Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Информационное общество: современный этап развития рыночной экономики (Московский Международный Университет)

Работа №126152

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

экономическая теория

Объем работы40
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен анализ за 2021 год.
Есть приложение.

Введение 3
1 Теоретические основы создания информационного общества 5
1.1 Сущность и роль информационного общества 5
1.2 Современный этап инновационного процесса 11
1.3 Информационно-производственный и информационный сектор 15
2 Мировой опыт в развитии информационного общества 18
2.1 Концепция развития информационного общества в развитых странах 18
2.2 Модели развития информационного общества 23
2.3 Опыт создания информационной супермагистрали в развивающихся странах 25
3 Современный этап развития рыночной экономики в России 29
3.1 Основные принципы и тенденции развития рыночной экономики в России 29
3.2 Проблемы и перспективы информатизации экономики в России 32
Заключение 35
Библиографический список 38
Приложение 1 41

Определение понятия «информационного общества» является одним из ключевых. В 50-70-е годы стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, НТР в целом. Проблема бытия и существования человека в полностью «информатизированном» и «технизированном» мире не могла не заинтересовать философов, что вызвало к жизни концепцию «информационного» общества. Ни один из философов, который писал об этой проблеме, не сомневался в радикальном обновлении всей жизни человечества в условиях новой формации, однако большая часть из них исследовали проблему односторонне. Этим определяется актуальность данной курсовой работы. В экономике информационные системы представлены в виде организационно-технических систем, которые предназначены для выполнения определенных вычислительных услуг либо работ, удовлетворяющих потребности управленческой системы и ее пользователей. Информационные системы в экономике участвуют в деятельности, которая связана с использованием соответствующих продуктов.
Цель курсовой работы заключается в изучении информационного общества: современного этапа развития рыночной экономики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и роль информационного общества;
2. Изучить современный этап инновационного процесса;
3. Раскрыть информационно-производственный и информационный сектор;
4. Рассмотреть мировой опыт по созданию информационного общества на примере развитых стран и развивающихся;
5. Описать модели развития информационного общества;
6. Проанализировать современную ситуацию на российском рынке информационных технологий;
7. Выявить основные проблемы Российской экономики в сфере инновации;
8. Определить тенденции современной рыночной экономики в России по построению информационного общества и вступлению в мировое киберпространство.
Объектом курсовой работы является информационное общество.
Предметом курсовой работы является современный этап развития рыночной экономики.
Степень разработанности темы исследования. В значительной мере способствовали изучению данной темы такие ученые, как Дэниел Белл, Фрэнк Уэбстер, Элвин Тоффлер, Юдзиро Хаяси, Мартин Бангеманн и другие.
Теоретической основой для написания курсовой работы послужили работы таких авторов, как Р.Ф. Абдеев А.С. Булатов Б.М. Маклярский и другие.
Методология основана на общих и специальных методах научного познания: методах эмпирического исследования (сравнение, сбор и изучение данных), системного анализа, сравнительного исследования, синтеза теоретического и практического материала.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка и приложений.
Во введении кратко обосновывается актуальность темы исследования, а также формулируется цель работы, определяются задачи для ее достижения, объект и предмет курсового исследования.
В первой главе работы рассматриваются теоретические основы создания информационного общества.
Во второй главе будут рассмотрены и проанализированы специфика построения информационного общества в развитых и развивающихся странах.
В третьей главе работы рассматриваются проблемы, тенденции и прогнозы перехода РФ на этап информационного общества.
В заключение работы приводятся основные выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе формирования экономика в рамках информационного общества старается использовать больше ресурсов. К ним, в частности, относят труд, свободу (региональную, групповую, индивидуальную), капитал, а также релевантные данные (различные сведения и знания, практические навыки, которые постоянно обновляются). Труд и капитал относятся к производственным факторам. Свобода и знания считаются необходимыми условиями для эффективного применения этих факторов. Таким образом, формируется информационная экономика. Она является результатом перехода от индустриальной фазы к постиндустриальной. Информационная экономика как сфера знания может рассматриваться как метаэкономика относительно отраслевых ветвей науки. Эти отраслевые дисциплины направлены на эффективное применение технологий, формирование научных знаний и средств, предназначенных для их передачи.
Для воплощения этих целей осуществляется изучение экономических аспектов материальной основы информационных технологий. Указанная сфера знаний проявляет себя специфическим образом при исследовании данных как ресурса. При этом исследование осуществляется в рамках обобщенного рассмотрения информационных отношений, при объединении отдельных аспектов в единый объект, который функционирует в рыночной структуре и государственном регулировании.
Информационная экономика выполняет различные задачи. Одной из основных является изучение закономерных тенденций развития сферы электронных данных, ее функций в процессе становления и развития технологического уклада сведений. Информационная экономика осуществляет также исследование факторов и условий, при которых осуществляется наиболее эффективное выполнение указанных функций. Продуктом изучения могут являться методологические, теоретические либо практические выводы или предложения, отражающие возможные варианты повышения эффективности деятельности в сфере электронных данных.
Согласно классическим концепциям, капитал рассматривался в вещественной форме. Он являлся некой совокупностью объектов (сырье, машины, здания, земли и прочие), которые при применении труда способствуют формированию дохода (увеличению прибыли). Данное определение применимо для общества, в котором степень производственного развития, измеряемая потенциальным выпуском, сравнительно незначительна. При этом главные события происходят именно в сфере производства. Впоследствии большую роль стали играть деньги. В связи с этим, капитал стал рассматриваться в денежной форме, в качестве определенного комплекса денег, при помощи которого можно нанять сотрудников либо купить орудия труда.
Ведущие страны мира такие, как США, Япония, страны ЕС, Западной Европы, имеют достаточно прочный фундамент информационного развития. Государственная политика здесь наукоцентрична, где знание ценится превыше всего. Во всех развитых странах мира под воздействием научно-технического прогресса возросли производительные силы общества, произошли изменения в сфере наукоемкой техники. Процессы информатизации общества порождают появление новых отраслей производства, новых направлений в культуре и научных исследованиях.
Среди развивающихся стран ведется бурная борьба за долю на мировом рынке. Они «гонятся» за передовыми странами. Внутри же этих стран происходит внедрение высокотехнологичной продукции во все отрасли экономики, формируется глобальная сеть, идет поиск путей по обеспечению выхода каждого гражданина в мировое киберпространство. Главным тормозом в информатизации экономики этих стран является то, что нет надежной нормативной и законодательной базы.
Что касается России, то основным препятствием на пути к информационному обществу в современной рыночной экономике, которое порождает остальные проблемы, это то, что нет четкой нормативной базы, которая бы стимулировала научную деятельность граждан. Не создана общая база, инфраструктура для проведения исследований. Работа педагога или ученого на сегодняшний день не является престижной.
Процесс глобализации остановить невозможно, так как ее основу составляют объективные закономерности экономического и технологического развития. Но на сегодняшний день в России процесс глобализации нуждается в гуманизации, в обеспечении доступа всех граждан к ее плодам.
Однако делаются непроирышные попытки выхода на мировой рынок, виден рост уровня ВВП. Началась тенденция по внедрению ИТ. Идет расширение научной деятельности студентов в ВУЗах, а также повышается квалификация научных работников.
21 мая 2021 года Министром образования и науки Российской Федерации назначается Дмитрий Ливанов. В своем первом публичном выступлении он озвучивает намерение Министерства образования и науки провести всесторонний аудит сектора исследований и разработок, включая институты РАН, государственные научные организации и высшие учебные заведения. Это заявление можно назвать зарождением «Карты российской науки».К сожалению, за событиями вокруг реформы РАН этот проект как-то потерялся и не получил должного внимания со стороны IT-сообщества.
Как уже было сказано, в 2021 году вступила в силу стратегия развития на 2021-2027 гг., которая рассматривает наиболее актуальные проблемы развития современной рыночной экономики в России.
Направления развития Стратегии развития информационного общества в РФ затрагивают следующие области: развитие экономики на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий; повышение эффективности государственного управления и предоставлении государственных услуг; подготовка квалифицированных кадров; гуманитарное просвещение и т.п.



1. Амлинский, Л. З. Научные библиотеки информационного общества. Организация и технология / Л.З. Амлинский. - М.: Профессия, 2021. - 199 c.
2. Борисенко, В. В. Наука и рыночные отношения в информационном обществе. Социально-философский анализ / В.В. Борисенко. - М.: Наука, 2021. - 245 c.
3. Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М.С. Вершинин. - М.: СПб: Михайлов В.А., 2022. - 252 c.
4. Гольдгамер, Г.И. Информационное обеспечение исследований и разработок / Г.И. Гольдгамер. - М.: Советское радио, 2020. - 351 c.
5. Грабельников, А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества / А.А. Грабельников. - М.: РУДН, 2020. - 329 c.
6. Дунаева, Наталья Владичевна Библиотека – Сердце Информационного Общества / Дунаева Наталья Владичевна. - Москва: СИНТЕГ, 2022. – 819 c.
7. Землянова, Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций / Л.М. Землянова. - М.: Московского университета, 2022. - 301 c.
8. Индикаторы информационного общества. 2010: моногр. . - М.: Высшая Школа Экономики, 2019. - 314 c.
9. Йенсен Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес / Йенсен, Ролф. - М.: СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2022. - 272 c.
10. Капица, С. П. Очерк теории роста человечества. Демографическая революция и информационное общество / С.П. Капица. - М.: Ленанд, 2019. - 128 c.
11. Корнеев, И. Н. Особенности становления и развития телекоммуникационной индустрии как основы российской модели информационного общества / И.Н. Корнеев. - М.: Наука, 2022. - 375 c.
12. Костина, А. В. Конструктивный социальный потенциал массовой культуры. Специфика проявления в информационном обществе / А.В. Костина, А.Р. Кожаринова. - М.: Ленанд, 2022. - 255 c.
13. Кудряев, В.А. Защита информационных ресурсов в негосударственной сфере / В.А. Кудряев, Е.А. Степанов. - М.: Государственный Университет Управления, 2019. – 732 c.
14. Мартин, Дж. Видеотекс и информационное обслуживание общества / Дж. Мартин. - М.: Радио и связь, 2020. - 183 c.
15. Наука. Инновации. Информационное общество 2010. - М.: Высшая Школа Экономики, 2021. – 485 c.
16. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества / А.Д. Осиновский. - М.: СПб: ДНК, 2021. - 351 c.
17. Петров, В. П. Информационная безопасность человека и общества / В.П. Петров, С.В. Петров. - М.: НЦ ЭНАС, 2019. - 334 c.
18. Романов Информационные системы в экономике / Романов, Анатолий Николаевич; Одинцов, Ефимович Борис. - М.: Вузовский учебник, 2020. - 299 c.
19. Седегов, Р.С. Оптимизация информационно-экономической системы предприятия / Р.С. Седегов, Н.М. Орлова, Ю.И. Сидоров. - М.: Экономика, 2021. - 319 c.
20. Слепнев, И.К. Бухгалтерский отчет потребительского общества: моногр. / И.К. Слепнев, В.В. Пастушкова. - М.: Экономика, 2020. – 911 c.
21. Смирнов, А. А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртуализации общества. Опыт Европейского Союза / А.А. Смирнов. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2022. - 159 c.
22. Трояновский, В.М. Информационно-управляющие системы и прикладная теория случайных процессов / В.М. Трояновский. - М.: Гелиос АРВ, 2021. - 303 c.
23. Тютюнник, А.В. Информационные технологии в банке / А.В. Тютюнник, А.С. Шевелев. - М.: БДЦ-пресс, 2021. - 367 c.
24. Харитонов, С.А. Информационные технологии налогового учета / С.А. Харитонов. - М.: 1С Паблишинг, 2022. - 181 c.
25. Химанен, Пекка Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель / Пекка Химанен , Мануэль Кастелс. - М.: Логос, 2021. - 223 c.
26. Хосейн, Гус . Политика Информационного Общества: Ограничение И Сдерживание Глобальных Потоков Данных / Хосейн Гус ., Е.В. Малявская, Т.А. Мурована. - Москва: Наука, 2016. – 571 c.
27. Швецов, А. Н. «Информационное общество». Теория и практика становления в мире и в России / А.Н. Швецов. - М.: Красанд, 2022. - 279 c.
28. Юнь, О. М. Восхождение к информационному обществу / О.М. Юнь. - М.: Экономика, 2020. - 911 c.
29. Интернет-статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.internetworldstats.com (дата обращения 03.05.2022).
30. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minsvyaz.ru (дата обращения 03.05.2022).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ