Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самопрезентация молодых людей в сети Интернет как отражение потребностей в достижении

Работа №126366

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2022
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ANNOTATION 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Самопрезентация как предмет психологических исследований 12
1.1. Место феномена самопрезентации в кругу психологических явлений 12
1.1.1. Понятие самопрезентации в зарубежной и отечественной психологии 12
1.1.2. Специфика самопрезентации в Интернет-среде 19
1.2. Роль мотивации в организации человеческой деятельности. Основные положения теорий мотивации 23
1.2.1. Мотивация в разных теоретических подходах 24
1.2.2. Потребность в достижении в контексте существующих теорий потребностей 27
1.3. Самопрезентация личности с помощью стратегий достижения 28
1.3.1. Стратегии достижения в отечественных и зарубежных теориях самопрезентации 29
1.3.2. Стратегии достижения и их реализация в онлайн-самопрезентации 35
ГЛАВА 2. Методические вопросы исследования 40
2.1. Основные понятия, цели и задачи. Объект и предмет исследования 40
2.2. Методы исследования 42
2.3. Выборка исследования 47
ГЛАВА 3. Результаты исследования 49
3.1. Описательные статистики по личностным методикам 49
3.2. Эмпирические показатели контент-анализа публикаций пользователей сети Инстаграм 50
3.3. Анализ взаимосвязей показателей 65
ВЫВОДЫ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
Список литературы: 79
ПРИЛОЖЕНИЕ А 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 90
ПРИЛОЖЕНИЕ В 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 95

Сеть Интернет дополняет нашу жизнь, упрощает процессы коммуникации, помогает гораздо быстрее получить информацию, тратя при этом физически минимум усилий. Новое поколение привыкло считать Интернет неотъемлемой частью быта, гаджеты могут находиться в поле внимания индивида гораздо больше, чем лицо реального собеседника. Сеть - самый удобный способ сообщения с внешним миром. Это может быть работа на сайте, через онлайн-канал, общение со знакомыми людьми, или возможность заявить о себе, рассказать о своей жизни, подчеркнув тем самым собственную значимость.
В данном исследовании мы предполагаем, что, несмотря на различность действий, совершаемых личностью в Интернете, одной из причин самопрезентационного поведения, движущей силой, будет потребность к достижению, или стремление к достижению. В работе мы будем анализировать возможные способы реализации потребности достижения через самопрезентационное поведение в Интернете.
Исследования в большей степени уделяют внимание видам и типам самопрезентации и последствиям их применения, например, влияние активной и пассивной самопрезентации на самочувствие и состояние тела [77]. Областям применения, будь то самопрезентация в реальной жизни, анализируются способы влияния на аудиторию при публичном выступлении или общении с окружением, онлайн самопрезентация отличается иными способами выражения, графическими, аудио, видео средствами, цели самопрезентации различны, например в исследованиях рассматриваются возможности профессиональной самопрезентации, при публикации резюме на сайтах для работодателей, например исследование сайта LinkedIn [82], или самопрезентация на личной странице в соц. сети, с целью общения, предъявления себя, привлечения внимания, повышения самооценки. Меньше исследований посвящено непосредственно тому, каким образом осуществляется сам процесс, с помощью чего им можно управлять, какие факторы, внешние и внутренние его обуславливают.
За период пандемии, берутся во внимание другие аспекты самопрезентационного поведения. Учёными высказываются мнения о тотальной цифровизации жизни (Солдатова Г. У, 2021, Войскунский А. Е., 2021), пагубном влиянии соцсетей и виртуального мира, способах выявить признаки депрессии с помощью лингвистических особенностей (Кисельникова Н. В., Станкевич М. А., Данина М. М., Куминская Е. А., Лаврова Е. В., 2020). Личность в виртуальном мире теряется на фоне чат-ботов, переписка становится менее персонализированной, что может являться следствием длительной самоизоляции (Исаева А. Н., 2021). Берётся во внимание возможность приукрасить образ «Я», демонстрируемый в сети, исходя из чего, речевое поведение рассматривается как способ продемонстрировать либо реалистичное «Я» автора, или наоборот, фальшивое «Я», в этом случае автор стремится показаться как совершенно другого человека (Корниенко Д., Дериш Ф., Руднова Н., Горбушина Е., 2021).
Исследуются такие популярные соцсети как ВКонтакте, Facebook, Twitter и другие.
В современном мире, использование навыков успешной самопрезентации распространено во многих сферах человеческой жизнедеятельности, в основном это касается деятельности, связанной с постоянной коммуникацией с окружением, такой как политика, журналистика, дипломатия, и др., Потребность в достижении может проявляться в более широком спектре сфер деятельности. Вовлечённость индивидов в онлайн-среду, и их активизация в этой области позволяет сказать, что поскольку стремление к успеху является одной из базовых потребностей в реальной жизни, деятельность онлайн также не лишена направленности к достижению. Однако, для исследования в первую очередь существует ряд предварительных вопросов, относительно возможностей достижения в сети, что считать свершённым достижением, какие требование предъявлять к результату относительно нормы. Современные исследования недостаточно освещают данную тематику, потому основой будут служить результаты по итогам интервью и опросников, направленных на выявление критериев нормы, маркеров, относящихся к перечисленным выше категориям, а также контент-анализ личных страниц в сети Инстаграм.
Исследовательская проблема:
Феномен самопрезентации широко освещён в ряде теоретических и эмпирических трудов, в последние годы всё больше исследуются особенности самопрезентационного поведения в виртуальном мире, однако в работах, посвящённых стратегиям и тактикам самопрезентации в соцсети, а также способам и формам самопредъявления обычно не берётся во внимание сам факт трансформации формата самопрезентации на новый, цифровой, а также последствия такого перехода для личностных особенностей индивида. Мы полагаем, что под влиянием изменений внешней среды произошли сущёственные изменения в сетевом поведении.
Можно ли говорить, что стратегии и тактики, используемые для достижения с помощью соцсети те же самые, что описываются в фундаментальных психологических трудах, если отсутствуют такие базовые части самопрезентации, как прямое отслеживание сигналов аудитории в режиме активной самопрезентации (стадии «сцена», согласно термину Э. Гоффмана (Гоффман, 2000)). Изменился не только формат, но и временнЫе параметры самопрезентации, в случае использования только визуальных и текстовых средств невозможна одновременность самопрезентации и отклика зрителей. Для создания образа, используются технические навыки владения программами художественной обработки, физические недостатки восполняются познаниями и умением пользоваться современными технологиями. Всё чаще исследователями высказывается мнение о том, что виртуальная реальность уже не является отдельной сферой существования человека, а тесно переплетается с реальной. Однако, следует отметить, что представление себя в сети имеет большие возможности для идеализации аудиовизуальной информации или изменении способа её подачи. Следовательно, можно предположить, что при подобных внешних тенденциях, человек будет придерживаться не только привычных ему стратегий самопродвижения и самопрезентации, но и расширять или изменять их спектр. Необходимо провести исследование, чтобы описать эти стратегии в цифровом пространстве, особенности и частоту их использования, связанные с выраженностью у личности мотивации достижения.
Цель работы - исследовать взаимосвязь между выраженностью мотивации достижения и особенностями самопрезентации личности в социальной сети.
Объект - самопрезентационное поведение в соцсети Инстаграм.
Предмет - взаимосвязь между содержанием и стратегиями самопрезентации в социальной сети и выраженностью мотивации достижения у молодых людей (на примере социальной сети Инстаграм 1)
Гипотезы:
1. Молодые люди с высоким уровнем мотивации достижения по сравнению с молодыми людьми с низким уровнем мотивации достижения:
• В сети чаще выкладывают материалы о достигнутых результатах (показатели успешности в учёбе, в профессиональной деятельности, популярности, статуса)
• чаще публикуют материалы о себе (посты)
2. Люди с высоким уровнем мотивации достижения по сравнению с молодыми людьми с низким уровнем мотивации достижения:
• являются более активными пользователями сети
• в сети будут использовать определённые стратегии достижения в самопрезентации, типичные для онлайн-сферы (самореклама, пример, вариативность поведения)
Задачи исследования:
В теоретической части:
1. Проанализировать существующие теоретико-методологические подходы к изучению феномена самопрезентации и особенностях его проявления и изучения в цифровом пространстве.
2. Изучить теоретические подходы к пониманию мотивации достижения и методы её изучения.
В практической части:
1. Разработать процедуру и категории контент-анализа для изучения самопрезентации в социальной сети.
2. Провести контент-анализ личных страниц молодых людей - пользователей Инстаграма - с целью выявления их содержательных особенностей и используемых стратегий самопрезентации.
3. Определить выраженность стратегий самопредъявления, смысложизненных ориентаций, и особенности мотивации достижения у молодых людей - авторов тех же страниц в соцсети.
4. Описать качественные особенности самопрезентации в сети молодых людей с высокой и низкой выраженностью мотивации достижения.
5. Описать качественные особенности самопрезентации в сети молодых людей в связи с их пониманием категорий «достижение» и «успех».
Методологическую основу исследования составили: исследования самопрезентации как личностной черты А. Фенигстейна, М. Шериера, А. Басса, М. Снайдера, как средство поддержания самооценки, формирование образа«Я», реализации мотивации, как личностной черты (Р. Аркин, А. Басс, М. Вейголд, Г. Глейтман, Р. Ковальски, Ч. Кули, М. Лири, Д. Майерс, Дж. Г. Мид, М. Снайдер, А. Фестингер, М. Шериер, Б. Шленкер, А. Шутц), концепция социальной драматургии И. Гоффмана, подходы к выделению стратегий и техник самопрезентации И. Джонса и Т. Питтмана, а также как форма социального поведения, средство самовыражения, создание определенного впечатления, стремление к власти (Р. Баумейстер, И. Джонс,Ю. М. Жуков, Т. Питтман, А. Стейхилбер).
Методики: опросник на потребности в достижении Мехрабиана, тест смысложизненных ориентаций Д. Крамбо, Л. Махолик, адаптированный Д. А. Леонтьевым, опросник «Стратегии самопредъявления», автор И.П. Шкуратова, использовалась также авторская анкета, включающая открытые и закрытые вопросы.
Для анализа и обработки данных: контент-анализ, непараметрический U- критерий Манна-Уитни для независимых выборок, корреляционный анализ Пирсона.
Выборка: молодёжь возраста 18-28 лет. В основную выборку вошло 74 человека, жителей Санкт-Петербурга.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию самопрезентации в сети Интернет-пользователей с высокой и низкой мотивацией достижения.
Проведённое исследование позволило выявить взаимосвязи между показателем мотивации достижения и содержанием текстовой информации на странице соцсети Инстаграм, а также характерные стратегии достижения для обеих выборок и различными показателями мотивации достижения.
Было раскрыто также наличие взаимосвязи между отношением к жизни, осмысленностью и характером постов в соцсети, в частности уровень осмысленности жизни связан с большим количеством упоминаний о планах на будущее, целях чего-то достичь в будущем.
Подводя итог, самопрезентация в современном мире претерпела ряд изменений, как и пути реализации (стратегии) самопрезентационного поведения, цифровой формат предоставляет различные возможности, которые могут быть реализованы исходя из разных потребностей, целей и причин чего - либо достичь. Самой распространённой формой самопрезентации в Интернете остаётся самопрезентация с помощью персональной страницы в соцсети, мотивация достижения может быть фактором, побуждающим человека использовать для достижения онлайн-среду, как в ограниченном формате (с помощью фотографий и постов), так и с большим количеством мультимедийных средств.


1. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении// Личность. Общение. Групповые процессы. Сб. обзоров, М., 1991 -с. 37-75
2. Антонова Ю. А. Демина С. А. Аватар как элемент самопрезентации в социальной сети // Лингвокультурология. 2010
3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. (1998). Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, Т. 19,. 1, с. 89-100.
4. Белинская Е.П., Гавриченко О.В. Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 60. URL: http://psystudy.ru
5. Белянин В. П. Психолингвистика. М.: Флинта: МПСИ, 2009.
6. Богуславский В. М. Оценка внешности человека: Словарь. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. 199 с.
8. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 271 с.
9. Бородина М.В. Мотивация самораскрытия в юношеском возрасте // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2000. Вып.5. С. 229-237.
10. Вахштайн В. С. Драматургическая теория Ирвинга Гофмана: два прочтения // Социологическое обозрение. 2003. Том 3. № 4. С. 104-118.
11. Визгина А. В., Пантилеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 91­100.
12. Визнер Дж.Б. Перспективы .информационной тирании.// Кибернетика сегодня: проблемы и суждения. Сборник.М., - Знание. С. 39-46. 1976.
13. Вилюнас В. К. Психологические механизмы развития мотивации: Дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 1990. - 376 с.
14. Войскунский А. Е. Групповая игровая деятельность в интернете // Психологический журнал. 1999. № 1. С. 126-132.
15. Войскунский А. Е., Солдатова Г. У. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2021. Т. 18. №3, С. 431-450.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ