ОПТИМИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА: КОМПАРАТИВНЫЙ ПОДХОД 16
1.1. Ретроспективные аспекты формирования и трансформации
электронного правительства 18
1.2. Роль электронного правительства в развитии цифровой экономики и
цифрового суверенитета. 38
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ 64
2.1. Проблемы имплементации и функционирования электронного
правительства в Российской Федерации 64
2.2. Особенности и перспективы развития электронного правительства
Российской Федерации в условиях стремительное цифровизации 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА: КОМПАРАТИВНЫЙ ПОДХОД 16
1.1. Ретроспективные аспекты формирования и трансформации
электронного правительства 18
1.2. Роль электронного правительства в развитии цифровой экономики и
цифрового суверенитета. 38
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ 64
2.1. Проблемы имплементации и функционирования электронного
правительства в Российской Федерации 64
2.2. Особенности и перспективы развития электронного правительства
Российской Федерации в условиях стремительное цифровизации 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тема оптимизации стратегии электронного правительства Российской Федерации в контексте цифровой трансформации весьма актуальна в современном мире, учитывая широкое распространение цифровых технологий и растущий спрос на эффективные и прозрачные государственные услуги. Продолжающаяся цифровая трансформация способна коренным образом изменить методы функционирования органов власти, включая их взаимоотношения с гражданами и бизнесом. Российская Федерация - одна из крупнейших стран мира с населением более 146 миллионов человек , и эффективное внедрение электронного правительства может значительно повысить качество и доступность государственных услуг для ее граждан.
Более того, в нынешних глобальных политических и экономических условиях правительствам все чаще приходится внедрять цифровые технологии и оптимизировать свои стратегии электронного правительства, чтобы оставаться конкурентоспособными и привлекать иностранные инвестиции. Способность предлагать бесперебойные онлайн-услуги может повысить репутацию страны и способствовать росту доверия к ее институтам как внутри страны, так и на международном уровне. Поэтому оптимизация стратегии электронного правительства в Российской Федерации важна не только для собственного развития страны, но и для ее способности эффективно участвовать в жизни мирового сообщества.
Пандемия COVID-19 увеличила значимость электронного правительства, поскольку многие страны были вынуждены в значительной степени полагаться на цифровые решения для поддержания основных государственных функций и предоставления необходимых услуг своим гражданам. Этот кризис подчеркнул настоятельную необходимость для правительств модернизировать свои системы и улучшить цифровые возможности, чтобы лучше реагировать на кризисы и другие вызовы.
Таким образом, оптимизация стратегии электронного правительства Российской Федерации в контексте цифровой трансформации является крайне актуальной темой, которая имеет важное значение для развития страны, ее способности эффективно участвовать в жизни мирового сообщества и отвечать на будущие вызовы.
Степень научной разработанности темы исследования
С ростом важности технологий во всех аспектах современной жизни правительства по всему миру в коллаборация с представителями бизнеса и научного сообщества изучают способы использования цифровых инструментов и платформ для предоставления качественных услуг и повышения прозрачности и подотчетности. В данной предметной области можно выделить несколько направлений научных исследований, прямо или косвенно затрагивающих рассматриваемую тему.
К первой группе относятся работы, посвященные историческому контексту развития электронного правительства и электронной демократии в Российской Федерации. В работах В.А. Колесникова и Е.Б. Стародубцева, А.В. Румянцева, М.З. Салиханова и Н.З. Салихановой, А.В. Шумилова и В.В. Кошкарев рассматривается история и современность развития электронного правительства в России, а также перспективы его развития. Исследования анализируют проблемы, с которыми сталкивается электронное правительство в России, и обсуждают возможные пути их решения. В частности, особое внимание уделяется вопросам доступности государственных услуг для граждан и их удобному получению через электронные каналы связи. Также в работах затрагиваются вопросы защиты персональных данных граждан и обеспечения информационной безопасности в сфере электронного правительства.
Вторая группа трудов посвящена изучению проблем и барьеров, возникающих при реализации инициатив электронного правительства, включая вопросы, связанные с технической инфраструктурой, организационной культурой и правовой базой. Соответствующую проблематику раскрывают К.А. Голубева и А.А. Сахиевой, определяя проблемы и перспективы внедрения электронного правительства в России, такие как отсутствие правовой базы, неадекватные меры информационной безопасности и недостаточное финансирование; А. Уколова и Е. Шерстобоева основное внимание уделяют барьерам для внедрения электронного правительства в России на примере Федеральной налоговой службы и предлагают стратегии их преодоления; Д. Медведев и Н.П. Лаши , А. Румянцев проводят обзор современного состояния развития и внедрения электронного правительства в России, определяют основные тенденции, проблемы и вызовы в этой области, а также предлагают стратегии повышения эффективности и действенности услуг электронного правительства. Ю. Мисников и Д. Фролова, О. Зеленова и А. Терехова анализируют ход, проблемы и перспективы внедрения электронного правительства в России и предлагают набор рекомендаций по преодолению существующих барьеров. Такие авторы как Н. Соколова, Е. Шерстобоева, Т. Ершова, С. Богомолов рассматривают преимущественно проблемы и решения, связанные с безопасностью и конфиденциальностью данных при внедрении электронного правительства в России, включая вопросы, связанные с кибербезопасностью, защитой данных и конфиденциальностью пользователей.
Различные аспекты сущности анализа и оценке состояния электронного правительства в России, выявлении проблем и вызовов, а также поиска возможных решений и перспектив развития этой сферы раскрыли в исследованиях А. Журавлев и О. Бурукина, Е. Шадрина и Е. Гафорова, Н. Золотарева и С. Колесникова, О. Бурукина и А. Журавлев, Е. Шадрина и О. Олейкинова, А.А. Колесникова и К.П. Моисеев, А. Федоров и Е. Шадрина, И. Левина и Т Литвинова , А.Юдина и Е. Верховская, Т. Ермакова и О. Лысенкова. В данных исследованиях поднимаются вопросы, связанные с принципами, целями и задачами электронного правительства, проводится оценка его эффективности и востребованности среди населения, а также выявляются проблемы и вызовы, которые необходимо преодолеть для успешного развития электронного правительства в России.
Электронная демократия - это концепция использования современных информационных технологий и механизмов электронного управления для повышения уровня гражданского участия и включения граждан в процессы принятия решений. Она основывается на использовании Интернета, социальных медиа, цифровых голосований, онлайн-консультаций и других технологий, позволяющих гражданам выражать свои мнения и предложения, а также участвовать в принятии решений и контроле за деятельностью органов государственной власти и управления. Электронная демократия также означает повышение открытости, прозрачности и ответственности в государственном управлении и повышение эффективности принятия решений. Среди авторов занимающихся данным вопросом в своих исследованиях, можно выделить следующих: Е. Лобачев рассматривает текущее состояние и потенциальные перспективы электронной демократии в России. Она проводит анализ состояния электронной демократии в стране, уделяя особое внимание законодательной базе и внедрению электронных инструментов для участия общественности в процессах принятия решений. Рассматриваются проблемы и возможности электронной демократии в России, а также определяется ее потенциал для продвижения прозрачности, подотчетности и вовлечения граждан; Ю. Борисов исследует внедрение электронной демократии в местном самоуправлении в России. Он анализирует теоретические и практические аспекты электронной демократии на местном уровне, включая использование электронных инструментов для публичного обсуждения, принятия решений и предоставления услуг. Автор рассматривает преимущества и ограничения электронной демократии в местном самоуправлении и предлагает рекомендации по повышению ее эффективности и устойчивости; В. Мельников исследует электронную демократию как инструмент модернизации государственного управления в России. Автор рассматривает потенциал электронной демократии для преобразования традиционных бюрократических структур и практик, а также для содействия росту участия и вовлеченности граждан. Автор рассматривает проблемы и возможности электронной демократии в контексте политической и административной системы России, а также анализирует по следствия электронной демократии для реформирования государственного сектора; Н. Рыжаков исследует электронную демократию в России с научно-практической точки зрения. В работе рассматриваются концептуальные основы электронной демократии, а также дается обзор существующих моделей и практик электронной демократии в России. Кроме того, автор рассматривает проблемы и возможности электронной демократии в обеспечении участия и вовлечения граждан, а также обсуждает потенциал электронной демократии для обеспечения демократического управления и социального развития; Л. Спиров анализирует роль электронной демократии в продвижении современных векторов гражданского общества в России. В работе рассматривается потенциал электронной демократии в формировании новых форм гражданской активности и участия, а также в обеспечении большей прозрачности и подотчетности в государственном управлении.
Автор рассматривает проблемы и возможности электронной демократии в контексте политического и социального развития российского общества, а также анализирует последствия электронной демократии для развития гражданского общества в стране.
Не менее значимым в данном контексте являются работы посвященные механизмах реализации электронной демократии в России. Среди авторов исследующих данный вопрос можно выделить несколько, например В. Краснов , В. Кругликов исследуют механизмы внедрения электронной демократии в регионах России, а также изучают проблемы и возможности электронной демократии на региональном уровне, включая институциональные и нормативно-правовые основы электронной демократии, а также использование электронных инструментов для участия населения в процессах принятия решений. Авторы учитывают потенциал электронной демократии для повышения прозрачности, подотчетности и вовлечения граждан в региональное управление. А. Лаппо, И. Шевченко, О. Кубин исследуют механизмы реализации электронной демократии в России и за рубежом. Авторы проводят сравнительный анализ состояния электронной демократии в России и других странах, а также анализируют проблемы и возможности электронной демократии для стимулирования участия и вовлеченности гражданского общества. Авторами анализируются институциональные и нормативно-правовые основы электронной демократии в России и предоставляется анализ существующих моделей и форм ее применения.
Данные исследователи рассматривает потенциал электронной демократии для трансформации устоявшихся моделей функционирования политических структур и практик, а также рассуждают о последствиях электронной демократии для обеспечения принципов развития демократического управления и социально-экономического развития.
Третью группу научных трудов формируют работы затрагивающие проблемы и перспективы развития информационного общества в России. Н. Зубаревич, П.Д. Бахтин и Н.В. Косолапова, Г.И. Абдрахманова и А. А. Асадов, Е.Г. Петрова описывают вызовы, которые стоят перед российской экономикой и современным обществом в условиях информационной революции, а также возможности, которые открываются в результате применения информационных технологий. Авторы обращают внимание на то, что развитие информационного общества требует изменений в экономической, социальной и правовой сферах. Это может быть достигнуто благодаря усовершенствованию системы образования, развитию информационной инфраструктуры, увеличению доступности и качества информации для всех слоев населения. Помимо этого, работы содержат анализ факторов, влияющих на развитие информационного общества в России, а также раскрывают возможности применения новых технологий для развития экономики страны. В целом, эти работы важны для понимания вызовов и перспектив развития информационного общества в России и могут быть использованы при разработке стратегии его развития.
Не менее значимой в данном контексте является работа Ю. Арушанян и Е. Шестакова посвященная вопросам стратегического развития информационного общества в России на ближайшие 15 лет. Авторы представили основные принципы и стратегические задачи для реализации данной стратегии. В частности, они рассмотрели вопросы развития инфраструктуры информационных технологий, обеспечения доступности современных технологий для всех жителей России, а также создания эффективной системы управления информационным обществом. Так, для успешной реализации данной задачи авторами подчеркивается необходимость взаимодействия государства, бизнеса и общества; значимость разработки новых механизмов финансирования и регулирования в сфере информационных технологий, а также эффективная адаптация государственной политики к новым вызовам и рискам.
К четвертой группы научных исследований относятся работы, в которых проводится анализ текущего состояния и перспектив развития цифровой экономики и цифрового суверенитета. К примеру, А.А. Поляковой, В.Б.Куприяновского, А.Н. Щеколдина. , А.А. Кузнецов рассматривают различные аспекты цифровой экономики, такие как технологические инновации, цифровизация бизнеса, внедрение Интернета вещей. Кроме того, авторы рассматривают проблемы, сопутствующие развитию цифровой экономики, такие как кибербезопасность, дефицит квалифицированных кадров, нехватка финансирования.
Мальгин В.Е., Куприяновский В.Б. отмечают, что цифровая трансформация имеет огромный потенциал для развития российской экономики и улучшения качества жизни людей. С точки зрения авторов успешная реализация цифровой трансформации позволит России улучшить конкурентоспособность экономики и стать лидером в области инноваций.
В своих исследованиях А. Анисимов , И. Гурков рассматривают российский подход к цифровому суверенитету и его последствия для управления киберпространством. Авторы утверждают, что российская концепция цифрового суверенитета отражает противоречие между протекционизмом и глобализацией, и что усилия страны по установлению более жесткого контроля над своей информационной средой обусловлены стремлением защитить национальную безопасность и способствовать экономическому развитию.
Труды О. Семенова посвящены политике цифрового суверенитета России и ее влияние на экономическое и политическое развитие страны. Автор отмечает, что российская концепция цифрового суверенитета отражает стремление снизить зависимость от иностранных технологий и стимулировать отечественные инновации, однако на пути к достижению этих целей перед Россией стоят многочисленные вызовы.
В. Андреевым рассматриваются последствия российского подхода к цифровому суверенитету для глобального регулирования интернет- технологий. По мнению автора, российская концепция цифрового суверенитета отражает более широкую тенденцию национального самоутверждения в киберпространстве и представляет собой вызов существующему мировому экономическому процессу.
Целью данного исследования является разработка рекомендаций по оптимизации стратегии развития электронного правительства Российской Федерации в условиях цифровых трансформаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Изучить теоретическую и историческую предпосылки формирования и развития электронного правительства.
2. Оценить роль электронного правительства в развитии цифровой экономики и цифрового суверенитета.
3. Выявить современные тенденции функционирования электронного правительства в Российской Федерации и за рубежом.
4. Выявить проблемы имплементации и развития электронного правительства в Российской Федерации .
5. Выявить и провести анализ основных инструментов взаимодействия граждан и государства в рамках реализации основных принципов электронного правительства.
6. Оценить перспективы развития электронного правительства в России.
Объектом представленного исследования является электронное правительство Российской Федерации.
Предметом исследования выступает стратегия развития электронного правительства в Российской Федерации, а также процессы и механизмы, осуществляющие ее реализацию в условиях цифровых трансформаций.
Методология данного исследования включает несколько научных подходов. Так, на базе институционального подхода был осуществлен анализ электронного правительства как основного политического института взаимодействия государства и граждан в условиях цифровизации. Структурно-функциональный подход позволил рассмотреть электронное правительство как результат взаимодействия множества государственных и негосударственных акторов. Используя системный подход, формирование «электронного правительства» было охарактеризовано как комплексный и многоуровневый процесс. На базе компаративного метода исследования был осуществлен сравнительный анализ глобальных трендов развития электронного правительства.
Эмпирическая база исследования включает информацию с цифровых платформ электронного правительства, интернет-сайтов органов власти, статистические данные международных организаций, нормативно-правовые акты РФ.
В качестве эмпирического метода исследования было использовано нестандартизированное экспертное интервью. Выборка - 30 респондентов; из которых 35% являются представителями государственных органов власти, 33% - ученые, занимающиеся исследованием проблематики электронного правительства и 32% - представители бизнеса так или иначе связанные с разработкой, внедрением ИКТ в государственный сектор.
Новизна исследования заключается в глубинном анализе деятельности, проблем и перспектив электронного правительства России, основанном на комплексе научных подходов и результатах экспертного интервью.
Практическая значимость исследования заключается в предложении рекомендаций, которые могут служить руководством для политических деятелей и заинтересованных сторон соответствующей области.
Более того, в нынешних глобальных политических и экономических условиях правительствам все чаще приходится внедрять цифровые технологии и оптимизировать свои стратегии электронного правительства, чтобы оставаться конкурентоспособными и привлекать иностранные инвестиции. Способность предлагать бесперебойные онлайн-услуги может повысить репутацию страны и способствовать росту доверия к ее институтам как внутри страны, так и на международном уровне. Поэтому оптимизация стратегии электронного правительства в Российской Федерации важна не только для собственного развития страны, но и для ее способности эффективно участвовать в жизни мирового сообщества.
Пандемия COVID-19 увеличила значимость электронного правительства, поскольку многие страны были вынуждены в значительной степени полагаться на цифровые решения для поддержания основных государственных функций и предоставления необходимых услуг своим гражданам. Этот кризис подчеркнул настоятельную необходимость для правительств модернизировать свои системы и улучшить цифровые возможности, чтобы лучше реагировать на кризисы и другие вызовы.
Таким образом, оптимизация стратегии электронного правительства Российской Федерации в контексте цифровой трансформации является крайне актуальной темой, которая имеет важное значение для развития страны, ее способности эффективно участвовать в жизни мирового сообщества и отвечать на будущие вызовы.
Степень научной разработанности темы исследования
С ростом важности технологий во всех аспектах современной жизни правительства по всему миру в коллаборация с представителями бизнеса и научного сообщества изучают способы использования цифровых инструментов и платформ для предоставления качественных услуг и повышения прозрачности и подотчетности. В данной предметной области можно выделить несколько направлений научных исследований, прямо или косвенно затрагивающих рассматриваемую тему.
К первой группе относятся работы, посвященные историческому контексту развития электронного правительства и электронной демократии в Российской Федерации. В работах В.А. Колесникова и Е.Б. Стародубцева, А.В. Румянцева, М.З. Салиханова и Н.З. Салихановой, А.В. Шумилова и В.В. Кошкарев рассматривается история и современность развития электронного правительства в России, а также перспективы его развития. Исследования анализируют проблемы, с которыми сталкивается электронное правительство в России, и обсуждают возможные пути их решения. В частности, особое внимание уделяется вопросам доступности государственных услуг для граждан и их удобному получению через электронные каналы связи. Также в работах затрагиваются вопросы защиты персональных данных граждан и обеспечения информационной безопасности в сфере электронного правительства.
Вторая группа трудов посвящена изучению проблем и барьеров, возникающих при реализации инициатив электронного правительства, включая вопросы, связанные с технической инфраструктурой, организационной культурой и правовой базой. Соответствующую проблематику раскрывают К.А. Голубева и А.А. Сахиевой, определяя проблемы и перспективы внедрения электронного правительства в России, такие как отсутствие правовой базы, неадекватные меры информационной безопасности и недостаточное финансирование; А. Уколова и Е. Шерстобоева основное внимание уделяют барьерам для внедрения электронного правительства в России на примере Федеральной налоговой службы и предлагают стратегии их преодоления; Д. Медведев и Н.П. Лаши , А. Румянцев проводят обзор современного состояния развития и внедрения электронного правительства в России, определяют основные тенденции, проблемы и вызовы в этой области, а также предлагают стратегии повышения эффективности и действенности услуг электронного правительства. Ю. Мисников и Д. Фролова, О. Зеленова и А. Терехова анализируют ход, проблемы и перспективы внедрения электронного правительства в России и предлагают набор рекомендаций по преодолению существующих барьеров. Такие авторы как Н. Соколова, Е. Шерстобоева, Т. Ершова, С. Богомолов рассматривают преимущественно проблемы и решения, связанные с безопасностью и конфиденциальностью данных при внедрении электронного правительства в России, включая вопросы, связанные с кибербезопасностью, защитой данных и конфиденциальностью пользователей.
Различные аспекты сущности анализа и оценке состояния электронного правительства в России, выявлении проблем и вызовов, а также поиска возможных решений и перспектив развития этой сферы раскрыли в исследованиях А. Журавлев и О. Бурукина, Е. Шадрина и Е. Гафорова, Н. Золотарева и С. Колесникова, О. Бурукина и А. Журавлев, Е. Шадрина и О. Олейкинова, А.А. Колесникова и К.П. Моисеев, А. Федоров и Е. Шадрина, И. Левина и Т Литвинова , А.Юдина и Е. Верховская, Т. Ермакова и О. Лысенкова. В данных исследованиях поднимаются вопросы, связанные с принципами, целями и задачами электронного правительства, проводится оценка его эффективности и востребованности среди населения, а также выявляются проблемы и вызовы, которые необходимо преодолеть для успешного развития электронного правительства в России.
Электронная демократия - это концепция использования современных информационных технологий и механизмов электронного управления для повышения уровня гражданского участия и включения граждан в процессы принятия решений. Она основывается на использовании Интернета, социальных медиа, цифровых голосований, онлайн-консультаций и других технологий, позволяющих гражданам выражать свои мнения и предложения, а также участвовать в принятии решений и контроле за деятельностью органов государственной власти и управления. Электронная демократия также означает повышение открытости, прозрачности и ответственности в государственном управлении и повышение эффективности принятия решений. Среди авторов занимающихся данным вопросом в своих исследованиях, можно выделить следующих: Е. Лобачев рассматривает текущее состояние и потенциальные перспективы электронной демократии в России. Она проводит анализ состояния электронной демократии в стране, уделяя особое внимание законодательной базе и внедрению электронных инструментов для участия общественности в процессах принятия решений. Рассматриваются проблемы и возможности электронной демократии в России, а также определяется ее потенциал для продвижения прозрачности, подотчетности и вовлечения граждан; Ю. Борисов исследует внедрение электронной демократии в местном самоуправлении в России. Он анализирует теоретические и практические аспекты электронной демократии на местном уровне, включая использование электронных инструментов для публичного обсуждения, принятия решений и предоставления услуг. Автор рассматривает преимущества и ограничения электронной демократии в местном самоуправлении и предлагает рекомендации по повышению ее эффективности и устойчивости; В. Мельников исследует электронную демократию как инструмент модернизации государственного управления в России. Автор рассматривает потенциал электронной демократии для преобразования традиционных бюрократических структур и практик, а также для содействия росту участия и вовлеченности граждан. Автор рассматривает проблемы и возможности электронной демократии в контексте политической и административной системы России, а также анализирует по следствия электронной демократии для реформирования государственного сектора; Н. Рыжаков исследует электронную демократию в России с научно-практической точки зрения. В работе рассматриваются концептуальные основы электронной демократии, а также дается обзор существующих моделей и практик электронной демократии в России. Кроме того, автор рассматривает проблемы и возможности электронной демократии в обеспечении участия и вовлечения граждан, а также обсуждает потенциал электронной демократии для обеспечения демократического управления и социального развития; Л. Спиров анализирует роль электронной демократии в продвижении современных векторов гражданского общества в России. В работе рассматривается потенциал электронной демократии в формировании новых форм гражданской активности и участия, а также в обеспечении большей прозрачности и подотчетности в государственном управлении.
Автор рассматривает проблемы и возможности электронной демократии в контексте политического и социального развития российского общества, а также анализирует последствия электронной демократии для развития гражданского общества в стране.
Не менее значимым в данном контексте являются работы посвященные механизмах реализации электронной демократии в России. Среди авторов исследующих данный вопрос можно выделить несколько, например В. Краснов , В. Кругликов исследуют механизмы внедрения электронной демократии в регионах России, а также изучают проблемы и возможности электронной демократии на региональном уровне, включая институциональные и нормативно-правовые основы электронной демократии, а также использование электронных инструментов для участия населения в процессах принятия решений. Авторы учитывают потенциал электронной демократии для повышения прозрачности, подотчетности и вовлечения граждан в региональное управление. А. Лаппо, И. Шевченко, О. Кубин исследуют механизмы реализации электронной демократии в России и за рубежом. Авторы проводят сравнительный анализ состояния электронной демократии в России и других странах, а также анализируют проблемы и возможности электронной демократии для стимулирования участия и вовлеченности гражданского общества. Авторами анализируются институциональные и нормативно-правовые основы электронной демократии в России и предоставляется анализ существующих моделей и форм ее применения.
Данные исследователи рассматривает потенциал электронной демократии для трансформации устоявшихся моделей функционирования политических структур и практик, а также рассуждают о последствиях электронной демократии для обеспечения принципов развития демократического управления и социально-экономического развития.
Третью группу научных трудов формируют работы затрагивающие проблемы и перспективы развития информационного общества в России. Н. Зубаревич, П.Д. Бахтин и Н.В. Косолапова, Г.И. Абдрахманова и А. А. Асадов, Е.Г. Петрова описывают вызовы, которые стоят перед российской экономикой и современным обществом в условиях информационной революции, а также возможности, которые открываются в результате применения информационных технологий. Авторы обращают внимание на то, что развитие информационного общества требует изменений в экономической, социальной и правовой сферах. Это может быть достигнуто благодаря усовершенствованию системы образования, развитию информационной инфраструктуры, увеличению доступности и качества информации для всех слоев населения. Помимо этого, работы содержат анализ факторов, влияющих на развитие информационного общества в России, а также раскрывают возможности применения новых технологий для развития экономики страны. В целом, эти работы важны для понимания вызовов и перспектив развития информационного общества в России и могут быть использованы при разработке стратегии его развития.
Не менее значимой в данном контексте является работа Ю. Арушанян и Е. Шестакова посвященная вопросам стратегического развития информационного общества в России на ближайшие 15 лет. Авторы представили основные принципы и стратегические задачи для реализации данной стратегии. В частности, они рассмотрели вопросы развития инфраструктуры информационных технологий, обеспечения доступности современных технологий для всех жителей России, а также создания эффективной системы управления информационным обществом. Так, для успешной реализации данной задачи авторами подчеркивается необходимость взаимодействия государства, бизнеса и общества; значимость разработки новых механизмов финансирования и регулирования в сфере информационных технологий, а также эффективная адаптация государственной политики к новым вызовам и рискам.
К четвертой группы научных исследований относятся работы, в которых проводится анализ текущего состояния и перспектив развития цифровой экономики и цифрового суверенитета. К примеру, А.А. Поляковой, В.Б.Куприяновского, А.Н. Щеколдина. , А.А. Кузнецов рассматривают различные аспекты цифровой экономики, такие как технологические инновации, цифровизация бизнеса, внедрение Интернета вещей. Кроме того, авторы рассматривают проблемы, сопутствующие развитию цифровой экономики, такие как кибербезопасность, дефицит квалифицированных кадров, нехватка финансирования.
Мальгин В.Е., Куприяновский В.Б. отмечают, что цифровая трансформация имеет огромный потенциал для развития российской экономики и улучшения качества жизни людей. С точки зрения авторов успешная реализация цифровой трансформации позволит России улучшить конкурентоспособность экономики и стать лидером в области инноваций.
В своих исследованиях А. Анисимов , И. Гурков рассматривают российский подход к цифровому суверенитету и его последствия для управления киберпространством. Авторы утверждают, что российская концепция цифрового суверенитета отражает противоречие между протекционизмом и глобализацией, и что усилия страны по установлению более жесткого контроля над своей информационной средой обусловлены стремлением защитить национальную безопасность и способствовать экономическому развитию.
Труды О. Семенова посвящены политике цифрового суверенитета России и ее влияние на экономическое и политическое развитие страны. Автор отмечает, что российская концепция цифрового суверенитета отражает стремление снизить зависимость от иностранных технологий и стимулировать отечественные инновации, однако на пути к достижению этих целей перед Россией стоят многочисленные вызовы.
В. Андреевым рассматриваются последствия российского подхода к цифровому суверенитету для глобального регулирования интернет- технологий. По мнению автора, российская концепция цифрового суверенитета отражает более широкую тенденцию национального самоутверждения в киберпространстве и представляет собой вызов существующему мировому экономическому процессу.
Целью данного исследования является разработка рекомендаций по оптимизации стратегии развития электронного правительства Российской Федерации в условиях цифровых трансформаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Изучить теоретическую и историческую предпосылки формирования и развития электронного правительства.
2. Оценить роль электронного правительства в развитии цифровой экономики и цифрового суверенитета.
3. Выявить современные тенденции функционирования электронного правительства в Российской Федерации и за рубежом.
4. Выявить проблемы имплементации и развития электронного правительства в Российской Федерации .
5. Выявить и провести анализ основных инструментов взаимодействия граждан и государства в рамках реализации основных принципов электронного правительства.
6. Оценить перспективы развития электронного правительства в России.
Объектом представленного исследования является электронное правительство Российской Федерации.
Предметом исследования выступает стратегия развития электронного правительства в Российской Федерации, а также процессы и механизмы, осуществляющие ее реализацию в условиях цифровых трансформаций.
Методология данного исследования включает несколько научных подходов. Так, на базе институционального подхода был осуществлен анализ электронного правительства как основного политического института взаимодействия государства и граждан в условиях цифровизации. Структурно-функциональный подход позволил рассмотреть электронное правительство как результат взаимодействия множества государственных и негосударственных акторов. Используя системный подход, формирование «электронного правительства» было охарактеризовано как комплексный и многоуровневый процесс. На базе компаративного метода исследования был осуществлен сравнительный анализ глобальных трендов развития электронного правительства.
Эмпирическая база исследования включает информацию с цифровых платформ электронного правительства, интернет-сайтов органов власти, статистические данные международных организаций, нормативно-правовые акты РФ.
В качестве эмпирического метода исследования было использовано нестандартизированное экспертное интервью. Выборка - 30 респондентов; из которых 35% являются представителями государственных органов власти, 33% - ученые, занимающиеся исследованием проблематики электронного правительства и 32% - представители бизнеса так или иначе связанные с разработкой, внедрением ИКТ в государственный сектор.
Новизна исследования заключается в глубинном анализе деятельности, проблем и перспектив электронного правительства России, основанном на комплексе научных подходов и результатах экспертного интервью.
Практическая значимость исследования заключается в предложении рекомендаций, которые могут служить руководством для политических деятелей и заинтересованных сторон соответствующей области.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- во-первых, были исследованы теоретические и исторические предпосылки формирования и развития электронного правительства;
- во-вторых, оценена роль электронного правительства в развитии цифровой экономики и цифрового суверенитета;
- в-третьих, выявлены современные тенденции функционирования электронного правительства в Российской Федерации и за рубежом;
- в-четвертых, проанализированы проблемы внедрения и развития электронного правительства в Российской Федерации;
- в-пятых, выявлены и проанализированы основные инструменты взаимодействия граждан и государства в реализации основных принципов электронного правительства;
- наконец, были оценены перспективы развития электронного правительства в России.
На основании результатов исследования предлагаются следующие рекомендации по оптимизации стратегии развития электронного правительства в Российской Федерации:
1. Совершенствование правовой базы. Правовую базу электронного правительства в России необходимо модернизировать и упорядочить с целью обеспечения более четкой и последовательной нормативной составляющей деятельности электронного правительства. В частности, необходимо усовершенствовать законы о защите данных и конфиденциальности, установить четкие руководящие принципы использования цифровых технологий государственными органами, разработать на федеральном уровне Стратегию развития электронного правительства, а также обеспечить прозрачность и подотчетность в использовании государственных ресурсов.
2. Усиление развития инфраструктуры. Для поддержки роста электронного правительства необходимо развивать необходимую инфраструктуру, включая надежные и безопасные цифровые сети, оборудование и программное обеспечение. В том числе необходимо инвестировать в развитие облачных вычислений, мобильных технологий и других новых технологий, которые могут поддержать предоставление услуг электронного правительства.
3. Повышение уровня информированности и образования населения. Необходимо расширить информационные и образовательные кампании для продвижения преимуществ и возможностей электронного правительства и стимулирования граждан к использованию цифровых услуг. Это предполагает разработку простых в использовании интерфейсов, обучение и поддержку пользователей, а также обеспечение доступности цифровых услуг для всех граждан, независимо от их местонахождения или социально-экономического статуса.
4. Обеспечение безопасности и конфиденциальности данных. Услуги электронного правительства предполагают с бор и использование большого объема конфиденциальных данных, которые должны быть защищены от несанкционированного до ступа, неправомерного использования или обнародования. Для обеспечения безопасности и конфиденциальности данных необходимо применять надежные меры безопасности, такие как шифрование и брандмауэры, а также разработать более четкие принципы и протоколы защиты данных.
5. Расширение участия граждан. Для обеспечения удовлетворения запросов и потребностей граждан при предоставлении услуг электронного правительства важно привлекать общественность к разработке и внедрению соответствующих услуг. Для этого необходимо наладить механизмы обратной связи с гражданами, проводить опросы пользователей и привлекать граждан к совместному созданию услуг электронного правительства.
6. Содействие международному сотрудничеству. Электронное правительство - это глобальное явление, и международное сотрудничество и взаимодействие могут принести значительную пользу. Делясь передовой практикой, обмениваясь знаниями и опытом и налаживая партнерские отношения с другими странами, Россия может перенять опыт других государств и ускорить разработку своей стратегии электронного правительства.
Данное, исследование может способствовать пониманию проблем и возможностей развития электронного правительства в Российской Федерации, а предложенные рекомендации могут стать руководством для политиков и заинтересованных сторон в данной области. Однако для обеспечения эффективного и устойчивого развития электронного правительства в стране необходимы дальнейшие исследования и усилия по его внедрению.
- во-первых, были исследованы теоретические и исторические предпосылки формирования и развития электронного правительства;
- во-вторых, оценена роль электронного правительства в развитии цифровой экономики и цифрового суверенитета;
- в-третьих, выявлены современные тенденции функционирования электронного правительства в Российской Федерации и за рубежом;
- в-четвертых, проанализированы проблемы внедрения и развития электронного правительства в Российской Федерации;
- в-пятых, выявлены и проанализированы основные инструменты взаимодействия граждан и государства в реализации основных принципов электронного правительства;
- наконец, были оценены перспективы развития электронного правительства в России.
На основании результатов исследования предлагаются следующие рекомендации по оптимизации стратегии развития электронного правительства в Российской Федерации:
1. Совершенствование правовой базы. Правовую базу электронного правительства в России необходимо модернизировать и упорядочить с целью обеспечения более четкой и последовательной нормативной составляющей деятельности электронного правительства. В частности, необходимо усовершенствовать законы о защите данных и конфиденциальности, установить четкие руководящие принципы использования цифровых технологий государственными органами, разработать на федеральном уровне Стратегию развития электронного правительства, а также обеспечить прозрачность и подотчетность в использовании государственных ресурсов.
2. Усиление развития инфраструктуры. Для поддержки роста электронного правительства необходимо развивать необходимую инфраструктуру, включая надежные и безопасные цифровые сети, оборудование и программное обеспечение. В том числе необходимо инвестировать в развитие облачных вычислений, мобильных технологий и других новых технологий, которые могут поддержать предоставление услуг электронного правительства.
3. Повышение уровня информированности и образования населения. Необходимо расширить информационные и образовательные кампании для продвижения преимуществ и возможностей электронного правительства и стимулирования граждан к использованию цифровых услуг. Это предполагает разработку простых в использовании интерфейсов, обучение и поддержку пользователей, а также обеспечение доступности цифровых услуг для всех граждан, независимо от их местонахождения или социально-экономического статуса.
4. Обеспечение безопасности и конфиденциальности данных. Услуги электронного правительства предполагают с бор и использование большого объема конфиденциальных данных, которые должны быть защищены от несанкционированного до ступа, неправомерного использования или обнародования. Для обеспечения безопасности и конфиденциальности данных необходимо применять надежные меры безопасности, такие как шифрование и брандмауэры, а также разработать более четкие принципы и протоколы защиты данных.
5. Расширение участия граждан. Для обеспечения удовлетворения запросов и потребностей граждан при предоставлении услуг электронного правительства важно привлекать общественность к разработке и внедрению соответствующих услуг. Для этого необходимо наладить механизмы обратной связи с гражданами, проводить опросы пользователей и привлекать граждан к совместному созданию услуг электронного правительства.
6. Содействие международному сотрудничеству. Электронное правительство - это глобальное явление, и международное сотрудничество и взаимодействие могут принести значительную пользу. Делясь передовой практикой, обмениваясь знаниями и опытом и налаживая партнерские отношения с другими странами, Россия может перенять опыт других государств и ускорить разработку своей стратегии электронного правительства.
Данное, исследование может способствовать пониманию проблем и возможностей развития электронного правительства в Российской Федерации, а предложенные рекомендации могут стать руководством для политиков и заинтересованных сторон в данной области. Однако для обеспечения эффективного и устойчивого развития электронного правительства в стране необходимы дальнейшие исследования и усилия по его внедрению.
Подобные работы
- ОПТИМИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ЭЛЕКТРОННОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ
ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Финансово-правовые и институциональные проблемы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации
Магистерская диссертация, валютные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025 - Влияние политической коммуникации в сети Интернет на информационную безопасность Российской Федерации
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019 - ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РФ)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - Направление цифровой трансформации государственного управления в РФ (Государственное управление)
Курсовые работы, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2024 - ПРАКТИКИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Муниципальный правотворческий процесс
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Владелец магазина беспошлинной торговли как субъект таможенного права: права, обязанности и ответственность (Российский Университет Транспорта)
Курсовые работы, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Магистерская диссертация, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



