Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы и перспективы развития практик общественного участия в бюджетном процессе муниципального образования (на примере Санкт-Петербурга)

Работа №125870

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы108
Год сдачи2023
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 3
Введение 4
Глава 1. Общественное участие: теоретические основы 7
1.1. Подходы к определению общественного участия 7
1.2. Роль и эффекты общественного участия 9
1.3. Уровни гражданского участия 13
Глава 2. Общественное участие в бюджетном процессе 23
2.1. Бюджетный процесс как сфера для развития для общественного участия 23
2.2. Особенности общественного участия в бюджетном процессе 25
2.3. Барьеры, препятствующие общественному участию в бюджетном процессе 30
2.3. Международный опыт общественного участия в бюджетном процессе 35
2.4. Особенности бюджетного процесса в РФ 39
2.5. Формы общественного участия в бюджетном процессе Российской Федерации .43
Глава 3. Практики общественного участия в бюджетном процессе: опыт Санкт-Петербурга 54
3.1. Реализуемые практики общественного участия в бюджетном процессе
муниципальных образований 54
3.2. Проблемы практик общественного участия в бюджетном процессе 62
3.3. Оценка практик общественного участия в бюджетном процессе населением
Санкт-Петербурга 72
3.4. Оценка практик общественного участия в бюджетном процессе органами власти 76
3.5. Рекомендации по развитию практик общественного участия в бюджетном
процессе 79
Заключение 82
Список Литературы 85
Приложения 90


С 1 января 2022 в Бюджетном кодексе РФ закреплен принцип участия граждан в бюджетном процессе, но при этом ни правовые рамки реализации данного принципа, ни его содержание в кодексе не определены. Граждане не включены в список участников бюджетного процесса и, соответственно не обладают бюджетными полномочиями. Вместе с тем, в бюджетном процессе законодательно установлены формы участия граждан, а некоторые практики, например, инициативного бюджетирования успешно реализуются на территории РФ. Все это создает трудности в едином понимании и реализации нового принципа бюджетной системы. Помимо этого, дискуссионными представляются вопросы сущности, целей, задач, функций, этапов, принципов, уровней и форм общественного участия в бюджетном процессе, а также, каким образом общественное участие может содействовать повышению эффективности бюджетных расходов.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что общественное участие в бюджетном процессе развивается быстрыми темпами как в мире, так и в Российской Федерации с усилением влияния гражданского общества и внедрением новых информационных и телекоммуникационных технологий. Повышение финансовой грамотности и социальной ответственности населения приводит к большей его заинтересованности в различных аспектах реализации бюджетной политики публично-правовыми образованиями. В странах с выборной демократией общественное участие в бюджетном процессе является одним из инструментов повышения эффективности бюджетной политики. Несмотря на то, что в таких странах существуют независимые органы государственного финансового контроля, более полный учет интересов населения и общественный контроль позволяют эффективнее использовать ограниченные финансовые ресурсы государства. Но каждая страна имеет свои особенности, поэтому нельзя просто копировать лучшую практику, которая используется в других странах. Необходимо ее адаптировать к нормативным правовым, экономическим и социальным условиям каждого публично правового образования, где внедряется подобная практика. Вследствие этого возникает вопрос, каковы проблемы и перспективы развития практик общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований?
Объектом исследования является общественное участие в бюджетном процессе муниципального образования в Санкт-Петербурге. Предметом - проблемы и перспективы практик общественного участия в бюджетном процессе муниципального образования в г. Санкт-Петербург.
Цель работы - разработать рекомендации по развитию практик инициативного бюджетирования и иных форм общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований в Санкт-Петербурге.
Задачи ВКР:
• Проанализировать существующие подходы к определению общественного участия
• Выявить цели и эффекты общественного участия
• Проанализировать существующие модели и уровни общественного участия
• Определить особенности общественного участия в бюджетном процессе, его участников и этапы
• Выявить барьеры, препятствующие общественному участию в бюджетном процессе
• Изучить международный опыт и российские практики общественного участия в бюджетном процессе
• Изучить особенности и проблемы реализуемых практик общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований в Санкт-Петербурге
• Разработать анкету и провести опрос жителей Санкт-Петербурга с целью выявления их информированности и заинтересованности в практиках общественного участия в бюджетном процессе
• Подготовить и провести экспертное интервью с представителем органов власти и проанализировать результаты фокус-группы с жителями, имеющими опыт участия в бюджетном процессе
• Разработать рекомендации по развитию практик инициативного бюджетирования и иных форм общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований в Санкт-Петербурге на основе выявленных проблем и перспектив
В первой главе работы рассматриваются основы общественного участия, подходы к его определению и существующие модели гражданского участия. Глава 2 посвящена непосредственно рассмотрению общественного участия в бюджетном процессе. Подробно рассматриваются механизмы участия, анализируются международные практики и изучается специфика России, а также факторы, препятствующие вовлечению населения в данные проектов. Третья глава посвящена эмпирическому анализу текущего развития практик общественного участия в бюджетном контексте в Санкт-Петербурге, а именно изучению существующих проблем и особенностей различных практик. Помимо этого, в рамках эмпирического исследования на основе опроса населения, данных фокус-группы и интервью определяются перспективы и возможности для улучшения и дальнейшего развития практик общественного участия в бюджетном процессе и разрабатываются соответствующие рекомендации.
Для достижения цели работы были применены следующие качественные методы исследования: анализ научной литературы; систематизация; классификация; анкетирование; анализ кейсов.
Источниками информации для анализа данной темы стали классические и современные научные исследования, посвященные изучению общественного участия и его форм в контексте бюджетного процесса (Arnstein, S. R. «A Ladder of Citizen Participation», 1969; Bartocci L. Introduction: “Citizen involvement. Participatory Budgeting.”, 2016; Diogo Pereira “Rationales and barriers to citizen participation in public budgeting: A systematic literature review”, 2022 и др.), статьи из журналов и ряд российских исследований (Федосов В.А., 2017; Гаврилова,2018; и др.), а также различные нормативные документы ( Бюджетный кодекс РФ, Методические рекомендации Министерства Финансов и т.п.)
Источниками первичной информации послужили:
• Результаты опроса жителей Санкт-Петербурга
• Экспертное интервью с представителем Законодательного Собрания Санкт- Петербурга
• Результаты фокус-группы с активистами, участниками проекта «Твой Бюджет» и представителями местных органов власти
Результатом исследования являются систематизированные практики общественного участия, реализуемые на разных этапах бюджетного процесса муниципального образования в Санкт-Петербурге, а также практические рекомендации для их совершенствования.
Ожидается, что предоставленные рекомендации по развитию практик инициативного бюджетирования и иных форм общественного участия в бюджетном процессе смогут повысить привлекательность данных практик как для муниципальных образований Санкт- Петербурга, так и для граждан, через повышение осведомленности о том, как различные формы участия могут влиять на эффективность расходования бюджетных средств и при этом отвечать потребностям населения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Общественное участие прочно закрепилось в современной системе государственного управления и является одним из инструментов повышения эффективности государственной политики. Учет интересов населения и участие граждан имеют положительное влияние в том числе и в распределении ограниченных финансовых ресурсов государства. В каждой стране бюджетный процесс имеет свои особенности, обусловленные правовыми, экономическими и социальными рамками, что предоставляет самые разные возможности для общественного участия в процессе формирования и распределения бюджетных средств. Несмотря на различие в формах, главными вопросами практик общественного участия в бюджетном процессе по-прежнему остаются степень вовлечения населения в вопросы бюджета, а также рациональное использование полученной информации органами власти для принятия эффективных решений на основе общественного мнения.
В данной работе был проведен анализ существующих проблем и перспектив развития практик общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований в Санкт-Петербурге. Для этого в Главе 1 были определены теоретические основы гражданского участия, в частности обозначено широкое понимании данного термина как общественного участия. В рамках концепции совместного производства граждане были определены как пользователи государственных услуг и общественных благ, а государство, соответственно, - как поставщик этих услуг. В соответствии с этим, были определены выгоды для законодательных и исполнительных органов власти и граждан в виде повышения эффективности и легитимности принимаемых решений с одной стороны и развития активной гражданской позиции и доверия к органам власти с другой. Также, были проанализированы формы общественного участия, такие, как голосование, опросы, фокус- группы, панельные сессии и другие с точки зрения их преимуществ и недостатков. Были рассмотрены существующие модели общественного участия в зависимости от степени вовлечения граждан и выбрана трехуровневая модель, предложенная Организацией Экономического Сотрудничества и Развития. Именно с точки зрения трех ступеней участия - информирования, консультирования и активного участия было рассмотрено общественное участие в бюджетном процессе в Главе 2.
Разные этапы бюджетного процесса характеризуются разной степенью вовлечения граждан и их возможностями влияния на принятие решений, поэтому результатом Главы 2 стала систематизация возможных форм гражданского участия на всех этапах бюджетного процесса. Помимо выделения особенностей общественного участия в бюджетном процессе, была проведена классификация существующих барьеров такого участия. Выделены формальные и неформальные институциональные барьеры, организационные барьеры на стороне спроса и на стороне предложения. В рамках анализа международного опыта особое внимание было уделено изучению партисипаторного бюджетирования, а также инструментам, используемым для повышения эффективности данной практики, таким как увеличение доли распределяемых населением средств, привлечение частных инвестиций и заемного капитала, позволившие обеспечить результативное общественное участие в бюджетном процессе. При изучении российского опыта были выделены особенности и проблемы таких практик как публичные слушания, инициативное бюджетирование, обращения к местных депутатам и проект «Бюджет для граждан».
В Главе 3 проанализированы практики общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований в Санкт-Петербурге с точки зрения их проблем и перспектив. Особое внимание было уделено проекту инициативного бюджетирования «Твой Бюджет», его особенностям и механизмам. С участниками проекта была проведена фокус-группа и выявлен ряд организационных проблем данного проекта и возможные пути их решения. На основе данных полученных по результатам онлайн-анкетирования жителей Санкт- Петербурга, были выявлены низкая информированность граждан о возможностях участия в таких практиках, низкий уровень доверия к органам власти. Главным мотивирующим фактором к участию в бюджетном процессе была определена уверенность в значимости собственного вклада, а наиболее актуальной формой стали онлайн-форматы- опросы, голосования и т.п. Данные выводы были подтверждены экспертной оценкой представителя власти, опираясь на мнение которого можно сказать о необходимости формирования в Санкт-Петербурге и России в целом культуры участия населения, а также о новых возможностях участия, которые открывают электронные площадки. Помимо этого, были обозначены перспективы общественного участия в бюджетном процессе муниципальных образований в виде расширения круга вопросов, на которые могут влиять жители через распределение бюджетных средств, эффективности публичных слушаний и обращений к депутатам на местном уровне, а также нереализованного потенциала взаимодействия с частным сектором.
Результатами данной работы стали систематизированные практики общественного участия, реализуемые на разных этапах бюджетного процесса, а также практические рекомендации для совершенствования данных практик на муниципальном уровне в Санкт- Петербурге.
Таким образом, в Санкт-Петербурге существует хорошая законодательная и организационная база общественного участия в бюджетном процессе на муниципальном уровне и не только. Однако, для полной реализации потенциала города в сфере эффективного участия граждан в бюджетном практиках, необходимо не только развитие и совершенствование существующих механизмов участия, обеспечение их доступности и прозрачности для населения, но и планомерное формирование культуры участия населения в бюджетном процессе, а также расширение возможностей в сфере реализации гражданских инициатив с участием бизнеса, экспертных сообществ и других стейкхолдеров.



1. Arenstein, S.R., A ladder of citizen Participation // JAIP. - 1969. - Vol. 35. - P.216-224.
2. Baiocchi, G., Militants and citizens: the politics of participatory democracy in Porto Alegre // Stanford University Press. - 2005. - P.6-9.
3. Beckett, J. and King, C.S., The challenge to improve citizen participation in public budgeting: a discussion //Journal of Public Budgeting, Accounting & FinancialManagement. - Vol. 14 No. 3 - 2002. - P. 463-485.
4. Bekker, K. ‘Interest and Pressure Groups as a means for Citizen Participation’ Citizen Participation in Local Government. Pretoria // JL van Schaik Publishers. -1996. - P. 16-17
5. Bovaird, T. & Loeffler, E., From Engagement to Co- Production: The Contribution of Users and Communities to Outcomes and Public Value. // Voluntas. - 2012. - P. 119-138.
6. Brynard, D.J. ‘Planning: The Participatory Approach ‘, Citizen Participation in Local Government //Pretoria: JL van Schaik Publishers - 1996.
7. Cmokhv.ru: Официальный сайт Ассоциации «Совета Муниципальных образований Хабаровского края», 2006-20023. - URL:http://cmokhv.ru/materials/mat20220112-m/(дата обращения 08.04.2023). -Режим доступа: свободный
8. Ebdon, C., &Franklin, A. L., Citizen Participation in budgeting theory. Public Administration Review. - 2006 - P.437-447.
9. Ebdon, C., Citizen Participation in Budgeting Theory // Public Administration Review. - 2006. - № 66 (3). - pp. 437-447.
10. Fung, A, Putting the public back into governance: The challenges of citizen participation and its future// Public Administration Review. - 2015. - P. 513-522.
11. Gret, M. and Y, Sintomer., The Porto Alegre experiment: learning lessons for a better democracy // Zed Books. -2015.
12. Herzberg, C., Rocke, A., and Sintomer, Y., Participatory Budgeting in Europe: Potentials and Challenge // International Journal of Urban and Regional Research - 2008. - P. 164-78.
13. Hong, S., Citizen Participation in Budgeting: A Tradeoff between Knowledge and Inclusiveness // Public Administration Review.-2015. - p. 572-582.
14. International Peacebuilding Advisory Team, Public Participation and Citizen Engagement // Interpeace Publishing. - 2015. - P. 3-17.
15. Irvin, R. A., & Stansbury, J., Citizen Participation in decision-making: is it worth the effort? // Public administration review. - 2004. - P. 55-65.
16. Kaufmann, D.; Kraay, A.; Mastruzzi, M., The worldwide governance indicators project: Answering the critics.// The World Bank - 2007.
17. Kim, Soojin & Schachter, Hinde, Citizen Participation in the Budget Process and Local Government Accountability: Case Studies of Organizational Learning from the United States and South Korea // Public Performance & Management Review. -2013. - P. 456-471.
18. Li Michael., Governance of Citizen Participation and its Related Concepts: A Review of Literature // International Letters of Social and Humanistic Sciences. - 2015. - P. 99-104.
19. Medvecky, F., Macknight, V., Building the economic-public relationship: Learning from science communication and science studies // Journal of Science Communication. - 2017.
- P. 101.
20. Meyer I. Cupido M.J. and Theron F., Citizens Participation in Government: Myth or Reality? In Search of a Pragmatic Approach to Improve Local Governance // South Africa: Heinemann Publishers - 2002. - P. 30-33.
21. MR-7.ru: Новости Санкт-Петербурга: - сайт, информационно-новостное онлайн издание Санкт-Петербурга MR-7, 2006-2023. - URL:https://mr-7.ru/, свободный (дата обращния: 02.05.2023)
22. Nanyang Technological University Library // Библиотека Национального
Технологического Университета Nanyang. -2013. -URL:
https://dr.ntu.edu.sg/bitstream/10356/82550/1/Citizen%20Participation%20in%20the%20Budget%20Process%20and%20Local%20Government%20Accountability Case%20Studies%20of%20Organizational%20Learning%20from%20the%20United%20States%20and%20Sou.pdf/ ( дата обращения: 04.04.2023)
23. OECD Handbook On Information, Consultation And Public Participation In Policy-Making, Citizens as partners // OECD Publishing Service - 2001. - P. 13-29.
24. OECD iLibrary // Сайт OECD. - OECD, 2017.-URL:https://www.oecd-
ilibrary.org/sites/37f3a389-en/index.html?itemId=/content/component/37f3a389-en /
(дата обращения: 23.04 2023)
25. Pereira, D. & Roder Figueira A., Effects of citizen participation in the social accountability of budget amendments // Journal of Legislative Studies. - 2020. - P. 30-54.
26. Pereira, Diogo & Figueira, Ariane, Rationales And Barriers To Citizen Participation In Public Budgeting: A systematic literature review // Revista Brasileira de Ciencia Politica.
- 2022.
27. Reznik, N. P. et al., Decentralization of authorities in Ukraine; as an efficient instrument for strengthening local democracy in the modern stage of government // International Journal of Engineering and Advanced Technology. - 2019. - P. 6786-6792.
28. Schwarzkopf, A. L., Civil society, political parties and interrelationships: A comparative study between Porto Alegre and Montevideo // Opiniao Publica. - 2019. - P..169-198.
29. Sintomer, Y., Herzberg, C., and Allegretti, G., Participatory Budgeting Worldwide. // Engagement Gobal Publisher. - 2015 - P. 25-28.
30. Smith, L., Public Policy and Public Participation: Engaging Citizens and Community in the Development of Public Policy //Atlantic Regional Office Population and Public Health Branch - 2003.
31. United Nations e-government survey // Economic & Social Affairs. - 2014. - P. 67-79.
32. Wampler, B. Participatory Budgeting in Brazil: Contestation, Cooperation, and Accountability // University Park: Penn State University Press - 2007. - P. 12-19
33. Wampler, B., Mcnulty, S. & Touchton, M., The Global Spread and Transformation of Participatory Budgeting: 30 Years of Participatory Budgeting Worldwide // Epopeia Records and Oficina. - 2018. - P. 52-64.
34. Williams, E., Denny, E.S., & Bristow, D., Participatory budgeting: An evidence review.// Public Policy Institute for Wales. - 2017. - P. 12-26.
35. Беленчук А.А., Вагин В.В., Шульга И.Е. Инициативное бюджетирование как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов. // Финансы. - 2017. - С. 10-21.
36. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Ст. 36.
37. Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А., Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. -2015. - С.94-103.
38. Вагин В.В., Шаповалова Н.А., Состояние инициативного бюджетирования в Российской Федерации: новые тренды и возможности развития // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2018. - С. 110¬122.
39. Виноградова, Т.И. Общественное участие в бюджетном процессе. Некоторые теоретические аспекты // Общественное участие в бюджетном процессе: опыт и технологии. - СПб.: Норма, 2002. - С. 11-33.
40. Горный, М.Б., Прозрачность бюджетного процесса - необходимое условие эффективного общественного участия // Общественное участие в бюджетном процессе на Северо-Западе России - СПб.: Норма, - 2002. - С. 5-24.
41. Гузь Н.А., Партисипаторное бюджетирование: зарубежный опыт и российская практика. Экономический рост: факторы и механизмы устойчивого развития // Пенза: Наука и Просвещение. - 2017- С.66-81.
42. Демин, С.В., Бюджет для всех: монография // МЦСЭИ «Леонтьевский центр». - 2001. - C. 191.
43. Захарчук Е.А., Некрасов А.А., Пасынков А. Ф., Бюджетирование на основе
общественного участия: зарубежный опыт и практика применения в России // Финансы: теория и практика - 2019. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhetirovanie-na-osnove-obschestvennogo-uchastiya-zarubezhnyy-opyt-i-praktika-primeneniya-v-rossii /(дата обращения: 27.02.2023)
44. Кадникова Т. Г., Бокова Т.А., Опыт внедрения программы поддержки местных
инициатив. // Финансы. - 2017. - С.5-11.
45. Левин В.Ф., Залогов H.A., Публичная экспертиза законопроектов как механизм
повышения эффективности региональных и местных бюджетов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010.- URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/publichnaya-ekspertiza-zakonoproektov-kak-mehanizm-povysheniya-effektivnosti-regionalnyh-i-mestnyh-byudzhetov/ (дата обращения: 27.02.2023).
46. Лукьянова Н. Г., Особенности Развития Инициативного Бюджетирования В Санкт-
Петербурге // Финансовый журнал. 2021. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-initsiativnogo-byudzhetirovaniya-v-sankt-peterburge/ (дата обращения: 25.05.2023).
47. Лукьянова Наталия Германовна Особенности развития инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге // Финансовый журнал- 2021. - С. 1-3.
48. Методические рекомендации по реализации проектов партиципаторного и экстра-бюджетирования // Сайт Открытого правительства. - Режим доступа: http://budget.bigovernment.ru/upload/iblock/ff8/ff84813216589a79956d6347037fde2c.pdf( дата обращения: 14.02.2023)
49. Науменко, А. М. Публичные слушания: проблемы реализации на муниципальном
уровне // Молодой ученый. — 2019. — С. 337-339. — URL:
https://moluch.ru/archive/260/59898/(дата обращения: 24.02.2023).
50. Отчет Фонда «ТРИОНИКС» о проведенном анализе зарубежного опыта
использования института публичных слушаний в местном самоуправлении. // Сайт фонда «ТРИОНИКС» — 2016.- URL:Ы1р://фонд-трионикс.рф/1Ь/йеуа1е1по81-fonda/realizovannye-granty-i-proekty/razrabotka-standarta-publichnyh-slushaniy// (дата обращения: 06.02.2023)
51. Федосов В. А., Сущность общественного участия в бюджетном процессе // Интернет- журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» - 2017. - C.1-3.
52. Цуркан М.В., Влияние партисипаторного бюджетирования на возможности развития территорий // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - С.150-158.
53. Цуркан М.В., Подходы к определению «Партисипаторного бюджетирования» // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2016. - С. 67-71.
54. Шугриан Е.С. Возможные направления повышения эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - С. 23-25.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ