Проблемы и перспективы развития практик общественного участия в бюджетном процессе муниципального образования (на примере Санкт-Петербурга)
|
Оглавление 3
Введение 4
Глава 1. Общественное участие: теоретические основы 7
1.1. Подходы к определению общественного участия 7
1.2. Роль и эффекты общественного участия 9
1.3. Уровни гражданского участия 13
Глава 2. Общественное участие в бюджетном процессе 23
2.1. Бюджетный процесс как сфера для развития для общественного участия 23
2.2. Особенности общественного участия в бюджетном процессе 25
2.3. Барьеры, препятствующие общественному участию в бюджетном процессе 30
2.3. Международный опыт общественного участия в бюджетном процессе 35
2.4. Особенности бюджетного процесса в РФ 39
2.5. Формы общественного участия в бюджетном процессе Российской Федерации .43
Глава 3. Практики общественного участия в бюджетном процессе: опыт Санкт-Петербурга 54
3.1. Реализуемые практики общественного участия в бюджетном процессе
муниципальных образований 54
3.2. Проблемы практик общественного участия в бюджетном процессе 62
3.3. Оценка практик общественного участия в бюджетном процессе населением
Санкт-Петербурга 72
3.4. Оценка практик общественного участия в бюджетном процессе органами власти 76
3.5. Рекомендации по развитию практик общественного участия в бюджетном
процессе 79
Заключение 82
Список Литературы 85
Приложения 90
Введение 4
Глава 1. Общественное участие: теоретические основы 7
1.1. Подходы к определению общественного участия 7
1.2. Роль и эффекты общественного участия 9
1.3. Уровни гражданского участия 13
Глава 2. Общественное участие в бюджетном процессе 23
2.1. Бюджетный процесс как сфера для развития для общественного участия 23
2.2. Особенности общественного участия в бюджетном процессе 25
2.3. Барьеры, препятствующие общественному участию в бюджетном процессе 30
2.3. Международный опыт общественного участия в бюджетном процессе 35
2.4. Особенности бюджетного процесса в РФ 39
2.5. Формы общественного участия в бюджетном процессе Российской Федерации .43
Глава 3. Практики общественного участия в бюджетном процессе: опыт Санкт-Петербурга 54
3.1. Реализуемые практики общественного участия в бюджетном процессе
муниципальных образований 54
3.2. Проблемы практик общественного участия в бюджетном процессе 62
3.3. Оценка практик общественного участия в бюджетном процессе населением
Санкт-Петербурга 72
3.4. Оценка практик общественного участия в бюджетном процессе органами власти 76
3.5. Рекомендации по развитию практик общественного участия в бюджетном
процессе 79
Заключение 82
Список Литературы 85
Приложения 90
С 1 января 2022 в Бюджетном кодексе РФ закреплен принцип участия граждан в бюджетном процессе, но при этом ни правовые рамки реализации данного принципа, ни его содержание в кодексе не определены. Граждане не включены в список участников бюджетного процесса и, соответственно не обладают бюджетными полномочиями. Вместе с тем, в бюджетном процессе законодательно установлены формы участия граждан, а некоторые практики, например, инициативного бюджетирования успешно реализуются на территории РФ. Все это создает трудности в едином понимании и реализации нового принципа бюджетной системы. Помимо этого, дискуссионными представляются вопросы сущности, целей, задач, функций, этапов, принципов, уровней и форм общественного участия в бюджетном процессе, а также, каким образом общественное участие может содействовать повышению эффективности бюджетных расходов.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что общественное участие в бюджетном процессе развивается быстрыми темпами как в мире, так и в Российской Федерации с усилением влияния гражданского общества и внедрением новых информационных и телекоммуникационных технологий. Повышение финансовой грамотности и социальной ответственности населения приводит к большей его заинтересованности в различных аспектах реализации бюджетной политики публично-правовыми образованиями. В странах с выборной демократией общественное участие в бюджетном процессе является одним из инструментов повышения эффективности бюджетной политики. Несмотря на то, что в таких странах существуют независимые органы государственного финансового контроля, более полный учет интересов населения и общественный контроль позволяют эффективнее использовать ограниченные финансовые ресурсы государства. Но каждая страна имеет свои особенности, поэтому нельзя просто копировать лучшую практику, которая используется в других странах. Необходимо ее адаптировать к нормативным правовым, экономическим и социальным условиям каждого публично правового образования, где внедряется подобная практика. Вследствие этого возникает вопрос, каковы проблемы и перспективы развития практик общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований?
Объектом исследования является общественное участие в бюджетном процессе муниципального образования в Санкт-Петербурге. Предметом - проблемы и перспективы практик общественного участия в бюджетном процессе муниципального образования в г. Санкт-Петербург.
Цель работы - разработать рекомендации по развитию практик инициативного бюджетирования и иных форм общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований в Санкт-Петербурге.
Задачи ВКР:
• Проанализировать существующие подходы к определению общественного участия
• Выявить цели и эффекты общественного участия
• Проанализировать существующие модели и уровни общественного участия
• Определить особенности общественного участия в бюджетном процессе, его участников и этапы
• Выявить барьеры, препятствующие общественному участию в бюджетном процессе
• Изучить международный опыт и российские практики общественного участия в бюджетном процессе
• Изучить особенности и проблемы реализуемых практик общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований в Санкт-Петербурге
• Разработать анкету и провести опрос жителей Санкт-Петербурга с целью выявления их информированности и заинтересованности в практиках общественного участия в бюджетном процессе
• Подготовить и провести экспертное интервью с представителем органов власти и проанализировать результаты фокус-группы с жителями, имеющими опыт участия в бюджетном процессе
• Разработать рекомендации по развитию практик инициативного бюджетирования и иных форм общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований в Санкт-Петербурге на основе выявленных проблем и перспектив
В первой главе работы рассматриваются основы общественного участия, подходы к его определению и существующие модели гражданского участия. Глава 2 посвящена непосредственно рассмотрению общественного участия в бюджетном процессе. Подробно рассматриваются механизмы участия, анализируются международные практики и изучается специфика России, а также факторы, препятствующие вовлечению населения в данные проектов. Третья глава посвящена эмпирическому анализу текущего развития практик общественного участия в бюджетном контексте в Санкт-Петербурге, а именно изучению существующих проблем и особенностей различных практик. Помимо этого, в рамках эмпирического исследования на основе опроса населения, данных фокус-группы и интервью определяются перспективы и возможности для улучшения и дальнейшего развития практик общественного участия в бюджетном процессе и разрабатываются соответствующие рекомендации.
Для достижения цели работы были применены следующие качественные методы исследования: анализ научной литературы; систематизация; классификация; анкетирование; анализ кейсов.
Источниками информации для анализа данной темы стали классические и современные научные исследования, посвященные изучению общественного участия и его форм в контексте бюджетного процесса (Arnstein, S. R. «A Ladder of Citizen Participation», 1969; Bartocci L. Introduction: “Citizen involvement. Participatory Budgeting.”, 2016; Diogo Pereira “Rationales and barriers to citizen participation in public budgeting: A systematic literature review”, 2022 и др.), статьи из журналов и ряд российских исследований (Федосов В.А., 2017; Гаврилова,2018; и др.), а также различные нормативные документы ( Бюджетный кодекс РФ, Методические рекомендации Министерства Финансов и т.п.)
Источниками первичной информации послужили:
• Результаты опроса жителей Санкт-Петербурга
• Экспертное интервью с представителем Законодательного Собрания Санкт- Петербурга
• Результаты фокус-группы с активистами, участниками проекта «Твой Бюджет» и представителями местных органов власти
Результатом исследования являются систематизированные практики общественного участия, реализуемые на разных этапах бюджетного процесса муниципального образования в Санкт-Петербурге, а также практические рекомендации для их совершенствования.
Ожидается, что предоставленные рекомендации по развитию практик инициативного бюджетирования и иных форм общественного участия в бюджетном процессе смогут повысить привлекательность данных практик как для муниципальных образований Санкт- Петербурга, так и для граждан, через повышение осведомленности о том, как различные формы участия могут влиять на эффективность расходования бюджетных средств и при этом отвечать потребностям населения.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что общественное участие в бюджетном процессе развивается быстрыми темпами как в мире, так и в Российской Федерации с усилением влияния гражданского общества и внедрением новых информационных и телекоммуникационных технологий. Повышение финансовой грамотности и социальной ответственности населения приводит к большей его заинтересованности в различных аспектах реализации бюджетной политики публично-правовыми образованиями. В странах с выборной демократией общественное участие в бюджетном процессе является одним из инструментов повышения эффективности бюджетной политики. Несмотря на то, что в таких странах существуют независимые органы государственного финансового контроля, более полный учет интересов населения и общественный контроль позволяют эффективнее использовать ограниченные финансовые ресурсы государства. Но каждая страна имеет свои особенности, поэтому нельзя просто копировать лучшую практику, которая используется в других странах. Необходимо ее адаптировать к нормативным правовым, экономическим и социальным условиям каждого публично правового образования, где внедряется подобная практика. Вследствие этого возникает вопрос, каковы проблемы и перспективы развития практик общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований?
Объектом исследования является общественное участие в бюджетном процессе муниципального образования в Санкт-Петербурге. Предметом - проблемы и перспективы практик общественного участия в бюджетном процессе муниципального образования в г. Санкт-Петербург.
Цель работы - разработать рекомендации по развитию практик инициативного бюджетирования и иных форм общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований в Санкт-Петербурге.
Задачи ВКР:
• Проанализировать существующие подходы к определению общественного участия
• Выявить цели и эффекты общественного участия
• Проанализировать существующие модели и уровни общественного участия
• Определить особенности общественного участия в бюджетном процессе, его участников и этапы
• Выявить барьеры, препятствующие общественному участию в бюджетном процессе
• Изучить международный опыт и российские практики общественного участия в бюджетном процессе
• Изучить особенности и проблемы реализуемых практик общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований в Санкт-Петербурге
• Разработать анкету и провести опрос жителей Санкт-Петербурга с целью выявления их информированности и заинтересованности в практиках общественного участия в бюджетном процессе
• Подготовить и провести экспертное интервью с представителем органов власти и проанализировать результаты фокус-группы с жителями, имеющими опыт участия в бюджетном процессе
• Разработать рекомендации по развитию практик инициативного бюджетирования и иных форм общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований в Санкт-Петербурге на основе выявленных проблем и перспектив
В первой главе работы рассматриваются основы общественного участия, подходы к его определению и существующие модели гражданского участия. Глава 2 посвящена непосредственно рассмотрению общественного участия в бюджетном процессе. Подробно рассматриваются механизмы участия, анализируются международные практики и изучается специфика России, а также факторы, препятствующие вовлечению населения в данные проектов. Третья глава посвящена эмпирическому анализу текущего развития практик общественного участия в бюджетном контексте в Санкт-Петербурге, а именно изучению существующих проблем и особенностей различных практик. Помимо этого, в рамках эмпирического исследования на основе опроса населения, данных фокус-группы и интервью определяются перспективы и возможности для улучшения и дальнейшего развития практик общественного участия в бюджетном процессе и разрабатываются соответствующие рекомендации.
Для достижения цели работы были применены следующие качественные методы исследования: анализ научной литературы; систематизация; классификация; анкетирование; анализ кейсов.
Источниками информации для анализа данной темы стали классические и современные научные исследования, посвященные изучению общественного участия и его форм в контексте бюджетного процесса (Arnstein, S. R. «A Ladder of Citizen Participation», 1969; Bartocci L. Introduction: “Citizen involvement. Participatory Budgeting.”, 2016; Diogo Pereira “Rationales and barriers to citizen participation in public budgeting: A systematic literature review”, 2022 и др.), статьи из журналов и ряд российских исследований (Федосов В.А., 2017; Гаврилова,2018; и др.), а также различные нормативные документы ( Бюджетный кодекс РФ, Методические рекомендации Министерства Финансов и т.п.)
Источниками первичной информации послужили:
• Результаты опроса жителей Санкт-Петербурга
• Экспертное интервью с представителем Законодательного Собрания Санкт- Петербурга
• Результаты фокус-группы с активистами, участниками проекта «Твой Бюджет» и представителями местных органов власти
Результатом исследования являются систематизированные практики общественного участия, реализуемые на разных этапах бюджетного процесса муниципального образования в Санкт-Петербурге, а также практические рекомендации для их совершенствования.
Ожидается, что предоставленные рекомендации по развитию практик инициативного бюджетирования и иных форм общественного участия в бюджетном процессе смогут повысить привлекательность данных практик как для муниципальных образований Санкт- Петербурга, так и для граждан, через повышение осведомленности о том, как различные формы участия могут влиять на эффективность расходования бюджетных средств и при этом отвечать потребностям населения.
Общественное участие прочно закрепилось в современной системе государственного управления и является одним из инструментов повышения эффективности государственной политики. Учет интересов населения и участие граждан имеют положительное влияние в том числе и в распределении ограниченных финансовых ресурсов государства. В каждой стране бюджетный процесс имеет свои особенности, обусловленные правовыми, экономическими и социальными рамками, что предоставляет самые разные возможности для общественного участия в процессе формирования и распределения бюджетных средств. Несмотря на различие в формах, главными вопросами практик общественного участия в бюджетном процессе по-прежнему остаются степень вовлечения населения в вопросы бюджета, а также рациональное использование полученной информации органами власти для принятия эффективных решений на основе общественного мнения.
В данной работе был проведен анализ существующих проблем и перспектив развития практик общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований в Санкт-Петербурге. Для этого в Главе 1 были определены теоретические основы гражданского участия, в частности обозначено широкое понимании данного термина как общественного участия. В рамках концепции совместного производства граждане были определены как пользователи государственных услуг и общественных благ, а государство, соответственно, - как поставщик этих услуг. В соответствии с этим, были определены выгоды для законодательных и исполнительных органов власти и граждан в виде повышения эффективности и легитимности принимаемых решений с одной стороны и развития активной гражданской позиции и доверия к органам власти с другой. Также, были проанализированы формы общественного участия, такие, как голосование, опросы, фокус- группы, панельные сессии и другие с точки зрения их преимуществ и недостатков. Были рассмотрены существующие модели общественного участия в зависимости от степени вовлечения граждан и выбрана трехуровневая модель, предложенная Организацией Экономического Сотрудничества и Развития. Именно с точки зрения трех ступеней участия - информирования, консультирования и активного участия было рассмотрено общественное участие в бюджетном процессе в Главе 2.
Разные этапы бюджетного процесса характеризуются разной степенью вовлечения граждан и их возможностями влияния на принятие решений, поэтому результатом Главы 2 стала систематизация возможных форм гражданского участия на всех этапах бюджетного процесса. Помимо выделения особенностей общественного участия в бюджетном процессе, была проведена классификация существующих барьеров такого участия. Выделены формальные и неформальные институциональные барьеры, организационные барьеры на стороне спроса и на стороне предложения. В рамках анализа международного опыта особое внимание было уделено изучению партисипаторного бюджетирования, а также инструментам, используемым для повышения эффективности данной практики, таким как увеличение доли распределяемых населением средств, привлечение частных инвестиций и заемного капитала, позволившие обеспечить результативное общественное участие в бюджетном процессе. При изучении российского опыта были выделены особенности и проблемы таких практик как публичные слушания, инициативное бюджетирование, обращения к местных депутатам и проект «Бюджет для граждан».
В Главе 3 проанализированы практики общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований в Санкт-Петербурге с точки зрения их проблем и перспектив. Особое внимание было уделено проекту инициативного бюджетирования «Твой Бюджет», его особенностям и механизмам. С участниками проекта была проведена фокус-группа и выявлен ряд организационных проблем данного проекта и возможные пути их решения. На основе данных полученных по результатам онлайн-анкетирования жителей Санкт- Петербурга, были выявлены низкая информированность граждан о возможностях участия в таких практиках, низкий уровень доверия к органам власти. Главным мотивирующим фактором к участию в бюджетном процессе была определена уверенность в значимости собственного вклада, а наиболее актуальной формой стали онлайн-форматы- опросы, голосования и т.п. Данные выводы были подтверждены экспертной оценкой представителя власти, опираясь на мнение которого можно сказать о необходимости формирования в Санкт-Петербурге и России в целом культуры участия населения, а также о новых возможностях участия, которые открывают электронные площадки. Помимо этого, были обозначены перспективы общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований в виде расширения круга вопросов, на которые могут влиять жители через распределение бюджетных средств, эффективности публичных слушаний и обращений к депутатам на местном уровне, а также нереализованного потенциала взаимодействия с частным сектором.
Результатами данной работы стали систематизированные практики общественного участия, реализуемые на разных этапах бюджетного процесса, а также практические рекомендации для совершенствования данных практик на муниципальном уровне в Санкт- Петербурге.
Таким образом, в Санкт-Петербурге существует хорошая законодательная и организационная база общественного участия в бюджетном процессе на муниципальном уровне и не только. Однако, для полной реализации потенциала города в сфере эффективного участия граждан в бюджетном практиках, необходимо не только развитие и совершенствование существующих механизмов участия, обеспечение их доступности и прозрачности для населения, но и планомерное формирование культуры участия населения в бюджетном процессе, а также расширение возможностей в сфере реализации гражданских инициатив с участием бизнеса, экспертных сообществ и других стейкхолдеров.
В данной работе был проведен анализ существующих проблем и перспектив развития практик общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований в Санкт-Петербурге. Для этого в Главе 1 были определены теоретические основы гражданского участия, в частности обозначено широкое понимании данного термина как общественного участия. В рамках концепции совместного производства граждане были определены как пользователи государственных услуг и общественных благ, а государство, соответственно, - как поставщик этих услуг. В соответствии с этим, были определены выгоды для законодательных и исполнительных органов власти и граждан в виде повышения эффективности и легитимности принимаемых решений с одной стороны и развития активной гражданской позиции и доверия к органам власти с другой. Также, были проанализированы формы общественного участия, такие, как голосование, опросы, фокус- группы, панельные сессии и другие с точки зрения их преимуществ и недостатков. Были рассмотрены существующие модели общественного участия в зависимости от степени вовлечения граждан и выбрана трехуровневая модель, предложенная Организацией Экономического Сотрудничества и Развития. Именно с точки зрения трех ступеней участия - информирования, консультирования и активного участия было рассмотрено общественное участие в бюджетном процессе в Главе 2.
Разные этапы бюджетного процесса характеризуются разной степенью вовлечения граждан и их возможностями влияния на принятие решений, поэтому результатом Главы 2 стала систематизация возможных форм гражданского участия на всех этапах бюджетного процесса. Помимо выделения особенностей общественного участия в бюджетном процессе, была проведена классификация существующих барьеров такого участия. Выделены формальные и неформальные институциональные барьеры, организационные барьеры на стороне спроса и на стороне предложения. В рамках анализа международного опыта особое внимание было уделено изучению партисипаторного бюджетирования, а также инструментам, используемым для повышения эффективности данной практики, таким как увеличение доли распределяемых населением средств, привлечение частных инвестиций и заемного капитала, позволившие обеспечить результативное общественное участие в бюджетном процессе. При изучении российского опыта были выделены особенности и проблемы таких практик как публичные слушания, инициативное бюджетирование, обращения к местных депутатам и проект «Бюджет для граждан».
В Главе 3 проанализированы практики общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований в Санкт-Петербурге с точки зрения их проблем и перспектив. Особое внимание было уделено проекту инициативного бюджетирования «Твой Бюджет», его особенностям и механизмам. С участниками проекта была проведена фокус-группа и выявлен ряд организационных проблем данного проекта и возможные пути их решения. На основе данных полученных по результатам онлайн-анкетирования жителей Санкт- Петербурга, были выявлены низкая информированность граждан о возможностях участия в таких практиках, низкий уровень доверия к органам власти. Главным мотивирующим фактором к участию в бюджетном процессе была определена уверенность в значимости собственного вклада, а наиболее актуальной формой стали онлайн-форматы- опросы, голосования и т.п. Данные выводы были подтверждены экспертной оценкой представителя власти, опираясь на мнение которого можно сказать о необходимости формирования в Санкт-Петербурге и России в целом культуры участия населения, а также о новых возможностях участия, которые открывают электронные площадки. Помимо этого, были обозначены перспективы общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований в виде расширения круга вопросов, на которые могут влиять жители через распределение бюджетных средств, эффективности публичных слушаний и обращений к депутатам на местном уровне, а также нереализованного потенциала взаимодействия с частным сектором.
Результатами данной работы стали систематизированные практики общественного участия, реализуемые на разных этапах бюджетного процесса, а также практические рекомендации для совершенствования данных практик на муниципальном уровне в Санкт- Петербурге.
Таким образом, в Санкт-Петербурге существует хорошая законодательная и организационная база общественного участия в бюджетном процессе на муниципальном уровне и не только. Однако, для полной реализации потенциала города в сфере эффективного участия граждан в бюджетном практиках, необходимо не только развитие и совершенствование существующих механизмов участия, обеспечение их доступности и прозрачности для населения, но и планомерное формирование культуры участия населения в бюджетном процессе, а также расширение возможностей в сфере реализации гражданских инициатив с участием бизнеса, экспертных сообществ и других стейкхолдеров.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПРАКТИК ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ТЕРРИТОРИИ ПОСЁЛКА ПРОХОРОВКА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании (на примере Чкаловское М. О)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование управления социально-культурной сферой в муниципальном образовании (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Стратегическое управление муниципальным образованием (на примере Старорусского района Новгородской области)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНИЦЫ
ЕКАТЕРИНОГРАДСКОЙ ПРОХЛАДНЕНСКОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОНОПРОФИЛЬНОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Управление перспективным развитием муниципальный образований городского типа
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2004



