Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Турецкие лицеи в Средней Азии

Работа №125489

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1 Страны Средней Азии в постсоветское время
1.1. Турецкое влияние в Средней Азии в постсоветское время 8
1.2. Ислам в Средней Азии 17
1.3. Деятельность движения «Хизмет» 21
1.4. Движение Фетхуллаха Гюлена в Средней Азии 28
Глава 2. Деятельность образовательных учреждений, связанных с организацией «Хизмет» в странах Средней Азии 35
2.1. Взгляд Фетхуллаха Гюлена на образование 37
2.2 Турецкие лицеи в странах Средней Азии 40
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение 69

Средняя Азия всегда считалась регионом идейного и политического влияния разных стран. С девятнадцатого века - и даже с восемнадцатого века для некоторых северных районов Казахстана - большая частью Центрального Азия входила в состав Российской империи. Более 70 лет советской власти укрепили геостратегическое влияние России в регионе. Однако, Россия была не единственно страной, имевшая виды на распространение своего влияния в регионе.
Еще в начале двадцатого века турецкий социолог и политический деятель Зия Гекальп в своей работе «Основы Тюркизма» рассматривал тюркоговорящие страны Средней Азии, как платформу для распространения идей пантюркизма.1 Тогда, в начале двадцатого века, распространению пантюркизма помешало сложившееся геополитическая ситуация. Однако, с распадом Советского Союза, Россия, традиционно воспринимаемая турецкой военной и политической элитой как одна из основных угроз безопасности Турции, оказалась ослабленной, отделенной от турецких границ странами Закавказья и лишенной большей части Черноморского побережья.
Турция, которая не потеряла надежду на распространения своего влияния в тюркских странах, начала активную деятельность в сфере многостороннего сотрудничества со странами региона.
Одной из сфер сотрудничества стало образование и культура. В тюркоязычных странах Средней Азии на основе двусторонних договоров были открыты турецкие образовательные учреждения, а студенты среднеазиатских стран получили возможность продолжать обучение в университетах Турции. Среди открывшихся турецких школ, были как государственные школы (школы, получавшие финансирование от Министерства Образования Турции), так и «миссионерские школы», финансируемые организацией «Хизмет», членами которой являются последователи турецкого философа и Ф.Гюлена.
В данной работе рассматривается деятельность «миссионерские школы», или так называемых турецких лицеев.
Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Актуальность темы
На данный момент Средняя Азия является одним из наиболее важных геополитических регионов мира, который имеет большой потенциал для дальнейшего развития. Одновременно несколько стран - Россия, Китай, Турция и Иран - ведут негласную борьбу за экономическо-политическое доминирование как в отдельный среднеазиатских странах, так и в регионе в целом.
С другой стороны, учитывая близость таких стран, как Афганистан и Ирак, доминирующую в регионе религию - ислам, а также активную деятельность многочисленных исламских группировок на территории стран Средней Азии, можно заключить, что в регионе существует реальная угроза проникновению радикального ислама.
Как известно, почти все исламские религиозные организации начинают свою деятельность именно с пропаганды ислама и обучения, и именно религиозные школы становятся очагами развития радикального ислама.
В связи с вышесказанным, изучение деятельности турецких лицеев на территории стран Средней Азии важно с точки зрения пропаганды ислама в лицеях, что важно для понимания представляют ли турецкие лицеи какую- нибудь опасность в вопросе распространения радикального ислама.
С другой стороны, деятельность турецких лицеев в странах Средней Азии очень важна с точки зрения образования и просвещения, поскольку данные лицеи, по мнению автора, являются одними из лучших в регионе и детальное изучение системы работ лицеев позволит лучше понять не только цели и задачи организации «Хизмет», но и понять феномен турецких лицеев.
Степень разработанности проблемы.
В первой части работы рассматривается сразу несколько тем: увеличение влияния Турции в среднеазиатском регионе после распада СССР, ислам и увеличение роли политического ислама в регионе, движение Ф.Гюлена. Для рассмотрения роли Турции в регионе мы использовали работы отечественных и иностранных исследователей. В работе И.Н. Панкратенко «Россия - Турция: сложные нюансы взаимоотношений» рассматриваются наиболее актуальные проблемы взаимоотношений России и Турции. Одним из важных пунктов пересечения интересов двух стран автор считает именно среднеазиватсякий регион. В статье G.M.Winrow «Turkey in Post-Soviet Central Asia» автор рассматривает турецкое присутствие на Кавказе и в странах Средней Азии, приходя к мнению, что в дальнейшем Турция будет продолжать развивать отношения преимущественно с Узбекистаном, Казахстаном и Туркменистаном.2
Роль ислама в регионе была рассмотрена в статьях Рудова Г.А. «Ислам в Центральной Азии: масштабы и перспективы влияния», Е.Байдарова «Исламизация государств Центральной Азии: тенденции и перспективы», где авторы подробно рассматривают распространения политического ислам, а также исламских запрещенных группировок на территории стран Средней Азии. В данных статьях полностью раскрыта изучаемая тема.
Для подробного изучения деятельности движения «Хизмет» мы рассмотрели фундаментальную работу C.Holton и C.Lopez «The Gulen Movement: Turkey's Islamic Supremacist Cult and Its contribution to the civilization jihad». В данной работе авторы рассматривает деятельность «Химета» в США, книга важна тем, что в ней подробно описывается движение, его истоки, деятельность в США, деятельность турецких школы. Также в работе есть список компаний, связанных с движением «Хизмет».
С точки зрения изучения и глубокого понимания философской мысли Ф.Гюлена считаем важной книгу «Толерантность религий и цивилизаций. Взгляды Ф.Гюлена» опубликованную в 2012 г. под редакцией В.А. Ставицкого. В книгу вошли краткое описание и рецензии на книги Ф.Гюлена, интервью, описание международной деятельности.
Для подробного исследования турецких лицеев в Средней Азии очень важна работа Байрама Балжды «Миссионерские школы Ф.Гюлена и их роль распространение Тюркизма и Ислама в Центральной Азии». Статья опубликована в 2003 г., здесь приводятся данные полученные автором в ходе исследовательских работа проведенных в Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Туркменистане с ноября 1996 г. по май 2002 г. Данная статься считается одной из немногих по изучению деятельности турецких лицеев, где автор представляет данные собранные во время исследовательских работа именно в «гюленовских школах».
Кроме вышеуказанных работ для написания магистерской диссертации были использованные данные официальных сайтов МИДа Турции, «Турецкого Агентства международного сотрудничества и развития», официальный сайт организации «ТЮРКСОЙ», сайт центра изучения движения «Хизмет», международных образовательных фондов «KATEV» и «Себат», данные с сайта «Базы данных законодательство стран», статьи в электронных изданиях.
В качестве объекта исследования данной работы взяты учебные заведения общего среднего образования, связанные с организацией «Хизмет» и спонсируемые турецкими международными учебными фондами.
Предметом же исследования является открытие образовательных учреждений, спонсируемых международными турецкими фондами, деятельность данных образовательных учреждений в странах Средней Азии (Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан и Туркменистан).
Цель исследования составить наиболее полную картину истории и деятельности упомянутых учебных заведений.
Задачи исследовательской работы:
• Изучить международные соглашения, на которых основана деятельность турецких фондов и открытие среднеобразовательных учебных заведений в странах Средней Азии;
• Рассмотреть страны Средней Азии, как территорию влияния Турции на постсоветском пространстве;
• Изучить систему среднего и высшего образования в Турции и странах Средней Азии. Провести сравнительный анализ;
• Рассмотреть образовательные программы «турецких» школ в каждой из представленных стран и провести сравнительный анализ;
• Изучить степень распространенности и влияния идеологии турецкого оппозиционера и философа Ф. Гюлена в школах;
• Рассмотреть степень влияния выпускников данных учебных заведений в своих странах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе была предпринята попытка рассмотреть деятельность турецких лицеев в Средней Азии и уровень их влияния в местной системе образования.
В первой части исследования было рассмотрено несколько вопросов: влияние Турции в странах Средней Азии после распада СССР, влияние исламских группировок в регионе, движение «Хизмет» и его влияние в странах Средней Азии.
После распада Советского Союза Турция попыталась увеличить свое влияние в регионе и взять на себя ответственность «проводника» в вопросе экономическо-политического становления стран региона. В начале 1990-х годов по инициативе Анкары было организованно несколько саммитов тюркских стран, также было создано «Турецкое Агентства международного сотрудничества и развития» и другие организации, целью которых было развивать сотрудничество между тюркскими странами.
После распада СССР на территории среднеазиатских стран активировалась деятельность подпольных исламских группировок, действующих в регионе с 1980-х годов, что в последствии привело к усилению исламского фактора.
Движение «Хизмет», которое было создано в Турции в 1980-ые годы начало активно развивать свои ячейки в среднеазиатских странах. Еще до распада СССР в сюда переехали предприниматели из движения «Хизмет», которые начали активно развивать торгово-коммерческие отношения, тем самым подготовив платформу для дальнейшего усиления турецкого влияния в регионе.
В странах Средней Азии у «Хизмета» была конкретная миссия - распространить свое движение в этих странах и делать это было возможно с помощью распространения школ и университетов.
Последователи движения «Хизмет» начали сотрудничество со многими предпринимателями: так в Узбекистане продолжали свою деятельность «Союз предпринимателей Узбекистана и Турции» (Uzbekistan ve Turkiye isadamlari Dernegi), а в Кыргызстане - «Союз предпринимателей Узбекистана и Турции» (Kirgizistan ve Turkiye Isadamlari Dernegi). Целью этих организаций являлось развитие в первую очередь экономических отношений и товарооборота между среднеазиатскими странами и Турцией.
В Казахстане осуществлял свою деястельность «Казахстанско-турецкий образовательный фонд» (Kazakistan ve Turkiye Egitim Vakfi), который был под покровительством движения «Хизмет», в то же время Союз Казахо-турецких предпринимателей (Kazakistan ve Turkiye isadamlari Dernegi) никак не был связан с Ф.Гюленом.1
С 1992 г. после заключения ряда соглашения между Турцией и странами Средней Азии в регионе были открыты турецкие лицеи, большая часть из которых финансировалась и управлялась международными образо­вательными фондами которые получали свое финансирование от «гюленовских» компаний.
Одной из главных задач, поставленных перед автором работы, было понять миссию турецких школ в регионе.
Итак, в результате исследования и проведенных опросов с бывшими учениками школ, можно заключить, что турецкие лице играют большую роль в системах образования, в первую очередь, таких стран как Казахстан и Киргизия. Здесь действует самое большое количество школ, есть также детские сады, младшие школы и внеучебные развивательные программы.
В других же странах на данный момент турецкие лицеи либо закрыты и запрещены вообще, либо переименованы в школы для одаренных детей или школы с углубленным изучением английского.
Что касается миссий и целей таких школ, то, по мнению автора, турецкие лицеи не представляют прямой угрозы для национальной безопасности стран Средней Азии, поскольку главной миссией их является предоставление качественного образования. По словам самого Ф.Гюлена, целью движения является «служение» человечеству.
Во данным опросов в турецких школах в Средней Азии не ведется пропаганда ислама, и если же в школьных программах некоторых школ есть уроки ислама или данная тема обсуждается во время вечерних «чаепитий» в общежитиях, то полагаем, что главной причиной этого является не пропаганда ислама в школах, а именно тот факт, что страны Средней Азии являются мусульманскими странами и беседы на религиозные темы не могут быть под запретом.
Нужно подчеркнуть, что возможно турецкие лицеи являются одной из причин «утечки мозгов» в Турцию и западные страны, так как определённая часть выпускников уезжает на обучение за границу и только малая их часть возвращается на родину.
Что касается возможного дальнейшего влияния выпускников лицеев в политике и экономике своей страны, то можно сказать, что такое предположение вполне обоснованно, поскольку перед учениками открываются двери лучших университетов, а соответственно велика вероятность того, что их ждет более успешная карьера.


Источники
1. Панкратенко И.Н. Россия - Турция: сложные нюансы взаимоотношений. Центр стратегических оценок и прогнозов. М. 2015.
2. Fethullah G. Toward a global civilization of love and tolerance. New Jersey: Tughra Books, 2015.
3. Balci B. Fethullah Gulen's Missionary Schools in Central Asia and their Role in the Spreading of Turkism and Islam // Religion, State and Societ. Cafax Publishing, 2003. 31: 2, 151 — 177
4. Winrow G.M. Turkey in Post-Soviet Central Asia. // Prescription. 1996. March-May. p. 138-148
5. Tarihgemiz // TIKA URL: http://www.tika.gov.tr/tr/sayfa/tarihcemiz-222 (дата обращения: 18.03.2017).
6. TUIK - Turkiye istatistik Kurumu (ТЮИК - Ведомство статистики Турции). http://www.tuik.gov.tr/veribilgi.do7alt_idM2
7. Balci B. Fethullah Gulen's Missionary Schools in Central Asia and their Role in the Spreading of Turkism and Islam // Religion, State and Societ. Cafax Publishing, 2003. 31: 2, 151 — 177
8. The portrait of people of heart // Fetgullah Gulen official web site URL: https://www.fgulen.com/en/fethullah-gulens-works/toward-a-global- civilization-of-love-and-tolerance/1298-the-ideal-human/25232-the-portrait- of-people-of-heart (дата обращения: 27.02.017).
9. Официальный сайт международного образовательного фонда KATEV URL: http://katev.kz/licei (дата обращения: 23.02.2017).
10. Постановление президента Туркменистана "Об упорядочении деятельности совместных туркмено-турецких образовательных учреждений" от 24 мая 1999 года №4196 // База данных законодательство стран СНГ// URL http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=23000 (дата обращения: 12.2016) .
11. В Центральной Азии критикуют турецкие лицеи // Радио Азаттык URL: http://rus.azattyk.org/content/turkishschools-central-asia-considered-as- threat-toregime/24920491.html (дата обращения: 25.12.2016).
12. TUIK - Turkiye istatistik Kurumu (ТЮИК - Ведомство статистики Турции). http://www.tuik.gov.tr/veribilgi.do?alt_id=12 дата обращения: 28.12.2016) .
Литература
1. Ставицкий В.А.,Табасаранцев С.И. Толерантность религий и цивилизаций. Взгляды Фетхуллаха Гюлена. М: Экономика, 2012 г. 359 стр.
2. Халид А. Ислам после коммунизма: религия и политика в Центральной Азии. М.: НЛО, 2010.
3. U.Um U. Sfrjm Цррш^фр tt «^птррш^шЬптэдшй h^ttnLhphtpp». ЬрИшБ: ЬрИшй ЪЛ2 2ршшшрш^уптэдт.Е , 2012.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ