ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1. Сущность, задачи и функции снабжения и сбыта на предприятии 8
1.2. Организация снабженческо-сбытовой деятельности на предприятии 13
1.3. Современные подходы к управлению снабженческо-сбытовой
деятельностью на предприятии 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «АРГО» 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2. Анализ практики управления снабженческой деятельностью на
предприятии 36
2.3. Анализ и оценка сбытовой деятельности малого предприятия 42
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СНАБЖЕНЧЕСКО-
СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «АРГО» 51
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию управления
снабженческо-сбытовой деятельностью 51
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 7
Условия рыночной экономики существенно изменили характеристики деловой среды, критерии оценки и механизмы управления отечественными предприятиями, поэтому в современных экономических условиях, принципиальное значение приобретает способность предприятий обеспечивать высокую экономическую эффективность хозяйственной деятельности в долго-временном периоде. Сложность решения такой задачи обусловлена высокой степенью изменчивости состояний внешней и внутренней среды. Важным резервом при этом, является совершенствование процесса снабженческо-сбытовой деятельности, включающей производство, закупки, складирование, транспортирование, построение каналов сбыта и управление финансовыми потоками от закупочной и сбытовой деятельности.
Современные условия хозяйствования ставят производителя перед выбором: либо выгодно торговать произведенным товаром, либо оказаться в положении некредитоспособного субъекта (банкрота). Производитель должен решить: кому предназначена его продукция, где и когда можно ее продать, как обеспечить своевременную доставку продукции предприятия к месту продажи, каких посредников использовать для передачи ее конечным потребителям.
Сельское хозяйство является основным источником питания для населения, благодаря которому существует большое количество рабочих мест для населения. Малый бизнес в сельском хозяйстве в последнее время достаточно активно развивается. Имея свои отличительные особенности, сельское хозяйство оказывает значительное влияние на предпринимательскую деятельность и ее эффективность. Учет данных особенностей помогает предприятиям, осуществляющим предпринимательскую деятельность постоянно совершенствовать свои средства производства, увеличивать урожайность сельско-хозяйственных культур за счет использования современных технологий, укреплять свое финансовое состояние. На данный момент сельскохозяйственные предприятия России работают в условиях выживания: ограниченной платежеспособности покупателей, давления импорта, недостаточного уровня государственной поддержки, диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, высоких темпов удорожания ресурсов. В этой ситуации предприятия должны осуществлять политику «самооздоровления», а именно: проводить мероприятия, повышающие его конкурентоспособность за счет рационального использования ресурсов, адаптации процесса управления к изменяющимся рыночным условиям, эффективной организации производства, снабжения и сбыта продукции. Эффективная реализация продукции обеспечивает хозяйствам приток средств и открывает возможности для организации крупномасштабного и, следовательно, низкозатратного производства более качественной продукции.
Таким образом, совершенствование управления снабженческо-сбытовой деятельностью - одна из важнейших задач современного сельско-хозяйственного предприятия для обеспечения его долгосрочного и прибыльного существования. От того, насколько эффективно осуществляется снабженческо-сбытовая деятельность на предприятии, зависит, получит ли пред-приятие запланированный уровень прибыли, а, следовательно, будут ли достигнуты основные цели деятельности. Актуальность и практическая значимость темы исследования, определили цель, задачи и содержание работы.
Целью выпускной квалификационной работы является решение задач по разработке рекомендаций по совершенствованию организации и управления снабженческо-сбытовой деятельностью на предприятии малого бизнеса.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
- осветить теоретические основы снабженческо-сбытовой деятельности на предприятии;
- провести анализ и дать оценку снабженческо-сбытовой деятельности на предприятии малого бизнеса;
- разработать мероприятия, направленные на совершенствование управления снабженческо-сбытовой деятельностью на предприятии малого бизнеса с оценкой их экономической эффективности.
Предмет исследования: управление снабженческо-сбытовой деятельностью на предприятии малого бизнеса.
Объект исследования - снабженческо-сбытовая деятельность ООО «Арго», малого сельскохозяйственного предприятия Ступинского района Московской области.
Теоретической и методологической основой исследования послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований в области экономической теории, предпринимательства, управления системой материально-технического обеспечения и сбыта, а также научные труды и методические разработки в сфере сельскохозяйственного производства.
Для решения поставленных в работе задач применялись методы системного анализа внешней и внутренней среды ООО «Арго», анализа и синтеза, экономический анализ и моделирование, монографический анализ.
Структура работы построена с учетом соблюдения логической последовательности и взаимосвязи отдельных разделов, факторов и составляющих исследуемых проблем. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы и приложений.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве основы при совершенствовании форм и методов управления материально-техническим снабжением в ООО «Арго», направленные на создание условий его эффективного функционирования и развития.
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов и предложений.
Актуальность темы обусловлена тем, что повышение эффективности бизнеса и конкурентоспособности предприятия в условиях современного рынка, непосредственно связано с задачами оптимизации системы снабженческо-сбытовой деятельности отечественных предприятий. От того, насколько эффективно осуществляется снабженческо-сбытовая деятельность на предприятии, зависит, получит ли предприятие запланированный уровень прибыли, а, следовательно, будут ли достигнуты основные цели деятельности.
ООО «Арго» - это многоотраслевое сельскохозяйственное малое предприятие, в котором динамично и взаимосвязано развиваются молочное животноводство, различные направления растениеводства, мясомолочная переработка и фирменная торговля.
Основные задачи, стоящие перед ООО «Арго» в производственной сфере - это производство и переработка сельскохозяйственной продукции, увеличение объема заказа и получение прибыли. Выручка от реализации продукции в ООО «Арго» за 2014-2016 гг., увеличилась на 133,2% - это результат повышения эффективности сельскохозяйственного производства, увеличение выхода продукции с единицы земельной площади.
Управление материально-техническим обеспечением осуществляется в ООО «Арго» отделом снабжения и сбыта. Основная задача отдела - комплексное, своевременное обеспечение всех структурных подразделений сельскохозяйственного предприятия материально-техническими ресурсами, не-обходимыми для выполнения производственной программы и других нужд.
Основной задачей построения сбытовой сети в ООО «Арго» является не просто продвижение продукции, но формирование товарного предложения, отвечающего запросам покупателей и отличающегося от предложений конкурентов.
Основной канал реализации молока и молочных продуктов ООО «Арго» - это перерабатывающие предприятия - 86,7%, считая этот канал оптимальным по доступности и простоте взаимодействия, однако несовершенным по ценообразованию. Объемы реализации молока по иным каналам составляет - 13,3%. Наиболее эффективный канал реализации для продукции мяса - это рынки и ярмарки, а если речь идет о реализации переработчикам, то на первом месте при выборе покупателя стоит его платежеспособность. Ярмарка - это удобный и для ООО «Арго» и для покупателя канал, поскольку на ней представлена свежая продукция (16%).
Наиболее эффективна работа с сетями магазинов - 17%, поскольку они совершают закупки продукции крупным оптом, в связи с финансовой выгодой, для ООО «Арго» оптимальны прямые поставки, в частности, в больницы, кафе, рестораны - 11%, поскольку в данном канале минимум посредников. Но, в основном ООО «Арго», реализует продукцию на перерабатывающие заводы и кооперативам - 32% и 24%. Основной канал реализации зерновых культур ООО «Арго» - это предприятия, осуществляющие закупки для государственных нужд - 91%, другие каналы - 9%. Почти 40 % от выращенной продукции овощеводства, поставляется в другие регионы, и реализуется по выгодной для ООО «Арго» цене. Второе направление работы - осуществление эффективного взаимодействия с крупными оптовыми покупателями, такие как кооперативы - 39%, рынки и ярмарки - 16%.
Таким образом, проанализировав все аспекты политики управления снабженческо-сбытовой деятельности в ООО «Арго», выявив проблемы, в работе определены основные мероприятия по их совершенствованию:
1. Предлагается в ООО «Арго» создать специальное маркетинговое подразделение по продвижению товара, расширить ассортимент выпускаемой продукции, повышать ее качество. Однако, специалисты сходятся во мнении, что использование аутсорсинга в сельском хозяйстве, могло бы существенно повысить его эффективность. Дело в том, что в плане организационного развития, оснащенности современной техникой и объема инвестиционных ресурсов агрофирмы существенно отстают от промышленных предприятий и компаний сферы услуг. Внедрение аутсорсинга позволило бы агропредприятиям без существенных затрат получить доступ к отсутствующим у них ресурсам, которыми обладают аутсорсеры. Все это позволит повысить эффективность результатов реализации продукции.
2. Бизнесу для роста нужны стабильные рынки сбыта. Для эффективного управления с покупателями особое место занимает новый продукт «Закупочный факторинг». Факторинг в данном случае, пожалуй, самый удобный и предсказуемый финансовый транспорт для малого бизнеса, при этом беззалоговый. Такая услуга позволяет продавцам товаров защититься от неплатежей, а покупателям - гарантировать себе бесперебойные поставки даже при недостатке средств на счетах. Факторинговая схема пополнения оборотных средств позволяет без сокращения объема реализации на условиях товарного кредитования управлять дефицитом оборотных средств, таким образом, что предприятие сможет своевременно и в полном объеме «рассчитываться» с государством и поставщиками.
3. Для эффективного управления запасами, производством и снабжением, необходимо внедрение перспективных систем и концепций, таких как MRP. Система MRP - это выталкивающая (Push) система планирования материалов. Преимуществами системы MRP является сокращение запасов, повышение качества обслуживания потребителей, сокращение простоев оборудования.
4. Для автоматизации стратегического планирования и анализа хозяйственной деятельности предприятия, а также для автоматизации формирования регламентированной отчетности, возможно внедрении программного продукта «1C:ERP Агропромышленный комплекс», который поможет совершенствовать учет всех совершаемых операций, в том числе и оборотных активов предприятия. Во всех модулях можно вести полномасштабное планирование и производственный учёт, в том числе и закупки и сбыт произведенной продукции.
Таким образом, за счет предложенных мероприятий, мы стабилизируем деятельность предприятия, защищаем ее от любых негативных влияний, устраняем все угрозы и даем возможность предприятию возобновить полноценную деятельность и сосредоточиться на основной деятельности и получении прибыли. Здесь важно также найти эффективную стратегию продаж для обеспечения постоянного притока денежной массы в целях обеспечения эффективного управления снабженческо-сбытовой деятельностью.
1. Конституция РФ: федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. 03.07.2016 № 272-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №7. - Ст.785.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 № 265-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №31. - Ст.4006.
II. Специальная литература:
4. Агафонова М. С. Совершенствование производственного процесса на предприятии / М. С.Агафонова, Е. К.Торба, В. В.Морозова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 2. - С. 447-450.
5. Айбосынова Д. А. Роль и функции малого предпринимательства в развитии экономики / Д. А. Айбосынова, Л. К. Мухамбетова, Д. М. Туреку- лова // Вестн. ун-та Туран. - 2015. - № 3 (67). - С. 191-197.
6. Азимова Н. Оптимизация управления сбытом в организациях АПК региона / Н. Азимов // Предпринимательство. - 2014. - № 2. - С. 102-110.
7. Бакунина И.М. Управление логистической системой / И.М. Бакунина, И.И. Кретов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 5. - С.5¬12.
8. Балко С. В. Совершенствование управления сбытовой деятельностью аграрных предприятий / С. В. Балко, А. В. Ронжина // Интерактивная наука. - 2016. - № 5. - С. 65-68.
9. Березина Е. А. Стимулирование сбыта как источник повышения экономической эффективности деятельности предприятия / Е. А. Березина // МНИЖ. - 2015. - №2-3 (33). - С. 16-17.
10. Буздалов И.Н. Сельское хозяйство России: взгляд сквозь призму концепции устойчивого развития / И.Н. Буздалов // АПК: Экономика и управление. - 2015. - №8. - С. 3-16.
11. Буткова О. В. Об организации первичного учета материально-производственных запасов на предприятиях АПК / О.В. Буткова, Р.В. Колесникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т.23.- С. 17-22.
12. Васанева К.Г. Индустриализация товародвижения на основе создания непрерывной технологической цепи: Экономика и организация торговли / К.Г. Васанеева. - М.: Вершина, 2014. - 116 с.
13. Гарькавый В.В. Основные риски в малом и среднем предпринимательстве сельского хозяйства / В.В. Гарькавый, Н.Г. Егорова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 23. - С. 38-42.
14. Гарнов А. Малый бизнес в России: тенденции инновационного развития / А. Гарнов, В. Гарнова, В. Топчий // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2016. - № 2. - С. 71-75.
15. Гончарова О.Ю. Развитие малого предпринимательства в условиях антироссийских санкций / О.Ю. Гончарова // Рос. предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - № 5. - С. 679-689.
16. Григорян Т.Р. Некоторые вопросы применения принципов контрактной системы в сфере закупок / Т.Р. Григорян // «Черные дыры» в рос. законодательстве. - 2015. - №3. - С.37- 39.
17. Жахов Н.В. Планирование как инструмент управления аграрным производством / Н.В. Жахов // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита. - Курск, 2015. - 362 с.
18. Егорова Н. Г. Проблемы малого предпринимательства в сельском хозяйстве / Н.Г. Егорова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 23. - С. 48-51.
19. Ден В. А. Особенности менеджмента и экономики малого предприятия / В. А. Ден, А. О. Шевченко // Молодой ученый. - 2016. - № 1. - С. 345-
20. Ефимова С.А. Управление сбытом или как увеличить объем продаж / С.А. Ефимова. - М.: Альфа-Пресс, 2014. - 208 с.
21.Зайцева Г. В. Аутсорсинг: история и современность / Г.В. Зайцева // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов. - Челябинск, 2014. - 102 с.
22. Кеменев Е.Д. Использование контроллинга как инструмента управления системой сбыта организации / О.В. Сточеван, Е.Д. Кеменев // Наука XXI века: актуальные направления развития. - Самара: изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2014. - 1029 с.
23. Колмаков А.В. Модели и методы планирования распределения продукции в многоуровневых сетях поставок / А.В. Колмаков. - СПб: Изд-во СЗГТУ, 2014. - 119 с.
24. Кузнецова Н.А. Методологические основы построения модели паритетных экономических отношений сельского хозяйства / И.Г. Ушачева, Н.А. Борхунова. - М.: ИП Насирддинова В.В. - 2014. - 36 с.
25. Лымарева О. А. Инновационный менеджмент на малых предприятиях / О. А. Лымарева, У. А. Смирнова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 12. - С. 73- 75.
26. Макарова И.В. Система товародвижения в предпринимательских се¬тях / И.В. Макарова // Российское предпринимательство. - 2015. - № 5. - С.57-64.
27. Механизмы эффективного продвижения продукции предприятия / Шапкин А. А. - СПб: Изд-во СПбГАУ, 2014. - 208 с.
28. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: конспект лекций «Организация материально-технического снабжения предприятия (МТС)» / Е.Г.Непомнящий. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2014. - 374 с.
29. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли / Т.И. Николаева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 4. - С.56-58.
30. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг / Е.В. Попов. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 320 с.
31. Родионов А.Р. Управление производственными запасами / А.Р. Родионов, Р.А. Родионова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №1. - С.5-12.
32. Сафронова Е. А. Учет материально-производственных запасов, их классификация и оценка / Е. А. Сафронова // Научные исследования и современное образование. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - 502 с.
33. Сидоренко О.В. Расчетно-платежная дисциплина как императив эффективной финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций / О.В. Сидоренко, И.В. Ильина // Аграрная Россия. - 2017. - № 2. -С.29-33.
34. Старенкова А.А. Малый и средний бизнес в условиях глобализации мировой экономики // Закономерности и противоречия развития национальных экономических систем. - 2017. - 402 с.
35. Степанов В. Г. Критерии и модели оптимального управления товарными запасами / В.Г. Степанов, Т.В. Степанова// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 3. - С. 153-161.
36. Цевелев А.В. Информационные технологии в системе МТС / А.В. Цевелев, Д.В. Макогон // Тезисы докладов научно-практической конференции. - Новосибирск: СГУПС, 2014. - С.338-342.
37. Цевелев А.В. О совершенствовании планирования потребности в материально-технических ресурсах / А.В. Цевелев, С.Н. Попов // Новосибирск: СГУПС, 2014. - №2 - С.59-62.
38. Украинцева, И.В. Об эффективности предпринимательской деятельности / И.В. Украинцева, А.И. Авдеев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 23. - С. 91-94.
39. Украинцева, И.В. Предпринимательская деятельность и ее особенности в сельском хозяйстве/ И.В. Украинцева, А.И. Авдеев // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 23. - С. 100-103.
40. Юдин С. В. Об эффективности информационных технологий управления закупками / С. В.Юдин, В. Г.Степанов, Т. В.Степанова, И. И.Румянцева, Н. А.Юрищева, Д. И.Якушин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 6. - С. 6-10.