Представитель власти как объект уголовно-правовой охраны по преступлениям против порядка управления
|
Введение 3
Глава 1 Понятие и правовые основы уголовно-правовой охраны представителей власти 7
1.1 Уголовно-правовая характеристика системы преступлений, посягающих на представителей власти 7
1.2 Опыт уголовно-правовой охраны представителей власти в некоторых странах СНГ 12
Глава 2 Проблемы уголовно-правовой охраны представителей власти 23
2.1 Некоторые проблемы квалификации преступлений, посягающих на представителей власти в сфере реализации функций правосудия 23
2.2 Проблемы квалификации посягательств на жизнь государственного или общественного деятеля 27
2.3 Проблемы квалификации посягательств на представителей власти в сфере порядка управления 33
Заключение 41
Список использованной литературы 45
Глава 1 Понятие и правовые основы уголовно-правовой охраны представителей власти 7
1.1 Уголовно-правовая характеристика системы преступлений, посягающих на представителей власти 7
1.2 Опыт уголовно-правовой охраны представителей власти в некоторых странах СНГ 12
Глава 2 Проблемы уголовно-правовой охраны представителей власти 23
2.1 Некоторые проблемы квалификации преступлений, посягающих на представителей власти в сфере реализации функций правосудия 23
2.2 Проблемы квалификации посягательств на жизнь государственного или общественного деятеля 27
2.3 Проблемы квалификации посягательств на представителей власти в сфере порядка управления 33
Заключение 41
Список использованной литературы 45
Актуальность исследования. Защита прав и свобод граждан является одной из основных задач государства. В свою очередь, обеспечение прав и свобод граждан, является основной задачей представителя власти, как основного элемента государственного механизма, деятельность которого основана на принципах законности. Являясь связующим звеном между государством и отдельными индивидами, выступающими в качестве субъектов правоотношений, представители власти выступают, как комплексная категория, в основе которой находится личность представителя власти, наделенного государством специальными полномочиями, для реализации возложенных на него задач, в целях реализации функций государства.
По указанной причине, преступления против представителя власти представляют собой деяния, посягающие, на два объекта – общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность государственного аппарата и отношения, связанные с безопасностью личности представителя власти, как человека.
По статистическим данным МВД РФ, количество преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, характеризуется следующими показателями: 2019 г. – 31010; 2020 г. – 26642; 2021 г. – 19899; 2022 г. – 20571; 2023 г. – 17477.
Таким образом, мы видим, что количество преступлений в отношении представителя власти, согласно официальной статистике, имеет тенденцию к снижению. Однако через средства массовой информации мы слышим о таких преступлениях нередко, которые имеют большой общественный резонанс.
С учетом сказанного представляется актуальным изучение юридической природы, эффективности, возможностей дальнейшего совершенствования законодательной конструкции и практики применения уголовно-правовых норм, обеспечивающих безопасность представителя власти, что и обусловило выбор темы исследования.
Степень разработанности темы исследования. Социальные, крими¬нологические и правовые аспекты общественных отношений, возникающих в результате преступлений в отношении представителя власти в связи с исполнением им должностных обязанностей, нашли отражение в работах многих ученых-правоведов, таких как: Долгова А.И., Александрова А.Н., Анисимкова В. М., Желудкова А. В., Чекалина А.А., Яковлевой С.А., Щербаковой А.В., Шатова С.А., Красикова Ю.А., Козаченко И.Я., Здравомыслова Б.В., Ляпунова Ю.И., Таможника Е., Наумова А.В., Лихановой И.И. и др.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать и систематизировать имеющиеся в юридической литературе, законодательстве и официальных документах представления о сущности уголовно-правовой охраны представителя власти, в связи с выполнением им должностных обязанностей.
При исследовании темы поставлены следующие задачи:
1. провести краткий исторический экскурс по охране представителей власти в России;
2. дать уголовно-правовую характеристику системы преступлений, посягающих на представителей власти;
3. исследовать зарубежный опыт уголовно-правовой охраны представителей власти;
4. исследовать проблемы квалификации посягательств на представителей власти;
5. разработать предложения по совершенствованию уголовно-правовых норм об ответственности за преступления, посягающие на представителей власти.
Объектом исследования выступают проблемы уголовно-правового регулирования ответственности за преступления в отношении представителей власти в связи с исполнением ими возложенных на них законом должностных обязанностей.
Предметом исследования являются: действующие уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступные посягательства на управленческую и иную деятельность органов государственной власти и их уполномоченных представителей в связи с исполнением ими должностных обязанностей, а также за смежные преступления;
Методологическую основу исследования составляет общенаучный (диалектический) метод познания, а также статистический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-сравнительный методы.
Научная новизна исследования определяется тем, что она посвящена комплексному исследованию проблем уголовной ответственности за преступления в отношении представителей власти, которое позволило выявить социальную и юридическую природу посягательств на лиц, выполняющих управленческие и иные государственные функции, очертить их круг, раскрыть содержание признаков рассматриваемых преступлений, внести ряд предложений по совершенствованию уголовно-правовых норм, имеющих целью обеспечение нормальной деятельности определенных звеньев государственного аппарата и личной неприкосновенности представителей власти в связи с выполнением ими служебных функций.
Личный вклад автора заключается в сборе и анализе научной литературы по предмету исследования, а также определение социально-юридической сущности преступных посягательств на представителя власти, осуществляющих законную деятельность, место этих составов в системе Особенной части УК РФ, формулирование обоснованных предложений по совершенствованию уголовного законодательства, практики его применения, противодействию и нейтрализации факторов, способствующих их росту.
Структура и объем работы. Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, а также списка использован¬ной литературы.
По указанной причине, преступления против представителя власти представляют собой деяния, посягающие, на два объекта – общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность государственного аппарата и отношения, связанные с безопасностью личности представителя власти, как человека.
По статистическим данным МВД РФ, количество преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, характеризуется следующими показателями: 2019 г. – 31010; 2020 г. – 26642; 2021 г. – 19899; 2022 г. – 20571; 2023 г. – 17477.
Таким образом, мы видим, что количество преступлений в отношении представителя власти, согласно официальной статистике, имеет тенденцию к снижению. Однако через средства массовой информации мы слышим о таких преступлениях нередко, которые имеют большой общественный резонанс.
С учетом сказанного представляется актуальным изучение юридической природы, эффективности, возможностей дальнейшего совершенствования законодательной конструкции и практики применения уголовно-правовых норм, обеспечивающих безопасность представителя власти, что и обусловило выбор темы исследования.
Степень разработанности темы исследования. Социальные, крими¬нологические и правовые аспекты общественных отношений, возникающих в результате преступлений в отношении представителя власти в связи с исполнением им должностных обязанностей, нашли отражение в работах многих ученых-правоведов, таких как: Долгова А.И., Александрова А.Н., Анисимкова В. М., Желудкова А. В., Чекалина А.А., Яковлевой С.А., Щербаковой А.В., Шатова С.А., Красикова Ю.А., Козаченко И.Я., Здравомыслова Б.В., Ляпунова Ю.И., Таможника Е., Наумова А.В., Лихановой И.И. и др.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать и систематизировать имеющиеся в юридической литературе, законодательстве и официальных документах представления о сущности уголовно-правовой охраны представителя власти, в связи с выполнением им должностных обязанностей.
При исследовании темы поставлены следующие задачи:
1. провести краткий исторический экскурс по охране представителей власти в России;
2. дать уголовно-правовую характеристику системы преступлений, посягающих на представителей власти;
3. исследовать зарубежный опыт уголовно-правовой охраны представителей власти;
4. исследовать проблемы квалификации посягательств на представителей власти;
5. разработать предложения по совершенствованию уголовно-правовых норм об ответственности за преступления, посягающие на представителей власти.
Объектом исследования выступают проблемы уголовно-правового регулирования ответственности за преступления в отношении представителей власти в связи с исполнением ими возложенных на них законом должностных обязанностей.
Предметом исследования являются: действующие уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступные посягательства на управленческую и иную деятельность органов государственной власти и их уполномоченных представителей в связи с исполнением ими должностных обязанностей, а также за смежные преступления;
Методологическую основу исследования составляет общенаучный (диалектический) метод познания, а также статистический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-сравнительный методы.
Научная новизна исследования определяется тем, что она посвящена комплексному исследованию проблем уголовной ответственности за преступления в отношении представителей власти, которое позволило выявить социальную и юридическую природу посягательств на лиц, выполняющих управленческие и иные государственные функции, очертить их круг, раскрыть содержание признаков рассматриваемых преступлений, внести ряд предложений по совершенствованию уголовно-правовых норм, имеющих целью обеспечение нормальной деятельности определенных звеньев государственного аппарата и личной неприкосновенности представителей власти в связи с выполнением ими служебных функций.
Личный вклад автора заключается в сборе и анализе научной литературы по предмету исследования, а также определение социально-юридической сущности преступных посягательств на представителя власти, осуществляющих законную деятельность, место этих составов в системе Особенной части УК РФ, формулирование обоснованных предложений по совершенствованию уголовного законодательства, практики его применения, противодействию и нейтрализации факторов, способствующих их росту.
Структура и объем работы. Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, а также списка использован¬ной литературы.
Подводя итог проведенному нами исследованию, отметим основные положения работы.
Под осуществлением служебной деятельности представителями власти понимаются действия представителя власти, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из Конституции РФ, нормативных правовых актов, трудового договора (контракта).
Преступления, посягающие на служебную деятельность представителей власти, следует определить как совокупность общественно опасных деяний, содержащихся в нормах гл. 32 Особенной части УК РФ и посягающих на общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации действий представителя власти, входящих в круг его обязанностей.
В Российской Федерации, как и во многих других странах - участницах СНГ, охране общественных отношений, связанных со служебной деятельностью и личностью представителей власти, уделяется первостепенное, приоритетное значение, а преступления против порядка управления, посягающие на служебную деятельность и личность представителей власти, помещаются на первое место в системе уголовно-правовой охраны порядка управления в России и странах СНГ.
Если проанализировать существующую систему преступных посягательств на законную деятельность представителей власти, предусмотренных гл. 32 УК и некоторые составы иных глав, предусматривающих ответственность за посягательства на представителей власти (например в сфере правосудия) , то нетрудно убедиться в том, что при ее построении были нарушены разработанные теорией права принципы законодательной техники.
Это в первую очередь относится к составу, предусмотренному ст. 317 УК. Жизнь человека в современном цивилизованном обществе - важнейшая социальная ценность, а потому умышленное посягательство на нее признается одним из тягчайших преступлений. Именно поэтому лишь в немногочисленных случаях лишение жизни может рассматриваться в качестве дополнительного последствия, а иногда и способа другого, более тяжкого преступления.
Так, при террористическом акте лишение жизни государственного или общественного деятеля является способом посягательства на общественную безопасность, стремление дестабилизировать защищенность жизненно важных интересов общества.
Исходя из этого, вряд ли можно признать, что деятельность представителей власти по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности имеет большую социальную значимость, чем жизнь этих должностных лиц.
Именно поэтому, по нашему мнению, в составе, предусмотренном ст. 317 УК, личное благо человека - жизнь указанных лиц, а также их близких является основным объектом уголовно-правовой охраны, а воспрепятствование деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности - дополнительным последствием.
В некоторых редакционных изменениях нуждается и ст. 318 УК. Учитывая недостаточную ясность используемого в ней понятия «угроза применения насилия» и обусловленную этим разноречивую практику в применении рассматриваемой нормы, представляется целесообразным либо изменить законодательную конструкцию этой статьи, конкретизировав, каким именно насилием должен грозить виновный, либо в постановлении Пленума Верховного Суда РФ разъяснить, какие признаки характеризуют объективную сторону и каким должно быть отношение к ним субъекта преступления.
Нами предлагаются новые редакции ст. ст. 295, 296 УК РФ.
Статья 295. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование.
1. Покушение на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя или дознавателя, защитника, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях прекращения законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность, - наказывается лишением свободы сроком от десяти до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы или смертной казнью.
2. Убийство судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя или дознавателя, защитника, судебного пристава, пристава-исполнителя, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнения приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях прекращения законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность, - наказывается лишением свободы сроком от двенадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы или смертной казнью.
Статья 296. Применение насилия в отношении лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование.
1. Применение физического или психического насилия в отношении судьи, присяжного заседателя, иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя, дознавателя, защитника, судебного пристава, судебного исполнителя в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Деяние, предусмотренное частью первой, повлекшее причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Развитие института уголовно-правовой охраны представителей власти, в том числе сотрудников правоохранительных органов, видится в уровне уголовно-правовой охраны общественных отношений, обеспечивающих порядок управления, общественный порядок и сохранение общественной безопасности. Недостаточная правовая защищенность субъектов правоохранительной деятельности является одним из факторов снижения авторитета власти, ее действенности, приводит к большим социально-политическим издержкам.
Именно в этих целях в УК РФ (статьях 317 - 319) целесообразно предусмотреть нормы, направленные на охрану общественных отношений в сфере обеспечения общественного порядка, в основу которых заложить характер и степень общественной опасности применяемого насилия к сотрудникам правоохранительных органов и представителям власти в зависимости от возложенных на них законом прав и обязанностей, функций и полномочий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Необходимо повысить ответственность за захват или удержание в качестве заложника сотрудника правоохранительного органа, а также за нападение на учреждения правоохранительных органов. За воздействие на сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего с целью воспрепятствовать исполнению им обязанностей по охране общественного порядка или добиться неправомерного решения, осуществленное путем применения в отношении него или его близких насилия, если такие действия помешали предотвратить совершение преступления или задержать лицо, его совершившее, необходимо предусмотреть уголовную ответственность.
Под осуществлением служебной деятельности представителями власти понимаются действия представителя власти, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из Конституции РФ, нормативных правовых актов, трудового договора (контракта).
Преступления, посягающие на служебную деятельность представителей власти, следует определить как совокупность общественно опасных деяний, содержащихся в нормах гл. 32 Особенной части УК РФ и посягающих на общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации действий представителя власти, входящих в круг его обязанностей.
В Российской Федерации, как и во многих других странах - участницах СНГ, охране общественных отношений, связанных со служебной деятельностью и личностью представителей власти, уделяется первостепенное, приоритетное значение, а преступления против порядка управления, посягающие на служебную деятельность и личность представителей власти, помещаются на первое место в системе уголовно-правовой охраны порядка управления в России и странах СНГ.
Если проанализировать существующую систему преступных посягательств на законную деятельность представителей власти, предусмотренных гл. 32 УК и некоторые составы иных глав, предусматривающих ответственность за посягательства на представителей власти (например в сфере правосудия) , то нетрудно убедиться в том, что при ее построении были нарушены разработанные теорией права принципы законодательной техники.
Это в первую очередь относится к составу, предусмотренному ст. 317 УК. Жизнь человека в современном цивилизованном обществе - важнейшая социальная ценность, а потому умышленное посягательство на нее признается одним из тягчайших преступлений. Именно поэтому лишь в немногочисленных случаях лишение жизни может рассматриваться в качестве дополнительного последствия, а иногда и способа другого, более тяжкого преступления.
Так, при террористическом акте лишение жизни государственного или общественного деятеля является способом посягательства на общественную безопасность, стремление дестабилизировать защищенность жизненно важных интересов общества.
Исходя из этого, вряд ли можно признать, что деятельность представителей власти по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности имеет большую социальную значимость, чем жизнь этих должностных лиц.
Именно поэтому, по нашему мнению, в составе, предусмотренном ст. 317 УК, личное благо человека - жизнь указанных лиц, а также их близких является основным объектом уголовно-правовой охраны, а воспрепятствование деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности - дополнительным последствием.
В некоторых редакционных изменениях нуждается и ст. 318 УК. Учитывая недостаточную ясность используемого в ней понятия «угроза применения насилия» и обусловленную этим разноречивую практику в применении рассматриваемой нормы, представляется целесообразным либо изменить законодательную конструкцию этой статьи, конкретизировав, каким именно насилием должен грозить виновный, либо в постановлении Пленума Верховного Суда РФ разъяснить, какие признаки характеризуют объективную сторону и каким должно быть отношение к ним субъекта преступления.
Нами предлагаются новые редакции ст. ст. 295, 296 УК РФ.
Статья 295. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование.
1. Покушение на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя или дознавателя, защитника, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях прекращения законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность, - наказывается лишением свободы сроком от десяти до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы или смертной казнью.
2. Убийство судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя или дознавателя, защитника, судебного пристава, пристава-исполнителя, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнения приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях прекращения законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность, - наказывается лишением свободы сроком от двенадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы или смертной казнью.
Статья 296. Применение насилия в отношении лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование.
1. Применение физического или психического насилия в отношении судьи, присяжного заседателя, иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя, дознавателя, защитника, судебного пристава, судебного исполнителя в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Деяние, предусмотренное частью первой, повлекшее причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Развитие института уголовно-правовой охраны представителей власти, в том числе сотрудников правоохранительных органов, видится в уровне уголовно-правовой охраны общественных отношений, обеспечивающих порядок управления, общественный порядок и сохранение общественной безопасности. Недостаточная правовая защищенность субъектов правоохранительной деятельности является одним из факторов снижения авторитета власти, ее действенности, приводит к большим социально-политическим издержкам.
Именно в этих целях в УК РФ (статьях 317 - 319) целесообразно предусмотреть нормы, направленные на охрану общественных отношений в сфере обеспечения общественного порядка, в основу которых заложить характер и степень общественной опасности применяемого насилия к сотрудникам правоохранительных органов и представителям власти в зависимости от возложенных на них законом прав и обязанностей, функций и полномочий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Необходимо повысить ответственность за захват или удержание в качестве заложника сотрудника правоохранительного органа, а также за нападение на учреждения правоохранительных органов. За воздействие на сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего с целью воспрепятствовать исполнению им обязанностей по охране общественного порядка или добиться неправомерного решения, осуществленное путем применения в отношении него или его близких насилия, если такие действия помешали предотвратить совершение преступления или задержать лицо, его совершившее, необходимо предусмотреть уголовную ответственность.
Подобные работы
- Уголовно - правовая характеристика преступлений предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Система и виды преступлений, посягающих на жизнь специально охраняемых субъектов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Система и виды преступлений, посягающих на жизнь специально охраняемых субъектов
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ И КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Уголовная ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Уголовная ответственность за посягательство на жизнь сотрудника
правоохранительного органа
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2017 - Актуальные проблемы квалификации преступлений против чести и достоинства в отношении представителя власти
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст.
318 УК РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Применение насилия в отношении представителя власти (ст.318 УК РФ)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



