Введение 2
Глава 1: Феномен массовой культуры в дискурсе культурномарксистской теории международных отношений 6
1.1 Принцип «одномерного мышления» Герберта Маркузе 9
1.2. «Гегемония» Антонио Грамши 12
1.3. «Индустрия культуры» 15
Глава 2: Современная массовая культура в международном измерении 21
2.1: Вклад культурной политики США в развитие массовой культуры 22
2.2 Современные тенденции массовой культуры 35
Глава 3: Массовая культура завтра 46
Заключение 55
Библиографический список 59
На сегодняшний день культурный фактор играет важную роль в международных отношениях, концептуально составляя значимую часть этой системы. Государства организуют свою деятельность с целью сохранить уникальность своей культуры и распространить её элементы на других участников международного сообщества. Подобные меры и инициативы реализуются, как в официальном с привлечением участия государственных структур и органов так и в неофициальном, менее формальном направлениях. Всё это происходит в силу того, что культура в своём самом широком смысле является крайне мощным объединяющим фактором, грубо говоря, являясь абстрактной сущностью нации, народа или государства, хранящей в себе те уникальные признаки и черты, которые имеют важное значение для всех представителей конкретного общества, народа или государства.
С относительно недавних пор, а именно начиная со второй половины 20 го века, в международных отношениях появился феномен массовой культуры - особенной культуры, популярность которой быстро перешла на интернациональный уровень. При этом, несмотря на свой интернациональный характер, массовая культура чаще всего ассоциируется именно с популярной культурой Соединённых Штатов Америки. Подобная тенденция в первую очередь связана с безумной популярностью элементов американской популярной культуры практически во всём мире. Мало кто пропускает выход на экраны очередного крупнобюджетного фильма от голливудских киностудий или же выход в свет нового альбома от популярного музыкального исполнителя, что естественно привело к тому, что в современном мире Соединённые Штаты Америки занимают доминирующее положение в условном секторе популярной культуры. На этот счёт существует множество концепций, теорий, объяснений и предположений разной степени убедительности и достоверности, начиная от идей непосредственного государственного вмешательства в сектор популярной и массовой культуры или наоборот влияния самой массовой культуры на политический курс того или иного государства. Представители академических кругов имеют различные объяснения данному явлению ровно, как и предлагают разнообразные описания феномена массовой культуры в зависимости от тех теоретических школ международных отношений, к которым они принадлежат или представляют. Из всех концепций и объяснений наибольший интерес представляет теория культурного марксизма, которую чаще всего классифицируют и относят к неомарксистскому направлению, и собственно её интерпретация такого явления, как массовая культура и неофициальная культурная политика. Несмотря на относительную давность публикаций, связанных с культурным марксизмом, а также общую непопулярность неомарксизма из-за того, что на данный момент в дискурсе теорий международных отношений доминируют другие теории и парадигмы, культурный марксизм всё же может дать подробное объяснение и описание феномену массовой культуры и его влияния на международные отношения, ввиду того что культура является одним из ключевых понятий в рамках данной теории.
Актуальность темы неразрывно связана с возрастанием роли культурного фактора во внешней и внутренней политике государств, а также его влияния на международные отношения в целом.
Степень научной разработанности темы: Тема исследования феномена массовой культуры чаще всего поднималась в работах представителей Франкфуртской школы, а именно Теодора Адорно, Макса Хорхаймера и Герберта Маркузе. Также для написания данной работы использовались труды таких исследователей, как Антонио Грамши и Жан Бодрийяр. Вопрос исследования культурной политики Соединённых Штатов Америки в контексте американской популярной культуры хорошо рассмотрен в работах Г.Ю. Филимонова. Проблема влияния массовой культуры на международное сообщество была отражена в работах П. Дж. Бьюкена и Б.Н. Райнова. В целом анализ литературы показал устарелость работ относительно данной проблематики, что вероятнее всего связано с общей непопулярностью неомарксистского подхода в теориях международных отношений на данный момент времени, а также недостаточную изученность проблемы, ввиду относительно небольшого количества работ, связанных с исследуемой тематикой, что составляет один из аргументов в пользу подготовки данного исследования.
Объектом исследования является феномен массовой культуры
Предметом данного исследования выступает современная массовая культура США периода после Холодной войны в оценках теории культурного марксизма
Цель работы: выявить специфику феномена современной массовой культуры как в абстрактной, так и в конкретной его форме, на примере доминирования Соединённых Штатов Америки в культурной сфере международных отношений.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Определить спектр интерпретаций феномена массовой культуры, воспользовавшись теоретическими наработками представителей неомарксистского направления теорий международных отношений.
• Проанализировать генезис феномена современной массовой культуры, взяв за ориентир элементы популярной культуры Соединённых Штатов Америки в период окончания «холодной войны».
• Выявить доминирующие тенденции современной массовой культуры.
• Провести сравнительный анализ теоретического знания с конкретным содержанием феномена массовой культуры
• Предоставить прогноз или возможный сценарий того, как массовая культура может измениться в будущем, и как эти процессы повлияют на международную систему
Феномен массовой культуры неразрывно связан с международными отношениями в контексте системности международных связей. Условно являясь частью межкультурных отношений, массовая культура своим появлением и развитием ознаменовала формирование нового направления или даже измерения в исследовании культурного фактора и его значимости для международных отношений как таковых. Всё это в первую очередь было вызвано реакцией и ответными действиями со стороны элементов международной системы, будь то нации, народы, государства и т.п., на появление данного феномена. Выполнение задач, поставленных во введении к данной работе, позволило прийти к следующим выводам:
Во-первых, согласно теории культурного марксизма, массовая культура концептуально представляет собой инструмент оказания влияния на общество, который можно использовать для достижения некоторых целей. Как и для любого инструмента, для массовой культуры характерно наличие определённого механизма воздействия на массовое сознание, суть которого заключается в подмене традиционных понятий и ценностей, на более привлекательные и простые для восприятия идеи, что потенциально может привести к изменению мировоззрения. Люди не сопротивляются подобной психологической обработке, ввиду того, что гегемония массовой культуры по умолчанию предполагает согласие, потому что её ценности и идеи являются более привлекательными, нежели традиционные. Также необходимо выделить, что массовая культура является самостоятельным феноменом, который существует независимо от культур других народов, наций или государств. Но при этом внутри самой массовой культуры в той или иной степени могут присутствовать элементы различных национальных культур.
Во-вторых, тенденция отождествления американской популярной культуры с массовой является крайне популярной как в обывательских, так и академических кругах. Это происходит не случайно и отнюдь небезосновательно, так как вклад элементов американской популярной культуры превалирует над вкладом культур других стран, составляющих общий облик современной массовой культуры. Элементы популярной культуры США органично влились в массовую культуру, в силу своих особенностей и признаков, определяющих их сходство с признаками массовой культуры как социального феномена. Благодаря условной привлекательности, простоте в восприятии и понимании, а также хорошо организованной системе средств массовой информации Соединённые Штаты Америки смогли добиться влиятельных позиций в современном культурном пространстве, что в итоге в некотором роде сказалось на их статусе в международной системе. Исключительная популярность американской культурной продукции, а также её развлекательный характер, стали причинами того, что популярная культура Соединённых Штатов Америки так часто отождествляется с культурой массовой.
В-третьих, за относительно долгий период своего существования массовая культура не утратила своих признаков, которые были определены исследователями из Франкфуртской школы ещё во второй половине 20го века. Продукты массовой культуры по-прежнему создаются с целью извлечения коммерческой выгоды, они не обременены сложной моралью, а также их содержание крайне просто воспринимать. При этом на сегодняшний день в массовой культуре широкой популярностью пользуются тенденции политкорректности и феминизма, получившие свою популярность из-за изменений, протекавших в американском обществе. В силу того что на данный момент популярная культура США вносит наибольший вклад в массовую культуру, вскоре эти тенденции распространились практически по всему миру посредствам популярности элементов американской популярной культуры. Разнообразные проявления политкорректности и феминизма, так или иначе коснулись практически всех элементов массовой культуры таких, как массовый кинематограф, популярная музыка и т.п.. А в свою очередь, появление тенденций в массовой культуре привело к пересмотру социальных ролей и другим изменениям внутри общества, как например создание новых феминистских политических партий, или же введение идей мультикультурализма в миграционную политику США, Канады и других развитых государств.
В-четвертых, несмотря на подавляющую популярность элементов современной американской культуры, всё же нельзя говорить о полной американизации всего культурного пространства. В данном контексте, популярная культура Соединённых Штатов наоборот сталкивается с соперничеством японской популярной культуры за право стать массовой культурой завтрашнего дня. Так как в настоящее время определённую популярность набирает тенденция японизации массовой культуры, вызванная характерными особенностями японской популярной культуры, делающими её более привлекательной на фоне популярной культуры США. Подобное наблюдение позволяет спрогнозировать то, что со временем массовая культура возможно сменит свой американский колорит в угоду азиатскому, а точнее японскому варианту, либо же в итоге будущая массовая культура станет своеобразным гибридом в большинстве своём состоящем из американских и японских элементов. В любом случае данные изменения, так или иначе, отразятся на текущем неформальном статусе культурного гегемона, принадлежащем Соединённым Штатам Америки.
Таким образом, обобщив информацию указанную выше, можно сказать, что цель данной работы оказалась по большей части выполнена. Массовая культура является краеугольном феноменом для изучения, в силу своей многогранности и определённой логичности. На сегодняшний день именно массовая культура является тем условным маркером, который демонстрирует значимость всего культурного фактора для международных отношений в целом, а также выступает тем самым предикатом, определяющим масштабы распределения политического влияния иногда даже в большей степени, чем военная или экономическая мощь государства. На примере культурной политики Соединённых Штатов Америки, а также с недавних пор Японии можно заметить определённые концептуальные основы успешного взаимодействия с феноменом массовой культуры, что, как указывалось выше, положительно влияет на позиции этих двух государств в международной системе.
В ходе написания данной работы также были обнаружены направления, которые потенциально могут продолжить или дополнить данное исследование. В первую очередь эти условные направления связаны с практической частью тематики исследования, а именно касаются вопроса современного культурного взаимодействия между Западом и Востоком, в контексте возможных изменений внутри феномена массовой культуры. По причине того, что в данной работе была рассмотрена только наиболее популярная тенденция японизации современной культуры.
1. Бжезинский, Зб. Великая шахматная доска/Бжезинский, Зб. – М.: Международные отношения, 2000. – 216с.
2. Бьюкенен, П. Смерть Запада/Бьюкенен, П. – М.: АСТ, 2004. -444с.
3. Грамши, А. Тюремные тетради. В 3ч. Ч.1/А. Грамши. –М.:Политиздат,1991. -560с.
4. Дьяков А.В. Жан Бодрийяр: Стратегии «радикального мышления»//Дьяков А.В.-СПб.: Изд-во СПБГУ, 2008. – 360с.
5. Маркузе, Г. Одномерный человек/Маркузе, Г. -М.:АСТ,2003. –336с.
6. Райнов, Б.Н. Массовая культура/Райнов Б.Н. -София: Наука и Искусство, 1974. – 548с.
7. Филимонов, Г.Ю. Культурно-информационные механизмы внешней политики США Истоки и новая реальность/Филимонов, Г.Ю. -М.: Российский университет дружбы народов, 2012. – 405с.
8. Хоркхаймер, М. Адорно Т. Диалектика просвещения/Хоркхаймер, М. Адорно Т.- М.:Медиум,1997.- 312с.
Статьи научных журналов:
1. Ажимова, Л. В. Жан Бодрийяр о феномене массовых коммуникаций в обществе потребления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. №3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhan-bodriyyar-o-fenomene-massovyh-kommunikatsiy-v-obschestve-potrebleniya (дата обращения: 09.04.2019).
2. Бронзино, Л. Ю. Герберт Маркузе и Жан Бодрийяр: теоретикометодологический анализ концепта общества потребления // СИСП. 2011. №4. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/gerbert-markuze-i-zhan-bodriyyar-teoretikometodologicheskiy-analiz-kontsepta-obschestva-potrebleniya (дата обращения: 12.05.2019).
3. Мирзарян, Г. Вся сила в манга/ Мирзарян, Г. URL: https://www.webcitation.org/617de3elv (дата обращения 23.04.2019).
4. Мошняга П. А. Японская культура в глобализирующемся мире // Знание.Понимание. Умение. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yaponskaya-kultura-v-globaliziruyuschemsya-mire (дата обращения: 24.04.2019).
5. Рахимова, М. В. Американская модель популярной культуры // Знание. Понимание. Умение. 2007. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskaya-model-populyarnoy-kultury (дата обращения: 03.04.2019).
6. Сейсяни, В.Т. Хохрина Е. Н. Взлет и падение американской контркультуры 1960-х в свете концепции культурной гегемонии Антонио Грамши // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzlet-i-padenie-amerikanskoy-kontrkultury-1960-h-v-svete-kontseptsii-kulturnoy-gegemonii-antonio-gramshi (дата обращения: 13.03.2019).
7. Тищенко, Н.В. Идеология в контексте культурных практик: Л. Альтюссер, А. Грамши, г. Дебор // Общество: философия, история, культура. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-v-kontekste-kulturnyh-praktik-l-altyusser-a-gramshi-g-debor (дата обращения: 01.05.2019).
8. Федюнина С. М. Толерантность в поликультурном обществе хxi века: миф или возможность сохранения цивилизации? // Вестник ПАГС. 2015. №2 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-v-polikulturnom-obschestve-hxi-veka-mif-ili-vozmozhnost-sohraneniya-tsivilizatsii (дата обращения:10.04.2019) .
Ресурсы сети интернет:
1. How The Big Four record labels became The Big Three. The Balance. URL:https://www.thebalancecareers.com/big-three-record-labels-2460743 (дата обращения: 05.04.2019).
2. Igarashi, A. From Americanization to «Japanization» in East Asia?/Igarashi, A. URL:http://conconflicts.ssrc.org/USA/igarashi/ (дата обращения 23.04.2019).
3. Lind, W. Who stole our culture?/Lind, W. URL: https://www.wnd.com/2007/05/41737/ (дата обращения 15.03.2019).
4. Manga animation entertainment URL: https://web.archive.org/web/20061108001953/http://plaza.bunka.go.jp:80/hundred/bumon_manga.html (дата обращения 23.04.2019).
5. The 10 highest earning video game publishers in fiscal 2018 URL:https://twinfinite.net/2018/08/10-highest-earning-video-game-publishers-2018/ (дата обращения: 23.04.2019).
6. Top 25 public companies by game revenue URL:https://newzoo.com/insights/rankings/top-25-companies-game-revenues/ (дата обращения 23.04.2019).
7. What percentage of film producers are women? URL:https://stephenfollows.com/what-percentage-of-film-producers-are-women/ (дата обращения 18.04.2019).
8. Лучшие кассовые сборы URL:https://www.kinopoisk.ru/box/best_total/view_all/1/ (дата обращения: 05.04.2019).
9. Лучшие кассовые сборы за 2018 год URL:https://www.kinopoisk.ru/index.php?level=6&view_best_box=1&view_best_box=4&view_year=2018(дата обращенИя: 05.04.2019).