Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Представитель власти как объект уголовно-правовой охраны по преступлениям против порядка управления

Работа №126106

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

уголовное право

Объем работы46
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Понятие и правовые основы уголовно-правовой охраны представителей власти 7
1.1 Уголовно-правовая характеристика системы преступлений, посягающих на представителей власти 7
1.2 Опыт уголовно-правовой охраны представителей власти в некоторых странах СНГ 12
Глава 2 Проблемы уголовно-правовой охраны представителей власти 23
2.1 Некоторые проблемы квалификации преступлений, посягающих на представителей власти в сфере реализации функций правосудия 23
2.2 Проблемы квалификации посягательств на жизнь государственного или общественного деятеля 27
2.3 Проблемы квалификации посягательств на представителей власти в сфере порядка управления 33
Заключение 41
Список использованной литературы 45


Актуальность исследования. Защита прав и свобод граждан является одной из основных задач государства. В свою очередь, обеспечение прав и свобод граждан, является основной задачей представителя власти, как основного элемента государственного механизма, деятельность которого основана на принципах законности. Являясь связующим звеном между государством и отдельными индивидами, выступающими в качестве субъектов правоотношений, представители власти выступают, как комплексная категория, в основе которой находится личность представителя власти, наделенного государством специальными полномочиями, для реализации возложенных на него задач, в целях реализации функций государства.
По указанной причине, преступления против представителя власти представляют собой деяния, посягающие, на два объекта – общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность государственного аппарата и отношения, связанные с безопасностью личности представителя власти, как человека.
По статистическим данным МВД РФ, количество преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, характеризуется следующими показателями: 2019 г. – 31010; 2020 г. – 26642; 2021 г. – 19899; 2022 г. – 20571; 2023 г. – 17477.
Таким образом, мы видим, что количество преступлений в отношении представителя власти, согласно официальной статистике, имеет тенденцию к снижению. Однако через средства массовой информации мы слышим о таких преступлениях нередко, которые имеют большой общественный резонанс.
С учетом сказанного представляется актуальным изучение юридической природы, эффективности, возможностей дальнейшего совершенствования законодательной конструкции и практики применения уголовно-правовых норм, обеспечивающих безопасность представителя власти, что и обусловило выбор темы исследования.
Степень разработанности темы исследования. Социальные, крими¬нологические и правовые аспекты общественных отношений, возникающих в результате преступлений в отношении представителя власти в связи с исполнением им должностных обязанностей, нашли отражение в работах многих ученых-правоведов, таких как: Долгова А.И., Александрова А.Н., Анисимкова В. М., Желудкова А. В., Чекалина А.А., Яковлевой С.А., Щербаковой А.В., Шатова С.А., Красикова Ю.А., Козаченко И.Я., Здравомыслова Б.В., Ляпунова Ю.И., Таможника Е., Наумова А.В., Лихановой И.И. и др.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать и систематизировать имеющиеся в юридической литературе, законодательстве и официальных документах представления о сущности уголовно-правовой охраны представителя власти, в связи с выполнением им должностных обязанностей.
При исследовании темы поставлены следующие задачи:
1. провести краткий исторический экскурс по охране представителей власти в России;
2. дать уголовно-правовую характеристику системы преступлений, посягающих на представителей власти;
3. исследовать зарубежный опыт уголовно-правовой охраны представителей власти;
4. исследовать проблемы квалификации посягательств на представителей власти;
5. разработать предложения по совершенствованию уголовно-правовых норм об ответственности за преступления, посягающие на представителей власти.
Объектом исследования выступают проблемы уголовно-правового регулирования ответственности за преступления в отношении представителей власти в связи с исполнением ими возложенных на них законом должностных обязанностей.
Предметом исследования являются: действующие уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступные посягательства на управленческую и иную деятельность органов государственной власти и их уполномоченных представителей в связи с исполнением ими должностных обязанностей, а также за смежные преступления;
Методологическую основу исследования составляет общенаучный (диалектический) метод познания, а также статистический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-сравнительный методы.
Научная новизна исследования определяется тем, что она посвящена комплексному исследованию проблем уголовной ответственности за преступления в отношении представителей власти, которое позволило выявить социальную и юридическую природу посягательств на лиц, выполняющих управленческие и иные государственные функции, очертить их круг, раскрыть содержание признаков рассматриваемых преступлений, внести ряд предложений по совершенствованию уголовно-правовых норм, имеющих целью обеспечение нормальной деятельности определенных звеньев государственного аппарата и личной неприкосновенности представителей власти в связи с выполнением ими служебных функций.
Личный вклад автора заключается в сборе и анализе научной литературы по предмету исследования, а также определение социально-юридической сущности преступных посягательств на представителя власти, осуществляющих законную деятельность, место этих составов в системе Особенной части УК РФ, формулирование обоснованных предложений по совершенствованию уголовного законодательства, практики его применения, противодействию и нейтрализации факторов, способствующих их росту.
Структура и объем работы. Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, а также списка использован¬ной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог проведенному нами исследованию, отметим основные положения работы.
Под осуществлением служебной деятельности представителями власти понимаются действия представителя власти, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из Конституции РФ, нормативных правовых актов, трудового договора (контракта).
Преступления, посягающие на служебную деятельность представителей власти, следует определить как совокупность общественно опасных деяний, содержащихся в нормах гл. 32 Особенной части УК РФ и посягающих на общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации действий представителя власти, входящих в круг его обязанностей.
В Российской Федерации, как и во многих других странах - участницах СНГ, охране общественных отношений, связанных со служебной деятельностью и личностью представителей власти, уделяется первостепенное, приоритетное значение, а преступления против порядка управления, посягающие на служебную деятельность и личность представителей власти, помещаются на первое место в системе уголовно-правовой охраны порядка управления в России и странах СНГ.
Если проанализировать существующую систему преступных посягательств на законную деятельность представителей власти, предусмотренных гл. 32 УК и некоторые составы иных глав, предусматривающих ответственность за посягательства на представителей власти (например в сфере правосудия) , то нетрудно убедиться в том, что при ее построении были нарушены разработанные теорией права принципы законодательной техники.
Это в первую очередь относится к составу, предусмотренному ст. 317 УК. Жизнь человека в современном цивилизованном обществе - важнейшая социальная ценность, а потому умышленное посягательство на нее признается одним из тягчайших преступлений. Именно поэтому лишь в немногочисленных случаях лишение жизни может рассматриваться в качестве дополнительного последствия, а иногда и способа другого, более тяжкого преступления.
Так, при террористическом акте лишение жизни государственного или общественного деятеля является способом посягательства на общественную безопасность, стремление дестабилизировать защищенность жизненно важных интересов общества.
Исходя из этого, вряд ли можно признать, что деятельность представителей власти по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности имеет большую социальную значимость, чем жизнь этих должностных лиц.
Именно поэтому, по нашему мнению, в составе, предусмотренном ст. 317 УК, личное благо человека - жизнь указанных лиц, а также их близких является основным объектом уголовно-правовой охраны, а воспрепятствование деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности - дополнительным последствием.
В некоторых редакционных изменениях нуждается и ст. 318 УК. Учитывая недостаточную ясность используемого в ней понятия «угроза применения насилия» и обусловленную этим разноречивую практику в применении рассматриваемой нормы, представляется целесообразным либо изменить законодательную конструкцию этой статьи, конкретизировав, каким именно насилием должен грозить виновный, либо в постановлении Пленума Верховного Суда РФ разъяснить, какие признаки характеризуют объективную сторону и каким должно быть отношение к ним субъекта преступления.
Нами предлагаются новые редакции ст. ст. 295, 296 УК РФ.
Статья 295. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование.
1. Покушение на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя или дознавателя, защитника, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях прекращения законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность, - наказывается лишением свободы сроком от десяти до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы или смертной казнью.
2. Убийство судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя или дознавателя, защитника, судебного пристава, пристава-исполнителя, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнения приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях прекращения законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность, - наказывается лишением свободы сроком от двенадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы или смертной казнью.
Статья 296. Применение насилия в отношении лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование.
1. Применение физического или психического насилия в отношении судьи, присяжного заседателя, иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя, дознавателя, защитника, судебного пристава, судебного исполнителя в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Деяние, предусмотренное частью первой, повлекшее причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Развитие института уголовно-правовой охраны представителей власти, в том числе сотрудников правоохранительных органов, видится в уровне уголовно-правовой охраны общественных отношений, обеспечивающих порядок управления, общественный порядок и сохранение общественной безопасности. Недостаточная правовая защищенность субъектов правоохранительной деятельности является одним из факторов снижения авторитета власти, ее действенности, приводит к большим социально-политическим издержкам.
Именно в этих целях в УК РФ (статьях 317 - 319) целесообразно предусмотреть нормы, направленные на охрану общественных отношений в сфере обеспечения общественного порядка, в основу которых заложить характер и степень общественной опасности применяемого насилия к сотрудникам правоохранительных органов и представителям власти в зависимости от возложенных на них законом прав и обязанностей, функций и полномочий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Необходимо повысить ответственность за захват или удержание в качестве заложника сотрудника правоохранительного органа, а также за нападение на учреждения правоохранительных органов. За воздействие на сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего с целью воспрепятствовать исполнению им обязанностей по охране общественного порядка или добиться неправомерного решения, осуществленное путем применения в отношении него или его близких насилия, если такие действия помешали предотвратить совершение преступления или задержать лицо, его совершившее, необходимо предусмотреть уголовную ответственность.



1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ). – Москва: Юридический центр – Пресс, 2023.
2. Российская Федерация. Законы. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета от 10 декабря 1998 г. (дата обращения 02.03.2023).
3. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.12.2022) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954. // СПС Консультант Плюс - URL: http://www.consultant.ru/document/9017477. (дата обращения 25.02.2023)
4. Законы. Закон от 18 апреля 2003 г. № 3Р-528. «Уголовный кодекс Республики Армении» (ред. от 24.12.2022) // Информационно-правовая система - Параграф «Юрист» — URL: http://www.online.zakon.kz/. (дата обращения 28.01.2023)
5. Законы. Закон от 28 октября 2021 г. № 127. «Уголовный кодекс Республики Кыргызстан» (ред. от 09.08.2022) // Информационно-правовая система - Параграф «Юрист» — URL: http://www.online.zakon.kz/. (дата обращения 14.01.2023)
6. Законы. Закон от 03 июля 2014 г. № 226 – V 3PK «Уголовный кодекс Республики Казахстан» (ред. от 26.03.2023) // Информационно-правовая система - Параграф «Юрист» — URL: http://www.online.zakon.kz/. (дата обращения 29.03.2023)
7. Законы. Закон от 18 апреля 2002 г. № 985 – XV. «Уголовный кодекс Республики Молдова» (ред. от 02.02.2023) // Информационно-правовая система - Параграф «Юрист» — URL: http://www.online.zakon.kz/. (дата обращения 06.03.2023).
8. Законы. Закон от 09 июля 1999 г. № 275-З. «Уголовный кодекс Республики Беларусь» (ред. от 09.03.2023) // Информационно-правовая система - Параграф «Юрист» — URL: http://www.online.zakon.kz/. (дата обращения 16.03.2023).
9. Законы. Закон от 21 мая 1998 г. № 574. «Уголовный кодекс Республики Таджикистан» (ред. от 24.12.2022) // Информационно-правовая система - Параграф «Юрист» — URL: http://www.online.zakon.kz/. (дата обращения 26.02.2023).

Специальная научная и учебная литература
10. Антонян, Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование / Ю.М. Антонян. - М.: «ЩИТ-М», 2020. – 563 с.
11. Баглай, Ю.В. Субъективная направленность преступлений, совершаемых в отношении сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности / Ю.В. Баглай // Вестник Челябинского государственного университета. – М., 2022. - № 7. – С. 63.
12. Болдырева, Н. В. Уголовно-правовая политика России в сфере охраны представителя власти / Н.В. Болдырева // Право: история, теория, практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: «Свое издательство», 2021. – С. 118 – 120.
13. Бриллиантов, А.В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т.: (постатейный) (том 2) (2-е издание) / А.В. Бриллиантов. – М.: «Проспект», 2020. – 836 с.
14. Гришанин, П.Ф., Журавлев, М.П. Преступления против порядка управления / П.Ф. Гришанин, М.П. Журавлев. - М., 2021. – 223 с. // ЭБС IPR BOOKS: — URL: https://www.iprbookshop.ru/73870.html (дата обращения: 12.01.2023).
15. Кизилов, А.Ю. Уголовно-правовая охрана управленческой деятельности представителей власти / А. Ю. Кизилов. – Ульяновск, 2019. – 385 с.
16. Ковлер, А.И. Европейское право прав человека и Конституция России / А.И. Ковлер // Журнал российского права. – СПб., 2021. - № 1 – С. 94.
17. Кубанцев, С.П. Из опыта зарубежных стран / С.П. Кубанцев // Журнал российского права. – М., 2019. - № 8 – С. 32.
18. Кудрявцев, В.Н. Общая теория квалификации преступлений / В.Н. Кудрявцев. - М.: «Юрист», 2021. – 582 с.
19. Кудрявцев, В.Н. Теоретические основы квалификации преступлений / В.Н. Кудрявцев. - М., 2022. – 336 с. // ЭБС IPR BOOKS: — URL: https://www.iprbookshop.ru/73870.html (дата обращения 18.02.2023).
20. Кузнецова, Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений / Н.Ф. Кузнецова. – М.: Издательский дом «Городец», 2020. – 291 с.
21. Лебедев, В.М. Комментарий к УК РФ / В.М. Лебедев. - М., 2021. – С. 648.
22. Лопаткин, Д.А. Отвечают ли диспозиции статей 317 - 319 УК РФ целям и задачам правоохранительной деятельности? / Д.А. Лопаткин // Современное право. – М., 2022. - № 1. – С. 31.
23. Ляпунов, Ю.И. Уголовное право / Ю.И. Ляпунов. – М.: ИД «Юриспруденция», 2019. – 273 с.
24. Мусаев, М.М. Уголовно-правовые и криминологические аспекты посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование / М.М. Мусаев // Мировой судья. – СПб., 2021. - № 6. – С. 42.
25. Наумов, А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование / А.В. Наумов. – М.: «Волтерс Клувер», 2020. – 564 с.
26. Наумов, А.В. Уголовное право России. Практический курс: Учеб.-практ. пособ.: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. / А.В. Наумов. – М.: «Волтерс Клувер», 2021. – 372 с.
27. Пазухин, С.Б. Установление признаков состава посягательства на жизнь государственного деятеля / С.Б. Пазухин // Вопросы борьбы с преступностью: Сб. научных трудов. – Волгоград, 2021. – С. 125 – 131.
28. Панкратова, Е.А., Перевозчикова, Е.В. Конституционное право на жизнь и правовой статус эмбриона человека / Е.А. Панкратова, Е.В. Перевозчикова // Медицинское право. – М., 2018. - № 2. – 229 с.
29. Рарог, А.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / А.И. Рарог. - М.: «Проспект», 2021.
30. Рарог, А.И. Уголовное право России. Особенная часть / А.И. Рарог. – М.: Профобразование, 2022. - Т. 2. – 418 с.
31. Рудый, Н.К. Преступления, посягающие на служебную деятельность и личность представителей власти в уголовном законодательстве стран СНГ / Н.К. Рудный // Международное публичное и частное право. – М., 2020. - № 1. – С. 23.
32. Седых, А.В. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля / А.В. Седых. – Казань: «КазанГУ», 2021. – 197 с.
33. Сухарев, А.Я. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. 3-е изд., перераб. и доп. / А.Я. Сухарев. – М.: «НОРМА», 2021. – 793 с.
34. Табаков, Д.А. Некоторые проблемы уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 318 и 319 УК РФ / Д.А. Табаков // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. – М., 2020. - № 4. – С. 162.
35. Таможник, Е. Система преступлений против лиц, осуществляющих порядок управления / Е. Таможник // Законность. – СПб., 2020. - № 3. – С. 18.
36. Тенчов, Э.С. Актуальные проблемы законодательной техники в уголовном праве / Э.С. Тенчов // Государство и право на рубеже веков: Криминология, уголовное право, судебное право (Материалы Всерос. конф., 2 - 4 февр. 2010 г.). - М., 2019. – С. 147 – 150.
37. Токмаков, С., Трошкин, Е. Уголовная ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля / С. Токмаков, Е. Трошкин // Уголовное право. – М., 2018. - № 5. – С. 61.
38. Томина, В.Т. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / В.Т. Томина. - М.: «Юрайт», 2021. – 618 с.
39. Яни, П.С. Сложные вопросы субъективной стороны преступления / П.С. Яни // Российская юстиция. – М., 2020. - № 12. – С. 63.

Практический материал
40. Уголовное дело № 1-149/2019. Архив Дербентского районного суда Республики Дагестан. - 2019.
41. Уголовное дело № 1-211/2019. Архив Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан. - 2019.

Интернет источники
42. Справочная правовая система «Гарант» 2021. (интернет источник: http://www.garant.ru)
43. Справочная правовая система «Консультант Плюс» 2021 год. (интернет источник: http://www.consultant.ru)
44. Электронный ресурс: сайт «Параграф» (интернет источник: http://www.online.zakon.kz/.)
45. Электронно-библиотечная система «IPRbooks». - URL: http://www.iprbookshop.ru
46. Судебные и нормативные акты Российской Федерации (СудАкт).  URL: http://sudact.ru/.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ