Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ

Работа №13925

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы85стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ДЕТИ И ДЕТСТВО В РУССКОЙ ПРОЗЕ XIX-XX ВЕКОВ:
МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОБЛЕМАТИКИ
9
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗА РЕБЕНКА
В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
19
2.1. Литературный герой Захара Прилепина в контексте проблемы
становления личности (на материале книги рассказов «Грех»)
19
2.2. Ребенок – «живая душа» в прозе Б. Екимова 30
ГЛАВА III. КОНФЛИКТ «ОТЦОВ И ДЕТЕЙ» В НРАВСТВЕННОМ
СТАНОВЛЕНИИ РЕБЕНКА
38
3.1. Современные дети и их родители – «потерянное и потерявшееся»
поколения (по рассказу А. Геласимова «Нежный возраст»)
38
3.2. Художественная реализация идеи понимания в романе
А. Дмитриева «Крестьянин и тинейджер»
45
ГЛАВА IV. ПОДРОСТОК В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ (К ПРОБЛЕМЕ ШКОЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
АКТУАЛЬНОЙ СЛОВЕСНОСТИ)
53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68

Тема детства и формирования личности ребенка является одной из
наиболее востребованных тем, актуализирующихся в писательской практике
с XIX до рубежа XX–XXI вв. На протяжении полутора столетий в
отечественной и западной словесности детская проблематика
рассматривалась в различных аспектах: «детский взгляд как особый вид
мировосприятия; ребенок как носитель определенных, недоступных
взрослым качеств и воззрений; дитя как символ вечности природного и
человеческого бытия; ребёнок как жертва мира взрослых» [Осьмухина,
Казачкова 2012, с. 151]. Современная литература продолжает отечественную
традицию, проблема становления личности и формирования внутреннего
мира ребенка оказывается в центре внимания многих современных авторов,
каждый из которых по-разному разрешает эту проблему в своих
произведениях: от символического изображения детства и младенчества как
«утраченного рая» (Т. Толстая), соотнесенности его с темой тотального
сиротства и одиночества (П. Санаев, Д. Липскеров) до детской жертвенности
и слияния с вечностью (В. Сорокин).
Тема становления личности в искусстве является понятийно-образным
воплощением духовно-нравственных основ бытия человека. Художественное
осмысление детства в мифе, фольклоре, литературе, изобразительном
искусстве, музыке, театре, кино представляет собой выражение в понятийной
и в образной форме понимания одной из значимых универсалий и раскрывает
ценность и смысл содержания детства. Детство, по мнению Л.К.Нефёдовой,
рассматривается как «начало формирования человеческой личности, ядро,
определяющее её ценностную уникальность, как особая культурная и
социальная реальность, социокультурная ценность» [Нефёдова 2005, с. 3].
Формирование личности ребенка одна из самых важных и актуальных
проблем, которой занимаются такие науки, как психология, педагогика,
литературоведение. А особое значение для становления подростка, формирования его внутреннего мира, жизненной позиции имеет литература о
детстве и юношестве.
Нам представляется интересным обратиться к этой теме и посмотреть,
как она раскрывается в творчестве наших современников и как связана с
традицией русской классики. Вышеперечисленные аспекты и определили
актуальность нашей работы.
Степень научной разработанности проблемы
В отечественных научных исследованиях вопросам становления
личности в современной литературе посвящено немало критических и
отдельных научных работ, авторы которых стремятся исследовать
формирование внутреннего мира ребенка применительно к нынешней
действительности, а также сквозь призму темы семьи. Здесь следует назвать
статью Т. И. Михалевой «Подросток и преступление в современной
художественной литературе», работа которой посвящена выявлению мотивов
поведения подростков, приводящих к преступлениям в литературе 90-2000-х
годов [Михалева 2009]; статью О. Ю. Осьмухиной и А. В. Казачковой
«Специфика воплощения «детской» темы в современной отечественной
прозе: многообразие рефлективных практик», которые рассматривают
детскую тематику прозы Т. Толстой, В. Пелевина, П. Санаева, Б. Акунина в
соотношении с отечественной традицией [Осьмухина, Казачкова 2012].
Важно отметить статью Е. Н. Семыкиной «Тема семьи и детства в
произведениях В. Н. Крупина», которая обращает внимание на такие детские
произведения писателя, как «Дымка», книга «Босиком по небу», «Большая
жизнь маленького Ванечки», «Прошли времена, остались сроки», «Первая
исповедь» [Семыкина 2012]; статью О. Ю. Осьмухиной «Специфика
воплощения темы детства в прозе Л. Улицкой», в центре внимания которой
тема детства в творчестве Л. Улицкой, которая связывается с проблемой
восприятия ребенком основополагающих нравственных ценностей
[Осьмухина 2014]; статью О. М. Мякининой и И. А. Шитуевой «Тема семьи и
детства в современной русской литературе (по повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», в этой работе на примере повести Павла
Санаева «Похороните меня за плинтусом» анализируются особенности ее
художественного воплощения, специфика проблематики, а мир детства
предстает как мир одиночества и непонимания [Мякинина, Шитуева 2015].
Определенное место в осмыслении проблемы в обобщенном
теоретическом аспекте занимает статья В. А. Лукова «Молодой герой в
литературе», в которой сказано, что «молодой герой в литературе – один из
ключевых типов персонажей в системе художественных образов мировой
литературы» [Луков 2005, с. 141], исследуется образ молодого человека,
проводится параллель с памятников древней литературы до последующего
времени вплоть до наших дней; Л. К. Нефёдова в диссертации на соискание
ученой степени доктора философских наук «Феномен детства в основных
формах его репрезентации» выявляет «философское понимание детства через
анализ контекста суждений о детстве: качество и границы детского бытия,
бинарной оппозиции дети-взрослые, пространственно-временного
континуума детства, семантики детского Я, свободы и необходимости
детства» [Нефёдова 2005, с. 34].
Большое значение для нас имеют исследования по творчеству
анализируемых нами писателей: среди научных работ, посвященных
творческому методу, поэтике, жанровой и образной системе отдельных книг
Захара Прилепина, можно назвать следующие статьи: Е.Г. Местергази
«Жанровое своеобразие романа Захара Прилепина «Грех» [Местергази 2009];
О.С. Сухих «Очень своевременные книги (о традициях Ф.М. Достоевского и
М. Горького в романе Захара Прилепина «Санькя») [Сухих 2008];
А.А. Юферовой «Проблема жанрового определения книги Захара Прилепина
«Грех» [Юферова 2010], в исследовании детской тематики стоит отметить
статьи Е. В. Гусевой «Мир вещей в раскрытии детской темы у Захара
Прилепина» [Гусева 2013], «Роль портрета в раскрытии детских характеров в
рассказах Захара Прилепина (на материале сборника «Грех») [Гусева 2012],
«Взрослые дети» в произведениях Захара Прилепина (на материале романов «Патологии», «Санькя», рассказов из сборника «Грех») [Гусева 2013],
автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
филологических наук «Концепция детства в творчестве Захара Прилепина»
[Гусева 2014]. Исследовательница впервые предпринимает попытку
рассмотреть поэтику произведений Захара Прилепина в аспекте темы
детства, поднимает вопрос об эволюции обобщенного прилепинского
персонажа от детства к юности, рассматривает основные художественные
средства создания детских характеров.
Среди исследований, посвященных детской проблематике в творчестве
Б. Екимова, стоит отметить статью Е. А. Шириной и О. В. Скориковой
«Рассказы Бориса Екимова о детях и для детей (к проблеме содержания
школьного литературного образования)», которые отмечают, что «рассказы
Бориса Екимова о детях и для детей необходимо включать в школьную
практику, так как и с точки зрения аксиологии, и с точки зрения формы они
дают богатый материал для размышлений», к тому же «несмотря на
прошедшие с тех пор изменения в условиях жизни, тема «мир и дети» попрежнему остается актуальной» [Ширина, Скорикова 2011, с. 210]; статью
О. А. Якушевой «Тема детства в новой деревенской прозе», которая
рассматривает тему детства на примере произведений новой деревенской
прозы (В. Киреев «Про белого бычка, Б. Екимов «Теленок», О. Белова
«Егорка», В. Чугунов «Деревенька» и др.) и акцентирует внимание на
взаимосвязях душевного мира ребенка с жестокой реальностью
современности [Якушева 2012]; статью И. А. Костомаровой «Ребенок в
ситуации выбора в рассказах В. Распутина и Б. Екимова 1990-х годов»,
анализирующая образ ребенка не на фоне семьи («безотцовщина»), а в
современном деформированном мире, утратившем прежнюю систему
ценностей [Костомарова 2016].

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках предпринятого нами исследования был изучен теоретический
и литературоведческий материал по теме дипломной работы; исследована
традиция воплощения темы становления личности в русской прозе XIX-XX
веков; проанализированы произведения З. Прилепина, А. Геласимова,
Б. Екимова и А. Дмитриева, и сделаны выводы об особенностях
художественного осмысления проблемы становления личности в
современной литературе; проанализированы школьные учебно-методические
комплексы и авторские программы, и определено содержание актуальной
словесности в школьном литературном образовании и основные особенности
её изучения.
«Рост интереса к ребенку во всех культурах, более четкое
хронологическое и содержательное различение детского и взрослого миров и
признание за детством автономной самостоятельной социальной и
психологической ценности появились уже в 17-18 веках» [Кон 2003, с. 7].
Однако впервые именно писателей XIX века начинают привлекать
психологические проблемы детей. Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский,
С. Т. Аксаков, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, А. И. Куприн, в своих
произведениях проводят подробнейший анализ возрастной психологии
детей, их душевного мира, факторов воспитательного влияния, обстановки,
окружающей детей.
Традиционно ребенок в русской литературе является носителем таких
качеств, как нравственная чистота, близость с природой, невинность. Детей
нередко сравнивают с ангелами, говоря не столько об их внешней красоте,
сколько о непорочности, непричастности к социальному, навязанному миром
взрослых злу в силу «нежного» возраста.
Писатели пытаются раскрыть богатый душевный мир ребенка, передать
всё многообразие детских эмоций, ярко нарисовать психологические
портреты, юные герои погружены в напряженные нравственные поиски, но
нередко авторы говорят и о трудных, переломных моментах в жизни детей, что способствует их раннему взрослению, формированию их мировоззрения.
Произведения Н.Г. Гарина-Михайловского, В.Г. Короленко, А.П. Чехова
описывают жестокое равнодушие родителей к внутреннему миру детей,
отсутствие интереса к воспитанию своего ребенка, проявления физического и
нравственного насилия в семье.
В XX веке ребенок воспринимается как знаковая фигура эпохи. Тема
становления личности продолжает свое развитие. М. Горький, А.И. Куприн,
А.С. Серафимович, Л. Андреев разрабатывают тему обездоленного детства,
детского каторжного труда, противостояния мира бедных и богатых.
Писателей объединяет интерес к изображению условий жизни и труда
ребенка. Б. Пастернак, И. Бунин, А. Толстой, Н. Носов, показывают этапы
духовного роста своих юных героев, делают акцент на процессе
формирования характера. Образ ребенка появляется и в произведениях
военных лет. В стихах и прозе поздних военных лет часто появляется образ
ребенка-мстителя (З. Александрова «Партизан», 1944). Участие детей в
восстановлении хозяйства, разрушенного войной, также находит отражение в
творчестве многих писателей.
Тема становления личности получает свое воплощение и сквозь
проблему взаимоотношений «отцов и детей». Каждый из авторов
(Д. Фонвизин, А. Грибоедов, А. Пушкин, Н. Гоголь, И. Тургенев, Л. Толстой,
М. Шолохов, К. Паустовский, В. Распутин), с одной стороны, по-разному
разрешает проблему поколений в своих произведениях, а с другой стороны,
их всех объединяет мысль о том, что в основе неразрывной связи поколений
лежат отношения, основанные на уважении, любви, принятии свободы
другого человека и именно духовная связь отцов и детей способствует
формированию личности, помогает разобраться в себе, обрести гармонию с
окружающим миром.
Современные отечественные прозаики продолжают классическую
традицию, также нередко обращаются к детской теме, предлагая свои
интерпретации. Захар Прилепин в отображении темы детства и становления личности успешно соединяет два контекста: широкий социальный и узкий
семейный. Одно из основных произведений Захара Прилепина, в центре
которого находится тема становления личности, – сборник рассказов,
объединенный издателями в роман и названный по одному из ключевых
рассказов книги, – «Грех». Герой – с авторским именем Захар, или Захарка, –
показан в различные периоды своей жизни; он преодолевает жизненные
трудности и проходит определенные стадии взросления. «Грех» содержит
историю судьбы одного героя от детства до смерти. З. Прилепин, в первую
очередь, акцентирует внимание на образе ребенка, исследуя психологию
героя и мотивацию его поступков.
В центре большинства произведений Б. Екимова – ребенок, его
внутренний мир, чувства, эмоции. Ребенок у Екимова – «живая душа», это
предполагает милосердное отношение ребенка к окружающим. Развернутые
описания в его рассказах, подробное и яркое изображение эмоций и чувств
подчеркивают концепцию гуманности ребенка. В его рассказах наблюдается
характерный для писателя принцип организации образной системы, когда
образы детей и стариков сюжетно и композиционно сближаются и
одновременно противопоставляются «миру взрослых». Подобное сближение
основано на общности внутреннего мира героев, их нравственных качеств,
восприятия ими окружающей действительности. Маленькие по возрасту
герои Б. Екимова вполне состоятельны в нравственном отношении, в
готовности взять ответственность за мир, который они наследуют, на себя.
Их принципы словно бы не подвержены деформации «взрослой» жизни,
являются основой их поведения.
Общечеловеческая тема «отцов и детей» волнует и современных
писателей-прозаиков, по-своему раскрывающих взаимоотношения между
поколениями.
Рассказ «Нежный возраст» А. Геласимова, поднимающий проблему
становления личности и формирования внутреннего мира через отражение
темы «отцов и детей», имеет форму дневника. В центре произведения стоит образ главного героя, выявление движения его души. Преодолев агрессию и
враждебность, главный герой смог открыть в себе понимание, доброту,
умение дружить, любить, а также мир искусства. Рассказ современного
прозаика «задевает за живое», поднимая важную и актуальную проблему
«отцов и детей». А. Геласимов устами своих героев приходит к выводу о том,
что конфликт поколений будет всегда, главное относиться друг к другу с
пониманием, терпением, уметь выслушать близкого человека и довериться
ему. Стилевой метод Геласимова в изображении реального отношения к
действительности, ребенок может быть гуманным, но сначала должен
столкнуться с агрессией, испытать конфликт с родными и внутренним «Я».
В своем романе «Крестьянин и тинейджер» А. Дмитриев также
поднимает тему «отцов и детей», но в её интерпретации писатель оригинален
и традиционен одновременно. В романе А. Дмитриева представители двух
разных поколений – «отцов и детей» не обнаруживают явного конфликта,
хотя их мировосприятие различно, а на протяжении всего сюжета герои
выстраивают свои судьбы в параллели. Отмечается близость «отцов и детей»,
взаимоуважение к ценностям друг друга, несмотря на первоначальное
внешнее видимое отчуждение главных героев.
Проанализировав школьные учебно-методические комплексы, мы
пришли к выводу, что в них отсутствует единый подход к изучению
современной литературы, а также определение строгих границ хронологии
современной литературы. Постмодернистская и неореалистическая
литература в школьном курсе почти не рассматривается: предусматривается
изучение обзорных тем творчества писателей (Л. Улицкой, Л. Петрушевской,
А. Битова, Т. Толстой и т.д.) или самостоятельное изучение конкретных
произведений, например, Л. Улицкая «Медея и ее дети»; В. Набоков
«Приглашение на казнь» и т.д. Так как существующие учебные комплексы
недостаточно полно раскрывают особенности развития литературного
процесса конца XX века – начала XXI века, необходимо использовать в
процессе изучения литературы специальные элективные программы и курсы.


Аверинцев, С.С. Горизонт семьи: О некоторых константах
традиционного русского сознания / С.С. Аверинцев // Новый мир. –
2000. – № 2. – С. 170-175.
2. Арзамасцева, И. Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед.
учеб. заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – М.:
Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.
3. Аросев, Г. Нестолкновение мировоззрений [Электронный ресурс] /
Г. Аросев // Журнальный зал. – 2012. – № 7. – Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2012/7/a18.html
4. Басинский, П. «Иное» Бориса Екимова / П. Басинский // Литературная
газета. – 2008. – № 22.
5. Бахтин, М.М. К методологии литературоведения / М. М. Бахтин //
Контекст. – М., 1975.
6. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных
лет / М. М. Бахтин. – М.: Художственная литература, 1975. – 502 с.
7. Белокурова, С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец XX века.
Уроки современной русской литературы: учеб.-метод. пособие /
С. П. Белокурова. – СПб.: Паритет, 2001. – 512 с.
8. Богданов, К. Антропология контекста: к истории «общепонятных
понятий» в филологии / К. Богданов. – М., 2000.
9. Богданова, О.В. Современный литературный процесс / О. В. Богданова.
– СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. – 252 с.
10.Великанова, И.В. Поэтика прозы Б.П. Екимова. Дис. …. канд. филол.
наук / И.В. Великанова. – Волгоград, 2004.
11.Волков, И. Ф. Теория литературы: учеб. пособие для студентов и
преподавателей / И. Ф. Волков. – М.: Просвещение и др., 1995. – 256 с.
12.Геласимов, А. Жажда: авторский сборник / А. Геласимов. – М.: Эксмо,
2009. – 320 с.69
13.«Год после детства». Учебник по литературе для 5-го класса в 2-х
книгах / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева; под ред. А. А. Леонтьева. – М.:
Баласс, 2011.
14.«Год после детства». Учебник по литературе для 6-го класса в 2-х
книгах / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева; под ред. А. А. Леонтьева. – М.:
Баласс, 2012.
15.Гордович, К.Д. Тема семьи в современной русской прозе /
К.Д. Гордович // Мир России в зеркале новейшей художественной
литературы: cб. науч. трудов / cост. А.И. Ванюков. – Саратов: Изд-во
Саратовского ун-та, 2004. – С. 173-175.
16.Гусева, Е. В. Мир вещей в раскрытии детской темы у Захара
Прилепина / Е. В. Гусева // Вестник РУДН. Серия «Теория языка.
Семантика. Семиотика». – М.: РУДН. – 2013. – № 3. – С. 92-101.
17.Гусева, Е.В. Роль портрета в раскрытии детских характеров в рассказах
Захара Прилепина (на материале сборника «Грех») / Е.В. Гусева //
LITTERATERRA: Материалы II Всероссийской конференции молодых
ученых «Litteraterra: проблемы поэтики русской и зарубежной
литературы». – Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»,
2012. – С. 75 – 82.
18.Гусева, Е. В. «Взрослые дети» в произведениях Захара Прилепина (на
материале романов «Патологии», «Санькя», рассказов из сборника
«Грех») [Электронный ресурс] / Е. В. Гусева // Филология и
литературоведение. – Декабрь 2013. – № 12. – Режим доступа:
http://philology.snauka.ru/2013/12/634.
19. Гусева, Е. В. Концепция детства в творчестве Захара Прилепина:
автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук (10.01.01) /
Е. В. Гусева. – М., 2014. – 17 с.
20.Дианова, Е. Е. Образ детства в английской и русской прозе середины
ХIХ века: автореферат диссертации на соискание ученой степени70
кандидата филологических наук: 10.01.05 / Е. Е. Дианова. – М., 1996. –
249 с.
21.Дмитриев, А. Крестьянин и тинейджер [Электронный ресурс] /
А. Дмитриев // Журнальный зал. – 2012. – № 2. – Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/october/2012/2/dm3.html
22.Добрицкая, И. Г. Произведения о детях в русской литературе XIX века.
– М.: Язык, 2013. – 213 с.
23.«Дом без стен». Учебник по литературе для 8-го класса в 2-х книгах /
Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева; под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс,
2012.
24.Екимов, Б. П. Ночь исцеления [Электронный ресурс] / Б. П. Екимов. –
Режим доступа: http://edu.tomsk.ru/teacher_help/mir/
25.Екимов, Б.П. Живая душа: Рассказы / Б. П. Екимов. – М.: Детская
литература, 1987. – 189 с.
26.Екимов, Б.П. Не надо плакать / Б. П. Екимов. – М.: Вагриус Минус,
2008. – 400 с.
27.Екимов, Б. П. На хуторе: повествование в рассказах / Б. П. Екимов. –
М.: Время, 2010. – 464 с.
28.Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения:
учеб. пособие для студентов и преподавателей филологических
факультетов, учителей-словесников / А.Б. Есин. – 2-е изд., испр. – М.:
Флинта, Наука, 1999. – 248 с.
29.Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы: книга для
учителя / А. Б. Есин. – М. : Просвещение, 1988. – 176 с.
30.«История твоей литературы». Учебник по литературе для 9-го класса в
2-х книгах / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева; под ред. А.А. Леонтьева. – М.:
Баласс, 2012.
31.Каленова, И. В. Модернизация литературного образования: Пелевин и
другие в школьной программе: крамола или реальная необходимость /
И. В. Каленова // Литература в школе. – 2005. – № 2. – С. 46–47.71
32.Кокшенева, К.А. Заметки о современной литературе / К. А. Кокшенева
// Литература в школе. – 1996. – № 1. – С. 44 – 50.
33.Костомарова, И. А. Ребенок в ситуации выбора в рассказах
В. Распутина и Б. Екимова 1990-х годов / И. А. Костомарова // Вестник
ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2016. – № 3. – С. 52-55.
34.Красильникова, Е. Г. К проблеме изучения в школе нереалистического
текста: Вен. Ерофеев, А. Битов, Саша Соколов / Е. Г. Красильникова //
Литература в школе. – 2004. – № 4. – С. 48-49.
35.Книги года. Литературные премии России 2012 года [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ulstu.ru/docs/downloads
36.Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. – М.: Академия, 2003. – 336
с.
37.Курдюмова, Т.Ф., Демидова, Н.А. и др. Литература: программа по
литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы /
Т.Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова. – М.: Дрофа, 2005. – 93 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ