ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РОЛЬ МИФА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1 Миф: от демифологизации к ремифологизации 6
1.2 Ритуально-мифологическая школа и ее влияние 13
1.3. Миф в литературе XX-XXI вв 17
1.4 Мифологические мотивы в повести «Стрекозий мыс» 23
ЧАСТЬ 2 ПОВЕСТЬ «СТРЕКОЗИЙ МЫС» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Миф представляет собой предмет научного интереса для антропологии, теологии, философии, психологии, этнологии и др. Особое внимание уделяется мифу в литературоведении, т. к. миф связан не только с генезисом литературы, но и с литературными процессами на протяжении всей истории и в особенности XX-XXI веков.
Воскрешение мифа и интерес к нему в различных сферах объясняются как научными открытиями, так и социальным контекстом: разочарование в позитивизме, исторические потрясения и пр. «Ремифологизация» XX века воплощается не только в мифотворчестве модернистов (Т С. Элиот, Дж. Джойс, Ф. Кафка и др.), романе-мифе Т Манна, расцвете магического реализма, но и в возникновении нового направления в литературоведении — ритуально-мифологической школы (Н. Фрай, М. Бодкин, Дж. Кэмбелл и др.).
В XX веке не просто возрождается интерес к мифологическому наследию, но сама современность начинает трактоваться через понятие мифа: в политике занимается мифотворчеством Германия, Жорж Сорель говорит о революционном мифотворчестве и воспринимает миф как феномен современной идеологии, М. Элиаде делает попытку представить социализм как новый эсхатологический миф [15, с. 28], Р Барт пишет о политическом мифе, считая, что «задачей мифа является преобразовывать историческую интенцию в природу, преходящее — в вечное» [4, с. 304], С. Ю. Неклюдов трактует советскую идеологию как религиозно-мифологическую [17, с. 20], возникают термины «миф массовой культуры», «личностный миф» и др. Само понятие мифа расширяется, вбирая в себя и образы Гамлета, Дон Кихота, Дон Жуана и др. [15, с. 105].
В XXI веке миф остается важной категорией поэтики современных зарубежных и российских авторов, а принципы ритуально-мифологической школы по-прежнему актуальны для исследований художественных текстов.
Актуальность работы обуславливается особой ролью, отведенной мифу в современной прозе.
Научная новизна данной работы заключается в исследовании роли мифологических элементов в современной прозе на примере повести «Стрекозий мыс».
Материалом для исследования служат литературные произведения, содержащие в себе мифологический элемент, и повесть «Стрекозий мыс».
Объектом исследования является художественный текст повести «Стрекозий мыс».
Предмет исследования - использование мифологического материала в повести «Стрекозий мыс».
Теоретической базой для данной работы послужили результаты исследований в области разработки теории мифа Дж. Фрэзера, А. ван Геннепа, К. Г. Юнга, Р Барта и др, в области исследования мифопоэтики отдельных писателей и тенденций, связанных с процессом «ремифологизации», Е. М. Мелетинского, С. С. Аверинцева, С. Ю. Королёвой, И. Н. Зайнуллиной и др. Среди зарубежных исследований следует отметить работы Н. Фрая, Л. Мартинес-Фалеро, Г. Баутисты и др.
Основной целью работы является выявление черт процесса неомифологизации и роли мифа в современном художественном тексте.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
• проследить предпосылки возникновения явления
«ремифологизации» и ритуально-мифологической школы в литературоведении;
• исследовать основные положения ритуально-мифологической школы;
• проследить роль мифа в литературных произведениях XX-XXI вв.;
• исследовать применение мифологического материала в повести «Стрекозий мыс».
При написании выпускной квалификационной работы нами использованы следующие методы:
• анализ научных источников и литературы;
• историко-культурный подход;
• дескриптивный метод;
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической (текст повести) частей, заключения и списка использованной литературы.
Тесная связь мифа и литературы не вызывает сомнений, однако подход к понятию мифа и соотнесению его с литературным текстом меняется на протяжении развития культуры.
XX век характеризуется процессом ремифологизации, почву которого подготовили исследования мифа и мифологического сознания в антропологии, психологии, философии. Для развития литературоведения оказывается важным возникновение ритуально-мифологической школы (Н. Фрай, М. Бодкин, Дж. Кэмбелл и др.), в рамках которой ритуал и миф становятся основой анализа художественного текста. Особое значение такой анализ приобретает для исследования мифологизирующих текстов (Дж. Джойс, Т Манн, Д. Апдайк и др.). Литература не просто обращается к мифу как к источнику сюжетов, но и сама занимается мифологизацией, а миф используется как структура, организующая сюжет и мотивный ряд.
Как показывают современные литературоведческие исследования (А. В. Баранов, И. Н. Зайнуллина, С. Н. Лашова и др.), миф продолжает активно использоваться в литературе как в эксплицитной, так и имплицитной формах, а само понятие мифа применительно к литературоведческому анализу требует выделения более четких границ (Т. Д. Кобахидзе).
В основе повести «Стрекозий мыс» лежит миф о Гильгамеше. В тексте прослеживаются сюжетные параллели, а также параллели между персонажами повести и мифологическими героями, при этом такие сопоставления следует считать условными, т. к. персонажи «Стрекозьего мыса», даже соотносясь с второстепенными героями «Эпоса о Гильгамеше», одновременно соотносятся и с самим Гильгамешем (по схеме: встреча со смертью ближнего — бегство — принятие). Миф в повести не проявляется эксплицитно, однако миф служит структурой, организовывающей как сюжетный, так и мотивный ряд текста.
1. Аверинцев С. С. «Аналитическая психология» К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике : сборник статей. Вып. 3 М. : Издательство «Искусство». 1972. С. 110-155.
2. Аствацатуров А. А. Миф и художественное воображение в романе Джона Апдайка «Кентавр» // Журнал интегративных исследований культуры. 2020. Т 2. № 1. С. 6-12.
3. Баранов А. В. Культ Иштар и ритуал священного брака в романе
Виктора Пелевина «Generation “П”» // Ученые записки Крымского
федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. Научный журнал. 2021. Том 7 (73). № 1. С. 3-14.
4. Барт Р Мифологии / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М. : Академический проект, 2019. 351 с.
5. Винтерле И. Д. Миф как основа литературы фэнтези // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. №1 (2). С. 37-39.
6. Галиев С. С. Функция мифологического в произведениях Дж. Р. Р. Толкина и А. В. Иванова : автореферат дис. ... кандидата филологических наук. Москва, 2012. 23 с.
7. Геннеп А. ван Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / пер. с фр. Ю. В. Ивановой, А. В. Покровской. М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 198 с.
8. Горницкая Л. И. Мифологема острова в русской культурной традиции // Проблема истории, филологии, культуры. 2010. № 4 (30). С. 150-156.
9. Емельянов В. В. Гильгамеш: биография легенды. М. : Молодая гвардия, 2015. 356, [2] с.
10. Зайнуллина И. Н. Миф в русской прозе конца XX - начала XXI веков : автореферат дис. ... кандидата филологических наук. Казань, 2004. 21 с.
11. Кислицын К. Н. Магический реализм // Знание. Понимание. Умение. 2011. №1. С. 274-277.
12. Кобахидзе Т Д. Миф и европейское поэтическое мышление 1920-1940-х гг. (к уяснению методологической позиции) // Литература двух Америк. 2022. № 13. С. 148-176.
13. Королёва С. Ю. Еще раз о мифе в литературе: проблемы анализа художественного мифологизма // Славянская традиционная культура и современный мир : сб. научных статей. Выпуск 14. Москва, 2011. С. 205-228.
14. Лашова С. Н. Поэтика Михаила Шишкина: система мотивов и повествовательные стратегии : автореферат дис. ... кандидата филологических наук. Пермь, 2012. 20 с.
15. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. 407 с.
16. Мухамедвалиева А. Ш. Миф как основа сюжета современной художественной прозы // Science Time. 2020. С. 13-16.
17. Неклюдов С. Ю. Структура и функция мифа // Современная российская мифология. Сост. М. В. Ахметова. Серия «Традиция-текст- фолькпор : Типология и семиотика». М. : Рос. гос. Гуманит. ун-т, 2005. С. 9-26.
18. Павлюкова В. И. Поэтика неомифологизма в повести М. Ю. Елизарова «Ногти» // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2016. Вып. 1. С. 72-76.
19. Регурецкая Е. М. Концепция мифа в творчестве Б. Шульца и Ф. Кафки : автореферат дис. ... кандидата филологических наук. Калининград, 2018. 22 с.
20. Торосян А. С. Мифопоэтика Павла Крусанова: генезис и структура : автореферат дис. ... кандидата филологических наук. Москва, 2016. 17 с.
21. Фрай Н. Анатомия критики: очерк первый //
Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв. М. : Издательство Московского университета, 1987. С. 232-263.
22. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / пер. с англ. М. К. Рыклина. М: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2018. 976 с.
23. Элиот Т С. «Улисс», порядок и миф / пер. Ю. Комова, вступ. ет. Е. Гениевой // Иностранная литература. 1988. № 12. C. 226-228.
24. Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное / пер. А. Чечиной. М. : Издательство АСТ, 2019. 496 с.
25. Bautista G. El realismo magieo: historiografia y earaeteristieas // Verba Hispaniea. 1991. № 1(1), P 19-25.
26. Hurtado Heras S. El Realismo Magieo: genesis, evolueion, eonfusion // Convergeneia Revista De Cieneias Soeiales. 1997. № 14. P 261-277.
27. Martinez-Falero L. Literatura y mito: desmitifieaeion, intertextualidad, reeseritura // Signa: Revista de la Asoeiaeion Espanola de Semiotiea. 2013. № 22. P 481-496.