Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования хода реализации и проблем оценивания федерального проекта «Государство для людей» 8
1.1 Концепции взаимодействия государства и населения 8
1.2 Влияние эксплицитных социальных миров на результат коммуникативного взаимодействия 16
1.3 Технологии оценивания результатов проекта «Государство для людей» на граничных объектах (пограничной инфраструктуре) социальных миров 26
Глава 2. Практическое исследование проблем оценивания реализации федерального проекта «Государство для людей» 31
2.1 Программа эмпирического исследования 31
2.2 Анализ данных эмпирического исследования: фокус-группы 34
2.3 Анализ данных эмпирического исследования: экспертное интервью и контент-анализ 39
Заключение. Выводы эмпирического исследования 48
Список литературы 52
Приложения 56
Приложение №1 «Гайд и расшифровка фокус-групп 2022» 56
Приложение №2 «Гайд и расшифровка фокус-групп 2023» 74
Приложение №3 «Гайд и расшифровка экспертного интервью 2023» 102
Приложение № 4 «Перечень документов контент-анализа» 115
Приложение № 5 «Таблицы расчета процента совпадений для сравнительной карты дискурс-вселенных» 117
Приложение № 6 «Сравнительная карта дискурс-вселенных» 120
Актуальность исследовательской работы заключается в заявлении федеральными и региональными органами исполнительной власти, что государственная инициатива по созданию клиентоцентричного государства, позволит эффективно удовлетворять потребности человека, а предоставляемые услуги будут постоянно совершенствоваться на основе анализа клиентского опыта. В результате проекта планируется повышение уровня жизни людей, повышение уровня доверия граждан, организаций, делового и экспертного сообществ к органам государственной власти, в том числе в сфере контрольно-надзорной деятельности. Согласно выступлениям председателя Правительства РФ М. В. Мишустина, «правительство разработало оптимальные решения и единые стандарты организационной модели управления» в связи с вызовами новой реальности, новыми технологиями, новым темпом принятия решений. Одной из целей обновленной системы управления является «государство без бюрократизма, необременительное для людей и бизнеса, в котором не надо просить об услугах. Все они будут предоставляться в проактивном режиме. Людям не придется тратить время на сбор справок и бумажных документов. Важно, чтобы взаимодействие с государственными органами для людей и бизнеса было как можно более удобным».
Предполагается, что процесс оценивания реализации федерального проекта «Государство для людей» сопряжен со значительными трудностями оценки и определения эффективности мероприятий дорожной карты проекта. Которые связаны с масштабностью проводимых изменений не только в технологической, но и в культурной сфере деятельности государственных служащих, населения и бизнеса. Оценивание результатов проекта подвергается значимому влиянию различных социальных миров стейкхолдеров. В итоге существуют риски остановки реализации перспективной инициативы реинжиниринга системы коммуникационного взаимодействия и управления.
Степень разработанности проблемы характеризуется основными положениями социологии управления и социального планирования, социологии политики, теоретико-методологическими и методическими проблемами исследований представленных в трудах российских ученых: Виханского О.С., Волчковой Л.Т., Красина Ю.А., Меньшиковой Г.А., Нерсесянца В.С., Пруеля Н.А., Усиковой Л.Ф., Филиппова А.Ф., Тертеряна К.С., др.
В зарубежной научной литературе широко представлен анализ различных аспектов проблематики взаимодействия государства и населения. Следует выделить классические работы Вебера М., Вильсона Т.В., Гоббса Т., Локка Дж., Макиавелли Н., Монтескье Ш., Страусса Л., Тойнби А., Хабермаса Ю., Хольсти О.Р. А также работы зарубежных авторов: Агамбена Дж., Алмонда Г. & Верба С., Бергера П. & Лакмана Т., Зарки И.В., Кларк А., Фримана Р.Э., которые содержат идеи социального управления и коммуникаций, комплексного процесса коммуникации, влияния социальных миров на организацию человеческой жизни.
Цель и задачи исследования
Цель исследования - определить проблемы оценивания хода реализации федерального проекта «Государство для людей».
Для достижения цели и проверки гипотез в работе были поставлены следующие задачи:
1. Обосновать механизм влияния социальных миров на оценивание реализации федерального проекта.
2. Выявить мнение экспертов о текущей стадии реализации проекта «Государство для людей».
3. Выяснить отношение студентов к результатам федерального проекта на нынешней стадии его реализации.
4. Проанализировать сходства и различия полученных данных о ходе реализации и оценке федерального проекта «Государство для людей».
5. Составить сравнительную карту дискурс-вселенных исследуемых социальных миров.
Объект исследования - Федеральный проект «Государство для людей».
Предметом исследования являются технологии оценивания программы федерального проекта.
Гипотезы исследования:
1. Оценка результатов федерального проекта «Государство для людей» подвергается влиянию эксплицитных социальных миров, из-за чего искажается.
2. Оценка, получаемая в ходе мониторинга обратной связи по федеральному проекту, влияет на эффективность его реализации.
Эмпирическую базу дипломной работы составили материалы и результаты социологических исследований, производственной практики в аналитическом центре при Правительстве РФ, а также проведенных автором лично экспертного интервью с сотрудником Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации и фокус-группы среди студентов вуза.
Обзорное исследование публичных проектных документов, нацеленное на выявление особенностей структуры проекта и его содержательных компонентов. Исследование проводилось в 2023 году под руководством заведующего кафедрой социального управления и планирования СПбГУ - Н. А. Пруеля.
Методологической основой послужили следующие методы исследования: фокус-группа, экспертное интервью, литературный обзор, контент-анализ, современные общенаучные методы исследований (историко-логический метод, методы аналогий, сравнительного анализа, и общесоциологические (конструктивистский и феноменологический) и сравнительный подходы.
Научная новизна исследовательской работы состоит в сравнительном подходе к результатам применения технологий оценивания проектов, реализуемых на государственном уровне, в составе масштабной комплексной системы оценивания.
Элементами научной новизны обладают следующие результаты:
1. Составлена Сравнительная карта дискурс-вселенных исследуемых социальных миров пользователя и эксперта-разработчика, указывающая процент совпадений категорий дискурса и частоту категорий высказываний при общем обсуждении.
2. Конкретизация модели коммуникации и контент-анализа О.Р. Хольсти, учитывающая влияние социальных миров на процесс коммуникативного взаимодействия.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в объяснении теоретического механизма влияния социальных миров на оценивание реализации федерального проекта «Государство для людей». Выводы, содержащиеся в выпускной квалификационной работе, отражают разность, с которой представители двух исследуемых социальных миров, видят ход реализации проекта. Выводы содержат заключения обоих изучаемых сообществ о проблемах реализации проекта. Также представлен метод исключения искажения оценки посредством качественного исследования дискурс-вселенных социальных миров. Это позволит ведомствам исполнительной власти РФ обратить внимание на актуальные проблемы оценивания реальных результатов и перспектив федерального проекта «Государство для людей», и повысить эффективность принимаемых решений в соотношении затраченных усилий и средств и полученного результата.
Логика и структура работы выражается в научных задачах, цели и гипотезах выпускной квалификационной работы, определяющих методологическую организацию, логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка теоретических источников и приложений.
1. Анализ методологических оснований исследования привел к выводу о наличии влияния социальных миров на процесс коммуникативного взаимодействия их представителей и, как итог, на процесс оценивания реализации федерального проекта «Государство для людей» посредством действий, дискурсов, норм и инфраструктуры, предполагающих общие обязательства и практики, созданные и повторяемые через взаимодействие с другими членами социального мира.
2. Существуют “внутренние” и “внешние” оценки федерального проекта в контексте участия или неучастия представителей социальных миров в его разработке. Более конкретной отличительной чертой в данном случае является ознакомление с содержимым непубличного документооборота.
3. В результате анализа, констатировано расхождение пользовательского и экспертного взгляда на проект, пользовательской и экспертной оценки проекта. По причине различной широты взгляда, мотивации, источников информации, и, конечно же, сферы деятельности этих представителей разных социальных миров. Взгляд пользователя - взгляд «извне», более узок и конкретен, так как федеральный проект представляет из себя комплексное развитие не только целой сферы предоставления государственных услуг, но и взаимодействия государства с бизнесом и внутренним клиентом (другими ведомствами и сотрудниками госорганов). Его развитие подразумевает изменение культурных компонентов мышления. Пользовательский взгляд больше сфокусирован на внешние проявления реализации этого проекта, в то время как эксперт - часть команды по разработке - на внутренние. Это подтверждается заключением эксперта о собственном немного более оптимистичном пользовательском (чем экспертном) взгляде на этап реализации этого проекта по причине наличия взгляда «изнутри». А также цитатой с фокус-группы, с которой участники были согласны: «мы должны быть благодарны, что можно электронно, за 3 секунды записаться там к врачу или сделать какую-то услугу, вот оплатить пошлину, допустим, мне кажется это прям большой плюс».
4. Оценка хода реализации во многом зависит от того, какой видят цель проекта представители различных социальных миров. Федеральный проект, являясь масштабным и комплексным, разрабатывается множеством подразделений последовательно, что означает различную ими оценку его хода реализации. Каждое подразделение разработки имеет собственное видение прогресса реализации, в зависимости от цели и масштабов своего участия. Вот один из ярких примеров этого различия: в настоящее время «ключевым подразделением является “Правила и культура”», отвечающее за разработку нормативно-правовой базы проекта. «Они могут считать, что уже почти на финишной прямой..., и может быть через год у них деятельность закончится», а отдел мониторинга только начнет свою работу в режиме полной нагрузки, «поэтому это возможно в восприятии».
5. Взгляды студентов как пользователей на процесс предоставления услуг более оптимистичные, чем негативные. В их дискурс-вселенной цифровизация государственных услуг считается «достаточно уникальной вещью, которую мало где в мире практикуют», «в России это супер-развито - электронное, цифровое получение каких-то госуслуг. А ... в других странах бюрократия еще вживую. И у нас это все внедряется и действительно облегчает жизнь». Несмотря на позитивный настрой, присутствует нерешительность и низкая мотивация пользователей-студентов касательно оценивания результатов проекта.
6. Оценка хода реализации и проекта является сложным процессом, предполагающим большое количество трудностей, касающихся длительного процесса исследований, меньшего фокуса внимания на мониторинг, отсутствия единой информсистемы, инновационностью проекта в государственной сфере. Реализация проекта также сталкивается со сложностью разработки конкретных рекомендаций, сопротивлением проектным изменениям со стороны госорганов, отсутствием нормативно-правовой базы, рисками из-за неконтролируемых обстоятельств. Обозначенные трудности дополняют друг друга, поскольку оба процесса оценки и реализации неразрывно взаимосвязаны в замкнутом круге обратной связи и реакции.
7. Итоговый механизм оценки сталкивается с большим количеством искажений обратной связи под влиянием эксплицитных социальных миров пользователей и разработчиков. Решения возникающих проблем «не вытекают просто из фактов. Сами пользователи об этом никогда не скажут»1:
Рис. 2. Сравнительная карта дискурс-вселенных пользователя (студента) и эксперта-разработчика
По итогу составления сравнительной карты дискурс-вселенных пользователя (студента) и эксперта-разработчика следует, что у них есть совпадающие точки зрения. Среднее значение совпадений равняется 37,2% (без учета темы «Риски развития проекта» равняется 46,5%). По оси Y указана средняя оценка хода результатов федерального проекта, а также наиболее вероятная тема высказывания [№ обознач. в круге] (при описании проекта) из 4 возможных. Взаимодействие субъектов имеет конечную цель - совершение государственной услуги. Если представить, что услуга предоставляется на границе этих двух социальных миров, то чем дальше они (субъекты) отдаляются от этой границы, тем больше их цели отклоняются, различаются. Различие в целях влияет на работу системы, так как общий вектор, при их сумме будет уже направлен иначе, чем в случае сонаправленного взаимодействия. Следовательно конечный результат - услуга и ее оценка - также будут иметь отклонение. Именно поэтому констатируется важность наличия исправных механизмов индукции обратной связи.
8. В исследовании показано, что искажение оценки проекта может быть преодолено сравнительным использованием технологий оценивания. Так, результаты качественных исследований (лаборатории UX-тестирования, интервью, фокус-группы) социальных миров позволят объяснить почему ход реализации проекта оценивается по-разному. Экспертом был приведен пример недавней разработки: необходимое количество социальных сотрудников в каждой поликлинике сопровождают инвалидов и выполняют обязанности для получения ими всех назначенных льгот. Разработка была отклонена Минздравом из-за отсутствия финансирования, барьеров законодательной системы и «массы» мероприятий по реинжинирингу в дорожной карте. Основная трудность создания конкретных решений проблем реализации проекта заключается в сложности креативной работы. Т.е. различная обратная связь и необходимость ее интерпретации приводят к замедлению и снижению эффективности реализации проекта, поиску противоречивых для разных социальных миров решений.
9. Изучение социальных миров - необходимый механизм индукции обратной связи. Поиск общих практик, ценностных установок, дискурсов социальных миров значительно снижает сложность креативной работы. Так пользователи-студенты не обеспокоены рисками «слива личных данных», а на баттле Pro & Contra, проходившем весной 2022 года в Экспо-форуме на тему «Цифровизации в государственном управлении» более старшие пользователи-преподаватели выражали обеспокоенность безопасностью личных данных. Общий дискурс в отношении использования данных для оформления кредита завязан на цифровой и юридической грамотности. По итогу применения описанного метода, самым эффективным решением (в соотношении затрат и результата) может быть усиление безопасности в первую очередь объективно важных данных в отношении экономической безопасности пользователей, и правильное преподнесение этой новости для представителей обоих социальных миров.
1. Ананин В.С. Гражданская пассивность / Общественная палата Кировской области. Киров, 2011.
2. Апресян Р.Г. Гражданское общество: участие и ответственность. М.: Аслан, 1997.
3. Бороноев А.О. М.М. Ковалевский как социолог политики / Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). СПб., 2013. №3 (28). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/m-m-kovalevskiy-kak-sotsiolog-politiki (дата обращения: 22.12.2022).
4. Виханский О.С. Стратегическое управление / Учебник. М.: Гардарика, 1998.
5. Волчкова Л.Т., Минина В.Н. Социология управления / Учебное пособие для обучающихся в магистратуре и аспирантуре, для слушателей Федерального центра повышения квалификации «Социология». СПБ.: 2005.
6. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Рипол Классик, 2022.
7. Гусев В. А. Политическая теория И. А. Ильина / Полит. наука. 2001. №1. - С. 89-103. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/politicheskaya-teoriya-i-a-ilina (дата обращения: 23.05.2023).
8. Декларация клиентоцентричности / Минэкономразвития. 2023. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/960f181e39e8b5100ecea7107eb7fe92/ deklaraciya_cennostey_klientocentrichnosti.pdf (дата обращения: 23.05.2023).
9. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 23.05.2023).
10. Краевой Ю.Г. Гражданская пассивность как социальный феномен: природа и особенности проявления в современной россии. Екатеринбург, 2006.
11. Красин Ю.А. Гражданское общество и государство: оппоненты-партнеры / Вестник Российского Государственного Гуманитарного Университета. Серия: Политология. История. Международные отношения. М., 2009. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obschestvo-i-gosudarstvo-opponenty-partnery-1 (дата обращения: 22.12.2022).
12. Локк Дж. Два трактата о правлении. М.: Социум, 2019.
13. Макиавелли Н. Государь. М.: Мартин, 2022.
14. Маклюен М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2019.
15. Мальцева Е. П. Теория бюрократии М. Вебера и модернизация современной российской бюрократии / Ars Administrandi. Пермь: 2010. №4. - С. 5-11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-byurokratii-m-vebera-i-modernizatsiya- sovremennoy-rossiyskoy-byurokratii (дата обращения: 23.05.2023).
...