Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, НАПРАВЛЕНИЯ, ИНСТРУМЕНТЫ

Работа №125187

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы51
Год сдачи2016
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА» 5
1.1 Сущность региональной экономической политики 5
1.2 Инструменты региональной политики. 8
Глава 2 АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 16
2.1 Региональная политика в Российской Федерации 16
2.2 Межрегиональная экономическая дифференциация в Российской Федерации 20
Глава 3 АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА» КАК ПРИМЕРА РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ. 25
3.1 Результаты реализации федеральной целевой программы «Программа развития Калининградской области на период до 2020 года» 25
3.2 Финансирование федеральной целевой программы «Программа развития Калининградской области на период до 2020 года» 31
3.2 Эффективность федеральной целевой программы «Программа развития Калининградской области на период до 2020 года» 38
Заключение 46
Список использованных источников 49


Российская федерация –государство имеющее площадь 17,1 млн. км², включающая в себя 85 субъектов федерации. Территория России состоит из различных географических и климатических зон, разной степени освоенности и заселенности. Также на территории России проживает множество этнических групп населения, имеющих различный менталитет, влияющий на специфику экономической активности регионов. К тому же Россия соседствует с многими государствами, экономики которых значительно отличаются друг от друга. В Российской Федерации существует высокая экономическая дифференциация регионов и как следствие, высокая разница в уровне жизни между различными регионами.
Все вышесказанное позволяет констатировать, что территория России не однородна и соответственно экономическая политика государства к различным регионам должна быть различна. При управлении развитием каждого региона необходимо использовать набор методов, соответствующий текущему состоянию региона и его специфики.
Важно отметить, что в силу территориальной структуры России, региональная экономическая политика для России имеет значительно большее значение, чем для других стран. При этом, региональная экономическая политика в России слабо развита и недостаточно активно проводится.
Цель данного исследования − определить пути оптимизации региональной экономической политики Российской Федерации. Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие «Региональная экономическая политика» и его сущность.
2. Выявить направления региональной экономической политики.
3. Проанализировать текущую деятельность государства в области проведения региональной экономической политики.
4. Сформулировать предложения по улучшению региональной экономической политики российской федерации.
5. Проанализировать пример реализации региональной экономической политики в России.
Объектом исследования является региональная экономическая политика. Предметом исследования являются реализация региональной экономической политики на территории Российской Федерации.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе описывается понятие «региональная экономическая политика» и выявляются направления данной политики.
Вторая глава включает в себя анализ региональной экономической политики государства, реализуемой на территории Российской Федерации, а так же характеристику состояния региональной экономики в России.
Третья глава посвящена активной составляющей региональной экономической политики России – федеральному целевому программированию конкретного субъекта федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе сформулированы и описаны теоретические аспекты понятия «региональная экономическая политики», охарактеризована региональная экономическая политика России в целом, проанализирован пример реализации региональной экономической политики на территории России.
Первая глава данной работы показывает, что региональная экономическая политика крайне сложна и многообразна, имеет множество задач и инструментов их реализации. Ее проведение зависите от множества факторов. Большое количество направлений региональной экономической политики показывает всю ее сложность и разноплановость. Совокупность инструментов региональной экономической политики позволяет осуществлять значительное воздействие на регионы, программируя дальнейшее развитие региона, определяя его роль в экономике России.
Исходя из второй главы данной работы можно сделать множество выводов. На сегодняшний день в России отсутствуют федеральные законы, регулирующие региональную экономическую политику государства, упразднено министерство регионального развития, многие программы регионального развития так и не были полностью профинансированы и реализованы. Начиная с распада СССР в России проводится политика снижения межрегиональной экономической дифференциации, цель данной политики так и не достигнута. Разница в экономическом развитии регионов осталась примерно та же, что и 25 лет назад. Основной объем субсидий выделяется Дальневосточному федеральному округу, Северо-Кавказскому федеральному округу, республике Крым и Калининградской области, эти территории являются «зоной риска» для России и их финансирование диктуется геополитическими целями государства. Региональная экономическая политика России не решает проблему межрегиональной дифференциации, а лишь сдерживает ее увеличение.
По мнению автора работы, для проведения эффективной региональной экономической политики в первую очередь необходимо поднять ее статус на один уровень с бюджетно-налоговой. Для этого необходимо принимать федеральные законы о региональном развитии, воссоздать профильное министерство, которое будет отвечать за развитие всех регионов в отдельности, а не только проблемных, которыми сегодня Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и министерство по делам Северного Кавказа. Необходимо на федеральном уровне разрабатывать программы по развитию всех территорий нашей страны, используя при этом весь комплекс возможных инструментов.
В третьей главе был проведен анализ федеральной целевой программы федеральной целевой программы «программа развития Калининградской области на период до 2020 года» как примера реализации региональной экономической политики в России. Анализ показал, что в целом многие целевые показатели программы не достигались, тем не менее часть показателей были достигнуты и с учетом недостатка финансирования программа показала достаточно высокую эффективность. Следует отметить, что за время проведения программы наиболее значительные улучшения получены по показателям, наиболее зависимым от федерального бюджета.
В процессе создания и реализации федеральной целевой программы федеральной целевой программы «программа развития Калининградской области на период до 2020 года» возник некоторый набор проблем. Основные проблемы – непрофессиональное составления программы, недостаток финансирования, зависимость реализации программы от макроэкономических факторов. Первая проблема решилась, более новые редакции программы, составленные более оптимально и являются пригодными для реализации. Вторая проблема связана с недофинансированием из регионального и местных бюджетов Калининградской области, а также недостаточным объемом и нестабильностью привлечения средств из внебюджетных источников. Третья проблема не может быть решена в рамках реализации региональной экономической политики, тем не менее стабильность макроэкономических показателей – один из ключевых факторов, определяющих возможность и эффективность реализации региональной экономической политики.
Поскольку на 2014 год при учете финансирования программа показала эффективность в 98%, будет целесообразно увеличивать финансирование данной и подобных федеральных целевых программ, это приведет к значительному росту показателей регионов. Также по мере развития региона необходимо привлекать все больше средств из его бюджета на реализацию федеральной целевой программы. Для эффективной реализации подобных программ государство должно создать и поддерживать стабильную и благоприятную макроэкономическую обстановку, при этом неправильно было бы приостановить все региональные программы развития в ожидании низкой инфляции и стабильного курса рубля, поэтому приходится проводить региональную экономическую политику в текущих условиях.
Использование только средств из федерального бюджета приведет к повышению эффективности федеральной целевой программы, но в условиях ограниченности средств это может быть невозможно, так же привлечение средств из внебюджетных источников определенно выгоднее для страны и может привести к лучшим результатам, поскольку частный капитал в среднем эффективнее государственного. Также необходимо уменьшить временной промежуток с момента выделения средств на реализацию программу до их использования. На сегодняшний день данный срок составляет до пяти лет, что показывает неэффективность использования денежных средств.



1. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
2. Указ Президента Российской Федерации от 03.06.1996 г. № 803Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации
3. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 866
4. Постановление Правительства РФ от 21.03.2005 № 147 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2010 года"
5. Постановление Правительства РФ от 12.10.2007 № 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866"
6. Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. №942 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. №866"
7. Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 № 335 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866"
8. Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков"
9. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. №922 О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2015 года
10. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2012 г. №1199 О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2015 года
11. Постановление Правительства РФ от 21.09.2013 N 834 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2015 года"
12. Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 N 1229 "О внесении изменений в федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2015 года"
13. Постановление Правительства РФ от 7.06.2014 № 526 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866"
14. Указ Президента Российской Федерации от 08.09.2014 г. № 612 Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации
15. Постановление Правительства РФ от 30.10.2014 № 1126 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г."
16. Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 № 1486 "О внесении изменений в некоторые федеральные целевые программы"
17. Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 N 1605 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства"
18. Постановление Правительства РФ от 23.09.2015 № 1014 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2020 года"
19. Постановление Правительства РФ от 22.02.2016 № 130 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2020 года"
20. Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ (ред. от 22.11.2016) "О федеральном бюджете на 2016 год".
21. БахразинА.Р., БухвальдЕ.М., Выравнивание регионов России: иллюзии программы и реалии экономики/ Вестник Института экономики Российской академии наук №1 2016г С. 76–91
22. ВасинС. М., Дисбаланс социального и экономического развития региона: вопросы измерения и проблема противоречия / Васин С. М., Плешакова Н. А. / Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 19. – С. 38–45.
23. ВасинС. М., Предпосылки высокой социально-экономической дифференциации регионов федеративного государства / ВасинС. М., БычковА. Д. / Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2010. – № 1. – С. 159–166.
24. Гранберг А.Г., Возможны ли распад или сжатие России? Регион: экономика и социология №: 2, 2011г С. 9-18
25. Доктрина регионального развития Российской Федерации: макетпроект: монография / [Сулакшин С.С. и др.]; под общ. ред. Малчинова А.С.; Центр проблемного ан. и гос.-упр. проект. — М.: Научный эксперт, 2009. — 256 с
26. Иллюстрированное информационное издание «Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2015 год»
27. Кобилев А.Г., Актуальные вопросы социально-экономического развития современного государства. Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ). 2014 С. 53
28. Конкурентоспособный регион: Концепции и факторы: сб. статей. –Пермь, 2012. -144с
29. Коростышевская Е.М., Инструменты региональной политики России в контексте целеполагания Известия высших учебных заведений/ Поволжский регион. Общественные науки. – 2014. – № 2 (30). – С. 246–266.
30. Коростышевская Е.М., Плотников В.А. Стратегия развития и целеполагание в региональной политике России // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2014. №3. С. 38–46
31. Коростышевская Е.М., Плотников В.А., Региональная политика: к вопросу о выборе приоритетов. Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизнеса, 2014, ноябрь № 4 (29) С 128-134
32. КоростышевскаяЕ.М., ПлотниковВ.А., Стратегия развития и целеполагание в региональной политике России. /Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 3 (197). С. 38-46
33. КоростышевскаяЕ.М., Плотников В.А., Теоретические аспекты формирования целей в российской региональной политике. / Известия Юго-Западного государственного университета №1, 2014. Страницы: 62-71
34. Полынев А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: Эдиториал УРСС, 2003.— 208 с
35. Портер М.,Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран — М.: издательство Альпина паблишер, 1993. 947 с
36. Развитие региональной инфраструктуры и связей между округами Российской Федерации: Монография / Рыкалина О.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 228 с
37. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.
38. Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии / Под ред. А.В. Кузнецова, О.В. Кузнецовой. – М.: ИМЭМО РАН, 2015.
39. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Р32 Стат. сб. / Росстат. −М., 2016. − 1326 с.
40. СувороваМ.Е., Создание и управление особыми экономическими зонами в регионах России. Стратегия устойчивого развития регионов России №: 13, 2013 С. 28-35
41. Сухарев О.С. Региональная экономическая политика. - М.: URSS - 2014 - 142 c.
42. Сухарев О.С. Теория реструктуризации экономики. М.:Ленанд, 2016 - 256 с.
43. Сухарев О.С. Экономика глобального эксцесса. Институты, финансы, развитие, политика - М.: Ленанд, 2016 - 506 с.
44. Теория региональных рынков: Учебник / А. С. Новоселов; Отв.ред. А. Р. Бервальд. – Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибир. соглашение, 2002. – 446с
45. Учебник для студ. вузов / А. Г. Гранберг. - 3-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2003
46. Филимоненко И.В., Управление локальными рынками региона как факторами экономического роста/Монография −Издательство "Проспект", 2015
47. Финансы. Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В./ 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2012. — 496 с
48. Цветков В.А., Сухарев О.С. Экономический рост России: новая модель управления - М.: Ленанд, 2017 - 352 с.
49. ШеховцеваЛ.С., Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ // Прогнозирование и стратегии развития Особой экономической зоны России: Межвузов. сб. науч. труд./Калинингр. ун-т. — Калининград, 2000. — С. 20-32
50. Экономическая политика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под редакцией А.Н. Лякина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – С. 432.
51. Яровой Г. О. Европейский союз для регионов: что можно и нужно знать российским регионам о ЕС / Г. О. Яровой, Е. В. Белокурова. – СПб.: Норма, 2012. – 367 с.
52. Источник: Налоговая аналитика URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 01.04.17)
53. Направление госпрограмм.[Электронный ресурс] URL: https://programs.gov.ru/Portal/ (дата обращения: 15.11.16)
54. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2010 г.[Электронный ресурс]http://www.gks.ru/bgd/regl/B10_14p/Main.htm (дата обращения: 22.12.17)
55. Регионы: доноры и реципиенты - в какой "центр" уходят деньги.[Электронный ресурс]URL: http://politrussia.com/ekonomika/regiony-vsyakie-nuzhny-796/ (дата обращение: 22.11.15)
56. У столиц отбирают чужое. [Электронный ресурс]URL: http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=3916031 (дата обращения: 22.11.16)
57. Число регионов-доноров в России упало вдвое [Электронный ресурс]URL: https://lenta.ru/news/2014/04/25/donors/ (дата обращения: 17.11.16)
58. Щедровицкий П.«Суть кластера». [Электронный ресурс] URL: http://vz.ru/opinions/2012/8/13/592819.html (дата обращения: 03.11.12)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ