Введение3-7 стр.
Глава I. Теоретические основания изучения феномена «идолопоклонства».
1.1. Идолопоклонство: определение понятия, предпосылки формирования.8-21стр.
1.2. Формы и практики «идолопоклонства» в современном обществе.21-38стр.
1.3. Выводы по теоретической части работы 38-43стр.
Глава II. Эмпирическое исследование «Идолопоклонство» в молодежной среде на примере изучения отношения к кумирам массовой культуры»»
2.1 Программа исследования 44-56 стр.
2.2. Результаты исследования 56-104 стр.
Заключение 105-110 стр.
Использованная литература и источники 111-117стр.
Приложения 118-176стр.
Термин идолопоклонства может вызвать ассоциацию с поклонением некоторому каменному или деревянному истукану, созданному человеком с целью персонифицировать в нем какое-то языческое божество. Идолам поклонялись древние народы с целью повлиять на свое существование: узнать будущее, задобрить божество, чтобы оно не гневалось и не наказывало, восхвалять его. Принято считать, что идолопоклонство свойственно примитивным языческим религиям, традиционными развитыми религиями оно официально отвергается. Известно негативное отношение христианства к идолопоклонству, но не затихают и споры вокруг того, что же является идолом: где проходит та грань между куклой ложного божества и воплощением истинного бога, почему положить подношение каменному изваянию – зло, а помолиться статуе, изображающей святого мученика или поцеловать перевозимые из города в город мощи апостола – добро? Ограничивается ли сфера существования идолов лишь религиозным миром? Не окружают ли нас идолы в повседневных, далеких, казалось бы, от сакрального, практиках? Есть ли что-то в наших жизнях, что занимало бы для нас этот пьедестал, грубо говоря: остаемся ли мы идолопоклонниками и по сей день, где мы проявляем это свойство, в каких формах, все ли мы к этому склонны или это касается лишь определенных групп индивидов?
Большое количество этих вопросов раскрывает многогранность, глубину этой темы, которая на первый взгляд может показаться очевидной и простой. Актуальность проблемы идолопоклонства куда сильнее, чем может показаться. Это явление существует и по сей день и проявляется в нашей жизни в гораздо более значительной степени. По предварительной гипотезе: идолопоклонство не ушло в прошлое, а является значительной частью нашей современной жизни. Вернее было бы сказать, что это явление имеет множество форм и воплощений, которые могут реализовывать данную практику как в религиозной так и светской жизни, и даже политической. Идолопоклонство - это не просто отдельная практика – это, рискну предположить, своего рода естественная часть духовной жизни человека, выраженная у одних более ярко чем у других, проявляющаяся в один период острее, чем в другой. Именно поэтому, не стоит оставлять эту тему в стороне как некоторый антропологический факт прошлого, интересный лишь в контексте изучения истории древних народов. Посмотрев на многие современные тенденции с помощью применения понятия «идолопоклонства», изучив его природу, мы могли бы лучше изучить эти тренды, понять их истоки и логику, а так как, по моему предварительному мнению, это касается действительно широкого спектра практик – можно сказать, что тема действительно актуальна, возможно даже наша эпоха – одна из тех, в которых этот феномен проявляется особенно сильно.
Итак, объектом исследования в теоретической части исследования будет сам феномен «идолопоклонства». Как было объяснено выше – идолопоклонство здесь рассматривается не столько в исконном значении этого слова, сколько как обозначение рода практик, которое мы будет применять в основном к современным явлениям, поэтому правильнее будет обозначать этот термин кавычками. Предметом будут формы и практики «идолопоклонства». В эмпирической части исследования объект и предмет будут несколько сужены и конкретизированы, в теоретической же части проводится более общий обзор.
Молодежь – это группа, объединяющая в себе биологические, социальные и психологические характеристики. Собственно, поэтому тот набор практик, который изучен –, свойственен в основном молодежи (хотя в современном мире взрослые люди вовлечены в них ненамного меньше): массовая культура, культы красоты и потребления. Сложно выделить, что является основным критерием молодости. Возраст играет свою роль, однако в современном мире барьеры молодости растягиваются. Молодежь - это определенный образ жизни, определенное к ней отношение. Многие считают характеристикой молодежи – маргинальность, не связанность человека каким-то обязательствами, но это «свобода» дозволенная обществом (причиной может быть намеренное стремление государства отвлечь молодежь от политической активности): не иметь семьи, детей, работы и ответственности человек может и в 35, но в 20 лет общество отнесется к этому более снисходительно. Общественная организация поощряет праздность молодежи, сам ее образ неразрывно связан с бесконечным развлечением и отсутствием тяжелого груза обязательств И тем не менее, изучаемая группа - молодежь в возрастном промежутке 15-27 лет. В силу достаточной «психологичности» изучаемого явления, совсем юные представители общества будут считаться слишком уязвимыми и не совсем адекватными в данном вопросе, поэтому возраст до 15 – своего рода детство, хоть это и сильное допущение. Верхняя граница также выбрана, исходя из предпосылки, что это еще не окончание молодости, период активного становления основных жизненных ориентиров, характера и устремлений человека обычно уже более-менее завершен. Внимание сфокусировано на молодежи России, эмпирическая часть исследования будет проводиться именно на этой выборке.
Цель теоретической главы данной работы можно, таким образом, сформулировать как изучение и анализ феномена «идолопоклонства» в многообразии его современных социальных форм и практик, в частности: среди молодежи.
Достижение этой цели возможно при выполнении следующих задач:
- Изучение понятия идолопоклонства в его изначальном религиозном значении: выделение характеристик.
-Изучение понятия «идолопоклонства» в психологическом его значении (что ищут люди, какие духовные потребности приводят к «идолопоклонству»).
-Рассмотрение особенностей человеческого сознания, способных стать предпосылками для приобщения к идолопоклонству и религиозного чувства, а также методик с помощью которых это чувство можно вызвать.
- Краткое изучение психологии масс, как объяснение свойств человеческой природы, толкающей людей на идолопоклонническую активность, а также влияния толпы и ее лидера на индивида.
- Характеристика современного общества с целью объяснения ментальности и поведения людей (в особенности молодежи): их ценностей, потребностей, мировоззрения, характерных практик, предпочтений, моделей существования.
-Рассмотрение состояния веры в современном мире и ее адаптации под современность: рассмотрение в этом контексте новых религиозных движений.
-Рассмотрение и анализ явлений потребления, символического потребления, феномена брендов.
-Рассмотрение и анализ феномена культа красоты, нарциссизма современного человека.
-Рассмотрение и анализ явления массовой культуры и ее «идолов».
- Основываясь на всех вышеуказанных сторонах вопроса, дать теоретическое объяснение существования «идолопоклонства» сегодня и привести его характеристики с целью создания теоретической базы для последующего эмпирического исследования.
Таким образом, мы сможем составить картину «идолопоклонства», выявить, что это за явление, как мы его определяем, почему относим определенную практику к этой среде.
В своих работах мы опирались опираться на известные труды классиков, на современные статьи, на работы и идеи отечественных и зарубежных авторов: З. Баумана, Ж. Бодрийяра, Н. Вульф, Э. Фромма, Э. Тоффлера, Г. Лебона, Г. Тарда, Е.П. Блаватской, А.Г.Сафронова, и т.д.
Структура работы, представленная в изложенной последовательности и выборе тем: начнем с рассмотрения феномена идолопоклонства в его религиозном значении, изучив трактовки словарей и работ, касающихся этой темы. Из этих трактовок выведем изначальные характеристики идолопоклонства. Затем перейдем к психологической стороне вопроса: чем может быть идолопоклонство за пределами примитивной формы религиозной жизни, какие особенности сознания могут быть предпосылками для религиозного поведения, рассмотрим вкратце явление религиозного чувства как такового. Затем можно перейти на макроуровень и рассмотреть психологию масс, но эти психологические аспекты не должны нас смущать, так как это явление свойственно социальной психологии и связано с социологией не меньше, чем с психологией. Поклонение идолам – явление как индивидуальное, так и коллективное, зачастую оно приобретает массовое проявление, становится целым движением, отдельной религией, поэтому нам стоит понять, есть ли в человеческой природе что-то, что толкает нас на подобную активность и как это происходит: как толпа влияет на индивида и почему ему так необходим лидер. Отдельная часть работы будет посвящена особенностям современного общества. Универсальных правил существования, как все больше выясняется, не существует, во всяком случае в общественной жизни немало изменчивого и динамичного, особенно в вопросах духовных ценностей и потребностей. Психология людей также отличается в силу особенностей существования, социализации и так далее. Поэтому автор данной выпускной квалификационной работы просто обязан охарактеризовать современность в ряде некоторых признаков, опираясь на работы современных классиков социологии, чтобы с помощью этих характеристик объяснить поведение людей, их выбор, особенности мышления, а также те практики, которые сегодня играют огромную роль в общественной жизни (например, потребление, массовая культура, культ красоты). Мы уже рассмотрим историческое проявление идолопоклонства и теперь сможем наконец перейти к анализу современности, которая и входит в фокус нашего внимания. Говоря о современности, мы упомянем о характерных для нашего общества ценностях, практиках, предпочтениях, моделях существования, стилях жизни (акцентируя внимание именно на молодежи), на состоянии веры в современном мире и на том, как религия адаптируется под сегодняшний день: в этом контексте мы рассмотрим новые религиозные движения.
Далее мы перейдем к распространенным практикам общества потребления: явлениям символического потребления, массовой культуре, культу красоты - эти явления носят характер массовый и всепоглощающий, актуальный и насущный. Кто может сказать, живя в большом городе, что его это не касается? Мы все вовлечены в этот процесс и особенно молодежь. Мало сказать, что мы безвольные жертвы этих тенденций – для многих данные явления – прочно укоренились в их системе ценностей, образе жизни и мышления. Символы брендов и марок окружают нас повсюду, мы свыклись с ними и не придаем особого значения, однако можно сказать, что эти явления для нас (или же определенных групп, таких как молодежь) не менее сакральны и значительны, чем для некоторых верующих понятия божественного и смыслообразующего. Массовая культура, безусловно, популярнее и более распространена религиозных текстов и посланий, (если речь идет о развитом обществе). Мало кто прочел Библию полностью (особенно в нашей стране), однако в большом городе почти каждый молодой человек имеет значимые для него музыкальные предпочтения, посещает временами концерты, если позволяют средства, или по крайней мере осведомлен о многих явлениях массовой культуры, постоянно вертится в круговороте рекламы, в подростковом периоде многие имеют кумиров, и даже вырастая из школьного возраста, время от времени многие молодые люди любят забыться, скажем, на концерте поддаться общему экстазу и фанатизму от какой-либо публичной личности – почему это происходит, несут ли в себе эти поверхностные, практики, которые иные назвали бы бездуховными, более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд?
Собственно, это та логика выбора тем и сторон вопроса, с помощью которой теоретически проанализировано изучаемое явление «идолопоклонства», касаясь вышеуказанных аспектов в описанном ракурсе рассмотрения. Вторая глава посвящена эмпирической части исследования, в которой мы сконцентрировали свое внимание на более узком аспекте проблемы: на теме идолов современной российской молодежи, ее кумиров, на особенностях проявления именно этой формы «идолопоклонства» в среде современных молодых людей (хотя в теоретической части охвачен более широкий спектр форм «идолопоклонства»). Представлены результаты проведенного по данному плану эмпирического исследования и сделаны заключительные выводы, обобщающие всю работу и описывающие ту социологическую прикладную значимость, которую данное исследование может иметь.
Мы рассмотрели изучаемую тему теоретически – в более широком охвате и провели эмпирическое исследование, для проверки теоретических выводов и развития методики изучения данной проблемы в реальности.
В теоретической части, где объектом был установлен феномен «идолопоклонства», а предметом –«формы и практики идолопоклонства», мы, следуя основной теоретической цели: «изучение и анализ феномена идолопоклонства в многообразии его современных форм и практик, в частности среди молодежи», рассмотрели само понятие «идолопоклонства», чтобы исследовать его содержание в исконном и прочих смыслах. Несмотря на религиозные истоки понятия, мы обнаружили его причастность к духовной и социальной сферам, его широкое философское значение, и вывели следующие, обобщающие материал характеристики: идолопоклонство – чаще всего оцениваемое как негативное/пагубное явление - является служением (зачастую слепым преклонением) какому-то явлению, которое носит ложный, фантомный, обманчивый характер, является пустышкой без содержания или исключительно яркой, броской формой, привлекающей на уровне инстинктов и не несущей духовного содержания. Кроме того, в одной из рассмотренных нами работ, в философских терминах понятие идола, если брать его понимание Платоном, является прототипом делезовского понятия «симулякр» – копия без изначального/ с искаженным содержанием . Такая связь понятий образа, копии, пустого шаблона явилась значимой для дальнейшей работы и в эмпирической части являлась частью теоретической модели: идол может иметь несколько степеней глубины восприятия его поклонником: быть пустышкой, транслятором какого-то образа, быть самоценной личностью, интересующей содержанием.
Это рассмотрение позволило понять какой широкий спектр практик является выражением идолопоклонства. Параллели разных практик с идолопоклонством проводят многие публицисты, а некоторые указывают на изначальную «идолопоклонскую» природу человека , а работы таких именитых ученых как Г. Лебон и Г. Тард, развивают идею потребности толпы в вожаке, и свойствах ее и самого вожака (он должен быть харизматичным, успешным, одержимым какой-то идеей, нередко страдать за толпу, которая видит в нем спасителя). То есть для человека искать идола – потребность, которая будет находить свое выражение, и носит почти бессознательный, инстинктивный характер, чем активно пользуются разные силы, особенно в условиях современной эпохи: создание новых религиозных движений, психоделическая массовая культура, ведь чувство религиозное, которое руководит толпой, присуще культам, является результатом нереализованности социальных инстинктов – достаточно легко вызвать с помощью психопрактик (так как оно сильно связано с явлением экстаза), в частности наркотиков и сенсорных воздействий – все это свойственно современной массовой культуре, во главе которой также есть свои идолы.
Идеи Баумана З., Инглхарта Р., Вельцеля К., Иванова Д., Бодрийяра Ж. позволили нам охарактеризовать современную эпоху как эру недолговечных связей, неопределенности, виртуализации всех сфер жизни, симуляции, акцентах на броском, поверхностном, сиюминутном, но господствует и страх человека перед всем этим, его одиночество, совмещенное с нарциссизмом и интересами, далекими от общественной значимости, при этом всем отсутствие ориентиров и институализированных форм выхода в измененное состояние сознания ; параллельно, с середины 20го века, герои масс окончательно стали в основном выходцами из мира «селебритиз», развлекательной индустрии, в отличие от героев прежних эпох . Идолы современности все больше превращаются лишь в спектакль , образ, симуляцию, а не реальные социальные силы или же в набор сигналов, а не полноценную личность .Затем мы подробно рассмотрели три формы проявления идолопоклонства в современном мире, ссылаясь на работы Ж. Бодрийяра, Н. Вульф, а также многих публицистов, ученых, которые проводили параллель между этими тремя практиками и новыми религиозными культами: массовая культура, культ красоты, культ потребления, которые особенно касаются молодежи. Сделав эти выводы, мы сузили круг своего исследовательского интереса до одной формы идолопоклонства: массовой культуры и ее идолов. Тем не менее, в качестве еще требующих исследования, остаются две другие: культ потреблениярелигия брендов и культ красотынарциссизма, где идолом выступает конструируемая им самим идентичность человека. Эти темы носят общественно-важный характер, так как связаны с управлением «сверху», например, религия брендов - это намеренная стратегия корпораций: сделать бренд религией – показатель успеха компании , культ красоты и нарциссизма также насаждается, так как все это – источник заработка и способ отвлечь какие-то группы от социальной активности, истощить их силы (как считает Н. Вульф, говоря о культе красоты среди женщин). Молодежь особенно сильно поддается этому влиянию, поэтому важно понять каково это влияние. Объектом эмпирического исследования, носящего теоретико-прикладной характер, в силу такого дедуктивного сужения внимания, стали идолы российской молодежи 15-27 лет, а предметом: связь между идолом и поклонником: транслируемые идолом интересы, глубина, характер и способ его восприятия поклонником (авторские понятия), его влияние на фаната, и сформированные вокруг этого поклонения практики. Основная проблематика носит теоретический характер и связана с отсутствием достоверной и полноценной картины идолопоклонства в среде современной молодежи, а также разработанных методов изучения этой темы, адаптированных к современности. Важно было сопоставить полученные теоретические данные с реальной ситуацией. Проведенное интернет-анкетирование с выборочной совокупностью 435 респондентов, позволило сделать ряд выводов, направленных на проверку гипотез и решение задач.
Подтверждено, что самыми популярными будут представители развлекательной индустрии, прежде всего – музыканты, высока доля героев популярных сериалов, игр, и т.д., реальных персонажей чуть больше вымышленных, но они почти равны в количестве. Самыми популярными оказались: персонаж приключенческого сериала (Доктор Кто), культовый музыкант Д. Боуи, персонаж игры – капитан Шепард. Такая популярность именно Боуи, недавно ушедшего из жизни, будто подтверждает описанную идею о том, что идол становится притягательнее, когда погибает, а Доктор Кто – бессмертный персонаж сериала, спасающий мир – также словно подтверждение идеи о нужде в спасителе. Обнаружено действительное меньшинство реальных деятелейреформаторов среди кумиров, но их наличие все же зафиксировано, а художники и ученые имеют даже достаточно заметную долю в ответах.
Гипотеза об особенностях современных идолов на данной выборке частично опровергается: они не идолы красоты, денег, успеха, во всяком случае ценится не эта их составляющая, для фанатов они несут другой посыл, что связано и с экзистенциальными потребностями фанатов: большая часть мечтает о приключениях, встрече с фантастическими персонажами, но немалое значение имеет искусство в целом, человеческая мысль, общественные же вопросы на втором плане, как и символы земного успеха: деньги, известность, власть. Многие также нуждаются в наставнике в том деле, которым занимаются – мы видим также интерес к развитию своих уменийпрофессионализму. Качества личности, которые привлекательны для молодежи: харизма, ум, воля, уютная атмосфера, дар, талант. Также привлекателен посыл, создаваемый личностью: глубокие мысли. Показатели земного успеха: умение заработать много денег/ власть/сексуальность –оказались не значимыми. Из поступков, аспектов биографии впечатлили бы творчество, и жизнь, полная приключений, также поступки воли, интеллекта, героизм – то есть поступки скорее «духовного содержания», также совершение социальных перемен актуальнее обогащения, славы, акты самопожертвования, героизм превалируют над саморазрушением, самоубийством и т.д. Между текущими интересами респондента и его выбором кумира также обнаружена связь, но не столь однозначная (те сферы жизни/черты личности, которые ценит молодой человек в общем не всегда ожидаемо совпадают с типом его кумира, но здесь важно понимать, что именно ценит поклонник в кумире). Изучение увлечений/мечтаний показало, что большая их часть – люди «фандомной» среды, творчески-настроенные, собирающиеся учиться, мало ориентированные на политику, общество, религию, предпочитающие достаточно тихий, не показной досуг: тусовки, зарабатывание денег, слава их почти не интересуют. Но увлечения респондента не всегда связаны с типом его кумира: совпадение проявлялось в «несерьезных» сферах, общественно-незначимых: искусства, деньги, игры, спорт, а в трудных/общественно-важных оказывалось: несмотря на интерес к личности, занимающейся этим, сам респондент не стремится ими заниматься: общественная деятельность, политика. Так что общие настроения и потребности: скорее в душевных развлечениях, развитии навыков, наставнике, умном человеке, деструктивных настроений немного, зато саморазвитие вполне актуально, и идолы и их восприятие реализуют эти потребности.
Кумиры действительно по-разному влияют на взаимодействие с реальностью: кто-то адаптирует, кто-то способствует эскапизму, причем можно выявить корреляции с возрастом респондента; Общее влияние не сильно, а если и присутствует, то зачастую связано с покупками, и ненамного меньше с личностными изменениями, влиянием на творчество, вдохновением, то есть саморазвитие преобладает над саморазрушением, а также такая форма выражения интересов как преобразование, (или противодействие) не сильно транслируется данными кумирами для этой молодежи, если рассматривать общественные вопросы: в этих сферах большая часть кумиров не авторитетна для выборки. Естьи связь способа восприятия и влияния: эмоциональная привязанность порождает поступки под влиянием, больше, чем просто уважение, или даже случаи, в которых респонденты как роль кумира указали его влияние на творчество/поступки, или что кумир - идеальный образ, которому хотелось бы соответствовать. Если учитывать мечтательныйпассивныйдомашнийтворческий характер самой выборки– эти закономерности оправдываются. Разные типы кумиров порождают разные практики поклонения: приобрести вещь кумираего символику– мечтают скорее фанаты персонажей развлекательной индустрии, а фанаты творцов скорее мечтают как-то приобщиться к творчеству кумира.
Большая часть воспринимает кумира не поверхностно, а на «среднем» уровне: интерес к транслируемым личностью образам – мирам, (а не как к пустому шаблону), но интерес к самой личности – ее биографии, творчеству- тоже не так популярен, а фокус внимания (характер восприятия) сосредоточен скорее на посылах, и ассоциациях, а не действиях кумира. Однако более всего голосов у ответа «нахожу крутым все» - это может говорить о поверхностном восприятии – неспособность конкретизировать причину симпатии. Заданные способы восприятия распределены так: признание авторитета кумира (сильное уважение) – эмоциональная привязанность – просто уважениеинтерес – безразличие. То есть в среднем выборка не фанатична, но кумир для нее – не пустышка, а носитель некоторых ценностей, образов, вдохновения. Эта сдержанная эмоциональность проявляется и в отсутствии сильной тенденции в обожествлении персонажа, но признании его трудолюбия, таланта. Наличие эмоционального, но не фанатичного восприятия выражается и в том, что большей части скорее привлекателен и симпатичен их кумир, но скорее «возможно». Для большей части кумир – недостижимый образ, то, чего не хватает, и лишь потом – похожий на них прототип. Видна тенденция мечты среди выборки: лидируют эмоциональный способ восприятия и признание авторитета, средняя глубина восприятия (интерес к транслируемому больше, чем к личности или ее внешней оболочке) и такой характер восприятия как интерес к личности, ее творчеству, транслируемым ею образам (больше чем к поступкам, внешней оболочке). Разные респонденты указывали разные причины симпатии к одному кумиру, но можно выявить общую тенденцию: музыкант Боуи – в большей степени шаблон и транслятор образов, творец, а персонаж игры Шепард– самоценная личность, действующий субъект с содержанием, биографией, то есть восприятие одних и тех же личностей – разное, но протекает в общем русле.
Различаются ответы в зависимости от типа кумира: фанаты вымышленных хотели бы попасть в мир приключений, поклонники реальных – ценят скорее достижения социальные, искусство, науку. Увлечения респондентов позволяют угадать фанаты ли они вымышленных или реальных – но, это касается лишь сферы компьютерных игр; Различие между значением для респондента подтвердилось: вымышленные чаще связаны с мечтой о проводнике в мир приключений, а реальные чаще удовлетворяют потребность в нахождении творчества, научных изысканий, развития навыков и т.д., Реальные вдвойне чаще ценятся как повлиявшие на творчествопоступки фаната, отношение к ним чаще связано с уважением к их творчеству, а вымышленные чаще связаны с мечтами, являются идеальным образом для фаната, а также чуть чаще – предмет эмоциональной привязанности. Вымышленные гораздо чаще способствуют эскапизму, а реальные адаптируют к жизни. Но хотя реальные вдвое чаще были оценены как оказавшие влияние на творчествопоступки, ответ «часто» в плане поступков, совершенных под влиянием кумира – чаще выбирали поклонники сюжетов, чем реальных творцов. Характер восприятия разнился: любители вымышленных чаще воспринимали кумира как актора, самоценную личность с биографией, но автор данной работы считает, что это можно объяснить изначальной большей «интересностью» жизни выдуманных героев, в отличие от реальных – которые чаще сами творцы и поэтому в них прежде всего ценится творчество. Способ восприятия: реальные чаще вызывают простое уважение к своей деятельности, то есть нейтральную оценку или же признание их влиянияавторитета в плане творчествапоступков респондента, а вымышленные порождают эмоциональный способ восприятия, отражают идеальный мир. Вымышленные чаще оказывались привлекательными для респондента, чем реальные, что неудивительно: персонажи массовой культуры чаще специально продумываются как потенциальные любимчики аудитории, а реальные чаще важны как творцы/мыслители. Актеры/музыканты/персонажи сюжетов куда чаще привлекательны, чем ученые/художники/писатели и т.д. То есть: реальные: уважение/влияние/творческое вдохновение/творцы/трансляторы образов малопривлекательны. Поддержка/авторитет, вымышленные: мечты/эмоции/самоценные личности/обладатели интересной жизни/биографии/ привлекательны.
Подтвержден разный характер идолопоклонства в зависимости от возраста: в данной выборке оказалось, что люди старших групп более склонны к эскапизму, интересу к вымышленным героям, влюбленности в кумиров и т. д. Возможно это связано с тем, что взрослая жизнь вызывает желание найти утешение, уйти в мир сказочного.
Изучение идолопоклонства среди молодежи – может стать важным направлением в изучении молодежи и развитии стратегий работы с ней. Исследование идолов молодежи позволяет увидеть ее потребности, ценности, ориентиры, и предсказать ее дальнейшее поведение, учитывая, что кумир - образец для подражания. Важно изучать формирование идолов: причастны ли к этому какие-то структуры: коммерческие, реклама, и, если да – в чем их цель, а если это формирование стихийно – понять, какие тенденции среди молодежи это означает. В сфере работы с молодежью такие исследования полезны, так как способствуют воспитанию в желаемом направлении: при правильном формировании образа героя, представлении молодым людям на выбор кумиров, развивающих положительные устремления. Это помогает грамотно составить досуг молодежи: как для нее самой, чтобы происходящее было ей актуально, так и для тех, кто работает с ней: чтобы молодежь охотнее вовлекалась в процесс, через своих кумиров приобщалась к ценностям, чтобы досуг нес положительный, а не деструктивный для нее характер. Изучение характера современных идолов позволяет понять особенности современного общества или найти им подтверждение. Составив портрет современного кумира, исследователь поймет, чего не хватает современным поклонникам, что они ищут, и ищут ли вообще. Изучение идолопоклонских практик важно для понимания интересов молодежи, их моделей и схем поведения, выявления, что первично для молодого человека: его кумир, поклонение ему, общение с единомышленниками, или просто приобщение к тем практикам, которые сегодня популярны: написание постов, фотографирование и т.п. Исследователю важно отталкиваться не от оценочного подхода «У современной молодежи нет героев», что свойственно многим исследованиям на эту тему, а от стремления объективной фиксации существующей ситуации – необходимо понять какую роль играют эти персонажи (пусть и развлекательной индустрии)для молодежи, возможно, они становятся причиной духовного развития, поддерживают, подвигают развивать навыки, получать знания.
1. Аверьянов А. Йеспер Кунде «Корпоративная религия», 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://ajven.com/yesper-kunde-korporativnaya-religiya.html
2. Акиева Н.В. Влияние культа знаменитости на формирование ценностных ориентиров подростков // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы II Междунар. науч. практ. конф.– Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 1 (2). – С. 407–411.[Электронный ресурс]. URL:https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=9591
3. Антонян К.Г. Медиафанство как культурно-психологический феномен //Научный журнал «Вестник психофизиологии».2015. №3. С. 57-60.[Электронный ресурс]. URL: http://www.psyphysjorn.ru/Вестник%20психофизиологии%20№3%202015.pdf
4. Ануфриева К.В. «Селфи» как форма проявления нарциссизма личности в современном глобальном сообществе//Вестник ТвГУ. Серия: «Философия». 2014. № 2. С. 79-90.[Электронный ресурс]. URL: eprints.tversu.ru/4754/1/Вестник_ТвГУ._Серия_ФИЛОСОФИЯ._2014._Выпуск_2._С._79-90.pdf
5. Бажанов Н. Библейская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/1791
6. Бауман З. «Индивидуализированное общество», - М.:Логос,2002 -390 с.[Электронный ресурс]. URL:http://socioline.ru/files/5/39/bauman_zigmunt_-_individualizirovannoe_obshchestvo-2005.pdf
7. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. - М.:РГГУ, 1999. [Электронный ресурс]. URL: http://www.countries.ru/library/antropology/frommp.htm
8. Блаватская Е.П. Ожившие изваяния // Сборник статей «Эликсир жизни». — М., Сфера, 1998. С. 255—272. [Электронный ресурс]. URL: http://lib100.com/book/theosophy/yeliksir_zhizni_b/_Блаватская%20Е.П.,%20Эликсир%20жизни.pdf
9. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Республика; Культурная революция, 2006, - 269 c.
10. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции- М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. -240 с.
11. Вульф Н. Миф о красоте: Стереотипы против женщин- М.: Альпина нон-фикшн, 2013 – 445 c.
12. Гараджа В.И. Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. — М.: Наука, 1995 - 223 с. [Электронный ресурс]. URL:http://socioline.ru/files/5/39/garadzha.pdf
13. Еверзова Т. Бренд как новая религия// Интернет-журнал «Умная Россия», 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://cleverrussia.com/brend-kak-novaya-religiya/
14. Евтушенко Е.Н. Эволюция понимания феномена героя: от Древней Греции до селебритиз электронных медиа//Universum: Общественные науки: электронный научный журнал.2015. № 6 (16).[Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.com/viewer?url=http://7universum.com/pdf/social/6(16)/Yevtushenko.pdf
15. Еремеева В.Ф., Гончаренко К.Н. Современная молодежная субкультура: без ценностей //Система ценностей современного общества.2011. № 17-2 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-molodezhnaya-subkultura-bez-tsennostey
16. Жеребятьев М., Феррони В. Феномен новых религиозных движений // Сборник статей «Пределы светскости». 2004.[Электронный ресурс]. URL: http://www.sova-center.ru/religion/publications/secularism-limits/2004/10/d2839/
17. Змановская Е В Современный психоанализ: теория и практика. – СПб., Издательский дом "Питер", 2011 г. - 281 С. [Электронный ресурс]. URL:https://books.google.ru/books?id=sVAWNNHuGcYC&lpg=PA1&hl=ru&pg=PA1#v=onepage&q&f=false
18. Иванов Д.В. Глэм-капитализм (Мир брендов, трендов и трэша). «Альтер-фабрика». – СПб.: ООО «Страта», 2015. -138 с.
19. Иванова А. Эйкон" и "эйдолон" Платона и "симулякр" Делеза // Постмодерн - сайт о культуре и философии постмодерна. 2011. Электронный ресурс. URL: http://postmodern.in.ua/?p=264
20. Иконникова. С.Н. Молодёжь. Социологический и социально-психологический анализ, Ленинград, 1974
21. Ильясов Ф.Н. Религиозное сознание и поведение, // Социологические исследования. 1987. №3. С. 50-55. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iliassov.info/article/religion2.htm
22. Инглхарт Р, Вельцель К. «Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития» -М.: Новое издательство, 2011. — 464 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2012/02/24/1266136909/inglehart_welzel.pdf
23. Кузнецов А. Шиитская социология воображения // Научно-исследовательский проект «Лаборатория исследования воображения». 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.imaginaire.ru/content/kuznecov-shiitskaya-sociologiya-voobrazheniya
24. Корзун Н. «Феномен массовой культуры» // Москва. 1987. - № 6. - С. 134- 153 [Электронный ресурс]. URL:http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001106/st002.shtml
25. Котляров И.В. Социология лидерства. Теоретические, методологические и аксиологические аспекты. Беларуская навука; Минск; 2013– 481 с.[Электронный ресурс]. URL: http://fictionbook.ru/static/trials/07/64/72/07647210.a4.pdf
26. Лебон Г. «Психология народов и масс» - СПб.: Макет, 1995.[Электронный ресурс]. URL:http://www.psi-test.ru/pub/Lebon/oglav.html
27. Мартинович В.А. Становление понятий «секта» и «культ» в западном религиоведении ХХ века//Философия и социальные науки: Научный журнал. – 2009. - № 1/2. – С. 38-43. [Электронный ресурс]. URL:http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/8284/1/pages%20from%20ph%26ss_2009-1-2.%2038-43pdf.pdf
28. Р. Мертон. Социальная структура и аномия//Социология преступности (Современные буржуазные теории). - М, Издательство «Прогресс». 1966. -C. 299-313 [Электронный ресурс]. URL: http://scepsis.net/library/id_632.html
29. Монастырский А., Садовникова Ж. Причины ухода, приемы заманивания и особенности психологического воздействия на молодежь в сектах// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2008. Т. 1. № 13. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/download/30350472.pdf
30. Мякотникова Н.П. Фэндом: социологический анализ. //Научный журнал. Социо- и психолингвистические исследования, 2013, № 1 [Электронный ресурс]. URL:splr.psu.ru/wp-content/uploads/2013/12/Мякотникова_МАКЕТ.pdf
31. Налоев А. Поп-рок-поезд в безвременье, или Добро пожаловать в общество суперразвлечений//Идолы и идеалы (Империализм: события, факты, документы); сост. И.А. Михайлов. - М.: Педагогика, 1988. [Электронный ресурс]. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001106/st004.shtml
32. Осипов. А. И. Путь разума в поисках истины [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/put-razuma-v-poiskax-istiny.shtml/2#z75
33. Поулисон Д. «Идолы сердца и «ярмарка тщеславия», 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://helpforheart.org/idolyi-serdtsa-i-yarmarka-tshheslaviya/
34. Рот М. «Экстаз и анормальные состояния счастья: определение Майер-Гросса» [Электронный ресурс]. URL: http://www.npar.ru/journal/2009/3/07_roth.htm
35. Рязанова Л. «Феномен «звезды» в современной массовой культуре (функциональный анализ)», Социология: теория, методы, маркетинг. – 01/2006 . – N1. – С.54-70 . [Электронный ресурс]. URL:http://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/26/1214869688/4.pdf
36. Сафронов А.Г. Религиозные психопрактики в истории культуры, Монограф. — X.: ХГАК, 2004. — 304 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.e-reading.club/bookreader.php/135660/Safronov_-_Religioznye_psihopraktiki_v_istorii_kultury.html
37. Симонова С.А. «Ловушки эстетизации: от Ренессанса к культуре постмодерна»//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право Выпуск № 9 (180) / том 28 / 2014 Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/lovushki-estetizatsii-ot-renessansa-k-kulture-postmoderna#ixzz3urNcCLothttp://cyberleninka.ru/article/n/lovushki-estetizatsii-ot-renessansa-k-kulture-postmoderna
38. Соколова Е. Т «Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен»// Вопросы психологии, № 1, с. 67-80 [Электронный ресурс]. URL: http://istina.msu.ru/media/publications/articles/9fe/1d7/1426297/67.pdf
39. Соломатина А., Томаровская М., Федосова П., Беседина А. Социология религии в обществе Позднего Модерна, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.religare.ru/2_107569_1_21.html
40. Стуруа М. Жизнь и смерть Джона Леннона -М.: Правда, 1988 [Электронный ресурс]. URL:http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001106/st003.shtml
41. Тард Г. Законы подражания - М.: Академический Проект, 2011, -304 с.
42. Теряева О.А. Воспитание молодёжи: образы героев, псевдогероев и антигероев// Социальная педагогика. - 2012. - № 4. - С. 107-120. [Электронный ресурс]. URL:http://elibrary.ru/download/86349160.pdf
43. Тоффлер Э. Шок будущего — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. —557,[Электронный ресурс]. URL:http://yanko.lib.ru/books/cultur/toffler-future_shock-ru-l.pdf
44. Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. -М.: "Наука", 1976. -292 с. [Электронный ресурс]. URL: http://religa.narod.ru/men/sun3.htm
45. Элвелл У. Теологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.rulit.me/books/teologicheskij-enceklopedicheskij-slovar-read-295226-267.html
46. Хорошкевич Н. Г. Research of mass culture in foreign sociology// Scientific-Information Journal "Management Issues", 2013, - №1 [Электронный ресурс]. URL : http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2013/01/05/
47. О.В. Чибисова «От хиппи до хипстеров: эволюция контркультуры». // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/lingvo/2010/02/2010-02-44.pdf
48. Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры» — М.: Искусство,1988. — 224 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Shest/03.php
49. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы - М.: Наука, 1972. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=1373
50. Bevere L. «The False Idols of Beauty and Success» 2014, URL: http://www.charismamag.com/spirit/spiritual-growth/21813-the-false-idols-of-beauty-and-success
51. Manson M.«The Dead Rock Star» Rolling Stone magazine #922m, 2003 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mansonwiki.com/wiki/The_Dead_Rock_Star
52. Данные ресурса teen-spirit.ru[Электронный ресурс]. URL: http://teen-spirit.ru/something-interesting/drugs-at-music-festivals/
Словари
53. Портал о мировых религиях. Религиозный словарьИдолопоклонство [Электронный ресурс]. URL: http://relig.info/idolopoklonstvo
54. Портал о мировых религиях. Религиозный словарь Идол [Электронный ресурс]. URL: http://relig.info/idol
55. Справочник по религии. Религиозный справочник – словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://sr.artap.ru/idolization.htm
56. Энциклопедия «Азбука Веры» [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/idolopoklonstvo.shtml
Аудио- и видеоматериалы
57. Быков Д. Лекция «Евангелие от Роулинг», 24.11.14 [Видеозапись].URL: https://www.youtube.com/watch?v=T0uolNBPyIQ
58. Жаринов Е., Клинская И. «Библия и массовая культура 1 ч., детектив» 31.07.07 [Звукозапись] : радиопрограмма. Выход в эфир по вторникам после 22:00. URL: https://eee.fm/song/40953218/evgenij_zharinov_irina_klenskaya_-_19._bibliya_i_massovaya_kultura_1_ch._detektiv_31.07.07