Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ESG-ПОВЕСТКИ
1.1. Основные характеристики современной ESG-повестки………………...…………….7
1.1.1. Ответственное инвестирование…
1.1.2. ESG-стандарты
1.1.3. ESG-отчетность
1.2. Этапы эволюции принципов ESG
ГЛАВА 2. Декларируемые цели и проблемы в области ESG
2.1. Постановка исследования
2.2. Контент- анализ
2.2.1. Контент- анализ стратегий развития региона, города и отчетов об устойчивом развитии корпораций
2.2.2. Контент-анализ результатов опроса населения
2.3. Рекомендации по трансформации ESG-стратегии территориального развития…...64
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Законодательство в сфере устойчивого развития на федеральном уровне
Приложение 2 «Анкета опроса жителей города Ухты об устойчивом развитии региона»
Актуальность. Развитие науки, образования и технологий приводит к увеличению количества техногенных катастроф и усилению экологических проблем, таких как истощение озонового слоя, загрязнение морей и океанов, вырубка лесов, загрязнение воздуха и утрата биоразнообразия. По данным МЧС РФ, В 2017 г. произошло 176 чрезвычайных ситуаций техногенного характера, 2018 - 190, в 2019 - 202, в 2020 - 167 чрезвычайных ситуаций, в 2021 - 190 (количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера увеличилось на 13,77 % по сравнению с 2020 годом, количество погибших увеличилось на 56,83 % (в 2020 г. – 322 чел.)).
Для преодоления этих проблем многие страны отказываются от сверхприбыльного загрязняющего производства, в пользу менее прибыльного, но более экологичного. В последнее время увеличивается число инвесторов, которые учитывают экологические и социальные аспекты при принятии решения об инвестировании, выпуская зеленые облигации. Зеленые облигации — это финансовые инструменты, которые выпускаются для финансирования проектов и инициатив, направленных на экологическую устойчивость и снижение воздействия на окружающую среду. Они представляют собой облигации, то есть обязательства эмитента выплачивать проценты по ним владельцам.
Согласно исследованию, проведенному ClimateBonds Initiative, объем эмиссии зеленых облигаций с 2007 года составил приблизительно $754 млрд к концу 2019 года. В России выпуск зеленых облигаций осуществляется различными организациями, как государственными, так и частными. Несколько примеров эмитентов зеленых облигаций в России:
• Государство: Российская Федерация выпустила зеленые облигации национального значения. Эмитентом стало Министерство финансов РФ.
• Банки и финансовые институты: ПАО Сбербанк и Банк ВТБ (ПАО) выпустили зеленые облигации с целью финансирования проектов, связанных с возобновляемой энергией и снижением выбросов.
• Крупные энергетические компании: ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ» и ПАО «НК «Роснефть». Они используют средства, полученные от этих облигаций, для финансирования проектов по снижению выбросов парниковых газов, повышению энергоэффективности и развитию возобновляемой энергетики.
• Компании в других секторах: ПАО «РусГидро» выпустила зеленые облигации для финансирования проектов в области гидроэнергетики и экологической модернизации.
Стоит отметить, что только в 2019 году было выпущено облигаций на сумму около $259 млрд, что на 51% больше, чем в предыдущем году. Наиболее значительный вклад в этот рост внесли европейские эмитенты.
В 1994 году Джон Элкингтон, эксперт по вопросам корпоративной ответственности и устойчивого развития, предложил оценивать работу компаний с помощью концепции тройного критерия (Triple bottomline, TBL или 3BL).
В 1997 году Джоном Элкингтоном была создана Концепция тройного критерия, которая предлагает учитывать в менеджменте не только финансовые результаты, но и экологические и социальные показатели компании. Данная концепция предшествовала введению ESG-факторов, которые охватывают важные аспекты, такие как экологическая ответственность компаний, их социальная ответственность и эффективное корпоративное управление.
ESG охватывает три обширные области - экологию, социальные аспекты и управление, и предполагает, что факторы, связанные с этими областями, напрямую влияют на способность компаний создавать долгосрочную ценность, формировать долгосрочное бизнес-поведение и повышать свою конкурентоспособность.
Современные инвесторы при выборе объекта инвестирования все больше обращают внимание на ESG-рейтинги, чтобы оценить, насколько компания учитывает принципы ESG. Поэтому компании, которые стремятся к долгосрочной устойчивости, осознают, что публикация нефинансовой отчетности в области ESG дает им преимущество при привлечении инвестиций.
Так же, как и в корпоративном секторе, в территориальном управлении происходит рост внимания к соблюдению принципов устойчивого развития, которые соответствуют положениям концепции ESG. Стратегии развития территорий формируются с учетом возможности долгосрочного развития при соблюдении баланса экономических, экологических и социальных факторов. Однако, следует понимать, что территориальное развитие должно соответствовать не только стратегиям корпораций, работающих на данной территории, но и потребностям населения как основного стейкхолдера данного развития. Анализ, представленный в данной работе, направлен на сопоставление нефинансовой отчетности компаний с положениями стратегических документов территориального развития и потребностями граждан в сфере ESG.
Учет реальных потребностей граждан в области ESG способствует созданию ответственной и устойчивой экономики, где бизнес и общество стремятся к совместному благополучию и улучшению качества жизни. Это позволяет ориентироваться на решение конкретных проблем и вызовов, с которыми сталкиваются общество и окружающая среда. Фокусировка на приоритетах общества, таких как защита окружающей среды, социальное равенство и улучшение качества жизни, способствует созданию устойчивой и благоприятной среды для роста экономики региона и страны в целом.
Однако можно предположить, что потребности граждан претерпевают значительные изменения в зависимости от экономического состояния государства. Для проверки данной гипотезы мы рассматриваем динамику ESG-потребностей граждан (на примере горда Ухты) за период 2022 - 2023 года, так как именно в это время в экономике Российской Федерации присутствовали кризисные явления. Это позволило нам изучить особенности изменения ESG-потребностей жителей Ухты при изменении экономической ситуации.
Проблема исследования.
Реализация плана устойчивого развития направлена на решение экологических, экономических и социальных вопросов. Для того, чтобы решить сложные экологические проблемы на определенной территории, требуется сотрудничество между государственными органами, органами местного самоуправления и бизнесом, но координация между ними является основной проблемой. Несоответствие стратегий на региональном и местном уровнях может привести к неэффективности экологической и социальной политике, а также к увеличению числа управленческих проблем. Для эффективной реализации ESG-плана необходимо согласование целей на трех уровнях: региональном уровне, уровне корпораций и потребностями населения территории. Также следует рассмотреть, влияние экономического спада за последний год на приоритеты граждан в сфере ESG. Поскольку весьма вероятна смена приоритетов граждан в сфере ESG.
Исследовательский вопрос. Насколько сильными могут быть несоответствия в отчетах об устойчивом развитии ключевых компаний, стратегий социально-экономического развития региона, муниципалитета и потребностями населения данной территории и как преодолеть эти несоответствия?
Исследуемый материал - отчеты о нефинансовой деятельности компаний, работающих в городе Ухте, стратегические документы города Ухты и Республики Коми и результаты опросов населения за 2022 г. и 2023 г.
Предмет исследования –информация, представленная в отчетах об устойчивом развитии ведущих компаний, стратегиях социально-экономического развития Республики Коми и стратегиях социально-экономического развития муниципального образования городского округа «Ухта».
Цель исследования –выработка рекомендаций по выбору направлений трансформации ESG-стратегии территориального развития в условиях экономического кризиса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В первой главе:
• изучить научную литературу в области устойчивого развития и ESG;
Во второй главе:
• проанализировать структуру и особенности градообразующих предприятий города,
• проанализировать нефинансовые отчеты градообразующих предприятий за 2020 и 2021 год,
• проанализировать стратегии развития Республики Коми и муниципального образования Ухта за 2020 год,
• собрать и проанализировать данные о потребностях населения города Ухта в рамках ESG-факторов развития территории за 2022 и 2023 год,
• сравнить результаты опросов 2022 и 2023 года.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматривается научная литература в области устойчивого развития и ESG, во второй главе описывается структура и особенности градообразующих предприятий города Ухты, описывается ход анализа нефинансовые отчеты градообразующих предприятий за 2020 и 2021 год, стратегии развития Республики Коми и муниципального образования Ухта за 2020 год, а также результаты опросов населения города Ухта за 2022 и 2023 годы, а также приводятся рекомендации.
Фактически, самой важной оказалась ЦУР 9 создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций. ЦУР 9 находится на втором месте по популярности и важности среди горожан. Также ЦУР 9 отмечена всеми тремя крупнейшими компаниями города в ESG-отчетностях и по данной ЦУР предпринято больше всего мер как со стороны государственных органов, так и со стороны крупнейших компаний города
Социальные проблемы преобладают на всех трех уровнях управления (региональном/государственном, корпоративном на уровне крупных предприятий и среди жителей территории). В результате сравнения результатов анализа опросов за 2022 и 2023 годы можно заключить, что предпочтения населения в приверженности целям устойчивого развития заметно не изменились, а значит, что постепенно наступающий экономический спад существенно не влияет на отношение людей и компаний к ESG-повестке. Однако небольшие изменения все же есть. Тогда как в 2022 году самым популярным среди населения был ЦУР 8 (Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех), то в 2023 году лидирующим стал ЦУР 4(Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех). Данное изменение можно объяснить обеспокоенностью населения будущим. Образование придает уверенность индивида в трудоустройстве и востребованности на рынке, что и рождает увеличение спроса среди населения на образовательные услуги во время кризиса.
Жанназарова Г. К. 2016. Научно-технический прогресс — положительные и отрицательные стороны. Молодой ученый. № 21.1 (125.1). С. 16-19. URL: https://moluch.ru/archive/125/34627/
Жукова Е.В. 2021. Основные тенденции развития ESG-повестки: обзор в России и в мире. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. (6):68-82;
Итоги деятельности МЧС России // МЧС России URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/zelenye-obligatsii-investitsii-v-ekologiiu (дата обращения: 20.05.2023).
Итоги деятельности МЧС России // МЧС России URL: https://mchs.gov.ru/deyatelnost/itogi-deyatelnosti-mchs-rossii (дата обращения: 20.05.2023).
Компании Ухты // СПАРК URL: https://spark-interfax.ru/statistics/city/87425000000
Кондратенко М. 2021. ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать. РБК (дата обращения: 15.05.2023).
Кондратенко М. 2021. ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать. РБК. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/614b224f9a7947699655a435https://trends.rbc.ru/trends/green/614b224f9a7947699655a435
Навигатор ESG. 2021. ООО «ЛАНИТ-Интеграция», АНО «Аналитический центр при Правительстве РФ». URL: https://ac.gov.ru/uploads/pdf/ESG.pdf;
Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Ухта" на период до 2035 года. Совет муниципального образования городского округа "Ухта". Решение от 23 декабря 2020 г. N 37
Ответственность: отчеты ПАО «Сургутнефтегаз»;
Отчет Группы Газпром о деятельности в области устойчивого развития за 2021 год;
Отчет Лукойла об устойчивом развитии за 2021 год.;
Отчет об устойчивом развитии 2020;
Отчеты в области устойчивого развития ПАО «Роснефть»;
Рейтинг ESG: АО «Рейтинговое агентство AK&M»;
Росстат представляет первую оценку ВВП за 2022 год // Федеральная служба государственной статистики URL:https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/198546#:~:text=Номинальный объем ВВП в 2022,дефлятор – 114,3%. (дата обращения: 20.05.2023).
Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд. Отчет об устойчивом развитии 2020;
Социология за рубежом URL: https://www.hse.ru/data/2010/09/03/1220649436/Ньюман%20Неопросные%20методы%20исследований%20(контент-анализ).pdf (дата обращения: 13.03.2023).
Справочник ESG ПАО «НОВАТЭК»;
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми Распоряжение Пра // Министерство экономического развития и промышленности Республики Коми URL: https://econom.rkomi.ru/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-komi (дата обращения: 19.03.2023).
Технология Термостабилизации Грунтов // FROST 3D URL: https://frost3d.ru/termostabilizatsiya-gruntov/ (дата обращения: 20.05.2023).
Эволюция, основные понятия и опыт регулирования ESG. 2021. НИФИ. URL: https://clck.ru/eSJ7C
Aboutus // CDPURL: https://www.cdp.net/en/info/about-us (дата обращения: 15.05.2023).
AboutUs // MSCIURL: https://www.sustainalytics.com/esg-research (дата обращения: 14.05.2023).
ESG: эволюция, основные понятия и опыт регулирования. 2021. НИФИ. С. 11-12.
ESG: эволюция, основные понятия и опыт регулирования. 2021. НИФИ. С. 11-12.
Home // Carbon collective URL: https://www.carboncollective.co/ (дата обращения: 15.05.2023).
Home // CDPURL: https://www.cdp.net (дата обращения: 14.05.2023).
Home // FTSErussellURL: https://www.ftserussell.com (дата обращения: 15.05.2023).
Home // IRIScarbonURL: https://iriscarbon.com/ (дата обращения: 14.05.2023).
Organasation // The Association for Sustainable & Responsible Investment in Asia (ASrIA) URL: https://www.eldis.org/organisation/A31041 (дата обращения: 14.05.2023).
Promoting sustainability through European financial markets // Eurosif URL: https://www.eurosif.org/ (дата обращения: 14.05.2023).
Resource Center // Sustainalystics URL: https://www.sustainalytics.com/esg-research (дата обращения: 14.05.2023).
Responsible Investment Association Australasia // RIAA URL: https://responsibleinvestment.org/ (дата обращения: 14.05.2023).
S&P Global’s offerings // S&P URL: https://www.spglobal.com (дата обращения: 14.05.2023).
SASB Standards // SASB URL: https://www.sasb.org (дата обращения: 14.05.2023).
Sustainable finance: trends, valuations and exposures // BIS URL: https://www.bis.org/publ/qtrpdf/r_qt2109v.htm
The Forum for Sustainable and Responsible Investment // USSIF URL: https://www.ussif.org/ (дата обращения: 14.05.2023).
The Institutional Investors Group on Climate Change // IIGCC URL: https://www.iigcc.org/ (дата обращения: 14.05.2023).
UK Sustainable Investment and Finance Association // UKSIF URL: https://uksif.org/ (дата обращения: 14.05.2023).
Vereniging van BeleggersvoorDuurzameOntwikkeling // VBDO URL: https://www.vbdo.nl/ (дата обращения: 14.05.2023).