Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институциональные факторы эффективности инновационной политики: зарубежный опыт и российская практика

Работа №125299

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы100
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
70
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ 9
1.1 Сущность концепции национальных инновационных систем 9
1.2 Критерии эффективности национальных инновационных систем 17
ГЛАВА 2. МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ СИНГАПУРА И ШВЕЦИИ) 33
2.1 Комплексный анализ инновационной системы Сингапура 33
2.2 Комплексный анализ инновационной системы Швеции 41
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 49
3.1 Культурно-исторические аспекты формирования инновационной системы России 49
3.2 Социальные возможности российской инновационной системы 52
3.3 Роль научно-технологических показателей в инновационной политике России 56
3.4 Эффективность институциональных компонентов инновационной системы России 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Приложение 1. Структура затрат на технологические инновации в организациях промышленного производства по источникам финансирования 88
Приложение 2. Динамика позиций России в Глобальном Инновационном Индексе 89
Приложение 3. Позиции России в ГИИ-2018 и ГИИ-2019 по элементам ГИИ 90
Приложение 4. Положение России, Сингапура и Швеции в рейтинге Глобальной конкурентоспособности 2015-2019 гг 91
Приложение 5. Модели технопарков в России 92
Приложение 6. Тепловая карта распределения доли инновационного продукта в ВРП 93
Приложение 7. Тепловая карта типов регионов России по уровню развития инновационной системы 94
Приложение 8. Динамика роста ВВП Швеции 95
Приложение 9. Таблица критериев эффективности НИС 96

Актуальность работы. Общественные трансформации во все времена были актуальным объектом исследований: представителей научного сообщества всегда волновал вопрос, в соответствии с какими законами изменяется общество. Сегодня общественное развитие достигло нового этапа - информационного общества, скорость изменений современного общества несопоставима с предыдущими периодами. Трансформируются социальные практики, исчезают традиционные институты и ценности, появляются новые, которые совсем не характерны для индустриального общества. Однако невозможно сказать, что все страны мира перешли к инновационной стадии развития. Вместе с тем, глобальная конкуренция подталкивает государства, где социальные возможности еще не достигли уровня постиндустриального общества, к экономическим, технологическим и институциональным изменениям. В мировой экономике формируется новая парадигма развития, основанная на инновациях.
В результате, национальные системы начинают изменяться, но реформы не всегда носят системный и естественный характер, что приводит к их низкой результативности и неблагоприятным последствиям. Системам, в которых социальные возможности недостаточно развиты, трудно адаптировать новые технологии и приумножать их. Ввиду требований мирового рынка, необходимо найти компромиссный и наиболее эффективный путь трансформации государства, чтобы сформировать национальную инновационную систему.
Сложившиеся обстоятельства выдвигают на передний план вопрос о построении эффективной инновационной системы на национальном уровне. Пандемия, закрытие границ, падение цен на нефть и рекордное сокращение нефтедобычи - все эти факторы не только демонстрируют потребность стран в собственной производительной инновационной системе, но и подчеркивают необходимость перехода на инновационный этап развития на мировом уровне. Таким образом, готовность национальной системы к переменам отходит на второй план, ее трансформация становится необходимостью.
Построение национальной инновационной системы - это, прежде всего, не технологические изменения, а социальные и институциональные. Однако единой дорожной карты создания эффективной инновационной системы в отдельном государстве не существует. Для каждой страны необходима индивидуальная стратегия развития, учитывающая национальные особенности и ресурсы, то есть требуется комплексный подход. Индивидуальность стратегии не означает исключения мирового опыта. Напротив, анализ практик построения национальных инновационных систем в мире, выявление их сходств и различий, определение факторов эффективности являются важными этапами разработки национального плана развития. Следовательно, для того, чтобы стратегия инновационной политики была эффективной, она должна опираться на: результаты комплексного анализа особенностей национальной системы и зарубежный опыт формирования инновационных систем. В настоящей работе будет предпринята попытка проведения подобного комплексного анализа и изучения иностранных практик применительно к российской модели инновационного развития. Для российской действительности настоящий анализ представляет теоретическую и практическую ценность, так как национальное инновационное развитие и конкурентоспособность России на мировой арене являются одними из ключевых целей политической стратегии страны на ближайшее десятилетие.
Объектом данного исследования является национальная инновационная система как среда благоприятного инновационного развития. Предметом - критерии эффективности национальной инновационной системы.
Цель работы состоит в оценке эффективности национальных инновационных систем, а также в разработке модели индикаторов эффективности российской инновационной политики. Поставленная цель достигается посредством решения нескольких исследовательских задач:
• Проанализировать актуальные теоретико-методологические подходы к исследованию концепции национальных инновационных систем;
• Определить основные компоненты национальных инновационных систем, а также их роль в реализации инновационной политики современных государств;
• Исследовать критерии эффективности национальных инновационных систем (на основе Глобального Инновационного Индекса, Индекса цифровой экономики и общества, Индекса глобальной конкурентоспособности и других);
• На основании проведенного анализа изучить опыт мировых стран лидеров в области реализации инновационной политики (на примере Швеции и Сингапура);
• Проанализировать культурные и исторические особенности развития национальной инновационной системы России;
• Исследовать социальные возможности российской инновационной системы;
• Провести комплексный анализ эффективности научно-технологических возможностей российской инновационной системы;
• Исследовать эффективность институциональных компонентов инновационной системы России;
• Концептуализировать российский опыт реализации инновационной политики.
Степень научной разработанности. Теоретическая часть концепции национальных инновационных систем (НСИ) имеет достаточно глубокую степень изученности. Вопросам формирования НИС посвящены работы таких зарубежных авторов как: М. Абрамовиц, К. Фримэн, Б-О. Лундвалл, Ч. Эдквист, Р. Нельсон, Г. Чесборо, Дж. Ниоси1. Среди российских авторов необходимо отметить исследования В. Полтеровича, С. Еремеева, А. Курочкина, А. Шумилина, Л. Гохберга2, внесшие значительный вклад в развитие концепции и адаптацию ее под аспекты российской проблематики. Важную роль в развитии концепции НИС сыграли работы об информационном обществе А. Тоффлера, М. Кастельса, Н. Штера, Д. Белла3 и сетевой теории Б. Веллмана, Дж. Коулмана, М. Кастельса4.
Тем не менее, вопросы формирования стратегий инновационного развития на национальном уровне и роль их компонентов в эффективности системы изучены недостаточно, главным образом в силу сложности и уникальности национальных систем как объектов исследования.
Теоретико-методологическим основанием данной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области теорий инновационных систем. В основе исследования лежит неоинституциональная методология, а также используется комплексный подход к изучению и анализу компонентов национальных инновационных систем. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач в работе были использованы методы: сетевого анализа, системного подхода, сравнительного анализа, а также метод анализа документов и другие.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение и список использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа была направлена на проведение оценки эффективности национальных инновационных систем и разработку модели индикаторов эффективности инновационной политики России.
В первом параграфе первой главы настоящей работы был проведен теоретико-методологический анализ имеющихся подходов к сущности концепции национальных инновационных систем и сформирован авторский взгляд на данную проблематику.
Под «национальной инновационной системой» (НИС) в широком смысле понимается совокупность взаимосвязанных между собой формальных и неформальных институтов, которые одновременной являются средой для инновационного развития и формируют ее. Возникновение концепции инновационных систем стало результатом общественного развития и перехода к информационному обществу. Произошло усложнение глобальной социально-экономической системы, начала формироваться новая парадигма развития, в центре которой находится инновационный продукт или ноу-хау как двигатель экономического развития. Страны, в которых была создана благоприятная среда для инновационной деятельности, то есть НСИ, за короткий промежуток времени стали мировыми лидерами (Япония, Сингапур, Швеция и др.) и продолжают удерживать первенство. Сформировались новые требования к национальным системам: для того, чтобы быть конкурентоспособной экономика должна быть инновационной. В результате возрастает роль государства как арбитра в процессе построение НИС. Вмешательство государства в экономическую систему, основанную на инновациях, определяется особенностями инновационного продукта (высокие риски коммерциализации, «длинные деньги» и др.) и системным характером НИС.
Компонентам НИС и их роли в эффективном функционировании национальной системы посвящен второй параграф первой главы. Можно выделить 5 основных составляющих НИС: институциональное ядро, социальные возможности государства, технологические способности, НИОКР и культурно-исторические особенности системы. От эффективности этих элементов зависит эффективность всей системы. Чем более развитыми являются ее составляющие, тем более производительной является вся система. Вместе с тем, недостаточное развитие отдельных элементов национальной инновационной системы может замедлить или же ограничить возможности ее роста. Например, несовершенство основополагающих структур, то есть организационная инерция, делает невозможной адаптацию института к новым условиям и вызовам. Это ведет к дисфункции не только одного института, но и взаимосвязанных с ним структур.
Каждая составляющая НИС обладает определенными критериями эффективности. Соответствие или несоответствие им может дать представление о работе элемента в системе. На основе методологического анализа индексов были определены основные критерии эффективности для каждой из частей НИС (Таблица 4, Приложение 9). В Таблице 4 (Приложение 9) также представлены страны-лидеры по тому или иному показателю. Анализ показал, что если страна является лидером по одному из показателей, то с большой вероятностью она является лидером и по ряду других. Эта тенденция характерна, как и для отдельных составляющих, так и для всей системы в целом. Следовательно, можно выделить ряд стран, которые являются абсолютными лидерами с точки зрения конкурентоспособности и эффективности инновационной системы. К ним относятся: скандинавские страны (Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия); ведущие страны Европы (Великобритания, Германия, Швейцария, Нидерланды) и «азиатские тигры» (Сингапур, Южная Корея, Япония).
Основной задачей второй главы было изучение опыта в построении НИС стран-лидеров. Для проведения комплексного анализа были выбраны две национальные инновационные системы: Сингапур и Швеция, входящие в «топ-5» согласно Глобальному Инновационному Индексу. При сравнении инновационных стратегий развития этих стран были обнаружены некоторые сходства и различия. Так, и в Сингапуре, и в Швеции уделяют значительное внимание сфере образования. Ежегодно государство затрачивает 3-4% от ВВП на развитие высшего и среднего образования, а также на программы переподготовки, повышения квалификации и др. Параллельно с этим активно финансируется сфера НИОКР (не менее 3% от ВВП). Однако в этом направлении между странами есть важное отличие: в Швеции доля частных инвестиций в НИОКР (около 60%) преобладает над государственными. В Сингапуре основным инвестором в развитие сферы научных разработок остается государство.
Другим важным сходством обеих национальных систем является низкий уровень коррупции и высокий уровень институционального доверия. Для развития НИС эти показатели имеют большое значение, так как снижают затраты на транзакционные издержки и обеспечивают принятие предлагаемых правительством программ среди населения. Институциональное доверие может быть достигнуто разными способами. Например, в Сингапуре - это результат жестких государственных мер по борьбе с коррупцией, а в Швеции - естественная культурно-историческая особенность, характерная для всех Скандинавских стран.
Опыт стран-лидеров по уровню инновационного развития показал, что для эффективного функционирования НИС важно взаимодействие бизнеса, государственных институтов и университетов по модели «тройной спирали» и развитие государственно-частного партнерства. Комплексная работа по взаимодействию с гражданами должна начинаться со школ, чтобы повысить уровень технологической грамотности, развить предпринимательские навыки и сформировать поступательную модель инновационного развития.
Вместе с тем, как показал анализ, путь к достижению эффективной национальной инновационной системы может отличаться с точки зрения мер поддержки и степени вмешательства государства. При этом и в Швеции, и Сингапуре государство играет значительную роль в процессе трансформации системы, контролируя развитие всех компонентов НИС. Чаще всего это осуществляется посредством создания институтов развития. Однако стратегии государственной поддержки различаются. В Швеции прямое государственное финансирование инновационных проектов сведено к минимуму, не существует и налоговых льгот. В Сингапуре напротив, создаются льготные условия для открытия бизнеса, государство финансирует различные проекты, направленные на развитие человеческого капитала и инновационной деятельности. Таким образом, используя разные методы, Сингапур и Швеция смогли построить эффективные национальные инновационные системы.
Третья глава настоящей работы была посвящена исследованию российской стратегии инновационного развития. Каждая из выделенных в первой главе частей НИС была подробно разобрана и проанализирована на примере России. Проведенное исследование позволило выделить или обозначить несколько основных особенностей российской инновационной системы.
Во-первых, в России используется технологический подход к формированию НИС, который предполагает доминирование инвестиций в технологические инновации над социальными. В результате, прогресс в национальном инновационном развитии определяется по материальному показателю - технологическому продукту инновационной деятельности.
Во-вторых, в процессе национального технологического и инновационного развития государство является ключевым актором. Посредством институтов развития государство стимулирует совершенствование приоритетных отраслей и направлений. При этом население в большей степени склонно доверять технологическим изменениям, чем общественным и политическим институтам. Низкий уровень институционального доверия приводит к росту транзакционных издержек и усилению вмешательства государства в общественные отношения через санкции и нормативные ограничения.
В-третьих, кроме того, что государство является основным инициатором инновационного развития, оно также является основным инвестором. Доля участия частного капитала в НИОКР не высока, а большинство университетов в России являются государственными. В результате, бизнес и научно-исследовательские организации сотрудничают редко и существуют обособлено друг от друга.
В-четвертых, при относительно высоких затратах на НИОКР их результативность остается низкой. Данная особенность определяется как российский инновационный парадокс, выражающийся в ограниченном успехе перевода научных изобретений в инновационные продукты, что может являться следствием специфики права на интеллектуальную собственность в России и недостаточным использованием модели «открытых инновация».
В-пятых, размеры и административное устройство России ставят перед НИС дополнительные вызовы. Необходимо обеспечить такую инновационную инфраструктуру, чтобы в процесс производства инновационного продукта была вовлечена вся страна. Однако при асимметрии финансовых, властных, ресурсных и иных возможностей регионов осуществить данную задачу сложно. Поэтому инвестиционная привлекательность территорий не является однородной.
Таким образом, российская инновационная система обладает рядом специфических и уникальных особенностей, которые отражаются на ее производительности и эффективности. Вместе с тем, можно выделить следующие конкурентные преимущества НИС России:
• Развитость научно-технологической компетенции, которая заключается в высокой доле населения с высшим образованием, наличие крупных научно-исследовательских учреждений мирового уровня и большого числа выпускников инженерных специальностей;
• Поддержка развития фундаментальной науки со стороны государства и наличие крупных научные достижения в естественных областях знания;
• Существование в России уникальных практик развития инфраструктуры, позволяющих вовлекать в инновационный процесс большие территории. Как правило, подобные практики носят сетевой характер (сеть «Точки кипения», кружковое движение НТИ и другие);
• Увеличение количества регионов с высокой инвестиционной привлекательностью, а также наличие потенциально привлекательных территорий;
• Эффективная работа институтов развития как посредников между бизнесом и научно-исследовательскими учреждениями;
• Смешанный характер поддержки инновационного технологического развития. То есть наличие как финансовых стимулов и налоговых льгот, так и иных форм содействия технологическому развитию (институты поддержки, бизнес-акселераторы и многое другое).
Подводя итог, следует сказать, что в России сформировалась уникальная национальная инновационная система, которая требует развития. Ее можно определить как средне эффективную относительно других НИС, так как по большинству показателей она входит в «топ-50» (Таблица 4, Приложение 9). Наиболее слабой является институциональная составляющая российской инновационной системы. Поэтому первоочередные изменения должны быть направлены на увеличение прозрачности институтов власти и борьбу с коррупцией, поддержку авторского права и развитие института интеллектуальной собственности, а также на улучшение межинституционального взаимодействия, внедрение в практику модели «тройной спирали». Необходимо создавать и развивать цифровые платформы, позволяющие упростить операции связанные с налоговыми выплатами, открытием и ведением бизнеса. Это снизит транзакционные издержки от данных операций и будет содействовать развитию инвестиционного климата. Качественное осуществление подобных реформ должно повысить уровень институционального доверия в России. Следовательно, увеличит потенциал социальных и технологических возможностей страны для построения эффективной, высокопроизводительной и конкурентоспособной национальной инновационной системы.


1. Алябьев С. и др. Инновации в России - неисчерпаемый источник роста //Центр по развитию инноваций McKinsey Innovation Practice.- 2018. - 112 с.
2. Антюшина Н. М. Шведская модель: из прошлого в будущее. /Эволюция Шведской модели. / Н. М. Антюшина. - М.: Институт Европы РАН, 2008. - 132 с.
3. Батенева Т. Рейтинг на вырост. // Российская газета. / Экономика. - №120 (7878). - От 04.06.2019. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2019/06/04/ekspert-vshe-chto-prepiatstvuet-vnedreniiu-innovacij- v-rossii.html (Дата обращения: 20.04.2020).
4. Белл Д. Социальные рамки информационного общества.: сокр. пер. с англ. / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе: сб. ст.: переводы / под ред. П. С. Гуревича. - М.: Прогресс, 1986. - Т. 342.
5. Белогина Н.С., Попова А.С. Проблемы выявления и снижения уровня рисков мошенничества с материалами при выполнении НИОКР // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 2. [Электронный ресурс] URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view7idM8129 (Дата обращения: 07.05.2020).
6. ВВП Швеции // Swedensight. - 11.07.2018. [Электронный ресурс] URL: https://swedensights.ru/?p=1076#%D0%92%D0%92%D0%9F_%D0%A8%D 0%B2%D0%B5%D 1 %86%D0%B8%D0%B8_ (Дата обращения: 26.04.2020).
7. Власова В. В., Рудь В.А. Глобальный инновационный индекс - 2019. //Наука. Технологии. Инновации. /Институт статистических исследования и экономики знаний. - М.: ВШЭ. - От 24.07.2019. [Электронный ресурс] URL: issek.hse.ru (Дата обращения 05.05.2020).
8. Гершенкрон А. Экономическая отсталость в сравнительной перспективе /А. Гершенкрон. - Москва: Изд. дом «Дело». - 2015. - 535 с.
9. Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях "новой экономики" //Вопросы экономики. - №3 - 2003. - С. 26-44.
10. Грозовский Б. Период распада: как правительство СССР разрушило доверие к власти. // РБК / 25 лет без СССР. - 19 декабря 2016. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/opinions/politics/19/12/2016/5857c3dc9a79474ddcaa834b (Дата обращения: 06.05.2020).
11. Деловой климат в российской науке — Doing Science / С. В. Бредихин, В. В. Власова, М. А. Гершман и др.; науч. ред. Л. М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 212 с.
12. Дискин И. Кризис веры. Как экономический рост зависит от доверия к власти. // Forbes / Финансы и инвестиции. - 22.01.2019. [Электронный ресурс] URL: https: //www.forbes.ru/finansy-i-investicii/371473-krizis-very-kak-ekonomicheskiy-rost-zavisit-ot-doveriya-k-vlasti (дата обращения: 06.05.2020).
13. Доклад о человеческом развитии 2019. /Резюме / За рамками уровня доходов и средних показателей сегодняшнего дня: неравенство в человеческом развитии в XXI веке. // UN DP. [Электронный ресурс] URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2019_overview_-_russian.pdf (Дата обращения: 17.04.2020).
14. Друкер П. Эффективный управляющий //М.: СП “Бук Чембэр Интернэшнл”. - 1994. - 266 c.
15. Еремеев С. Мегаполис в национальной инновационной системе // Вестник Института экономики РАН. - 2009. - №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/megapolis-v-natsionalnoy-innovatsionnoy-sisteme (Дата обращения: 27.11.2019).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ