Правовое регулирование недропользования в Арктической зоне Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1. Эволюция правового регулирования недропользования в Арктической зоне Российской Федерации 6
§ 1.1 Становление и развитие правового регулирования недропользования на арктических территориях в советский период 6
§ 1.2. Современное состояние правового регулирования недропользования в Арктической зоне Российской Федерации 11
Глава 2. Правовой режим недропользования в Арктической зоне Российской Федерации 18
§ 2.1 Структура и особенности правового механизма недропользования в Арктической зоне Российской Федерации 18
§ 2.2 Рациональное использование недр и охрана окружающей среды на арктических территориях 28
Глава 3. Перспективы развития правового регулирования недропользования в Арктической зоне Российской Федерации 34
§3.1. Совершенствование отраслевого законодательства в сфере недропользования 34
§3.2. Совершенствование инвестиционного законодательства в сфере недропользования на территории Арктической зоны Российской Федерации 45
Заключение 54
Список использованной литературы
Глава 1. Эволюция правового регулирования недропользования в Арктической зоне Российской Федерации 6
§ 1.1 Становление и развитие правового регулирования недропользования на арктических территориях в советский период 6
§ 1.2. Современное состояние правового регулирования недропользования в Арктической зоне Российской Федерации 11
Глава 2. Правовой режим недропользования в Арктической зоне Российской Федерации 18
§ 2.1 Структура и особенности правового механизма недропользования в Арктической зоне Российской Федерации 18
§ 2.2 Рациональное использование недр и охрана окружающей среды на арктических территориях 28
Глава 3. Перспективы развития правового регулирования недропользования в Арктической зоне Российской Федерации 34
§3.1. Совершенствование отраслевого законодательства в сфере недропользования 34
§3.2. Совершенствование инвестиционного законодательства в сфере недропользования на территории Арктической зоны Российской Федерации 45
Заключение 54
Список использованной литературы
Арктическая зона Российской Федерации является кладезью минеральных ресурсов, на территории которой расположено свыше 80% всех промышленных запасов полезных ископаемых, в том числе около 80% нефти и газа . Добыча полезных ископаемых в Арктике обеспечивает значительную долю налоговых поступлений в бюджет страны, за счет налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами. Вопросы совершенствования законодательства о недропользовании в Российской Арктике актуализируются в связи с отсутствием полноценного правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды на этих территориях.
Совершенствование правового регулирования недропользования в Российской Федерации и Арктике в частности является одной из приоритетных задач, стоящих перед государством. Инвестиционная привлекательность региона может быть реализована при стабильности правовых отношений, четком законодательном закреплении правил природопользования и охраны окружающей среды. Правовое регулирование недропользования в Арктике осуществляется согласно общим, базовым нормативно-правовым актам в данной сфере. Недостатки же правового регулирования недропользования ведут к затруднениям в комплексном и эффективном использовании геополитического и минерально-сырьевого потенциала. В действующем законодательстве о недрах не учитывается специфика арктического региона, в том числе горно-геологические, сложные природно-климатические условия.
Для совершенствования законодательства о недропользовании в Арктике важно провести его комплексный сравнительный анализ в различные исторические периоды, выполнить комплексное научно-теоретическое исследование правового регулирования недропользования в Арктике, выявить факторы, определяющие его специфику.
До настоящего времени комплексному сравнительному анализу законодательства в области недропользования в Арктике посвящено незначительное число работ, в их числе - работы В.Б. Агафонова, С.В. Гудкова, М.В. Дудикова, Б.Д. Клюкина, Е.Ю. Мазакова, Е.С. Муштакова, В.Ф. Попондопуло, Р.Н. Салиевой, Д.Г. Храмовой, Р.Р. Ямалетдинова и др. Однако труды приведенных авторов затрагивают общие вопросы недропользования, а также общие природоресурсные проблемы.
Вышесказанное дает основания полагать, что проведение настоящего исследования необходимо.
Объектом исследования являются общественные отношения недропользования в Арктической части России.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере недропользования, а также документы государственного стратегического планирования.
Целью данной работы является изучение правового регулирования недропользования в Арктической части Российской Федерации и разработка теоретических положений и практических предложений по совершенствованию законодательства в сфере недропользования на арктических территориях Российской Федерации.
Указанная цель реализуется путем решения следующих задач:
1. Изучить историю развития правового регулирования недропользования в Арктической части РФ.
2. Раскрыть современное состояние правового режима недропользования в Арктической зоне Российской Федерации.
3. Выявить особенности правового режима недропользования в Арктической части Российской Федерации.
4. Провести комплексный анализ действующего законодательства в области недропользования в Арктической части Российской Федерации с учетом эколого-правовых норм.
5. Определить перспективы развития правового регулирования недропользования на арктических территориях Российской Федерации.
6. На основе изученных материалов выработать предложения по совершенствованию законодательной базы в области недропользования Арктической зоны Российской Федерации.
Методологическую основу данного исследования составляют такие методы, как диалектический, прогностический (общенаучные методы), метод сравнительного и системного анализа, метод обобщения (частные методы), сравнительно-правовой метод, историко-правовой метод, формально-юридический метод (специальные методы).
Научная новизна данной работы заключается в том, что проведено исследование правового регулирования недропользования в Арктике в различные исторические периоды, определены особенности правового режима недропользования, выработаны предложения по совершенствованию отраслевого и инвестиционного законодательства на территории Арктической зоны Российской Федерации.
Полученные результаты могут быть использованы в правотворческой деятельности и для дальнейших теоретических, научно-практических разработок в обозначенной сфере.
Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Совершенствование правового регулирования недропользования в Российской Федерации и Арктике в частности является одной из приоритетных задач, стоящих перед государством. Инвестиционная привлекательность региона может быть реализована при стабильности правовых отношений, четком законодательном закреплении правил природопользования и охраны окружающей среды. Правовое регулирование недропользования в Арктике осуществляется согласно общим, базовым нормативно-правовым актам в данной сфере. Недостатки же правового регулирования недропользования ведут к затруднениям в комплексном и эффективном использовании геополитического и минерально-сырьевого потенциала. В действующем законодательстве о недрах не учитывается специфика арктического региона, в том числе горно-геологические, сложные природно-климатические условия.
Для совершенствования законодательства о недропользовании в Арктике важно провести его комплексный сравнительный анализ в различные исторические периоды, выполнить комплексное научно-теоретическое исследование правового регулирования недропользования в Арктике, выявить факторы, определяющие его специфику.
До настоящего времени комплексному сравнительному анализу законодательства в области недропользования в Арктике посвящено незначительное число работ, в их числе - работы В.Б. Агафонова, С.В. Гудкова, М.В. Дудикова, Б.Д. Клюкина, Е.Ю. Мазакова, Е.С. Муштакова, В.Ф. Попондопуло, Р.Н. Салиевой, Д.Г. Храмовой, Р.Р. Ямалетдинова и др. Однако труды приведенных авторов затрагивают общие вопросы недропользования, а также общие природоресурсные проблемы.
Вышесказанное дает основания полагать, что проведение настоящего исследования необходимо.
Объектом исследования являются общественные отношения недропользования в Арктической части России.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере недропользования, а также документы государственного стратегического планирования.
Целью данной работы является изучение правового регулирования недропользования в Арктической части Российской Федерации и разработка теоретических положений и практических предложений по совершенствованию законодательства в сфере недропользования на арктических территориях Российской Федерации.
Указанная цель реализуется путем решения следующих задач:
1. Изучить историю развития правового регулирования недропользования в Арктической части РФ.
2. Раскрыть современное состояние правового режима недропользования в Арктической зоне Российской Федерации.
3. Выявить особенности правового режима недропользования в Арктической части Российской Федерации.
4. Провести комплексный анализ действующего законодательства в области недропользования в Арктической части Российской Федерации с учетом эколого-правовых норм.
5. Определить перспективы развития правового регулирования недропользования на арктических территориях Российской Федерации.
6. На основе изученных материалов выработать предложения по совершенствованию законодательной базы в области недропользования Арктической зоны Российской Федерации.
Методологическую основу данного исследования составляют такие методы, как диалектический, прогностический (общенаучные методы), метод сравнительного и системного анализа, метод обобщения (частные методы), сравнительно-правовой метод, историко-правовой метод, формально-юридический метод (специальные методы).
Научная новизна данной работы заключается в том, что проведено исследование правового регулирования недропользования в Арктике в различные исторические периоды, определены особенности правового режима недропользования, выработаны предложения по совершенствованию отраслевого и инвестиционного законодательства на территории Арктической зоны Российской Федерации.
Полученные результаты могут быть использованы в правотворческой деятельности и для дальнейших теоретических, научно-практических разработок в обозначенной сфере.
Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В советский период регулирование недропользования в Арктике осуществлялось общими нормативными актами, действие которых распространялось на всю территорию Советского Союза со следующими особенностями:
- деление недр производилось на «общесоюзные» и «республиканские» (недра Арктики в первую очередь относились к общесоюзным);
- участки недр предоставлялись исключительно советским предприятиям;
-предоставление недр территории Арктики происходило с согласия военного ведомства, органов государственной безопасности, а также органов управления экономикой;
-месторождения Арктики, в большинстве случаев позиционировались в качестве резервного фонда, в рамках достижения цели «сохранения для будущих поколений».
В постсоветский период правовой режим недропользования в отношении участков недр федерального значения в Арктическом регионе был дифференцирован в зависимости от места расположения участка недр: континентальный шельф или суша. Предоставление в пользование участков недр местного значения осуществляется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования отношений недропользования, а получение права недропользования возможно по итогам аукциона.
Выделяются следующие особенности современного правового регулирования недропользования на арктических территориях:
-Участки недр континентального шельфа могут быть переданы только определенному кругу лиц (недропользователями могут быть исключительно юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие опыт освоения участков недр континентального шельфа не менее чем 5 лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем 50% и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц);
- Лицензии на недропользование, помимо требований к содержанию лицензии, установленных законодательством Российской Федерации о недрах, должны содержать дополнительную информацию:
о мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций;
об условиях страхования, консервации и (или) ликвидации установок и сооружений по завершению работ;
об условиях гидрометеорологического и экологического обеспечения пользования участками, и мерах, применяемых для такого обеспечения;
о праве недропользователя на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладку подводных кабелей, трубопроводов;
-Выдача лицензий запрещена в случае проведения геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов в границах особо охраняемых территорий континентального шельфа;
-Недропользователям, осуществляющим геологическое изучение участков, в рамках федеральных целевых программ возможно предоставление субсидий из федерального бюджета;
-Недропользователям запрещено передавать право пользования соответствующим участком иным лицам в порядке уступки прав.
В настоящее время отсутствует единый правой акт, регламентирующий механизм рационального недропользования на территории Арктики. Действующим законодательством определены правовые инструменты охраны окружающей среды - экологическая экспертиза, мониторинг, планирование, нормирование, оценка воздействия на окружающую среду и др., однако требования законодательства являются общими, применимыми ко всем территориям страны, не учитывающими специфики и уязвимости Арктической зоны Российской Федерации.
Перспектива развития правового регулирования недропользования на территории Арктики видится через призму принятия закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Текст законопроекта нуждается в корректировке:
- в п.1 ст.1 следует ввести концепцию устойчивого развития, которая учитывает обязательное соблюдение и учет экономических, социальных и экологических показателей;
- необходимо закрепить принципы рационального пользования недрами и охраны недр, экологичности и рационального недропользования, глобализации и интеграции, государственно-частного партнерства, «тройной спирали», обеспеченности «ресурсного режима», комплексности и эффективности.
- необходимо добавить статью «Пространственное развитие Арктической Зоны Российской Федерации», в которой следует отразить меры реализации проектов комплексного развития территорий, выделения сети опорных экономических центров, а также развития систем расселения.
Следует законодательно закрепить:
- единые принципы осуществления деятельности недропользования в пределах всех акваторий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;
- возможность разделения участков недр, что позволит решить некоторые проблемы, в том числе - возврата неиспользуемых участков недр. Для эффективности применения нормы о разделении участков недр (горных отводов) необходимо предусмотреть возможность взимания платы с единицы объема горного отвода (геометризированного блока недр), соразмерно уменьшив плату за добычу полезных ископаемых.
В законе «О недрах» требуется:
- изменить механизм получения предварительного согласия на использование участков недр федерального значения по совмещенной лицензии (с учетом гарантий права на разведку и добычу ископаемых на месторождении федерального значения в случае его открытия);
- предусмотреть возможность предоставления нерентабельных участков недр в пользование в упрощенном порядке;
- ст. 17.1 дополнить пунктом - «Лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению в случае изменения границ участка недр путем раздела такого участка на два и более участков недр».
Несмотря на заинтересованность инвесторов в освоении и развитии Арктической зоны Российской Федерации потенциальный уровень доходности от реализации инвестиционных проектов в настоящее время остается на низком уровне в виду следующего:
- положения налогового законодательства не в полной мере учитывают специфику недропользования в Арктике;
- существующие формы предоставления недр в пользование (в том числе ГЧП) не способны защитить интересы недропользователей (инвесторов) в полной мере.
В качестве мер налогового стимулирования освоения и развития Арктики предлагается введение специального налогового режима, в соответствии с которым происходит снижение ставок по таким налогам как: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организации, налог на имущество организации, земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых или введение налоговых каникул, а также введение упрощенных таможенных процедур. Механизмами, обеспечивающие структурирование и ведение совместной инвестиционной деятельности, могут стать соглашение о совместной разработке и рисковый операторский договор.
- деление недр производилось на «общесоюзные» и «республиканские» (недра Арктики в первую очередь относились к общесоюзным);
- участки недр предоставлялись исключительно советским предприятиям;
-предоставление недр территории Арктики происходило с согласия военного ведомства, органов государственной безопасности, а также органов управления экономикой;
-месторождения Арктики, в большинстве случаев позиционировались в качестве резервного фонда, в рамках достижения цели «сохранения для будущих поколений».
В постсоветский период правовой режим недропользования в отношении участков недр федерального значения в Арктическом регионе был дифференцирован в зависимости от места расположения участка недр: континентальный шельф или суша. Предоставление в пользование участков недр местного значения осуществляется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования отношений недропользования, а получение права недропользования возможно по итогам аукциона.
Выделяются следующие особенности современного правового регулирования недропользования на арктических территориях:
-Участки недр континентального шельфа могут быть переданы только определенному кругу лиц (недропользователями могут быть исключительно юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие опыт освоения участков недр континентального шельфа не менее чем 5 лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем 50% и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц);
- Лицензии на недропользование, помимо требований к содержанию лицензии, установленных законодательством Российской Федерации о недрах, должны содержать дополнительную информацию:
о мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций;
об условиях страхования, консервации и (или) ликвидации установок и сооружений по завершению работ;
об условиях гидрометеорологического и экологического обеспечения пользования участками, и мерах, применяемых для такого обеспечения;
о праве недропользователя на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладку подводных кабелей, трубопроводов;
-Выдача лицензий запрещена в случае проведения геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов в границах особо охраняемых территорий континентального шельфа;
-Недропользователям, осуществляющим геологическое изучение участков, в рамках федеральных целевых программ возможно предоставление субсидий из федерального бюджета;
-Недропользователям запрещено передавать право пользования соответствующим участком иным лицам в порядке уступки прав.
В настоящее время отсутствует единый правой акт, регламентирующий механизм рационального недропользования на территории Арктики. Действующим законодательством определены правовые инструменты охраны окружающей среды - экологическая экспертиза, мониторинг, планирование, нормирование, оценка воздействия на окружающую среду и др., однако требования законодательства являются общими, применимыми ко всем территориям страны, не учитывающими специфики и уязвимости Арктической зоны Российской Федерации.
Перспектива развития правового регулирования недропользования на территории Арктики видится через призму принятия закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Текст законопроекта нуждается в корректировке:
- в п.1 ст.1 следует ввести концепцию устойчивого развития, которая учитывает обязательное соблюдение и учет экономических, социальных и экологических показателей;
- необходимо закрепить принципы рационального пользования недрами и охраны недр, экологичности и рационального недропользования, глобализации и интеграции, государственно-частного партнерства, «тройной спирали», обеспеченности «ресурсного режима», комплексности и эффективности.
- необходимо добавить статью «Пространственное развитие Арктической Зоны Российской Федерации», в которой следует отразить меры реализации проектов комплексного развития территорий, выделения сети опорных экономических центров, а также развития систем расселения.
Следует законодательно закрепить:
- единые принципы осуществления деятельности недропользования в пределах всех акваторий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;
- возможность разделения участков недр, что позволит решить некоторые проблемы, в том числе - возврата неиспользуемых участков недр. Для эффективности применения нормы о разделении участков недр (горных отводов) необходимо предусмотреть возможность взимания платы с единицы объема горного отвода (геометризированного блока недр), соразмерно уменьшив плату за добычу полезных ископаемых.
В законе «О недрах» требуется:
- изменить механизм получения предварительного согласия на использование участков недр федерального значения по совмещенной лицензии (с учетом гарантий права на разведку и добычу ископаемых на месторождении федерального значения в случае его открытия);
- предусмотреть возможность предоставления нерентабельных участков недр в пользование в упрощенном порядке;
- ст. 17.1 дополнить пунктом - «Лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению в случае изменения границ участка недр путем раздела такого участка на два и более участков недр».
Несмотря на заинтересованность инвесторов в освоении и развитии Арктической зоны Российской Федерации потенциальный уровень доходности от реализации инвестиционных проектов в настоящее время остается на низком уровне в виду следующего:
- положения налогового законодательства не в полной мере учитывают специфику недропользования в Арктике;
- существующие формы предоставления недр в пользование (в том числе ГЧП) не способны защитить интересы недропользователей (инвесторов) в полной мере.
В качестве мер налогового стимулирования освоения и развития Арктики предлагается введение специального налогового режима, в соответствии с которым происходит снижение ставок по таким налогам как: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организации, налог на имущество организации, земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых или введение налоговых каникул, а также введение упрощенных таможенных процедур. Механизмами, обеспечивающие структурирование и ведение совместной инвестиционной деятельности, могут стать соглашение о совместной разработке и рисковый операторский договор.
Подобные работы
- Правовые особенности разработки месторождений полезных ископаемых в Арктической зоне на примере Воркуты
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ СИСТЕМЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Оценка экологического ущерба и возмещение экологического вреда в Арктической зоне Российской Федерации: правовые основы и механизмы реализации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2021 - Правовое регулирование предпринимательской деятельности по добыче песочно-гравийной смеси (Высшая Школа Экономики)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Правовой режим охраны недр и континентального шельфа
Контрольные работы, экологическое право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2023 - Правовой статус Арктического пространства и международные обязательства приарктических государств
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Ограничения права доступа к участкам недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - Федеральные, региональные и муниципальные программы развития в Арктике и их роль в сохранении окружающей среды
Бакалаврская работа, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017



