Введение 3
Глава 1. Основы формирования политики Северных стран в Арктическом регионе 9
1.1 Статус Северных стран в Арктическом регионе 9
1.2 Основные положения Арктических стратегий Дании, Финляндии и Швеции 14
1.3 Основные положения Арктических стратегий Норвегии и Исландии 22
Глава 2. Проблемы реализации внешней политики Северных стран в Арктическом регионе 30
2.1 Роль межправительственных организаций в Арктической политике Северных стран 30
2.2 Основные факторы влияющие на реализацию Северными странами своей Арктической политики 38
Глава 3. Основные направления деятельности Северных стран в Арктическом регионе на современном этапе 42
3.1 Примеры международных проектов реализуемых Северными странами в Арктическом регионе 42
3.2 Проблемы и перспективы деятельности Северных стран в Арктическом регионе 45
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 55
Арктический регион не сегодняшний день является одним из самых перспективных район земли с точки зрения возможностей развития. Все большее количество заинтересованных акторов присоединяются к участию в политике региона. Для стран, в которых Арктическая политика исторически являлась одним из основных направлений развития, сегодня, в связи с возможностями которые предоставляет научно-технический прогресс, в Арктическом регионе открываются новые возможности и перспективы. Страны образовавшие собой Северный совет - Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Исландия - являются важными участниками Арктической политики на современном этапе. Каждая из этих стран разработала свою Арктическую стратегию и имеет свои приоритетные интересы развития в регионе.
В контексте данного исследования, под понятиями “Северные страны” и “страны Северной Европы” подразумеваются пять стран-членов Северного совета: Дания, Норвегия, Исландия, Финляндия и Швеция.
Вопрос изучения и сравнения Арктической политики Северных стран является важным шагом к пониманию перспектив развития как самих Северных стран, так и Арктического региона в целом. В рамках данного исследования впервые предпринят комплексный анализ роли Северных стран в политике арктического региона на современном этапе.
Результаты данного исследования помогут лучше понять процессы взаимодействия Северных стран в рамках Арктической политики, как друг между собой, так и с другими акторами Арктической политики. Это в свою очередь имеет немалую значимость для понимания вектора развития Арктического региона в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Цель дипломной работы - Дать оценку роли Арктического региона во внешней политике Северных стран на современном этапе.
Цель настоящего исследования позволила поставить и решить ряд задач:
• Проанализировать теоретические и методологические основы международной политики в Арктическом регионе;
• Провести комплексный анализ политики стран Северной Европы в Арктическом регионе;
• Выявить основные аспекты международного сотрудничества Северных стран с остальными участниками Арктической политики.
• Спрогнозировать (оценить перспективы) вектор развития Арктической политики Северных стран в будущем;
Объект исследования - Арктический регион.
Предмет исследования - Арктический регион во внешней политике стран северной Европы.
В рамках данного исследования особое внимание будет уделено временному периоду начиная с появления в Северных странах документов четко регламентирующих Арктическую политику этих стран, по настоящее время.
В ходе данного исследования для достижения цели и решения поставленных в нем задач применяются следующие методы исследования:
• Метод анализа литературы по заданной теме. Данный метод позволяет глубже понять проблематику изучаемого вопроса. И определить спектр основных подходов к изучению авторами данной темы. Изученный в рамках данного метода материал был кратко представлен мной в предыдущем разделе.
• Метод сравнительного анализа. Позволяет провести оценку событий и явлений относительно друг друга, и установить разницу протекания процессов реализации Арктических стратегий Северных стран.
• Вторичный анализ данных документов национального законодательства Северных стран.
• Метод событийного анализа. Позволяет анализировать произошедшие события исходя из полученной информации о них.
Основную теоретико-методологическую базу составляют положения, понятия и выводы, содержащиеся в международных нормативно-правовых актах, регулирующих сотрудничество государств в Арктическом регионе, а также тексты Арктических стратегий Северных стран. Для написания данной работы, были изучены тексты договоров, конвенций и уставов. Основополагающими для изучения документами являются: Конвенция ООН по морскому праву (1982)1 2 и Конвенция ООН о сохранении биологического разнообразия (1992) 2; Уставы международных организаций (Арктический совет и СБЕР); Национальные документы Северных стран регламентирующие их Арктическую политику: “Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011-2020”3, “Sweden”s strategy for the Arctic region”4, “ The High North: visions and strategies” (документ в котором содержится Арктическая стратегия Норвегии)5, “Finland’s Strategy for the Arctic Region”6; Доклад Т. Столтенберга “Nordic cooperation on foreign and security policy”7, который включает в себя основные положения Арктической политики Исландии, и является одним из основополагающих документов характеризующих современное Северное сотрудничество. Изучение и анализ этих документов, позволяют сформировать комплексное понимание современной Арктической политики Северных стран.
Таким образом основные источники использованные при написании данной работы можно разделить на 2 категории:
• Тексты международных договоров и конвенций. Документы характеризующие Арктическую политику Северных стран. Уставные документы международных организаций.
• Официальные заявления политиков Северных стран, а также научно-исследовательские доклады представленные в рамках конференций по Арктической тематике.
Вопрос изучения Арктической политики Северных стран имеет большую актуальность в научном сообществе на сегодняшний день. Катализатором такого интереса можно обозначить активную работу в Северных странах над Арктической политикой на национальных уровнях начиная с конца XX века. Также важным фактором, усилившим интерес к данной теме стало заключение в 2009 году Северными странами договора об усилении Северного сотрудничества “Nordic Cooperation on Foreign and Security Policy”8. Среди более ранних исследований в данном направлении можно выделить работы таких отечественных авторов как Додин д.д. , онышев .. , ертунин /v/v , а таких зарубежных исследователей как Tennberg M. которая в своих исследованиях рассматривает политику Северных стран в отношении коренных народов севера, и Timo Koivurova, который внес большой вклад в изучение международно-правовой системы Арктического региона. Стоит отметить, что данные авторы и на сегодняшний день продолжают изучение данной тематики. В современной повестке, Арктическая политика Северных стран часто рассматривается комплексно, что мы можем наблюдать в работах И. Н. Тимофеева (Арктический регион: проблемы международного сотрудничества), Гжеля Й. (Роль Совета министров северных стран в развитии Арктики)12, Григорьевой О.В. (Особенности нормативно-правовой базы энергетической дипломатии стран Северной Европы в Арктическом регионе)13. Хотя при этом также присутствуют работы в которых исследуются Арктические стратегии и проекты отдельно взятых Северных стран, например исследование Зайкова К.С., Калининой М.Р., Тамицкого А.М., Сабурова А.А., Шепелевой Е. А. “Научно-образовательное пространство Арктики: Норвегия”14 или работа Калининой М.Р. , Кондратова Н.А. “Инновационный вектор конкурентоспособности стран Северной Европы: опыт Швеции”15. Среди иностранных исследователей, концепция общего подхода является доминирующей и можно выделить такие работы как “The legal-political regime in the Arctic” за авторством Alf Hakon Hoel16 и ”The shifting landscape of Arctic politics: implications for international cooperation” автором которого является O. Young17. Особое внимание хотелось бы уделить работе “Arctic Strategies Round-up“ автором которой является исследователь Vincent-Gregor Schulze18 19. Винсент-Грегори Шульц делает основной акцент на дальнейшем политическом развитии Арктики и Северных стран, экономической составляющей и инвестиционных перспективах. Его главные исследовательские интересы, это европейская интеграция, развитие международного права и политика малых государств.
Что касается литературы использованной для работы, то большое влияние на исследование, кроме уже упомянутых выше, оказали такие научные статьи как:
• Olesen M.R. Sovereignty issues, economic stakes and outsider interests in the Arctic 19;
• Pincus R. Three-Way Power Dynamics in the Arctic. Strategic Studies Quarterly20;
• Лагутина М. Л., Харлампьева Н. К. Транснациональная модель арктического управления в XXI веке21;
В которых уделено большое внимание Северным странам и политике их развития в Арктике в разных сферах деятельности в контексте взаимодействия государств, международных организаций и других акторов.
Дипломная работа структурно разделена на три главы. Первая глава носит теоретических характер, и посвещена рассмотрению Арктических стратегий Северных стран. В рамках исследование было принято решение разделить Северные страны на две подгруппы: входящие в состав ЕС и не входящие в состав ЕС. Это позволяет наиболее наглядно продемонстрировать взаимное влияние Европейского союза и Швеции, Финляндии, Дании на Арктические стратегии друг друга. Во второй главе внимание уделено непосредственно анализу роли международных организаций в Арктической политике стран северной Европы. В контексте исследования это позволяет определить международные факторы влияния на Арктическую политику Северных стран. Третья глава состоит из характеристики основных направлений деятельности Северных стран в Арктическом регионе. Также третья глава содержит оценку перспектив развития деятельности Северных стран в Арктическом регионе.
Часть работы, посвященная анализу правовой системы Арктического региона, прошла апробацию на IX Международной Молодежной конференции «Образ будущего: 2030».
Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов.
Роль Арктического региона во внешней политике Северных стран на современном этапе все больше возрастает. Этому способствует ряд таких факторов, как развитие технологий позволяющих вести экономическую и транспортную деятельность в регионе. В этой связи все более актуальным становится проблема единого международно-правового статуса региона, но в связи с большим количеством межгосударственных противоречий. В свою очередь вовлечение в политику региона все большего количества стран делает невозможным реализацию крупных проектов усилиями одного актора. Необходимы договоренности и соглашения с остальными участниками арктической политики, что в свою очередь в конце концов и должно привести к формированию единой нормативно-правовой базы региона. Сложившаяся ситуация дает преимущество Северным странам, которым удалось сформировать единый политический альянс по Арктическим вопросам.
Арктические стратегии Северных стран хоть и содержат большое количество согласованных аспектов, в отдельных пунктах обладают собственной спецификой.
Говоря о Норвегии и Исландии, мы можем наблюдать две гораздо более самостоятельные Арктические стратегии со своими особенностями. Касательно Норвегии, это в первую очередь больший (относительно других Северных стран) уклон в сторону добычи углеводородов и акцентирование внимания на военное сотрудничество. Для Норвегии Арктическая политика является явным приоритетом во внешней политике, что и выражается не только самой стратегии развития, но и в четко сформулированных способах достижения поставленных целей. В свою очередь, специфика Исландской Арктической политики заключается в том, что в отличие от других Северных стран, ее стратегия не отдельного региона страны, а всей государственной территории. Поэтому в стратегию входят не только “традиционные” для северных стран вопросы экологии, природных ресурсов, коренных народов и научного сотрудничества, но и аспекты относящиеся обычно к национальной политике. Безусловно, важнейшей задачей Исландии остается закрепление за собой статуса Арктической державы, чему и уделяется наибольшее количество внимания.
В свою очередь, из Северных стран входящих в ЕС, наиболее интересной с точки зрения самобытности, можно считать политику Дании. В связи с тем, что Дания является Арктической страной, и имеет административно-территориальную специфику в виде самоуправляемых территорий Гренландии и Фарерских островов, в ее Арктической стратегии большое внимание уделено балансу интересов, закреплению за собой текущего статуса, и развитию инфраструктуры и промышленности в своих Арктических территориях. Швеция и Финляндия, тоже являясь членами ЕС, во многом предпочитают вести солидарную (с ЕС и друг другом) политику в Арктическом регионе. Не имея прямого выхода к Северному ледовитому океану, они лишены части возможностей в борьбе за влияние в регионе, поэтому в большинстве своем сосредоточены на вопросах экологии и изменений климата, научного сотрудничества, сохранении культуры и быта коренных народов севера. Эти страны, больше чем другие (пожалуй не считая Исландии), ведут свою Арктическую политику через участие в региональных международных организациях (Арктический совет, СБЕР, Северный совет).
Публикация в 2009 году комиссией, во главе с бывшим министром иностранных дел Исландии Т. Столтенбергом1, своего доклада внесла в Арктическую политику Северных стран помимо традиционный направлений деятельности (экономика, экология, здравоохранение, образование, научные исследования, забота о коренных народах Севера), новое - политику обеспечения коллективной безопасности. В состав доклада входили 13 пунктов, которые содержали в себе конкретные предложения по укреплению сотрудничества стран Северной Европы в области внешней политики и безопасности. Предлагалось создание коллективными усилиями оперативной войсковой группы, под предлогом борьбы с возникающими новыми вызовами. Таким образом, было выдвинуто прямое предложение о милитаризации региона.2 Также в докладе предлагалось создание совместных морских сил быстрого реагирования, специальных морских подразделений, единой системы по борьбе с кибератаками, спутниковой группировки для воздушного мониторинга и сил гражданской обороны по борьбе с природными и техногенными катастрофами.
Предлагалось создание единого органа по расследованию военных преступлений, и комплексное укрепление военного сотрудничества в сферах транспорта, медицины и образования. Авторы доклада, выдвигали предположение, что с помощью предложенных мер, Северные страны смогут значительно сократить индивидуальные расходы в сфере безопасности. В докладе была выдвинута идея подписания “Декларации солидарности” в которой бы четко прописывались действия каждой страны-участницы в случае нападения на другую страну-участницу извне.3 Стоит отметить, что в докладе содержались и предложения не милитаристского характера. Например предлагалось усилить сотрудничество Северных стран по 52 пунктам, что поможет эффективнее отстаивать свои интересы в Арктике. Предлагались меры по увеличению объема сотрудничества дипломатических служб Северных стран, выдвигалась инициатива создания общих дипломатических и консульских миссий там, где участники не имеют своих отдельных представительств4.
Учитывая то, что над этим докладом работали представители всех Северных стран, а сам доклад был одобрен на встрече министров иностранных дел пяти стран, можно с уверенностью сказать, что изложенные в нем тезисы, являлись реализацией давно назревших идей среди правительств Северных стран. Данный доклад можно определить как программный для Северных стран. Он оказал наибольшее влияние на сегодняшнюю политику Северных стран в Арктическом регионе. Попытка Северных стран создать новый “полюс силы” в регионе, уже получила свою реализацию, но о итогах ее успешности судить пока рано.
Рассмотрев и проанализировав арктическую политику Северных стран в рамках четырех, очень разных международных организациях, можно проследить очень последовательный и комплексный подход к формированию стратегии в регионе. Международные организации, являются ключевым звеном в создании Северными странами нового полюса силы в регионе. Именно через Арктический совет и СБЕР, можно осуществлять отстаивание своих интересов. При этом заручившись поддержкой такой весомой силы как Европейский союз и используя знания и опыт наработанные в рамках Северного сотрудничества и Совета министров Северных стран.
Можно отметить, что активная деятельность в области транспорта и логистики, а также исследовательских и научных структур в рамках Арктического совета, также полностью соответствует интересам Северных стран, в связи с тем, что они обладают наибольшей на данный момент суммарной исследовательско-научной базой, и твердо зарекомендовали себя на международной арене, как страны с высоким научно-исследовательским инструментарием в Арктическом регионе. Кроме того, Северные страны обладают достаточным уровнем технической оснащенности для реализации сложнейших исследовательских проектов и ведения какой либо деятельности в Арктическом регионе с минимальными последствиями для экологии и климата. А это полностью соответствует их экосистемному подходу к Арктической политике.
Можно сказать, что для Северных стран, международное сотрудничество в регионе является основополагающим. Даже такие страны как Дания и Норвегия, имеющие наиболее сильные позиции в регионе, сильно уступают в возможностях и влиянии таким акторам арктической политики как РФ, США или Канада. Успешная совместная работа Северных стран в рамках международных организаций таких как Арктический совет и СБЕР, позволила наряду с усилением сотрудничества в рамках Северного совета, создать полюс силы способный на равных вести диалог с остальными акторами. Взятый за основу своей Арктической политики всеми Северными странами экосистемный подход, прослеживается в деятельности стран в рамках международных организаций. Активная поддержка включения ЕС в Арктический совет в качестве наблюдателя принесла свои плоды и сейчас, пусть окончательно решение по этому вопросу еще не принято, Северные страны получили сильного сторонника в поддержке своих интересов. Сама Арктическая политика ЕС, начинаясь как решение вопросов о судоходстве, под влиянием Швеции, Финляндии, Дании и во многом Норвегии получила новый виток развития в качестве Арктической стратегии Европейского союза. Основные проекты Северных стран реализуемые в Арктике, наглядно отражают наиболее перспективные на их взгляд сферы деятельности. Как и в целом в арктических стратегиях, здесь ключевую роль играет экосистемный подход.
На данный момент Северным странам удалось сформировать политическую силу с солидарной Арктической стратегией. Несмотря на небольшие внутренние разногласия страны выступают единым фронтом, что сильно увеличивает их влияние в регионе. Акцент на вопросах экологии, научных исследований и гуманитарной сфере, показывает, что большое внимание в Арктической политике уделяется мягкой силе. В перспективе еще остается много вызовов которые политика в Арктическом региона ставит как перед Северными странами в целом, так и перед каждой из них в отдельности.
Арктическая политика стран Северного совета на сегодняшний день имеет тенденцию к все большей консолидации и согласованности. Аспектов, содержащих в себе противоречия между Северными странами с каждым годом становится все меньше. Поводов же для усиления кооперации и совместных действий в Арктической политики - все больше. Сюда можно отнести и необходимость создания прочного содружества для возможности участия “на равных” с более крупными акторами Арктической политики; появление новых заинтересованных в регионе стран, с которыми надо выстраивать конструктивный диалог, без ущемления собственных интересов в регионе. Усиление сотрудничества в военной сфере явилось естественным продолжением данного рода политики. Северные страны, на данный момент совместно выступают одним из ключевых акторов Арктической политики, а их успешная работа в рамках международных организаций только укрепляет за ними статус важных политических игроков в регионе. В связи с наличием передовых технологий позволяющих проводить на территории Арктики все более сложные виды деятельности, роль Северных стран в дальнейшем развитии экономики, инфраструктуры, экологических программ, торговли и судоходства является ключевой. Но в то же время, перед совместной деятельностью Северных стран в регионе стоит ряд вызовов, которые необходимо решить. Сюда можно отнести нерешенные территориальные конфликты, отстаивание Данией и Исландией статуса Арктических стран и необходимость сохранения единых приоритетов в Арктической политики среди стран-участниц Северного совета.
Полученные в ходе исследования данные, являются актуальным дополнением к изучению деятельности и перспектив развития политики Северных стран в Арктическом регионе.