Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культура медиа как фактор формирования визуальных и телесных практик

Работа №125777

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Визуальный образ как предмет философского анализа 6
1.1 Иконический поворот 6
1.2 Визуальность как феномен 10
1.3 Проблема ‘видения’ в контексте визуальной репрезентации 14
Глава 2. Медийное «Я», как визуальные образы внедряются в наше сознание и формируютновые телесные практики 22
2.1 Культурная память и digital-медиа в эпоху Homo technicus 22
2.2 Медиакультура как измерение в социальной повседневности 26
2.3 Телесная сборка под влиянием новых медиа 32
Глава 3. Культура медиа и современные технологии - пути развития 36
3.1 Медиапространство и медиакоммуникация 36
3.2 Машина-человек или человек-машина 42
3.3 Видеофилия, видеомания и социальный вуайеризм 51
3.4 Фотография и визуальные образы в эпоху новых медиа 54
Заключение 67
Список литературы 68
Приложения 73

В данном исследовании анализируются концептуальные особенности "иконического поворота", наблюдаемого в современной философии и социологии, начало которому было положено в эпоху Нового времени. Концепция взгляда позволяет провести различие модерной и постмодерной визуалистики. Если в основе модерной визуальной философии находятся понятия глаза и зрения, то в постмодерной визуалистике центральным становится понятие взгляда, преодолевающего дистанцию между субъектом и объектом видения. Трансгрессивная устремленность взгляда вовне человеческой субъективности сочетается с практикой видеофилии (влюбленности в образы) и видеомании (поглощенностью и захваченностью образами), социальным вуайеризмом (массовым желанием созерцать не только то, что лежит на поверхности, но и то, что скрыто и находится под покровом видимого) и социальным эксгибиционизмом (массовым стремлением "выставлять себя напоказ"и "собирать"чужие взгляды).
Визуальный переворот, наблюдаемый в философии, социологии и культуре ХХ века, проявляющийся в возрастании роли образности в повседневной жизни современного человека и в обострении теоретического интереса к визуальной составляющей социальной реальности, получил название "иконического поворота" (Г. Бём) [48] или "иконического прорыва" (М. Маклюэн) [22; 259]. "Иконический поворот - означающее сдвига в социокультурной ситуации, при котором онтологиче ская проблематика переводится в план анализа визуальных образов. Он следует за онтологическим , лингвистическим поворотами и фиксирует отход в средствах коммуникации от вербального способа к визуальному" [32; 10]. Гипертрофирование визуального плана в современной жизни, избыток образности во всех сферах социального существования современного человека (в политике, культуре, экономике, масс-медиа, шоу-бизнесе, PR- компаниях, Интернете , в рекламе , на телевидении) породил новую реальность или новое измерение в человеческом существовании, которое Жан Бодрийяр назвал "гипперреальностью", или реальностью образов, подменяющих собой (симулирующих) действительность. В современном мире гипперреальность утрачивает характеристики вторичности или надстроенности (над "базисом"не-образной действительности), напротив, она становится основной и единственной реальностью. Сегодня положение дел уже таково, что у нас почти отсутствует выбор - мы захвачены этой пролиферацией образов, становлением - образом мира на экранах, становлением образом нашей вселенной, превращением всего в образное. Но там, где всё есть образ, никакого образа больше не существует, там больше нет образа как иллюзии, как феномена сцены», [3; 91].
Объект исследования: человек в культуре медиа
Предмет исследования: влияние культуры медиа на формирование визуальных образов и телесных практик
Цель исследования: определить как инструменты медиа культуры влияют на человека и его восприятие на визуальном и телесном уровнях
Структура работы: магистерская диссертация представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы, объем работы составляет 73 страницы.
Методы и методологическая основа исследования. Данная работа предполагает междисциплинарный подход, включая культурологический, философский, социологический, а также биологический подходы.
Синтетический метод, включающий анализ семиотических антропологических и медиа-технологических аспектов изображений. Диахронический метод для изучения хронологической последовательности процессов трансформации медиасферы. Феноменологический метод для фиксации визуального и телесного как феноменов философской антропологии.
Научно-теоретическая значимость исследования состоит в аналитике визуальных медиа и может послужить основой для дальнейшего изучения проблем, связанных с телесностью и визуальностью в культуре, отдельных аспектов взаимодействия массмедиа образов и кибернетических виртуальных реальностей с телесностью человека, а также с общими вопросами культурогенеза, восполнения и саморегуляции культуры.
Практическая значимость исследования заключается в разработке философско-антропологической модели медиакоммуникации. В том числе, отдельные его положения могут быть использованы при разработке спецкурсов «Визуальные и телесные практики в культуре повседневности» и «Телесность в визуальных образах», а также как тематические материалы при чтении курсов по теории и истории культуры, философской антропологии, культуре повседневности и теории массовой коммуникации.
Социальная значимость. Данная работа предполагает прогностический характер и демонстрирование альтернативных вариантов развития современного общества, которые могут быть использованы и актуализированы в социуме и масс-медиа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Визуалистика эпохи «иконического поворота» радикально отличается от визуалистики предшествующих эпох. И античная, и средневековая визуалистика сосредоточена на разработке путей достижения просветленного состояния, в котором возможно созерцание Высшего Блага (Первоединого) или Бога, ренессансная визуалистика проявляет интерес уже к самим визионерским практикам. Однако физически-плотский мир - его видимая рельефность, цветность и консистенция - все еще остается вне поля видимости философов до-модерных эпох. И именно визуалистика попадает в фокус зрения постмодернистов: если визуальный интерес до-модерных мыслителей ориентирован трансцендентным, то ментальный взгляд модерных и постмодерных мыслителей нацеливается на имманентное - на видимую поверхность реальных вещей.
Визуальный образ - это главное средство воздействия на субъект в условиях современной культуры. Можно выделить два типа визуальных образов: телесно-ориентированные (нацеленные, прежде всего, на тело реципиента) и духовно-ориентированные (воздействующие на духовный мир человека). Изображения в современной культуре (особенно в визуальном пространстве массмедиа) тяготеют к первому типу. Посредством массмедиа образов современная культура транслирует свои смыслы, укореняя свои идеи, идеалы, ценности. Человек, живущий в мегаполисе, наиболее подвержен влиянию информационной среды, всевозможным потокам массмедиа, он воспринимает огромное количество визуальных образов, наслаивающихся один на другой, таким способом порождая клиповое мышление и рассеянное восприятие реальности. Безусловно новые медиа упрощают жизнь человека делая её более культурной, более оторванной от природы. Постепенно реальность виртуального становиться первой реальностью, а сама реальность вытесняется на второй план. Если раньше вопрос, о том, каков человек был таким - Человекобог или Богочеловек? То сейчас вопрос о человеке выглядит следующим образом: Человек-машина или Машина-Человек?


1. Батаева Е. В. Фланерство и видео мания: модерны и постмодерна визуальные практики. Журнал "Вопросы философии"РАН, Москва, Наука №12, 2012 г. С.61-67
2. Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. // Пер. с нем. И. Болдырева, А. Белобратова, А. Глазовой и других. М.: РГГУ, 2012. - 288 с.
3. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту. / Пер. с франц. Н. Суслова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 200 с.
4. Вирильо П. Машина зрения / Пер. с фр. А.С. Шестакова под ред. B. Ю. Быстрова. СПб.: Наука, 2004.
5. Вульф К. Жесты как язык чувств. Миметический и перформативный характер жестов // Чувство, тело, движение. Под ред. К. Вульфа и В. Савчука. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. С. 80-104.
6. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. I. М.: Мысль, 1974. - 471 с.
7. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия.// Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994, С. 66
8. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл. C. Н. Зенкина — М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998. — 288 с.
9. Дери Марк. Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков. М.: АСТ, 2008. - 480 с.
10. Дорис Бахманн Медик. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре / Пер. с немецкого С. Ташкенова. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 504 с.
11. Дорофеев Д. Ю., Савчук В.В., Светлов Р.В. Иконография античных философов: история и антропология образов. - СПб.: Платоновское философское общество, 2017. (С. 206-218)
12. Дэвис Эрик. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху. М.: АСТ, 2008. - 480 с.
13. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. / Пер. с англ. Под научн. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - 606 с.
14. Кин Джон. Демократия и декаданс медиа. / Пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Смирнова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2015. - 312 с.
15. Клоссовски П. О симулякре в сообщении Жоржа Батая // Журн. Комментарии. 1994. № 3.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ