ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РОЛЬ МИФА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1 Миф: от демифологизации к ремифологизации 6
1.2 Ритуально-мифологическая школа и ее влияние 13
1.3. Миф в литературе XX-XXI вв 17
1.4 Мифологические мотивы в повести «Стрекозий мыс» 23
ЧАСТЬ 2 ПОВЕСТЬ «СТРЕКОЗИЙ МЫС» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Миф представляет собой предмет научного интереса для антропологии, теологии, философии, психологии, этнологии и др. Особое внимание уделяется мифу в литературоведении, т. к. миф связан не только с генезисом литературы, но и с литературными процессами на протяжении всей истории и в особенности XX-XXI веков.
Воскрешение мифа и интерес к нему в различных сферах объясняются как научными открытиями, так и социальным контекстом: разочарование в позитивизме, исторические потрясения и пр. «Ремифологизация» XX века воплощается не только в мифотворчестве модернистов (Т С. Элиот, Дж. Джойс, Ф. Кафка и др.), романе-мифе Т Манна, расцвете магического реализма, но и в возникновении нового направления в литературоведении — ритуально-мифологической школы (Н. Фрай, М. Бодкин, Дж. Кэмбелл и др.).
В XX веке не просто возрождается интерес к мифологическому наследию, но сама современность начинает трактоваться через понятие мифа: в политике занимается мифотворчеством Германия, Жорж Сорель говорит о революционном мифотворчестве и воспринимает миф как феномен современной идеологии, М. Элиаде делает попытку представить социализм как новый эсхатологический миф [15, с. 28], Р Барт пишет о политическом мифе, считая, что «задачей мифа является преобразовывать историческую интенцию в природу, преходящее — в вечное» [4, с. 304], С. Ю. Неклюдов трактует советскую идеологию как религиозно-мифологическую [17, с. 20], возникают термины «миф массовой культуры», «личностный миф» и др. Само понятие мифа расширяется, вбирая в себя и образы Гамлета, Дон Кихота, Дон Жуана и др. [15, с. 105].
В XXI веке миф остается важной категорией поэтики современных зарубежных и российских авторов, а принципы ритуально-мифологической школы по-прежнему актуальны для исследований художественных текстов.
Актуальность работы обуславливается особой ролью, отведенной мифу в современной прозе.
Научная новизна данной работы заключается в исследовании роли мифологических элементов в современной прозе на примере повести «Стрекозий мыс».
Материалом для исследования служат литературные произведения, содержащие в себе мифологический элемент, и повесть «Стрекозий мыс».
Объектом исследования является художественный текст повести «Стрекозий мыс».
Предмет исследования - использование мифологического материала в повести «Стрекозий мыс».
Теоретической базой для данной работы послужили результаты исследований в области разработки теории мифа Дж. Фрэзера, А. ван Геннепа, К. Г. Юнга, Р Барта и др, в области исследования мифопоэтики отдельных писателей и тенденций, связанных с процессом «ремифологизации», Е. М. Мелетинского, С. С. Аверинцева, С. Ю. Королёвой, И. Н. Зайнуллиной и др. Среди зарубежных исследований следует отметить работы Н. Фрая, Л. Мартинес-Фалеро, Г. Баутисты и др.
Основной целью работы является выявление черт процесса неомифологизации и роли мифа в современном художественном тексте.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
• проследить предпосылки возникновения явления
«ремифологизации» и ритуально-мифологической школы в литературоведении;
• исследовать основные положения ритуально-мифологической школы;
• проследить роль мифа в литературных произведениях XX-XXI вв.;
• исследовать применение мифологического материала в повести «Стрекозий мыс».
При написании выпускной квалификационной работы нами использованы следующие методы:
• анализ научных источников и литературы;
• историко-культурный подход;
• дескриптивный метод;
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической (текст повести) частей, заключения и списка использованной литературы.
Тесная связь мифа и литературы не вызывает сомнений, однако подход к понятию мифа и соотнесению его с литературным текстом меняется на протяжении развития культуры.
XX век характеризуется процессом ремифологизации, почву которого подготовили исследования мифа и мифологического сознания в антропологии, психологии, философии. Для развития литературоведения оказывается важным возникновение ритуально-мифологической школы (Н. Фрай, М. Бодкин, Дж. Кэмбелл и др.), в рамках которой ритуал и миф становятся основой анализа художественного текста. Особое значение такой анализ приобретает для исследования мифологизирующих текстов (Дж. Джойс, Т Манн, Д. Апдайк и др.). Литература не просто обращается к мифу как к источнику сюжетов, но и сама занимается мифологизацией, а миф используется как структура, организующая сюжет и мотивный ряд.
Как показывают современные литературоведческие исследования (А. В. Баранов, И. Н. Зайнуллина, С. Н. Лашова и др.), миф продолжает активно использоваться в литературе как в эксплицитной, так и имплицитной формах, а само понятие мифа применительно к литературоведческому анализу требует выделения более четких границ (Т. Д. Кобахидзе).
В основе повести «Стрекозий мыс» лежит миф о Гильгамеше. В тексте прослеживаются сюжетные параллели, а также параллели между персонажами повести и мифологическими героями, при этом такие сопоставления следует считать условными, т. к. персонажи «Стрекозьего мыса», даже соотносясь с второстепенными героями «Эпоса о Гильгамеше», одновременно соотносятся и с самим Гильгамешем (по схеме: встреча со смертью ближнего — бегство — принятие). Миф в повести не проявляется эксплицитно, однако миф служит структурой, организовывающей как сюжетный, так и мотивный ряд текста.