Шмелева
Для раскрытия темы политического сознания, можно отметить работы: Т. В. Адорно Г.А. Алмонда, Н.А. Баранова, Д. Белла, В. Л. Бозаджиева, А. А. Борисенкова, Б.А. Грушина, К.С. Гаджиева, Д. Э. Дюркгейма, Л. А. Козера, Г. Д. Лассуэлла, Д.С. Мартьянова, М.М. Назарова, О.В. Поповой, А.В. Селезнева, О.В. Сорокина, З. Ш. Фрейда, Ю.Хабермаса, С.А. Храпова, К.Г. Юнга
Отдельную группу работ, посвященных особенности политического сознания европейской молодежи, составляют исследования Европейской комиссии, под названиями Defining Youth in Contemporary National Legal and Policy Frameworks across Europe , Meaningful youth political participation in Europe: concepts, patterns and policy implications , Young people in Europe . Также можно отметить исследования EACEA (Education, Audiovisual and Culture Executive Agency) и М. Китановой для журнала «Journal of youth studies» под названием «Youth political participation in the EU: evidence from a cross-national analysis» , а также работы Э. Фурлонга и Ф.Картмела
Объектом исследования выступает политическое сознание европейской молодежи
Предмет исследования - восприятие образа современной России в политическом сознании студенческой молодежи Европы.
Цель работы - выявить основные черты образа современной России в политическом сознании европейской молодежи
Достижение цели исследования реализуется посредством решения
следующих задач:
1. Выделить теоретические подходы к понятию политического сознания, его формам, видам, функциям и факторам;
2. Раскрыть понятия «образ» и «имидж»;
3. Обозначить особенности европейской молодежи как отдельной социальной группы;
4. На основе данных глубинных интервью выявить в политическом сознании европейской молодежи образ России и факторы на него влияющие;
5. На основе пилотажного онлайн-анкетирования выявить черты образа современной России, сложившегося у молодежи стран Европы;
Теоретико-методологические основания исследования.
Методологической основой стал постбихевиоралистский подход ввиду того, что он включает в себя анализ ценностных ориентаций и их развития. Сбор данных осуществлялся путем глубинных интервью и пилотажного онлайн- анкетирования европейской молодежи. Для анализа данных был использован анализ одномерных распределений. В глубинных интервью приняло участие 20 человек из 11 стран различных частей Европы. Для отбора респондентов был использован метод «снежного кома». Критериями отбора служило то, что респондент проживает в одной из стран Европы на протяжении долгого времени, а также попадает в возрастную группу молодежи, согласно законодательству ЕС (в среднем от 18 до 35 лет).
В пилотажном онлайн-анкетировании приняло участие 83 респондента из 16 стран Европы. Ограничением для прохождения анкетирования также служил возраст, который должен был соответствовать официально принятому возрасту молодежи в Европе. Респонденты могли выбрать один из трех вариантов: меньше 18 лет, 18-25 лет и 26-35 лет. Также респондент должен был быть резидентом любой страны Европы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты, полученные в ходе анализа, могут быть использованы для дальнейших разработок и исследований, связанных с вопросами политического сознания европейской молодежи, образа России зарубежом, а также факторов, влияющих на данные процессы.
Структура данной работы сформирована исходя из цели и задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников литературы. Первая глава посвящена теоретико-методологическому описанию подходов к исследованию образа государства в политическом сознании европейской молодежи. В главе рассматривались различия между понятиями «образ» и «имидж» государства, подходы к понятию «политического сознания», а также особенность восприятия политической реальности европейской молодежью.
Во второй главе проводится анализ глубинных интервью и интернет- опроса. Результатом интервью стало выявление образа современной России в различных частях Европы, а также то, что влияет на формирование данного образа.
Результатом пилотажного онлайн-анкетирования также стало выявление образа России и факторов на него влияющим и сравнение его с образом и факторами из интервью для получения окончательного понимания восприятия европейской молодежью современной России.
В заключении, подводится вывод всего исследования, основанный на полученных данных от анализа, а также обобщение черт образа современной России, что соответствует заявленной цели исследования.
Степень научной разработанности проблемы
Среди авторов, которые занимаются разработкой теоретических подходов к понятиям «образ» и «имидж», стоит выделить таких авторов как К. Ю Боулдинг, Д. П. Гавра, Э. А. Голумов, А. А. Гравер, Д. Н. Замятин, И. Ю. Кисилев, Д. А. Леонтьев, А. П. Панкрухин, И.В. Сидорская, Г. Э. Уоллес, Е.Б. Шестопал, О.Ю. Шмелева
Для раскрытия темы политического сознания, можно отметить работы: Т. В. Адорно Г.А. Алмонда, Н.А. Баранова, Д. Белла, В. Л. Бозаджиева, А. А. Борисенкова, Б.А. Грушина, К.С. Гаджиева, Д. Э. Дюркгейма, Л. А. Козера, Г. Д. Лассуэлла, Д.С. Мартьянова, М.М. Назарова, О.В. Поповой, А.В. Селезнева, О.В. Сорокина, З. Ш. Фрейда, Ю.Хабермаса, С.А. Храпова, К.Г. Юнга
Отдельную группу работ, посвященных особенности политического сознания европейской молодежи, составляют исследования Европейской комиссии, под названиями Defining Youth in Contemporary National Legal and Policy Frameworks across Europe , Meaningful youth political participation in Europe: concepts, patterns and policy implications , Young people in Europe . Также можно отметить исследования EACEA (Education, Audiovisual and Culture Executive Agency) и М. Китановой для журнала «Journal of youth studies» под названием «Youth political participation in the EU: evidence from a cross-national analysis» , а также работы Э. Фурлонга и Ф.Картмела
Объектом исследования выступает политическое сознание европейской молодежи
Предмет исследования - восприятие образа современной России в политическом сознании студенческой молодежи Европы.
Цель работы - выявить основные черты образа современной России в политическом сознании европейской молодежи
Достижение цели исследования реализуется посредством решения
следующих задач:
1. Выделить теоретические подходы к понятию политического сознания, его формам, видам, функциям и факторам;
2. Раскрыть понятия «образ» и «имидж»;
3. Обозначить особенности европейской молодежи как отдельной социальной группы;
4. На основе данных глубинных интервью выявить в политическом сознании европейской молодежи образ России и факторы на него влияющие;
5. На основе пилотажного онлайн-анкетирования выявить черты образа современной России, сложившегося у молодежи стран Европы;
Теоретико-методологические основания исследования.
Методологической основой стал постбихевиоралистский подход ввиду того, что он включает в себя анализ ценностных ориентаций и их развития. Сбор данных осуществлялся путем глубинных интервью и пилотажного онлайн- анкетирования европейской молодежи. Для анализа данных был использован анализ одномерных распределений. В глубинных интервью приняло участие 20 человек из 11 стран различных частей Европы. Для отбора респондентов был использован метод «снежного кома». Критериями отбора служило то, что респондент проживает в одной из стран Европы на протяжении долгого времени, а также попадает в возрастную группу молодежи, согласно законодательству ЕС (в среднем от 18 до 35 лет).
В пилотажном онлайн-анкетировании приняло участие 83 респондента из 16 стран Европы. Ограничением для прохождения анкетирования также служил возраст, который должен был соответствовать официально принятому возрасту молодежи в Европе. Респонденты могли выбрать один из трех вариантов: меньше 18 лет, 18-25 лет и 26-35 лет. Также респондент должен был быть резидентом любой страны Европы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты, полученные в ходе анализа, могут быть использованы для дальнейших разработок и исследований, связанных с вопросами политического сознания европейской молодежи, образа России зарубежом, а также факторов, влияющих на данные процессы.
Структура данной работы сформирована исходя из цели и задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников литературы. Первая глава посвящена теоретико-методологическому описанию подходов к исследованию образа государства в политическом сознании европейской молодежи. В главе рассматривались различия между понятиями «образ» и «имидж» государства, подходы к понятию «политического сознания», а также особенность восприятия политической реальности европейской молодежью.
Во второй главе проводится анализ глубинных интервью и интернет- опроса. Результатом интервью стало выявление образа современной России в различных частях Европы, а также то, что влияет на формирование данного образа.
Результатом пилотажного онлайн-анкетирования также стало выявление образа России и факторов на него влияющим и сравнение его с образом и факторами из интервью для получения окончательного понимания восприятия европейской молодежью современной России.
В заключении, подводится вывод всего исследования, основанный на полученных данных от анализа, а также обобщение черт образа современной России, что соответствует заявленной цели исследования.
Подводя итог исследования образа современной России в политическом сознании европейской молодежи, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, в результате рассмотрения различных подходов к понятиям «образ» и «имидж» было выявлено, что в российском дискурсе основной проблемой является то, что исследователи используют данные понятия как синонимы. Причиной этому является то, что в зарубежной литературе есть только одно слово, означающие в переводе и «образ» и «имидж», а именно «image». Поэтому при переводе люди используют эти два термина как синонимы, что является ошибкой.
В исследовании была рассмотрена классификация подходов А.А. Гравера к данным понятиям, показывающая, как в разных направлениях исследований трактуются «образ» и «имидж». В целом, было выявлено, что образ рассматривается в концепции отражения реальности, в то время как имидж является инструментом для формирования этого образа.
Во-вторых, рассмотрение различных подходов к понятию политического сознания дало понимание того, что оно также рассматривается как отражение реальности, но только той, которая касается политической жизни. При этом было отмечено, что данный подход критикуется, но при этом большинство исследователей все-таки придерживаются того, что политическое сознание тоже стоит рассматривать через призму отражения.
Обзор форм и видов политического сознания продемонстрировал, что политическое сознание является очень обширным понятиям, которое, например, включает в себя такие области как политическая психология и идеология, как формы политического сознания.
Более того, можно отметить, что политическое сознание имеет большое количество функций, а также факторов, при которых оно формируется. Одним из наиболее важных была выделена политическая социализация, где на разных этапах и при влиянии различных акторов и факторов и формируется политическое сознание.
В-третьих, в ходе исследования были проведены 20 интервью с представителями европейской молодежи из разных частей Европы на тему восприятия ими образ современной России. После анализе ответов респондентов было выявлено, что молодые люди из Северо- Восточной Европы, а также Чехии имеют гораздо более негативный образ России, чем респонденты из Центрально-Западной Европы.
Отдельно стоит выделить респондента из Польши, согласно ответам которого, можно сделать вывод, что в Польше отношение к России и ее образу еще более негативное, чем в других странах Восточно-Северной части Европы.
Восприятие России в Чехии также может быть отдельно выделено, так как страна не относится к Восточной Европе, однако при этом отношение к образу России и самой стране в целом такое же негативное, как в странах Северной и Восточной Европы.
Анализ также помог выявить факторы влияющие на восприятие образа России. Так, основным служит осведомленность или неосведомленность о России. Все респонденты, согласившиеся на интервью, имеют друзей из России или просто изучают русскую культуру или даже язык. Данный фактор очень сильно влияет на то, как молодые люди относятся к России.
При анализе интервью респондентов из Чехии и Норвегии было особенно замечено, как несмотря на сильно негативный образ России в этих странах, респонденты, после знакомства с русскими и изучения культуры, стали относится к России гораздо лучше. Образ страны в их сознании изменился.
При этом, как отмечают люди из остальных стран многие видят Россию как далекую и закрытую страну именно по причине того, что практически никто ничего не знает о ней. Причиной такой ситуации, некоторый респонденты отмечали, как нехватка изучения России в системе образования Европы, а также возможности контакта с русскими.
Анализ также показал, что осведомленность или неосведомленность о России влияет на то, как люди видят образ России и образ Владимира Путина.
Было отмечено, что респонденты в основном разделяют образы, однако при этом отмечают, что большинство, не знающее ничего о России не будет этого делать.
Также было замечено, что знание о России практически не влияют на отношение к культуре отмены. При этом небольшая разница между частями Европы все-таки есть. Так, в Центральной и Западной Европе люди согласны, что стоит не допускать спортсменов до соревнований, однако при этом не видят необходимости закрывать границы свои стран, как это делают в Северной и Восточной Европе, хотя при этом они понимают, почему страны этого региона так сделали. В тоже время в как раз таки странах Северной и Восточной Европы респонденты полностью поддерживают те меры, которые принимаются их государствами.
Не менее важным по значимости фактором была выделена СВО. Во всех странах образ России резко ухудшился, даже если до этого он был практически положительным. Интересно, что конец СВО, по мнению респондентов не сильно улучшит образ России при условии сохранения у власти нынешнего правительства, однако отмечалось, что в большинстве люди будут относится к России менее негативно.
Еще одним фактором формирования образа была выявлена история России. При этом, было отмечено, что на сознание молодежи в большей степени влияет период СССР, чем Российской Империи. Однако, можно также сказать, что полностью единого мнения среди европейской молодежи нет, так как ни раз респондентами упоминалось то, что история больше влияет на старшее поколение, чем на молодежь.
Также отдельно был выделен такой фактор как влияние США и Холодной войны. Респонденты часто отмечали, что во многом стереотипы о России созданы как раз таки Штатами особенно во временя Холодной войны с СССР.
Олимпийские Игры в 2014 в Сочи и Чемпионат России по футболу в 2018 также были отмечены как отдельный фактор влияния на образ России. Однако, большее влияние оказал именно Чемпионат мира, так как положительный эффект от Олимпийских Игр был перекрыт новостями о присоединении Крыма к России, а также допинговом скандале российской команды.
Также было выявлено, что молодежь в Европе не будет сразу доверять новому президенту, в случае победы такого на президентских выборах в России в 2024. Молодежь будет оценивать поступки нового человека на протяжении продолжительного времени и только после этого возможно изменит свое мнение о России.
В-четвертых, было проведено пилотажное онлайн-анкетирование, в котором приняло участие 83 человека. В результате опроса было выявлено, что в основном молодежь в Европе получает информацию о политических событиях из социальных сетей, мессенджеров, новостных порталов и друзей. Также опрос подтвердил слова респондентов о том, что они практически не смотрят телевизор.
Анкетирование также показало, что молодежь не использует российские СМИ в качестве источника информации. При этом, хоть большинство и не делает этого из-за недоверия к информации в российских СМИ, часть респондентов не использует их по другим причинам, например, как языковой барьер.
В ходе опроса, также было выявлено, что СВО является наиболее часто встречающейся ассоциацией с Россией. Однако при этом, ассоциации в виде стереотипов также расхожи среди европейской молодежи.
Анкетирование также помогло сделать вывод о том, что, респонденты при возможности выбора ассоциации из пары, отдают предпочтения более негативным ассоциациям. Интерес также вызвало то, что молодые люди, которые посещали Россию на ровне с остальными выбирали негативные ассоциации. Однако при этом на момент 2014 и 2018 годов во время проведения Олимпийских игр и Чемпионата мира по футболу в России, образ России в сознании тех, кто ездил на эти мероприятия явно улучшился. Таким образом был сделан вывод о том, что посещение страны положительно влияет на образ страны, однако если общее мнение и фон сильно ухудшится, то это может повлиять на восприятие образа.
Также был сделан вывод о том, что образ Владимира Путина сильно связан с образом России, так как абсолютное большинство респондентов поставило Владимира Путина на первое месте в списке ассоциаций с образом России. Респонденты в интервью также отмечали, что большинство не разделяет эти два образа.
Анкетирование также подтвердило слова респондентов из интервью о том, что образ страны, после президентских выборов 2024 года, изменится только в случае, если новый человек выиграет и начнет кардинально менять политическое устройство России.
При этом, опрос также показал, что утверждение о том, что для большинства молодых людей в Европе конец СВО поменяет образ России, является правдой. При этом стоит учесть, что единого мнения по данному вопросу у респондентов не сложилось, однако все-таки больше людей уверено в том, что образ в чем-то изменится.
Последний же вопрос анкеты о том, как изменится образ России в будущем позволил сделать вывод о том, что большинство респондентов больше склоняются к тому, что образ России либо останется прежним, либо ухудшится. Однако при этом, большая доля респондентов не знают, как ответить на данное утверждение. Такие результаты также подтверждают мнения респондентов из интервью, которые не раз упоминали, что многое будет зависеть от дальнейших действий России и ее правительства.
Во-первых, в результате рассмотрения различных подходов к понятиям «образ» и «имидж» было выявлено, что в российском дискурсе основной проблемой является то, что исследователи используют данные понятия как синонимы. Причиной этому является то, что в зарубежной литературе есть только одно слово, означающие в переводе и «образ» и «имидж», а именно «image». Поэтому при переводе люди используют эти два термина как синонимы, что является ошибкой.
В исследовании была рассмотрена классификация подходов А.А. Гравера к данным понятиям, показывающая, как в разных направлениях исследований трактуются «образ» и «имидж». В целом, было выявлено, что образ рассматривается в концепции отражения реальности, в то время как имидж является инструментом для формирования этого образа.
Во-вторых, рассмотрение различных подходов к понятию политического сознания дало понимание того, что оно также рассматривается как отражение реальности, но только той, которая касается политической жизни. При этом было отмечено, что данный подход критикуется, но при этом большинство исследователей все-таки придерживаются того, что политическое сознание тоже стоит рассматривать через призму отражения.
Обзор форм и видов политического сознания продемонстрировал, что политическое сознание является очень обширным понятиям, которое, например, включает в себя такие области как политическая психология и идеология, как формы политического сознания.
Более того, можно отметить, что политическое сознание имеет большое количество функций, а также факторов, при которых оно формируется. Одним из наиболее важных была выделена политическая социализация, где на разных этапах и при влиянии различных акторов и факторов и формируется политическое сознание.
В-третьих, в ходе исследования были проведены 20 интервью с представителями европейской молодежи из разных частей Европы на тему восприятия ими образ современной России. После анализе ответов респондентов было выявлено, что молодые люди из Северо- Восточной Европы, а также Чехии имеют гораздо более негативный образ России, чем респонденты из Центрально-Западной Европы.
Отдельно стоит выделить респондента из Польши, согласно ответам которого, можно сделать вывод, что в Польше отношение к России и ее образу еще более негативное, чем в других странах Восточно-Северной части Европы.
Восприятие России в Чехии также может быть отдельно выделено, так как страна не относится к Восточной Европе, однако при этом отношение к образу России и самой стране в целом такое же негативное, как в странах Северной и Восточной Европы.
Анализ также помог выявить факторы влияющие на восприятие образа России. Так, основным служит осведомленность или неосведомленность о России. Все респонденты, согласившиеся на интервью, имеют друзей из России или просто изучают русскую культуру или даже язык. Данный фактор очень сильно влияет на то, как молодые люди относятся к России.
При анализе интервью респондентов из Чехии и Норвегии было особенно замечено, как несмотря на сильно негативный образ России в этих странах, респонденты, после знакомства с русскими и изучения культуры, стали относится к России гораздо лучше. Образ страны в их сознании изменился.
При этом, как отмечают люди из остальных стран многие видят Россию как далекую и закрытую страну именно по причине того, что практически никто ничего не знает о ней. Причиной такой ситуации, некоторый респонденты отмечали, как нехватка изучения России в системе образования Европы, а также возможности контакта с русскими.
Анализ также показал, что осведомленность или неосведомленность о России влияет на то, как люди видят образ России и образ Владимира Путина.
Было отмечено, что респонденты в основном разделяют образы, однако при этом отмечают, что большинство, не знающее ничего о России не будет этого делать.
Также было замечено, что знание о России практически не влияют на отношение к культуре отмены. При этом небольшая разница между частями Европы все-таки есть. Так, в Центральной и Западной Европе люди согласны, что стоит не допускать спортсменов до соревнований, однако при этом не видят необходимости закрывать границы свои стран, как это делают в Северной и Восточной Европе, хотя при этом они понимают, почему страны этого региона так сделали. В тоже время в как раз таки странах Северной и Восточной Европы респонденты полностью поддерживают те меры, которые принимаются их государствами.
Не менее важным по значимости фактором была выделена СВО. Во всех странах образ России резко ухудшился, даже если до этого он был практически положительным. Интересно, что конец СВО, по мнению респондентов не сильно улучшит образ России при условии сохранения у власти нынешнего правительства, однако отмечалось, что в большинстве люди будут относится к России менее негативно.
Еще одним фактором формирования образа была выявлена история России. При этом, было отмечено, что на сознание молодежи в большей степени влияет период СССР, чем Российской Империи. Однако, можно также сказать, что полностью единого мнения среди европейской молодежи нет, так как ни раз респондентами упоминалось то, что история больше влияет на старшее поколение, чем на молодежь.
Также отдельно был выделен такой фактор как влияние США и Холодной войны. Респонденты часто отмечали, что во многом стереотипы о России созданы как раз таки Штатами особенно во временя Холодной войны с СССР.
Олимпийские Игры в 2014 в Сочи и Чемпионат России по футболу в 2018 также были отмечены как отдельный фактор влияния на образ России. Однако, большее влияние оказал именно Чемпионат мира, так как положительный эффект от Олимпийских Игр был перекрыт новостями о присоединении Крыма к России, а также допинговом скандале российской команды.
Также было выявлено, что молодежь в Европе не будет сразу доверять новому президенту, в случае победы такого на президентских выборах в России в 2024. Молодежь будет оценивать поступки нового человека на протяжении продолжительного времени и только после этого возможно изменит свое мнение о России.
В-четвертых, было проведено пилотажное онлайн-анкетирование, в котором приняло участие 83 человека. В результате опроса было выявлено, что в основном молодежь в Европе получает информацию о политических событиях из социальных сетей, мессенджеров, новостных порталов и друзей. Также опрос подтвердил слова респондентов о том, что они практически не смотрят телевизор.
Анкетирование также показало, что молодежь не использует российские СМИ в качестве источника информации. При этом, хоть большинство и не делает этого из-за недоверия к информации в российских СМИ, часть респондентов не использует их по другим причинам, например, как языковой барьер.
В ходе опроса, также было выявлено, что СВО является наиболее часто встречающейся ассоциацией с Россией. Однако при этом, ассоциации в виде стереотипов также расхожи среди европейской молодежи.
Анкетирование также помогло сделать вывод о том, что, респонденты при возможности выбора ассоциации из пары, отдают предпочтения более негативным ассоциациям. Интерес также вызвало то, что молодые люди, которые посещали Россию на ровне с остальными выбирали негативные ассоциации. Однако при этом на момент 2014 и 2018 годов во время проведения Олимпийских игр и Чемпионата мира по футболу в России, образ России в сознании тех, кто ездил на эти мероприятия явно улучшился. Таким образом был сделан вывод о том, что посещение страны положительно влияет на образ страны, однако если общее мнение и фон сильно ухудшится, то это может повлиять на восприятие образа.
Также был сделан вывод о том, что образ Владимира Путина сильно связан с образом России, так как абсолютное большинство респондентов поставило Владимира Путина на первое месте в списке ассоциаций с образом России. Респонденты в интервью также отмечали, что большинство не разделяет эти два образа.
Анкетирование также подтвердило слова респондентов из интервью о том, что образ страны, после президентских выборов 2024 года, изменится только в случае, если новый человек выиграет и начнет кардинально менять политическое устройство России.
При этом, опрос также показал, что утверждение о том, что для большинства молодых людей в Европе конец СВО поменяет образ России, является правдой. При этом стоит учесть, что единого мнения по данному вопросу у респондентов не сложилось, однако все-таки больше людей уверено в том, что образ в чем-то изменится.
Последний же вопрос анкеты о том, как изменится образ России в будущем позволил сделать вывод о том, что большинство респондентов больше склоняются к тому, что образ России либо останется прежним, либо ухудшится. Однако при этом, большая доля респондентов не знают, как ответить на данное утверждение. Такие результаты также подтверждают мнения респондентов из интервью, которые не раз упоминали, что многое будет зависеть от дальнейших действий России и ее правительства.
Подобные работы
- Образ современной России в политическом сознании европейской молодежи
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Образ современной России в китайских СМИ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Политический образ России в сознании иностранной молодежи (на примере стран Европейского Союза)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ВЫБОРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - САМОСОЗНАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СООБЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КУЛЬТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ)
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Образ Советской России в сознании эмигрантов
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ В РОССИИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2020



