АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ИСПЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 8
1.1. Понятие, сущность и значение контроля и надзора в сфере
государственного управления 8
1.2. Содержание государственного надзора и контрольно-надзорной
деятельности федеральных органов исполнительной
власти 12
1.3. Принципы контрольно-надзорной деятельности органов
исполнительной власти 16
2. АНАЛИЗ СТАТУСА И СИСТЕМЫ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 30
2.1. Правовое положение контрольно-надзорных органов в
системе федеральных органов исполнительной власти 30
2.2. Реализация государственного контроля и контрольно-надзорной
деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 41
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ 48
3.1. Разграничение полномочий между органами исполнительной
власти Российской Федерации и ее субъектов при реализации функции государственного надзора и контроля 48
3.2. Меры по совершенствованию контрольно-надзорной
деятельности органов исполнительной власти 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
АННОТАЦИЯ
На выпускную квалификационную работу, на тему: «Государственный надзор и контрольно-надзорная деятельность органов исполнительной власти (на примере города Санкт-Петербурга)»
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе изложены теоретические аспекты государственного надзора и контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти.
Во второй главе проведен анализ статуса и системы контрольно-надзорных органов исполнительной власти.
В третьей граве разработаны мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти.
Объём выпускной квалификационной работы составляет 73 страницы печатного текста. В работе содержится 11 рисунков. Для написания ВКР было использовано 50 источников литературы.
Ключевые слова: государственный контроль, государственный надзор, государственное управление, органы исполнительной власти, реформирование контрольно-надзорной деятельности, разграничение полномочий органов власти, совершенствование контрольно-надзорной деятельности.
Актуальность темы обусловлена значимостью исследования широкого круга аспектов, которые связаны с деятельностью органов исполнительной власти как федерального центра, так и субъектов Федерации. В общем комплексе необходимых для этого мер трудно переоценить значение правового регулирования организации контрольной и надзорной деятельности государственной администрации.
Сейчас широкие возможности государственного контроля и надзора как ведущего организационно-правового средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении используется недостаточно. Контроль и надзор нередко подменяется неоправданным вмешательством в сферу частных интересов, нарушением прав и законных интересов невластных участников административно-правовых отношений. В то же время должным образом не контролируется ход реализации многих важных решений федерального центра, направленных на реализацию программ экономических и социальных реформ в стране, повышение жизненного уровня общества в целом, противодействие международному терроризму и организованной преступности.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере государственного контроля и надзора органов исполнительной власти.
Предметом исследования выступают нормы российского
законодательства, практика их применения, научная юридическая литература.
Цель работы - исследовать государственный надзор и контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, выявить некоторые проблемы и предложить пути их решения посредством внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.
Реализация указанной цели потребовала решения следующих задач:
1) раскрыть понятие, сущность и значение контроля и надзора в сфере государственного управления, изучить содержание государственного надзора и контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти;
2) проанализировать принципы контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти;
3) определить правовое положение контрольно-надзорных органов в системе федеральных органов исполнительной власти;
4) изучить контрольно-надзорную деятельность государственной администрации в условиях построения правового государства и формирования гражданского общества;
5) изучить аспект в сфере реализации государственного контроля и контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
6) раскрыть вопрос о разграничении полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов при реализации функции государственного надзора и контроля, выявить проблемы такого разграничения, наметить пути их решения, сформулировать предложения по разграничению полномочий надзора и контроля.
7) Представить меры по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.
Теоретической основой проведенного исследования выступают работы российских ученых в сфере государственного управления, административного права, общей теории права, конституционного права.
Нормативно-правовую основу исследования составляет законодательство Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные приемы и принципы познания. В ходе работы использовались методы: структурного и функционального анализа, формально-юридический метод, методы сравнительного правоведения, построения гипотез, интерпретации правовых идей и нормативных правовых актов.
По своей структуре работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов и литературы.
Подводя итог проведенному исследованию, мы можем сформулировать следующие основные выводы и умозаключения.
В настоящее время в доктрине отсутствует единое мнение по вопросу в сфере разграничения понятий «контроль» и «надзор».
Основная проблема заключается в отсутствии четкого и общепризнанного набора критериев разграничения контроля и надзора.
В работе указано, что в виду такого обстоятельства целесообразно избрать в качестве определяющего критерия глубину проверочной деятельности, т.е. возможность осуществлять контроль над законностью или контроль над законностью и целесообразностью, а среди ряда дополнительных критериев: характер полномочий соответствующих органов контроля и
надзора; положение, занимаемое каждым из них в системе государственных органов; наличие организационной подчиненности субъектов контрольно-надзорной деятельности и подконтрольных или поднадзорных объектов; сфера действия контроля и надзора.
В работе сделан и обоснован вывод, согласно которому общность правовой природы контроля и надзора не означает их тождественности в организационном и юридическом отношении.
Так, контроль, который отражает, в первую очередь, внутриорганизационный и управленческий аспект функционирования органов государственной власти, выступает в качестве интегрирующей, универсальной организационно-правовой формы, которая объединяет различные виды проверочной деятельности и государственного реагирования на выявленные нарушения. В силу этого контроль ориентирован, прежде всего, на систематическую проверку хода реализации во внутриогранизационной деятельности управленческих решений и нормативных установлений, выявление и устранение недостатков в работе аппарата управления и конкретных должностных лиц.
Надзор, как разновидность проверочной деятельности, ориентирован на непрерывное наблюдение и проверку соблюдения специальных правовых норм и правил поведения в сфере деятельность как физических, так и юридических лиц.
Надзор осуществляется, как правило, в рамках установленных законом юрисдикционных процедур, и сопровождается принятием мер, носящих характер административно-правового принуждения.
В работе сделан и обоснован вывод, согласно которому контрольно-счетную палату субъектов следует избирать как депутатов законодательно-представительной власти для обеспечения им независимости.
В работе указано на целесообразность внесения поправок в ст. 129 Конституции РФ и изложить ее в следующей редакции:
«Должность Генерального прокурора РФ назначается Советом Федерации без участия иных органов государственной власти. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ».
В работе подчеркнуто, что модернизация системы и структуры федеральных органов исполнительной власти способствовала созданию необходимых юридических предпосылок сокращения субъектов контрольнонадзорной деятельности, уточнению и унификации правового статуса контрольно-надзорных органов. Их реализация в практике дальнейшего организационно-правового строительства государственной администрации предполагает установление более четкого разделения «зон» контроля и надзора за исполнением законодательства России.
В работе сделан вывод, согласно которому состояние законности и правопорядка в современной России диктуют необходимость поиска оптимального сочетания в процессах правовой регуляции контроля и надзора двух взаимодополняющих начал: с одной стороны, сохранения в полном объеме надзорной деятельности органов исполнительной власти, придание ей большей динамичности и эффективности за счет усиления ее аналитической, сигнализирующей и профилактической составляющих, с другой стороны, расширения «зоны» социального (общественного) контроля, который, не подменяя и не заменяя контрольно-надзорную деятельность государственных органов, способен оказать им действенную помощь в реализации федеральных и региональных социально-экономических программ.
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// СЗ РФ, 14.04.2014, N15, ст. 1691.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.12.2016)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2016)
4. Об акционерных обществах: фед. закон Рос. Федерации от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ: принят Гос. Думой 24 ноября 1995, в ред. от 29.06.2016
5. О некоммерческих организациях: фед. закон Рос. Федерации от 12.01.1996 № 7-ФЗ: принят Гос. Думой 8 декабря 1995, в ред. от 30.12.2015
6. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: фед. закон Рос. Федерации от 14.11.2002 № 161-ФЗ: принят Гос. Думой 11 октября 2002 года, одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года, в ред. от 23.11.2016)
7. Об автономных учреждениях: фед. закон Рос. Федерации от 03.11.2006 № 174-ФЗ: принят Гос. Думой11 октября 2006 года, Одобрен Советом Федерации 27 октября 2006 года, в ред. от 29.12.2016
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: фед. закон Рос. Федерации от 08.05.2010 № 83-ФЗ: Принят Гос. Думой 23 апреля 2010 года, одобрен Советом Федерации 28 апреля 2010 года, в ред. от 29.12.2016
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений закон Российс: фед. закон Рос. Федерации от 18.07.2011 № 239-ФЗ: принят Гос. Думой 5 июля 2011 года, одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года, в ред. от 29.12.2016)
10. Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 539
11. Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы: Распоряжение Правительства от 01.07.2013 № 1111-р
Научная и учебно-методическая литература
12. Азжеуров В. Эффективность использования бюджетных средств в интересах стратегии социально-экономического развития РФ // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово- хозяйственной деятельности. - 2017. - № 6. - С. 12-23.
13. Богомолов О.Т. Глобальная экономика и жизнеустройство на пороге новой эпохи / О.Т. Богомолов. - М.: Анкил, 2015. - 384 с.
14. Гапоненко А. Л. Теория управления / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухиню. - М.: Наука, 2013. - 558 с.
15. Исаков А.Г. Опыт создания автономных учреждений / А.Г. Исаков // Финансы. - 2015. - № 5. - с. 23-25
16. Кампос Э. Многоликая коррупция: выявление уязвимых мест на уровне
секторов экономики и государственного управления
/ Э. Кампос. - М.: Альпина Паблишерз, 2015. - 549 с.
... Всего источников – 50.