Особенности стратегических альянсов фирм-конкурентов в автомобильной промышленности
|
Введение 2
Глава 1 Понятие и виды стратегических альянсов 4
1.1 Понятие стратегический альянс 4
1.2 Виды стратегических альянсов 7
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Основы создания успешного стратегического альянса между фирмами-конкурентами 16
2.1 Экономические мотивы создания стратегических альянсов фирм-конкурентов 16
2.2 Разновидности стратегических альянсов фирм-конкурентов 20
2.3 Взаимоотношения в альянсе 27
2.4 Недостатки стратегических альянсов с фирмами конкурентами 30
Глава 3. Анализ деятельности стратегических альянсов фирм-конкурентов в автомобильной промышленности 32
3.1 Анализ деятельности компании НПАО «ФОРД МОТОР КОМПАНИ» 32
3.2 Анализ российского рынка автомобилей 35
3.3 Сравнительный анализ баланса предприятия до и после образования стратегического альянса. 40
3.4 Оценка конкурентоспособности НПАО «ФМК» до и после вступления в стратегический альянс 46
Выводы по главе 3 56
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложения 61
Глава 1 Понятие и виды стратегических альянсов 4
1.1 Понятие стратегический альянс 4
1.2 Виды стратегических альянсов 7
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Основы создания успешного стратегического альянса между фирмами-конкурентами 16
2.1 Экономические мотивы создания стратегических альянсов фирм-конкурентов 16
2.2 Разновидности стратегических альянсов фирм-конкурентов 20
2.3 Взаимоотношения в альянсе 27
2.4 Недостатки стратегических альянсов с фирмами конкурентами 30
Глава 3. Анализ деятельности стратегических альянсов фирм-конкурентов в автомобильной промышленности 32
3.1 Анализ деятельности компании НПАО «ФОРД МОТОР КОМПАНИ» 32
3.2 Анализ российского рынка автомобилей 35
3.3 Сравнительный анализ баланса предприятия до и после образования стратегического альянса. 40
3.4 Оценка конкурентоспособности НПАО «ФМК» до и после вступления в стратегический альянс 46
Выводы по главе 3 56
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложения 61
Сталкиваясь с новыми видами жестокой конкуренции, многие компании, включая также и прямых конкурентов, объединяют свои ресурсы и ресурсы финансовых институтов с целью освоения новейших методов производственного процесса для создания продукции, достижения большей экономической эффективности и получения доступа к новым рынкам.
Сегодня стратегические партнёрства в рамках создания и функционирования стратегических альянсов – одна из наиболее распространенных форм отношений между фирмами в различных отраслях.
Период 80-х – 90-х годов ХХ века назван «десятилетием альянсов». В это время появилось много стратегических альянсов, многие из них уже прекратили свое существование, тем не менее, некоторые процветают и по сей день.
Популярность создания стратегических партнерств неуклонно возрастает. Чаще всего стратегические альянсы создаются в наукоемких сферах, таких как: автомобилестроение, авиастроение и сфере информационных технологий.
Невозможно представить, чтобы компания Boeingспроектировала, построила и обслуживала свои самолеты гражданской и военной авиации без вступления в стратегические альянсы с различными фирмами. Для создания некоторых воздушных судов «Boeing» даже вступила в альянс со своим прямым конкурентом – компанией «McDonnelDouglas». Результатом этого альянса является создание, наверное, самого известного в мире пассажирского самолета «Boeing-747».
В работе функционирование стратегических альянсов фирм-конкурентов рассматривается на примере автомобилестроения, так как эта отрасль является одной из ключевых в экономике многих промышленно развитых стран. Кроме того, автомобилестроение характеризуется сложным и наукоемким производством, ввиду чего долгосрочным конкурентным преимуществом отраслевых компаний являются как раз инновационные знания.
Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность исследования стратегических альянсов фирм-конкурентов.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление особенностей стратегических альянсов фирм-конкурентов по сравнению с другими способами укрепления позиций фирм на рынке на примере альянсов в автомобильной промышленности.
В соответствии с поставленной целью основные задачи этого исследования могут быть сформулированы следующим образом:
1. Определить понятие стратегического альянса;
2. Выявить преимущества стратегических альянсов над иными способами укрепления фирмами своих позиций на рынке;
3. Рассмотреть различные виды стратегических альянсов конкурирующих фирм на конкретных примерах;
4. Выявить особенности и недостатки образования стратегических альянсов фирм-конкурентов;
5. Исследовать основные аспекты деятельности компании ЗАО "ФОРД МОТОР КОМПАНИ";
6. Проанализировать финансовое состояние компании за последние пять лет;
7. Сравнить финансовые показатели предприятия до и после вступления в стратегический альянс, то есть в 2010 - 2012 годах;
8. Показать влияние структуры капитала на финансовую устойчивость стратегических альянсов в автомобилестроении на российском рынке.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как Бернард Гаррет и Пьер Дюссож, Гэри Хэмел, Ив До и К.К. Прахалад, Чернова Е.Г.,А.О. Знаменский и Бобина. М.А., а также учебники и статьи других зарубежных и отечественных авторов, в которых рассматривается деятельность стратегических альянсов фирм-конкурентов в автомобильной промышленности.
Объектом практического исследования результативности стратегических альянсов выступает компания НПАО "ФОРД МОТОР КОМПАНИ"– крупный производитель автомобилей марки Fordв Ленинградской области.
В практической части исследования использован такой метод, как системный подход, инструментами исследования стали сравнительный анализ, финансовый анализ. А информационной базой является финансовая отчетность исследуемой компании.
Работа состоит из содержания, отражающего структуру работы, введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Сегодня стратегические партнёрства в рамках создания и функционирования стратегических альянсов – одна из наиболее распространенных форм отношений между фирмами в различных отраслях.
Период 80-х – 90-х годов ХХ века назван «десятилетием альянсов». В это время появилось много стратегических альянсов, многие из них уже прекратили свое существование, тем не менее, некоторые процветают и по сей день.
Популярность создания стратегических партнерств неуклонно возрастает. Чаще всего стратегические альянсы создаются в наукоемких сферах, таких как: автомобилестроение, авиастроение и сфере информационных технологий.
Невозможно представить, чтобы компания Boeingспроектировала, построила и обслуживала свои самолеты гражданской и военной авиации без вступления в стратегические альянсы с различными фирмами. Для создания некоторых воздушных судов «Boeing» даже вступила в альянс со своим прямым конкурентом – компанией «McDonnelDouglas». Результатом этого альянса является создание, наверное, самого известного в мире пассажирского самолета «Boeing-747».
В работе функционирование стратегических альянсов фирм-конкурентов рассматривается на примере автомобилестроения, так как эта отрасль является одной из ключевых в экономике многих промышленно развитых стран. Кроме того, автомобилестроение характеризуется сложным и наукоемким производством, ввиду чего долгосрочным конкурентным преимуществом отраслевых компаний являются как раз инновационные знания.
Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность исследования стратегических альянсов фирм-конкурентов.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление особенностей стратегических альянсов фирм-конкурентов по сравнению с другими способами укрепления позиций фирм на рынке на примере альянсов в автомобильной промышленности.
В соответствии с поставленной целью основные задачи этого исследования могут быть сформулированы следующим образом:
1. Определить понятие стратегического альянса;
2. Выявить преимущества стратегических альянсов над иными способами укрепления фирмами своих позиций на рынке;
3. Рассмотреть различные виды стратегических альянсов конкурирующих фирм на конкретных примерах;
4. Выявить особенности и недостатки образования стратегических альянсов фирм-конкурентов;
5. Исследовать основные аспекты деятельности компании ЗАО "ФОРД МОТОР КОМПАНИ";
6. Проанализировать финансовое состояние компании за последние пять лет;
7. Сравнить финансовые показатели предприятия до и после вступления в стратегический альянс, то есть в 2010 - 2012 годах;
8. Показать влияние структуры капитала на финансовую устойчивость стратегических альянсов в автомобилестроении на российском рынке.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как Бернард Гаррет и Пьер Дюссож, Гэри Хэмел, Ив До и К.К. Прахалад, Чернова Е.Г.,А.О. Знаменский и Бобина. М.А., а также учебники и статьи других зарубежных и отечественных авторов, в которых рассматривается деятельность стратегических альянсов фирм-конкурентов в автомобильной промышленности.
Объектом практического исследования результативности стратегических альянсов выступает компания НПАО "ФОРД МОТОР КОМПАНИ"– крупный производитель автомобилей марки Fordв Ленинградской области.
В практической части исследования использован такой метод, как системный подход, инструментами исследования стали сравнительный анализ, финансовый анализ. А информационной базой является финансовая отчетность исследуемой компании.
Работа состоит из содержания, отражающего структуру работы, введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Изучив и проанализировав научную литературу по теме «стратегические альянсы» мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, на основе анализа определения термина «стратегический альянс», используемого в экономической литературе, было предложено следующее определение. Стратегический альянс - соглашение о сотрудничестве между фирмами, идущее дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния фирм, и позволяющее укрепить конкурентные преимущества каждой из сторон.
Во-вторых, рассмотрев различные классификации стратегических альянсов, мы пришли к выводу, что не существует правильной единой классификации, а есть различные классификации, отвечающие определенным целям, которые ставятся при исследовании стратегических альянсов.
В-третьих, сравнив стратегический альянс с другими способами фирмы укрепления своих позиций на рынке, был сделан вывод о том, что компании чаще всего получают большее преимущество, если учитывают взаимные интересы друг друга, рискуют сообща, чтобы достичь поставленных стратегических целей.
В-четвертых, проанализировав на конкретных примерах три вида стратегических альянсов фирм-конкурентов: интеграционные альянсы, комплементарные альянсы и псевдо концентрационные альянсы, мы выяснили, в какой ситуации компании вступают в тот или иной стратегический альянс, и какие нежелательные последствия могут возникнуть в результате объединения в стратегический альянс конкурирующих фирм.
В-пятых, на основе анализа особенностей развития стратегических альянсов в автомобильной промышленности, можно сделать вывод о том, что данная форма партнерства является одной из наиболее перспективных направлений интеграции российских автомобильных предприятий. Крупные стратегические альянсы могут стать основой качественного улучшения отечественного автопрома.
В-шестых, на практике был проведен анализ бухгалтерской отчетности НПАО "ФОРД МОТОР КОМПАНИ" с целью определения финансового состояния предприятия до и после вступления в стратегический альянс. Данный анализ позволил установить основные мотивы, которыми руководствовался менеджмент компаний при данном решении. Среди ключевых были выделены необходимость увеличения доли собственного капитала в общем капитале компании, а также возможность безболезненного запуска производства новых модификаций автомобилей Ford Focus и Ford Mondeo.
В-седьмых, было установлено, что в условиях ухудшения экономической ситуации в автомобильной промышленности происходит, а именно: снижение объёма инвестиций в эту отрасль и повышение неопределённости и риска, НПАО "ФОРД МОТОР КОМПАНИ" увеличивало инвестиции в основные средства предприятия с 2010 по 2012 год.
В-восьмых, в ходе анализа было выявлено, что не смотря на падении выручки от продаж компании в 3 раза с 2010 по 2014 год, у компании все равно есть чистая прибыль в размере 126 миллионов рублей в 2014 году, даже при отрицательной валовой прибыли в 333 миллиона рублей. Это говорит о грамотной работе менеджмента в сфере финансового обеспечения деятельности предприятия в нынешних сложных условиях для отрасли в целом.
В-девятых, на примере рассмотрения структуры капитала НПАО "ФОРД МОТОР КОМПАНИ" и сравнения его с другими автопроизводителями на территории России, которые не вошли образовали стратегические альянсы, был сделан вывод, что при всех существующих проблемах, связанных с формированием и развитием стратегических альянсов, партнеры получают несравненно большие выгоды от сотрудничества, нежели отдельные автомобилестроительные компании.
В-десятых, в ходе анализа было выявлено, что за счет повышения уровня локализации производства автомобилей на заводе НПАО "ФОРД МОТОР КОМПАНИ" компания укрепила свои конкурентные позиции в России и создала плацдарм для дальнейшего роста продаж новых автомобилей на перспективном российском рынке.
В настоящее время, все нарастающее объединение мирового рынка и технологическая эволюция являются одними из главных проблем, с которыми сталкиваются руководители крупных компаний, потому что заниматься освоением только «профильного» рынка силами только своей компании означает поставить под угрозу само существование компании. В этих условиях все чаще возникают стратегические альянсы неконкурирующих компаний или стратегические альянсы фирм-конкурентов.
В условиях экономического кризиса компании, участвующие в стратегическом альянсе по созданию совместной продукции более гибко реагируют на потрясения рынка. Ведь через альянсы партнёры менее рискованно и быстрее получают доступ к ресурсам, минимизируют издержки, объединяют усилия по защите своих рыночных позиций и совместно ищут пути для выхода из кризисных ситуаций, как НПАО "ФОРД МОТОР КОМПАНИ".
Во-первых, на основе анализа определения термина «стратегический альянс», используемого в экономической литературе, было предложено следующее определение. Стратегический альянс - соглашение о сотрудничестве между фирмами, идущее дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния фирм, и позволяющее укрепить конкурентные преимущества каждой из сторон.
Во-вторых, рассмотрев различные классификации стратегических альянсов, мы пришли к выводу, что не существует правильной единой классификации, а есть различные классификации, отвечающие определенным целям, которые ставятся при исследовании стратегических альянсов.
В-третьих, сравнив стратегический альянс с другими способами фирмы укрепления своих позиций на рынке, был сделан вывод о том, что компании чаще всего получают большее преимущество, если учитывают взаимные интересы друг друга, рискуют сообща, чтобы достичь поставленных стратегических целей.
В-четвертых, проанализировав на конкретных примерах три вида стратегических альянсов фирм-конкурентов: интеграционные альянсы, комплементарные альянсы и псевдо концентрационные альянсы, мы выяснили, в какой ситуации компании вступают в тот или иной стратегический альянс, и какие нежелательные последствия могут возникнуть в результате объединения в стратегический альянс конкурирующих фирм.
В-пятых, на основе анализа особенностей развития стратегических альянсов в автомобильной промышленности, можно сделать вывод о том, что данная форма партнерства является одной из наиболее перспективных направлений интеграции российских автомобильных предприятий. Крупные стратегические альянсы могут стать основой качественного улучшения отечественного автопрома.
В-шестых, на практике был проведен анализ бухгалтерской отчетности НПАО "ФОРД МОТОР КОМПАНИ" с целью определения финансового состояния предприятия до и после вступления в стратегический альянс. Данный анализ позволил установить основные мотивы, которыми руководствовался менеджмент компаний при данном решении. Среди ключевых были выделены необходимость увеличения доли собственного капитала в общем капитале компании, а также возможность безболезненного запуска производства новых модификаций автомобилей Ford Focus и Ford Mondeo.
В-седьмых, было установлено, что в условиях ухудшения экономической ситуации в автомобильной промышленности происходит, а именно: снижение объёма инвестиций в эту отрасль и повышение неопределённости и риска, НПАО "ФОРД МОТОР КОМПАНИ" увеличивало инвестиции в основные средства предприятия с 2010 по 2012 год.
В-восьмых, в ходе анализа было выявлено, что не смотря на падении выручки от продаж компании в 3 раза с 2010 по 2014 год, у компании все равно есть чистая прибыль в размере 126 миллионов рублей в 2014 году, даже при отрицательной валовой прибыли в 333 миллиона рублей. Это говорит о грамотной работе менеджмента в сфере финансового обеспечения деятельности предприятия в нынешних сложных условиях для отрасли в целом.
В-девятых, на примере рассмотрения структуры капитала НПАО "ФОРД МОТОР КОМПАНИ" и сравнения его с другими автопроизводителями на территории России, которые не вошли образовали стратегические альянсы, был сделан вывод, что при всех существующих проблемах, связанных с формированием и развитием стратегических альянсов, партнеры получают несравненно большие выгоды от сотрудничества, нежели отдельные автомобилестроительные компании.
В-десятых, в ходе анализа было выявлено, что за счет повышения уровня локализации производства автомобилей на заводе НПАО "ФОРД МОТОР КОМПАНИ" компания укрепила свои конкурентные позиции в России и создала плацдарм для дальнейшего роста продаж новых автомобилей на перспективном российском рынке.
В настоящее время, все нарастающее объединение мирового рынка и технологическая эволюция являются одними из главных проблем, с которыми сталкиваются руководители крупных компаний, потому что заниматься освоением только «профильного» рынка силами только своей компании означает поставить под угрозу само существование компании. В этих условиях все чаще возникают стратегические альянсы неконкурирующих компаний или стратегические альянсы фирм-конкурентов.
В условиях экономического кризиса компании, участвующие в стратегическом альянсе по созданию совместной продукции более гибко реагируют на потрясения рынка. Ведь через альянсы партнёры менее рискованно и быстрее получают доступ к ресурсам, минимизируют издержки, объединяют усилия по защите своих рыночных позиций и совместно ищут пути для выхода из кризисных ситуаций, как НПАО "ФОРД МОТОР КОМПАНИ".
Подобные работы
- Особенности стратегических альянсов фирм-конкурентов в автомобильной промышленности
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - Определение конкурентоспособности промышленного предприятия (на примере предприятий -производителей асбестовых технических изделий)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
СОВМЕСТНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ
ВИННОГО ДИСТРИБЬЮТОРА SIMPLE
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВТООБСЛУЖИВАЮЩЕГО
ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ СЕРВИСНЫХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017



