Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ОТЦОВ: ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Работа №125139

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы107
Год сдачи2023
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО ПОДХОДА 8
1.1. Теоретическая интерпретация конфликта как социального явления 8
1.2. Детерминанты противостояния поколений 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ПОДРОСТКОМ И ОТЦОМ 26
2.1. Особенности современного подростка как участника конфликта 26
2.2. Характеристика современных отцов и их взаимоотношений с подростком 36
2.3. Влияние пандемии на взаимоотношения отца и подростка 44
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ИХ ОТЦОВ: ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА» 48
3.1. Программа исследования 48
3.2. Результаты исследования 61
3.3. Факторы межпоколенческой конфликтности и меры её профилактики 70
Заключение 76
Список литературы 79
Приложение 1. 84
Приложение 2 88
Приложение 3 93
Приложение 4 100


Мужчина в современном мире уже не привязан к одной конкретной роли – кормильца семьи. Двадцать первый век дал представителям «сильного пола» возможность отойти от устаревших, традиционных гендерных норм и попробовать себя в роли заботливого, активного и инициативного отца, что раньше было малодоступно из-за перманентной обязанности обеспечивать свою семью. Социологи называют это явление «новое отцовство», подразумевающее стирание границ в распределении семейных обязанностей между супругами: «Семейные пары все чаще разрушают стереотипы половых ролей в семье; все больше отцов, засучив рукава, полностью берут на себя заботы по уходу за детьми… В таких семьях папы справляются с премудростями ухода не хуже мам». В то же время в роли «добытчика» активно реализует себя и современная женщина, уверенно продвигаясь по карьерной лестнице и занимая руководящие должности. Присвоение новых социальных статусов требует от представителей обоих полов наличия определенных качеств и умений, которые необходимы для реализации себя в той или иной роли. Но что, если мужчину, да и всех членов его семьи, устраивает его прежний статус? Заботу о ребенке он доверяет матери, а сам с удовольствием зарабатывает семье «на хлеб». Какими чертами характеризуется общение отца и ребенка в таком случае? Можно предположить, что такой отец не обладает достаточной информацией о тонкостях воспитания детей, и вовсе не потому, что ему не интересен его собственный ребенок или же потому, что он его не любит, а из-за недостатка общения с ним в силу рабочего графика, например. Такого рода общение с ребенком претерпевает значительные изменения по мере его взросления: сказывается влияние колоссального разрыва между поколениями, недопонимания, разногласия. Нельзя забывать о давлении глобализации и стремительной компьютеризации, охватившей всё социальное пространство современной молодежи. Поколение 21 века чувствует явное превосходство над «отцами», пользуясь всеми благами цифрового мира и попадая при этом в его тотальную зависимость. Интернет-пространство раскрывает свои объятия перед восприимчивой молодежью, предлагая ей всё больше и больше благ, развлечений, так называемого допинга для нервной системы в виде гормонов счастья и удовольствия. Серая действительность уже не кажется такой интересной, как и ближайшее окружение – семья. А их контроль, ограничения и нравоучения только усугубляют ситуацию, не так ли? И если даже активный и участвующий в воспитании отец рискует вступить в конфликтную ситуацию со своим подрастающим чадом, говорить об успехе в нахождении общего языка между «консервативным» отцом и его современным подростком приходится с некоторым сомнением, так как любое ограничение доступа к смартфону вызовет, как минимум, взрыв эмоций и активное сопротивление «ничего не понимающему» родителю.
Справедливости ради стоит отметить тот факт, что зависимость наблюдается как у подростков, пытающихся убежать от реальности в мир виртуальный, так и у старшего поколения, на чьих смартфонах экранное время ничуть не меньше, чем на телефонах их детей. Начавшаяся в 2020 году пандемия коронавируса обострила эту зависимость и обнажила имеющиеся внутрисемейные проблемы. Все члены семьи на довольно продолжительный период лишились того разнообразия социальных коммуникаций, которое им было доступно еще в феврале 2020 года. Человек, как существо социальное, нуждается в удовлетворении социальных потребностей, однако, находясь двадцать четыре часа в сутки в четырёх стенах с одними и теми же, пусть и родными людьми, он это осуществить не может. Кроме того, необходимо учитывать особенности подростковой психики, которой присущи повышенная активность, нежелание подчиняться чужой воле, нестабильная самооценка, построение мнимых авторитетов и многое другое, что часто провоцирует конфликт. Нарастающий стресс не находит более подходящего выхода, чем постоянные противостояния членов семьи друг другу, в которых на основную роль часто выходит противостояние подростка с родителями, прежде всего с отцом. Это обусловлено тем, что в разгорающихся детско-родительских конфликтах глава семейства негласно оставляет за собой право последнего слова. И, исчерпав все свои аргументы и силы для спора со взрывным подростком, мать обращается к супругу с просьбой вразумить ребенка (подтвердить правильность сказанных ею слов). Так, отец и подросток остаются один на один в вечном противостоянии никогда не приходящих к консенсусу поколений. Стремление подростков к эмансипации, самостоятельности приводит к неприятию ими ценностных ориентиров, указаний и советов родителей по организации жизни, учёбы, проведения свободного времени, увлечений, времени нахождения в виртуальном пространстве.
Ещё более серьёзную проблему представляют различия ценностных поколенческих ориентаций отцов (поколение X и Y) и их детей (поколение Z). Связано это с тем, что ценности поколений формируются не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием контекста времени, в котором он находится в период взросления, то есть экономических, социальных, технологических, политических факторов. Ясно, что эти факторы различны для отцов и их детей. Соответственно, и понимание этих факторов у поколений отцов и детей будет различным. Возникающие на основе этих различий конфликтные ситуации могут быть острыми или вялотекущими (латентными), осознаваемыми или неосознаваемыми и т. д. Такого рода конфликты отцов и детей вовлекают в свою орбиту всех близких людей и нередко разрушают институт семьи, что, конечно, является серьезной проблемой, требуемой немедленного решения.
К сожалению, детско-родительские взаимоотношения в последнее время вынуждены существовать, развиваться и сохранять гармонию в контексте непростой политической ситуации, связанной со Специальной Военной Операцией на Украине. Кризис претерпевают даже самые здоровые внутрисемейные отношения, которым до этого удавалось находить компромисс в самых сложных конфликтных ситуациях. Связанно это может быть как с перманентным стрессом каждого члена семьи из-за риска попасть в «горячие точки», так и с несовпадением мнений по отношению к власти и её деятельности. Старшим поколением полярная точка зрения подростка воспринимается как предательство, «промывка мозгов» и подверженность мнимым кумирам. Подростки же склонны во всем винить пагубное влияние СМИ (а именно ведущих каналов на телевидении) и слепую веру их родителей в правительство. Несовпадение точек зрения близких людей стало камнем преткновения и сильнейшим толчком для эскалации конфликтов, пути к разрешению которых предстоит найти.
Цель выпускной квалификационной работы: изучить причины конфликтов между современным подростком и отцом в контексте межпоколенческого подхода и найти способы профилактики внутрисемейной конфликтности.
Достижение поставленной задачи предполагает решение следующих задач:
o Проанализировать основные теоретические источники, посвященные конфликтам поколений;
o Выявить возможные причины конфликтных ситуаций в семье с позиций ребёнка-подростка;
o Установить вероятные факторы конфликтности с позиции отцов;
o Определить меры предотвращения внутрисемейной и межпоколенческой конфликтности.
Объект исследования
Подростки в возрасте от 12 до 17 лет и их отцы
Предмет исследования
Особенности конфликтов между отцом и подростком
Гипотеза
Возникновение и развитие конфликта родителя с подростком обусловлено не только естественными психологическими процессами, называемыми переходным возрастом с присущими ему акцентуациями характера и отсутствием стабильности как в настроении, так и во взглядах и увлечениях, но и закономерной заменой одних взглядов и ценностей, характерных для старшего поколения, другими - соответствующими сегодняшней культуре, моде, требованиям времени и порождающих выраженный разрыв поколений.
Методы исследования: интервьюирование отцов и подростков (как с применением информационных технологий – online-формат, так и встреч в offline-формате). Интервью полуформализованное и полуструктурированное.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, списка литературы и приложений. Список литературы включает в себя 45 отечественных и зарубежных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современный конфликт не похож на внутрисемейные столкновения прошлых лет, так как несёт в себе неповторимые черты XXI века с присущими ему процессами глобализации, компьютеризации и иными характерными новому веку ценностями. В первую очередь изменения коснулись гендерных ролей, рамки которых медленно, но верно, начинают стираться. Мужчина уже не ограничивается ролью «добытчика», ему доверяется в полной мере роль «Отца», роль «равноправного» родителя, в чьи обязанности также входит воспитание ребенка и забота о нём. Современный мужчина стремится овладеть необходимыми компетенциями, чтобы наладить эффективное взаимодействие со своим ребенком, но насколько успешен этот опыт?
Оставаясь в плену прежних исследований, касающихся общения с детьми младшего возраста, мы забываем о том, что взаимоотношения после этого возрастного периода продолжаются и в значительной мере видоизменяются. Наладить общение с подростком, имеющим нестабильную в данный период онтогенеза психику, достаточно сложно, с этим не всегда справляются даже самые внимательные отцы. Присущие этому нежному возрасту эмоциональная лабильность, склонность к аффектациям, протестное поведение и нестабильная и часто неадекватная самооценка – все эти факторы способны спровоцировать конфликт, который при некорректных и неаккуратных действиях взрослого может принять хроническую форму.
Не стоит забывать и о другой стороне конфликта. Отцы, при всем имеющимся у них жизненном опыте, также рискуют обострить возникающие противоречия. Опыт родительской семьи, пример «Отца» и усвоенное с детства восприятие мира так или иначе отражается на жизни мужчины, на его модели воспитания собственных детей. Роль играют и жизненные обстоятельства, сформировавшие характер, подчиняясь которому Отец будет выстраивать отношения со своим ребенком. Но что, если эти жизненные обстоятельства, опыт родительской семьи повлияли на мужчину не самым позитивным образом? Столкнувшись с упрямством и непослушанием подростка, мужчина рискует ошибиться и снизить свои шансы на нахождение общего языка со своим родным чадом.
Изучение конфликтов помогает увидеть другую сторону взаимоотношений подростка и отца. Проанализировав основные теоретические источники и изучив вопрос роли конфликта как в обществе, так и между отдельными личностями, мы пришли к выводу, что возникновение конфликта дает его участникам шанс улучшить свои взаимоотношения, исключив всякого рода разногласия. Правильно протекающий конфликт – это способ решения важных для каждой стороны задач. Наметить общую тенденцию внутрисемейного конфликта помогли исследования, направленные на изучение различных типов подростков и их отцов. Благодаря выделенным типам представляется возможным заранее понять, насколько часто могут возникать конфликты, как долго они протекают и с какой степенью напряженности.
Однако, на сегодняшний день естественные психологические процессы подростков и «устаревшие» методы воспитания отцов – это далеко не единственные факторы, приводящие к эскалации межгенерационного конфликта. Проведенное эмпирическое исследование дало понимание того, насколько видоизменились взаимоотношения этих двух поколений. Развитие современных конфликтов обусловлено интернет-зависимостью молодежи и попытками родителей защитить ребенка от пагубного воздействия гаджетов, нежеланием молодых людей вступать во взрослую жизнь, постоянно раздвигая рамки детства и непониманием отцов такого равнодушия к миру.
Справедливости ради стоит заметить, что данные факторы, провоцирующие внутрисемейную напряженность, не всегда разжигают войну между поколениями «отцов и детей». Анализ данных глубинных интервью, проведенных в рамках исследования, показал, что все эти разногласия носят временный характер и довольно легко разрешаются путем диалога. Так или иначе на основе результатов исследования были разработаны меры, способствующие профилактике конфликтного поведения современных подростков и отцов, которые направлены на преодоление гаджетозависимости, инфантилизма подростков и просвещения старшего поколения.



1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.
2. Ауталипова У.И., Аплашова А.Ж. ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ У ПОДРОСТКОВ. В сборнике: Үздіксіз білім берудің өзекті мәселелері. Материалы Международной научно-практической конференции. Бас редактор А. Нухұлы, жауапты редактор А.К. Свидерский. 2019. С. 182-185.
3. Ачилова О.С., Акцентуация характеров подростков как факторов риска девиантного поведения, 2017.
4. Безрукова О.Н., Отцовство в трансформирующемся обществе: ожидания матерей и практики отцов, 2013.
5. Безрукова О.Н., Самойлова В.А. Отцовство и поддержка отцов: тренды современных зарубежных исследований //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 233—272. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.948.
6. Бердникова И.Н. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ. Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2021. № 4 (41). С. 49-52.
7. Визгина А.В., Джерелиевская М.А.ВЛИЯНИЕ РАССОГЛАСОВАНННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ОБРАЗ МИРА ПОДРОСТКОВВ сборнике: Психологические проблемы современной семьи. сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет. 2018. С. 746-752.
8. Глебова М.М. ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА АГРЕССИВНОСТЬ НОРМОТИПИЧНЫХ ПОДРОСТКОВ И ПОДРОСТКОВ С ЗПР: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 7 (58). С. 185-189.
9. Головей Л.А., Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2018.
10. Гуриева С.Д., Борисова М.М. Доверие как социально-психологическое явление//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014.№ 4.
11. Джин Твенге, Поколение I, [Электронный ресурс] 2017.
12. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М.: Гардарики, 2002.
13. Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания Конфликта – М.1993 – 12с.
14. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 176с
15. Колегова И.Е., Рощина Я.М МИЛЛЕНИАЛЫ И ИХ РОДИТЕЛИ: СРАВНЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ В сборнике: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE). Сборник научных статей. Отв. редактор П.М. Козырева. Москва, 2021. С. 122-152.
16. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.
17. Лагойда Н.Г. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ В ПЕРИОД
САМОИЗОЛЯЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И РИСКИВ сборнике: Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях. материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию социально-психологического факультета и 25-летию специальности «Социальная работа». Улан-Удэ, 2020. С. 230-233.
18. Латышева Ю.А., Феномен отцовства: современные исследования, 2013.
19. Лебедева Т.В., А.А. Субботин, Цифровое поколение // Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова – 2020.
20. Лебедева Ю.В. Отцовская роль и её влияние на развитие ребенка, 2002.
21. Леонтьев Д.А., Калитеевская Е.Р., Осин Е.Н., Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации,
22. Лисовский В.Т., «Отцы» и «Дети»: за диалог в отношениях М.: Социологическая публицистика, 2002
23. Льюис Козер. Функции социального конфликта. – М. «Идея-Пресс». 2000.
24. Масалова А.В., Первушин В.В., Деркач А.А., Лысенко В.В. СРАВНЕНИЕ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ И ВЗРОСЛОГО ПОКОЛЕНИЯ Международный студенческий научный вестник. 2021. № 2. С. 180.
25. Мид М.. Культура и преемственность. М. Наука, 1983.
26. Нурузова М.А. Медиапрактики подростка в аспекте цифрового эскапизма (На материале исследований томских подростков): МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ, номер 7, 2020, С. 458-465
27. Радаев В.В., Миллениалы: Как меняется российское общество / В. В. Радаев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 224 с.
28. Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Р 31 «Психологические проблемы подростков»: стандартизированная методика: Научно-методические материалы. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012.
29. Сажина М.Н., Собко В.В., Педагогическая диагностика особенностей родительской позиции отцов старшеклассников, 2019.
30. Светлов В.А., Введение в конфликтологию : учеб. пособие / В.А. Светлов. — М. : ФЛИНТА : НОУ ВПО «МПСУ», 2014.
31. Т.Парсонс, О структуре социального действия. – Изд. 2-е. – М. Академический проект, 2002. – 880с.
32. Тихомандрицкая О.А., Рикель А.М. (Не)взрослое поколение: модель исследования поколенческой относительности оценки взрослости//
33. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19. № 2. С. 209–232
34. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова
35. Хохлов А. С. Конфликтология. История. Теория. Практика: учебное пособие / А. С. Хохлов. – Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 312 с
36. Чарльз Ликсон, “Конфликт. Семь шагов к миру”
37. Шевченко И.О. Зачем нужны отцы: размышления детей о важности отцов и их роли в семье // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 2 (12). С. 65–73.
38. Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. Stanford; Calif.:Stanford University Press. 1959. P. 208.
39. Mark McCrindle, Generation Alpha, 2005
40. Mikhailova O.B., Gutvajn N. Growing infantilism in modern adolescents and young people: symptoms and causes // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19. № 1. С. 39–53.
41. Булимия у дочери: форум Babyblog [Электронный ресурс] 2022URL: https://www.babyblog.ru/community/Mnogodet/post/3263411
42. Как общаться с подростком, чтобы не сорваться: форум «B17.ru» [Электронный ресурс] 2021. URL:https://www.b17.ru/forum/topic.php?id=348757
43. Мамам трудных подростков после 15 лет: форум «EVA.RU» [Электронный ресурс] 2019. URL: https://eva.ru/kids/messages-3567623.htm
44. «Моя 14-летняя дочь всё время сидит дома» Woman.ru[Электронный ресурс] 2020 URL: https://www.woman.ru/kids/teens/thread/5253268/
45. Что такое инфотейнмент и как его использовать в маркетинге [Электронный ресурс], Режим доступа: https://blog.calltouch.ru/chto-takoeinfotejnment-i-kak-ego-ispolzovat-v-marketinge


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ