РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ)
|
Введение 4
1. Государственно-частное партнёрство на современном этапе развития в
Российской Федерации 7
1.1 Теоретические и нормативные-правовые основы ГЧП в РФ 7
1.2 Проблемы и перспективы развития ГЧП в РФ 18
2 Анализ проблем в сфере ГЧП в городе федерального значения Москва .... 29
2.1 Нормативно-правовое регулирование и текущее состояние развития
ГЧП в городе Москва 29
2.2 Организационно-экономическая характеристика социальной сферы
города Москва 33
3 Разработка предложений по совершенствованию ГЧП в развитии
социальной сферы города Москва 40
3.1 Оценка перспектив развития ГЧП в социальной сфере города Москва 40
3.2 Оценка потенциала развития ГЧП в городе Москва 56
Заключение 65
Библиографический список 67
Приложения
1. Государственно-частное партнёрство на современном этапе развития в
Российской Федерации 7
1.1 Теоретические и нормативные-правовые основы ГЧП в РФ 7
1.2 Проблемы и перспективы развития ГЧП в РФ 18
2 Анализ проблем в сфере ГЧП в городе федерального значения Москва .... 29
2.1 Нормативно-правовое регулирование и текущее состояние развития
ГЧП в городе Москва 29
2.2 Организационно-экономическая характеристика социальной сферы
города Москва 33
3 Разработка предложений по совершенствованию ГЧП в развитии
социальной сферы города Москва 40
3.1 Оценка перспектив развития ГЧП в социальной сфере города Москва 40
3.2 Оценка потенциала развития ГЧП в городе Москва 56
Заключение 65
Библиографический список 67
Приложения
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что взаимодействие государства и бизнес-структур на сегодняшний день находится в стадии своего становления.
В период выхода и преодоления последствий финансово-экономического кризиса, инвестиционные проекты, осуществляемые в рамках государственно-частного партнерства, приобретают важное значение. Для России в целом и для города Москвы, в частности, государственно- частное партнерство (ГЧП) - это новый механизм развития, роль которого ежегодно возрастает.
В России, в целях привлечения частного капитала, современных технологий и управленческого опыта в решении социально-экономических задач государства следует сформировать особенный организационно-правовой и механический механизм, обеспечивающий заинтересованность частных инвесторов в подобном сотрудничестве, в повышении гарантий успешной реализации инвестиционных проектов, в снижении совокупных издержек и производственных рисков.
В этой связи совершенствование практического механизма и теоретических основ государственно-частного партнерства и с практической, и с научной точек зрения является актуальной задачей.
Проблему исследования составляют следующие аспекты: необходимость согласования интересов всех участников проекта государственно-частного партнерства, обеспечение эффективности ГЧП на всех этапах его формирования и функционирования.
Степень разработанности проблемы исследования. Совершенствование механизма государственно-частного партнерства - это многоаспектная проблема, включающая четкое определение функций и роли частных инвесторов и государства, принципы и особенности взаимодействия сторон, регулирование процессов партнерства в процессе его осуществления на всех этапах.
Изучение основ взаимодействия бизнеса и государства в разных сферах экономики поднималось в исследованиях российских ученых: Е.Б.Балашова, В.С.Букатина, В.Г.Варнавского, А.И.Волосова и др., а также в трудах зарубежных специалистов: Л.Давзи, Ж.-И. Перро, Х.Приемус и др. Наряду с этим, в экономической науке имеется недостаток методических и теоретических разработок в сфере обеспечения соблюдения интересов партнеров, совершенствования регулирования их в ходе реализации проектов.
Цель исследования - проведение анализа развития механизмов государственно-частного партнерства и оценка перспектив его развития в социальной сфере в городе Москве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические и нормативно-правовые основы ГЧП в РФ;
- исследовать проблемы и перспективы развития ГЧП в РФ;
- оценить нормативно-правовое регулирование и текущее состояние развития ГЧП в городе Москва;
- провести анализ необходимости развития ГЧП в городе Москва;
- дать организационно-экономическую характеристику социальной сферы города Москва;
- оценить перспективы развития ГЧП в социальной сфере города Москва.
Объектом исследования является процесс формирования и реализации проектов государственно-частного партнерства.
Предметом исследования является перспективные направления развития механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды научных и зарубежных исследователей по тематике развития механизмов государственно-частного партнерства в России и за рубежом. а также нормативно-правовые акты Российской Федерации.
При решении поставленных задач использовали такие методы, как: метод экспертного, сравнительного и статистического анализов, графические и табличные приемы визуализации данных.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ставится цель, задачи, а также определяются теоретическая и методологическая база, объект и предмет выпускной квалификационной работы.
В первой главе «Государственно-частное партнёрство на современном этапе развития в Российской Федерации» раскрываются теоретические и нормативно-правовые основы ГЧП в РФ, а также исследуются проблемы и перспективы развития ГЧП в РФ.
Во второй главе «Анализ проблем в сфере ГЧП в городе федерального значения Москва» оценивается нормативно-правовое регулирование и текущее состояние развития ГЧП в городе Москва, а также проводится анализ необходимости развития ГЧП в городе Москва.
В третьей главе «Разработка предложений по совершенствованию ГЧП в развитии социальной сферы города Москва» предлагаются меры по совершенствованию развития ГЧП в социальной сфере города Москвы.
В заключении приводятся основные выводы о проделанном в выпускной квалификационной работе исследовании
В период выхода и преодоления последствий финансово-экономического кризиса, инвестиционные проекты, осуществляемые в рамках государственно-частного партнерства, приобретают важное значение. Для России в целом и для города Москвы, в частности, государственно- частное партнерство (ГЧП) - это новый механизм развития, роль которого ежегодно возрастает.
В России, в целях привлечения частного капитала, современных технологий и управленческого опыта в решении социально-экономических задач государства следует сформировать особенный организационно-правовой и механический механизм, обеспечивающий заинтересованность частных инвесторов в подобном сотрудничестве, в повышении гарантий успешной реализации инвестиционных проектов, в снижении совокупных издержек и производственных рисков.
В этой связи совершенствование практического механизма и теоретических основ государственно-частного партнерства и с практической, и с научной точек зрения является актуальной задачей.
Проблему исследования составляют следующие аспекты: необходимость согласования интересов всех участников проекта государственно-частного партнерства, обеспечение эффективности ГЧП на всех этапах его формирования и функционирования.
Степень разработанности проблемы исследования. Совершенствование механизма государственно-частного партнерства - это многоаспектная проблема, включающая четкое определение функций и роли частных инвесторов и государства, принципы и особенности взаимодействия сторон, регулирование процессов партнерства в процессе его осуществления на всех этапах.
Изучение основ взаимодействия бизнеса и государства в разных сферах экономики поднималось в исследованиях российских ученых: Е.Б.Балашова, В.С.Букатина, В.Г.Варнавского, А.И.Волосова и др., а также в трудах зарубежных специалистов: Л.Давзи, Ж.-И. Перро, Х.Приемус и др. Наряду с этим, в экономической науке имеется недостаток методических и теоретических разработок в сфере обеспечения соблюдения интересов партнеров, совершенствования регулирования их в ходе реализации проектов.
Цель исследования - проведение анализа развития механизмов государственно-частного партнерства и оценка перспектив его развития в социальной сфере в городе Москве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические и нормативно-правовые основы ГЧП в РФ;
- исследовать проблемы и перспективы развития ГЧП в РФ;
- оценить нормативно-правовое регулирование и текущее состояние развития ГЧП в городе Москва;
- провести анализ необходимости развития ГЧП в городе Москва;
- дать организационно-экономическую характеристику социальной сферы города Москва;
- оценить перспективы развития ГЧП в социальной сфере города Москва.
Объектом исследования является процесс формирования и реализации проектов государственно-частного партнерства.
Предметом исследования является перспективные направления развития механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды научных и зарубежных исследователей по тематике развития механизмов государственно-частного партнерства в России и за рубежом. а также нормативно-правовые акты Российской Федерации.
При решении поставленных задач использовали такие методы, как: метод экспертного, сравнительного и статистического анализов, графические и табличные приемы визуализации данных.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ставится цель, задачи, а также определяются теоретическая и методологическая база, объект и предмет выпускной квалификационной работы.
В первой главе «Государственно-частное партнёрство на современном этапе развития в Российской Федерации» раскрываются теоретические и нормативно-правовые основы ГЧП в РФ, а также исследуются проблемы и перспективы развития ГЧП в РФ.
Во второй главе «Анализ проблем в сфере ГЧП в городе федерального значения Москва» оценивается нормативно-правовое регулирование и текущее состояние развития ГЧП в городе Москва, а также проводится анализ необходимости развития ГЧП в городе Москва.
В третьей главе «Разработка предложений по совершенствованию ГЧП в развитии социальной сферы города Москва» предлагаются меры по совершенствованию развития ГЧП в социальной сфере города Москвы.
В заключении приводятся основные выводы о проделанном в выпускной квалификационной работе исследовании
Рост значимости ГЧП в последнее время к факторам, которые имеют влияние на область услуг физкультуры и спорта рассматривается уровень развития такого взаимодействия, механизмы и частота использования, которые применимы в области спорта. Соответственно и возникает необходимость рассмотрения использования партнерства бизнесом и государством, особенно уже имеющиеся актуальные проблемы, закономерности в развитии и его механизмы, которые наиболее эффективны.
Использование ГЧП в рассматриваемой сфере дает возможность отчасти решить проблемы отрасли благодаря привлечению частного сектора в социальную сферу для повышения количества спортивных объектов. В этой связи определены самые перспективные направления проектов ГЧП, а именно: передача государственного и муниципального имущества малого и среднего бизнеса на условиях аренды; вовлечение частного сектора в развитие местной инфраструктуры, формирование условий для занятий спортом на бесплатной основе посредством передачи прав на сооружение объекта.
Использование механизмов ГЧП в целях активного развития массового спорта будет способствовать достижению сразу двух целей: получение прибыли и получение высокого социального эффекта.
В результате анализа российского законодательства, регулирующего сферу государственно-частного партнерства, были установлены нормативно-правовые документы, которые регламентируют осуществление государственно-частного партнерства, а также выявлены основные препятствия при реализации проектов ГЧП, существующие в нормативно-правовой базе.
На федеральном уровне законодательство представлено законами, которые регулируют деятельность конкретных форм государственно-частного партнерства: концессии и особые экономические зоны. Кроме того, в рамках данного уровня устанавливается порядок предоставления бюджетных ассигнований для реализации инвестиционных проектов. На региональном уровне преобладают нормативно-правовые документы, которые регулируют деятельность в области ГЧП в виде законов в большинстве субъектов Российской Федерации, касающиеся их участия в государственно-частных партнерствах.
Подводя итоги выделим основные механизмы партнерства государственно-частного характера, использование которых применительно к спортивным объектам государственной собственности:
1. Концессия (использование преимущественно при строительстве новых объектов, которые требуют значительной части вложений частного сектора)
2. Контракт жизненного цикла (по отношению к неприбыльным отраслям физкультуры и спорта)
3. Аренда объекта физкультуры и спорта (при эксплуатации данного объекта в частных целях)
4. Контракты государства имеющие инвестиционные обязательства частного сектора (большую часть финансирует государство)
Все рекомендации, в основном направлены на приобретение частным сектором и государством опыта в реализации проектов ГЧП, зависит он от роста компетентности в вопросах ГЧП, регулирования законодательством, закрепления проектов государственно-частного партнерства в Федеральных целевых программах.
Использование ГЧП в рассматриваемой сфере дает возможность отчасти решить проблемы отрасли благодаря привлечению частного сектора в социальную сферу для повышения количества спортивных объектов. В этой связи определены самые перспективные направления проектов ГЧП, а именно: передача государственного и муниципального имущества малого и среднего бизнеса на условиях аренды; вовлечение частного сектора в развитие местной инфраструктуры, формирование условий для занятий спортом на бесплатной основе посредством передачи прав на сооружение объекта.
Использование механизмов ГЧП в целях активного развития массового спорта будет способствовать достижению сразу двух целей: получение прибыли и получение высокого социального эффекта.
В результате анализа российского законодательства, регулирующего сферу государственно-частного партнерства, были установлены нормативно-правовые документы, которые регламентируют осуществление государственно-частного партнерства, а также выявлены основные препятствия при реализации проектов ГЧП, существующие в нормативно-правовой базе.
На федеральном уровне законодательство представлено законами, которые регулируют деятельность конкретных форм государственно-частного партнерства: концессии и особые экономические зоны. Кроме того, в рамках данного уровня устанавливается порядок предоставления бюджетных ассигнований для реализации инвестиционных проектов. На региональном уровне преобладают нормативно-правовые документы, которые регулируют деятельность в области ГЧП в виде законов в большинстве субъектов Российской Федерации, касающиеся их участия в государственно-частных партнерствах.
Подводя итоги выделим основные механизмы партнерства государственно-частного характера, использование которых применительно к спортивным объектам государственной собственности:
1. Концессия (использование преимущественно при строительстве новых объектов, которые требуют значительной части вложений частного сектора)
2. Контракт жизненного цикла (по отношению к неприбыльным отраслям физкультуры и спорта)
3. Аренда объекта физкультуры и спорта (при эксплуатации данного объекта в частных целях)
4. Контракты государства имеющие инвестиционные обязательства частного сектора (большую часть финансирует государство)
Все рекомендации, в основном направлены на приобретение частным сектором и государством опыта в реализации проектов ГЧП, зависит он от роста компетентности в вопросах ГЧП, регулирования законодательством, закрепления проектов государственно-частного партнерства в Федеральных целевых программах.
Подобные работы
- Развитие государственно-частного партнерства в регионах приволжского федерального округа
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА РЫНКЕ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Развитие государственно-частного партнерства в сфере благоустройства и содержания городской территории (на примере г. Копейска)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Особенности государственно-частного партнерства в Республике Корея
Диссертация , мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В МАЛОМ ГОРОДЕ РОССИИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Государственно-частное партнерство как инструмент реализации социальных программ (Государственный Университет Управления)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Повышение эффективности государственно-частного партнерства в сфере культуры (Московский университет им. С.Ю. Витте)
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ SENIOR GROUP)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Государственно-частное партнерство в сфере сельского туризма Омский государственный университет
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2022



