Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ликвидация накопленного вреда окружающей среде: теория и практика правового регулирования

Работа №126010

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы ликвидации накопленного вреда окружающей среде
1.1. Общая характеристика правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде в России 7
1.2. Зарубежный опыт правового регулирования в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде 19
Глава 2. Современная практика правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
2.1. Тенденции развития российского законодательства о ликвидации накопленного вреда окружающей среде 26
2.2. Терминология закона и определение предмета правового регулирования общественных отношений по ликвидации накопленного вреда окружающей среде 37
2.3. Организационно-правовой механизм выявления, оценки, учета объектов накопленного вреда окружающей среде и организации работ по его ликвидации 45
Заключение 57
Список использованной литературы


Сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций является необходимым условием устойчивого развития общества и улучшения качества жизни и здоровья населения.
Согласно данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году» на протяжении многих лет в местах проживания большого количества людей сохраняется низкое качество окружающей среды, что напрямую влияет на формирование неблагоприятных условий для жизни миллионов россиян.
Причины этого кроются не только в новых проблемах в сфере экологии. Усугубление современного экологического кризиса связано в том числе с неблагоприятным экологическим наследием советской и даже предшествующей ей эпох. Они прошли под эгидой увеличения прибыли, мощностей, но не устойчивого развития и экологичности производственного процесса. Территория самой большой страны мира позволяла загрязнять тысячи гектар земель и создавать хранилища опасных отходов, не предусматривая средств на их обезвреживание и уничтожение.
В связи с массовым и, зачастую, неконтролируемым закрытием промышленных, военных и других опасных объектов в течение последних десятилетий проблемы, связанные с накопленным вредом окружающей среде, резко обострились и потребовали своего решения. Они стали причиной сдерживания экономического роста, снижения экологических рейтингов территорий и, как результат, барьером для наращивания иностранных и отечественных инвестиций. Помимо этого, полигоны, свалки, накопленные шламы, отвалы, другие отходы промышленных предприятий, почвы и воды, загрязненные химическим компонентами, бактериями, грибами, вирусами и паразитами, стали создавать значительные риски для здоровья населения, проживающего на этих территориях или вблизи них. Одной из основных причин возникновения болезней органов дыхания, органов пищеварения, мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки, эндокринной системы, инфекционных и паразитарных болезней, новообразований, формирования врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений сегодня является санитарно-гигиенический фактор .
Реализация комплекса мер, направленных на восстановление территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, на данный момент отнесена к числу приоритетных задач экологической политики Российской Федерации . Длительное время практические действия по решению этой проблемы носили ограниченный характер. Ликвидация накопленного вреда осуществлялась в «ручном режиме» путём принятия актов, где в качестве объектов с выявленным историческим загрязнением, значились только конкретные территории и акватории с таким уровнем негативного воздействия на окружающую среду, которое требовало принятия самых неотложных мер. Только с 2017 года с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование выявления, оценки и учета объектов накопленного вреда окружающей среде, а впоследствии и ликвидации такого вреда, стало осуществляться на уровне закона.
Актуальность темы исследования заключается в необходимости повышения эффективности экономики, инвестиционной привлекательности страны, отдельных территорий и предприятий, обеспечения высокого качества жизни людей, их здоровья за счет ликвидации накопленного вреда окружающей среде, что должно сопровождаться созданием соответствующих нормативно-правовых условий.
Целью работы является исследование правового института ликвидации накопленного вреда окружающей среде, выявление его проблемных аспектов и формулирование предложений по их разрешению.
Объектом исследования являются общественные отношения по осуществлению выявления, оценки, учёта объектов накопленного вреда окружающей среде и по организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Предмет исследования составляют нормы федерального законодательства, иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде, нормы зарубежного законодательства, научно-теоретические взгляды на указанные отношения.
Задачи исследования:
- представить общую характеристику правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде в России;
- изучить зарубежный опыт правового регулирования в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
- выявить тенденции и проблемы развития российского законодательства о ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
- исследовать существующий организационно-правовой механизм выявления, оценки, учета объектов накопленного вреда окружающей среде и организации работ по его ликвидации.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в работе на основе комплексного анализа теории и практики правового регулирования общественных отношений в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде выявлены соответствующие тенденции и проблемы развития российского законодательства, внесены предложения по его совершенствованию.
Методы исследования. Основу исследования составил всеобщий диалектический метод. Также использовались общенаучные (метод сравнительного и системного анализа, метод абстрагирования) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой, системный, технико-юридический) методы. Они использовались в сочетании с такими логическими приемами, как анализ, синтез, дедукция и индукция.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы. Текст изложен на 57 страницах компьютерного текста. Список использованной литературы включает 63 наименования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе исследования автор руководствовался целью изучения правового института ликвидации накопленного вреда окружающей среде, выявления его проблемных аспектов и формулирования предложений по их разрешению.
В первой главе работы изучены теоретико-правовые основы ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
В рамках выполнения задач исследования был сделан ряд выводов:
- определяющими факторами снижения накопленного вреда окружающей среде являются - выявление ответственного за причиненный вред, установление источников финансирования и формирование организационно-правового порядка ликвидации такого вреда;
- для решения проблемы ликвидации накопленного вреда окружающей среде в зарубежных странах формируется нормативно-правовая база, ведутся реестры объектов накопленного экологического ущерба, реализуются соответствующие программы его ликвидации, распространена практика формирования целевых фондов финансирования природоохранных проектов и экологическое страхование;
- в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, находящихся в частной собственности, необходимо сформировать четкие нормы, закрепляющие либо снимающие с собственника обязанность очистить исторические загрязнения, имевшие место на момент приобретения земельного участка или водного объекта;
- в случаях, когда российские объекты накопленного вреда окружающей среде находятся в государственной или муниципальной собственности, либо территории, на которых выявлен такой объект, находятся в неразграниченной государственной собственности, требуется разработка эффективных регулятивных процедур, которые позволили бы ранжировать случаи накопленного вреда в целях обоснования очередности проведения работ по его ликвидации;
- требуется создание единого федерального центра, уполномоченного координировать мероприятия по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, и разграничение полномочий между различными уровнями власти по выявлению, оценке, учету и организации работ по ликвидации накопленного вреда.
Во второй главе проанализирована современная практика правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде и представлены выводы, соотносимые с задачами исследования:
- на законодательном уровне требуется закрепить понятие «прошлая экономическая и иная деятельность, в результате которой был причинён вред окружающей среде»;
- следует установить обязательную процедуру экологической экспертизы состояния участка (объекта), если на участке расположен или был расположен экологически опасный объект;
- в случаях выявления наличия вреда окружающей среде, когда загрязнитель не может быть привлечен к ответственности, обязанности по очистке исторических загрязнений могут принять отчуждатель (арендодатель) и/или приобретатель (арендатор) по соглашению с уполномоченным государственным органом;
- в целях ограничения перехода вреда окружающей среде в статус "накопленного" необходимо установить для предприятий-недропользователей обязанности по формированию фондов ликвидации сооружений, использованных при добыче полезных ископаемых, рекультивации нарушенных земель;
- требуется определить, необходимо ли объекты капитального строительства и объекты размещения отходов принимать на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и вправе ли орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такие объекты по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет;
- новый административно-правовой подход в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде обеспечивает долговременное осуществление учета и ранжирования загрязненных и деградированнных объектов на устойчивой основе;
- эффективность правового института ликвидации накопленного вреда окружающей среде может быть снижена, поскольку органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления проведение мероприятий по выявлению и оценке объектов накопленного вреда, организации работ по ликвидации накопленного вреда в обязанность не вменяется.



. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1.1. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. - № 31. - Ст. 4398. - (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
1.1.2. Федеральные законы:
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. - № 32. - Ст. 3301. - (ред. от 29 дек. 2017 г.).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. - № 5. - Ст. 410. - (ред. от 18 апр. 2018 г.).
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 окт. 2001 г. № 136-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. - № 44. - Ст. 4147. - (ред. от 31 дек. 2017 г.).
5. Об охране окружающей среды: фед. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 2. – Ст. 133. – (в ред. от 31 дек. 2017 г.).
6. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. - № 23. - Ст. 2381. - (ред. от 29 июля 2017 г.).
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 3 июля 2016 г. № 254-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. - № 27 (Часть I). - Ст. 4187. – (в ред. от 28 дек. 2016 г.).
1.1.3. Подзаконные нормативно-правовые акты:
8. Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства : пост. Правительства Рос. Федерации от 8 мая 2007 г. № 273 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. - № 20. - Ст. 2437. - (ред. от 11 окт. 2014 г., с изм. от 2 июня 2015 г.).
9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы : постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 326 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. - № 18 (часть III). - Ст. 2171. - (ред. от 30 марта 2018 г.).
10. О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 30 сент. 2014 № 999 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. - № 41. - Ст. 5536. - (ред. от 31 янв. 2018 г.).
11. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы : постановление Правительства РФ от 13 авг. 2016 г. № 790 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. - № 34. - Ст. 5248.
12. Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде : постановление Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. № 445 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2017. - № 17. - Ст. 2568.
13. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : расп. Правительства Рос. Федерации от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. - № 47. – Ст. 5489. - (с изм. на 10 фев. 2017 г.).
14. Об утверждении комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности : распоряжение Правительства РФ от 4 дек. 2014 г. № 2462-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. - № 50. - Ст. 7229. (ред. от 22 фев. 2016 г.).
15. Об учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, организаций : распоряжение Госкомимущества РФ № 791-р, Минприроды РФ № 1 от 8 июня 1995 г. // Российские вести. – № 134. – 20 июля 1995 г.
16. Об утверждении критериев и срока категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке : приказ Минприроды России от 4 августа 2017 г. № 435 // Опубл. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29 ноября 2017 г.
17. ГОСТ Р 54003-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Экологический менеджмент. Оценка прошлого накопленного в местах дислокации организаций экологического ущерба. Общие положения : утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 30 нояб. 2010 г. № 594-ст. - М.: Стандартинформ. - 2011.

1.2. Иные официальные документы органов государственной власти Российской Федерации:
18. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу : утв. Президентом РФ 18 сент. 2008 № Пр-1969. // Документ официально опубликован не был. - СПС «Консультант Плюс».
19. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года : утв. Президентом Рос. Федерации 30 апр. 2012 г. // Документ официально опубликован не был. - СПС «Консультант Плюс».
20. Об утверждении Методических рекомендаций по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба : приказ Росприроднадзора от 25 апр. 2012 г. № 193 // Документ официально опубликован не был. - СПС «Консультант Плюс».
21. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года : утв. Президентом РФ 20 фев. 2013 г. // Документ официально опубликован не был. - СПС «Консультант Плюс».
22. Об отмене приказа Росприроднадзора от 25.04.2012 № 193 : приказ Роспироднадзора от 8 октября 2014 г. № 619 // Документ официально опубликован не был. - СПС «Консультант Плюс».
23. О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде и ликвидации прошлого экологического ущерба : проект фед. закона [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» : [сайт]. – Режим доступа: http://static.consultant.ru/obj/file/doc/fz_181114.rtf.
24. Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования вопросов ликвидации экологического ущерба, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью)» от 11 октября 2011 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития России : [сайт] – Режим доступа : http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ria/result/doc20111011_16.
25. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году». – М.: Минприроды России; НИА-Природа. – 2016. – 639 с.
26. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году». – М.: Минприроды России; НИА-Природа. – 2017. – 760 с.
1.3. Акты высших органов судебной власти Российской Федерации, имеющих нормативное содержание:
27. О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования : пост. Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 18 окт. 2012 г. № 21 // Российская газета. - № 251, 31 окт. 2012. – (ред. от 30 нояб. 2017 г.).
1.4. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы субъектов Российской Федерации
28. Об утверждении государственной программы Самарской области «Ликвидация накопленного экологического ущерба и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области» на 2014–2019 годы : постановление Правительства Самарской области от 29 нояб. 2013 г. № 703 // Волжская коммуна. - 6 декабря 2013 г. - № 403.
29. О государственной программе «Охрана окружающей среды Астраханской области» : постановление Правительства Астраханской области от 12 сент. 2014 г. № 389-П // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. - № 49. - 9 окт. 2014 г.

1.5. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы иностранных государств
30. Surface Mining Control and Reclamation Act of 1977 [Electronic resource] // U.S. Government Publishing Office : [website]. - Режим доступа: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/STATUTE-91/pdf/STATUTE-91-Pg445.pdf
31. Comprehensive Environmental Response, Compensation, and Liability Act of 1980 [Electronic resource] // U.S. Environmental Protection Agency : [website]. - Режим доступа: https://www.epa.gov
32. Environmental Protection Act 1990 [Electronic resource] // Official UK legislation website : [website]. - Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1990/43/contents
33. Environmental Damage Insurance Act 81/1998 [Electronic resource] // Finlex Data Bank : [website]. - Режим доступа: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1998/en19980081.pdf
34. Bundes-Bodenschutzgesetz 1998 [Electronic resource] // Federal Ministry of Justice and Consumer Protection : [website]. - Режим доступа: http://www.gesetze-im-internet.de/bbodschg/index.html
35. Bundes-Bodenschutz- und Altlastenverordnung 1999 [Electronic resource] // Federal Ministry of Justice and Consumer Protection : [website]. - Режим доступа: https://www.gesetze-im-internet.de/bbodschv/index.html
36. Contaminated Soil Act 1999 [Electronic resource] // Royal Danish Library : [website]. - Режим доступа: https://kub.kb.dk/c.php?g=91546&p=885577
37. Small Business Liability Relief and Brownfields Revitalization Act 2002 [Electronic resource] // U.S. Government Publishing Office : [website]. - Режим доступа: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-107publ118/html/PLAW-107publ118.htm
2. Материалы судебной практики:
38. Постановление ФАС Уральского округа от 28 декабря 2011 г. № Ф09-7648/11 по делу № А50-3226/2011 // СПС «Консультант Плюс».
39. Решение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-133019/13 от 14 апреля 2014 г. // СПС «Консультант Плюс».
40. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2014 г. № 09АП-28432/2014 по делу № А40-133019/13 // СПС «Консультант Плюс».
3. Специальная литература
3.1. Книги:
41. Акимов, В. А. Риски при обращении с отходами производства и потребления / В. А. Акимов, Ю. И. Соколов. – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). – 2014. – 369 с.
42. Боголюбов, С. А. Об охране окружающей среды. Постатейный комментарий к Федеральному закону / С. А. Боголюбов, Н. И. Хлуденева. - М.: Юстицинформ. - 2009. – 528 с.
43. Пинаев, В. Е. Ликвидация накопленного экологического ущерба - организационные и правовые аспекты (монография) [Электронный ресурс] / В. Е. Пинаев, Д. А. Чернышев. – М.: Мир науки, 2017. – Режим доступа: http://izd-mn.com/PDF/07MNNPM17.pdf.
44. Реновация природных систем и ликвидация объектов прошлого экологического ущерба : монография / В. М. Питулько, В. В. Кулибаба. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 497 с.
45. Российское гражданское право: учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е. А. Суханов. – 4 –е изд., стереотип. – М.: Статут, 2015. - 958 с.

3.2. Статьи:
46. Алныкина, Е. М. Формирование системы управления по ликвидации накопленного экологического ущерба / Е. М. Алныкина, И. Б. Генгут // Горизонты экономики. – 2016. - № 1 (27). – С. 24-28.
47. Бабич, М.Е. Накопленный вред окружающей среде: что нас ждет в 2017 году? / М. Е. Бабич // Справочник эколога. - 2016. № 11. - С. 39 - 50.
48. Вакула, М. А. Правовое регулирование и оценка эколого-экономической эффективности проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде в Арктической зоне России / М. А. Вакула, О. Е. Медведева // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2016. - № 12 (183). – С. 43-52.
49. Вылегжанина, Е. Е. Кто несет ответственность за "прошлый" экологический ущерб? / Е. Е. Вылегжанина // Журнал российского права. – 1999. - № 5/6. – С. 116-124.
50. Жаворонкова, Н. Г. Возмещение экологического вреда: законодательные новеллы / Н. Г. Жаворонкова, В. Б. Агафонов // Lex Russica (Русский закон). — 2016. — № 8 (117). — С. 130–140.
51. Игнатьева, И. А. Правовое обеспечение ликвидации накопленного вреда окружающей среде / И. А . Игнатьева // Российский юридический журнал. – 2017. - № 2. – С. 164-177. - СПС «КонсультантПлюс».
52. Кочетова, Ж. Ю. Экологические проблемы аэродромов и пути их решения / Ж. Ю. Кочетова, О. В. Базарский, А. А. Кравченко, О. В. Тимошинов // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2017. - № 11s. – С. 80-81.
53. Петухов, В. В. Инвентаризация региональных объектов прошлого экологического ущерба / В. В. Петухов, В. М. Питулько, В. В. Кулибаба // Региональная экология. – 2016. - № 4 (46). – С. 71-79.
54. Пожидаева, М. В. Загрязнение территорий аэродромов: к проблеме накопленного экологического ущерба / М. В. Пожидаева // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2016. - № 53 (79). – С. 6-9.
55. Пономарева, М. А. К вопросу о привлечении инвестиций в реализацию региональных проектов по ликвидации прошлого (накопленного) экологического ущерба / М. А. Пономарева, М. Д. Родионова // Финансовые исследования. – 2016. - № 4 (53). – С. 174-181.
56. Потравный, И. М. Правовое регулирование экологических издержек, связанных с прошлой хозяйственной деятельностью / И. М. Потравный, И. Б. Генгут // Управленческие науки в современном мире. – 2015. – № 1. – С. 105-108.
57. Соловьянов, А. А. Прошлый (накопленный) экологический ущерб: проблемы и решения. 1. Источники и виды загрязнения / А. А. Соловьянов // Экологический вестник России. – 2015. - № 3. – С. 29-35.
58. Соловьянов, А.А. Прошлый (накопленный) экологический ущерб: проблемы и решения. 3. Опыт стран Западной Европы / А. А. Соловьянов // Экологический вестник России. - 2015. - № 5. - С. 32 - 41.
59. Соловьянов, А. А. Прошлый (накопленный) экологический ущерб: проблемы и решения. 5. Источники информации для поиска технологий ремедиации / А. А. Соловьянов // Экологический вестник России. - 2015. - № 7. - С. 40-48.
60. Суздалев, И. В. Перспективы правового регулирования прошлого экологического ущерба в Российской Федерации / И. В. Суздалев // Правовые вопросы строительства. – 2013. - № 2. – С. 6-8.
61. Тихонова, Т. В. Направления снижения накопленного экологического ущерба на арктических территориях европейского Северо-Востока / Т.В. Тихонова // Известия Коми научного центра УРО РАН. – 2015. - № 3 (23). – С. 149-155.
62. Хлуденева, Н. И. Эффективность правового регулирования охраны окружающей среды в России: от «конфликта целей» к экологическому правопорядку / Н. И. Хлуденева // Журнал Российсского права. – 2017. - № 12. – С. 141-150.
4. Интернет-ресурсы
63. Минприроды предложило создать фонды для ликвидации свалок [Электронный ресурс] // Информационное агентство «РБК» : [сайт] от 16 апреля 2018 г. – Режим доступа:
https://www.rbc.ru/business/16/04/2018/5acf43049a79473b2a1bfbd1


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ