Введение 3
Глава 1. Природа пастиша, его связь с паратекстами 8
1.1. Термин «пастиш» и его современное понимание 8
1.2. Паратексты романа Теннант «Королева камней» и их связь с
пастишем 14
Глава 2. Пастиш как контаминация дискурсов в романе «Королева камней»27
2.1. Психоаналитический дискурс 27
2.2. Сказочный дискурс 32
2.3. Литературный дискурс 51
2.4. Исторический дискурс 57
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложение 1. Обложки изданий романа разных лет (фрагменты) 72
Приложение 2. Перевод романа Теннант «Королева камней» 74
Выпускная квалификационная работа посвящена роману «Queen of Stones» Эммы Теннант (1937-2017), английской писательницы XX - начала XXI вв. Теннант родилась в Лондоне и выросла в аристократической семье. Во время Второй мировой войны будущая писательница пребывала в семейном псевдоготическом поместье в Шотландии (графство Пиблсшир) и вернулась в Лондон, когда ей было девять. Окончила частную школу в Оксфорде, затем занималась историей искусств во Франции. Первый профессиональный опыт Теннант получила в модных лондонских журналах «Квин» и «Вог». В 1975-1978 гг. издавала «литературную газету» «Бананас». Её первый роман «Цвет дождя», был опубликован в 1964 г., когда писательнице было двадцать шесть лет, посвящен раскрытию жизни молодёжи из высшего общества. Роман вызвал неоднозначную реакцию у читателей, а итальянский писатель Альберто Моравиа назвал его «символом декаданса английской прозы» . Этот отзыв произвёл на Теннант глубокое впечатление и заставил пересмотреть свои эстетические принципы. В дальнейшем она стала очень продуктивной писательницей.
За всю жизнь она написала более двадцати романов, ни один из которых не был переведен на русский язык. К наиболее известным произведениям писательницы можно отнести романы «Плохая сестра» (1978), «Женщины, остерегайтесь женщин» (1983), «Фаустина» (1991), «Пемберли» (1993). Роман, которому посвящено наше исследование, также знаком иностранному читателю. «Королева камней» вышла в свет в 1982 г. и, как пишет английская исследовательница Дженнифер Данн, принесла писательнице первый успех у критиков .
Актуальность данного исследования обусловлена современной тенденцией изучения творчества малоизвестных писательниц, чьи литературные произведения остаются незаслуженно забытыми. В России творчество Теннант, в основном, знакомо только узкому литературоведческому кругу, что частично связано и с отсутствием перевода ее романов. Поэтому актуальность исследования подкрепляется необходимостью привлечения к литературному творчеству писательницы внимания большей аудитории. Кроме того, пастиш, который мы считаем творческим методом Теннант, по-прежнему является активно изучаемым понятием, что придает этому аспекту исследования дополнительную значимость.
Творчество Теннант в российском литературоведении изучено недостаточно. С разной степенью интенсивности романы писательницы исследуют Ю.В. Флягина, А.В. Костыря, О.В. Разумовская. Первая глава диссертации Флягиной «Литературное продолжение как предмет лингво-поэтического исследования» посвящена анализу романа Э. Теннант «Пемберли» как продолжения романа Дж. Остин «Гордость и предубеждение». В диссертации Костыря «Актуализация авторского кода в сиквеле: когнитивно-семиотический механизм» рассматривается роман Э. Теннант «Эмма влюблена» как сиквел романа Дж. Остин «Эмма», большое внимание при этом исследовательница уделяет речевым портретам персонажей. Статья Разумовской «Образ Адель в романах «Джейн Эйр» Ш. Бронте и «Торнфилд-Холл» Э. Теннант» посвящена переосмыслению писательницей образа Адель, героини романа Бронте «Джейн Эйр». Отдельных работ, посвященных роману «Королева камней», в российском литературоведении на данный момент не существует.
В англоязычных литературоведческих работах творчеству Теннант уделяется больше внимания, ей посвящены работы следующих ученых: Лиза Сюзанна Бабинек, Стефани Генц, Хезер Л. Джонсон. В докторской диссертации Бабинек «Культурные конструкты: репрезентация женственности в романах Эммы Теннант, Маргарет Эльфинстон и Дженис Галлоуэй» три главы посвящены литературному творчеству Теннант, в них Бабинек исследует приемы, при помощи которых Теннант показывает, как идеология, социальные дискурсы, СМИ конструируют образ женщины как «бессильного субъекта». Бабинек считает, что своим письмом Теннант «бросает феминистский, постмодернистский вызов устоявшимся представлениям о женском и женственности в литературе» . В докторской диссертации Генц «Размывание бинарности: определение места постфеминистских текстов и контекстов» сосредотачивает свое внимание на темах объективизации и лишения идентичности, которую поднимает Теннант в романе «Фаустина». Непосредственно роман «Королева камней» исследуется в диссертации Джонсон «”С ее красным львиным телом, с ее крыльями из стекла”»: иконография готического тела у Картер, Теннант и Уэлдон», которая посвящена анализу постмодернистских тропов, используемых авторами в готическом письме, а также изображению женского тела. Исследовательница акцентирует внимание на готических аспектах романа «Королева камней», таких как обращение к прошлому (конфликт Елизаветы I и Марии Стюарт), авторские акценты на цветах и создание особого топоса (туман, побережье, лес).
Магистерская диссертация посвящена анализу пастиша в романе «Королева камней» как контаминации дискурсов. Этот аспект не был изучен ранее, его анализ составляет новизну исследования.
Для анализа этого аспекта нам было необходимо обратиться к теории пастиша. В этом вопросе мы составили выборку словарных определений, а также обратили особо пристальное внимание на работы «Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм» И.П. Ильина и «Пастиш» Ричарда Дайера, послужившие важными ориентирами для выработки методологии исследования, заключающейся в:
1. Сборе и теоретическом анализе литературоведческой, философской и культурологической литературы;
2. Сравнительно-сопоставительном методе;
3. Культурно-историческом методе;
4. Герменевтическом методе;
5. Структурно-описательном методе;
6. Пристальном чтении.
Предметом данного исследования становится пастиш как творческий метод, объектом — роман Теннант «Королева камней».
Целью выпускной квалификационной работы является анализ пастиша как инструмента взаимодействия дискурсов в романе Теннант «Королева камней».
Для достижения сформулированной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть актуальные понимания термина «пастиш» и сформулировать свое определение;
2. Провести анализ паратекстуальных элементов книги;
3. Выделить и проанализировать дискурсы, преобладающие в тексте романа и определить специфику их взаимодействия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, содержащих обложки изданий романа разных лет и наш перевод «Королевы камней». Первая глава разделена на две части. В первой части рассматривается история и специфика термина «пастиш» с опорой на работу Дайера «Пастиш», а также формулируется наше определение термина «пастиш». Вторая часть посвящена паратекстуальному анализу романа Теннант «Королева камней» с опорой на работу Жерара Женетта «Паратексты: пороги интерпретации». Объектами анализа становятся обложки книг, заглавие, посвящение, краткая библиография. Во второй главе, на основании проведенного паратекстуального анализа и определения роли пастиша в романе, мы выделяем четыре дискурса (психоаналитический, сказочный, литературный, исторический), превалирующие в тексте исследуемого романа, и рассматриваем их взаимодействие с точки зрения авторской позиции.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в потенциальной возможности внедрения и использования результатов исследования при проведении лекционных и семинарских занятий в рамках дисциплины «История зарубежной литературы второй половины XX века», спецкурса «Современная женская литература» и т.п. в отечественных вузах. Кроме того, в приложении представлен выполненный нами перевод романа.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены на научно-практической конференции «Дни науки - 2023» в Институте гуманитарных наук БФУ им. И. Канта (г. Калининград, 19 мая 2023 г.).
На сегодняшний день исследование литературного творчества малоизученных писательниц, к которым относится Теннант, является актуальной тенденцией. Магистерская диссертация стала итогом анализа активно изучаемых на данный момент в отечественном и зарубежном литературоведении теорий пастиша и паратекстов. В процессе анализа пастиша как творческого метода Теннант, проведенного с обращением к литературоведческой, культурологической и психологической литературе, мы выделили ряд дискурсов, составляющих основу пастиша в романе «Королева камней».
Сделав выборку определений понятия «пастиш», а также подробно ознакомившись с новейшим исследованием Дайера «Пастиш», мы сформулировали следующее определение термина: пастиш — род явной имитации, не несущий в себе, в отличие от пародии и оммажа, определенную коннотацию, однако, несмотря на тяготение к нейтральности, зачастую использующийся авторами, относящимися к маргинализированным группам, может иметь ироническую цель. Элементы, из которых состоит пастиш, легко идентифицируются, не теряют своей идентичности.
Сформулировав термин «пастиш», мы обратились к теории Женетта о паратекстах, представленной в работе «Паратексты: пороги интерпретации», и применили ее к анализу романа Теннант «Королева камней». Паратекст состоит из перитекста и эпитекста, в теоретической части магистерской диссертации мы проработали перитекстуальные элементы книги, то есть, находящиеся либо непосредственно внутри книги (заглавие, имя автора, посвящение, библиография), либо относящиеся к издательским аспектам (обложка), в практической же части мы нередко обращались к эпитекстам, в основном представленным в качестве интервью писательницы. Особую роль для понимания задумки Теннант, реализованной в романе «Королева камней», сыграли заглавие, посвящение и библиография.
Заглавие прямо указывает на главный объект пастиширования — роман «Повелитель мух» (Lord of the Flies) Голдинга и, таким образом, высвечивает один из аллюзивных слоев. Через посвящение романа британской феминистке и теоретику кино Малви предзадается тема феминизма, концепт «to-be-looked-at-ness» («бытие-под-взглядом»). В качестве фундаментального перитекстуального элемента выступает краткая библиография, так как именно от нее расходятся основные дискурсы, составляющие пастиш: психоаналитический (Б. Беттельгейм «О пользе волшебства. Смысл и значение волшебных сказок», Ш. Ференци «Таласса. Теория генитальности»,
З. Фрейд «Фрагмент анализа истерии (История болезни Доры)), сказочный (Б. Беттельгейм «О пользе волшебства. Смысл и значение волшебных сказок», А., П. Опи «Фольклор и язык школьников»), литературный и исторический (из библиографии на оба указывает «Мария Стюарт» С. Цвейга).
Психоаналитический дискурс мы определили как наиболее очевидный. Он включен в композицию романа в виде клинических отчетов доктора Росса, имеющих большое количество сходств с работой Фрейда «Фрагмент анализа истерии (История болезни Доры)».
Сказочный дискурс был отмечен нами как переходный между психоаналитическим и литературным дискурсами, так как он, с одной стороны, частично выступает в качестве инструмента психоаналитического, с другой — включает в себя не только народные, но литературные сказки. В тексте романа сказка - «<...> ложь, которую мать твоей матери рассказывала ей и теперь она говорит ее тебе», то есть сказки остаются способом обмана, передающимся женщинами из поколения в поколение.
Литературный дискурс преимущественно выражается в пастишировании романа «Повелитель мух» Голдинга. «Королева камней» Теннант как демифологизирующая книга о девочках, становится ответом мифологизирующему роману Голдинга, в центре которого находятся мальчики. В тексте романа присутствуют отсылки и к другим литературным произведениям: «Остров сокровищ» Р. Стивенсона, «Путешествия
Гулливера» Свифта, «Швейцарская семья Робинзонов» Й.Д. Висса, «В страну Джамблей» Э. Лира. Эти указания призваны подчеркнуть «островную» тему, важную для девочек как носительниц английской ментальности.
Исторический дискурс связан с двумя старшими героинями романа, Бесс и Лори, примеряющими на себя роли Елизаветы I и Марии Стюарт. Немалую роль в раскрытии исторического дискурса сыграл дневник Лори. В качестве эпиграфа к записи выступает четверостишие Марии Стюарт, связанное с темой смерти. При этом Лори указывает, что оно взято из биографии Стефана Цвейга «Мария Стюарт», которая указывается и в библиографии в конце романа. Таким образом, исторический дискурс оказывается связанным с литературным. Сказочный дискурс так или иначе охватывает всех девочек, но более важен для раскрытия внутренних и внешних взаимоотношений младших, в то время как главными участницами исторической «реконструкции» становятся старшие, постепенно втягивающие в свою игру остальных. Исторический сценарий свершается в финале романа, в искаженной форме, так как вместо Лори по ошибке обезглавливают Мелани.
Исследование показало, что пастиш в романе выступает как точка пересечения четырех ранее перечисленных дискурсов. Пастиш для Теннант в «Королеве камней» — инструмент, позволяющий вскрыть проблему воспитания и взросления девочек, их непонимания и ложной интерпретации и репрезентации взрослыми.
Перспективы исследования данной темы состоят в возможности дальнейшего изучения литературного творчества и реализации пастиша в произведениях Теннант, а также в творчестве современников писательницы, что позволит выявить современные литературные тенденции и, вероятно, позволит рассмотреть разные варианты проявления пастиша.
1. Tennant E. Queen of Stones. - London: Picador, 1983. - 160 p.
2. Баллантайн Р.М. Коралловый остров: сказка Тихого океана / пер. с англ. И. Нечаевой. - М.: Энас-книга, 2021. - 288 с.
3. Беттельгейм Б. О пользе волшебства. Смысл и значение волшебных сказок / пер. с англ. Е. Семеновой. - М.: ИОИ, 2020. - 462 с.
4. Бовуар С. де. Второй пол. - СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2017. - 924 с.
5. Бочкарева Н.С., Графова О.И. Паратекст романа А.С. Байетт «Дева в саду» в аспекте интермедиальности [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2021. - №70. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/paratekst-romana-a-s-bayett-deva-v-sadu-v- aspekte-intermedialnosti. - (Дата обращения: 12.04.2023).
6. Винникотт Д.В. Пигля: Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки / пер. с англ. Л.Н. Боброва. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
- 176 с.
7. Герасименко И. Е. «Мужской взгляд» и теория феминистского кино [Электронный ресурс] // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
- 2017. - №4 (24). - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZmuzhskoy-vzglyad-i- teoriya-feministskogo-kino. - (Дата обращения: 11.03.2023).
8. Голдинг У. Повелитель мух / пер. с англ. Е. Суриц. - СПб.: Азбука- классика, 2003. - 249 с.
9. Дайер Р. Пастиш / пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч. ред. Е. Бондал; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. - 344 c.
10. Женетт Ж. Фигуры: В 2-х томах. Том 1-2. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - 944 с.
11. Жеребкина И. Феминистская литературная критика [Электронный ресурс]. - URL: http://www.owl.ru/library/004t.htm. - (Дата обращения: 06.05.2023).
12. Зенкин С. Преодоленное головокружение: Жерар Женетт и судьба структурализма // Жерар Женетт. Фигуры. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - 944 с.
13. Зенкин С.Н. Теория литературы: проблемы и результаты. - М.: Новое лит. обозрение, 2018. - 368 с.
14. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: Интрада, 1996. -253 с.
15. Колотов А.А. Паратекстуальный подход в современном литературоведении // Филология и лингвистика: современные тренды и перспективы исследования: сборник материалов I Международной заочной научно-практической конференции. - Краснодар, 2011. - С. 37-41.
16. Костыря А.В. Актуализация авторского кода в сиквеле: когнитивно-семиотический механизм: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Перм. гос. гум.-пед. ун-т. - Пермь, 2021. - 24 с.
17. Красавченко Т.Н. Реальность, традиции и вымысел в современном английском романе // Современный роман. Опыт исследования. - М.: Наука, 1990.-228 с.
18. Крылова С.Г. «Островной эксперимент» в романах Р.М. Баллантайна, У. Голдинга и М. Турнье как модели основ европейской цивилизации // Вестник научно-практической лаборатории по изучению литературного процесса ХХ века. - Воронеж, 2022. - С. 72-78.
19. Кудина А.Ю. Текст-продолжение как разновидность вторичного текста: дис. ... канд. филол. наук / Твер. гос. ун-т. - Тверь, 2021. - 171 с.
20. Лиходкина И.А. Заглавие как важный компонент паратекста и
специфика его перевода [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - №2-1 (80). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/zaglavie-kak-vazhnyy-komponent-parateksta-i- spetsifika-ego-perevoda. - (Дата обращения: 05.05.2023).
21. Мадди С. Случай из З.Ф.: Виктимизация Доры // Московский Психотерапевтический Журнал. - Москва, 2003. - № 2. - С. 138-149.
22. Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории: сборник / пер., сост. и комм. Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000. - С. 280-296.
23. Разумовская О.В. Образ Адель в романах «Джей Эйр» Ш. Бронте и «Торнфилд-Холл» Э. Теннант // Мировая словесность для детей и о детях. - Москва, 2014. -№ 12. - С. 174-178.
24. Савельева Е.Б. О взглядах Мишеля Фуко на теорию дискурса [Электронный ресурс] // Вестник Московской международной академии. - 2015. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZo-vzglyadah-mishelya-fuko- na-teoriyu-diskursa. - (Дата обращения: 20.04.2023).
25. Старовойтов В.В. Психоаналитическая теория детского развития Д. Винникотта // История философии. - 2021. - Т. 26. - № 2. - С. 69-81.
26. Титова Е.В. Драматургический паратекст: к постановке проблемы
[Электронный ресурс] // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2019. - №2. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/dramaturgicheskiy-paratekst-k-postanovke- problemy. - Дата обращения: 12.03.2023.
27. Флягина Ю.В. Литературное продолжение как предмет лингвопоэтического исследования: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Мос. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. - М., 2000. - 31 с.
28. Фрейд З. Знаменитые случаи из практики / пер. с нем. В. И. Николаева, А. М. Боковикова. - М.: Когито-Центр, 2007. - 536 с.
29. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. / пер. с франц. - М.: Касталь, 1996. - 448 с.
30. Фуко М. Археология знания / Пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой; вступ. ст. А. С. Колесникова. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия»; Университетская книга, 2004. - 416 с.
31. Цвейг С. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 8: Мария Стюарт; Вчерашний мир: Воспоминания европейца / Пер. с нем. - М.: Терра, 1996. - 800 с.
32. Энциклопедический словарь английской литературы XX века / отв. ред. А.П. Сахуранян - М.: Наука, 2005. - 541 с.
33. Babinec L.S. Cultural Constructs: The Representation of Femininity in the Novels of Emma Tennant, Margaret Elphinstone, and Janice Galloway. - PhD thesis, Glasgow: University Press, 1994. - 365 p.
34. Baldick C. The Concise Oxford Dictionary of Literary Terms. - New York: Oxford University Press, 2001. - 250 p.
35. Bann S. Mythic Elements. Rev. of Queen of Stones, by Emma Tennant // London Review of Books. - 1982. - Vol. 4. - No. 24.
36. Carpenter H., Prichard M. The Oxford Companion to Children's Literature. - New York: Oxford University Press, 1999. - 608 p.
37. Carter A. Sister Rites. Review of Queen of Stones, by Emma Tennant. // Manchester Guardian Weekly. - 1982.
38. Definition of «pastiche» // Cambridge Advanced Learner's Dictionary & Thesaurus, Cambridge University Press [Электронный ресурс]. - URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/pastiche. - (Дата обращения: 12.04.2023).
39. Dunn J.E. Ambiguous and Ambivalent Signatures: Rewriting, Revision, and Resistance in Emma Tennant's Fiction. - PhD thesis, Oxford: University Press, 2007. - 287 p.
40. Ferenczi S. Thalassa A Theory Of Genitality. - New York: Psycho-Analytic Quarterly Inc., 1938. - 110 p.
41. Flax J. Thinking Fragments: Psychoanalysis, Feminism, and Postmodernism in the Contemporary West. - Berkeley: University of California Press, 1990. - 287 p.
42. Genz S. Blurring the binary: positioning postfeminist texts and contexts. - PhD thesis, Stirling: University Press, 2004. - 359 p.
43. Genette G. Paratexts: Thresholds of interpretation. - Cambridge: Cambridge University Press, 1997. - 427 p.
44. Genette G. Palimpsests: Literature in the Second Degree. - Lincoln: University of Nebraska Press, 1997. -491 p.
45. Haffenden J. Novelists in Interview. - New York: Methuen, 1985. - 328 p.
46. Indiana G. Emma Tennan // BOMB. - 1992. - No. 39. - P. 12-14.
47. Johnson H. L. Her lion-red body, her wings of glass: iconography of the gothic body in Carter, Tennant, and Weldon. - PhD thesis, The University of Edinburgh, 1997. - 310 p.
48. Joseph G. Prejudice in Jane Austen, Emma Tennant, Charles Dickens-and Us // Studies in English Literature. - 2000. - Vol. 40. - No. 4. - P. 679-693.
49. Kenyon O. Women writers talk: interviews with 10 women writers. - New York: Carroll & Graf, 1990. - 224 p.
50. King J. N. Queen Elizabeth I: Representations of the Virgin Queen // Renaissance Quarterly. - 1990. - Vol. 43. - No. 1. -P. 30-74.
51. Lin H.-Y. Relishing the abject: gendered identity and intertextuality in selected twentieth-century Scottish women's fiction. - PhD thesis, The University of Edinburgh, 2007. - 315 p.
52. Opie I., Opie P. The Lore and Language of Schoolchildren. - London: Oxford University Press, 1959. - 417 p.
53. Penguin. Jonathan Cape [Электронный ресурс]. - URL: https: //www. penguin. co. uk/company/publishers/vintage/j onathan-cape. - (Дата обращения: 26.04.2023).
54. Read C. Good Queen Bess // The American Historical Review. - 1926. - Vol. 31. - No. 4. -P. 647-661.
55. Reeves C. Reappraising Winnicott's The Piggle: A Critical Commentary // British Journal of Psychotherapy. -2015. - Vol. 31. - No. 2. -P. 156-190.
56. Rowe K.E. Feminism and fairy tales // Women's Studies. - 1979. - Vol. 6. - No. 3.-P. 237-257.
57. Schmid S. Fantasy and Realism in Emma Tennant’s Wild Nights and Queen of Stones // Engendering Realism and Postmodernism: Contemporary Women Writers, Postmodern Studies. - Leiden: Brill, 2001. - Vol. 32. -P. 31-39.
58. Showalter E. The Female Malady: Women, Madness and English Culture, 1830-1980. - Time Warner Books Uk, 1987. - 320 p.
59. Smith P. J. Lesbian Panic: Homoeroticism in Modern British Women's Fiction. - New York: Columbia University Press, 1997. - 236 p.
60. Tonkin M. RD Laing, Feminism and the Politics of Birth and Re-birth // Australian Feminist Studies. - 2019. - Vol. 34. - No. 100. - P. 248-262.