ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВА. . .
1.1 Имидж: определение и основные характеристики
1.2 Факторы формирования имиджа государства
1.3 Инструменты формирования имиджа: страновой брендинг и способы измерения факторов
ГЛАВА 2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИМИДЖ МЕКСИКИ
2.1 Специфические «барьеры имиджа» и проблемные поля Мексики
2.2 Основные направления правительства при формировании имиджа Мексики
2.2.1 Рекомендации по улучшению восприятия имиджа Мексики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В течение последних десятилетий мы наблюдаем активно развивающуюся тенденцию к тому, что на передний план внешнеполитических отношений выходит аспект восприятия государства другими акторами международных отношений, так как в эпоху глобализации и информационных технологий интегрированный имидж государства влияет на его репутацию, на процент привлечения инвестиционного капитала, на привлекательность политического субъекта на глобальном рынке и на развитие туристической сферы.
Государства инициируют проекты развития и продвижения своего позитивного имиджа не только по причинам, которые связаны с улучшением их внутреннего социального положения или желанием идентифицировать себя с материальным прогрессом. «Имиджевая составляющая» является движущей силой того, как государства рассматриваются и оцениваются другими международными субъектами, проецируя базовый капитал своей государственной репутации в мировом пространстве.
Есть все основания утверждать, что имидж государства имеет свою стратегическую политику, служит инструментом решения актуальных проблем и является своего рода совокупностью имиджей всех внутренних и внешних областей и факторов функционирования страны, начиная от политической стабильности в эшелонах власти и уровня безопасности населения и заканчивая проводимой культурной и информационной политикой за рубежом.
Важно отметить, что Мексика уже давно заняла прочные позиции во всей Латинской Америке и значительно выделяется на фоне других государств как за счет своих территориальных, географических и экономических особенностей, так и за счет внутренних имиджевых проблемных полей, которые оказывают неблагоприятное влияние на восприятие зарубежной аудиторией ее страновых культурных особенностей.
Актуальность темы исследования обусловлена рядом причин.
Во – первых, имидж государства – это не просто информационное понятие, но и практическое информационное понятие, которое формируется не только благодаря воздействию стихийных факторов и системе выработанных научных знаний, но и благодаря целенаправленной работе и определенной информационной политике специализированных структур. Данный аспект заслуживает особого научного внимания ввиду того, что любому государству крайне важно понимать и осознавать всю значимость проецирования своего имиджа на международную аудиторию, так как государственный имидж является управляемой и моделируемой категорией, которую можно подкорректировать, построить и преобразовать в нужном направлении.
Во – вторых, представляется особенно актуальным изучение и рассмотрение проблемных полей государственного имиджа Мексики, так как они значительно препятствуют позитивному имиджевому транзиту рассматриваемого нами государства. На сегодняшний момент Мексика является страной значительных контрастов, парадоксальных ситуаций и взаимосвязанных друг с другом социально – деструктивных явлений: одновременно сталкиваются такие факторы, как криминализация общества, высокий уровень насилия, наличие организованных преступных наркокаретелей и неоспоримое региональное лидерство, которое подкреплено первоклассным культурным и природным наследием, а также активно развивающейся туристической сферой и сильной экономикой.
Объект исследования: государственный имидж Мексики.
Предмет исследования: проблемные поля и приоритетные направления по продвижению имиджа Мексики на международной арене.
Цель выпускной квалификационной работы –выявить особенности формирования и проецирования государственного имиджа Мексики.
Указанная цель предполагает решение ряда взаимосвязанных задач исследования:
- обосновать теоретические аспекты понятия «имидж государства» и его основные характеристики
- определить, какие внутренние и внешние факторы задействованы при разработке имиджевой стратегии государства
- раскрыть инструменты формирования имиджа государства и выделить его особенности
- выявить «барьеры имиджа» и проблемные поля Мексики и изучить, как комплекс этих факторов влияет на разработку стратегии формирования позитивного имиджа государства на международном пространстве
- проанализировать, на какие направления Мексиканское Правительство акцентирует особое внимание при продвижении государственного имиджа и своей репутационной составляющей
Научная новизна выпускной квалификационной работы.
- исследован мексиканский опыт позиционирования государственного имиджа и выявлены его основные «проблемные поля»
- проанализированы ведущие авторитетные международные рейтинги с целью выявления на период 2019 – 2020 годов актуального положения Мексики по индексируемым характеристикам и качественным показателям
- рассмотрены те направления, на которые необходимо обратить внимание официальному правительству с целью продвижения и улучшения государственного имиджа
Методологическая основа исследования обусловлена задачей проведения комплексного и полноценного анализа процесса формирования имиджа государства: метод исторической ретроспективы, логико-методологические принципы историзма, системный и структурно-функциональный подходы. Методологическая база выпускной квалификационной работы основана на изучении внутренних и внешних факторов, характера проблемных полей и направленности государства по компетентному формированию своего позитивного имиджа (как на теоретическом уровне, так и на конкретном мексиканском примере).
Источниковедческая база делится на 6 групп.
К первой группе относятся рейтинги и индексы, раскрывающие актуальное положение государства через призму различных факторов и характеристик: Индекс экономических свобод (IndexofEconomicfreedom), Рейтинг стран по благоприятствованию ведения бизнеса (Best countries for Business), Индекс глобальной конкурентоспособности (TheGlobalCompetitivenessIndex), Индекс национальных брендов(Anholt NationBrandsIndex/ FutureBrandCountryIndex) , Рейтинг экономик (DoingBusiness) , Индекс восприятия коррупции (TransparencyInternational’sPerceptionsofCorruptionIndex), Международный Индекс туризма (Travel and Tourism Competitiveness Index), Индекс демократии (Democracy Index), Индекс верховенства закона (Ruleoflawindex), Рейтинг национальных брендов (Nation Brands), Рейтинг лучших стран (BestCountries), Глобальный Индекс миролюбия (Global Peace Index), Всемирный Индекс свободы прессы (WorldPressFreedomIndex), Глобальный Индекс терроризма (GlobalTerrorismIndex) Индекс Экологических показателей (TheEnvironmentalPerformanceIndex) .
Ко второй группе относятся работы российских научных исследователей в сфере изучения природы имиджа, его процесса создания и прикладного направления: В. Б. Абатуров, З. Бауман, В. Буянов, Ю.В. Быба, И.А. Василенко, Т.Е. Васильева, Д.В. Визгалов, Д.П. Гавра, Э. А. Галумов, В.И Добреньков, Е.Н. Давыборец, В. М. Лейбин, О.Г. Леонова, Н. А. Лысова, М. В. Моисеенко, В. Л. Михальченко, Р.Б. Ноздрева, А.Ю. Панасюк, Е.Б. Перелыгина, А. А. Сазонова, А.И. Соловьев, Н. В. Татаринова, Г. Л. Тульчинский, А. В. Федякин, А.П. Хаврак, П.А. Цыганков, И. К. Черемушникова, Е.Б. Шестопал.
К третьей группе относятся работы зарубежных авторов, которые представили свои теоретические основы для изучения природы государственного имиджа и стратегий его формирования: С. Анхольт,К. Асплунд, Ф. Котлер, Д.Огилви, Д. Хайдер, M. Akotia, R. Alsop, P. Chilton, A. Hoagland,M. Kunczik, N. Routley,
К четвертой группе относятся фундаментальные работы, посвящённые психологическим, социологическим и коммуникативным сторонам изучения политического развития: Ф.Аквинский, Аристотель, О.М. Беляева, Ф. О Бэкон,Г. В. Ф. Гегель,А. Л. Субботин, Г. Тард, И. Кант, С.Г. Кара-Мурза, Н.Макиавелли, А. Г. Маслоу, К. Юнг.
К пятой группе относятся научные исследовательские работы, в которых отражена политика мексиканского правительства, его стратегия по продвижению государственного имиджа: З. В. Ивановский, Т.Уэйнрайт, L. Astorga, H. Brands, J. Cordoba, R. Escobedo, D. Jaramillo,L. Jaitman, R. Manaut, M. Mileydi, R.Newell, J. Ortega, D. Palaversich, O. Ruíz, C. Villanueva, E. Vincenot.
К шестой группе относятся информационные публика в СМИ: BBC News, EL PAIS, In SightCrime, Nation News, RT, Twitter, ForeignAffairs Magazine.
Апробация исследования.
Отдельные положения выпускной квалификационной работы были представлены на международных научных конференциях:
1) Выступление на Международной научной конференции «Актуальные проблемы международных отношений и международного права», состоявшейся в дипломатической академии МИД России 17 марта 2020 года, с докладом «Динамика сотрудничества России и США в отношении афганской наркоугрозы», где широко освещались вопросы развития транснационального незаконного оборота наркотиков и влияния данной проблематики на имидж государства и его национальную безопасность.
2) Участие в Студенческая международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки» с докладом «Наркокультура как социальное последствие мексиканского преступного мира».
Структура и содержание работы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также списка иллюстративного материала. Объем работы составил 85страницы.
Во введении указываются актуальность исследования, его предмет и объект, цель и задачи исследования, научная новизна работы, методологическая основа исследования, ее методологическая основа, дается обзор источниковой базы по исследуемой тематике, а также апробация исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования международного имиджа государства» в первом подпункте проанализировано определение понятия «имидж» и его основные характеристики. Во втором подпункте уделяется внимание факторам формирования имиджа государства. В третьем подпункте описаны инструменты формирования имиджа, а также способы измерения внутренних и внешних факторов.
Во второй главе «Государственный имидж Мексики» в первом подпункте выявлены проанализированы специфические «барьеры имиджа» и проблемные поля Мексики. Во втором подпункте проанализированы основные Концепция и направления продвижения имиджа Мексики. В третьем подпункте даны рекомендации для возможного улучшения ситуации с воспринимаемым мексиканским имиджем.
В ходе проделанного исследования мы рассмотрели теоретические аспекты понятия «имидж государства», а также проанализировали его ключевые характеристики. Для выявления сущности имиджа государства мы изучили развитие теоретически мысли в систематических работах выдающихся научных деятелей и рассмотрели этапы смыслового наполнения природы имиджа, определив, что «государственный имидж» - это целенаправленно созданный особого рода образ - представление, который с помощью ассоциаций наделяет объект дополнительными ценностями, а также выступает в качестве важного фактора и инструмента в межгосударственных политико – экономических делах. Проецирование имиджа, как искусства по целенаправленному регулированию восприятием, берёт своё начало с самых первых шагов эволюции государственного устройства и философской мысли, а на современном этапе развития международных отношений имидж государства является связующим звеном между глобальным информационным обществом и внутренними составляющими национального капитала страны.
Построение благоприятного имиджа государства фундаментально закреплено на учёте внутренних и внешних факторов, которые активно задействуются при построении и выработке имиджевой стратегии:
1) Условно – статичные (объективными) факторы, которые существуют на постоянной основные и характеризуются природно – географическими государственными ресурсами, культурно – цивилизационными показателями, историческим наследием, площадью территории и протяженностью границ. Важно подчеркнуть, что все эти факторы, включая особенности социума, языковые и религиозные характеристики, не поддаются быстрым изменения, а в некоторых ситуациях являются неизменными даже при стратегически разработанном векторе по формированию имиджа государства и отдельных его составляющих.
2) Условно – динамичные характеристики (субъективные), которые поддаются частичной корректировке и касаются различных сфер жизнедеятельности государства: политической, социальной, экономической, правовой.
Также необходимо отметить, что в первую очередь имидж государства формируется путём целенаправленной деятельности его официальных представителей и путём существования определенных неконтролируемых событий и действий субъектов. Под влиянием данных аспектов в научном сообществе вырабатываются концепции и инструменты формирования имиджа государства. Одной из актуальных практических теорий является «страновой брендинг», который способствует тому, что государство превращается в брендированный «товар», имеющий свою цену и способность реализоваться на разного рода рынках: международном, политическом, экономическом, социальном. Также важно отметить, что имидж государства формируется не только на выявлении национальной индивидуальности, которая заключается в вариационных рядах визуальных, а также вербальных факторов, но и с помощью учёта существующих проблемных полей государства на глобальном и локальном уровнях.
Одним из важных и первостепенных проблемных полей в Мексике, затрагивающих все сферы жизнедеятельности государства, является отсутствие безопасности, что проявляется в социально – экономических последствиях среди пострадавшего от преступности населения и в постоянном увеличении роста незаконного оборота наркотиков. Ключевую роль играет здесь беспрецедентная война между картелями за контроль над территориями. Ещё одним принципиально важным фактором «проблемного поля», влияющим на имидж государства, является коррупция, которая играет ключевую роль в ухудшении внутриполитической безопасности и восприятия доверия государства международными акторами. Также трудность, с которой сталкивается Мексика при попытках создания и продвижения своего имиджа, является наркоторговля и популяризация её через всевозможные средства массовой информации. Одним из основных следствий криминального мексиканского мира является популяризированная наркокульура, через которую происходит построение имиджевой эстетики незаконной власти, безнаказанности и вседозволенности, тем самым наркокультуранативным образов возвышает в глазах общественности насилие, совершаемое определенными группами или отдельными субъектами, и создает негативно влияющее на имидж государства рецептивное поле.
Проанализировав основные направления мексиканского правительства продвижения государственного имиджа и своей репутационной составляющей, мы можем выделить несколько движущих лейтмотивов, на которые особенно делается акцент. Правительство признает, что в большинстве случаев государство имеет негативный стереотипизированный имидж, который как раз и был усугублен благодаря вышеупомянутым проблемным полям. Первой главной имиджевой составляющей является использование своего культурно – природного потенциала путём увеличения туристического потока. Официальные Министерства в течение последних 17 лет разработали брендинговые проекты с целью изменения имиджевой негативной риторики в свою сторону. Таким образом, создание и продвижение таких важных кампаний, как «LaMarcaPaísMéxico», «MexicoLiveitToBelieveit», «ProMexico», безусловно, способствовало временной оттепели в отношении восстановления международной имиджевой репутации. Однако, внутригосударственная дестабилизирующая обстановка и постоянная негативная повестка в средствах массовой информации как на локальном новостном уровне, так и на международном минимизируют и ослабляют достигнутые за длительное время успехи в глазах мировой общественности.
Вторым направлением в позиционирование государства на международной арене и важным инструментом в продвижении своего имиджа являются экологические вопросы и экологическая политика мексиканского правительства. Все предпринимаемые государственной властью реформы в указанных областях имеют весомые успехи и служат весомым импульсом для того, чтоб Мексика играла ведущую роль в устойчивом развитии сектора энергетики, подкрепляя свои действия чёткими целевыми показателями в данной области и продуктивными механизмами по проведению разумной и эффективной политики на международном политическом пространстве.
Анализ рейтингов, который был составлен нами в ходе проведения исследования по индексируемым характеристикам и качественным показателям ведущих международных организаций на период 2016 – 2020 годов, показывает, что по многим сферам, например, конкурентоспособности брендов, благоприятствованию ведения бизнеса, экономических свобод, вовлеченности страны в международную торговлю и надежности прямых иностранных инвестиций Мексика ежегодно повышает свои показатели. Однако, параллельно наблюдается тенденция снижения рейтинговых позиций по другим не менее важным и влияющим на ее государственный имидж факторам: уровень коррупции, свобода прессы и СМИ, верховенства закона, степен транзита демократии.
Это все свидетельствует о том, что пока официальная власть не разрешит свои внутриполитические проблемные поля и не будет продвигать благодаря коммуникационным техникам свои экономические достижения, тем самым меняя информационную риторику в новостном пространстве, правительству Мексики будет затруднительно продвигать свои национальные интересы, разрабатывать инкриминируемые механизмы идентификации и выстраивать позитивный имидж государства.
1. Brand Finance. The annual report on the most valuable and strongest nation brands. URL: https://brandirectory.com/download-report/brand-finance-nation-brands-2019-preview.pdf (дата обращения: 18. 02. 2020)
2. Doing Business. Economy Profile of Mexico. URL: https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/country/m/mexico/MEX.pdf (дата обращения: 18. 02. 2020)
3. Forbes. Best Countries for Business. 2020. URL: https://www.forbes.com/best-countries-for-business/list/ (дата обращения: 18. 02. 2020)
4. IMD. World Competitiveness Center. URL:https://www.imd.org/wcc/world-competitiveness-center/ (дата обращения: 12. 02. 2020)
5. Index of Economic Freedom. Mexico. URL: https://www.heritage.org/index/country/mexico (дата обращения: 18. 02. 2020)
6. Institute for Economics & Peace. Mexico Peace Index 2019: Identifying and Measuring the Factors that Drive Peace.2020. URL: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/MPI-ENG-2019-web.pdf (дата обращения: 20. 02. 2020)
7. Institute for Economics & Peace. Mexico Peace Index 2019: Identifying and Measuring the Factors that Drive Peace.2019. URL: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/MPI-ENG-2019-web.pdf (дата обращения: 20. 02. 2020)
8. Institute for Economics & Peace. Mexico Peace Index 2019: Identifying and Measuring the Factors that Drive Peace. 2019 https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/MPI-ENG-2019-web.pdf (дата обращения: 18. 02. 2020)
9. Institute for Economics and Peace. Global Terrorism Index. URL: http://visionofhumanity.org/app/uploads/2019/11/GTI-2019web.pdf (дата обращения: 18. 02. 2020)
10. Mexico. Travel & Tourism Competitiveness Index2019 edition. URL: https://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2019/country-profiles/#economy=MEX (дата обращения: 18. 02. 2020)
11. Reporters Without Borders. 2020 World Press Freedom Index. URL: https://rsf.org/en/mexico (дата обращения: 20. 02. 2020)
12. The 2018 Environmental Performance Index. Global metrics for the environment: Ranking country performance on high-priority environmental issues. URL: https://www.researchgate.net/profile/Alex_De_Sherbinin/publication/322641392_2018_Environmental_Performance_Index_EPI/links/5a68b0daa6fdcc1ddbec0300/2018-Environmental-Performance-Index-EPI.pdf (дата обращения: 29. 04. 2020)
13. The International Finance Corporation. Country partnership framework for The United Mexican States for the period fy2020–fy2025. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/927991583031630169/pdf/Mexico-Country-Partnership-Framework.pdf (дата обращения: 18. 02. 2020)
14. The World Bank. Future Brand Country Index. URL: https://www.futurebrand.com/uploads/FCI/FutureBrand-Country-Index-2019.pdf
15. The World Bank. Global Competitiveness Index. URL: https://tcdata360.worldbank.org/indicators/gci?country=BRA&indicator=631&viz=line_chart&years=2007,2017 (дата обращения: 12. 02. 2020)
16. The World Economic Forum. The 12 pillars of competitiveness. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2014-2015/methodology/?doing_wp_cron=1590676696.8995590209960937500000#/view/fig-1 (дата обращения: 12. 02. 2020)
17. Trading Economic. Mexico Corruption Index. URL: https://tradingeconomics.com/mexico/corruption-index (дата обращения: 20. 02. 2020)
18. Trading Economics. Mexico Competitiveness Rank. URL: https://tradingeconomics.com/mexico/competitiveness-rank (дата обращения: 18. 02. 2020)
19. Transparency International’s Perceptions of Corruption Index. Corruption Perceptions Index. URL: https://www.transparency.org/en/countries/mexico (дата обращения: 18. 02. 2020)
20. U.S.News& World Report LP. Best Countries 2020. Global rankings, international news and data insights. URL: https://www.usnews.com/media/best-countries/overall-rankings-2020.pdf (дата обращения: 18. 02. 2020)
21. World Justice Project. The World Justice Project (WJP) Rule of Law Index2020. URL: https://worldjusticeproject.org/rule-of-law-index/pdfs/2020-Mexico.pdf (дата обращения: 18. 02. 2020)
22. The World Economic Forum. The Global Enabling Trade Report 2016. URL: https://reports.weforum.org/global-enabling-trade-report-2016/economy-profiles/#economy=MEX (дата обращения: 29. 04. 2020)
Список литературы
Научные монографии:
23. Аквинский, Ф. Сумма теологии/ Аквинский, Ф. – Киев: Эльга, Ника – Центр, 2002. с. 39
24. Анхольт, С. Брендинг: дорога к мировому рынку / Анхольт, С. – М.: Кудиц - Образ, 2004. с. 64
25. Анхольт, С., Хильдрет, Д. Бренд Америка: мать всех брендов/ Анхольт, С., Хильдрет, Д. — М.: ООО «Добрая книга», 2010. с. 33
26. Аристотель. Политика/ Аристотель. – М.: РИПОЛ классик, 2016. с. 187
27. Бауман, З. Текучая современность/ Бауман, З. - М.: Питер, 2008. с.96
28. Бэкон, Ф. Новый органон / Бэкон, Ф. – М.: Мысль (Философское наследие), 1978, с. 18
29. Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук. 1623/ Бэкон, Ф. - М.: Мысль, 1971, с. 87
30. Василенко, И.А. Имидж России: концепция национального и территориального брендинга/ Василенко, И.А. - М.: Экономика. - 2014. - с. 23.
31. Васильева, Т.Е. Стереотипы в общественном сознании (Социально– философские аспекты)/ Васильева, Т.Е. - М.: ИНИОН, 2012, – с. 39
32. Визгалов, Д.В. Маркетинг города. Практическое пособие/ Визгалов, Д.В. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. с. 59
33. Галумов, Э. А. Основы PR/ Галумов, Э. А. - М.: Летопись XXI, 2004. с. 329
34. Галумов, Э.А. Имидж против имиджа / Галумов, Э. А. - М.: Известия, 2005, с. 102
35. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа/ Гегель, Г. В. Ф. – СПб.: Наука, 1992, с. 102 - 107
36. Гегель, Г. В. Ф. Философия права/ Гегель, Г. В. Ф. – М.: Мысль, 1990, с. 23
37. Добреньков, В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования/ Добреньков, В.И., Кравченко А.И. – М.: ИНФРА, 2012, с. 75
38. Ивановский, З. В., Мартыно,в Б. Ф. Современная организованная преступность в Латинской Америке и странах Карибского бассейна/ Ивановский, З. В., Мартыно,в Б. Ф. — М.: Весь мир, 2017. с. 49
39. Кант, И. Критика чистого разума/ Кант, И. – М.: Наука, 1999, с. 154
40. Лейбин, В. М. Фрейд и Юнг. Учения и биографии/ Лейбин, В. М. – М.: АСТ, 2019, с. 156 - 178
41. Лысова, Н. А. Маркетинг территорий: сущность, формирование, измерение/ Лысова, Н. А. – М.: Проспект, 2018, с. 59
42. Макиавелли, Н. Государь/ Макиавелли, Н. - М.: Планета, 1990, с. 69
43. Ноздрева Р.Б. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно - методический комплекс по маркетингу/ Р.Б.Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. – М.: Юристь, 2000. с. 67
44. Огилви, Д. Откровения рекламного агента/ Огилви, Д. – М.: Эксмо, 2006, с. 157.
45. Панасюк, А.Ю. Имидж/ Панасюк, А.Ю. М.: Аспект Пресс, 2007, с. 39
46. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие/ Перелыгина, Е.Б. – М.: Аспект – Пресс, 2002, с. 163
47. Соловьев, А.И. Политические коммуникации: Учеб. пособие для студентов вузов/ Соловьев, А. И. - М.: Аспект Пресс, 2004. c. 38
48. Субботин, А. Л. Фрэнсис Бэкон/ Субботин, А. Л. – М.: Мысль, 1974, с. 92
49. Уэйнрайт, Т. NARCONOMICS: преступный синдикат как успешная бизнес – модель/ Уэйнрайт, Т. – М.: Пальмира, 2019. с. 85
50. Хаврак, А.П. Философия/ Хаврак, А.П. – М: Москва, 2005. с. 47
51. Цыганков, П.А. Политическая динамика современного мира: теория и практика/ Цыганков, П.А. - М.: Издательство Московского университета. - 2014. – с. 313
52. Шестопал, Е.Б. Политическая психология/ Шестопал, Е.Б. М.: Аспект Пресс, 2012, с. 300
53. Alsop, R. The 18 Immutable Laws of Corporate reputation: Creating, protecting, and repairing your most valuable asset/ Alsop, R. – NY: Wall Street Journal Books, 2004, pp. 39-67
54. Anholt, S. Brand New Justice. How branding places and products can help the developing world/ Anholt, S. – М.: Linacre House, Jordan Hill, Oxford, 2003. 105 p.
55. Astorga, L. El siglo de las drogas/ Astorga, L - México: Espasa, 2016. – P. 104.
56. Chilton, P. Analysing political discourse: theory and practice/ Chilton, P. – L: Routledge, 2004. 102 p.
57. Palaversich, D. The politics of drug trufficking in Mexican and Mexico-related narconovelas/ Palaversich, D. – L: UCLA Chicano Studies Research Center, 2006. 88 p.
58. Hoagland, A., Breisch, K. Constructing image, Identity, and Place/ Hoagland, A., Breisch, K. – M.: The University of Tennesse Press, 2003. 253 p.
59. Kunczik, M. Images of Nations and International Public Relations/ Kunczik, M. - M.: Mahwah, New Jersey, 1997. 58 p.
Статьи и доклады:
60. Абатуров, В. Б. Медиатехнологии в имидже государства / Абатуров, В. Б. URL:.http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1069824300www.centrasia.ru/newsA.php?st= (дата обращения: 08. 02. 2020)
61. Антонов, С. Н. теоритические подходы к анализу рекламирования/ Антонов, С. Н. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11719259 (дата обращения: 05. 02. 2020)
62. Беляева, О.М. Политико – правовые воззрения Канта/ Беляева, О.М. URL: http://www.jurvestnik.psu.ru/index.php/ru/vypusk-1-23-2014/27-2010-12-01-13-31-58/1-23-2014/546-belyaevaom-politiko-pravovye-vozzreniya-i-kanta- (дата обращения: 05.02.2020)
63. Буянов, В. Международный имидж России: прошлое и настоящее/ Буянов, В. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1128 (дата обращения: 08. 02. 2020)
64. Быба, Ю.В. Международный имидж России глазами российской общественности / Быба, Ю.В. // Актуальные проблемы политики и политологии в России – 2005: сборник статей ред. В.С. Комаровского. – М.: - с. 28
65. Гавра, Д. П., Савицкая, А. С., Шишкин, Д. П. Внешний имидж государства в медиапространстве/ Гавра, Д. П., Савицкая, А. С., Шишкин, Д. П. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshniy-imidzh-gosudarstva-v-mediaprostranstve/viewer (дата обращения: 05.02.2020)
66. Гавра, Д.П., Таранова, Ю.В. Исследование специфики формирования имиджа региона в сетевых СМИ в информационном обществе/ Гавра, Д.П., Таранова, Ю.В. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-spetsifiki-formirovaniya-imidzha-regiona-v-setevyh-smi-v-informatsionnom-obschestve(дата обращения: 12. 02. 2020)
67. Давыборец, Е.Н. Объективные условия и субъективные факторы внешнего имиджа государства/ Давыборец, Е.Н. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obektivnye-usloviya-i-subektivnye-faktory-vneshnego-imidzha-gosudarstva (дата обращения: 08. 02. 2020)
68. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием/ Кара-Мурза, С.Г. URL: http://lib.ru/POLITOLOG/karamurza.txt (дата обращения: 05.02.2020)
69. Котлер, Ф. Асплунд, К. Рейн, И. Хайдер, Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы/ Котлер, Ф. Асплунд, К. Рейн, И. Хайдер, Д. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в С-П, 2005. с. 205
70. Леонова, О.Г. Барьеры имиджа страны/ Леонова, О.Г. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21145137
71. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность/ Маслоу, А. Г. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/maslow_motivation_and_personality.pdf (дата обращения: 05. 02. 2020)
72. Михальченко, В. Л. Коммуникационная стратегия PR: бренд, имидж, репутация/ Михальченко, В. Л. URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2010/4/kommunikatsionnaya-strategiya-pr-brend-imidzh-reputatsiya/ (дата обращения: 05.02.2020)
73. Сазонова, А. А., Моисеенко, М. В. Историко – философский аспект формирования имиджа политика/ Сазонова, А. А., Моисеенко, М. В. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-filosofskiy-aspekt-formirovaniya-imidzha-politika/viewer (дата обращения: 01.02.2020)
74. Тард, Г. Личность и толпа/ Тард, Г. - СПб: А. Большакова и Д. Голова, 1903, с.108
75. Татаринова, Н. В. О понятии «Имидж» и его отличии от сходных с ним понятий «Образ», «Репутация», «Стереотип»/ Татаринова, Н. В. URL: https://www.gramota.net/materials/2/2009/2/73.html (дата обращения: 12. 02. 2020)
76. Тульчинский, Г. Л. TOTAL BRANDING: мифодизайн постинформационного общества. Бренды и их роль в современном бизнесе и культуре/ Тульчинский, Г. Л. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/i3h45h1iuv/direct/103547595 (дата обращения: 10. 02. 2020)
77. Тульчинский, Г. Личность как проект и бренд/ Тульчинский, Г. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/4nbxx2beqb/direct/62620981 (дата обращения: 05. 02. 2020)
78. Федякин, А. В. политика формирования позитивного образа государства/ Федякин, А. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-formirovaniya-pozitivnogo-obraza-gosudarstva-voprosy-teorii (дата обращения: 12. 02. 2020)
79. Феофанов, О. Лабиринты «Новой политики» / О. Феофанов // США: экономика, политика, идеология. – 1972. –№7. – с. 76
80. Черемушникова, И. К. Имидж в смысловом пространстве культуры/ Черемушникова, И. К. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylosophy/2011/01/2011-01-12.pdf (дата обращения: 01.02.2020)
81. Юнг, К. Г. Архетип и символ/ Юнг, К. Г. – Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий, 1991. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4229 (дата обращения: 05. 02 .2020)
82. Яровая, И.В. Наркокультура как социальное последствие мексиканского преступного мира/ Яровая, И.В. // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. - 2020. № 5(89). – С. 34.
83. Akotia, M.; EbowSpio, A.; Frimpong, K. & Austin, N. Country Branding-A Developing Economy Perspective/ Akotia, M.; EbowSpio, A.; Frimpong, K. & Austin, N. URL: https://www.researchgate.net/publication/263364418_Country_Branding-A_Developing_Economy_Perspective (дата обращения: 29. 04. 2020)
84. Anholt, A. El estratega de Calderón para cambiar la imagen de México/ Anholt, A. URL:
85. Anholt, S. Definitions of place branding – Working towards a resolution/ Anholt, S.URL: https://link.springer.com/article/10.1057/pb.2010.3 (дата обращения: 12. 02. 2020)
86. Anholt, S. Nation brand as context and reputation/ Anholt, S. URL: https://link.springer.com/article/10.1057/palgrave.pb.5990023 (дата обращения: 12. 02. 2020)
87. Anholt, S. Some important distinctions in place branding/ Anholt, S. URL: https://link.springer.com/article/10.1057%2Fpalgrave.pb.5990011 (дата обращения: 10. 02. 2020)
88. Anholt, S. What makes a good story?/ Anholt, S. URL: https://link.springer.com/article/10.1057/pb.2010.33 (дата обращения: 12. 02. 2020)
89. Anholt, S. Why brand? Some practical considerations for nation branding / Anholt, S. URL: https://link.springer.com/article/10.1057/palgrave.pb.5990048 (дата обращения: 10. 02. 2020)
90. Brands, H. Mexico's Narco-Insurgency/ Brands, H. URL: https://www.worldpoliticsreview.com/articles/3072/mexicos-narco-insurgency (дата обращения: 18. 02. 2020)
91. Canet, A. Cómo mejorar la imagen de México/ Canet, A. URL: https://www.milenio.com/opinion/agustin-gutierrez-canet/sin-ataduras/como-mejorar-la-imagen-de-mexico (дата обращения: 29. 04. 2020)
92. CeDoc. Estudio de Gran Visión del Turismo en México: Perspectiva 2020/ CeDoc. URL: https://cedocvirtual.sectur.gob.mx/janium/Documentos/4858_002.pdf (дата обращения: 29. 04. 2020)
93. Cordoba, J. New Face of Mexico Charity: Drug Lord ‘El Chapo’/ Cordoba, J. URL: https://www.wsj.com/articles/new-face-of-mexico-charity-drug-lord-el-chapo-11587391200?cx_testId=3&cx_testVariant=cx_2&cx_artPos=0#cxrecs_s (дата обращения: 20. 04. 2020)
94. D. Liverman. Learning to Manage Global Environment Risks/ D. Liverman. URL: https://books.google.ru/books?id=Sb27hvA4fEoC&pg=PA227&lpg=PA227&dq=pemex+ecological+management&source=bl&ots=IKFDHoeRMl&sig=ACfU3U2BtiZNkcPBCgGHhtp4zVK_LMGg3Q&hl=es&sa=X&ved=2ahUKEwjL2tSp9OfpAhVPR5oKHaruBXoQ6AEwC3oECBEQAQ#v=onepage&q=pemex%20ecological%20management&f=false (дата обращения: 29. 04. 2020)
95. Davyborets, E.Electoral Culture in Russia and the USA: Comparative Analysis/ Davyborets, E. URL: https://www.researchgate.net/publication/321191668_Electoral_Culture_in_Russia_and_the_Usa_Comparative_Analysis (дата обращения: 08. 02. 2020)
96. Erion, G. Chevron’s Misrepresentations in Public Filings Regarding its $18.1 Billion Environmental Liability/ Erion, G. URL: https://chevroninecuador.org/assets/docs/2012-april-chevrons-failure-to-disclose.pdf (дата обращения: 12. 02. 2020)
97. Escobedo, R. México, el país latinoamericano más influyente en el mundo/ Escobedo, R. URL: https://www.eleconomista.com.mx/opinion/Mexico-el-pais-latinoamericano-mas-influyente-en-el-mundo-20110324-0001.html (дата обращения: 29. 04. 2020)
98. Gobierno de la República. ProMéxico, «¿Qué hacemos?» URL: https://www.gob.mx/promexico/que-hacemos (дата обращения: 30. 04. 2020)
99. Jaitman, L. The Costs of Crime and Violence: New Evidence and Insights in Latin America and the Caribbean/ Jaitman, L. URL: https://publications.iadb.org/en/costs-crime-and-violence-new-evidence-and-insights-latin-america-and-caribbean (дата обращения: 18. 02. 2020)
100. Jaramillo, D. Narcocorridos and newbie drug dealers: the changing image of the Mexican Narco on US television/ Jaramillo, D. URL: https://www.researchgate.net/publication/263703460_Narcocorridos_and_newbie_drug_dealers_The_changing_image_of_the_Mexican_Narco_on_US_television (дата обращения: 20. 02. 2020)
101. Latino America Meetings. Mexico, Live it to Believe it, campaña de promociónturísticainternacional. URL: http://lmmexico.com/mexico-live-it-to-believe-it-campana-de-promocion-turistica-internacional/ (дата обращения: 29. 04. 2020)
102. Manaut, R. La crisis de seguridad en México/ Manaut, R. URL: https://nuso.org/articulo/la-crisis-de-seguridad-en-mexico/ (дата обращения: 18. 02. 2020)
103. Mileydi M. El Narcotráfico la esclavitud de sociedades/ Mileydi M. URL: https://ru.scribd.com/document/363573684/Monografia-Del-Narcotrafico (дата обращения: 25. 04. 2020)
104. Morris, D. Controlling society, controlling the state: crime and corruption/ Morris, D. URL: https://www.researchgate.net/publication/319218413_Controlling_Society_Controlling_the_State_Crime_and_Corruption_with_a_Focus_on_Mexico (дата обращения: 10. 02. 2020)
105. Newell, R. Restoring Mexico's International Reputation/ Newell, R. URL: https://www.wilsoncenter.org/event/restoring-mexicos-international-reputation (дата обращения: 18. 02. 2020)
106. Ortega, J. Por tercer año consecutivo, San Pedro Sula es la ciudad más violenta del mundo/ Ortega, J. URL: http://www.seguridadjusticiaypaz.org.mx/sala-de-prensa/941-por-tercer-ano-consecutivo-san-pedro-%20sula-es-la-ciudad-mas-violenta-del-mundo (дата обращения: 20. 02. 2020)
107. Palaversich, D. Narcoliteratura: De qué más podríamos hablar/ Palaversich, D. URL: https://www.cultura.gob.mx/tierra_adentro/?p=307 (дата обращения: 20. 02. 2020)
108. Routley, N. Ranked: The Most Valuable Nation Brands/ Routley, N. URL: https://www.visualcapitalist.com/ranked-the-most-valuable-nation-brands/ (дата обращения: 12. 02. 2020)
109. Ruíz, O. Turismo: factor de desarrollo y competitividad en Mexico/ Ruíz, O. URL: http://www.google.com.co/ url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&frm=1&source=web&cd=1&ved=0CFAQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww3 .diputados.gob.mx%2Fcamara%2Fcontent%2Fdownload%2F193936%2F465242%2Ffile%2FTURISM O_factor_desarrollo_competitividad_Docto46.pdf&ei=MzIEUJyTBYaw8A (дата обращения: 29. 04. 2020)
110. Schulze, M., Grogan, J., Uhl, C., Lentini, M. Evaluating logging in Amazonia: sustainable management or catalyst for forest degradation. Biological Conservation/ Schulze, M., Grogan, J., Uhl, C., Lentini, M. URL: www.fs.fed.us/global/iitf/ pubs/ja_iitf_2008_schulze001.pdf (дата обращения: 10. 02. 2020)
111. The Governance of Regulators. driving Performance at Mexico’s ASEA, CNH and CRE. URL: https://www.oecd.org/gov/regulatory-policy/Mexico-Energy-ASEA-CNH-CRE-brochure-ENG.pdf (дата обращения: 29. 04. 2020)
112. Villanueva, C. Mexican Foreign Policy and Diplomacy: From Defensive Tradition to Incomplete Modernity/ Villanueva, C. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/polp.12286 (дата обращения: 29. 04. 2020)
113. Villanueva, C. Mucho ruido y pocas nueces: la diplomacia cultural y la imagen-país de México en el sexenio de Enrique Peña Nieto/ Villanueva, C. URL:http://www.scielo.org.mx/scielo.php?pid=S0185-013X2019000301145&script=sci_arttext (дата обращения: 29. 04. 2020)
114. Villatoro, C. Aspectos socioculturales e imagines del narcotráfico/ Villatoro, C. URL: https://dialnet.unirioja.es/descarga/articulo/4781802.pdf (дата обращения: 18. 02. 2020)
115. Vincenot, E. Narcocine: la descenteauxenfers du cinémapopulairemexicain/ Vincenot, E. URL: https://www.academia.edu/1392499/Narcocine_la_descente_aux_enfers_du_cinéma_populaire_mexicain (дата обращения: 20. 02. 2020)