Введение 3
Историография 5
Глава 1. Серия С. Шерман «Кадры из кинофильмов без названия» в контексте гендерной теории искусства 22
1.1. Жанр автопортрета в творчестве женщин-фотографов и его специфика 26
1.2 Серия «Кадры из кинофильмов без названия» и концепция «мужского взгляда» 31
1.3. Творчество С. Шерман и автопортрет на рубеже 20-21 вв. 38
Глава 2. Серия С. Шерман «Портреты старых мастеров» в контексте идей Р. Барта 48
2.1. «Живопись» в эпоху фотографии: теоретические аспекты проблемы 50
2.2. Рецепция классического искусства в творчестве Синди Шерман 57
2.3. Серия «Портреты старых мастеров» в свете теории мифа Ролана Барта 62
Глава 3. Серии С. Шерман «Сексуальные картины» и «Ужасы» в контексте теоретических идей Ю. Кристевой 68
3.1 Мотивы кукол и манекенов в фотоискусстве XX века 68
3.2 Серия «Сексуальные картины» и теория отвратительного Ю. Кристевой 78
3.3 Рефлексия о женственности и цене красоты в серии снимков «Ужасы» 84
Заключение 88
Список использованной литературы 89
Список использованных иллюстраций отсутствует
Иллюстрации отсутствуют
Автопортретная фотография представляет собой широкую область для изучения взаимосвязи между автоматизмом (представлением о том, что фотография является продуктом бессознательного, естественного или механического процесса) и художественным фактором в фотографии. Эти отношения рассматриваются как проблема в философии искусства. Синди Шерман на снимках серий исследует и изображает свою собственную идентичность как художник, работающий в области фотографии. Автоматизм, включенный в воспроизведение фотографии, позволил художникам расширить традицию автопортретов таким образом, что радикально отличается от предыдущих визуальных искусств.
Творчество Синди Шерман включает преимущественно автопортреты. Художница создает свои работы на протяжении сорока лет и до сих пор является одной из самых влиятельных персон в мире искусства. Можно сказать, что Синди Шерман стала знаковой фигурой в международном культурном пространстве. Благодаря её образам многие вдохновились на создание своих собственных работ. Например, японский фотохудожник Ясумаса Маримура, снимающий в жанре автопортрета, создал аллюзию на самый известный снимок Шерман, в точности воспроизведя его. А Мэри Джо Бэнг написала стих к снимку «Без названия №48» из серии «Кадры из кинофильмов без названия». Помимо фотографии, образы Шерман можно встретить в моде, рекламе и кинематографе.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что Синди Шерман является крупнейшим художником постмодернизма, работы которого оказали значительное влияние на развитие современного искусства. В данной работе творчество С. Шерман рассматривается в рамках гендерного подхода, востребованного в современном искусствознании. Предметом исследования в выпускной квалификационной работе является гендерная проблематика в творчестве С. Шерман. Объектом исследования в данной работе являются наиболее известные серии работ Синди Шерман «Кадры из кинофильмов без названия», «Портреты старых мастеров», «Сексуальные картины», созданные в 1970-х-1990-х гг., которые отчетливо показывают специфику творческого метода художницы.
Целью данной работы является исследование творчества Синди Шерман в контексте гендерной теории искусства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Провести аналитический обзор литературы по творчеству С. Шерман, выявив основные проблемы его интерпретации.
• Проанализировать основные особенности зарубежного искусства 1970-х-1990-х гг.
• Выявить роль творчества С. Шерман в искусстве 1970-х-1990-х гг.
• Провести сравнительный анализ творчества С. Шерман и произведений фотохудожников XX века, работающих в жанре автопортрета.
• Рассмотреть творчество С. Шерман в контексте гендерной теории искусства и понятия «мужского взгляда».
• Проанализировать серию «Портреты старых мастеров» в контексте теории мифа Ролана Барта.
• Провести анализ серий работ С. Шерман «Сексуальные картины» и «Ужасы» в контексте теоретических идей Ю. Кристевой.
Поставленная цель и задачи дают возможность выявить специфические особенности искусства Шерман, а также сопоставить ее работы с творчеством других фотохудожников XX в.
С самого начала своей карьеры С. Шерман примеряла на себя множество ролей для того, чтобы раскрыть сущность всюду проникающих стереотипов и подвергнуть критическому анализу образные представления СМИ, кино, моды, классической живописи. Творчество С. Шерман, таким образом, может рассматриваться как инструмент для преображения социального сознания. Рассмотрев творчество Синди Шерман, а также других фотохудожников, мы пришли к выводу, что Шерман повлияла не только на определенных фотохудожников, занимающихся автопортретами, но на искусство постмодернизма в целом.
Проанализировав творчество С. Шерман в контексте идей гендерной теории искусства, мы пришли к выводу, что ее работы критически переосмысляют концепцию «женского», сформировавшуюся в современной культуре. Кроме того, следует отметить, что творчество С. Шерман и его интерпретации, предложенные кураторами, арт-критиками и искусствоведами, оказали значительное влияние на последующее изучение места женщины в сфере репрезентации.
Нами был проведен сравнительный анализ работ женщин-художниц, таких как К. Каон, Ф. Вудмен, Н. Годин, А. Гаскел, И. Левенберг, Д. Керленд и снимков Синди Шерман. Выявлена специфика и подход к созданию снимков, а также общее и различия в методике автопортретирования. Также нами была исследована серия работ С. Шерман «Портреты старых мастеров» в контексте теории «мифа» Ролана Барта. По мысли Барта, оказаться во власти мифа значит «купить» некий товар, даже не удосужившись заглянуть под обертку. Рассмотрев снимки из серии «Портреты старых мастеров» в контексте концепции «мифа», мы пришли к выводу, что в работах нет самостоятельного персонажа перед нами лишь последовательность означающих. Более подробный анализ помог интерпретировать этот феномен через понятия «означающего» и «означаемого».
В ходе написания работы были проанализированы теоретические идеи Ю. Кристевой, центральной из которых является концепция «отвратительного» Мы пришли к выводу, что своими снимками Шерман поднимает острые социальные вопросы, путем фокусировки на отвратительном и неприятном. При этом она затрагивает темы красоты, и тоже время смерти, тему женственности и тему увядания. Благодаря сериям «Ужасы» и «Сексуальные куклы» становится очевидно, что Шерман без прикрас и лести пытается показать окружающую нас действительность.
1. Андреева Е. Все и Ничто: символические фигуры в искусстве второй половины 20 века / Е. Андреева. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт- Петербург: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. С. 78-85
2. Андреева Е. Все и Ничто: символические фигуры в искусстве второй половины 20 века. СПб., 2011. С. 78 - 258
3. Барт Р. Мифологии, М., 1996. С. 244
4. Беньямин В. Краткая история фотографии.. М., 1996, С. 78 - 87
5. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. М.,1996 С.24 - 29
6. Волкова А.В. Сюрреалистическая традиция репрезентации куклы в актуальном визуальном и медийном искусстве. Артикульт. 2016. 21(1). С. 34 - 40
7. Джеймисон. Ф.. Постмодернизм и общество потребления. СПб., 2000., С.8
8. Дианова В.М. Постмодернизм как феномен культуры. СПб., 2003. C.125-130.
9. Краусс Р. Переизобретение средства. М., 2003. С.105-127
10. Краусс Р., Холостяки. М., 2004, С.76 - 115
11. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. СПб.: Алетейя, 2003. C. 27 - 63
12. Куклы в актуальном визуальном и медийном искусстве / А.В. Волкова // Артикульт. 2016. 21(1). С. 3-25
13. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998., С. 160.
14. Лотман Ю. Куклы в системе культуры // Ю. Лотман. Избранные статьи: в 3-х тт. Таллин: Александра, 1992. Мазин В. Техника и призраки: Виктор Мазин о «жутком» у Фрейда [Электронный ресурс]. Теории и практики. 2014. Режим доступа: http://special.theoryandpractice.ru/unheimlichkeit
15. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. http: //media.ls. urfu.ru/519/1362/3095/3022/2112/
...